Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к распоряжению
Правительства Санкт-Петербурга
от 21.05.2019 N 13-рп
Программа
развития инновационного территориального кластера "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга" на 2019 - 2021 годы
1. Паспорт программы развития инновационного территориального кластера "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга" на 2019 - 2021 годы (далее - Программа)
1 |
Наименование Программы |
Программа развития инновационного территориального кластера "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга" (далее - Кластер) на 2019 - 2021 годы |
2 |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р; постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"; приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"; приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.02.2018 N 67 "Об утверждении требований к реализации мероприятий субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства и требованиям к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" |
3 |
Цели Программы |
Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции; повышение внутренних затрат на исследования и разработки за счет частного сектора; развитие радиоэлектронной промышленности в Санкт-Петербурге за счет внедрения современных информационных технологий, электронной компонентной базы, развития производства, увеличения выпуска инновационной импортозамещающей конкурентной продукции двойного применения; занятие организациями и предприятиями, входящими в Кластер (далее - участники Кластера), лидирующих позиций на глобальном рынке информационных технологий, включая существенный рост экспорта программного обеспечения (далее - ПО) и ИТ-услуг, конвергенцию информационных технологий (далее - ИТ) с инновационными секторами (нано-, био-) и интенсивное вовлечение ИТ в процесс модернизации традиционных секторов экономики Санкт-Петербурга; реализация комплексного проекта кластера "Умный и безопасный город" |
4 |
Задачи Программы |
Развитие научно-технической и производственной кооперации участников Кластера; повышение эффективности подготовки кадров для участников Кластера; содействие внедрению современных информационных технологий на предприятиях и в организациях Санкт-Петербурга для повышения эффективности их деятельности; продвижение продукции Кластера на внутренний и внешний рынки |
5 |
Сроки реализации Программы |
2019 - 2021 годы |
6 |
Исполнители и участники Программы |
Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга; акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга"; Санкт-Петербургская ассоциация предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций; некоммерческое партнерство разработчиков программного обеспечения "РУССОФТ" |
7 |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более участниками Кластера, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет на 5% к предыдущему году; рост объема инвестиционных затрат участников Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подготовку инженерных коммуникаций, на 4% к предыдущему году; рост объема отгруженной участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, на 4% к предыдущему году; рост совокупной выручки участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке на 3% к предыдущему году; рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга, на 2% по отношению к предыдущему году; рост количества запатентованных участниками Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, на 4% по отношению к предыдущему году |
2. Текущее состояние развития Кластера
Кластер объединяет два направления: радиоэлектроника (далее - РЭК) и ИТ.
2.1. Направление ИТ.
По направлениям деятельности ИТ занятно 30 тыс. профессиональных разработчиков ПО. В состав Кластера по направлению ИТ входит более 100 компаний. Задействовано семь ведущих государственных университетов.
"Якорные" предприятия Кластера активно взаимодействуют со всеми участниками Кластера, включая предприятия малого и среднего предпринимательства, которые привлекаются к процессам разработки и производства продукции. Всего в настоящее время около 70 предприятий малого и среднего бизнеса имеют устойчивые кооперационные связи с "якорными" предприятиями Кластера.
Основными сферами кооперации в данном направлении являются поставка комплектующих изделий и сопутствующих услуг, а также оказание ИТ-услуг, услуг инжиниринга и технического контроля качества конечной продукции. Участвуют компании малого и среднего бизнеса и в развитии научного потенциала Кластера, а также в проектах научно-производственной кооперации. Кроме того, они являются значимым источником инноваций и оказывают существенное влияние на развитие вузовской науки.
2.2. Направление РЭК.
По направлению РЭК в Кластер входит 99 ключевых и наиболее конкурентоспособных предприятий и организаций, составляющих свыше 60% совокупного объема радиоэлектронной продукции Санкт-Петербурга. Все предприятия Кластера можно разделить на несколько групп:
ведущие производственные предприятия Санкт-Петербурга, занятые в отрасли РЭК;
высшие и средние учебные заведения;
научно-исследовательские институты;
маркетинговые и сбытовые организации;
проектные организации, инжиниринговые и сервисные компании, опытно-конструкторские бюро и другие.
Совокупная численность персонала предприятий РЭК - 22,1 тыс. чел. При этом в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (далее - НИОКР) заняты 10,8 тыс. чел.
Предприятия РЭК занимают одно из ведущих мест в производстве целого ряда изделий электронной компонентной базы, ими выпускается 69% пьезоэлектронных приборов, около 58% магнитов и магнитопроводов, 8,8% приборов сверхвысокочастотного излучения, 24% электровакуумных приборов, 27% конденсаторов, 3,5% микросхем интегральных, 6,1% приборов полупроводниковых и т.д. Предприятиями РЭК выпускается около 4,2% всех изделий микроэлектроники.
