Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением
Правительства
Ленинградской области
от 27.12.2017 N 743-р
(приложение)
Стратегия
по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ленинградской области до 2025 года
1. Перечень обозначений и сокращений
АПК - агропромышленный комплекс
АТР - Азиатско-Тихоокеанский экономический регион
БРИКС - торгово-экономическое объединение стран, в которое входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка
ВРП - валовой региональный продукт
ВЭД - внешнеэкономическая деятельность
ГЧП - государственно-частное партнерство
ЕС - Европейский Союз
ЕАЭС - Страны, входящие в Евразийский экономический союз: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии
ИТ - информационные технологии
ЛКМ - лакокрасочные материалы
ЛПК - лесопромышленный комплекс
МСП - малое и среднее предпринимательство
НКО - некоммерческая организация
НПА - нормативный правовой акт
ПЭТ - полиэтилен и его производные
РФ - Российская Федерация
РЭЦ - Российский экспортный центр
СЗФО - Северо-Западный федеральный округ
СНГ - Содружество Независимых Государств
ТНВЭД - товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС
ТНК - транснациональные корпорации
ШОС - Шанхайская организация сотрудничества
ЦДС - цепочки добавленной стоимости
ISO - международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization)
OSHAS - серия стандартов для оценки профессиональной безопасности объектов промышленности и транспорта (Occupational health and safety Assessment Series)
SEO - поисковая оптимизация - комплекс мер по внутренней и внешней оптимизации для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей с целью увеличения сетевого трафика (Search Engine Optimization)
2. Общие положения
Стратегия по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ленинградской области до 2025 года (далее - Стратегия) разработана с учетом долгосрочных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Ленинградской области, а также задач, определенных приоритетным проектом "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденным 30 ноября 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Среди приоритетов долгосрочного развития Российской Федерации и Ленинградской области значительная роль отведена укреплению позиций российских производителей на мировом рынке за счет сохранения объемов традиционных для российского экспорта статей и наращивания объемов экспорта высокотехнологичных и наукоемких видов продукции; развития малого и среднего предпринимательства как одного из основных драйверов роста российской экономики, в том числе посредством его вовлечения в экспортную деятельность; создания долгосрочного взаимовыгодного партнерства со странами ЕАЭС, БРИКС, ШОС, АТР.
Целью настоящей Стратегии является определение приоритетных направлений и инструментов создания благоприятных условий в Ленинградской области для развития экспортной деятельности, увеличения объемов экспорта, в том числе экспорта продукции глубокой переработки сырья и услуг.
Стратегия направлена на решение следующих задач:
увеличение объема экспорта, в том числе экспорта несырьевой продукции, числа организаций-экспортеров;
формирование эффективной инфраструктуры поддержки экспорта;
обеспечение выхода региональных производителей на зарубежные рынки.
Задачи, решаемые настоящей Стратегией, соответствуют целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года (далее - Стратегия 2030), утвержденной областным законом Ленинградской области от 8 августа 2016 года N 76-оз, Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области до 2030 года (далее - Стратегия развития МСП), утвержденной распоряжением Правительства Ленинградской области от 1 августа 2017 года N 387-р, государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 394, государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 года N 463, государственной программы Ленинградской области "Развитие культуры в Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2011 года N 404.
Реализация Стратегии будет способствовать выполнению целевых показателей вышеуказанных документов стратегического планирования Ленинградской области, позволит обеспечить рост объемов отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, повысить конкурентоспособность продукции региональных производителей на внешних рынках.
3. Текущее состояние экспорта Ленинградской области
3.1. Анализ динамики экспорта Ленинградской области в 2012 - 2016 годах
Доля Ленинградской области в общем объеме экспорта Российской Федерации в период с 2012 по 2015 годы составляла в среднем 2,5-3% и только в 2016 году снизилась до 1,7% в связи со значительным сокращением экспорта нефтепродуктов.
Среди субъектов Северо-Западного федерального округа Ленинградская область занимает 2-е место по объему экспорта с долей 15,1% в общем объеме экспорта округа.
В 2016 году стоимостной объем экспорта из Ленинградской области составил 4808 млн долларов США. По данному показателю регион занимает 13-е место среди субъектов Российской Федерации, уступая традиционно "сырьевым" и промышленно более развитым регионам (рисунок N 1).
Рисунок N 1
Рейтинг регионов по объему экспорта
|
Название региона |
Объем экспорта |
|
Все субъекты Федерации |
285674,01 |
1 |
Москва |
118381,02 |
2 |
Санкт-Петербург |
15802,82 |
3 |
Тюменская область |
15679,97 |
4 |
Кемеровская область |
9602,49 |
5 |
Республика Татарстан |
9316,34 |
6 |
Сахалинская область |
8998,71 |
7 |
Свердловская область |
7118,80 |
8 |
Республика Башкортостан |
5712,48 |
9 |
Краснодарский край |
5588,81 |
10 |
Ростовская область |
5545,70 |
11 |
Иркутская область |
5373,24 |
12 |
Красноярский край |
4824,76 |
13 |
Ленинградская область |
4808,53 |
14 |
Московская область |
4761,15 |
Также по объему экспорта Ленинградскую область опережают регионы, имеющие на своей территории крупнейшие предприятия базовых секторов российского экспорта, за счет которых формируется их экспортная специализация, к примеру, Красноярский край и Иркутская область, основу экспорта которых составляет продукция металлургических предприятий.
Стоимостный объем несырьевого экспорта Ленинградской области в 2016 году составил 4645,3 млн долларов США или 96,6% от совокупного объема экспорта региона. По объему несырьевого экспорта(1) в 2016 году область заняла 8 место среди субъектов Российской Федерации.
Совокупный объем экспорта Ленинградской области в стоимостном выражении, как показывает рисунок N 2, за последние 5 лет значительно сократился.
Рисунок N 2
Динамика экспорта региона за 2013 - 2017 годы
Это обусловлено снижением стоимости нефти на мировом рынке, продукты переработки которой (топливо, бензин, керосины, мазуты и иные продукты) в период с 2012 по 2015 год составляли более 75% стоимостного объема экспорта региона.
Рисунок N 3
Зависимость стоимостного объема экспорта от цены на нефть
В 2016 году экспортную деятельность осуществляли 511 региональных компаний, в том числе 290 субъектов МСП или 57,5% от общего числа экспортеров. Регион демонстрирует положительную динамику как по общему числу экспортеров, так и по субъектам МСП: в 2014 году количество экспортеров составляло 339, из них 187 - субъекты МСП, в 2015 году - 379 (214).
Вместе с тем среди субъектов РФ по количеству экспортеров-субъектов малого и среднего предпринимательства регион занимает 29 место, что при существующем потенциале региона можно оценить как низкий результат.
Темпы прироста экспортеров среди субъектов МСП ниже общероссийских: в 2014 году региональные субъекты МСП в числе российских экспортеров - субъектов МСП составляли около 1,3%, в 2016 - менее 1%. В то же время доля средних предприятий региона в общем числе российских средних компаний-экспортеров в 2016 году увеличилась в 2 раза к уровню 2014 года и составила 1,5%, в СЗФО - 10,7%.
Крупнейшими экспортерами региона, обеспечивающими более 70% экспорта от совокупного объема поставок региона, являются: ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" (нефтепродукты); ООО "Нокиан Шина" (автомобильные шины), ООО ПО "Киришинефтеоргсинтез" (нефтепродукты, органические химические соединения); ООО ПГ "Фосфорит" (удобрения, продукты неорганической химии); ЗАО "Интернешнл Пейпер" (бумага и картон, древесная масса); АО "Метахим" (продукты неорганической химии, удобрения); ООО "Крес Нева" (продукты переработки табака); ООО "Майер-Мелнхоф Хольц Ефимовский" (пиломатериалы, пеллеты); ООО "Аристон Термо Русь" (электрические водонагреватели); ООО "Тихвинский ферросплавный завод" (черные металлы).
3.2. Анализ структуры экспортных поставок Ленинградской области
Согласно классификации, разработанной РЭЦ совместно с Всероссийской академией внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, основу товарной структуры экспорта Ленинградской области (58%) составляют продукты переработки нефти или несырье энергетическое (коды ТНВЭД 25 - 27).
