Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Инструктивно-методическое письмо "Об организации деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга"
Введение
В системе образования Санкт-Петербурга в целях оказания психолого-педагогической профессиональной помощи всем участникам образовательных отношений, включая обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с инвалидностью, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создана система оказания психолого-педагогической помощи обучающимся.
Настоящее инструктивно-методическое письмо предназначено для использования руководителями, педагогическими работниками и сотрудниками:
государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга;
государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений дополнительного образования, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга;
государственных бюджетных учреждений дополнительного профессионального педагогического образования центров повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" районов Санкт-Петербурга (далее - ИМЦ районов Санкт-Петербурга);
государственного бюджетного учреждения Регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" Санкт-Петербурга (далее - Центр диагностики и консультирования);
государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее - СПб АППО).
Действие настоящего письма не распространяется на организацию работы по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми но уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
1. Общие положения
1.1. Организация деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся осуществляется в соответствии:
с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";
Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 19.12.2017:
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге".
1.2. Под обучающимися для целей настоящего письма понимаются лица в возрасте до 18 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях:
испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды;
с повышенными познавательными потребностями, одаренные дети.
Иные понятия, используемые в настоящем письме, применяются в значениях, определенных действующим законодательством, в том числе Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
2. Цели и задачи психолого-педагогической помощи
2.1. Основной целью психолого-педагогической помощи обучающимся является поддержка процесса образования, направленная на своевременное обеспечение сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, снижение рисков дезадаптации и негативной социализации детей, подростков, молодежи.
При этом оказание обучающимся, воспитанникам психолого-педагогической помощи может осуществляться в составе комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи как одного из условий, обеспечивающих адаптивность системы образования к уровням и особенностям их развития и подготовки.
2.2. Основными задачами психолого-педагогической помощи обучающимся являются:
психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях;
участие в проектировании и создании развивающей безопасной образовательной среды;
мониторинг эффективности внедряемых программ и технологий обучения;
проведение психологической экспертизы внедряемых программ обучения в части определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся;
сотрудничество педагогов-психологов с педагогами образовательных учреждений по вопросам обеспечения достижения каждым обучающимся максимально возможных для него личностных и метапредметных образовательных результатов;
содействие в построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
содействие в создании условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и содействие в построении личных профессиональных планов;
содействие позитивной социализации обучающихся;
проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.) и противоправного поведения обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
профилактика насилия и защиты детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию;
содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности; профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
содействие в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся, в воспитании осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных и наркотических веществ, табакокурению, и другим вредным привычкам;
психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
психолого-педагогическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях инклюзивного обучения;
психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающегося, педагогов по проблемам обучения, воспитания, поведения, развития.
2.3. Научно-методическое обеспечение деятельности специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь обучающимся в образовательных учреждениях, осуществляется СПб АППО, ИМЦ районов Санкт-Петербурга, а также городскими и районными методическими объединениями специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь.
3. Организация деятельности по предоставлению психолого-педагогической помощи
3.1. Организация предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся осуществляется в соответствии с полномочиями Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, установленными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 225 "О Комитете по образованию" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга".
Организация предоставления психолого-педагогической помощи осуществляется в соответствии с правовыми актами, указанными в пункте 1.1 настоящего письма и регулируется локальными нормативными актами образовательных учреждений.
3.2. Для реализации поставленной цели и задач психолого-педагогическая помощь может оказываться:
специалистами Центра диагностики и консультирования, специалистами центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) - городской уровень
специалистами государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, и государственных образовательных учреждений дополнительного образования, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее - учреждения, осуществляющие психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь), специалистами территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (ТПМПК) - районный уровень;
специалистами служб психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений, психологами, педагогами-психологами государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга (далее - образовательные учреждения) - уровень образовательного учреждения.
3.3 Психолого-педагогическая помощь обучающимся предоставляется бесплатно независимо от формы получения образования по месту жительства или месту обучения.
3.4. Психолого-педагогическая помощь обучающимся предоставляется на основании заявления в письменной форме одного из родителей (законных представителей).
