Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 19 мая 2016 года N 81
Государственная программа
Республики Адыгея "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы
7 февраля, 26 октября, 28 декабря 2017 г.
Паспорт изменен с 28 декабря 2017 г. - Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 декабря 2017 г. N 255
Паспорт
государственной программы Республики Адыгея "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы
Наименование государственной программы |
государственная программа Республики Адыгея "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы (далее - государственная программа) |
Основание разработки государственной программы |
1) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; 2) Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 года N 1538-р; 3) приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"; 4) государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"; 5) Закон Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года N 300 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года" |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство труда и социального развития Республики Адыгея |
Соисполнители государственной программы |
отсутствуют |
Участники государственной программы |
1) Министерство здравоохранения Республики Адыгея; 2) Министерство образования и науки Республики Адыгея; 3) Министерство культуры Республики Адыгея; 4) Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея; 5) Комитет Республики Адыгея по физической культуре и спорту; 6) Комитет Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации; 7) Управление государственной службы занятости населения Республики Адыгея |
Подпрограммы государственной программы |
отсутствуют |
Программно-целевые инструменты подпрограммы (ведомственные целевые программы) |
отсутствуют |
Цель государственной программы |
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) |
Задачи государственной программы |
1) формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров; 2) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; 3) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы |
1) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Адыгея; 2) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Адыгея; 3) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Республике Адыгея; 4) доля приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея; 5) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Республике Адыгея; 6) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Республике Адыгея; 7) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, троллейбусного) в Республике Адыгея; 8) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Республике Адыгея; 9) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Республике Адыгея; 10) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Республике Адыгея; 11) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея; 12) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Адыгея; 13) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея; 14) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Республике Адыгея; 15) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Адыгея; 16) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Республике Адыгея; 17) доля профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Республике Адыгея; 18) доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году); 19) доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости; 20) доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Республике Адыгея; 21) доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
государственная программа реализуется в один этап, срок реализации государственной программы - 2016 - 2020 годы |
Ресурсное обеспечение государственной программы |
общий объем финансирования реализации государственной программы составляет 108680,45 тысячи рублей, из них: 1) в 2016 году - 36175,10 тысячи рублей; 2) в 2017 году - 41749,28 тысячи рублей; 3) в 2018 году - 17276,07 тысячи рублей; 4) в 2019 году - 7091,00 тысячи рублей; 5) в 2020 году - 6391,00 тысячи рублей. Объем средств федерального бюджета составляет 69624,90 тысячи рублей, из них: 1) в 2016 году - 23518,50 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 4493,00 тысячи рублей, Министерством спорта Российской Федерации - 3360,00 тысячи рублей, Министерством образования и науки Российской Федерации - 15665,50 тысячи рублей; 2) в 2017 году - 33838,10 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 6892,00 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 10700,20 тысячи рублей, по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации - 13861,20 тысячи рублей, по соглашению с Министерством образования и науки Российской Федерации - 2384,70 тысячи рублей; 3) в 2018 году - 10968,30 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 3938,80 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 2350,50 тысячи рублей, по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации - 4679,00 тысячи рублей; 4) в 2019 году - 1000,00 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации - 1000,00 тысячи рублей; 5) в 2020 году - 300,00 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации - 300,00 тысячи рублей. Объем средств республиканского бюджета Республики Адыгея - 32330,89 тысячи рублей, из них: 1) в 2016 году - 6981,00 тысячи рублей; 2) в 2017 году - 7706,79 тысячи рублей; 3) в 2018 году - 6181,10 тысячи рублей; 4) в 2019 году - 5731,00 тысячи рублей; 5) в 2020 году - 5731,00 тысячи рублей. Объем средств местных бюджетов - 6724,66 тысячи рублей, из них: 1) в 2016 году - 5673,60 тысячи рублей; 2) в 2017 году - 204,39 тысячи рублей; 3) в 2018 году - 126,67 тысячи рублей; 4) в 2019 году - 360,00 тысячи рублей; 5) в 2020 году - 360,00 тысячи рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
1) увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Адыгея; 2) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Адыгея; 3) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Республике Адыгея; 4) увеличение доли приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея; 5) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Республике Адыгея; 6) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Республике Адыгея; 7) увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, троллейбусного) в Республике Адыгея; 8) увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Республике Адыгея; 9) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Республике Адыгея; 10) увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Республике Адыгея; 11) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея; 12) увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Адыгея; 13) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея; 14) увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Республике Адыгея; 15) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Адыгея; 16) увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Республике Адыгея; 17) увеличение доли профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Республике Адыгея; 18) увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году); 19) уменьшение доли студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости; 20) увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Республике Адыгея; 21) увеличение доли выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Республики Адыгея является поддержка и социальная защита инвалидов.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года N 61/106 (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
1) на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
2) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Законодательством Российской Федерации, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", определены требования к органам власти и организациям, независимо от организационно-правовой формы, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований. Государственная программа разработана в соответствии с:
1) Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
2) Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 года N 1538-р;
3) приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
4) государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы";
5) Законом Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года N 300 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года".
По состоянию на 1 января 2016 года в Республике Адыгея проживает 35379 инвалидов, из которых 1376 человек составляют дети-инвалиды, 1134 человека - инвалиды войны и инвалиды вследствие военной травмы, 1210 человек - инвалиды по зрению и 590 человек - инвалиды с потерей слуха. Инвалидов 1-й группы 3734 человека, инвалидов 2-й группы - 19142 человека. Инвалиды составляют 8% населения Республики Адыгея, что соответствует среднему показателю по Российской Федерации.
Анализируя спектр проблем, связанных с организацией жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее МГН), можно сделать вывод, что одной из глобальных проблем является их вынужденная изолированность, которая обусловлена неприспособленностью объектов социальной инфраструктуры к нуждам инвалидов и других МГН и, как следствие, низкая доступность жизненно важных услуг.
