Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Правительства
Санкт-Петербурга
от 04.07.2019 N 29-рп
Описание
организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых будет обновлена материально-техническая база
Настоящее Описание изложено в соответствии с требованиями документации на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2024 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденной заместителем Министра просвещения Российской Федерации Раковой М.Н. 07.06.2019.
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия "Обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, в рамках поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья" в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета (далее - Мероприятие)
Под коррекционными школами понимаются государственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга, осуществляющие образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, находящиеся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования. Деятельность Правительства Санкт-Петербурга сосредоточена на создании непрерывной и преемственной вертикали образования ребенка с нарушением здоровья: от оказания коррекционной помощи ребенку младенческого и раннего возраста в условиях служб ранней помощи до получения профессионального образования.
С учетом внедрения федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также введения адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья требуется обновление материально-технической базы коррекционных школ, включая приобретение:
оборудования для трудовых мастерских для реализации предметной области "Технология" (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям);
оборудования для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностических комплексов, коррекционно-развивающих и дидактических средств;
оборудования для дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В результате реализации Мероприятия необходимо к 2024 году осуществить модернизацию в первую очередь оборудования трудовых мастерских для реализации предметной области "Технология" в 100% коррекционных школ и обеспечить к 2020 году 100% охват обучающихся коррекционных школ профориентационной работой.
Базой профориентационной работы в коррекционной школе будет выступать кабинет "Технология", представляющий собой особую предметно-развивающую среду, позволяющую реализовывать ценности, цели и принципы системно-деятельностного подхода в реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для создания условий современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом образовательных потребностей обучающихся к 2024 году в не менее 50% коррекционных школ, необходима модернизация кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда оснащенными диагностическими комплексами, коррекционно-развивающими и дидактическими средствами.
Изменение предметно-развивающей среды позволит решить следующие задачи в рамках реализации адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья:
создание современных условий для успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках учебных мастерских, готовящих их к социальным практикам;
организация активного сопровождения социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со стороны социальных субъектов;
подготовка в рамках урочной и внеурочной деятельности к участию во всероссийских и международных проектах;
расширение возможностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе внеурочной деятельности, направленной на удовлетворение индивидуальных запросов с учетом возможностей;
реализация интегрированных программ внеурочной деятельности, расширяющих возможности детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках сопровождения их социальными партнерами, и реализация коррекционно-развивающих мероприятий;
обеспечение активной позиции педагогов в условиях перехода на специальные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
социальное партнерство школы и субъектов окружающей среды по социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В целях расширения доступности современных вариативных дополнительных общеобразовательных программ требуется совершенствование материально-технической базы для дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Санкт-Петербурге реализация Мероприятия осуществляется в соответствии с государственной программой Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453.
В Санкт-Петербурге функционируют 56 коррекционных школ. По состоянию на 2019 год пять коррекционных школ не требуют переоснащения/дооснащения. За 2020 - 2024 годы необходимо осуществить обновление материально-технической базы 51 коррекционной школы.
2. Статистические данные по сети коррекционных школ, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу
В системе школьного образования функционируют 56 коррекционных школ/школ-интернатов, из них:
для глухих детей - 1 школа;
для слабослышащих и позднооглохших - 1 школа;
для слепых детей - 1 школа;
для слабовидящих и поздноослепших детей - 1 школа;
для детей с тяжелыми нарушениями речи - 4 школы;
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 5 школ;
для детей с задержкой психического развития - 14 школ;
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 12 школ;
для детей с расстройствами аутистического спектра - 1 школа;
16 коррекционных школ, в которых реализуются адаптированные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических категорий (например: для слабослышащих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи; для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В коррекционных школах обучаются дети, в том числе со сложными дефектами, умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.
Количество обучающихся коррекционных школ составляет 14488 чел., из них детей-инвалидов - 5966 чел., инвалидов - 166 чел.
Наибольшее количество детей с ограниченными возможностями здоровья, вовлеченных в дополнительное образование, занимаются в объединениях физкультурно-спортивной (35%), социально-педагогической (26%) и художественной (13%) направленности.
Количество педагогов, обеспечивающих образование обучающихся, составляет 4653 человека, учителей дефектологов - 536 человек, учителей-логопедов - 376 человек, педагогов-психологов - 186 человек, социальных педагогов - 95 человек.
Обеспечена кадровая потребность коррекционных школ в педагогических работниках и специалистах в соответствии с требованиями адаптированных общеобразовательных программ.
Важной задачей является обеспечение преемственности между уровнями начального общего и основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В Санкт-Петербурге 10 пилотных площадок, которые реализуют опережающее внедрение ФГОС основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Санкт-Петербурге в практику работы широко внедряются образовательные программы нового поколения и инновационные педагогические технологии; формируется единая образовательная среда, в которой образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в различных организационно-педагогических условиях.
3. Информация о повышении квалификации педагогических работников, привлекаемых к реализации Мероприятия
Ключевой задачей реализации Мероприятия является создание комплекса условий развития педагогического сообщества.
Основу комплекса в системе образования Санкт-Петербурга составляет понятие "сетевая модель" сопровождения профессионально-личностного развития педагога, работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях внедрения в коррекционных школах ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Системообразующим элементом развития педагогического сообщества выступает сетевое саморегулирующееся образовательное сообщество (сетевое методическое объединение учителей-дефектологов, учителей-логопедов, специалистов, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития), предполагающее партнерское взаимодействие образовательных субъектов на основе принципов доверия, взаимной поддержки, инновационного развития и обмена образовательным опытом.
