Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением
Правительства
Ленинградской области
от 27 мая 2019 года N 231
(приложение 1)
Концепция
создания и функционирования детского технопарка "Кванториум" на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ленинградской области "Всеволожский агропромышленный техникум" на 2019 - 2021 годы
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию детского технопарка "Кванториум" в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка"
В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации необходимо обеспечить создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого ребенка. Достижение указанной цели будет осуществляться посредством модернизации системы дополнительного образования технической направленности.
Появление новых профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводит к необходимости модернизации системы дополнительного образования технической направленности. Сфера дополнительного образования становится инновационной площадкой для реализации образовательных моделей и технологий будущего, привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы.
Интенсивное развитие информационных технологий требует формирования условий для вовлечения детей в техническую сферу деятельности. Техническое творчество на новом этапе развития оказывается катализатором подготовки специалистов, способных в рамках современной техносферы самостоятельно планировать и осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность.
В настоящее время на территории Российской Федерации создается сеть детских технопарков "Кванториум" (далее - технопарк), в которых обучение по дополнительным общеразвивающим программам инженерно-технической направленности осуществляется с использованием инновационного оборудования и программного обеспечения.
В городах Ленинградской области с населением более 60 тыс. человек в рамках реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" запланировано создание сети детских технопарков "Кванториум".
Создание технопарков на территории Ленинградской области позволит увеличить количество детей, вовлеченных в научно-техническое и инженерное творчество, решение реальных производственных задач, проектную и продуктовую деятельность, раннюю профориентацию в высокотехнологичных отраслях и выполнить один из основных показателей регионального проекта "Успех каждого ребенка" ("Число детей, охваченных деятельностью детских технопарков "Кванториум" (мобильных технопарков "Кванториум") и других проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации", к 2024 году - 76600 человек (нарастающим итогом)").
В систему образования Ленинградской области сегодня входят 99 образовательных организаций дополнительного образования детей, в том числе 44 центра детского творчества (из них 10 центров информационных технологий), четыре дворца, восемь домов творчества, две станции, 18 школ искусств, 23 спортивные школы.
В 2018 году доля детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, составила 76 проц. (в 2017 году - 75 проц., в 2016 году - 73,7 проц., в 2015 году - 72 проц.). В организациях дополнительного образования занимаются около 173,5 тыс. обучающихся, которые посещают более 7,7 тыс. различных объединений.
В системе дополнительного образования Ленинградской области работают 3 тыс. человек, в том числе 1,6 тыс. педагогических работников.
На базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ленинградской области "Всеволожский агропромышленный техникум" (далее - Всеволожский агропромышленный техникум) планируется открытие технопарка. К реализации проекта создания технопарка будут привлечены инициативные специалисты, обладающие такими качествами, как готовность к новому, способность к работе в команде, владеющие основами проектного управления и иными профессиональными навыками, в том числе специалисты Всеволожского агропромышленного техникума, а также выпускники государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области "Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина" (далее - ЛГУ имени А.С. Пушкина). При формировании команды наставников планируется непосредственное взаимодействие с ведущими предприятиями и бизнес-структурами региона, заключение договоров с партнерами, в том числе из негосударственного сектора экономики.
Основными целями и задачами деятельности технопарка являются:
развитие современного научно-технического творчества детей, проживающих на территории Ленинградской области, для подготовки инженерно-технических кадров;
создание единого образовательного пространства научно-технического творчества детей при сетевом взаимодействии образовательных организаций Ленинградской области;
практическая подготовка обучающихся к жизни в современном обществе через формирование изобретательского, креативного, критического и продуктивного мышления;
выявление талантливых детей и подростков в области технического творчества;
повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования технической направленности;
обновление содержания программ дополнительного образования в сфере технического творчества.
2. Организационно-правовая модель технопарка
Технопарк создается в форме структурного подразделения Всеволожского агропромышленного техникума.
Основным видом деятельности технопарка является обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным общеобразовательным программам с применением проектных методик. Выбор образовательных траекторий технопарка будет осуществляться с учетом вектора и перспектив развития экономики Ленинградской области.
Количество обучающихся в технопарке в 2019 - 2021 годах составит не менее 2,4 тыс. человек.
Функции технопарка:
реализация дополнительных общеразвивающих программ технической и естественно-научной направленности;
организация научно-методической работы с педагогами дополнительного образования;
организация повышения профессионального уровня педагогов дополнительного образования через курсовую подготовку и систему семинаров;
организация круглогодичного цикла детских и молодежных технических соревнований;
выявление талантливых детей и подростков в области технического творчества;
проведение массовых мероприятий для всех возрастных категорий обучающихся;
разработка и реализация инновационных проектов в области дополнительного образования детей;
организация сетевого взаимодействия образовательных организаций с промышленными предприятиями;
популяризация инженерных и IТ-профессий;
организация профильных смен в детских оздоровительных лагерях.
