Постановление Правительства Санкт-Петербурга
от 21 июня 2018 г. N 510
"О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2017 N 90"
Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2017 N 90 "О прогнозе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" следующие изменения:
1.1. Раздел 1 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Санкт-Петербурга за 2015 - 2017 годы
В сложных условиях макроэкономической нестабильности экономика Санкт-Петербурга демонстрирует устойчивую положительную динамику развития показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Согласно официальной статистической информации валовой региональный продукт Санкт-Петербурга (далее - ВРП) в 2015 и 2016 годах составил 3387,4 млрд. руб. и 3742,2 млрд. руб. соответственно. Индекс физического объема ВРП в сопоставимых ценах к предыдущему году в 2015 году составил 101,4%, в 2016 году - 102,3%. По оценке Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (далее - Комитет) индекс физического объема ВРП в 2017 году составит 102,3%. В структуре производства ВРП наибольший удельный вес имели следующие отрасли: промышленное производство (2015 год - 20,8%; 2016 год - 20,0%), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (2015 год - 20,2%; 2016 год - 20,0%), деятельность профессиональная, научная и техническая (2015 год - 10,6%; 2016 год - 10,3%), транспортировка и хранение (2015 год - 9,8%; 2016 год - 10,3%). ВРП на душу населения в Санкт-Петербурге в 2015 году составил 650,3 тыс. руб. (рост к 2014 году на 26,1%), в 2016 году - 712,3 тыс. руб. (рост к 2015 году на 9,5%).
В 2015 году индекс промышленного производства (далее - ИПП) уменьшился на 7% относительно 2014 года. Вместе с тем с 2016 года началось постепенное восстановление промышленного производства Санкт-Петербурга. По итогам 2016 года ИПП в сравнении с 2015 годом вырос и составил 103,8%. Наиболее высокие темпы роста зафиксированы в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (ИПП - 127,6%), пищевых продуктов (ИПП - 126,8%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (ИПП - 118,9%), производстве бумаги и бумажных изделий (ИПП - 117,9%). Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств в 2016 году по оценке Комитета снизился на 8,8% и составил 2053,0 млрд. руб. По итогам 2017 года ИПП составил 105,5% к 2016 году.
Наиболее высокие темпы роста отмечены в производстве кожи и изделий из кожи (ИПП - 180,8%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (ИПП - 163,9%), производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (ИПП - 118,4%), металлургическом производстве (ИПП - 105,7%). Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств в 2017 году по оценке Комитета составил 2171,4 млрд. руб. и вырос на 5,8%.
Конкурентоспособность современной экономики определяется лидерством в исследованиях и разработках, динамикой приобретения новых знаний и создания инновационной продукции. Санкт-Петербург является вторым после Москвы научно-техническим центром Российской Федерации, где сосредоточено более 10% ее научного потенциала, и занимает ведущие позиции по сумме затрат на технологические инновации и количеству созданных передовых технологий среди регионов Российской Федерации.
В 2015 году объем научных исследований и разработок, научно-технических услуг, выполненных организациями Санкт-Петербурга, составил 116,9 млрд. руб. и вырос по сравнению с 2014 годом на 9%. Научные исследования и разработки выполняли 79,1 тыс. работников в 299 организациях. В 2016 году рост объема научных исследований и разработок, научно-технических услуг, выполненных организациями Санкт-Петербурга, продолжился и составил относительно 2015 года 107%.
В 2015 году доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП составила 3,6%, что в три раза выше среднероссийского уровня (1,1%). По итогам 2016 года доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП осталась на уровне 2015 года. Индекс технологической инновационной активности организаций Санкт-Петербурга в 2015 году составил 14,8%, в том числе в обрабатывающих производствах - 13,0%, в 2016 году - 13,8%, в том числе в обрабатывающих производствах - 12,3%.
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг по итогам 2015 года составил 7,3%, в 2016 году - 8,7%. Наибольший удельный вес инновационной продукции наблюдается в производстве транспортных средств и оборудования (2015 год - 59,3%; 2016 год - 80,2%), пищевых продуктов (2015 год - 28,5%; 2016 год - 5,8%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (2015 год - 16,5%; 2016 год - 21,8%), машин и оборудования (2015 год - 5,8%; 2016 год - 15,5%).
Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году составил 678,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 31,1% больше, чем в 2015 году. В структуре инвестиций наибольшую долю составили вложения в транспортировку и хранение (28,7%), в обрабатывающие производства (14,8%), а также операции с недвижимым имуществом (9,8%). Согласно официальной статистической информации (первая оценка) в 2017 году инвестиции в основной капитал составили 658,5 млрд. руб., что в сопоставимых ценах ниже уровня 2016 года на 5,7%. По оценке Комитета в 2017 году инвестиции в основной капитал составят 718,1 млрд. руб., показав рост на 2,8% (по результатам второй оценки в конце 2018 года).
В результате введения санкционного режима в отношении Российской Федерации рядом европейских стран и США, а также ответных мер в 2015 году внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга составил 36,0 млрд. долларов США, продемонстрировав снижение на 28,2%. По итогам 2016 года рост внешнеторгового оборота восстановился и составил 37,2 млрд. долларов США или 103,2% по сравнению с 2015 годом. В 2017 году внешнеторговый оборот увеличился до 44,6 млрд. долларов США, что на 19,9% больше, чем в 2016 году. При этом доля экспорта во внешнеторговом обороте увеличилась на 6,2 процентных пункта и составила 48,8%.
Объем строительных работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", по итогам 2016 года составил 626,1 млрд. руб., в 2017 году - 497,8 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 27,3% ниже, чем в 2016 году. Отрицательная динамика изменения объемов выполненных работ по виду деятельности "Строительство" в 2017 году обусловлена высоким значением указанного показателя в 2016 году, в котором были введены в эксплуатацию крупные объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Отрицательная динамика оборота розничной торговли в 2015 году (снижение на 5,0% по сравнению с 2014 годом) связана с сокращением потребительского спроса ввиду снижения доходов населения и ростом сберегательной активности. Вместе с тем по итогам 2016 года началось постепенное восстановление темпов роста оборота розничной торговли, который составил 1234,3 млрд. руб. (увеличение на 0,1% по сравнению с 2015 годом в сопоставимых ценах). В 2017 году оборот розничной торговли продемонстрировал устойчивый рост на 2,9% к уровню 2016 года и составил 1326,3 млрд. руб.
В результате нестабильности внешнеэкономической ситуации в 2015 году в Санкт-Петербурге наблюдался существенный рост индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) до 117,41% по сравнению с 2014 годом. По итогам 2016 года инфляция снизилась до 106,98%, а в 2017 году достигла исторического минимума в 104,31%.
Среднемесячная номинальная заработная плата в 2015 году составила 44,2 тыс. руб. и выросла до 54,4 тыс. руб. по итогам 2017 года. При этом рост реальной заработной платы в 2017 году составил 105,4%, что позволило Санкт-Петербургу стать лидером по указанному показателю среди субъектов Российской Федерации.
Ситуация на рынке труда остается стабильной с низким уровнем безработицы. Численность экономически активного населения (рабочей силы) на конец 2017 года составила 3,04 млн. человек. Уровень безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда) на протяжении последних лет является одним из самых низких в стране. Уровень безработицы за 2015 год составил 2,1% экономически активного населения (рабочей силы), за 2016 год - 1,6%, за 2017 год - 1,7%.
Численность населения Санкт-Петербурга к концу 2017 года достигла 5,35 млн. человек и выросла по сравнению с началом 2015 года на 160 тыс. человек. Несмотря на продолжающийся с 2012 года естественный прирост населения, общий объем прироста населения более чем на 85% обеспечен миграционным приростом".
1.2. Абзацы второй - девятый раздела 2.3 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"Расчет прогнозной численности населения включает две составляющие: естественный прирост населения и миграционный прирост. Ожидается, что с учетом естественного и миграционного приростов численность населения Санкт-Петербурга к 2030 году увеличится до 5714,7 тыс. человек по базовому варианту, до 5894,5 тыс. человек по варианту базовый плюс и достигнет 6079,3 тыс. человек в целевом варианте. Численность населения по целевому варианту к 2035 году увеличится до 6355,3 тыс. человек.
Естественный прирост населения, рассчитываемый исходя из динамики рождаемости и смертности, к концу прогнозного периода составит 2,68, 2,90 и 3,27 в расчете на 1000 человек (по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно), обеспечивая около 30% роста численности населения.
Ожидается, что общий коэффициент рождаемости сохранит положительную динамику. Рост указанного показателя в прогнозном периоде будет обеспечен мерами материального стимулирования рождаемости, реализацией программ по совершенствованию всех форм оказания медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, а также активным развитием репродуктивной медицины. Таким образом, к 2035 году значение коэффициента рождаемости составит 13,62 промилле по базовому варианту и 13,80 - по варианту базовый плюс. Целевой вариант характеризуется достижением к 2035 году значения 14,10 на 1000 чел. населения.