Обучающиеся в возрасте старше 14 лет могут самостоятельно обращаться за психолого-педагогической помощью.
Обучающиеся и их родители (законные представители) могут самостоятельно определять уровень службы психолого-педагогической помощи, указанный в пункте 3.2. настоящего письма.
3.5. Родители (законные представители) обучающихся при получении психолого-педагогической помощи имеют право:
на уважительное и гуманное отношение;
на отказ на любой стадии от оказания психолого-педагогической помощи;
на получение информации о возможности оказания психолого-педагогической помощи, за исключением случаев оказания психолого-педагогической помощи анонимно;
на иные права, предусмотренные законодательством.
3.6. Также на городском и районном уровне психолого-педагогическая помощь может оказываться не состоящим в контингенте образовательного учреждения детям:
с высокой степенью педагогической запущенности;
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
с ограниченными возможностями здоровья;
с высоким риском нарушения развития, установленным в медицинском учреждении;
с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
с отклонениями в поведении;
жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или
с помощью семьи;
в том числе:
оставшимся без попечения родителей;
инвалидам и другим категориям детей.
Основанием для оказания психолого-педагогической помощи является обращение родителей (законных представителей) детей или детей в возрасте старше 14 лет. относящимся к указанной категории.
3.1. Организация деятельности по предоставлению психолого-педагогической помощи на городском уровне
3.1.1. На городском уровне психолого-педагогическая помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое и медико-социальное обследование обучающихся для определения индивидуальных особенностей, ограничений и ресурсов, оценки ситуации развития, выявления причин возникающих трудностей;
2) психолого-педагогическое и медико-социальное консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе анонимное;
3) проведение курсов индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в целях преодоления трудностей, развития навыков и личностных качеств, укрепления адаптивных ресурсов;
4) обеспечение комплексной специализированной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам на всех возрастных этапах, начиная с раннего;
5) организацию комплексной работы по предупреждению, выявлению, преодолению психофизического и психоэмоционального неблагополучия детей и подростков в образовательной и социальной среде;
6) оказание комплексной индивидуально-ориентированной помощи детям из приемных и опекунских семей;
7) оказание помощи обучающимся в профориентации, выборе профессии и социальной адаптации.
3.1.2. Центр диагностики и консультирования также:
оказывает помощь образовательным учреждениям по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ;
оказывает методическую помощь образовательным учреждениям, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;
осуществляет мониторинг эффективности оказываемой образовательными учреждениями психолого-педагогической и социально-педагогической помощи обучающимся.
3.1.3. Основными направлениями деятельности ЦПМПК по оказанию психолого-педагогической помощи являются:
проведение обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности Комиссии;
участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
3.2. Организация деятельности по предоставлению психолого-педагогической помощи на районном уровне
3.2.1. На районном уровне психолого-педагогическая помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое и медико-социальное обследование обучающихся для определения индивидуальных особенностей, ограничений и ресурсов, оценки ситуации развития, выявления причин возникающих трудностей;
2) психолого-педагогическое и медико-социальное консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе анонимное;
3) проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в целях преодоления трудностей, развития навыков и личностных качеств, укрепления адаптивных ресурсов;
4) обеспечение комплексной специализированной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам на всех возрастных этапах, начиная с раннего;
5) организацию комплексной работы по предупреждению, выявлению, преодолению психофизического и психоэмоционального неблагополучия детей и подростков в образовательной и социальной среде;
6) оказание комплексной индивидуально-ориентированной помощи детям из приемных и опекунских семей;
7) оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3.2.2. Деятельность учреждений, осуществляющих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь по оказанию психолого-педагогической помощи также включает:
содействие обучающемуся в решении актуальных задач его развития, обучения, социализации;
развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности участников образовательных отношений;
консультативно-просветительскую работу среди обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей);
консультативно-диагностическую работу с обучающимися по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, построения индивидуального образовательного маршрута, личностным проблемам;
профилактическую работу и пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей);
сопровождение и разрешение конфликтных ситуаций с помощью медиативных технологий;
оказание психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации.