Одной из самых больших проблем в Республике Адыгея остается неприспособленность жилищного фонда для нужд инвалидов. В настоящее время при строительстве новых объектов учитываются требования федерального законодательства и сооружаемые здания сразу же обеспечиваются пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других МГН.
Однако большое количество инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников, проживает в домах старого образца, не приспособленных для их жизнедеятельности. Оборудовать такие дома пандусами или иными средствами, позволяющими людям с ограниченными возможностями свободно выходить из дома, сложно, а иногда просто невозможно, не нарушая при этом установленные строительные нормы и правила (СНиПы).
Другой проблемой, с которой сталкиваются инвалиды и другие МГН, является неприспособленность общественного пассажирского транспорта. Существующие остановки не позволяют инвалидам попасть даже в имеющийся низкопольный транспорт.
Немаловажной проблемой является доступность информации и связи. В настоящее время в Республике Адыгея проведен ряд мероприятий, улучшающих ситуацию в данном направлении. Однако необходим комплексный подход, охватывающий различные категории инвалидов.
В дополнение к предусмотренным государственной программой мероприятиям, направленным на формирование доступной среды для инвалидов в сфере информации и связи, средствами массовой информации обеспечивается информационное сопровождение деятельности органов государственной власти Республики Адыгея и органов местного самоуправления по всем направлениям государственной программы.
Вместе с этим остается нерешенной проблема субтитрирования телевизионных передач. Действующий на территории Республики Адыгея филиал федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Адыгея" не имеет производственно-технологического оборудования, позволяющего организовать скрытое субтитрирование. Приобретение оборудования за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея для федерального государственного унитарного предприятия не представляется возможным в силу норм бюджетного законодательства.
В сфере образования большой проблемой является воспитание и обучение детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. В Республике Адыгея организовано дистанционное обучение для детей-инвалидов, однако это не позволяет в полной мере организовать образовательный процесс совместно со здоровыми детьми.
При организации спортивных и культурных мероприятий для инвалидов в Республике Адыгея инвалиды сталкиваются с отсутствием квалифицированных кадров, способных организовать процесс. Прежде всего, это обусловлено недостаточным финансированием данных сфер деятельности.
Не меньшей проблемой является и отсутствие комплексного подхода к формированию доступной среды, охватывающего не только инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и инвалидов с нарушением зрения и слуха.
Эти проблемы влекут за собой ряд других - невозможность попасть в социально значимые объекты в Республике Адыгея, получить свободный доступ к услугам здравоохранения, образования, культуры и так далее.
В современных условиях поддержание активности инвалидов в сфере труда, образования, общественной деятельности, в культурно-досуговой сфере представляется не только как форма удовлетворения индивидуальных потребностей инвалидов, но и как укрепление человеческого потенциала страны и его социально-экономического развития.
В категорию людей, которые нуждаются в доступной среде, может попасть не только человек с инвалидностью, есть и другие МГН. К ним относятся пожилые граждане, люди с детскими колясками, граждане, которые получили временную нетрудоспособность и утратили ту или иную функцию в связи с болезнью. Поэтому доступная среда нужна всем, а не только инвалидам.
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов невозможна без создания доступной среды для инвалидов, что позволит им реализовать свои права и будет способствовать их полноценному участию в жизни страны, а также без оказания им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, включая реабилитационные и социальные услуги, без материальной и иной поддержки. Своевременное удовлетворение инвалидами индивидуальных потребностей способствует компенсации имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, созданию равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профессиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах.
Реабилитация, социальная адаптация и создание условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов представляют собой многогранный процесс. Его успешность зависит от участия в нем соответствующих специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов в сфере культуры, реабилитации инвалидов. В ходе реализации этого процесса необходимо взаимодействие ученых и практиков, специалистов государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации.
Для этого в Республике Адыгея проведена работа по совершенствованию нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Эта работа позволяет организовать эффективное межведомственное взаимодействие всех заинтересованных структур, утвердить единые методические рекомендации по проведению паспортизации социально значимых объектов.
Приняты Закон Республики Адыгея от 30 июля 2014 года N 325 "Об обеспечении беспрепятственного доступна маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур", распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 апреля 2014 года N 70-р "О мерах по организации работы по паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
Для повышения качества жизни инвалидов, обеспечения условий их жизнедеятельности на территории Республики Адыгея была принята долгосрочная целевая программа Республики Адыгея "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 10 октября 2012 года N 213 "О долгосрочной целевой программе Республики Адыгея "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы" (далее - долгосрочная целевая программа). В рамках реализации долгосрочной целевой программы в 2013 году начата реализация мероприятия по проведению паспортизации и классификации действующих объектов социальной и транспортной инфраструктуры, средств транспорта, связи и информации с целью их последующей модернизации (дооборудования) и обеспечения доступности для инвалидов; формирование карт доступности объектов и услуг.
Для осуществления общественного контроля и для обеспечения комплексного подхода при выборе приоритетных объектов и проведении мероприятий по паспортизации обеспечено активное участие представителей общественных организаций инвалидов и органов местного самоуправления.
В Республике Адыгея ведется работа по паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, которая осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики".
В связи с этим территориальными органами труда и социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Республики Адыгея (далее - территориальные органы труда и социальной защиты населения):
1) организована работа по формированию реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории с целью их паспортизации и адаптации (обеспечения доступности) с учетом потребностей инвалидов и других МГН;
2) подготовлены предложения по порядку паспортизации объектов социальной инфраструктуры и определению приоритетов в этой деятельности;
3) проведена организационная работа по обеспечению оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг, по анкетированию, обследованию, подготовке экспертного заключения о состоянии доступности и проектов решений по адаптации объектов, получению необходимых дополнительных сведений и технических решений по обустройству и финансовому обеспечению работ, по оформлению паспортов доступности объектов и корректировке реестра объектов и услуг;
4) организовано взаимодействие с различными участниками процесса паспортизации и адаптации объектов и услуг, в том числе общественными объединениями инвалидов;
5) осуществляется работа по формированию и обновлению карт доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории и представлению соответствующей информации для формирования и обновления "Карты доступности Республики Адыгея";
6) оказывается информационная, методическая, консультативная помощь участникам процесса паспортизации и адаптации объектов и услуг для инвалидов и других МГН, в том числе организована информационно-разъяснительная работа для граждан (инвалидов и членов их семей), для общественных объединений инвалидов.
