Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Правительства
Ленинградской области
от 8 августа 2018 года N 438-р
(приложение)
Программа
оптимизации расходов областного бюджета Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
1. Анализ текущей ситуации
В 2013 - 2016 годах областной бюджет Ленинградской области (далее - областной бюджет) демонстрировал динамичный рост: доходы областного бюджета выросли с 72,5 до 109,5 млрд. руб. (на 51 проц.), расходы - с 77,6 до 108,2 млрд. руб. (на 39 проц.). Результатом реализации бюджетной политики в части ограничения роста государственного долга Ленинградской области явилось исполнение областного бюджета в 2014 - 2016 годах с профицитом.
В 2017 году сокращение прибыли крупнейших налогоплательщиков, а также снижение ставки налога на прибыль, зачисляемой в областной бюджет, привели к тому, что доходы областного бюджета оказались ниже, чем в 2016 году (105,2 млрд. руб.). Областной бюджет исполнен с дефицитом в размере 8,2 проц. от суммы налоговых и неналоговых доходов (профинансирован за счет остатков средств на счетах областного бюджета).
В части государственного долга в последние годы происходило поступательное замещение коммерческих кредитов бюджетными, в связи с чем расходы на обслуживание государственного долга составили в 2017 году 37,5 млн. руб., или 0,04 проц. налоговых и неналоговых доходов.
Объем государственного долга Ленинградской области по состоянию на 1 января 2018 года составил 3,9 млрд, руб., что эквивалентно 4,0 проц. от объема налоговых и неналоговых доходов, поступивших в областной бюджет в 2017 году.
На 2018 - 2020 годы планируется умеренный рост собственных доходов областного бюджета (с 97,3 до 107,7 млрд, руб., в среднем - на 5,2 проц. в год) при сохранении планового дефицита в 2019 - 2020 годах на уровне 6 проц. собственных доходов.
Таким образом, состояние областного бюджета является на начало 2018 года финансово устойчивым со стабильным прогнозом на среднесрочную перспективу.
Достигнутый результат был не только следствием роста доходной базы, но и проводимой бюджетно-финансовой политики Ленинградской области: реалистичное планирование доходов, сокращение отдельных текущих расходов областного бюджета, ежегодная реализация планов оптимизации расходов и мобилизации доходов областного бюджета.
Соответствующие задачи в 2015 - 2017 годах решались в рамках ежегодных планов мобилизации доходов и оптимизации расходов областного бюджета, а также в рамках Программы повышения эффективности управления общественными финансами Ленинградской области на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Ленинградской области от 29 июня 2015 года N 235-р. Наиболее значимыми результатами реализации Программы повышения эффективности управления общественными финансами Ленинградской области на период до 2018 года являются:
оптимизация состава и перечня предоставляемых налоговых льгот, а также льгот в виде пониженной ставки по федеральным налогам, зачисляемым в областной бюджет;
повышение детализации и точности бюджетного планирования (утверждена новая методика планирования бюджетных ассигнований в разрезе целевых статей и видов расходов);
приоритизация групп получателей социальных выплат, льгот и иных мер поддержки, применение критерия нуждаемости при предоставлении социальных выплат (областной закон от 17 ноября 2017 года N 72-оз "Социальный кодекс Ленинградской области");
объективизация порядков расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (на основе натуральных норм потребления ресурсов), переход к установлению единых нормативов финансовых затрат для всех государственных учреждений;
внедрение финансовых стимулов для выполнения государственного задания в полном объеме (снижение объема финансового обеспечения при недовыполнении задания, в том числе по итогам исполнения за год);
расширение горизонта планирования и осуществления бюджетных инвестиций (переход к трехлетней адресной инвестиционной программе);
совершенствование порядка разработки и реализации государственных программ (упрощение процесса разработки и повышение прозрачности государственных программ, сокращение количества внесенных изменений в государственные программы в течение года);
совершенствование показателей эффективности и результативности деятельности руководителей государственных учреждений (объективизация, приоритизация, увязка с общественно-значимыми результатами, устранение негативных внешних эффектов);
повышение эффективности ряда субсидий, предоставляемых субъектам предпринимательской деятельности и некоммерческим организациям, отказ от неэффективных субсидий;
совершенствование механизма предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (объективизация расчетов, создание стимулов для роста налогового потенциала);
установление единых правил предоставления субсидий местным бюджетам, предусматривающих необходимость расчета субсидий исходя из ожидаемых результатов, учет уровня бюджетной обеспеченности, переход к распределению большей части субсидий на трехлетний период, установление мер ответственности за недостижение целевых показателей результативности предоставления субсидий;
объективизация расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, обеспечение полного охвата расходов, связанных с исполнением функций органов местного самоуправления, ужесточение санкций за несоблюдение нормативов.