3. Цели и задачи программы развития Кластера
Цели программы развития Кластера:
увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;
повышение внутренних затрат на исследования и разработки за счет частного сектора;
развитие радиоэлектронной промышленности в Санкт-Петербурге за счет внедрения современных ИТ, электронной компонентной базы, развития производства, увеличения выпуска инновационной импортозамещающей конкурентной продукции двойного применения;
занятие участниками Кластера лидирующих позиций на глобальном рынке ИТ, включая существенный рост экспорта ПО и ИТ-услуг, конвергенцию ИТ с инновационными секторами (нано-, био-) и интенсивное вовлечение ИТ в процесс модернизации традиционных секторов экономики Санкт-Петербурга;
реализация комплексного проекта кластера "Умный и безопасный город".
Задачи программы развития Кластера:
развитие научно-технической и производственной кооперации участников Кластера;
повышение эффективности подготовки кадров для участников Кластера;
содействие внедрению современных ИТ на предприятиях и в организациях Санкт-Петербурга для повышения эффективности их деятельности;
продвижение продукции Кластера на внутренний и внешний рынки.
4. Основные проекты Кластера
4.1. Пилотные внедренческие проекты, направленные на апробацию новых продуктов и услуг:
внедрение системы "Умный и безопасный город" в Санкт-Петербурге.
4.2. Инжиниринг и прототипирование - проекты, связанные с инжинирингом и прототипированием новых видов продукции для обеспечения технологического лидерства по ключевым направлениям деятельности кластера:
развитие регионального инжинирингового центра СэйфНэт;
развитие регионального инжинирингового центра в области радиоэлектронного приборостроения.
4.3. Кадровые проекты, связанные с кадровым обеспечением Кластера.
Создание и развитие в Санкт-Петербурге Центра развития человеческого капитала, основным направлением деятельности которого будет являться оценка компетенций и профориентация, обучение и переподготовка, рекрутинг и трудоустройство, а также кадровый консалтинг в сфере информационных технологий.
Реализация данного проекта позволит:
обеспечить технологическое лидерство по ключевым направлениям деятельности Кластера;
достичь мирового уровня коммерциализации технологий, развития технологического предпринимательства и инновационной инфраструктуры;
ускорить расширение экспорта и международного сотрудничества;
поддержать быстрорастущие высокотехнологичные малые и средние компании;
содействовать модернизации и масштабированию деятельности "якорных" предприятий Кластера;
содействовать развитию системы подготовки и повышения квалификации кадров с учетом потребностей Кластера, молодежного инновационного творчества.
5. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз для Кластера
Сильные стороны Кластера выражаются в конкурентных преимуществах ключевых участников Кластера, их основных компетенциях:
высокий уровень наукоемкости продукции;
большой опыт проведения НИОКР и высокая защищенность патентами Российской Федерации;
высокая технологическая оснащенность участников Кластера;
применение оригинальных технических решений, повышающих конкурентоспособность за счет их эксплуатационной привлекательности, универсальность и экономические характеристики, находящиеся на уровне передовых отечественных и зарубежных аналогов или превосходящие их;
высокий уровень автоматизации производств;
высокая адаптивность к требованиям заказчиков и открытость для комплексирования с другими системами и средствами;
высокая сосредоточенность компаний специализации Кластера в Санкт-Петербурге;
высококвалифицированный персонал;
поддержка со стороны бюджета Санкт-Петербурга;
включение направлений деятельности Кластера в ряд приоритетных направлений развития экономики Санкт-Петербурга.
Слабыми сторонами Кластера являются:
отсутствие эффективной системы подготовки кадров в области среднего образования для предприятий РЭК;
необходима дополнительная подготовка выпускников высших учебных заведений для предприятий ИТ;
утрата компетенций по производству отечественного технологического оборудования, необходимого для создания и производства продукции и услуг новых поколений;
недостаточный уровень взаимодействия высокотехнологичных кластеров Санкт-Петербурга;
отставание инфраструктуры Кластера от потребностей в развитии инновационной деятельности и трансфере технологий;
неразвитость инновационной инфраструктуры, обеспечивающей как технологическую поддержку инновационных разработок, так и эффективную законодательно-правовую и маркетинговую среду для продвижения и внедрения инноваций;
нехватка современного научного и метрологического оборудования;
недостаток опытных производств, оснащенных перспективным технологическим оборудованием, способным обеспечить реализацию критических и прорывных технологий.
Основные подходы к решению проблем будут решаться за счет поддержки межотраслевых региональных инжиниринговых центров и усиления кооперационного взаимодействия между участниками Кластера в разработке и выводе на рынок новых продуктов и услуг.