Для проведения обследования объектов социальной
инфраструктуры (далее - ОСИ), исполнения экспертных функций по определению состояния доступности и необходимости адаптации ОСИ и обеспечения доступности услуг с учетом потребностей инвалидов сформированы рабочие группы.
В состав рабочих групп вошли руководители структурных подразделений органов местного самоуправления, территориальных органов труда и социальной защиты населения, представители обследуемого объекта, представители вышестоящей организации, в чьем ведении находится объект.
Для организации работы приняты
организационно-распорядительные документы, определяющие порядок работы по паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры.
Составлен перечень ОСИ на обслуживаемой территории с общими сведениями об объекте - реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг (далее - Реестр ОСИ).
Осуществлена выборка объектов из Реестра ОСИ для анкетирования (с учетом приоритетов для инвалидов и имеющихся ресурсов для проведения паспортизации объектов).
Реестр ОСИ структурирован по разделам в соответствии с ведомственной (отраслевой) принадлежностью объектов социальной инфраструктуры:
1) здравоохранение;
2) образование;
3) социальная защита населения;
4) физическая культура и спорт;
5) культура;
6) занятость населения;
7) объекты транспортной инфраструктуры;
8) объекты информации и связи;
9) жилые здания;
10) объекты сферы услуг и потребительского рынка.
На каждый объект, включенный в Реестр ОСИ, сформирован паспорт доступности ОСИ.
По итогам паспортизации сформирован реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры, включающий более 184 приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которых необходимо проведение работ по обеспечению их доступности инвалидам и другим МГН.
В целях обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения была принята государственная программа Республики Адыгея "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 11 ноября 2013 года N 266 "О государственной программе Республики Адыгея "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы" (далее Программа).
В рамках реализации Программы в 2014 - 2015 годах проведана работа по обеспечению доступности приоритетных объектов и предоставлению МГН услуг в 83 учреждениях социальной инфраструктуры (обустройство путей движения инвалидов, оснащение зданий подъемными устройствами для инвалидов путем приобретения оборудования и его монтажа, установка пандусов, поручней, средств ориентации для слабовидящих и слабослышащих, обустройство санитарно-гигиенических комнат, расширение дверных проемов, оборудование стоянок для транспорта инвалидов).
Для повышения уровня доступности учреждений социального обслуживания населения Республики Адыгея проведены работы по адаптации 13 учреждений социального обслуживания населения Республики Адыгея (обустройство путей движения инвалидов, оснащение зданий подъемными устройствами для инвалидов путем приобретения оборудования и его монтажа, установка пандусов, поручней, средств ориентации для слабовидящих и слабослышащих, обустройство санитарно-гигиенических комнат, расширение дверных проемов, оборудование стоянок для транспорта).
Для повышения доступности учреждений культуры Республики Адыгея проведены работы по адаптации 44 учреждений культуры с целью доступности для инвалидов (обустройство путей движения инвалидов, оснащение зданий подъемными устройствами для инвалидов путем приобретения оборудования и его монтажа, установка пандусов, поручней, средств ориентации для слабовидящих и слабослышащих, обустройство санитарно-гигиенических комнат, расширение дверных проемов, оборудование стоянок для транспорта инвалидов).
Для повышения доступности государственных учреждений здравоохранения Республики Адыгея проведена работа по адаптации 6 государственных учреждений здравоохранения Республики Адыгея (обустройство путей движения инвалидов, оснащение зданий подъемными устройствами для инвалидов путем приобретения оборудования и его монтажа, установка пандусов, поручней, средств ориентации для слабовидящих и слабослышащих, обустройство санитарно-гигиенических комнат, стоянок для транспорта инвалидов).
Для повышения доступности спортивных объектов проведено материально-техническое оснащение государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея "Адыгейский республиканский физкультурно-спортивный центр адаптации инвалидов" (приобретено оборудование для проведения соревнований, тренажеры для пауэрлифтинга, спортивная экипировка для занятий конным спортом и футболом, микроавтобус "Газель", коневоз-прицеп, столы для армспорта) и проведена адаптация 4 объектов физической культуры и спорта с целью обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения (установка подъемных устройств для инвалидов, ремонт душевых и раздевалок, установка перил).
В целях обеспечения доступности транспортной инфраструктуры приобретены 3 специализированных низкопольных троллейбуса.
Проведено дооборудование светофорных объектов дублирующей звуковой сигнализацией, совмещенной со светофорным сигналом, в местах расположения социально значимых объектов, оснащение парковочных карманов для временного размещения транспорта инвалидов возле социально значимых и торговых объектов дорожными знаками, оборудование пешеходных переходов. Оборудовано 40 объектов.
Для повышения доступности объектов образования проведены работы по созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов (установка пандусов, поручней, средств ориентации для
слабовидящих и слабослышащих, оборудование
санитарно-гигиенических помещений) в 3 профессиональных образовательных организациях.
Также проведены работы по обеспечению доступности в 33 общеобразовательных организациях (установка пандусов, поручней, средств ориентации для слабовидящих и слабослышащих, оборудование санитарно-гигиенических помещений). Приобретено специальное оборудование для обучения детей-инвалидов. Создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество, в том числе организовано педагогическое сопровождение детей-инвалидов.
