Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Комитета по образованию
от 11 марта 2019 г. N 671-р
Порядок
формирования предметной комиссии Санкт-Петербурга по проверке ответов участников экзаменов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
Общие положения
1.1. Состав предметных комиссий Санкт-Петербурга по проверке экзаменационных ответов участников экзаменов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) по каждому учебному предмету (далее - ПК) утверждается распорядительным актом Комитета.
1.2. Формирование составов ПК организуется председателем Государственной экзаменационной комиссии Санкт-Петербурга (далее - ГЭК) по представлению председателя ПК по каждому предмету.
1.3. Кандидатуры председателей ПК представляются на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) председателем ГЭК.
1.4. Кандидатуры заместителей председателя ПК согласовываются председателем ГЭК на основании предложения председателя ПК.
1.5. Председатель ПК и его заместители выполняют свои функции с момента назначения до момента утверждения Комитетом председателей ПК для проведения ГИА в следующем году.
1.6. Председатель ПК представляет в ГЭК предложения по составу предметной комиссии.
Численный состав ПК определяется, исходя из количества участников ГИА, сдающих ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки.
1.7. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих требованиям, определенным на основании Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 190/1512 (далее - Порядок), и настоящим документом.
Порядок формирования ПК
2. Статусы экспертов ПК.
2.1. Экспертам, вошедшим в состав ПК, присваивается один из трех статусов: "ведущий эксперт", "старший эксперт", "основной эксперт".
Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются всем экспертам, включаемым в ПК (кроме председателя ПК), в зависимости от уровня квалификации эксперта. Председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационных испытаниях.
Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и, по усмотрению председателя ПК (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю (-ям) председателя ПК, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя ПК), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять в составе ПК первую или вторую проверку выполнения заданий экзаменационных работ ГИА с развернутым ответом, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.
2.2. Членам ПК присваивается статус эксперта в соответствии с
требованиями к экспертам, определенными Порядком проведения ГИА;
требованиями к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;
требованиями к результатам квалификационного испытания;
требованиями к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
2.3. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам.
2.3.1. Требования к экспертам, определенные Порядком проведения ГИА:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ предмету в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету.
2.3.2. Требования к опыту оценивания развернутых ответов участников ГИА
Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.
Экспертам, не назначенным заместителем председателя ПК или председателем ПК, и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт", присваивается статус "старший эксперт".
Статусы "ведущий эксперт" и "старший эксперт" могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам (в случаях, когда ранее в субъекте Российской Федерации не создавалась ПК по соответствующему учебному предмету).
Для присвоения статуса "основной эксперт" требований к опыту оценивания развернутых ответов участников экзаменов не предъявляется.
2.3.3. Требования к результатам квалификационного испытания:
значение показателя согласованности оценивания эксперта, определенное по результатам квалификационных испытаний, должно соответствовать значению, для присвоения соответствующего статуса, приведенному в приложении 1.
2.3.4. Требования к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций:
факты выхода работ на третью проверку по вине эксперта;
качество проверки работ;
расхождение с баллами, выставленными конфликтной комиссией.
2.4. Председатели ПК и сотрудники регионального центра обработки информации Санкт-Петербурга (далее - РЦОИ) осуществляют анализ работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами по следующим параметрам:
количество проверенных работ;
количество затраченного на проверку времени;
соответствие требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
Если эксперт проверил значительно меньше установленной руководителями ПК нормы работ без уважительной причины, то это может служить основанием для не приглашения этого эксперта в состав предметной комиссии следующего года.
2.5. Председателями ПК и сотрудниками РЦОИ анализируются результаты третьей проверки экзаменационных работ:
по каждому факту третьей проверки выявляются эксперты, допускающие в ходе первой и второй проверок значительные расхождения с баллами, выставленными третьим экспертом;
данные о "несогласованности" суммируются по персоналиям, особо выделяются варианты рассогласования на 2 и 3 балла, а также технические ошибки, которые свидетельствуют об ошибочных действиях основного эксперта.
Результаты анализа согласованности оценивания используются председателями ПК при подготовке экспертов и для составления списка кандидатов в члены ПК на следующий год.
