Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Главы
администрации МО
"Теучежский район"
от 14.10.2015 г. N 198
Муниципальная программа
муниципального образования "Теучежский район" "Управление муниципальными финансами" на 2016 - 2018 годы
Паспорт
муниципальной программы муниципального образования "Теучежский район" "Управление муниципальными финансами" на 2016 - 2018 годы
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Финансовое управление администрации муниципального образования "Теучежский район" |
Соисполнители муниципальной программы |
отсутствуют |
Участники муниципальной программы |
Структурные подразделения и подведомственные учреждения администрации муниципального образования "Теучежский район" |
Подпрограммы муниципальной программы |
1) долгосрочное финансовое планирование; 2) управление муниципальным долгом муниципального образования "Теучежский район"; 3) совершенствование системы межбюджетных отношений и содействие повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований поселений |
Программно-целевые инструменты (ведомственные целевые программы) |
отсутствуют |
Цель муниципальной программы |
обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы в муниципальном образовании "Теучежский район" посредством эффективного управления муниципальными финансами и реализации муниципальной политики в финансовой, бюджетной и налоговой сфере |
Задачи муниципальной программы |
1) обеспечение сбалансированности и устойчивости районного бюджета муниципального образования "Теучежский район"; 2) организация и осуществление бюджетного процесса в муниципальном образовании "Теучежский район"; 3) создание условий для повышения качества и эффективности управления муниципальными финансами; 4) совершенствование системы межбюджетных отношений и содействие повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований поселений; 5) эффективное управление муниципальным долгом муниципального образования "Теучежский район" |
Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы |
1) темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального образования "Теучежский район" (к предыдущему году); 2) объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального образования "Теучежский район" на 1 жителя; 3) расходы консолидированного бюджета муниципального образования "Теучежский район" на 1 жителя; 4) доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея в объеме собственных доходов консолидированного бюджета муниципального образования "Теучежский район" |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
муниципальная программа реализуется в один этап, срок реализации муниципальной программы 2016 - 2018 годы |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы за счет средств районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" составляет 16529,9 тысяч рублей, в том числе: в 2016 году - 5541,3 тысячи рублей; в 2017 году - 5494,3 тысячи рублей; в 2018 году - 5494,3 тысячи рублей |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в муниципальном образовании "Теучежский район"; усиление взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования; повышение качества и объективности бюджетного планирования; увеличение собираемости налогов и сборов; рост собственных доходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район"; формирование бюджетных расходов муниципального образования "Теучежский район" исходя из приоритетов и планируемых результатов муниципальной политики; обеспечение долговой устойчивости путем проведения взвешенной долговой политики; осуществление перехода к построению районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" на основе муниципальных программ; повышение эффективности расходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район"; совершенствование системы межбюджетных отношений; создание стимулов по расширению налоговой базы местных бюджетов поселений и повышению финансовой дисциплины органов местного самоуправления поселений; обеспечение прозрачности и открытости районного бюджета муниципального образования "Теучежский район", местных бюджетов поселений |
I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Бюджетная политика в муниципальном образовании "Теучежский район" ежегодно формируется исходя из необходимости обеспечения финансовой устойчивости районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" и повышения его самостоятельности и платежеспособности. Приоритетами налоговой политики выступают увеличение бюджетных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала, повышение собираемости налогов и качества налогового администрирования. Увеличение собственных доходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" является определяющим условием безусловного исполнения расходных обязательств муниципального образования "Теучежский район".
Проводимая в 2012 - 2014 годах бюджетная и налоговая политика муниципального образования "Теучежский район" была направлена на реализацию задач, поставленных в бюджетном послании Президента Российской Федерации, на реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Адыгея, определенных Кабинетом Министров Республики Адыгея, реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Теучежский район", утвержденных Главой администрации муниципального образования, а также достижение целей экономического роста и развития муниципального образования "Теучежский район" и обеспечения социальной стабильности.