Прочие химические продукты и соединения, изделия из резины и пластика (коды ТНВЭД 28 - 40) составляют около 20% общего объема экспорта региона. Базовыми статьями экспорта региона по данной товарной группе являются автомобильные шины для легковых автомобилей (33,1%) и удобрения (32%).
Третье место в стоимостном объеме экспорта Ленинградской области занимает товарная группа "древесина, бумага и изделия из них" (коды ТНВЭД 44 - 49), составляющая 11,0% от общего объема экспорта. В этой товарной группе 46% экспорта приходится на пиломатериалы, 35% - на бумагу и картон, 10% - на целлюлозу.
Следующие позиции по размеру доли в стоимостном объеме экспорта занимают товарные группы "металлы и изделия из них" (4% от общей доли экспорта, коды ТНВЭД 72 - 83), "машины и оборудование" (3%, коды ТНВЭД 84 - 89) и "пищевая и сельскохозяйственная продукция" (2,5%, коды ТНВЭД 01 - 24).
Рисунок N 4
Динамика товарной структуры экспорта Ленинградской области за 2012 - 2016 годы
Снижение мировых цен на нефть вкупе со снижением курса рубля к основным мировым валютам создали благоприятные условия для экспорта продукции, в том числе которая ранее не поставлялась на внешние рынки. Вместе с тем ТОП 30 крупнейших позиций экспортной номенклатуры региона остался практически неизменным и незначительно пополнился товарами высокого передела, производимыми в результате реализации инвестиционных проектов: промышленными баками (ООО "Сигнал"), стеклотарой (ООО "Русджам Стеклотара Холдинг") и железнодорожными вагонами (АО "Тихвинский вагоностроительный завод").
По оценкам РЭЦ, доля продукции высоких и средних переделов в российском экспорте достигла почти 60% по итогам 2016 года, в Ленинградской области - 69,4%. Стоимостный объем продукции высокого и среднего передела, экспортируемой регионом, составил за 2016 год 1303 млн долларов США.
Динамика показателей изменения экспорта несырьевых неэнергетических товаров в разрезе пределов приведена в таблице 1.
Таблица 1
Тип неэнергетического экспорта |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 (9 месяцев) |
Высокий передел (млн $ США) |
883,6 (11 место в РФ) |
875 (13 место в РФ) |
690,7 (14 место в РФ) |
770 (10 место в РФ) |
574 (11 место в РФ) |
Средний передел (млн $ США) |
680,8 (13 место в РФ) |
746,5 (12 место в РФ) |
656,8 (10 место в РФ) |
533 (13 место в РФ) |
461 (13 место в РФ) |
Низкий передел (млн $ США) |
738,6 (24 место в РФ) |
739,7 (24 место в РФ) |
645,2 (23 место в РФ) |
574 (23 место в РФ) |
585 (18 место в РФ) |
Справочно несырьевой энергетический (млн $ США) |
11083 (2 место в РФ) |
13047 (2 место в РФ) |
7781 (2 место в РФ) |
2768 (5 место в РФ) |
2341 (6 место в РФ) |
Более 70% экспорта товаров высокого передела, экспортируемых из Ленинградской области, составляют автомобильные шины, электрооборудование и машиностроительная продукция.
Основными товарами среднего несырьевого передела, экспортируемыми из региона, являются бумага и картон, подготовленный табак, соли фосфорных кислот, полуцеллюлоза. На долю этих товаров приходится 58% экспорта продукции среднего передела Ленинградской области.
Основными товарами низкого несырьевого передела, экспортируемыми из Ленинградской области, являются удобрения, пиломатериалы, химическое сырье, ферросплавы. На их долю приходится более 87% экспорта товаров низкого передела Ленинградской области.
3.3. Анализ географии экспорта Ленинградской области, крупнейшие страны-контрагенты
Согласно данным Северо-Западного Таможенного управления, география экспортных поставок Ленинградской области неуклонно увеличивалась в последние 5 лет: со 107 стран в 2012 году до 133 стран в 2016 году.
Ключевыми странами-контрагентами по экспорту продукции из Ленинградской области в 2016 году являлись Китай (13,1% - от общего объема экспорта Ленинградской области), Финляндия (9%), Нидерланды (6,2%), США (5,9%), Бельгия (5,6%).
Среди регионов Российской Федерации Ленинградская область в 2016 году занимала 6 место по географии присутствия на внешних рынках в страновом разрезе, уступая лишь Москве (184), Санкт-Петербургу (168), Московской области (141), Краснодарскому краю (137) и Ростовской области (137).
Учитывая широкое представительство региона на зарубежных рынках, одной из основных задач становится удержание существующих позиций Ленинградской области на внешних рынках посредством сохранения (и/или увеличения) объемов экспорта традиционных для региона видов продукции (удобрения, шины, нефтепродукты, пиломатериалы), последовательного наращивания объемов несырьевого, высокотехнологического экспорта, а также расширение географии поставок.
3.4. Экспорт услуг Ленинградской области
Рынок экспорта услуг Российской Федерации за последние 5 лет имеет тенденцию к снижению с 62,3 млрд долларов США в 2012 году до 50,5 млрд долларов США - в 2016 году. Снижается и объем транспортных услуг, занимающих наибольший удельный вес (34%) в структуре экспорта услуг Российской Федерации.
Несмотря на снижение объема транспортных услуг в Российской Федерации, доля Ленинградской области в их совокупном объеме увеличилась с 1% в 2012 году до 3,2% в 2016 году. По этому показателю Ленинградская область входит в первую десятку субъектов Российской Федерации.
В 2016 году объем экспорта услуг из Ленинградской области составил 551 млн долларов США, при этом 542 млн долларов США, или 99% от совокупного объема экспортных услуг региона, приходится на транспортный сектор.
Расширение инфраструктуры морских портов Ленинградской области, реализация крупных проектов в портовых и припортовых зонах позволит и далее увеличивать удельный вес Ленинградской области в объеме экспорта транспортных услуг Российской Федерации и к 2025 году довести его удельный вес в совокупном объеме экспорта региона до 5-7%.
4. Анализ внутренних и внешних барьеров развития экспорта
В рейтинге "Ведение бизнеса" Всемирного банка по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса по состоянию на июнь 2017 года Российская Федерация занимает 35 место среди 190 стран, по индикатору "международная торговля" - 100 место.
Стратегией 2030 и Стратегией развития МСП обеспечение благоприятного климата и снижение административных барьеров для развития бизнеса определены в качестве важнейших задач, стоящих перед экономикой региона.
По результатам опроса предприятий, проведенного в 2017 году, можно выделить следующие проблемы (барьеры), препятствующие развитию в регионе экспортной деятельности:
отсутствие компетенций у субъектов МСП для работы на зарубежном рынке, а также наличия необходимой информации о внешних рынках, включая требования иностранного законодательства;
низкая конкурентоспособность отечественной продукции по большинству номенклатурных позиций, низкий уровень развития технологий, а также ценовая конкуренция со стороны производителей иных стран;
высокая стоимость финансовых ресурсов, привлекаемых под экспортные сделки и на разработку экспортно ориентированной продукции;
высокие затраты на продвижение продукции (участие в выставках, рекламные мероприятия, выпуск образцов для исследований и демонстрации, проведение маркетинговых исследований);
высокие удельные затраты на омологацию и сертификацию продукции, их необходимость для каждого конкретного рынка сбыта;
высокие затраты на транспортировку продукции до конечного потребителя;
отсутствие региональных мер по оказанию системной финансовой поддержки несырьевого экспорта;
заградительные меры стран - потенциальных рынков сбыта;
экономические санкции по отношению к России.
Стратегия предусматривает мероприятия по устранению барьеров либо минимизации их последствий.
5. Цели, задачи и направления развития экспорта
Задача 1. Увеличение объема экспорта, в том числе экспорта несырьевой продукции, числа организаций-экспортеров
Направление 1. Вовлечение субъектов МСП в экспортную деятельность
Одним из направлений деятельности по увеличению объемов экспорта является активизация экспортной деятельности малых и средних предприятий. Доля объема экспорта субъектов МСП в стоимостном объеме экспорта региона составляет 2,5%. Субъекты деятельности в сфере МСП имеют предпосылки для повышения конкурентоспособности продукции и выхода как на внутренние, так и зарубежные рынки посредством развития производства высокотехнологичных товаров и услуг.