Большая часть решенных в 2015 - 2017 годах задач имела институциональный характер в связи с невозможностью точной оценки бюджетного эффекта от их применения.
Кроме того, на среднесрочную перспективу для достижения устойчивых параметров областного бюджета сдерживаются инвестиционные расходы. В адресную инвестиционную программу на 2018 - 2020 годы включены преимущественно переходящие объекты строительства. Подобный подход возможно применять только при краткосрочном планировании, поскольку в перспективе он может привести к снижению доступности и качества государственных услуг, отставанию развития социальной инфраструктуры от темпов развития экономики и жилищного строительства. В целях недопущения реализации подобного сценария необходимо изыскать внутренние ресурсы и повысить эффективность осуществляемых в настоящее время расходов.
2. Цели, задачи и ожидаемые результаты реализации Программы оптимизации расходов областного бюджета Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Целями Программы оптимизации расходов областного бюджета Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Программа) являются:
повышение финансовой устойчивости областного бюджета;
повышение эффективности управления государственными финансами.
Для достижения целей Программы требуется решение следующих задач:
оптимизация расходов областного бюджета на государственное управление;
оптимизация расходов областного бюджета;
повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и государственных учреждений Ленинградской области;
совершенствование системы закупок для государственных нужд;
оптимизация и повышение эффективности расходов местных бюджетов Ленинградской области.
Ключевыми количественно измеримыми ожидаемыми результатами Программы являются:
утверждение на 2018 - 2020 годы дефицита областного бюджета в размере не более 6 проц. (без учета дефицита, финансируемого за счет остатков средств на счетах областного бюджета);
достижение к концу 2020 года доли инвестиционных расходов областного бюджета не менее 10 проц. от общего объема расходов.
3. Способы и инструменты решения задач Программы
Решение задач Программы обеспечивается комплексом программных мероприятий, структурированных по задачам, исполнителям и срокам исполнения. В целях научно-методической поддержки реализации Программы для выполнения ее отдельных мероприятий могут быть привлечены научные, экспертные и консалтинговые организации. При необходимости для обеспечения реализации Программы планируется создание рабочих групп из числа сотрудников органов исполнительной власти Ленинградской области, ответственных за выполнение программных мероприятий, а также привлеченных к реализации Программы организаций.