Основные параметры консолидированного бюджета муниципального образования "Теучежский район" и районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" в 2012 - 2014 годах представлены в таблице.
|
|
|
тыс. руб. |
Наименование показателя |
2012 год (отчет) |
2013 год (отчет) |
2014 год (отчет) |
Консолидированный бюджет муниципального образования "Теучежский район" | |||
Доходы, всего |
333946,9 |
352730,0 |
353841,1 |
Налоговые и неналоговые доходы |
89184,3 |
108082,1 |
99326,8 |
Темп роста налоговых и неналоговых доходов к уровню прошлого года (процентов) |
114,3 |
121,19 |
91,9 |
Безвозмездные поступления из федерального бюджета и республиканского бюджета |
244762,6 |
244647,9 |
254514,3 |
Доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в объеме собственных доходов консолидированного бюджета муниципального образования "Теучежский район" |
55,04 |
51,98 |
49,64 |
Расходы, всего |
345288,2 |
352633,3 |
372418,4 |
Темп роста расходов к уровню прошлого года (процентов) |
111,41 |
102,13 |
105,61 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
-11341,3 |
96,7 |
-18577,3 |
Районный бюджет муниципального образования "Теучежский район" | |||
Доходы, всего |
305975,2 |
317389,2 |
316450,6 |
Налоговые и неналоговые доходы |
61027,5 |
72741,3 |
61936,4 |
Темп роста налоговых и неналоговых доходов к уровню прошлого года (процентов) |
110,83 |
119,19 |
85,15 |
Безвозмездные поступления из федерального бюджета и республиканского бюджета |
244947,7 |
244647,9 |
254514,2 |
Расходы, всего |
320047,9 |
319696,6 |
331910,9 |
Темп роста расходов к уровню прошлого года (процентов) |
111,83 |
99,89 |
103,82 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
-14072,7 |
-2307,4 |
-15460,3 |
Муниципальный долг муниципального образования "Теучежский район" |
50700 |
55500 |
65500 |
Отношение объема муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" к общему годовому объему доходов районного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений (процентов) |
83,08 |
76,3 |
105,75 |
Доля расходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район", формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов районного бюджета (процентов) |
6,45 |
2,07 |
2,44 |
Перераспределение расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы, недостаточность доходной базы районного бюджета муниципального образования "Теучежский район", необходимость обеспечения исполнения принятых социальных расходных обязательств и достижения целей, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, привели к значительному увеличению объема муниципального долга муниципального образования "Теучежский район".
В муниципальном образовании "Теучежский район" постоянно проводится планомерная работа по анализу и использованию имеющихся резервов для увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов как в районный бюджет муниципального образования "Теучежский район", так и в местные бюджеты поселений. Налажено активное взаимодействие с главными администраторами доходов по обеспечению исполнения утверждаемых бюджетной росписью показателей и мобилизации резервов увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район".
В Решении от 9 октября 2013 года N 166 "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Теучежский район" закреплена норма ежегодного формирования и принятия районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" на трехлетний период. Созданы правовые основы для внедрения в бюджетный процесс инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, т.е. докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, муниципальных программ и ведомственных целевых программ, муниципальных заданий, сформирован и утвержден перечень муниципальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями муниципального образования "Теучежский район" за счет средств районного бюджета, установлены требования к качеству их оказании, определены процедуры проведения мониторинга потребности услуг и проведения оценки соответствия их качества.
Основные мероприятия по совершенствованию системы управления муниципальными финансами с 2011 года проводились в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов администрации муниципального образования "Теучежский район" на период 2011 - 2012 годов, утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Теучежский район" от 11 августа 2011 года N 166 "Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов администрации муниципального образования "Теучежский район" на период 2011 - 2012 годов".
В рамках настоящей муниципальной программы были реализованы направления в части развития программно-целевых принципов формирования районного бюджета, включая подготовку перехода к программному бюджету, повышение эффективности предоставления муниципальных услуг, оптимизацию функций исполнительных органов муниципального образования "Теучежский район", повышение качества управления муниципальными финансами.
В целях открытости и доступности информации о состоянии муниципальных финансов через официальный сайт администрации муниципального образования "Теучежский район" раскрывается бюджетная информация на всех стадиях бюджетного процесса (от планирования и проведения публичных слушаний до отчетности и текущем исполнении районного бюджета), размещаются нормативные правовые акты, принятые финансовым управлением, данные проводимых мониторингом и информация о текущей деятельности финансового управления администрации муниципального образования "Теучежский район".