Величина суммарного коэффициента рождаемости в прогнозном периоде характеризуется стабильно положительной динамикой с достижением к 2035 году значения 1,601 по базовому варианту, 1,668 - по варианту базовый плюс и 1,735 - по целевому варианту, однако не достигает уровня, необходимого для простого замещения поколения родителей поколением детей (2,14 ребенка на женщину).
К 2035 году ожидается снижение общего коэффициента смертности до 10,94 промилле по базовому варианту и до 10,91 и 10,83 промилле по базовому плюс и целевому вариантам соответственно. Снижение данного показателя в прогнозном периоде может быть обеспечено за счет введения мер по пропаганде здорового образа жизни, реализации системных мер развития здравоохранения, развития превентивной и профилактической медицины, а также разработки инновационных лекарственных препаратов.
Снижение смертности также обуславливается сокращением числа случаев смертности от болезней системы кровообращения. В 2017 году значение данного показателя в Санкт-Петербурге составило 655 умерших на 100 тыс. населения. В прогнозном периоде ожидается снижение показателя до значения менее 600 умерших на 100 тыс. населения по целевому варианту.
Сдерживающим фактором снижения общего коэффициента смертности является высокая распространенность онкологических заболеваний: по итогам 2017 года число случаев смертности от новообразований (в том числе злокачественных) составило 256,6 умерших на 100 тыс. населения. В прогнозном периоде по целевому варианту ожидается достижение целевого значения показателя, установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" (248,0 умерших на 100 тыс. населения), с дальнейшим сокращением значения к 2035 году: 242,8, 240,7 и 237,0 умерших на 100 тыс. населения по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно.
Сокращение коэффициента смертности также обеспечивается за счет увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Целевое значение показателя "Ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации", установленное Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", на 2018 год (74 года) было достигнуто в Санкт-Петербурге еще в 2013 году (74,2 года). Значение этого показателя в Санкт-Петербурге является одним из самых высоких среди российских регионов, однако не достигает общеевропейского (81 год). В прогнозном периоде ожидается, что данный показатель достигнет значения 80 лет в 2028 году по целевому варианту, в 2029 году - по варианту базовый плюс и в 2030 году - по базовому варианту".
1.3. Раздел 4.1.1 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"4.1.1. ВРП
По мере возобновления экономической активности темп роста ВРП восстанавливается: в 2016 году - 102,3%, в период 2017 - 2019 годов в среднем 102,9% в год по базовому плюс варианту.
В долгосрочной перспективе среднегодовой рост ВРП по базовому плюс варианту составит от 103,4-104,0% в период 2020 - 2025 годов до 104,6% к 2035 году, по целевому варианту - после 2020 года на уровне 105,0% ежегодно. Для расчета реальных темпов роста ВРП (в сопоставимых ценах) в прогнозном периоде в качестве дефлятора применено прогнозное значение ИПЦ по Санкт-Петербургу. Совокупный индекс физического объема ВРП сложился по результатам прогнозирования развития отраслей экономики Санкт-Петербурга.
Темпы роста ВРП по обрабатывающим производствам в целом будут составлять в среднем 106,0% ежегодно (целевой вариант). Ожидается, что в промышленности Санкт-Петербурга при условии оказания соответствующих мер поддержки наиболее высокими темпами будут развиваться отрасли с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичное машиностроение, производство фармацевтической продукции).
Среднегодовые темпы роста машиностроения (включая высокотехнологичную продукцию в производстве транспортных средств, машин и оборудования и производстве компьютеров, электронных и оптических изделий) составят 107%. Опережающими темпами будет характеризоваться развитие фармацевтической отрасли: в период 2020 - 2025 годов среднегодовой темп роста составит 110% ежегодно, далее - 106%.
В производстве и распределении электроэнергии, газа и пара, кондиционировании воздуха, а также в предоставлении услуг водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений по всем вариантам прогноза ожидается замедление темпов роста (не выше 1-3% в год), что отражает тенденцию сокращения потребления энергоресурсов вследствие развития в Санкт-Петербурге технологий энергосбережения.
Рост строительной отрасли на уровне 105,2% в год (по целевому варианту) на 70% обеспечен за счет темпов жилищного строительства в соответствии с целевыми темпами ввода жилья в Санкт-Петербурге, а также на 30% - объема работ нежилого строительства с тенденцией роста на уровне экономики Санкт-Петербурга в целом.