Таблица
План
мероприятий по реализации Программы оптимизации расходов областного бюджета Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители |
Период реализации |
Ожидаемые результаты реализации мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Оптимизация расходов областного бюджета Ленинградской области на государственное управление |
|||
1.1 |
Реализация отдельных мероприятий административной реформы в Ленинградской области, направленных на сокращение расходов областного бюджета |
Определяются планом реализации административной реформы в Ленинградской области |
2018-2020 годы |
Определяются планом реализации административной реформы в Ленинградской области |
1.2 |
Создание Единой информационной системы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета в органах государственной власти Ленинградской области на базе облачных технологий автоматизации |
Комитет финансов Ленинградской области с привлечением членов методического совета Ленинградской области по бюджетному (бухгалтерскому) учету |
2019 год |
Обеспечение мониторинга и контроля финансовых показателей в режиме реального времени; доступность актуальной информации в режиме онлайн для руководителей органов государственной власти Ленинградской области в Личном кабинете |
2. Оптимизация расходов областного бюджета Ленинградской области | ||||
2.1 |
Переход от субсидирования предприятий коммунального хозяйства в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованного уровня к предоставлению социальной помощи населению на оплату жилья и коммунальных услуг |
Комитет финансов Ленинградской области, комитет по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области |
2018 год |
Предложение модели перехода от субсидирования предприятий коммунального хозяйства к предоставлению социальной помощи населению на оплату жилья и коммунальных услуг (включая финансово-экономическое обоснование); разработка проектов нормативных правовых актов Ленинградской области, необходимых для осуществления перехода от субсидирования предприятий коммунального хозяйства к предоставлению социальной помощи населению на оплату жилья и коммунальных услуг |
2.2 |
Централизация бюджетного (бухгалтерского) учета в государственных учреждениях Ленинградской области на основе создания Единой информационной системы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета в органах государственной власти и государственных учреждениях Ленинградской области на базе облачных технологий автоматизации |
Комитет финансов Ленинградской области, главные распорядители средств областного бюджета, в ведении которых находятся государственные учреждения, с привлечением членов методического совета Ленинградской области по бюджетному (бухгалтерскому) учете |
2018-2020 годы |
Создание государственных казенных учреждений, осуществляющих централизованный бюджетный (бухгалтерский) учет в государственных учреждениях Ленинградской области (с учетом ведомственной специфики их деятельности); повышение качества бюджетного (бухгалтерского) учета за счет унификации и стандартизации учетного процесса; повышение финансовой ответственности государственных учреждений Ленинградской области за счет возможности сквозного мониторинга их финансов учредителями |
2.3 |
Анализ расчетного объема расходных обязательств Ленинградской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" ("модельный" бюджет) |
Комитет финансов Ленинградской области |
2018 год |
Отчет о проведенном анализе и подготовленный на его основе перечень направлений оптимизации расходов областного бюджета |
2.4 |
Проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот в Ленинградской области (налоговые расходы) |
Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, Комитет финансов Ленинградской области |
2018 год |
Сокращение количества неэффективных льгот; рост доходов областного бюджета |
2.5 |
Проведение анализа целесообразности передачи органам местного самоуправления Ленинградской области исполнения государственных полномочий. Централизация на областном уровне исполнения государственных полномочий, эффективное исполнение которых зависит от деятельности субъектов управления |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, комитет по молодежной политике Ленинградской области, комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, Управление делами Правительства Ленинградской области. Архивное управление Ленинградской области, управление записи актов гражданского состояния Ленинградской области |
2019 год |
Отмена нормативных правовых актов Ленинградской области о передаче отдельных полномочий Ленинградской области органам местного самоуправления; изменение формы финансового обеспечения расходов областного бюджета по переданным государственным полномочиям |
2.6 |
Выявление неиспользуемого имущества государственных учреждений. Принятие решений по вовлечению неиспользуемого государственными учреждениями имущества в хозяйственный оборот |
Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, главные распорядители средств областного бюджета, в ведении которых находятся государственные учреждения |
2019 год |
Сокращение расходов на содержание фактически неиспользуемого имущества; увеличение доходов от реализации (коммерческого распоряжения) ранее не используемого имущества |
3. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области и государственных учреждений Ленинградской области | ||||
3.1 |
Совершенствование порядка оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Ленинградской области и государственных казенных учреждений Ленинградской области, включающего систему материального стимулирования руководителей государственных бюджетных учреждений Ленинградской области и государственных казенных учреждений Ленинградской области к инновационной деятельности |
Комитет финансов Ленинградской области |
2018 год |
Внесение изменений в положения о системах оплаты труда в государственных бюджетных учреждениях Ленинградской области и государственных казенных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности |
3.2 |