В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" с 1 января 2012 года все муниципальные учреждения муниципального образования "Теучежский район" переведены на новые механизмы финансирования через доведение муниципальных заданий, объем субсидий на выполнение которых рассчитывается в соответствии с расчетно-нормативными затратами. Тем самым муниципальные учреждения муниципального образования "Теучежский район" получили большую самостоятельность в расходовании средств и осуществлении своей деятельности.
На сегодняшний день в муниципальном образовании "Теучежский район" 29 муниципальных учреждений муниципального образования "Теучежский район", из них в статусе бюджетных работает 20, в статусе казенных - 8, в статусе автономных - 1.
Наличие достаточно большой сети муниципальных учреждений требует соответствующих расходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район".
Одним из ключевых направлений бюджетной политики, ориентированным на достижение баланса ресурсов бюджетной системы, является межбюджетное регулирование.
В этой связи большое внимание уделяется распределению финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Адыгея и районного бюджета поселениям, созданию органам местного самоуправления поселений условий для эффективного исполнения своих полномочий, в том числе и через предоставление финансовой помощи из республиканского и районного бюджетов, ориентированных на выравнивание и на сбалансированность местных бюджетов поселений.
В целом в сфере реализации Муниципальной программы сохраняется ряд следующих системных недостатков и проблем:
1) бюджетное планирование слабо увязано со стратегическим планированием и не ориентировано на достижение конечных результатов;
2) отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
3) сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
4) отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, соответственно, отсутствие ответственности;
5) ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
6) низкая заинтересованность органов местного самоуправления поселений в расширении налоговой базы бюджетов поселений;
7) отсутствие глубокого всестороннего анализа сложившейся практики применения муниципальных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма;
8) низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Бюджетная политика на 2016 год и на плановый период сформирована исходя из:
1) соблюдения режима жесткой экономии и из принципа ненаращивания бюджетных расходов;
2) сохранения социальной направленности консолидированного бюджета муниципального образования "Теучежский район";
3) обеспечения долговой устойчивости путем проведения взвешенной долговой политики и поддержания оптимального объема муниципальных внутренних заимствований муниципального образования "Теучежский район";
4) осуществления перехода к построению районного бюджета на основе муниципальных программ муниципального образования "Теучежский район", увязав с ними действующие целевые программы и большую часть непрограммных расходов с соблюдением принципа постановки целей в зависимости от имеющихся ресурсов, а также с установлением персональной ответственности заказчиков муниципальных программ муниципального образования "Теучежский район" за заявленные конечные результаты;
5) обеспечения реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года за счет всех источников, включая средства федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Адыгея, районного бюджета муниципального образования "Теучежский район", внебюджетных источников, в том числе источников от приносящей доход деятельности, а также за счет оптимизации бюджетных расходов, включающей оптимизацию сети муниципальных учреждений муниципального образования "Теучежский район" и численности работников, а также отказ от реализации малоэффективных мероприятий;
6) осуществление перехода к формированию муниципального задания на основе единого перечня муниципальных услуг и единых нормативных затрат.
Ответственным исполнителем Муниципальной программы является Финансовое управление администрации муниципального образования "Теучежский район" как исполнительный орган муниципального образования, осуществляющий муниципальную политику в финансовой, бюджетной и налоговой сфере. Муниципальная программа направлена на регулирование бюджетной, межбюджетной и долговой сферы.
II. Приоритеты муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов муниципальной программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы определены Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2016 - 2018 годах, основными направлениями бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Теучежский район" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденными постановлением Главы администрации муниципального образования "Теучежский район" от 01 сентября 2015 года N 167 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Теучежский район" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов".
Цель муниципальной программы - обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы в муниципальном образовании "Теучежский район" посредством эффективного управления муниципальными финансами и реализации муниципальной политики в финансовой, бюджетной и налоговой сфере.
Для достижения поставленной цели в рамках реализации муниципальной программы планируется решение следующих основных задач:
1) обеспечение сбалансированности и устойчивости районного бюджета муниципального образования "Теучежский район";
2) организация и осуществление бюджетного процесса в муниципальном образовании "Теучежский район";
3) создание условий для повышения качества и эффективности управления муниципальными финансами;
4) совершенствование системы межбюджетных отношений и содействие повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований поселений;
5) эффективное управление муниципальным долгом муниципального образования "Теучежский район".