Стратегия развития МСП предусматривает проекты и мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для деятельности малых и средних компаний, развитие экспортной деятельности, продвижение продукции на внешние рынки.
На базе учреждений среднего профессионального образования будут созданы ресурсные обучающие центры, на базе которых сотрудники субъектов МСП пройдут обучение (переподготовку, повышение квалификации) по программам ведения бизнеса, в том числе экспортной деятельности.
Будет продолжена начатая в 2017 году работа по проведению с субъектами МСП тренингов в рамках федеральных партнерских программ обучения, реализуемых совместно с АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", АО "Российский экспортный центр" и др.
В соответствии со Стратегией развития МСП дальнейшее развитие получит инфраструктура поддержки субъектов МСП, рыночные инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (микрозаймы и поручительства).
Будет осуществляться субсидирование затрат на модернизацию производства и развитие лизинга оборудования субъектов малого и среднего предпринимательства, внедряющих инновации и производящих экспортную продукцию и услуги, что будет способствовать увеличению производства субъектами МСП конкурентоспособной продукции и созданию предпосылок для ее вывода на внешние рынки.
Реализация указанных проектов и мероприятий позволит обеспечить выполнение целевого показателя Стратегии развития МСП по увеличению доли субъектов МСП в общем объеме экспорта региона к 2024 году - до 8,5%, а к 2030 году - до 12%, а также целевого показателя настоящей Стратегии по количеству субъектов МСП в общем числе экспортеров к 2025 году до 525.
Направление 2. Диверсификация регионального экспорта
По имеющимся оценкам, переработка сырья обеспечивает рост добавленной стоимости в 2-10 раз, в частности стоимость нефти, преобразованной в продукты нефтехимии, вырастает в 2-4 раза, древесины, переработанной в плиты и фанеру, - в 4-8 раз, текстильного сырья в предметы текстиля и одежды - в 4-6 раз, стали, переделанной в рядовые металлоизделия, - в 5-10 раз.
Политика региона в части диверсификации экспортной структуры направлена на содействие увеличению продукции несырьевых неэнергетических товаров высокого, среднего и отчасти низкого переделов. В этой связи наличие на территории региона производственных мощностей, обеспечивающих глубокую переработку сырья, являются необходимым условием для роста экспорта несырьевой продукции высоких переделов.
По данным Петростата, степень износа основных производственных фондов предприятий региональной промышленности составляет 49%.
Государственными программами Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области", "Развитие сельского хозяйства" предусмотрены мероприятия, направленные на решение задач по созданию и внедрению конкурентоспособных технологий в пищевой и перерабатывающей промышленности; модернизации промышленности и агропромышленного комплекса, что позволит обеспечить рост производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, создаст предпосылки для роста экспорта несырьевых продуктов и увеличения числа региональных экспортеров.
"Полюсом роста" экспортного потенциала региона, увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью станут промышленные кластеры, создающие предпосылки для развития инноваций и концентрации производства, в том числе за счет встраивания субъектов МСП в производственную кооперацию в рамках кластеров.
В целях создания условий для модернизации основных фондов региональных предприятий будет продолжена работа по выработке новых мер государственной поддержки обновления производственного оборудования, созданию института специальных инвестиционных контрактов при реализации инвестиционных проектов.
Планируется проработать вопрос создания Регионального фонда развития промышленности и участия региона в программе "Совместные займы" Фонда развития промышленности, направленной на поддержку производства конкурентоспособной продукции гражданского назначения.
Также будет осуществляться информационно-консультационная работа с предприятиями по вопросам получения государственной поддержки федерального и регионального уровня, условиям софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.
Реализация указанных инструментов и механизмов по диверсификации экспорта приведет к приросту продукции высоких переделов несырьевого экспорта в стоимостном объеме несырьевого экспорта к 2025 году до 30%, продукции средних переделов - до 25%, выполнению целевых показателей стратегии по росту объемов экспорта.
Задача 2. Формирование эффективной инфраструктуры поддержки экспорта
В регионе сформирована институциональная инфраструктура поддержки промышленности, в которую вошли организации, оказывающие финансовую, информационную и сервисную поддержку промышленным предприятиям региона:
ОАО "Инновационное агентство Ленинградской области" специализированная организация по созданию и развитию инвестиционных площадок (индустриальные парки, технопарки) и инновационной инфраструктуры на территории Ленинградской области;
ГКУ "Агентство экономического развития Ленинградской области" - специализированная организация по привлечению инвестиций, сопровождению инвестиционных проектов по принципу "единого" окна и продвижению инвестиционного климата Ленинградской области в России и за рубежом;
ГКУ Ленинградской области "Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства", осуществляющее деятельность по организации процесса предоставления субсидий на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса (прямая финансовая поддержка), а также консультирование и юридическую поддержку предпринимателей, содействие в продвижении товаров и услуг субъектов МСП, информационную поддержку субъектов МСП;
АО "Агентство поддержки малого и среднего предпринимательства, региональная микрокредитная компания Ленинградской области", предоставляющее поручительства, гарантирующие выполнение заемщиком обязательств по кредитным договорам и договорам лизинга при недостатке необходимого обеспечения у самого заемщика, а также предоставляющее микрозаймы субъектам МСП для осуществления предпринимательской деятельности и займы для обеспечения заявки для предпринимателей Ленинградской области, работающих на электронных торговых площадках;
ООО "Ленобллизинг", осуществляющее деятельность по передаче в лизинг техники, оборудования и транспортных средств субъектам МСП.
В 2017 году в целях стимулирования реализации кластерных инициатив, повышения кооперации и компетенций предприятий, роста инвестиционного и ресурсного потенциала, расширения рынков сбыта продукции региональных производителей создана Автономная некоммерческая организация - "Центр развития промышленности Ленинградской области" (далее - "Центр развития промышленности").
Деятельность Центра развития промышленности направлена на содействие промышленным предприятиям, в том числе субъектам МСП Ленинградской области, в продвижении продукции на внешние рынки посредством:
- обеспечения доступа предприятий ко всем видам финансовой и нефинансовой поддержки регионального и федерального уровня в сфере экспортной деятельности;
- поиска зарубежных партнеров и продвижения продукции экспортеров на внешние рынки, организация бизнес-миссий и реверсных бизнес-миссий;
- сопровождения предприятий на всех этапах жизненного цикла экспортной деятельности;
- оказания консультационной помощи по вопросам ВЭД;
- содействия начинающим экспортерам;
- сопровождения экспортеров при работе с региональными и федеральными ведомствами, федеральными институтами поддержки экспорта (АО "РЭЦ", АО "Эксар", "Росэксимбанка", Корпорации МСП).
Реализуя указанные инструменты и механизмы, Центр развития промышленности станет основой региональной системы поддержки экспорта, интегрированной в общенациональную и региональную инфраструктуру поддержки промышленности.
Задача 3. Обеспечение выхода региональных производителей на зарубежные рынки
"Дорожная карта" работы с региональными компаниями по продвижению продукции на зарубежные рынки будет сформирована по результатам ежегодно проводимой инвентаризации региональных компаний, осуществляющих экспортные поставки, и, что особенно важно, планирующих их осуществлять. Это позволит сформировать так называемый экспортный портфель региона, в рамках которого в форме электронных каталогов будут созданы публичные реестры:
- действующих экспортеров Ленинградской области;
- компаний, заинтересованных в экспорте своей продукции, с описанием товарных групп для дальнейшего их размещения на интернет-портале, посвященном экспортной деятельности региона, и проработки в рамках сотрудничества с торговыми представительствами РФ за рубежом, региональной и федеральной инфраструктурой поддержки экспортной деятельности.
По результатам инвентаризации возможностей региональных экспортеров и определения перспективных ниш для поставки продукции на внешние рынки будут формироваться конкретные мероприятия по продвижению продукции региональных производителей на внешние рынки.