Для повышения доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов):
1) приобретены 82 магнитофона с речевым выходом для инвалидов по зрению;
2) произведена оплата проезда 8 инвалидов по зрению и лиц, сопровождающих инвалидов 1 группы по зрению, на междугородном транспорте к месту реабилитации и обратно;
3) оказана материальная помощь 28 инвалидам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
4) обучены 20 инвалидов с потерей слуха профессии "оператор ПЭВМ" с выдачей соответствующего свидетельства.
Для информационно-методического и кадрового обеспечения системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов Министерством образования и науки Республики Адыгея организован семинар-совещание для родителей и педагогических работников, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для преодоления социальной разобщенности в обществе и формирования позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения:
1) подготовлены телевизионные передачи "Сотвори добро" и "ШIу шIи псым хадз", освещающие проблемы инвалидов, размещены материалы в районных печатных средствах массовой информации, установлены баннеры, организованы творческие мастерские, экскурсии.
2) проведены:
а) республиканский конкурс для детей-инвалидов "Мир глазами детей";
б) праздничная программа к Международному дню инвалидов для детей-инвалидов "Солнышко в ладошках";
в) республиканская спартакиада для детей-инвалидов "Победишь себя - победишь в спорте";
г) шахматно-шашечный турнир между республиканскими организациями инвалидов.
3) спортсмены-инвалиды направлены на фестиваль Паралимпийских игр.
Также проведены торжественные мероприятия, посвященные Международному дню инвалидов. Оказано материальное поощрение инвалидам-активистам общественных организаций инвалидов. Закуплена офисная техника общественным организациям инвалидов для осуществления ими уставной деятельности.
Присуждены именные премии Республики Адыгея для лиц с ограниченными возможностями здоровья 6 инвалидам, добившимся значительных успехов в науке, культуре и спорте.
По результатам реализации Программы достигнуты целевые показатели (индикаторы) Программы, намеченные на 2014 и 2015 годы.
По итогам реализации Программы обеспечено достижение показателя "Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов" - 45% (количество приоритетных объектов 184, количество доступных объектов - 83, в том числе в 2015 году - 28 объектов).
Анализ существующего положения показывает, что нерешенность имеющихся проблем порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
1) дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
2) высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
3) ограничение жизнедеятельности иных МГН (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
Эффективное решение задач, направленных на устранение проблем, связанных с инвалидностью, возможно лишь с использованием программно-целевого метода.
Необходимость решения проблем программно-целевым методом также обусловлена рядом объективных причин, в том числе:
1) сложностью и многообразием проблем формирования доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
2) необходимостью реабилитации и интеграции инвалидов в общество;
3) потребностью в координации усилий исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, органов местного самоуправления во взаимодействии с общественными объединениями инвалидов;
4) необходимостью привлечения значительных финансовых средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Адыгея, местных бюджетов.
Реализация мероприятий государственной программы позволит к 2021 году:
1) стабилизировать численность инвалидов в Республике Адыгея, а по отдельным возрастным группам снизить инвалидность (детей-инвалидов и инвалидов трудоспособного возраста);
2) уменьшить выход на инвалидность лиц с умеренными ограничениями жизнедеятельности вследствие их компенсации или устранения в результате своевременно проведенных реабилитационных мероприятий;
3) повысить качество жизни инвалидов и других МГН, проживающих на территории Республики Адыгея.
Также программно-целевой метод исходя из целей и задач решения проблем позволит выделить направления финансирования, определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках государственной программы, увеличить объем и качество предоставляемых реабилитационных услуг.
При подготовке государственной программы были проанализированы различные варианты решения проблемы, каждый из которых направлен на устойчивое развитие доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, повышение уровня социальной интеграции инвалидов в общество, но отличается темпами реализации, механизмом государственной поддержки, объемом и структурой финансирования.
С учетом имеющихся проблем возникает необходимость проведения комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения для выполнения поставленных задач нескольких источников финансирования, включая средства федерального бюджета.
Раздел II изменен с 28 декабря 2017 г. - Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 декабря 2017 г. N 255
II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) государственной программы
Целью государственной программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Для достижения цели государственной программы предусматривается решение следующих задач:
1) формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров;
2) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
3) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта.
Мониторинг и контроль за ходом и результатами реализации мероприятий государственной программы будет осуществляться ответственным исполнителем и участниками государственной программы с использованием целевых показателей (индикаторов), характеризующих достижение целей и задач государственной программы к 2021 году:
1) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Адыгея 68,2%;
2) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Адыгея - 52,5%;
3) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Республике Адыгея - 76,2%;
4) доля приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея 61,2%;
5) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Республике Адыгея - 69,2%;
6) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Республике Адыгея - 60,6%;
7) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, троллейбусного) в Республике Адыгея - 20,2%;
8) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Республике Адыгея - 80%;
9) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Республике Адыгея - 73,6%;
10) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Республике Адыгея -100%;
11) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея - 50%;
12) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Адыгея - 20%;
13) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея - 100%;
14) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Республике Адыгея - 22,3%;
15) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Адыгея - 57%;
16) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Республике Адыгея - 20%;
17) доля профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Республике Адыгея - 42,8%;
18) доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году) -105%;
19) доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости, - 7%;
20) доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Республике Адыгея - 54,7%;
21) доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов - 92%.
Система целевых показателей (индикаторов) государственной программы приведена в приложении N 1 к государственной программе.
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) государственной программы приведена в приложении N 2 к государственной программе.
III. Срок и этапы реализации государственной программы
Реализацию государственной программы предполагается осуществить в 2016 - 2020 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы.
IV. Перечень программных мероприятий
В рамках государственной программы реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, состоящий из 3 разделов, 2 из которых имеют 2 подраздела.
Раздел 1. Мероприятия, направленные на формирование (или совершенствование имеющейся) нормативно-правовой базы и организационных механизмов развития системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, формирования для них доступной среды жизнедеятельности
В рамках данного раздела реализуются следующие мероприятия.
1.1. Разработка правовых актов по обеспечению формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
1.2. Тиражирование сборников правовых актов, информационных и справочных материалов, методических пособий по формированию доступной среды и для распространения идей, принципов и средств формирования доступной среды.