Целевые показатели эффективности приведены в паспорте муниципальной программы. Сведения о целевых показателях (индикаторах) муниципальной программы, подпрограмм и их значениях приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Ожидаемыми конечными результатами муниципальной программы являются:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в муниципальном образовании "Теучежский район";
2) усиление взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования;
3) повышение качества и объективности бюджетного планирования;
4) увеличение собираемости налогов и сборов;
5) рост собственных доходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район";
6) формирование бюджетных расходов муниципального образования "Теучежский район" исходя из приоритетов и планируемых результатов муниципальной политики;
7) обеспечение долговой устойчивости путем проведения взвешенной долговой политики;
8) осуществление перехода к построению районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" на основе муниципальных программ;
9) повышение эффективности расходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район";
10) совершенствование системы межбюджетных отношений;
11) создание стимулов по расширению налоговой базы местных бюджетов и повышению финансовой дисциплины органов местного самоуправления поселений;
12) повышение уровня бюджетной дисциплины исполнительных органов муниципального образования "Теучежский район" и органов местного самоуправления поселений;
13) обеспечение прозрачности и открытости районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" и бюджетного процесса для общества.
III. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа реализуется в 2016 - 2018 годах без разделения на этапы.
IV. Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы
Муниципальная программа направлена на реализацию трех типов муниципальных функций:
1) правоустанавливающие - нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах;
2) правоприменительные - непосредственное администрирование и управление, в том числе разработка проекта районного бюджета муниципального образования "Теучежский район", управление муниципальным долгом муниципального образования "Теучежский район", управление резервным фондом администрации муниципального образования "Теучежский район", организация и ведение бюджетного учета.
Достижение целей и решение задач Муниципальной программы будут осуществляться в рамках реализации следующих подпрограмм:
1) подпрограмма "Долгосрочное финансовое планирование";
2) подпрограмма "Управление муниципальным долгом муниципального образования "Теучежский район";
3) подпрограмма "Совершенствование системы межбюджетных отношений и содействие повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований поселений".
Перечень основных мероприятий муниципальной программы приведен в приложении N 2 к муниципальной программе, описание основных мероприятий муниципальной программы приводится в характеристике подпрограмм муниципальной программы.
V. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
Муниципальная программа предусматривает применение мер бюджетного и налогового регулирования при реализации мероприятий по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам поселений, повышению доходной базы районного бюджета муниципального образования "Теучежский район", а также кредитного регулирования при реализации мероприятий по обслуживанию и оптимизации муниципального долга муниципального образования "Теучежский район".
Правовое регулирование муниципальной программы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституций Республики Адыгея, Уставом администрации муниципального образования "Теучежский район", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 83-ФЗ, Законом Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года N 161 "О бюджетном процессе в Республике Адыгея" (с последующими изменениями), решением от 9 октября 2013 года N 166 "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Теучежский район", Законом Республики Адыгея от 23 декабря 2008 года N 224 "О межбюджетных отношениях в Республике Адыгея" (с последующими изменениями), решением от 11 февраля 2010 года N 260 "О межбюджетных отношениях в муниципальном образовании "Теучежский район", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Адыгея и муниципального образования "Теучежский район".
В качестве основных мер правового регулирования в рамках реализации муниципальной программы предусматривается формирование и развитие следующей нормативной правовой базы муниципального образования "Теучежский район":
1) Решение о районном бюджете муниципального образования "Теучежский район" на очередной финансовый год и плановый период;
2) Решение о внесении изменений в Решение "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Теучежский район"";
3) Решение о внесении изменений в Решение "О межбюджетных отношениях в муниципальном образовании "Теучежский район"";
4) постановление администрации муниципального образования "Теучежский район" об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Теучежский район" на очередной финансовый год и плановый период;
5) постановление администрации муниципального образования "Теучежский район" о порядке и сроках составления проекта районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" на очередной финансовый год и плановый период;
6) постановление администрации муниципального образования "Теучежский район" о мерах по реализации Решения о районном бюджете муниципального образования "Теучежский район" на очередной финансовый год и на плановый период.
Также для реализации бюджетного процесса в пределах полномочий будут приниматься нормативные правовые акты Финансового управления администрации муниципального образования "Теучежский район".
Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей и результатов муниципальной программы, с описанием основных положений и сроков принятия нормативных правовых актов муниципального образования "Теучежский район" приведены в приложении N 3 к муниципальной программе.