Инструментами продвижения региональных производителей на внешние рынки станут:
- организация бизнес-миссий (в том числе реверсных) для представителей регионального бизнес-сообщества;
- организация участия региональных компаний в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
- организация деятельности рабочих групп и проведение рабочих встреч с участием представителей Генеральных консульств зарубежных стран по вопросам развития внешнеторговой деятельности;
- подписание соглашений о внешнеэкономическом сотрудничестве со странами, представляющими интерес для внешнеторгового сотрудничества;
- взаимодействие с торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом.
Одним из важных факторов развития экспортной деятельности предприятий Ленинградской области станет развитие взаимодействия с предприятиями и органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью обмена опытом в совместном продвижении товаров и услуг на внешние рынки. Углубление межрегионального сотрудничества экспортеров Ленинградской области будет способствовать расширению экспортного потенциала Ленинградской области и укреплению конкурентоспособности на международных рынках.
Для продвижения продукции региональных производителей на внешние рынки необходимо снятие торговых и административных барьеров, препятствующих доступу продукции региональных производителей на конкретный экспортный рынок. Данная работа будет проводиться при содействии федеральных органов исполнительной власти (Министерства экономического развития РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства промышленности и торговли РФ), торговых представительств РФ за рубежом, межправительственных комиссий по торговому и экономическому сотрудничеству посредством инициирования торговых переговоров и проработки возможностей заключения межправительственных соглашений.
В целях эффективного использования механизма кластерного развития промышленности предусматривается разработка системных стратегий выхода на целевые рынки и продвижения продукции целого кластера как единой структуры.
Также целесообразна разработка брендов промышленно-инновационных кластеров, которые могут внести вклад в усиление бренда региона Ленинградской области на целевых мировых рынках.
Продвижение регионального бренда "Сделано в Ленинградской области" будет достигаться посредством реализации следующих мероприятий:
- создания каталога товаров "Сделано в Ленинградской области", содержащего краткую информацию о товарах, отмеченных данным сертификатом качества, причинах и мотивах создания регионального бренда, основаниях для присвоения сертификата;
- создания регионального "брендбука", содержащего пакет слоганов, комплекс информационных поводов и мероприятий, используемых для продвижения регионального бренда.
Также планируется использование логотипа "Сделано в Ленинградской области" на презентационных материалах продукции, производимой в регионе, при организации зарубежных поездок руководителей органов исполнительной власти. В дальнейшем разработанные материалы могут быть направлены в Торговые представительства РФ для организации продвижения продукции, отмеченной региональным брендом.
Реализация предусмотренных направлением инструментов и механизмов позволит обеспечить выполнение целевого показателя Стратегии по обеспечению присутствия региональных поставщиков на внешних рынках не менее чем в 130 странах.
6. Оценка потенциала и прогноз развития экспорта в Ленинградской области до 2025 года
Прогноз развития экспорта в Ленинградской области составлен с учетом прогноза развития отраслей промышленности по 2020 год и планируемых к реализации на территории региона инвестиционных проектов.
Оценка потенциала и прогноз прироста объемов регионального несырьевого экспорта в разрезе отраслей приведены по умеренно оптимистическому сценарию Стратегии в разрезе отраслей по укрупненным товарным группам ТНВЭД ЕАС.
6.1. Оценка потенциала и прогноз развития экспорта по основным отраслям и группам товаров
6.1.1. Минеральные продукты (коды ТНВЭД 25 - 27) в совокупности занимают в стоимостной структуре экспорта региона свыше 40%. Среди субъектов Российской Федерации Ленинградская область занимает 4-е место по объему экспорта нефтепродуктов, обеспечивая 6% общероссийского объема поставок этой товарной группы на внешние рынки.
Перспективной рыночной нишей для региона продолжает оставаться экспорт керосина и реактивного топлива, который занимает 47% в общероссийском объеме экспорта по данной товарной группе (1-е место среди субъектов Российской Федерации), при этом в 2013 году область не входила даже в пятерку ведущих регионов, осуществляющих экспорт указанных товаров.
Рост объемов экспорта по товарной группе "нефтепродукты" (код ТНВЭД 27) будет достигаться за счет наращивания физических объемов поставок посредством увеличения пропускной способности нефтеналивных терминалов, расположенных в морских портах Ленинградской области, а также посредством расширения производственных мощностей единственного в регионе нефтеперерабатывающего предприятия ООО "ПО "Киришинефтеоргсинтез".
В 2017 году ООО "Кинеф" планирует ввести в эксплуатацию установку ЛК 2Б, благодаря которой увеличится глубина переработки нефти, а значит, товарная структура экспорта нефтепродуктов сместится в пользу продуктов с более высокой добавленной стоимостью.
Еще одним перспективным направлением для увеличения объемов несырьевого экспорта региональных предприятий является поставка на внешние рынки цемента и клинкера. На территории региона расположены 3 цементных завода (ООО "Цесла", ООО Петербургцемент" и АО "Пикалевский цемент"). Объем экспортных поставок цемента за 3 последних года увеличился более чем в 13 раз и в 2016 году составил почти 4,5 млн долларов США.
В целом товарная группа "минеральные продукты" обеспечит прирост стоимостного объема несырьевого экспорта Ленинградской области до 40% к 2025 году.
6.1.2. Химическая и нефтехимическая промышленность, производство изделий из резины и пластика (коды ТНВЭД 28 - 40) занимает второе место в структуре экспорта региона с долей в 20%. Удельный вес данной товарной группы в общем объеме экспорта Российской Федерации составляет около 4,6%.
Базовыми статьями экспорта региона по данной товарной группе являются автомобильные шины пневматические (1-е место среди субъектов Российской Федерации, 47% от общероссийского объема экспорта по данной товарной группе) и удобрения (9-е место, 4%).
В долгосрочной перспективе роль автомобильных шин как одной из основных статей несырьевого экспорта Ленинградской области сохранится. В 2017 году ООО "Нокиан Тайерс" завершает реализацию инвестиционного проекта по вводу в эксплуатацию 14-й производственной линии, что позволит увеличить выпуск готовой продукции на 10%. При сохранении существующих макроэкономических условий экспорт автомобильных шин способен обеспечить до 10% прироста стоимостного объема экспорта к 2025 году.
Прирост стоимостного объемов экспорта удобрений составит в 2025 году не более 7% от общего объема экспорта. Более активному наращиванию стоимостных объемов товарной позиции "удобрения" препятствуют следующие факторы:
- снижение общемировых цен на удобрения, которое вынуждает производителей сокращать объемы производства;
- высокая степень закрытости крупных платежеспособных рынков-потребителей удобрений (в первую очередь США и Канады).
Перспективными товарами для наращивания объемов несырьевого экспорта Ленинградской области могут стать аммиак и метанол, широко востребованные на мировом рынке.
Стоимостной объем экспорта метанола из Российской Федерации в 2016 году превысил 250 млн долларов США, в натуральном выражении составил около 1 млн тонн. Метанол применяется при производстве формальдегида, формалина, ЛКМ, топливных элементов.
Совокупный объем производства метанола в мире составляет 84 млн тонн. Крупнейшим производителем метанола является Китай (83% мирового производства), крупными игроками являются также Саудовская Аравия (9,5%) и Иран (6%). Совокупная мощность российских заводов составляет около 4 млн тонн метанола в год.
На территории Ленинградской области до 2022 года планируется к реализации 3 инвестиционных проекта по организации производства метанола (Балтийский метанольный завод, проекты ПАО "Сибур" и польской Ekozon) совокупной мощностью до 9,2 млн тонн метанола в год, что позволит региону занять лидирующие позиции среди субъектов РФ по объему производства метанола, а с учетом экспортной ориентированности вышеуказанных проектов Ленинградская область станет лидером по объему экспорта метанола среди регионов РФ.
Стоимостной объем экспорта аммиака из Российской Федерации в 2016 году составил 830 млн долларов США, его совокупный объем производства в Российской Федерации составляет около 15 млн тонн в год. В 2018 году в Кингисеппском районе Ленинградской области запланирован запуск завода про производству аммиака АО "Еврохим Северо-Запад" мощностью до 1 млн тонн в год.
Реализации проектов по производству аммиака и метанола обеспечит прирост стоимостного объема экспорта до 20% в 2025 году.