1.3. Проведение социологических исследований по мере реализации государственной программы в части оценки преодоления социальной разобщенности в обществе и обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов.
1.4. Паспортизация объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, объектов информации и связи.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 7 февраля 2017 г. N 21 пункт 1.5 раздела IV настоящего приложения изложен в новой редакции
1.5. Разработка, внедрение и сопровождение прикладного программного обеспечения для создания единого республиканского банка данных об инвалидах, их потребностях в услугах приоритетных сфер жизнедеятельности, о состоянии кадрового и технического обеспечения доступности услуг с целью разработки оптимальных согласованных управленческих решений органов государственной власти Республики Адыгея и органов местного самоуправления, контроля за их исполнением и его техническое обеспечение.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 7 февраля 2017 г. N 21 в наименование подраздела 2 раздела IV настоящего приложения внесены изменения
Раздел 2. Мероприятия, направленные на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов, а также на содействие их социальной интеграции
В рамках данного раздела выделяются 2 подраздела.
Подраздел 2.1. Мероприятия, направленные на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН
В рамках данного подраздела реализуются следующие мероприятия.
2.1.1. В сфере социальной защиты:
Подпункт 2.1.1.1 изменен с 28 декабря 2017 г. - Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 декабря 2017 г. N 255
2.1.1.1. Адаптация организаций социального обслуживания Республики Адыгея (дома-интернаты, центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям) с целью обеспечения в них доступности услуг для инвалидов и других МГН (обустройство путей движения инвалидов, оснащение зданий подъемными устройствами для инвалидов путем приобретения оборудования и его монтажа, установка пандусов, поручней, средств ориентации для слабовидящих и слабослышащих, обустройство санитарно-гигиенических комнат, расширение дверных проемов, оборудование стоянок для транспорта инвалидов).
2.1.1.2. Адаптация зданий территориальных органов труда и социальной защиты населения с целью обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН услуг (обустройство путей движения инвалидов, оснащение зданий подъемными устройствами для инвалидов путем приобретения оборудования и его монтажа, установка пандусов, поручней, средств ориентации для слабовидящих и слабослышащих, обустройство санитарно-гигиенических комнат, расширение дверных проемов, оборудование стоянок для транспорта инвалидов).
2.1.2. В сфере культуры - адаптация государственных учреждений культуры Республики Адыгея с целью доступности для инвалидов (обустройство путей движения инвалидов, оснащение зданий подъемными устройствами для инвалидов путем приобретения оборудования и его монтажа, установка пандусов, поручней, средств ориентации для слабовидящих и слабослышащих, обустройство санитарно-гигиенических комнат, расширение дверных проемов, оборудование стоянок для транспорта инвалидов).
2.1.3. В сфере здравоохранения - адаптация государственных учреждений здравоохранения Республики Адыгея с целью доступности для инвалидов (обустройство путей движения инвалидов, оснащение зданий подъемными устройствами для инвалидов путем приобретения оборудования и его монтажа, установка пандусов, поручней, средств ориентации для слабовидящих и слабослышащих, обустройство санитарно-гигиенических комнат, расширение дверных проемов, оборудование стоянок для транспорта инвалидов).
2.1.4. В сфере физической культуры и спорта:
Подпункт 2.1.4.1 изменен с 26 октября 2017 г. - Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 октября 2017 г. N 185
2.1.4.1. Материально-техническое оснащение государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея "Адыгейский республиканский физкультурно-спортивный центр адаптации инвалидов" (приобретение спортивно-технического оборудования, автомобильного транспорта, инвентаря и экипировки).
2.1.4.2. Адаптация объектов физической культуры и спорта с целью обеспечения доступности для инвалидов и других МГН (обустройство путей движения инвалидов, оснащение зданий подъемными устройствами для инвалидов путем приобретения оборудования и его монтажа, установка пандусов, поручней, средств ориентации для слабовидящих и слабослышащих, обустройство санитарно-гигиенических комнат, расширение дверных проемов, оборудование стоянок для транспорта инвалидов).
2.1.5. В сфере транспортной и пешеходной инфраструктуры:
2.1.5.1. Модернизация парка общественного транспорта (приобретение специализированных низкопольных троллейбусов, дооборудование имеющихся в наличии, приобретение низкопольных специализированных автобусов).
2.1.5.2. Модернизация и оборудование остановочных площадок для обеспечения посадки МГН в общественный транспорт и высадки из него. Обустройство перекрестков и тротуаров для движения МГН.
Из общего парка пассажирского транспорта 4 троллейбуса оснащены специальным оборудованием для перевозки МГН. По причине ограниченного объема бюджетных финансовых средств и невозможности приобретения в 2016 году специализированных транспортных средств (троллейбусов и автобусов) планируется с 2017 года по 2020 годы ввести в эксплуатацию 59 единиц специализированных автобусов категории МЗ путем введения в 2016 году в конкурсные условия для перевозчиков обязательного требования по приобретению специализированных автобусов, приспособленных для перевозки МГН, что позволит увеличить долю специализированного подвижного состава в Республике Адыгея до 20,2% от общего количества пассажирского транспорта общего пользования, обслуживающего регулярные рейсы.
Реализация указанных мероприятий государственной программы связана с предоставлением субсидий из республиканского бюджета Республики Адыгея местным бюджетам:
1) на модернизацию парка общественного транспорта (приобретение специализированных низкопольных троллейбусов, дооборудование имеющихся в наличии, приобретение низкопольных специализированных автобусов) (далее - субсидии на транспортную инфраструктуру);
2) на модернизацию и оборудование остановочных площадок для обеспечения посадки МГН в общественный транспорт и высадки из него, обустройство перекрестков и тротуаров для движения МГН (далее - субсидии на пешеходную инфраструктуру).