Приоритетными направлениями обучения в технопарке являются подготовка к участию в региональных, федеральных и международных соревнованиях, конференциях, фестивалях, конкурсах и других мероприятиях, а также работа над проектами (технологическими кейсами) в рамках реализации модели функционирования технопарка с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики.
Технопарк на базе Всеволожского агропромышленного техникума создается в соответствии с организационно-финансовой моделью "Стандарт", определенной методическими рекомендациями по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум", утвержденными распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 марта 2019 года N Р-27.
Технопарк будет реализовывать шесть направлений (квантумов):
аэроквантум - проектирование, сборка, коммерческое применение беспилотных летательных аппаратов;
автоквантум - проектирование, создание и испытание полностью действующего дистанционно пилотируемого прототипа транспортного средства;
промробоквантум - промышленная робототехника, промышленные системы автоматизации, системы оффлайн-программирования промышленных роботов, системы технического зрения и многокомпонентные робототехнические комплексы;
энерджиквантум - изучение основных направлений альтернативной энергетики, создание на ее основе современных транспортных средств;
биоквантум - биотехнологии - освоение современных методов изучения биологических объектов, работа на современном оборудовании в условиях биологических лабораторий и живой природы;
хайтек - специализированный учебно-производственный цех общего пользования (в том числе цех обработки материалов, цех сборки, IT-цех, цех высокотехнологичного оборудования), спроектированный с учетом оптимизации используемого оборудования образовательными направлениями, входящими в состав технопарка.
Направления деятельности технопарка сформированы в соответствии с Перечнем приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 11 августа 2014 года N 361.
Реализация дополнительных общеразвивающих программ технической и естественно-научной направленности в технопарке осуществляется в соответствии с перечнем направлений, утверждаемым федеральным оператором сети детских технопарков "Кванториум".
Региональным координатором, ответственным за реализацию проекта по созданию и развитию технопарка, определен комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - региональный координатор).
Основной функцией регионального координатора является принятие управленческих решений по организации и обеспечению функционирования технопарка, координации процессов планирования и осуществления инновационной деятельности.
3. Площадка технопарка
Технопарк на базе Всеволожского агропромышленного техникума будет расположен в отдельном корпусе, имеющем отдельный вход, по адресу: город Всеволожск, улица Шишканя, дом 1, литера 3.
Экспликация помещений технопарка
N |
Предназначение помещения |
Площадь помещения (кв. метров) |
1 |
Хайтек |
103 |
2 |
Автоквантум |
83 |
3 |
Биоквантум |
89 |
4 |
Промробоквантум |
72 |
5 |
Аэроквантум |
78 |
6 |
Энерджиквантум |
74 |
7 |
Зона проектной деятельности |
41 |
8 |
Лекторий |
49 |
9 |
Шахматная гостиная |
17 |
10 |
Преподавательская |
46 |
11 |
Кабинет директора |
16 |
12 |
Интерактивный музей техники |
48 |
13 |
Вспомогательные помещения (9 помещений) |
212 |
|
Итого |
928 |
Все помещения технопарка являются легкодоступными для работников и посетителей, в шаговой доступности от технопарка располагаются ключевые элементы инфраструктуры, а также остановки общественного транспорта.
4. Наличие интеллектуальных партнеров и предприятий-партнеров из реального сектора экономики
Интеллектуальными партнерами, заинтересованными в создании и развитии технопарка, с которыми Ленинградской областью заключены соглашения о сотрудничестве, являются:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет";
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)";
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого";
федеральное государственное автономное научное учреждение "Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики".
Интеллектуальными партнерами - государственными образовательными организациями Ленинградской области являются:
ЛГУ имени А.С. Пушкина;
автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области "Государственный институт экономики, финансов, права и технологий";
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования";
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области "Выборгский политехнический колледж "Александровский";
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области "Тихвинский промышленно-технологический техникум им. Е.И. Лебедева".
5. Опыт реализации в Ленинградской области масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов, кадровый потенциал Ленинградской области в сфере дополнительного образования детей по естественно-научному и техническому направлениям
В настоящее время в Ленинградской области реализуются сетевые проекты, направленные на развитие научно-технического и инженерного творчества, поддержку и развитие технической одаренности детей.
На базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества "Интеллект" создан региональный ресурсный центр технической направленности. Разработана инновационная программа "Развитие научно-технического творчества в системе дополнительного образования детей Ленинградской области на 2016 - 2020 годы", в соответствии с которой Ленинградская область охвачена сетью инновационных площадок (11 организаций дополнительного образования имеют статус региональной инновационной площадки). Выделяются средства на закупку оборудования, разрабатываются дополнительные общеразвивающие программы технической направленности.