Крайне низкие позиции занимают экспорт фармацевтической продукции и лакокрасочных материалов, по объемам экспорта которых Ленинградская область занимает 40-е и 32-е места среди субъектов Российской Федерации соответственно. В совокупности их доля в объеме экспорта региона составляет менее 0,01%.
Несмотря на низкие значения объемов экспорта двух вышеуказанных товарных групп, их экспортный потенциал не исчерпан. В 2018 году планируется запуск производства фармацевтической продукции на ООО "Завод им. Академика Филатова", рынок сбыта готовой продукции которого включает страны ближнего зарубежья.
В 2017 году в Ленинградской области введен в эксплуатацию завод по производству лако-красочных материалов норвежской фирмы Йотун, планирующей экспортировать свою продукцию в страны ЕАЭС и СНГ. Финской компанией Тиккурила анонсирована реализация инвестиционного проекта по выпуску ЛКМ в Ленинградской области. Новый завод может начать выпуск продукции уже в 2019 году. Ключевыми направлениями экспорта ЛКМ станут страны СНГ и АТР.
Прирост стоимостного объема экспорта по товарным позициям фармацевтическое производство и производство ЛКМ может составить до 1% в 2025 году, ЛКМ - до 2,5%.
Перспективным направлением является экспорт широкой номенклатуры пластмассовых изделий. Для Ленинградской области характерно наличие значительных производственных мощностей по выпуску пластиковой упаковки для пищевых продуктов, бытовой химии и парфюмерных изделий. Объем экспорта пластиковой упаковки в 2016 году составил около 5 млн долларов США. Принимая во внимание текущие производственные мощности, а также инвестиционные проекты, реализуемые или планируемые к реализации в Ленинградской области, экспорт пластиковой упаковки может стать важной статьей экспорта изделий из пластмасс. Прирост стоимостного объема экспорта пластмассовых изделий может составить до 2% в 2025 году.
6.1.3. Лесопромышленный комплекс (коды ТНВЭД 44 - 49) занимает третье место в стоимостном объеме экспорта Ленинградской области с долей в 11,0%. Экспорт товарных позиций ЛПК Ленинградской области составляет 5,2% от стоимостного объема экспорта продукции лесопромышленного комплекса Российской Федерации.
Дальнейший рост объемов экспорта продукции лесопромышленного комплекса связан с повышением степени переработки древесины и увеличением доли пиломатериалов и продуктов глубокой переработки древесины в совокупном объеме экспортных поставок, что позволит повысить эффективность продаж и частично нейтрализовать фактор высоких транспортных издержек.
В настоящее время более 80 процентов вывоза деловой древесины направляется в страны Европы, тогда как география поставок пиломатериалов широко диверсифицирована, включая страны ближнего и дальнего зарубежья. Подобная диверсификация создает возможности для гибкого маневрирования рынками сбыта в условиях неравномерной динамики конъюнктуры в отдельных странах и регионах.
Перспективным направлением для увеличения объемов экспорта продукции являются пеллеты (древесные гранулы). В Ленинградской области сосредоточены значительные производственные мощности по выпуску пеллет. В 2017 году в Бокситогорском районе Ленинградской области введен в эксплуатацию пеллетный цех ООО "ММ Ефимовский". Также расширить свое присутствие на внешнем рынке планирует ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация". В среднесрочной перспективе Ленинградская область может занять 1 место по объему экспорта древесных гранул, основными покупателями которых являются страны Европы.
В 2017 году в Ленинградской области открылась фабрика обоев ООО "Артекс". После введения второй очереди фабрика станет крупнейшей в РФ по объему выпуска продукции, 10% которой будет поставляться на экспорт.
Основным фактором, сдерживающим развитие экспорта продукции ЛПК, является дефицит сырья, из-за чего ряд предприятий вынужден закупать сырье в других регионах СЗФО, что негативно сказывается на конкурентоспособности и рыночных перспективах выпускаемой продукции.
Прирост стоимостного объема экспорта по товарной группе "лесопромышленный комплекс" может составить до 10% в 2025 году.
6.1.4. Металлургия и производство готовых металлических изделий (коды ТНВЭД 72 - 83) занимает четвертое место в стоимостном объеме экспорта региона и составляет около 4%. Доля Ленинградской области в общероссийском объеме экспорта по данной группе товаров составляет 0,6%.
Более трети - 35,8% экспорта региона приходится на отходы и лом черных металлов; 22,3% - на ферросплавы.
В связи с отсутствием на территории региона необходимой сырьевой и производственной базы металлургия и производство металлических изделий не могут быть отнесены к приоритетным отраслям для развития экспортной деятельности региона.
Вместе с тем потенциальными точками роста могут выступать свинец, производимый путем переработки вторсырья ООО "Экорусметалл", промышленные металлические баки, выпускаемые ООО "Сигнал", быстровозводимые металлические конструкции для постройки домов в тяжелых погодных условиях, выпускаемые ООО "Опытный завод строительных конструкций", ферросплавы (феррохром с высоким содержанием хрома), производимые ООО "ТФЗ".
Прирост стоимостного объема экспорта по товарной группе "металлургия и производство готовых металлических изделий" может составить до 2% в 2025 году.
6.1.5. Машиностроение и производство оборудования (коды ТНВЭД 84 - 89) занимает 3,2% в общем объеме экспорта Ленинградской области. Наибольший удельный вес приходится на газовые турбины - 23%, комплектующие для строительной техники (бульдозеры, экскаваторы) - 18%, электронагревательные устройства - 17%, ж.-д. вагоны - 9%, рыболовецкие суда - 7%.
При этом Ленинградская область занимает 1-е место в Российской Федерации по объему экспорта газовых турбин мощностью свыше 5 МВт, 1-е место по экспорту электрических водонагревателей, 2-е место по экспорту рыболовецких судов. Однако данные товары не являются ведущими в товарной структуре экспорта машин и оборудования Российской Федерации - их доля составляет 0,5% общероссийского объема, а общая доля Ленинградской области в общероссийском объеме экспорта по группе товаров "машиностроение и производство оборудования" составляет 1,1%.
По объему экспорта колесных средств и их компонентов (код ТНВЭД 87) Ленинградская область находится на 32 месте среди субъектов Российской Федерации, в том числе по объему экспорта автомобилей - на 43 месте, автокомпонентов - на 20 месте. Наращивание экспортных объемов по вышеуказанным товарным группам возможно лишь в случае восстановления докризисных показателей автомобильного рынка Российской Федерации.
Одним из наиболее перспективных направлений для расширения объемов несырьевого экспорта машиностроительной продукции Ленинградской области является электрооборудование и электроника. На территории региона сосредоточены крупнейшие в Российской Федерации производственные мощности по выпуску водонагревательного оборудования ООО "Аристон Термо Русь" и ООО "Тепловое оборудование". В регионе действует ряд малых компаний, производящих нагревательные элементы и малые системы обогрева. В перспективе электрооборудование может обеспечить прирост стоимостного объема экспорта в пределах до 1,5% в 2025 году.
Кроме того, в регионе существуют необходимые условия (производственная база, передовые технологии, многолетний опыт производства) для увеличения объемов экспорта запорной арматуры, рыболовецких судов, железнодорожных вагонов. В перспективе данные товары могут обеспечить прирост стоимостного объема экспорта Ленинградской области до 2% в 2025 году.
Драйвером роста может стать экспорт газовых турбин мощностью свыше 5 МВт, производимых на заводе ООО "Сименс Технологии Газовых Турбин".
Совокупный прирост стоимостного объема экспорта по товарной группе "машиностроение и производство оборудования" может составить до 4-5% в 2025 году.
6.1.6. Агропромышленный комплекс (коды ТНВЭД 01 - 24) занимает шестое место в общем объеме экспорта региона. На долю этой товарной группы приходится 2,5% стоимостного объема экспорта региона и 0,6% общероссийского.
Основу экспорта АПК Российской Федерации составляет зерно (34%), рыба и морепродукты (18%), масложировая продукция (13%). В Ленинградской области в силу географических и климатических особенностей отсутствует возможность производить указанные виды продукции в экономически значимых объемах.
Основными статьями экспорта региона в рамках данной товарной группы являются продукты переработки кофе, чая и табака, сырье для которых импортируется и после переработки может экспортироваться за рубеж. На долю этих товаров приходится более 85% экспорта продукции АПК Ленинградской области.