Субсидия предоставляется местному бюджету при условии:
1) наличия муниципальной программы, направленной на реализацию мероприятий по модернизации парка общественного транспорта (приобретение специализированных низкопольных троллейбусов, дооборудование имеющихся в наличии, приобретение низкопольных специализированных автобусов), по модернизации и оборудованию остановочных площадок для обеспечения посадки МГН в общественный транспорт и высадки из него, обустройству перекрестков и тротуаров для движения МГН (далее - мероприятия в сфере транспортной и пешеходной инфраструктуры);
2) наличия в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) бюджетных ассигнований на исполнение в соответствующем финансовом году расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий в сфере транспортной и пешеходной инфраструктуры;
3) наличия бюджетной заявки на предоставление субсидии на транспортную инфраструктуру, субсидии на пешеходную инфраструктуру с указанием сведений об объеме бюджетных ассигнований в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на исполнение расходных обязательств муниципального образования, связанных с реализацией мероприятий в сфере транспортной и пешеходной инфраструктуры.
Расчет размера субсидии на транспортную инфраструктуру осуществляется по формуле:
,
где
Spб - размер субсидии на транспортную инфраструктуру;
Sмб - объем средств, предусмотренный местным бюджетом на реализацию мероприятий по модернизации парка общественного транспорта (приобретение специализированных низкопольных троллейбусов, дооборудование имеющихся в наличии, приобретение низкопольных специализированных автобусов).
Расчет размера субсидии на пешеходную инфраструктуру осуществляется по формуле:
,
где
Spб - размер субсидии на пешеходную инфраструктуру;
Sмб - объем средств, предусмотренный местным бюджетом на реализацию мероприятий по модернизации и оборудованию остановочных площадок для обеспечения посадки и высадки маломобильных групп населения в общественный транспорт, обустройству перекрестков и тротуаров для движения маломобильных групп населения.
Размер субсидии на транспортную инфраструктуру, субсидии на пешеходную инфраструктуру не может превышать общий объем финансирования из республиканского бюджета Республики Адыгея, предусмотренный мероприятиями в сфере транспортной и пешеходной инфраструктуры государственной программы.
Субсидии на транспортную инфраструктуру, субсидии на пешеходную инфраструктуру предоставляются на основании соглашений, заключаемых между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея и органами местного самоуправления, в которых предусматриваются:
1) порядок предоставления субсидий;
2) сведения о размере субсидий;
3) обязательство муниципального образования об использовании субсидий в целях, предусмотренных соглашением, и о представлении отчетов об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;
4) порядок осуществления контроля за исполнением обязательств, вытекающих из соглашения;
5) ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
2.1.6. В сфере образования:
2.1.6.1. Создание в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
Реализация данного мероприятия государственной программы связана с предоставлением субсидии местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Адыгея на создание в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (далее - субсидия на получение качественного образования).
Субсидия на получение качественного образования предоставляется местному бюджету при условии:
1) наличия муниципальной программы по созданию в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования;
2) наличия в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) бюджетных ассигнований на исполнение в соответствующем финансовом году расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по созданию в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования;
3) наличия бюджетной заявки на предоставление субсидии на получение качественного образования с указанием сведений об объеме бюджетных ассигнований в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на исполнение расходных обязательств муниципального образования, связанных с реализацией мероприятий по созданию в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
Расчет субсидии на получение качественного образования определяется по формуле:
,
где:
Spб - объем субсидии на получение качественного образования;
Sмб - объем средств, предусмотренный местным бюджетом на создание в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
Сумма субсидий на получение качественного образования не может превышать общий объем финансирования из республиканского бюджета Республики Адыгея, предусмотренный мероприятием государственной программы по созданию в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
Субсидии на получение качественного образования предоставляются на основании соглашений, заключаемых между Министерством образования и науки Республики Адыгея и органами местного самоуправления, в которых предусматриваются:
1) порядок предоставления субсидии;
2) сведения о размере субсидии;
3) обязательство муниципального образования об использовании субсидии в целях, предусмотренных соглашением, и о представлении отчетов об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
4) порядок осуществления контроля за исполнением обязательств, вытекающих из соглашения;
5) ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
2.1.6.2. Создание базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов.
2.1.7. В сфере занятости населения - адаптация государственных учреждений службы занятости населения Республики Адыгея с целью доступности для инвалидов (обустройство путей движения инвалидов, оснащение зданий подъемными устройствами для инвалидов путем приобретения оборудования и его монтажа, установка пандусов, поручней, средств ориентации для слабовидящих и слабослышащих, обустройство санитарно-гигиенических комнат, расширение дверных проемов, оборудование стоянок для транспорта инвалидов).
Подраздел 2.2. Мероприятия, направленные на повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов, а также на содействие их социальной интеграции.
В рамках данного подраздела реализуются следующие мероприятия:
2.2.1. Приобретение тифлосредств, не вошедших в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и обеспечение ими инвалидов по зрению.
2.2.2. Оплата проезда инвалидов по зрению и лиц, сопровождающих инвалидов 1 группы по зрению, на междугородном транспорте к месту реабилитации и обратно.
2.2.3. Оказание адресной помощи инвалидам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Пункт 2.2.4 изменен с 28 декабря 2017 г. - Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 декабря 2017 г. N 255
2.2.4. Обеспечение проведения реабилитации инвалидов с потерей слуха путем получения профессии "оператор ПЭВМ".
2.2.5. Организация круглосуточных диспетчерских центров связи для глухих с целью оказания экстренной и иной социальной помощи.
2.2.6. Оснащение кинотеатров необходимым оборудованием для осуществления кинопоказа с подготовленным субтитрированием и тифлокомментированием.
2.2.7. Приобретение компрессорных ингаляторов и обеспечение ими больных муковисцидозом.
В связи с тем, что кинотеатры в Республике Адыгея находятся в частной собственности, необходимо организовать взаимодействие с коммерческими организациями, осуществляющими деятельность по организации отдыха и развлечений, спорта и культуры, в части обеспечения закупки оборудования, необходимого для осуществления кинопоказов с подготовленным субтитрированием и тифлокомментированием, в целях выполнения положений, предусмотренных Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", по обеспечению инвалидам равных с другими лицами условий беспрепятственного доступа к принадлежащим им объектам и предоставляемым в них услугам.