Сфера оптовой и розничной торговли традиционно вносит высокий вклад в формирование общего индекса физического объема ВРП. В варианте базовый плюс среднегодовой темп роста составит 103,1%, в целевом - 103,5%. При этом наибольшая доля в структуре приходится на оптовую торговлю нефтепродуктами, производство которых на территории Санкт-Петербурга не ведется, но отражено по месту регистрации организаций-производителей. Основным фактором роста в розничной торговле в прогнозном периоде являются увеличивающиеся масштабы потребительского спроса за счет прироста численности населения Санкт-Петербурга и роста реальной заработной платы.
Деятельность гостиниц и ресторанов также обеспечит среднегодовые темпы роста валовой добавленной стоимости на уровне выше среднего (в среднем 6,3% в год по целевому варианту и 4,5% по варианту базовый плюс), что будет обеспечено развитием различных направлений туризма, общим приростом туристического потока, увеличением номерного фонда гостиниц.
Рост туристической привлекательности Санкт-Петербурга также окажет влияние на развитие сферы транспорта и обеспечит общий рост добавленной стоимости по отрасли в прогнозном периоде в среднем на 104,5% в год по целевому варианту. При прогнозировании темпов роста добавленной стоимости в транспортной сфере учитывалось потенциальное увеличение пассажиропотока воздушного и морского транспорта, а также на сухопутном пассажирском транспорте, где темп прироста пассажиропотока сложился в равной степени в зависимости от темпов роста численности населения и уровня его реальных доходов.
Виды экономической деятельности в области информации и связи, а также профессиональная, научная и техническая деятельность относятся к приоритетным в развитии экономики Санкт-Петербурга. Реализация мер поддержки этих отраслей позволит обеспечить по ним высокие среднегодовые темпы прироста добавленной стоимости 106,6% и 106,1% по целевому варианту соответственно.
Прогноз темпов роста валовой добавленной стоимости по сферам "Образование" и "Здравоохранение" по целевому варианту выше, чем общий темп роста экономики и основывается на параметрах прогноза численности населения в разрезе возрастной структуры населения. По отрасли "Образование" индекс физического объема ВРП учитывает темп роста численности детей, обучающихся в различных образовательных организациях, по отрасли "Здравоохранение" - темп роста посещаемости учреждений здравоохранения населением трудоспособного возраста (с сохранением текущего количества посещений на одного человека) и населением пожилого возраста (которое с развитием доступности новых видов современной медицинской помощи станет посещать учреждения здравоохранения чаще) с учетом соотношения удельных весов данных групп в структуре населения, при этом доля последнего увеличивается по мере роста продолжительности жизни.
Описанные тенденции развития отраслей экономики приведут к существенному изменению отраслевой структуры ВРП к 2035 году. Доля обрабатывающей промышленности в целевом варианте прогноза увеличится с 16,2% в 2016 году до 19,9% в 2035 году, при этом произойдет рост удельного веса фармацевтической промышленности и ведущих отраслей машиностроения. Также ожидается снижение доли производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Доля туризма возрастет в 1,5 раза, вклад профессиональной, научной и технической деятельности в ВРП вырастет более чем на 3%. В структуре ВРП доля торговли по-прежнему будет существенной, но снизится более чем на 4% в целевом варианте, что обусловлено опережающим ростом высокотехнологичных и наукоемких отраслей.
В целом отрасли, характеризующиеся как высокотехнологичные и наукоемкие, обеспечат в 2035 году 45% общего объема ВРП по целевому варианту прогноза. Для того чтобы обеспечить ускоренные темпы развития экономики, а также создать предпосылки для увеличения производительности труда необходимо существенно увеличить затраты на исследования и разработки. В 2016 году затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки составляли 3,63% от ВРП, что в целом соответствует показателям европейских стран-лидеров. Однако для перехода на следующий технологический уклад предполагается увеличение удельного веса затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в ВРП по целевому варианту в 1,6 раза к 2030 году".
1.4. Абзацы третий и четвертый раздела 4.1.2 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"ИПП в обрабатывающей промышленности по целевому варианту прогнозируется с ежегодным ростом в среднем на 104,5% (по варианту базовый плюс в среднем 104,2%). Наиболее высокими темпами роста будет характеризоваться химическое производство и фармацевтическая промышленность (среднегодовой ИПП 107,5% и 109,7% соответственно), производство машин и оборудования (106,3%), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (105,6%), а также производство транспортных средств и оборудования (105,4%). Существенный вклад в ИПП будет продолжать вносить пищевая промышленность.