Учащиеся Ленинградской области неоднократно становились призерами и победителями таких соревнований федерального уровня, как всероссийский робототехнический фестиваль "РобоФест", турнир двух столиц по робототехнике, олимпиада по 3D-моделированию, конкурс инженерных команд, Всероссийский конкурс АгроНТИ, и других.
На базе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Центр образования "Кудрово" Всеволожского муниципального района Ленинградской области реализуется региональный проект "Школа-технопарк". Научно-методическое сопровождение проекта осуществляет федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)". Открыто семь современных лабораторий - робототехники, интернет-вещей, нанотехнологий и микроэлектроники, геоинформационных систем и экологии, инфокоммуникационных технологий, бионики, инженерного проектирования и 3D-прототипирования. Проект реализуется при участии 18 сетевых партнеров - образовательных организаций Ленинградской области, что позволяет повысить доступность качественного образовательного ресурса, включая ресурс высшей школы, для школьников Ленинградской области.
В формате сетевого взаимодействия проводятся лекции ведущих ученых, интеллектуальные игры, соревнования и конкурсы. Особое внимание уделяется работе с педагогами, для которых организуются методические семинары и круглые столы.
В 2017 году Ленинградская область включилась в движения ЮниорПрофи (JuniorSkills) и WorldSkills. Для развития движения JuniorSkills создан региональный координационный центр, на базе образовательных организаций дополнительного образования совместно с учреждениями профессионального образования сформирована сеть центров подготовки по компетенциям.
В целях развития движения ЮниорПрофи в Ленинградской области утверждена региональная инновационная программа "Центры компетенций как ресурс профессионального самоопределения обучающихся в системе дополнительного образования", которая получила статус федеральной инновационной площадки. В рамках программы работают шесть центров подготовки по компетенциям на базе учреждений дополнительного образования совместно с учреждения среднего и высшего профессионального образования.
В целях подготовки команд к III чемпионату ЮниорПрофи проведены 11 учебно-тренировочных сборов и пять отборочных соревнований на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр "Интеллект".
В январе 2019 года состоялся III чемпионат ЮниорПрофи (JuniorSkills). Чемпионат проходил по девяти компетенциям (2018 год - шесть компетенций, 2017 год - две компетенции).
Всего в мероприятии приняли участие 120 школьников.
В марте 2019 года в Москве на ВДНХ состоялся XI Всероссийский технологический фестиваль "PROFEST - 2019", в рамках которого проходили соревнования ЮниорПрофи (JuniorSkills). От Ленинградской области в соревнованиях приняли участие 13 команд (26 человек), которые завоевали 10 призовых мест.
Для внедрения модели непрерывного образования в Ленинградской области созданы шесть многофункциональных центров прикладных квалификаций, 10 специализированных центров по 19 компетенциям, включенным в ТОП-50 на федеральном уровне, аккредитованы два специализированных центра компетенций по стандартам WorldSkills.
Совместно с Ассоциацией внедрения инноваций в сфере 3D-образования при поддержке автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" в Ленинградской области развивается проект "Инженеры будущего: 3D-технологии в образовании". В начале 2019 года состоялся третий региональный отборочный этап III открытой Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям. Для развития проекта созданы три региональных инновационных площадки по реализации инновационной программы "Инженеры будущего: 3D-технологии в образовании Ленинградской области".
В регионе сложилась практика взаимодействия образовательных организаций с организациями и предприятиями реального сектора экономики. В Киришском муниципальном районе создана эффективная модель взаимодействия между образовательными организациями и обществом с ограниченной ответственностью "КИНЕФ". В Волховском муниципальном районе на базе образовательных организаций при поддержке Волховского филиала закрытого акционерного общества "ФосАгроАГ" с 2013 года реализуется проект "ФосАгро-класс". Для школьников Гатчинского муниципального района организуются учебные занятия по технологии и биологии на базе племенного завода "Пламя" и агрокомплекса "Оредеж". В Бокситогорском муниципальном районе установлено взаимодействие образовательных организаций с открытым акционерным обществом "Русал Бокситогорск", Бокситогорским электромеханическим предприятием и закрытым акционерным обществом "Базэл-Цемент", в Кингисеппском муниципальном районе - с обществом с ограниченной ответственностью "СИБУР-ПОРТЭНЕРГО", в Лужском муниципальном районе - с Лужским абразивным заводом и другими.
6. Дополнительная информация
Проект зонирования помещений технопарка, дизайн-проект технопарка, примерное штатное расписание технопарка, расчет операционных расходов на функционирование технопарка, "дорожная карта" по созданию и открытию технопарка и перечень целевых индикаторов и ожидаемых результатов реализации проекта по созданию технопарка приведены в приложениях 1 - 6 к Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.