2.6. Организация обучения кандидатов в члены ПК.
2.6.1. Председатели ПК представляют в РЦОИ список кандидатов в члены ПК.
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий" (далее - СПбЦОКОиИТ) на основании представлений руководителей ПК формирует группы обучения экспертов из состава членов ПК предыдущего года.
СПбЦОКОиИТ совместно с председателями ПК ежегодно проводит обучение членов ПК по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации специалистов "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта единого государственного экзамена" - в объеме 45 часов, завершающееся квалификационным испытанием. Повторное прохождение квалификационного испытания не допускается. На обучение по данной программе приглашаются слушатели по заявке от председателя ПК из числа лиц, входящих в состав ПК предыдущего периода. Слушатель заполняет анкету (в случае изменения в персональных данных) и дает согласие на обработку персональных данных, которые обрабатываются и хранятся в региональной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС ГИА) до полного прекращения экспертной деятельности слушателя.
2.6.2. Лица, ранее не входящие в состав ПК или не принимавшие участия в проверке экзаменационных работ в течение 2-х лет, обучаются по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Профессиональная компетентность эксперта ЕГЭ" в объеме 80 часов. При условии успешного прохождения квалификационного испытания слушатель получает право заниматься экспертной деятельностью и допускается к участию в оценивании экзаменационных работ в текущем году в статусе "основного эксперта". Повторное прохождение квалификационного испытания не допускается. Слушатели приглашаются на обучение по заявкам от администраций районов Санкт-Петербурга, списки согласовываются с руководителями ПК, на первом занятии слушатель заполняет анкету и дает согласие на обработку персональных данных, которые хранятся в РИС ГИА до полного прекращения экспертной деятельности слушателя.
2.6.3. По решению председателя ПК, по результатам работы эксперта в ПК:
- эксперты, показавшие уровень согласованности ниже среднего по региону, могут быть приглашены на повторное обучение в объеме 80 часов;
- эксперты, показавшие уровень согласованности существенно ниже среднего по региону, а так же нарушавшие порядок проведения проверки работ ГИА, в том числе проверившие количество работ меньше минимального количества, установленного председателем ПК, могут быть исключены из состава ПК и не привлекаться в качестве кандидатов в члены ПК на следующий год.
2.6.4. Эксперты, не прошедшие обучение и(или) квалификационные испытания, или показавшие на них неудовлетворительные результаты, не допускаются к работе в предметной комиссии в текущем году.
2.6.5. На основании результатов квалификационных испытаний и показателей работы на проверке в предыдущие годы экспертам присваивается статус на текущий год.
2.7. Проведение квалификационных испытаний.
Квалификационные испытания проводятся ежегодно по специально подготовленным материалам, одинаковым для всех кандидатов в члены ПК.
Кандидат в члены предметной комиссии, не прошедший квалификационные испытания, или прошедший их с неудовлетворительным результатом к участию в работе предметной комиссии в текущем году не допускается.
Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания или получившие неудовлетворительный результат в течение двух лет подряд, лишаются права ведения экспертной деятельности.
По результатам квалификационных испытаний с учетом требований, изложенных в п. 2.3 настоящего Порядка, ежегодно каждому члену ПК присваивается статус "основного эксперта", "старшего эксперта" или "ведущего эксперта". Статус действует в течение года до следующих квалификационных испытаний.
Квалификационные испытания могут быть проведены на основании контрольных измерительных материалов, разработанных федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ) (в том числе дистанционно через систему "Эксперт ЕГЭ"), а также на основе материалов, разработанных председателями ПК.
Материалы для квалификационных испытаний, разрабатываемые в регионе, ежегодно формируются из реальных экзаменационных работ участников экзаменов прошлого года. По уровню сложности, структурным и объемным показателям они должны соответствовать работам, представленным в Методических рекомендациях ФИПИ на текущий год.
2.8. Эксперты, не принимавшие участия в работе ПК по уважительной причине, могут быть приглашены по согласованию с председателями ПК на ежегодное обязательное обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации специалистов "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта единого государственного экзамена", в объеме 45 часов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.