В фактической структуре отгрузки продукции обрабатывающих производств наибольшую долю (21,0% в 2017 году) занимают нефтепродукты, производство которых на территории Санкт-Петербурга не ведется, но отражено по месту регистрации организаций-производителей. Несмотря на ожидаемое сохранение роста отгрузки нефтепродуктов в стоимостном выражении на протяжении всего прогнозного периода, опережающие темпы промышленного производства в ведущих отраслях промышленности позволят внести в структуру отгрузки существенные изменения. Суммарная доля машиностроения по целевому варианту возрастет к 2030 году на 4,0 процентных пункта до 39,9%, к 2035 году - до 42,5%. Доля производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в общей отгрузке промышленности составит к 2035 году 19,3%, машин и оборудования - 7,5%, компьютеров, электронного и оптического оборудования - 7,0%, электрического оборудования - 4,7%. Существенная доля будет приходиться на пищевую промышленность (11,9%). Среднегодовой темп роста отгрузки обрабатывающей промышленности по целевому варианту будет составлять в прогнозном периоде 106,2%".
1.5. В разделе 4.1.4 приложения к постановлению:
1.5.1. Абзац второй изложить в следующей редакции:
"В 2013 году Санкт-Петербург находился на втором месте (после Москвы) в рейтинге по темпам роста создания высокопроизводительных рабочих мест. Однако начиная с 2014 года в целом по Российской Федерации темпы роста по данному показателю значительно снизились, а в некоторых регионах приняли отрицательную динамику. По Санкт-Петербургу количество высокопроизводительных рабочих мест в 2015 - 2016 годах снизилось на 77,4 тыс. мест. Однако в 2017 году количество высокопроизводительных рабочих мест выросло на 118,2 тыс. мест, что позволило компенсировать спад предыдущих лет и выйти на темпы роста, запланированные в соответствии с Указом".
1.5.2. В абзаце третьем слова "от 14.11.2013 N 449 "Об утверждении методик расчета показателей "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году", "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" и "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации" заменить словами "от 09.10.2017 N 665 "Об утверждении методики расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году".
1.6. Абзацы третий - пятый раздела 4.1.5 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"Среднегодовой темп роста инвестиций по варианту базовый плюс составит 106,4% в период с 2020 по 2025 год и 106,7% - с 2026 по 2035 год. Ожидается, что в базовом варианте среднегодовые темпы роста инвестиционных вложений до 2020 года составят 104,6%, в последующие периоды - 105,2%.
При формировании прогноза по целевому варианту ожидается улучшение инвестиционного климата и формирование благоприятных условий для дальнейшей реализации и расширения инвестиционных программ, а также увеличение доли инвестиций в ВРП, характерной для стран со схожей с Санкт-Петербургом диверсифицированной структурой экономики и высокой долей высокотехнологичных производств. Среднегодовой темп роста инвестиций по целевому варианту составит 107,9% в период с 2020 по 2025 год, до 108,2% - к 2035 году. Доля инвестиций в ВРП к 2030 году увеличится до 22%, к 2035 году - до 25%.
Доля иностранных инвестиций в ВРП восстановится до докризисного уровня по целевому варианту прогноза к 2030 году и составит 17,2%".
1.7. В разделе 4.1.6 приложения к постановлению:
1.7.1. Абзац третий и четвертый изложить в следующей редакции:
"В долгосрочной перспективе среднегодовой рост экспорта по варианту базовый плюс в период с 2020 по 2035 год составит 103%.
При формировании прогноза по целевому варианту предполагается, что в связи с расширением мер поддержки экспортной деятельности доля отгруженных товаров, направляемая на экспорт предприятиями Санкт-Петербурга, будет увеличиваться более высокими темпами, чем в базовом варианте и варианте базовый плюс. Ожидается, что среднегодовой темп роста по целевому варианту составит в период с 2020 по 2035 год 104%".
1.7.2. Абзац пятый исключить.
1.7.3. Абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"Изменения в структуре экспорта Санкт-Петербурга ожидаются в целевом варианте. Ожидается увеличение удельного веса групп товаров "машины, оборудование, транспортные средства" и "химическая промышленность" (до 26% и до 6% к 2035 году в целевом варианте соответственно), которое будет обусловлено интенсивными и опережающими темпами развития отраслей, благоприятным внешнеэкономическим сотрудничеством".
1.8. Абзац второй раздела 4.1.7 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"По базовому варианту среднегодовой темп роста численности занятого населения до 2035 года составит 100,7%; по варианту базовый плюс - 101,2%; по целевому варианту - 101,5%".