Потенциал для усиления экспортных позиций Ленинградской области в агропромышленном секторе ограничен отдельными рыночными нишами - комбикормами, мясом птицы, мясными продуктами, продуктами переработки яйца и молока, кондитерскими и мучными изделиями.
Основные меры по развитию экспорта продукции АПК должны быть сосредоточены на обеспечении участия региональных производителей в международных выставках и ярмарках, а также содействии в преодолении административных барьеров.
Прирост стоимостного объема экспорта продукции АПК может составить до 4% в 2025 году.
6.1.7. Прочие товары (коды ТНВЭД 68 - 71, 91 - 97) занимают седьмое место в общем объеме экспорта региона. На долю товарной группы приходится 1,6% стоимостного объема экспорта региона и 0,6% общероссийского.
Основными статьями экспорта региона в рамках данной товарной группы являются мебель (23,7), стеклотара (20%), металлоконструкции (17,5%), абразивный инструмент (16,4%).
Потенциал для усиления экспортных позиций Ленинградской области в экспорте прочих товаров связан с реализацией инвестиционных проектов по расширению действующих производственных мощностей предприятий, уже экспортирующих указанные товары. Прирост стоимостного объема экспорта продукции данной группы может составить в 2025 году до 1% стоимостного объема несырьевого экспорта региона.
6.1.8. Оценка потенциала и конкурентоспособности несырьевой продукции
Сводные значения рыночного потенциала и конкурентоспособность несырьевой продукции на внешних рынках, производимой на территории Ленинградской области, представлены в таблице 2 (учтены товары, производимые на территории Ленинградской области в настоящий момент или выпуск которых будет налажен в рамках реализуемых инвестиционных проектов на высоких стадиях готовности).
Таблица N 2
Потенциал усиления рыночных позиций |
Конкурентоспособность |
|
Глобальная (мировой рынок) |
Локальная (страны СНГ и географические "соседи") |
|
высокий |
дизтопливо, смешанные удобрения, пиломатериалы, аммиак, метанол |
химическое сырье, пластмассы, шины, древесные плиты, специализированные суда, энергетическое оборудование, пищевая продукция, накопители памяти |
средний |
железнодорожная техника, ферросплавы, калийные удобрения, газетная бумага, строительная техника, запорная арматура, абразивный инструмент |
автобензин, электроэнергия, металлоизделия, целлюлоза, автомобили, станки, упаковочные бумага и картон, мебель, строительные материалы, ЛКМ, изделия из пластмасс, бытовая химия, медикаменты, одежда, продукты питания, автокомпоненты, светодиодные осветительные приборы, алкогольные напитки, обои |
низкий |
глинозем, свинец, азотные удобрения, электроника (отдельные виды) |
грузовые суда, двигатели, готовый текстиль, бытовая техника, химические волокна, парфюмерно-косметические товары, автокомплектующие, рыболовецкие суда, ткани, обувь, полиграфия |
6.2. Оценка потенциала и прогноз развития экспорта услуг
Направление 1. Развитие экспорта транспортных услуг
Главенствующая роль в экспорте услуг сохранится за экспортом транспортных услуг, чему способствует уровень развития транспортно-логистической системы Ленинградской области, выгодное географическое положение региона.
На территории области осуществляется транзит грузов, отправляемых из стран Юго-Восточной Азии в Западную Европу и обратно. Регион граничит с Финляндией и Эстонией, имеет выход к Балтийскому морю и является уникальным на территории Российской Федерации интермодальным и мультимодальным коридором для международной торговли.
На территории региона находится 4 морских порта: Приморск, Усть-Луга, Высоцк, Выборг, общий грузооборот которых (свыше 150 млн тонн в год) составляет 23% от грузооборота морских портов России. Железнодорожная инфраструктура региона включает в себя 10 направлений и 5 железнодорожных узлов. Грузооборот составляет более 100 млн тонн в год. Транспортную связь с другими регионами России, а также выход в страны Европы обеспечивают 7 федеральных дорог, среди которых автодороги, соединяющие регион с зарубежными странами, М10 "Скандинавия", М11 "Нарва". Активно развивается магистральный трубопроводный транспорт. Протяженность магистральных газоводов в границах области превышает 2,2 тыс. км, магистральных нефтепроводов - около 600 км.
Стимулирование экспорта транспортных услуг будут способствовать меры, принимаемые по интенсификации сотрудничества Ленинградской области с Эстонией и Финляндией в решении вопросов развития мультимодальных транспортных коридоров и обеспечения их стыковки с транспортными системами этих стран.
Также увеличению объемов экспорта услуг будут способствовать комплекс мер, принимаемый во исполнение поручений Президента Российской Федерации по увеличению объемов транзита грузов через морские порты Балтийского моря, и реализация крупных инфраструктурных проектов в транспортно-логистической сфере, важнейшими из которых являются проекты:
- по расширению существующей инфраструктуры морских портов Усть-Луга и Приморск;
- строительству складского логистического центра пропускной способностью до 2850 тыс. TEU в порту Усть-Луга;
- строительству терминалов по перевалке удобрений, химических продуктов и веществ (проекты ЕвроХима и Балтийской газохимической компании);
- строительству комплекса по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа в районе КС "Портовая" в Выборгском районе Ленинградской области;
- развитию дальних подходов к портам (автомобильных и железнодорожных) и увеличению пропускной способности существующей транспортной системы региона, обеспечивающей транзит грузов (реконструкция станции Волховстрой, расширение пропускной способности железнодорожного узла в направлении Усть-Луги и др.);
- развитию автомобильно-железнодорожного паромного комплекса, осуществляющего паромное сообщение Усть-Луга - Балтийск - порты Германии;
- строительству аэропорта "Сиверский", грузового аэропорта "Усть-Луга".
Направление 2. Развитие экспорта туристических услуг
По итогам 2016 года Ленинградская область заняла 11 место в рейтинге туристской привлекательности регионов России и 6 место в Национальном рейтинге развития событийного туризма.
Развитие экспорта услуг планируется также осуществлять за счет реализации проектов по экспорту туристических услуг, предусмотренных подпрограммами "Развитие международных и межрегиональных связей Ленинградской области"; "Развитие внутреннего и въездного туризма в Ленинградской области" государственной программы "Стимулирование экономической активности Ленинградской области".
Драйверами роста экспорта туристических услуг является развитие туристических кластеров.
Развитие экспорта туристического услуг будет осуществляться посредством:
- реализации программ приграничного сотрудничества с Финляндией и Эстонией,
- организации разработки и продвижения международных туристских маршрутов,
- участия региона в международных проектах по развитию туризма;
- создания на территории Ленинградской области новых объектов показа;
- развития сети информационных центров и пунктов для туристов;
- разработки и изготовления информационных и презентационных материалов и др.
Кроме того, росту туристической привлекательности Ленинградской области в рамках развития приграничного сотрудничества будет способствовать внедрение в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" системы "tax-free" для иностранных туристов (так называемый экспорт с прилавка). Внедрение системы увеличит интерес иностранных граждан к покупке российских товаров, а также создаст предпосылки для притока иностранных туристов в Ленинградскую область из приграничных территорий.
В результате реализация предусмотренных проектов, мероприятий и механизмов экспорт услуг в стоимостном выражении может увеличиться к 2025 году в 2 раза, удельный вес Ленинградской области в общероссийском объеме экспорта услуг может составить к 2025 году до 6% в стоимостном выражении.
7. Перспективные зарубежные экспортные рынки
Основные ориентиры экспорта продукции предприятий Ленинградской области в разрезе макрорегионов имеют следующие перспективы (в порядке убывания приоритетности макрорегиона):
7.1. Таможенный союз и страны СНГ
Страны региона предъявляют спрос на широкий ассортимент российской продукции: машинно-техническую продукцию, продовольствие, промышленные материалы, товары широкого потребления и т.д. Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан и Киргизия.
Предпосылками для наращивания экспорта являются действие интеграционных процессов, наличие общих или близких границ, тесные исторические, социокультурные, экономические связи, растущие местные рынки, выгодное транспортно-географическое положение России по сравнению с большинством конкурентов. Вместе с тем усиливается конкуренция с Китаем, прежде всего в центрально-азиатских республиках, к которым он имеет прямой выход.
Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, химические продукты, пиломатериалы, транспортные услуги, машиностроительная продукция, автомобили и комплектующие, железнодорожная техника, фармацевтическая продукция;
7.2. Юго-Восточная и Южная Азия
Страны региона предъявляют спрос на отдельные виды товаров с высокой сырьевой составляющей: нефтепродукты, удобрения, цветные металлы. Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Китай, Индия, Вьетнам, Индонезия и Сингапур.
Сдерживающим фактором для развития масштабных поставок тоннажных товаров (первичной сельскохозяйственной продукции, промышленного сырья и полуфабрикатов) выступает географическая удаленность региона от экспортных портов России.
Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения, машиностроительная продукция, целлюлозно-бумажная продукция, резинотехнические изделия и изделия из пластмассы, туристические услуги;
7.3. Ближний Восток и Северная Африка
Страны данного региона предъявляют основной спрос на нефтепродукты (с высокой степенью переработки), продовольствие, металлургическую продукцию, а также продукцию лесопромышленного и химического комплексов.
Перспективы увеличения объемов экспорта определяются значительным потенциалом экономического роста стран региона и сохранением в силу природных и социально-экономических причин дефицита отдельных групп продукции (продовольствие, лесобумажные товары, металлы).
Значительным экспортным потенциалом обладают пищевые продукты (масложировая продукция, кофе, мясо птицы), пиломатериалы, нефтехимическое сырье, транспортные услуги, удобрения, древесные плиты и фанера, корма.
Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Турция, Иран, Сирия, Египет, Марокко и ОАЭ;
7.4. Европа
Потенциал развития экспорта обусловлен наличием общих границ или географической близостью и достаточно тесными экономическими связями (для некоторых стран региона Россия выступает одним из основных внешнеторговых партнеров).
Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, туристические и транспортные услуги, электроэнергия, потребительские товары, пищевая упаковка, каучук и резинотехнические изделия, удобрения, корма, химическое сырье, древесные плиты и фанера.
Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Германия, Финляндия, Нидерланды, Эстония, Скандинавские страны и страны Восточной Европы;
7.5. Страны Центральной и Южной Африки
Спрос стран региона на российскую продукцию ограничивается зерном и удобрениями, в отдельные годы совершаются заметные закупки вооружений.
Перспективы роста экспорта в этих и других сегментах ограничиваются низким уровнем экономического развития большинства африканских стран, удаленностью рынка, превосходством Китая во многих подходящих для России товарных нишах.
Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения, пищевые продукты, машиностроительная продукция.
Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают ЮАР, Ангола, Нигерия, Эфиопия;
7.6. Северная Центральная и Латинская Америка
По большинству важных товаров возможного экспорта в регионе либо нет сильного дефицита, либо есть более конкурентоспособные поставщики из других стран. Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения, транспортные услуги.
Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Бразилия, Мексика, США и Аргентина;
7.7. Австралия и Океания
Перспективы экспорта крайне малы из-за большой удаленности региона, его избыточности по многим конкурентоспособным российским товарам и высокой требовательности ключевых рынков - фактически здесь находят спрос только нефтепродукты и удобрения;
7.8. Географические (страновые, региональные) ориентиры развития экспорта
Оценка потенциальных объемов прироста несырьевого экспорта в разрезе региональных рынков составлена на основании информационно-аналитических материалов АО "Российский экспортный центр" и портала внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации и приведена в таблице N 3.
Таблица N 3
|
Макрорегион |
Основные страны-партнеры по экспорту |
Основные товарные позиции экспорта |
Перспективные товарные позиции для экспорта |
Перспективные страны-партнеры по экспорту |
Перспективные товарные позиции для экспорта |
1 |
Страны ЕАЭС и СНГ |
Беларусь Казахстан Украина |
Нефтепродукты Удобрения Ферросплавы Кофе растворимый Чай Электрооборудование |
Машиностроительная продукция ЛКМ, ж.-д. вагоны Электрооборудование, респираторы |
Армения Киргизия |
Машиностроительная продукция, цемент, светодиодное оборудование Пищевые продукты |
2 |
Страны Северной и Латинской Америки |
США Бразилия Аргентина Мексика |
Удобрения Химическое сырье |
Машиностроительная продукция, электрооборудование |
США, Бразилия, Мексика |
Ж.-д. вагоны и вагонное литье, Удобрения |
3 |
Европа |
Нидерланды Финляндия Германия Дания, Эстония Швеция |
Нефтепродукты Удобрения Автомобильные шины Химическое сырье Пиломатериалы |
Электрооборудование Пеллеты Цемент, ПЭТ упаковка |
Великобритания |
Цемент |
Бельгия |
Аммиак, нефтепродукты |
|||||
Литва |
Аммиак, с/х сырье |
|||||
Швейцария |
Аммиак, ПЭТ упаковка |
|||||
4 |
АТЭР |
Китай Индия Япония |
Нефтепродукты Удобрения Бумага и картон Пиломатериалы Целлюлоза |
Аммиак Метанол |
Индонезия Сингапур Вьетнам |
Удобрения, нефтепродукты Машиностроительная продукция |
5 |
Ближний Восток |
Израиль Иран |
Пищевые продукты, древесина, пиломатериалы |
Пищевые продукты, запорная арматура |
Ирак Сирия |
Машины и оборудование, ж.-д. вагоны Пищевая продукция |
6 |
Африка |
ЮАР Египет Марокко |
Химическое сырье, удобрения |
Электрооборудование Машиностроительная продукция |
Марокко Египет ЮАР |
Растворимый кофе |
ДР Конго |
Цемент, удобрения |
|||||
Эфиопия, Ангола |
Мясо птицы |
|||||
7 |
Австралия и Океания |
Австралия |
Изделия из черных металлов |
Нефтепродукты, удобрения |
|
|
8. Прогнозные сценарии и целевые ориентиры реализации Стратегии
8.1. Характеристика внешних условий и рисков для моделирования сценариев развития
Для целей настоящей стратегии приняты во внимание следующие негативные тенденции в экономике Российской Федерации:
нестабильная внешнеэкономическая и политическая ситуация, отрицательно влияющая на уровень инвестиционной привлекательности экономики Российской Федерации и намерения инвесторов вкладывать в экономику России;
действие экономических санкций, осложняющих доступ к современным иностранным технологиям, а также "длинным" кредитным средствам;
общая нестабильность внешнеторгового сектора российской экономики.
При этом существующая экономическая ситуация дает инвесторам ряд преимуществ вложения средств в экономику Российской Федерации. В первую очередь, это стоимость национальной валюты, которая делает выгодной покупку готового российского предприятия. В условиях санкций в ряде отраслей появились свободные рыночные ниши для активного импортозамещения, при этом проводимая промышленная политика, направленная на поддержку импортозамещения, делает привлекательным для инвесторов вложение в производство импортозамещающей продукции, на которую предполагается стабильный внутренний спрос. Курс на импортозамещение, курсовая разница валют создают возможности для развития экспорта продукции.
На сегодняшний день Россия имеет возможности для создания собственных цепочек добавленной стоимости в рамках постсоветского экономического пространства, функционирующего в режиме свободной торговли и на принципах совместимости систем регулирования, в первую очередь, технического регулирования. Благоприятные возможности для развития производственно-технологической и научно-технической кооперации создает углубление евразийской экономической интеграции, формирование единого экономического пространства стран-участниц.
Такая кооперация может быть ориентирована как на внутрирегиональные поставки, решая в том числе актуальные задачи в области импортозамещения, так и на экспорт совместно произведенной продукции на рынки третьих стран.
Стратегия учитывает как возможности развития, так и возможные риски:
дальнейшее ухудшение экономической и политической ситуации в мире и стране, замедление темпов экономического роста;
ужесточение санкций, снижение внешнеторгового оборота, сокращение объемов грузовых перевозок, угрозы для импортозависимых отраслей;
снижение инвестиций в экономику страны и региона;
продолжения тренда на низкую стоимость энергоносителей на мировом рынке;
регион испытывает дефицит в промышленных площадках, обеспеченных необходимой инфраструктурой для размещения новых производств. В настоящее время в Ленинградской области заявлено большое количество проектов, реализация которых будет еще больше способствовать увеличению данного дефицита.
