Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Комитета по образованию
от 17.06.2019 N 03-28-4931/19-0-0
Методические рекомендации
для общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга о дополнительном изучении в 10-11 классах актуальных вопросов истории России, в том числе истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и блокады Ленинграда" при переходе на линейную модель изучения истории в 2019/2020 учебном году
1. Нормативные документы
Преподавание истории в 2019/2020 учебном году на уровне среднего общего образования осуществляется в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
- Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 г. N 345 о федеральном перечне учебников, рекомендуемых при реализации имеющихся аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам N ОВ-10/04пр от 7 декабря 2018 г.);
- Приказ Минобрнауки России от 09.07.2016 N 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "от 9 июня 2016 г."
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования: Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з). http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/primemava-osnovna va-obraz-nrograma-srednego-obshego-obrazov.html CM. электронный ресурс: fgosreestr.ru/
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 20.03.2019 N 796-р "О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год";
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 10.04.2019 N 03-28-2905/19-0-0 "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год".
2. Переход на линейную модель обучения истории в средней школе
В 2019/2020 учебном году в 10 классах общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга осуществляется переход на линейную структуру исторического образования.
Ориентиром для разработки рабочих программ учителя являются требования примерных основных программ основного и среднего общего образования и авторские программы к используемым учебно-методическим комплектам (при наличии).
В Примерной основной образовательной программе среднего общего образования (далее: ПООП СОО) представлена линейная структура школьного исторического образования.
Структурно предмет "История" на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914 год - начало XXI в. ПООП определяет инвариантную (обязательную) часть учебных курсов. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (15,7% от общего объема учебных часов), и используется для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, реализации регионального компонента.
На базовом уровне предмет "История" изучается в объеме 136 часов за два года. Распределение часов между курсами "Всеобщая история" и "История России" не регламентировано, поэтому определяется самостоятельно из сложившейся практики преподавания (примерное соотношение 1 к 3). Таким образом, на курс всеобщей истории отводится 26 часов, его целесообразно изучать так же, как и в основной школе - перед изучением истории России.
На профильном уровне учебный предмет "История" в 10-11 классах изучается 4 часа в неделю и включает в себя расширенное содержание базового уровня в рамках хронологического периода 1914 г. - начала XXI в., а также может включать повторительно-обобщающий курс "История России до 1914 года".
В образовательных организациях Санкт-Петербурга рекомендуется следующая модель изучения учебного предмета "История":
Таблица 1
Годы *(1) |
Класс |
Курсы |
2019/2020 уч. год |
10 класс |
Всеобщая история, История России в хронологических рамках 1914 - 1945 гг. |
2020/2021 уч. год |
11 класс |
Всеобщая история, История России в хронологических рамках с 1945 г. |
В соответствии с распоряжением Комитета по образованию региональным компонентом предусмотрено выделение дополнительного учебного часа на изучение отечественной истории, в том числе на изучение Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.
Примерное планирование изучения истории России в 10 классе см. в таблице 2 (курсивом выделены вопросы, изучаемые в дополнительное время).
____________________________
*(1) В 2019/2020 учебном году в 11 классе изучение истории будет продолжено по концентрической модели.
Таблица 2
Примерное планирование изучения в 10 классе курса "История России" (1914 - 1945 гг.) (3 часа в неделю)
Тема |
При 2-х часах в неделю |
Дополнительные часы |
При 3-х часах в неделю (всего) |
Тематика изучаемых вопросов |
||
Введение. Россия и мир накануне Первой мировой войны |
1 |
1 |
2 |
Итоги экономической модернизации России 1900 - 1914 г.: успехи и противоречия. Результаты Первой русской революции. Проблемы российского парламентаризма в первом десятилетии XX в. Характеристика социальной структуры российского общества. Международные отношения в первом десятилетии XX в. |
||
Тема 1.* Россия в Первой мировой войне *(2) |
2 |
1 |
3 |
Основные военные события на Восточном фронте 1914 - 1916 гг. Взаимодействие с союзниками по Антанте. Власть, экономика и общество в условиях войны. Героизм русских солдат в годы Первой мировой войны. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Нарастание экономического кризиса и смена общественных отношений к началу 1917 г. Политические партии и война. Петроград в годы Первой мировой войны. |
||
Тема 2. Великая российская революция 1917 г. |
7 |
3 |
10 |
Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Великая российская революция: события в Петрограде. Деятельность Временного правительства. Основные политические кризисы 1917 г. и их последствия. Оценка падения монархии и прихода к власти большевиков. Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной 1918 г.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Первые преобразования большевиков. Экономическая политика советской власти. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование "многовластия" на местах. На пути к Гражданской войне (ноябрь 1917 - апрель 1919 г.). Брестский мир. "Военный коммунизм". Основные военно-политические события Гражданской войны и иностранной интервенции в России. Православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Идеология и культура периода Гражданской войны и "военного коммунизма". Петроград в годы революции и Гражданской войны. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победа в Гражданской войне. |