1.9. Абзацы первый и второй раздела 4.1.8 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"Прогноз среднемесячной заработной платы работников организаций производился исходя из объемов ВРП и темпов роста среднесписочной численности работников организаций на соответствующий прогнозный период. В указанном расчете также учитывались структурные изменения в экономике, в соответствии с которыми рост количества работающих в сегментах с более высокими заработными платами выше, чем в среднем по экономике. Прогнозируемый среднегодовой рост номинальной заработной платы составит от 107,4% до 110,1% согласно целевому варианту прогноза.
Ожидается, что пик роста реальной заработной платы по целевому варианту придется на 2030 - 2035 годы и составит в среднем 104,2%".
1.10. В разделе 4.1.9 приложения к постановлению:
1.10.1. Абзац третий изложить в следующей редакции:
"С учетом тенденций постепенного восстановления потребительского спроса на товары и услуги в 2016 - 2017 годах в результате роста реальных доходов и снижения инфляции ожидается, что среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли в текущих ценах до 2035 года составят 103,2%, 103,9%, 104,7% по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно. Основным фактором прироста оборота розничной торговли станет прирост численности населения и реальных заработных плат".
1.10.2. Абзац четвертый исключить.
1.10.3. Абзацы шестой и седьмой изложить в следующей редакции:
"В долгосрочном периоде также ожидается восстановление объемов оборота в сфере общественного питания как за счет увеличения количества посещений кафе и ресторанов населением Санкт-Петербурга, так и в связи с прогнозируемым ростом туристического потока. При этом на туристов придется около 50% прироста оборота общественного питания, остальной вклад внесет прирост численности населения и его покупательной способности. Ожидается, что среднегодовой прирост оборота общественного питания в текущих ценах по вариантам составит 103,1% - по базовому варианту, 105,5% - по варианту базовый плюс, 107,6% - по целевому варианту.
Основную долю в структуре платных услуг населению составляют услуги ЖКХ (23,3%), связи (21,0%) и транспортные услуги (15,6%). Ожидается, что предпосылкой роста платных услуг в первую очередь станет прирост численности населения и его реальных доходов. Среднегодовой темп роста объема платных услуг в течение всего периода прогнозирования составит 101,9%, 103,3%, 104,0% по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно".
1.11. Раздел 4.2.1 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"4.2.1. Образование
С учетом естественного и миграционного приростов среднегодовой темп роста численности детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, на протяжении всего периода прогнозирования в базовом варианте составит 101,5%, в варианте базовый плюс - 101,8%, в целевом варианте - 102,1%.
Численность обучающихся в образовательных учреждениях также планомерно растет: темп роста по трем вариантам прогноза составит: 102,9%, 103,2% и 103,5% соответственно. К 2035 году планируется обучать 692,9 - 775,2 тыс. человек по трем вариантам прогноза, при этом практически весь контингент составят обучающиеся в государственных общеобразовательных учреждениях (98,6%).
Численность обучающихся государственных учреждений профессионального образования в 2017 году составляла 90,1 тыс. человек. С учетом изменения курса на обучение по рабочим специальностям и повышение интереса работодателей к специалистам среднего звена прогнозируется устойчивый рост числа выпускников и общей численности студентов образовательных учреждений профессионального образования. Среднегодовой прирост численности обучающихся в учреждениях профессионального образования в прогнозируемом периоде по трем вариантам прогноза составит от 1,6% до 1,9%".
1.12. В разделе 4.2.2 приложения к постановлению слова "с 33% до 53%" заменить словами "с 39,5% до 57,0%".
1.13. Раздел 4.3.1 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"4.3.1. Автомобильные дороги
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Санкт-Петербурге на конец 2017 года составила 3455,0 км, из них 74,6 км имеют статус дорог общего пользования федерального значения и находятся в ведении федерального казенного учреждения "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства".
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Санкт-Петербурге в 2015 году составила 2,30 тыс. км дорог на 1000 кв. км территории Санкт-Петербурга. Расчет прогноза плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Санкт-Петербурге до 2035 года произведен исходя из предположения о неизменности площади Санкт-Петербурга до 2035 года (1446 кв. км). В соответствии с вариантом базовый плюс в 2030 году плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Санкт-Петербурге составит 2,50 тыс. км дорог на 1000 кв. км площади Санкт-Петербурга, в 2035 году - 2,54 тыс. км, в целевом варианте плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составит в 2030 году 2,51 тыс. км дорог на 1000 кв. км площади Санкт-Петербурга, в 2035 году - 2,55 тыс. км".
