Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Комитета по образованию
от 8 февраля 2019 г. N 2-п
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Комитете по образованию
1. Общие положения
1.1. Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Комитете по образованию разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Комитете по образованию (далее соответственно - антимонопольный комплаенс, Комитет).
1.2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Комитете;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - подразделения Комитета, осуществляющие внедрение и контроль за исполнением в Комитете антимонопольного комплаенса.
1.3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Комитета требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Комитета.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль соответствия деятельности Комитета требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Комитете антимонопольного комплаенса.
1.5. Принципы антимонопольного комплаенса:
а) заинтересованность руководства Комитета в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в Комитете антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Комитете;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется председателем Комитета, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение сотрудниками Комитета правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
д) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый Коллегиальным органом.
2.2. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, возлагаются на Юридический отдел и Отдел государственной службы, кадров и организационной работы.
2.3. К компетенции Юридического отдела относятся следующие функции:
а) подготовка изменений в антимонопольный комплаенс, а также документов Комитета, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) обобщение информации, поступившей от структурных подразделений Комитета, подготовка сводных отчетов и результатов оценок эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, представление их председателю Комитета;
в) обобщение информации, касающейся выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определения вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
г) консультирование сотрудников Комитета по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Комитета по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
ж) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
и) информирование председателя Комитета о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
к) подготовка и внесение на подписание председателю Комитета и утверждение Коллегиальному органу проекта доклада об антимонопольном комплаенсе в Комитете;
л) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
2.4. К компетенции Отдела государственной службы, кадров и организационной работы относятся следующие функции:
а) выявление конфликта интересов в деятельности гражданских служащих, разработка предложений по его исключению;
б) проведение служебных проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности гражданских служащих Комитета требованиям антимонопольного законодательства, в порядке, установленном действующим законодательством;
в) организация совместно с ФАС России и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу систематического обучения сотрудников Комитета требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
г) координация взаимодействия с Коллегиальным органом;
д) ознакомление сотрудников Комитета с антимонопольным комплаенсом.
2.5. К функциям Коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Комитета в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. Антимонопольный комплаенс начинается с анализа соответствия деятельности антимонопольному законодательству, проводимого внутри структурных подразделений Комитета.
3.2. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства структурные подразделения Комитета в части своей компетенции на регулярной основе проводят следующие мероприятия и результаты их реализации для обобщения и контроля направляют в Юридический отдел в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным:
а) проводят анализ нарушений антимонопольного законодательства за текущий год (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел), составляют перечень нарушений антимонопольного законодательства, который содержит классифицированные по сфере деятельности структурного подразделения сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства с указанием уровня комплаенс-риска, анализ результатов осуществления мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) проводят анализ нормативных правовых актов Комитета, изданных в рамках компетенции структурного подразделения за текущий год, разрабатывают и предоставляют в Отдел государственной службы, кадров и организационной работы (для организации размещения на официальном сайте Комитета) исчерпывающий перечень таких нормативных правовых актов (далее - перечень актов), за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне.
В течении 14 (четырнадцати) рабочих дней со дня окончания сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню нормативных правовых актов Комитета, проводят анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по правовым актам, изданным в рамках компетенции структурного подразделения и предоставляют в Юридический отдел заключение с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в указанные нормативные правовые акты;
в) предоставляют проекты нормативных правовых актов, подготавливаемых по вопросам компетенции структурного подразделения, на согласование в Юридический отдел, с приложением письменного обоснования их влияния (либо отсутствия влияния) на конкуренцию.
В течении 14 (четырнадцати) рабочих дней со дня окончания сбора поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта осуществляют оценку поступивших предложений и предоставляют в Юридический отдел заключение о целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в проект нормативного правового акта с целью устранения нарушений антимонопольного законодательства;
г) проводят мониторинг и анализ практики применения структурным подразделением антимонопольного законодательства, включая осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в сфере деятельности структурного подразделения и систематическую оценку эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
д) выявляют комплаенс-риски в сфере деятельности структурного подразделения, в том числе по выявленным нарушениям антимонопольного законодательства, составляют описание таких рисков на основе проведенной оценки и распределяют их по установленным уровням рисков нарушения антимонопольного законодательства (уровни рисков нарушения антимонопольного законодательства приведены в Приложении к настоящему Положению);
е) не позднее 1 месяца с момента выявления нарушения антимонопольного законодательства, разрабатывают и проводят мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в структурном подразделении;
ж) не позднее 10 рабочих дней с даты проведения мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства предоставляют информацию о проведенном мероприятии в Юридический отдел;
з) работники Комитета при ежедневном осуществлении своих должностных обязанностей должны соблюдать требования антимонопольного законодательства, запреты на совершение антиконкурентных действий и заключение антиконкурентных контрактов (договоров, соглашений), выявлять и по возможности предупреждать возникающие риски нарушения антимонопольного законодательства.
В целях предупреждения рисков нарушения требований антимонопольного законодательства работники Комитета, при осуществлении профессиональной деятельности, обязаны информировать непосредственного руководителя о возможных нарушениях требований антимонопольного законодательства.
3.3. Юридический отдел в целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства на регулярной основе:
а) не реже одного раза в год осуществляет сбор сведений и составление сводного анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Комитета, составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Комитете, который содержит классифицированные по сферам деятельности Комитета сведения о выявленных в течение года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Комитетом на недопущение повторения нарушения.
б) проводит анализ нормативных правовых актов Комитет;
в) проводит анализ проектов нормативных правовых актов Комитета;
г) проводит мониторинг и анализ практики применения Комитетом антимонопольного законодательства;
д) осуществляет проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.4. При проведении (не реже одного раза в год) структурными подразделениями Комитета в части своей компетенции анализа нормативных правовых актов Комитета реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Комитета с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) направление в Юридический отдел доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Комитета для подготовки сводного доклада по указанному вопросу и его представления председателю Комитета.
3.5. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов структурными подразделениями Комитета в части своей компетенции реализуются следующие мероприятия, а результаты их реализации для обобщения и контроля направляются в Юридический отдел:
а) размещение на официальном сайте (размещение на официальном сайте www.gov.spb.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Комитете Юридическим отделом совместно со структурными подразделениями Комитета реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Комитете;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Комитете;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Комитете.
3.6. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства Юридическим отделом совместно со структурными подразделениями Комитета проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Комитета по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.7. Распределение выявленных рисков нарушения антимонопольного законодательства по уровням Юридическим отделом осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р.
3.8. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Юридическим отделом совместно со структурными подразделениями Комитета составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
3.9. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства Юридическим отделом совместно со структурными подразделениями Комитета должны разрабатываться (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства (план мероприятий).
4.2. Юридический отдел совместно со структурными подразделениями Комитета должен осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Оценка эффективности функционирования в Комитете антимонопольного комплаенса
5.1. В целях оценки эффективности функционирования в Комитете антимонопольного комплаенса должны устанавливаться ключевые показатели как для Юридического отдела, Отдела государственной службы, кадров и организационной работы, структурных подразделений Комитета, так и для Комитета в целом.
5.2. Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования комплаенса должна разрабатываться федеральным антимонопольным органом.
5.3. Юридический отдел совместно со структурными подразделениями Комитета должен проводить (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Комитете.
5.4. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Комитете антимонопольного комплаенса должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Доклад об антимонопольном комплаенсе
6.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Комитетом антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Комитетом антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
6.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган на утверждение (не реже одного раза в год) Юридическим отделом в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
6.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен размещаться на официальном сайте Комитета.
6.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен направляться в Федеральную антимонопольную службу для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в Комитете в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.