Кроме того, в настоящее время в городе Майкопе на территории городского парка культуры и отдыха по типовому проекту ведется строительство кинотеатра, в котором предусмотрено создание условий предоставления услуг инвалидам в соответствии с их потребностями.
Раздел 3. Информационные, просветительские, общественные мероприятия
В рамках данного раздела выделяются 2 подраздела.
Подраздел 3.1. Информационно-методическое обеспечение деятельности специалистов, задействованных в формировании доступной среды для инвалидов и других МГН
В рамках данного подраздела реализуются следующие мероприятия:
1) организация и проведение семинаров, совещаний для специалистов по социальной работе государственных учреждений Республики Адыгея и муниципальных учреждений, задействованных в реализации мероприятий по формированию доступной среды;
2) обучение (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) русскому жестовому языку переводчиков государственных учреждений Республики Адыгея в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчик жестового языка) и переводчиков государственных учреждений Республики Адыгея в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушением слуха и зрения (слепоглугих), в том числе тифлокомментаторов. Повышение квалификации руководителей и педагогических работников образовательных организаций Республики Адыгея, в которых созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Организация и проведение семинаров, совещаний, конференций для родителей и педагогических работников, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подраздел 3.2. Мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН
В рамках данного подраздела реализуются следующие мероприятия:
3.2.1. Размещение социальной рекламы, аудио- и видеороликов в целях освещения мероприятий, направленных на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
3.2.2. Подготовка и публикация материалов в республиканских газетах "Советская Адыгея" и "Адыгэ макъ", направленных на формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
3.2.3. Организация и проведение общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других МГН. Производство и распространение телевизионных передач "Сотвори добро" и "ШIу шIи псым хадз", освещающих проблемы инвалидов.
3.2.4. Проведение совместных мероприятий инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидности (фестивали, конкурсы, выставки, спартакиады, молодежные лагеря, форумы и др.).
3.2.5. Обеспечение участия спортсменов-инвалидов высокого класса в соревнованиях всероссийского и международного уровней.
3.2.6. Проведение среди инвалидов спартакиады, посвященной Международному дню инвалидов.
3.2.7. Обеспечение участия спортсменов-инвалидов в соревнованиях регионального, всероссийского и международного уровней.
3.2.8. Организация и проведение физкультурно-массовых мероприятий среди инвалидов в летний период.
3.2.9. Проведение Международного дня инвалидов.
3.2.10. Присуждение именных премий для инвалидов, добившихся значительных успехов в науке, культуре, спорте.
Перечень мероприятий государственной программы представлен в приложении N 3 к государственной программе.
Раздел V изменен с 1 января 2018 г. - Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 декабря 2017 г. N 255
V. Ресурсное обеспечение государственной программы
Реализация мероприятий государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Адыгея и местных бюджетов.
Общий объем финансирования государственной программы составляет 108680,45 рублей, из них:
1) в 2016 году - 36175,10 тысячи рублей;
2) в 2017 году - 41749,28 тысячи рублей;
3) в 2018 году - 17276,07 тысячи рублей;
4) в 2019 году - 7091,00 тысячи рублей;
5) в 2020 году - 6391,00 тысячи рублей.
Объем средств федерального бюджета составляет 69624,90 тысячи рублей, из них:
1) в 2016 году - 23518,50 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 4493,00 тысячи рублей, Министерством спорта Российской Федерации - 3360,00 тысячи рублей, Министерством образования и науки Российской Федерации - 15665,50 тысячи рублей;
2) в 2017 году - 33838,10 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 6892,00 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 10700,20 тысячи рублей, по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации - 13861,20 тысячи рублей, по соглашению с Министерством образования и науки Российской Федерации - 2384,70 тысячи рублей;
3) в 2018 году - 10968,30 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 3938,80 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 2350,50 тысячи рублей, по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации - 4679,00 тысячи рублей;
4) в 2019 году - 1000,00 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации - 1000,00 тысячи рублей;
5) в 2020 году - 300,00 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации - 300,00 тысячи рублей.
Объем средств республиканского бюджета Республики Адыгея 32330,89 тысячи рублей, из них:
1) в 2016 году - 6981,00 тысячи рублей;
2) в 2017 году - 7706,79 тысячи рублей;
3) в 2018 году - 6181,10 тысячи рублей;
4) в 2019 году - 5731,00 тысячи рублей;
5) в 2020 году - 5731,00 тысячи рублей.
Объем средств местных бюджетов - 6181,10 тысячи рублей, из них:
1) в 2016 году - 5673,60 тысячи рублей;
2) в 2017 году - 204,39 тысячи рублей;
3) в 2018 году - 126,67 тысячи рублей;
4) в 2019 году - 360,00 тысячи рублей;
5) в 2020 году - 360,00 тысячи рублей.
Объем ресурсного обеспечения государственной программы приведен в приложении N 4 к государственной программе.
Сведения о планируемом распределении бюджетных ассигнований государственной программы на финансирование приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других МГН в 2018 году приведены в приложении N 5 к государственной программе.
Для реализации мероприятий государственной программы возможно привлечение средств федерального бюджета на условиях, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".
Для реализации мероприятий государственной программы органам местного самоуправления рекомендовано разработать аналогичные муниципальные программы в связи с тем, что некоторые мероприятия государственной программы предусматривают предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных программ.
Предоставление субсидий органам местного самоуправления осуществляется на условиях софинансирования в соответствии с соглашением, заключаемым между участником государственной программы и органами местного самоуправления.
Объемы финансирования государственной программы подлежат уточнению по результатам оценки эффективности реализации государственной программы.