1.14. В разделе 4.3.2 приложения к постановлению:
1.14.1. Абзац первый изложить в следующей редакции:
"Общий объем пассажирских перевозок пассажирского транспорта внутригородского сообщения (автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен) в 2017 году составил 1385,2 млн. пассажиров и имел следующую структуру распределения пассажиропотока по видам городского пассажирского транспорта: перевезено автобусами 25% пассажиров, перевезено трамваями 12% пассажиров, перевезено троллейбусами 10% пассажиров, перевезено метрополитеном 53% пассажиров".
1.14.2. Абзац третий изложить в следующей редакции:
"Среднегодовой темп прироста пассажиропотока до 2035 года в соответствии с вариантом базовый плюс составит 100,8%, пассажиропоток городского пассажирского транспорта в 2025 году составит 1463,2 млн. пассажиров, в 2030 году - 1544,4 млн. пассажиров, в 2035 году - 1600,2 млн. пассажиров, в целевом варианте в 2030 году будет перевезено 1593,3 млн. пассажиров, в 2035 году - 1659,9 млн. пассажиров".
1.14.3. Абзацы десятый - тринадцатый изложить в следующей редакции:
"Общий объем пассажирских перевозок на морских и воздушных видах транспорта международного, междугородного и пригородного сообщения в 2017 году составил около 14,32 млн. пассажиров, из них 0,68 млн. пассажиров перевезено морскими видами транспорта и 13,65 млн. пассажиров - воздушными.
Прогноз пассажиропотока на воздушных видах транспорта на период 2018 - 2035 годов сформирован исходя из прогноза объемов туристического потока (внутренние и внешние туристы) с учетом объема туристов, прибывающих в Санкт-Петербург на других видах транспорта. В соответствии с вариантом базовый плюс объем пассажиропотока на воздушном транспорте в 2030 году составит 15,69 млн. пассажиров, в 2035 году - 18,31 млн. пассажиров. В целевом варианте долгосрочный прогноз изменения пассажиропотока на воздушных видах транспорта рассчитан исходя из предположения о создании с 2025 года в Санкт-Петербурге местной авиакомпании.
Таким образом, в соответствии с целевым вариантом объем пассажиропотока на воздушных видах транспорта составит в 2030 году 17,43 млн. пассажиров, в 2035 году - 21,77 млн. пассажиров, что практически вдвое выше текущего уровня. Создание местной авиакомпании потенциально позволит увеличить среднегодовой пассажиропоток воздушного транспорта к 2035 году по варианту базовый плюс на 1 млн. человек и на 2 млн. человек по целевому варианту.
В прогнозном периоде доля населения, проживающего в пешеходной доступности станций метрополитена, увеличится с 35,1% в 2017 году до 44,6% в 2035 году по целевому варианту. При прогнозировании показателя применялся радиус доступности 900 м от станций метрополитена. Рост показателя обеспечен как за счет прироста населения, проживающего в пешей доступности от действующих в настоящий момент станций метрополитена, так и за счет ожидаемого развития метрополитена, в частности, планов по вводу новых станций".
1.15. В разделе 4.3.3 приложения к постановлению:
1.15.1. Абзац первый изложить в следующей редакции:
"По данным Федеральной службы государственной статистики в 2016 году обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по Российской Федерации составила 294 ед. на 1000 жителей. В Санкт-Петербурге этот показатель в 2016 году имел значение 300 ед. на 1000 жителей. По сравнению со странами Европы данный показатель в Санкт-Петербурге на 20-30% ниже".
1.15.2. Абзац третий изложить в следующей редакции:
"В основу расчета долгосрочного прогноза обеспеченности легковыми автомобилями в Санкт-Петербурге заложено влияние темпов роста численности и доходов населения Санкт-Петербурга. При этом данный показатель имеет обратную зависимость от темпов роста населения и более чем на 20% зависит от темпов роста доходов населения Санкт-Петербурга. Кроме того, по целевому варианту заложено влияние смещения приоритета поездок населения на личном автотранспорте с увеличением доли поездок общественным пассажирским транспортом за счет мероприятий Правительства Санкт-Петербурга по повышению доступности и комфортности его использования. Таким образом, по варианту базовый плюс среднегодовой темп прироста обеспеченности легковыми автомобилями населения Санкт-Петербурга составит 102,6% и в 2025 году составит 392,36 легковых автомобилей на 1000 жителей, в 2030 году - 418,31 легковых автомобилей, в 2035 году - 483,02 легковых автомобилей".