В рамках сетевого сообщества становится возможным согласование личностных мотивов педагога и системы условий сопровождения процесса его профессионального роста в контексте реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
К этим условиям относятся: система информирования педагогов, позволяющая разрешать проблемы и затруднения в профессиональной деятельности; методическая поддержка выбранных педагогом направлений профессионального развития в контексте федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"; тьюторское сопровождение педагога со стороны компетентных коллег; возможность участия в экспертной деятельности как фактор и этап формирования высшего педагогического мастерства.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (далее - АППО) выполняет роль координатора сетевых сообществ предметной области "Технология", регионального координатора по обеспечению реализации примерных адаптированных общеобразовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, центра научно-методического обеспечения реализации Мероприятия.
Роль системы дополнительного профессионального образования состоит в обучении педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп, и их методическом сопровождении.
В Санкт-Петербурге осуществляется тьюторское сопровождение педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, целью которого является развитие профессиональных компетентностей педагогов с учетом современных знаний психофизиологических особенностей детей различных нозологических групп, их особых образовательных потребностей. Сегодня делается акцент не просто на росте профессиональных качеств каждого педагога, но и на формировании навыков персональной работы с разными группами детей, возвращении к наставничеству в рамках внедрения национальной системы учительского роста.
В 2018 году на базе АППО прошли повышение квалификации 735 педагогов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В 2019 году запланировано повышение квалификации 513 педагогов, из них 222 педагога уже обучено, остальные продолжают обучение. В период с 2020 по 2024 год пройдут обучение 2226 человек.
Для формирования здоровой атмосферы в образовательных организациях активно ведется работа по развитию психологической службы в коррекционных школах. На базе АППО реализуются следующие образовательные программы по повышению квалификации педагогических работников:
тьюторское сопровождение инклюзивного образования (72 часа);
теория и практика аутизма (108 часов);
современные технологии психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (108 часов);
программа профессиональной переподготовки "Логопедия" (516 часов);
технологии коррекции нарушений речи у детей (26 часов);
коррекция сложных нарушений речи: алалия, дизартрия, дисграфия (72 часа);
психолого-педагогическое сопровождение образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС дошкольного образования (72 часа).
4. Опыт Санкт-Петербурга в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
С 2012 года Санкт-Петербург принимал участие в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы". В 2012 - 2015 годах в реализации программы приняли участие 137 общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, из них в 2012 году - 10 школ, в 2013 году - 10 школ, в 2014 году - 35 школ, в 2015 году - 84 школы.
В 2016 году Санкт-Петербург принял участие в конкурсном отборе региональных программ развития образования и был признан регионом-победителем.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" Санкт-Петербургу в 2016 - 2018 годах была предоставлена субсидия на модернизацию технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. Задача проекта - представить петербургский опыт реализации ФГОС и перспективы развития ФГОС. За эти годы федеральной стажировочной площадкой Санкт-Петербурга были успешно реализованы курсы повышения квалификации для педагогических работников своего и других регионов Российской Федерации. Повысили квалификацию 808 специалистов, реализующих и участвующих в апробации адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, из них в регионах Российской Федерации - 562 педагога (Курская область, Ставропольский край, Ростовская область, Республика Крым).
Опыт Санкт-Петербурга востребован во многих регионах России. В выездных семинарах и конференциях по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов приняли участие в Чеченской Республике - более 400 человек, в Кемеровской области - более 160 человек, в Ростовской области - 180, во Владимирской области - более 110, в Ленинградской, Калининградской и Липецкой областях - более 200 человек.
В рамках международного соглашения АППО и Народного университета русской культуры г. Таллинна (Эстония) реализуются программы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (обучено более 150 слушателей), проведено 6 семинаров (г. Таллинн, г. Минск, г. Донецк), в которых участвовало более 200 человек.
5. Таблица индикаторов к описанию коррекционных школ, в которых будет обновлена материально-техническая база
N |
Наименование индикатора/показателя(1) |
Минимальное значение в год, начиная с Х года |
Значение по Санкт-Петербургу (субъект Российской Федерации) (далее - ежегодно, не менее установленного минимального значения) |
1 |
Численность детей, осваивающих предметную область "Технология" по обновленным образовательным программам общего образования и на обновленной материально-технической базе, от общего числа детей указанной категории (человек) |
7918 |
|
2 |
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в коррекционных школах в условиях современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей |
14332 |
|
3 |
Повышение квалификации педагогов по вопросам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по предмету "Технология", в год получения субсидии, % |
100 |
100 |
_____________________
(1) Заполняется в целом по Санкт-Петербургу.
(2) - численность детей, осваивающих предметную область "Технология" в одной школе, в которой обновлены основные образовательные программы общего образования и материально-технической база.
(3) - численность детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся в одной школе, в которой созданы условия современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей.
6. Предполагаемая сеть коррекционных школ, в которых планируется обновление материально-технической базы(4)
N |
Наименование субъекта Российской Федерации |
Название района Санкт-Петербурга |
Название коррекционной школы (по уставу) |
Общая численность обучающихся |
Численность педагогических работников |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Санкт-Петербург |
Петродворцовый |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат N 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга "Школа здоровья" |
210 |
83 |
2 |
Санкт-Петербург |
Петродворцовый |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа N 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга |
490 |
162 |
3 |
Санкт-Петербург |
Выборгский |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат N 1 Выборгского района Санкт-Петербурга |
129 |
64 |
4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.