Разработка системы материального стимулирования работников органов исполнительной власти Ленинградской области за процессную деятельность инновационного характера |
Комитет финансов Ленинградской области, Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, Управление делами Правительства Ленинградской области, аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области |
2018 год |
Внесение изменений в правовые акты Ленинградской области, устанавливающие порядок и (или) размеры денежного поощрения государственных гражданских служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области |
3.3 |
Совершенствование порядков расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ): объективизация расчетов и повышение их точности |
Комитет финансов Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. Комитет по здравоохранению Ленинградской области, комитет по социальной защите населения Ленинградской области, комитет по культуре Ленинградской области, комитет по физической культуре и спорту Ленинградской области, комитет по груду и занятости населения Ленинградской области, Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области, Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, комитет Ленинградской области по туризму, комитет по молодежной политике Ленинградской области, комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области. Управление ветеринарии Ленинградской области |
|
Внесение изменений в порядки расчета и утверждения нормативных затрат по отдельным государственным услугам (работам) |
3.4 |
Совершенствование порядков расчета нормативов обеспечения, образовательной деятельности для определения объема субвенций местным бюджетам |
Комитет финансов Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
2018 год |
Внесение изменений в порядки расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных организаций Ленинградской области |
3.5 |
Совершенствование механизмов планирования расходов на предоставление социальных выплат населению (в том числе с использованием объективной информации о численности получателей льгот) |
Комитет финансов Ленинградской области, комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
2019 год |
Внесение изменений в методику планирования бюджетных ассигнований, объективизирующих расчет плановых объемов бюджетных ассигнований на предоставление социальных выплат |
3.6 |
Совершенствование механизма планирования и осуществления расходов на проведение областных культурно-массовых мероприятий |
Комитет финансов Ленинградской области, аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области, комитет по культуре Ленинградской области, комитет Ленинградской области по туризму, Управление делами Правительства Ленинградской области |
2020 год |
Принятие нормативного правового акта Ленинградской области, устанавливающего порядок формирования перечня областных культурно-массовых мероприятий; внесение изменений в методику планирования бюджетных ассигнований в части планирования расходов на проведение культурно-массовых мероприятий |
4. Совершенствование системы закупок для государственных нужд Ленинградской области | ||||
4.1 |
Организация единой электронной площадки для осуществления закупок малого объема |
Комитет государственного заказа Ленинградской области |
2019 год |
Наличие единой электронной площадки для осуществления небольших по объему закупок |
4.2 |
Расширение практики применения совместных закупок для нужд органов государственной власти и государственных учреждений Ленинградской области |
Комитет государственного заказа Ленинградской области |
2020 год |
Утверждение методических рекомендаций по проведению совместных закупок для нужд органов государственной власти и государственных учреждений Ленинградской области; увеличение доли совместных закупок для нужд органов государственной власти и государственных учреждений Ленинградской области (без учета закупок работ по строительству и реконструкции инвестиционных объектов) |
4.3 |
Централизация функций по осуществлению закупок отдельных товаров, работ, услуг для нужд муниципальных образований |
Комитет государственного заказа Ленинградской области Комитет финансов Ленинградской области |
2020 год |
Утверждение случаев и порядка осуществления уполномоченным органом (учреждением) закупок товаров, работ, услуг, заказчиком по которым выступают органы местного самоуправления Ленинградской области |
5. Оптимизация и повышение эффективности расходов местных бюджетов Ленинградской области | ||||
5.1 |
Развитие инициативного бюджетирования в Ленинградской области |
Комитет финансов Ленинградской области, комитет по местному самоуправлению межнациональным и межконфессиональным отношениям в Ленинградской области |
2018 год |
Разработка программы развития инициативного бюджетирования в Ленинградской области на среднесрочный период; принятие постановления Правительства Ленинградской области об утверждении программы развития инициативного бюджетирования в Ленинградской области на среднесрочный период |
5.2 |
Совершенствование порядков предоставления субсидий местным бюджетам (в том числе методик распределения субсидий, показателей результативности и условий предоставления субсидий) |
Коми тет финансов Ленинградской области, главные распорядители средств областного бюджета, ответственные за предоставление субсидий местным бюджетам |
2019 год |
Внесение изменений в порядки предоставления субсидий местным бюджетам |
5.3 |
Расширение объема нецелевой финансовой помощи местным бюджетам (за счет отдельных субсидий и иных межбюджетных трансферов) |
Главные распорядители бюджетных средств областного бюджета, курирующие расходы по соответствующим направлениям |
2019 год |
Признание утратившими силу отдельных порядков предоставления субсидий, иных; межбюджетных трансфертов; увеличение объема дотаций местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности и (или) нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Ленинградской области от 8 августа 2018 г. N 438-р "Об утверждении Программы оптимизации расходов... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.