3.2.3. Учреждения, осуществляющие психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, в рамках сетевого взаимодействия оказывают методическую помощь образовательным учреждениям, организационную поддержку деятельности служб психолого-педагогического сопровождения, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляют мониторинг эффективности оказываемой образовательным учреждением психолого-педагогической помощи обучающимся.
3.2.4. Основными направлениями деятельности ТПМПК по оказанию психолого-педагогической помощи являются:
проведение обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности Комиссии;
участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
3.3. Организации деятельности образовательного учреждения но предоставлению психолого-педагогической помощи
3.3.1. Базовым уровнем системы психолого-педагогической помощи обучающимся являются службы психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений (далее - Службы ОУ), обеспечивающие оказание психолого-педагогической помощи обучающимся.
Служба ОУ может создаваться как структурное подразделение образовательного учреждения.
В случае если в образовательном учреждении не создана Служба ОУ, психолого-педагогическая помощь оказывается психологами, педагогами-психологами данного образовательного учреждения. Координация деятельности указанных специалистов осуществляется руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения.
3.3.2. Оказание психолого-педагогической помощи на уровне образовательного учреждения в первую очередь направлено:
на своевременное выявление конфликтных ситуаций в школе;
изучение межличностных отношений обучающихся;
проведение психологической экспертизы (оценки) комфортности и безопасности образовательной среды в данном образовательном учреждении;
снижение рисков дезадаптации и негативной социализации детей, подростков, молодежи.
3.3.3. Профессиональная деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.
3.3.4. Образовательное учреждение создает необходимые материально-технические условия для деятельности Служб ОУ. психологов, педагогов-психологов (включая кабинет психолога).
Для оказания психолого-педагогической помощи в штат образовательного учреждения вводится "педагог-психолог" (в образовательном учреждении до 550 человек 1,00 ставка, в ОУ более 550 человек - дополнительно 0,50 ставки на каждые 250 человек).
Кроме того, в целях реализации адаптированной общеобразовательной программы в штат образовательного учреждения вводится ставка "педагог-психолог" (1,00 ставка на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
3.3.5. При создании Службы ОУ как структурного подразделения образовательного учреждения в штат образовательного учреждения вводится ставка руководителя третьего уровня (при необходимости). Персональный состав Службы ОУ утверждается распорядительным актом образовательного учреждения.
В состав Службы ОУ входят: педагог-психолог (психолог), социальный педагог, заместитель руководителя образовательного учреждения, другие педагогические работники и специалисты. Также в состав Службы ОУ могут включаться учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор.
3.3.6. В целях оптимизации деятельности образовательного учреждения в состав Службы ОУ могут включаться специалисты психолого-педагогической инфраструктуры данного учреждения (службы медиации, совета по профилактике правонарушений, службы здоровья, психолого-медико-педагогического консилиума и других структурных подразделений).
3.3.7. В деятельности Служб ОУ наряду с сотрудниками образовательного учреждения, также могут участвовать специалисты учреждений, осуществляющих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, и иных государственных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для оказания психолого-педагогической помощи обучающимся. Участие указанных специалистов в деятельности Службы ОУ осуществляется на основании договора в рамках сетевого взаимодействия.
3.3.8. В образовательных учреждениях деятельность психолога, педагога-психолога осуществляется в соответствии с приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)". Деятельность иных специалистов Службы ОУ осуществляется в соответствии с локальными актами образовательного учреждения, регулирующими трудовые отношения.
Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н.
Повышение психолого-педагогической компетентности осуществляется за счет курсов повышения профессиональной квалификации, системы непрерывного образования, в которой предусмотрены различные формы повышения квалификации (конференции, семинары, мастер-классы, вебинары, стажировочные площадки, самообразование, взаимопосещение и другое).
Данные требования также распространяются на работников, оказывающих психолого-педагогическую помощь на городском и районном уровнях,
<< Назад |
||
Содержание Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 7 марта 2018 г. N 03-28-1500/18-0-0 О направлении инструктивно-методического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.