8.2. Прогнозные сценарии развития экспорта товаров, работ и услуг
Для целей настоящей стратегии в зависимости от изменения внешних и внутренних условий развития экономики разработаны три сценария развития экспортной деятельности региона: инерционный, умеренно оптимистичный и ускоренный. Описание сценарных условий развития экспорта в регионе показано в таблице.
Действующие условия и ограничения |
Драйверы роста |
Инерционный сценарий | |
- Инвестиционная активность низкая - Бюджетные инвестиции на развитие экспорта значительно ограничены - Действует продолжающийся тренд на снижение цен на нефть на фоне растущего курса рубля - Ужесточение или сохранение действующего санкционного режима |
1. Реализация небольшого числа (2-3) крупных инфраструктурных проектов в морских портах Ленинградской области 2. Наращивание объемов экспорта в традиционных секторах 3. Точечное развитие туристического рынка 4. Точечное привлечение федеральных средств на развитие экспортно ориентированных производств |
Умеренно оптимистичный сценарий | |
- Сохранение "контрсанкций" в агропромышленном секторе - Полностью или частично (срок займа не менее 6-12 месяцев) восстанавливается доступ к внешнему кредитному рынку - Сохраняется федеральный курс на импортозамещение - Сохранение курса на увеличение грузооборота морских портов Балтийского моря - Сохранение существующих мер государственной поддержки как на региональном, так и на федеральном уровне |
1. Модернизация традиционных секторов экономики, увеличение добавленной стоимости 2. Использование экспортного и транзитного потенциала, развитие глубокой переработки грузов 3. Развитие инфраструктуры поддержки ВЭД в регионе 4. Увеличение числа конгрессно-выставочных мероприятий за рубежом, в которых принимают участие региональные компании 5. Региональные компании точечно пользуются мерами поддержки экспортной деятельности |
Ускоренный сценарий | |
- Активизация развития инновационных, экспортно ориентированных секторов экономики - Отменяются санкции, открываются рынки технологий и внешних заимствований - Появление в регионе крупных иностранных высокотехнологичных компаний (сервисных, машиностроительных, логистических) - Продление программы предоставления льготных займов ФРП до 2025 года - Смягчение таможенного законодательства |
1. Реализация крупных инновационных проектов, в т.ч. большей части проектов в морских торговых портах Ленинградской области 2. Масштабные бюджетные инвестиции в развитие экспортной деятельности, в том числе привлекаемые региональной инфраструктурой поддержки экспортной деятельности из федерального бюджета 3. Выход на международные рынки новых товаров, услуг, в том числе в высокотехнологичных отраслях экономики 4. Центры развития предпринимательства созданы во всех районах и оказывают информационно-консультационные услуги по ведению экспортной деятельности 5. Активное продвижение региональных компаний за рубежом в партнерстве с Торгпредствами РФ, АО "РЭЦ" 6. Систематическое участие региональных компаний в бизнес-миссиях и конгрессно-выставочных мероприятиях за рубежом в рамках разработанных планов 7. Льготы, предусмотренные законом N 88-оз "О мерах государственной поддержки экспорта товаров, работ и услуг в сфере информационных технологий в Ленинградской области" |
8.3. Целевые показатели сценариев реализации стратегии
Умеренно оптимистичный сценарий развития экспортной деятельности Ленинградской области считается целевым, что не исключает возможности заимствования отдельных элементов инерционного или ускоренного сценариев.
Инерционный
N |
Показатели |
Этап I 2018 |
Этап II 2020 |
Этап III 2025 |
1 |
Рост объема несырьевого экспорта в стоимостном выражении к уровню 2016 года |
5% |
10% |
35% |
2 |
Рост объема несырьевого неэнергетического экспорта в стоимостном выражении к уровню 2016 года |
5% |
15% |
25% |
3 |
Рост объема экспорта услуг в стоимостном выражении к 2016 году |
3% |
7% |
20% |
4 |
Рост количества экспортеров к уровню 2016 года |
3% |
7% |
20% |
5 |
Рост количества экспортеров из числа субъектов МСП |
3% |
7% |
12% |
6 |
Диверсификация географии поставок (количество стран экспорта) |
130 |
125 |
120 |
7 |
Количество субъектов МСП, получивших информационно-консультационную поддержку, и/или прошедших обучение в рамках образовательного проекта, и/или получивших иные меры поддержки региональных и федеральных институтов развития (нарастающим итогом) |
20 |
50 |
100 |
8 |
Ленинградская область среди субъектов Российской Федерации по стоимостному объему несырьевого экспорта занимает место в ТОП 5 |
нет |
нет |
нет |
9 |
Ленинградская область среди субъектов Российской Федерации по стоимостному объему несырьевого экспорта занимает место в ТОП 10 |
нет |
нет |
нет |
Умеренно оптимистический
N |
Показатели |
Этап I 2018 |
Этап II 2020 |
Этап III 2025 |
1 |
Рост объема несырьевого экспорта в стоимостном выражении к уровню 2016 года |
15% |
25% |
90% |
2 |
Рост объема несырьевого неэнергетического экспорта в стоимостном выражении к уровню 2016 года |
10% |
20% |
60% |
3 |
Рост объема экспорта услуг в стоимостном выражении к 2016 году |
10% |
25% |
60% |
4 |
Рост количества экспортеров к уровню 2016 года |
7% |
15% |
50% |
5 |
Рост количества экспортеров из числа субъектов МСП |
10% |
25% |
80% |
6 |
Диверсификация географии поставок (количество стран экспорта) |
130 |
130 |
130 |
7 |
Количество субъектов МСП, получивших информационно-консультационную поддержку, и/или прошедших обучение в рамках образовательного проекта, и/или получивших иные меры поддержки региональных и федеральных институтов развития (нарастающим итогом) |
50 |
150 |
500 |
8 |
Ленинградская область среди субъектов Российской Федерации по стоимостному объему несырьевого экспорта занимает место в ТОП 5 |
нет |
нет |
да |
9 |
Ленинградская область среди субъектов Российской Федерации по стоимостному объему несырьевого экспорта занимает место в ТОП 10 |
нет |
да |
да |
Ускоренный
N |
Показатели |
Этап I 2018 |
Этап II 2020 |
Этап III 2025 |
1 |
Рост объема несырьевого экспорта в стоимостном выражении к уровню 2016 года |
25% |
40% |
110% |
2 |
Рост объема несырьевого неэнергетического экспорта в стоимостном выражении к уровню 2016 года |
15% |
30% |
90% |
3 |
Рост объема экспорта услуг в стоимостном выражении к 2016 году |
15% |
35% |
90% |
4 |
Рост количества экспортеров к уровню 2016 года |
7% |
20% |
60% |
5 |
Рост количества экспортеров из числа субъектов МСП |
15% |
35% |
100% |
6 |
Диверсификация географии поставок (количество стран экспорта) |
130 |
135 |
140 |
7 |
Количество субъектов МСП, получивших информационно-консультационную поддержку, и/или прошедших обучение в рамках образовательного проекта, и/или получивших иные меры поддержки региональных и федеральных институтов развития (нарастающим итогом) |
50 |
150 |
500 |
8 |
Ленинградская область среди субъектов Российской Федерации по стоимостному объему несырьевого экспорта занимает место в ТОП 5 |
нет |
да |
да |
9 |
Ленинградская область среди субъектов Российской Федерации по стоимостному объему несырьевого экспорта занимает место в ТОП 10 |
да |
да |
да |
9. Ресурсное обеспечение Стратегии
Ресурсное обеспечение мероприятий Стратегии обеспечивается за счет средств: государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области", государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области", государственной программы Ленинградской области "Развитие культуры в Ленинградской области".
10. Заключительные положения
В целях реализации Стратегии Комитетом экономического развития совместно с органами исполнительной власти Ленинградской области разрабатывается план мероприятий по реализации Стратегии, утверждаемый Губернатором Ленинградской области.
_________
(1) В соответствии с методикой АО "Российский экспортный центр". Подробный перечень кодов ТН ВЭД с разбивкой по сырьевым и несырьевым группам представлен в приложении 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.