Возможности для ускоренного развития Кластера:
благоприятное текущее и долгосрочное состояние рынков сбыта продукции Кластера, их глобальная перспективность в условиях инновационной экономики, а также обеспеченность основных покупателей средствами для приобретения продукции Кластера;
территориальная близость участников Кластера, обеспечивающая возможность надежной и быстрой коммуникации, взаимодействия для согласования целей и задач в рамках развития всего Кластера и его отдельных проектов;
получение синергетического эффекта за счет межотраслевых научных исследований;
производство внутри Кластера продукции и комплексных решений, направленных на импортозамещение;
географическое расширение присутствия компаний Кластера за рубежом;
ускоренное развитие Кластера, обеспеченное наличием у каждого его участника существенного потенциала в области НИОКР инновационной продукции и комплексных решений, наличием опыта взаимодействия участников Кластера по разработке и производству сложной продукции, системных решений, проведения ряда успешных пилотных проектов участниками Кластера по заказу крупных институциональных покупателей;
увеличение количества разработок и повышение доли инновационной продукции;
наличие реальных форм взаимодействия промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов (далее - НИИ) и образовательных учреждений в области подготовки специалистов как для сферы проектирования и производства, так и в области разработки и проектирования новых видов продукции;
снижение себестоимости производства за счет внедрения новых технологий производства и разработок;
возможность реализации межкластерных инициатив и проектов, направленных на саморегулирование экономической деятельности;
возможность налаживания совместного производства с зарубежными производителями РЭК и ИТ;
развитие международной кооперации, в том числе и создание центров разработок иностранных ИТ компаний в Санкт-Петербурге;
совершенствование подхода к прогнозированию потребности в дополнительном привлечении персонала, оценке занятости населения, расчету потенциального выпуска специалистов по необходимым профессиям;
расширение возможности гибкого и оперативного управления заказом на целевую подготовку специалистов с соответствующим уровнем образования;
эффективность системы образования может повыситься не менее чем на 30-40% за счет внедрения системы дополнительного обучения, управляемой бизнесом;
обеспечение финансовыми ресурсами со стороны институтов развития;
привлечение субсидий из федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга на развитие кластерной инфраструктуры.
Факторы, которые могут оказать негативное влияние на развитие Кластера, основные риски:
1) макроэкономические риски. Прогнозы по развитию экономик мировых лидеров в настоящее время сходятся на том, что темпы роста мировой экономики не превысят 5% в год. Фактическая стагнация и отсутствие "бюджетов развития" у развитых стран усугубляются экономическими процессами, происходящими в странах Азии: существует значительный риск дальнейшего оттока инвестиций в динамично развивающиеся страны, в том числе в секторы, связанные с инновационным развитием. Кроме того, существует возможность очередного мирового финансового и экономического кризиса. В подобных условиях может произойти снижение спроса на продукцию и услуги участников Кластера.
Данный риск может быть частично снижен за счет:
привлечения широкого пула зарубежных партнеров, включающих в себя представителей как европейских и американских, так и азиатских компаний;
ставки на интенсификацию инновационных процессов в высших учебных заведениях, НИИ и конструкторских бюро Санкт-Петербурга (использование кадрового и бизнес-потенциала соответствующих игроков);
2) кадровые риски. Ключевой составляющей инновационного развития является человеческий капитал - высококвалифицированные, высокомобильные кадры, обеспечивающие создание большей части добавленной стоимости в рамках инновационной экономики. Кадровый дефицит может являться существенным ограничением для реализации любых проектов, связанных с созданием или привлечением на территорию Санкт-Петербурга новых инновационных компаний.
Риск нехватки человеческого капитала будет нивелирован следующими факторами:
наличием быстро развивающихся высших учебных заведений;
использованием общего кадрового и образовательного потенциала Санкт-Петербурга (около 500 тыс. студентов);
созданием современной, комфортной, привлекательной среды, соответствующей требованиям высококвалифицированных специалистов мирового уровня.
6. Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы
Основные показатели и плановые значения результативности реализации Программы приведены в таблице:
N п/п |
Наименование показателя |
Плановые значения показателей по годам |
||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Численность работников участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, человек |
45 |
60 |
60 |
2 |
Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более участниками Кластера либо одним или более участником Кластера совместно с иностранными организациями, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет, % к предыдущему году |
4 |
5 |
5 |
3 |
Рост объема инвестиционных затрат участников Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подготовка инженерных коммуникаций, % к предыдущему году |
4 |
5 |
6 |
4 |
Рост объема отгруженной участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, % к предыдущему году |
3 |
4 |
4 |
5 |
Рост совокупной выручки участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % к предыдущему году |
3 |
3 |
3 |
6 |
Рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга, % к предыдущему году |
2 |
2 |
2 |
7 |
Рост количества запатентованных участниками Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, % к предыдущему году |
2 |
3 |
3 |
8 |
Численность работников участников Кластера, принявших участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом, единиц |
100 |
100 |
100 |
7. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы - 2019 - 2021 годы.
8. Перечень мероприятий, осуществляемых в плановом периоде 2019 - 2021 годов
Мероприятия, предполагаемые к осуществлению в 2019 - 2021 годах в целях развития Кластера, предусмотрены в подразделе 3.4 раздела 3 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.