VI. Управление и контроль реализации государственной программы
Организация, исполнение мероприятий, текущее управление, координация работы соисполнителей, контроль за ходом реализации государственной программы (в том числе оценка достижений целевых показателей (индикаторов) государственной программы) осуществляется ответственным исполнителем государственной программы.
Ответственный исполнитель государственной программы:
1) разрабатывает в пределах своей компетенции проекты нормативных правовых актов Республики Адыгея, необходимых для реализации государственной программы;
2) вносит предложения по уточнению мероприятий государственной программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации;
3) обеспечивает контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея;
4) уточняет с учетом выделяемых на государственную программу финансовых средств целевые показатели (индикаторы) и затраты по программным мероприятиям;
5) ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея для финансирования мероприятий государственной программы и представляет их в Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея;
6) обеспечивает выполнение мероприятий государственной программы;
7) организует размещение информации о ходе и результатах реализации государственной программы на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
8) взаимодействует с республиканскими средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий государственной программы;
9) ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея отчет о реализации государственной программы;
10) по запросу Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея в установленные им сроки направляет оперативную информацию о реализации мероприятий государственной программы.
Участники государственной программы:
1) организуют и обеспечивают выполнение мероприятий государственной программы;
2) выступают инициаторами корректировки мероприятий государственной программы, источников и объемов их финансирования;
3) ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обобщают и анализируют результаты реализации мероприятий государственной программы и представляют ответственному исполнителю государственной программы соответствующие отчеты, в том числе об использовании бюджетных средств;
4) до 1 февраля года, следующего за отчетным, подготавливают и направляют ответственному исполнителю государственной программы годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности мероприятий Программы;
5) организуют осуществление контроля за ходом реализации мероприятий государственной программы в отношении объектов, находящихся в их ведении.
В рамках деятельности Совета по делам инвалидов и ветеранов при Главе Республики Адыгея, образованного Указом Президента Республики Адыгея от 10 сентября 2009 года N 103 "О Совете по делам инвалидов и ветеранов при Главе Республики Адыгея", создана рабочая группа Совета по делам инвалидов и ветеранов при Главе Республики Адыгея по координации деятельности в сфере формирования доступной среды для инвалидов (далее - рабочая группа). В состав рабочей группы включены представители исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, председатели общественных организаций инвалидов (Адыгейской республиканской организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", Адыгейской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", Адыгейского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих"). Рабочая группа проводит общественную оценку государственной программы.
VII. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками
Основным условием успешной реализации государственной программы является управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы.
1. Финансовые риски. Одним из важных финансовых рисков является возможное уменьшение объема средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемого на реализацию мероприятий государственной программы, в связи с экономической ситуацией, оптимизацией расходов при формировании республиканского бюджета Республики Адыгея. Сокращение финансирования на реализацию государственной программы приведет к невозможности выполнения поставленных задач в установленные сроки. Преодоление рисков может быть осуществлено путем сохранения устойчивого финансирования мероприятий государственной программы, в том числе за счет обоснования необходимых объемов ресурсного обеспечения государственной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, местных бюджетов, привлечения софинансирования из федерального бюджета.
Финансовым риском также является нецелевое и (или) неэффективное использование бюджетных средств. Для минимизации риска будет осуществляться контроль за использованием средств.
2. Организационные риски. В решении вопросов, связанных с реализацией государственной программы, задействованы многие участники. В связи с этим возникают риски неисполнения или ненадлежащего исполнения отдельных мероприятий государственной программы отдельными ее соисполнителями и (или) участниками из-за слабой межведомственной и (или) межуровневой координации. Для минимизации риска будет осуществляться мониторинг реализации государственной программы.
Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач государственной программы и меры по их минимизации будут предприниматься в ходе оперативного управления.
В условиях ограниченных финансовых возможностей использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на решении конкретных задач в части обеспечения доступности для инвалидов приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг, оказываемых государственными учреждениями Республики Адыгея в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.
VIII. Оценка эффективности реализации государственной программы
Результатом реализации государственной программы станет формирование условий для предоставления инвалидам равных возможностей участия в жизни общества, повышения качества жизни инвалидов и детей инвалидов, других МГН путем обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами.
Экономическая эффективность использования бюджетных средств, предлагаемых к направлению на реализацию государственной программы, обеспечивается путем их рационального использования, в том числе и в результате перераспределения расходов с учетом эффективности реализации отдельных мероприятий.
Оценка эффективности реализации государственной программы, цели (задачи) определяются по формуле:
,
где:
Е - эффективность реализации государственной программы, цели (задачи) (в процентах);
Fi - фактическое значение i-го целевого показателя (индикатора), характеризующего выполнение цели (задачи), достигнутое в ходе реализации государственной программы;
Ni - плановое значение i-гo целевого показателя (индикатора), характеризующего выполнение цели (задачи), предусмотренное государственной программой;
n - количество показателей (индикаторов), характеризующих выполнение цели (задачи) государственной программы.
В зависимости от полученных в результате реализации мероприятий государственной программы значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы эффективность реализации государственной программы по целям (задачам), а также в целом можно охарактеризовать по следующим уровням:
1) высокий (Е >= 95%, не менее 95% мероприятий выполнены в полном объеме);
2) удовлетворительный (Е >= 75%, не менее 75% мероприятий выполнены в полном объеме);
3) неудовлетворительный (если значение эффективности реализации государственной программы не отвечает приведенным выше уровням, эффективность ее реализации признается неудовлетворительной).
Кроме того, социальная эффективность при реализации мероприятий государственной программы будет выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
1) увеличения количества приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, доступных для инвалидов и других МГН;
2) повышения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных объектах и услугах в приоритетных сферах жизнедеятельности;
3) повышения вовлеченности инвалидов в общественные мероприятия в различных сферах социальной жизни (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
4) повышения уровня реабилитационных услуг (медико-восстановительных, социально-средовых, социокультурных, физкультурно-оздоровительных);
5) проведения информационной и просветительской работы по освещению проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.