1.16. В разделе 4.3.4 приложения к постановлению слова "В соответствии с вариантом базовый плюс объем услуг связи в 2030 году составит 237,5 млрд. руб., в 2035 году - 287,1 млрд. руб. В соответствии с целевым вариантом объем услуг связи в 2030 году составит 258,70 млрд. руб., в 2035 году - 320,8 млрд. руб" заменить словами "В соответствии с вариантом базовый плюс объем услуг связи в 2030 году составит 246,3 млрд. руб., в 2035 году - 297,6 млрд. руб. В соответствии с целевым вариантом объем услуг связи в 2030 году составит 268,2 млрд. руб., в 2035 году - 332,6 млрд. руб".
1.17. Раздел 4.3.5 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"4.3.5. Строительство
Строительство является одной из важнейших отраслей экономики Санкт-Петербурга. В 2015 - 2016 годах доля строительной отрасли в структуре ВРП составляла около 5%. В объеме строительных работ 70% занимает жилищное строительство. В 2016 и 2017 годах в Санкт-Петербурге было сдано 3116,3 и 3536,1 тыс. кв.м жилья соответственно. Согласно целевому варианту планируется, что среднегодовой объем ввода жилья до 2035 года составит 2620,6 тыс. кв.м, что позволит дополнительно сдать к 2030 году 36279,8 тыс. кв.м жилья, к 2035 году - 47171,0 тыс. кв.м жилья. С учетом прогнозируемых темпов ввода нового жилья к 2030 году общий объем жилого фонда Санкт-Петербурга составит 168158,3 тыс. кв.м, к 2035 году - 179049,5 тыс. кв.м в соответствии с целевым вариантом. При этом коэффициент обеспеченности общей жилой площадью сложится на уровне 27,3 кв. м на человека в 2030 году и 28,0 кв. м на человека в 2035 году.
Таким образом, с учетом прогнозируемых темпов ввода жилья, а также прироста нежилого строительства, соразмерного темпам роста экономики, по варианту базовый плюс объем выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" в 2030 году составит 1009,2 млрд. руб., в 2035 году - 1375,7 млрд. руб., в целевом варианте объем выполненных работ в 2030 году составит 1147,6 млрд. руб., в 2035 году - 1665,8 млрд. руб.".
1.18. В разделе 4.3.6 приложения к постановлению:
1.18.1. В абзаце первом слова "в 2015 году составил 43,8%" заменить словами "в 2017 году составил 46,8%".
1.18.2. В абзаце втором слова "до 38% в целевом варианте и до 38,7% в варианте базовый плюс" заменить словами "до 43,6% в целевом варианте и до 43,7% в варианте базовый плюс".
1.19. Абзацы второй и третий раздела 4.3.7 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"В 2017 году объем потребленной электроэнергии составил в соответствии с экспертными оценками 24934,4 млн.кВт в час, в том числе 5246,6 млн.кВт в час потреблено населением и 13081,3 млн.кВт в час - прочими потребителями. Средний тариф на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей, составил 4179,9 руб./тыс.кВт в час (для населения - 2963,9 руб./тыс.кВт в час, для прочих потребителей - 4667,5 руб./тыс.кВт в час).
При расчете долгосрочного прогноза объемов потребления электроэнергии и средних тарифов до 2035 года использована оценка Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, в соответствии с которой по варианту базовый плюс в 2030 году будет потреблено 27501,0 млн.кВт в час при среднем тарифе на электроэнергию 8317,7 руб./тыс.кВт в час, в 2035 году - 28195,5 млн.кВт в час по тарифу 10871,2 руб./тыс.кВт в час".
1.20. В разделе 4.3.8 приложения к постановлению:
1.20.1. В абзаце первом слова "(в 2015 году лишь 22,1% обработанных твердых коммунальных отходов было утилизировано и обезврежено), основная часть отходов (более 77%)" заменить словами "(в 2017 году лишь 20% обработанных твердых коммунальных отходов было утилизировано и обезврежено), основная часть отходов".
1.20.2. В абзаце втором слова "в целевом варианте на 2030 год составило 40% и 46,0% на 2035 год, в варианте базовый плюс на 2030 год составило 37,8% и 43,0% на 2035 год" заменить словами "в целевом варианте на 2030 год составило 100,0%, в варианте базовый плюс на 2030 год составило 84,6% и 100,0% на 2035 год".
1.21. Раздел 4.6 приложения к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению (не приводится).
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Мокрецова М.П.
Губернатор Санкт-Петербурга |
Г.С. Полтавченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 г. N 510 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2017 N 90"
Настоящее постановление вступает в силу с 21 июня 2018 г.
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4 сентября 2024 г. N 774 настоящий документ признан утратившим силу с 4 сентября 2024 г.