||
Тема 3. Советская Россия в годы нэпа. 1921 - 1928 гг. |
6 |
3 |
9 |
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Экономика нэпа. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Характеристика национальной политики большевиков и её оценка. Советская федерация как форма решения национального вопроса. В. И. Ленин в оценках современников и историков. Политическое развитие в 1920-е гг. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. Культурное пространство советского общества в 1920-е годы. Культура периода нэпа. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. |
||
Тема 4. Советский Союз в 1929 - 1941 гг. |
6 |
5 |
11 |
"Великий перелом". Ход и особенности советской индустриализации. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Цена и издержки индустриализации Крупнейшие стройки первых пятилеток: Ленинград. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Коллективизация: политические дискуссии о путях развития советской деревни; политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. "Головокружение от успехов" Национальные и региональные особенности коллективизации. Политическая система СССР в 1930-х гг. Советская национальная политика в 1930-е гг. Характеристика национальной политики большевиков и её оценка в отечественной литературе. Культурная революция. Культурное пространство и повседневность советского общества в 1930-е гг. Досуг в городе и деревне. Условия труда и быта на стройках первых пятилеток. Оценка преобразований в сфере культуры, религиозной политики как предмет дискуссий. Отечественные историки об оценке результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. Международные отношения в 1920-30-е гг. СССР и мировое сообщество в 1929-1939-х гг. Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Советские добровольцы в Испании и Китае. СССР накануне Великой Отечественной войны. Актуальная оценка внешней политики СССР накануне Второй мировой войны в исторической науке. Ленинград в 20-30-е гг. XX в. |
||
Тема 5.* Великая Отечественная война. 1941 - 1945 гг. |
7 |
15 |
22 |
Человеконенавистническая сущность фашизма. Начало Великой Отечественной войны. Массовый героизм воинов - всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Оборона Ленинграда. Блокада Ленинграда. Бомбардировки города. Эвакуация ленинградцев. "Дорога жизни". Крупнейшие сражения Великой Отечественной войны. Нацистский оккупационный режим и сопротивление врагу. Массовые преступления гитлеровцев против народов СССР на временно оккупированных территориях*(3). Главные направления политики оккупантов, коллаборационизм и антипартизанские акции захватчиков. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение подпольной борьбы для победы над врагом. Партизанское движение, партизанские края в Белоруссии, северных районах Украины, Брянской и Ленинградской областях. Человек и война: единство фронта и тыла. Героизм советских воинов. Героизм тружеников советского тыла в годы войны. Героизм и трагедия гражданского населения Ленинграда. Трудовой подвиг блокадного Ленинграда. Промышленные предприятия в годы блокады. Роль женщин и подростков в производстве. Дети блокадного Ленинграда. Ученые и деятели культуры Ленинграда в годы блокады. Седьмая (Ленинградская) симфония-симфония "всепобеждающего мужества". Воспоминания о блокаде: дневники, фотографии, документальные фильмы как исторический источник. Повседневность военного времени: фронтовая повседневность, боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Проблема репрессированных народов. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Государство и церковь в годы войны. Патриотическое служение представителей религиозных концессий. Культурное пространство войны. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Кино военных лет. Песенное творчество и фольклор. Выступления фронтовых концертных бригад. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 года. Операции "Искра", "Январский гром" и полное снятие блокады Ленинграда (1944 г.). Победный салют в Ленинграде. Значение героического сопротивления Ленинграда. Мемориалы, памятные места и музеи города-героя. История семьи в истории Родины, города. Антигитлеровская коалиция. СССР и союзники. Ленд-лиз. Конференции союзных держав. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Открытие Второго фронта в Европе. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Примеры подвигов солдат Великой Отечественной, героев-подпольщиков, партизан, тружеников тыла. Итоги Великой Отечественной войны. Итоги Второй мировой войны. Международные трибуналы над военными преступниками. Причины и цена победы СССР в борьбе с фашизмом как предмет современной дискуссии. Противодействие попыткам фальсификации истории и умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки "холодной войны". |
||
Региональный (локальный) компонент |
5 |
3 |
8 |
Изучается в рамках тем курса истории России |
||
Резерв часов |
8 |
3 |
11 |
Используется для организации повторительно-обобщающих, контрольно-оценочных уроков и др. |
||
|
42 |
34 |
76 |
|
||
Всеобщая история |
26 |
- |
26 |
|
||
Всего |
68 |
34 |
102 |
|
________________________
*(2) Темы, указанные знаком*, целесообразно изучать совместно с аналогичными темами курса "Всеобщая история".
*(3) Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам круглого стола на тему: "Без срока давности. Проблемы изучения и сохранения памяти жертв геноцида народов СССР на временно оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны". Москва, 22 февраля 2019 г. Электронный ресурс: https://www.oprf.ru/documents/497/2597/newsitem/49119
<< Назад |
||
Содержание Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 17 июня 2019 г. N 03-28-4931/19-0-0 "О направлении методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.