VI. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объем финансового обеспечения реализации муниципальной программы за счет средств районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" составляет 16529,9 тысяч рублей, в том числе:
в 2016 году - 5541,3 тысячи рублей;
в 2017 году - 5494,3 тысячи рублей;
в 2018 году - 5494,3 тысячи рублей.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании районного бюджета муниципального образования "Теучекжский район" на очередной финансовый год и плановый период.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы и входящих в ее состав подпрограмм представлено в приложении N 4 к муниципальной программе.
VII. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
Успешная реализация муниципальной программы во многом зависит от своевременной оценки рисков, то есть неблагоприятных ситуаций и последствий, которые могут возникнуть в ходе ее осуществления и препятствовать достижению запланированных результатов.
Предусмотрены следующие риски реализации муниципальной программы:
1) макроэкономические, связанные с ухудшением ситуации в экономике муниципального образования "Теучежский район", Республики Адыгея, Российской Федерации и в мировой экономике. Вследствие данного риска может произойти существенное изменение экономических и бюджетных параметров по сравнению с теми, которые были заложены при формировании муниципальной программы;
2) законодательные, связанные с изменением налогового и бюджетного законодательства в Российской Федерации;
3) финансовые, связанные с финансированием муниципальной программы в неполном объеме. Данные риски могут возникнуть по причине наращивания расходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" необеспеченными доходами районного бюджета муниципального образования "Теучежский район", сокращения доходной базы районного бюджета муниципального образования "Теучежский район", увеличения дефицита районного бюджета муниципального образования "Теучежский район";
4) организационные риски, связанные с возникновением проблем в реализации муниципальной программы в результате принятия ошибочных управленческих решений.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации муниципальной программы предусматривается проведение мониторинга и анализа бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Адыгея в целях своевременного приведения законодательства муниципального образования "Теучежский район" в соответствие с требованиями федерального и республиканского законодательства, а также осуществление мониторинга и контроля за сроками реализации основных мероприятий муниципальной программы.
Управление рисками реализации муниципальной программы будет осуществляться на основе федерального законодательства, законодательства Республики Адыгея и законодательства муниципального образования "Теучежский район", действующего в сфере деятельности Финансового управления администрации муниципального образования "Теучежский район".
Подпрограмма
"Долгосрочное финансовое планирование"
Паспорт подпрограммы
"Долгосрочное финансовое планирование"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Финансовое управление администрации муниципального образования "Теучежский район" |
Участники подпрограммы |
Структурные подразделения и подведомственные учреждения администрации муниципального образования "Теучежский район" |
Программно-целевые инструменты |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
создание оптимальных условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" |
Задачи подпрограммы |
1) обеспечение мониторинга и прогнозирования параметров, определяющих сбалансированность и устойчивость районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" 2) обеспечение роста собственных доходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
1) исполнение прогноза налоговых и неналоговых доходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район"; 2) отношение дефицита районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" к доходам районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" без учета объема безвозмездных поступлений; 3) исполнение районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" по расходам; 4) отношение объема просроченной кредиторской задолженности к расходам районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
подпрограмма реализуется в один этап, срок реализации подпрограммы 2016 - 2018 годы |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы за счет средств районного бюджета не потребуются |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности районного бюджета муниципального образования "Теучежский район"; 2) обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования |
I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Устойчивая система муниципальных финансов и реализация основных направлений бюджетной и налоговой политики имеют определяющее значение в обеспечении социальной и экономической стабильности в муниципальном образовании "Теучежский район" и в создании условий для долгосрочного устойчивого развития.
Бюджетная политика должна обеспечивать социальную и экономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость районного бюджета муниципального образования "Теучежский район", повышать его самостоятельность и платежеспособность, а также должна быть нацелена на улучшение уровня и качества жизни населения муниципального образования "Теучежский район".
Финансовая стабильность является определяющим условием экономического роста. Устойчивая и предсказуемая бюджетная политика гарантирует возможность исполнения муниципальных обязательств муниципального образования "Теучежский район" в долгосрочной перспективе.
Залогом обеспечения стабильности функционирования бюджетной системы в муниципальном образовании "Теучежский район" являются:
1) реалистичность экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;
2) прогнозирование основных бюджетных параметров на среднесрочную (до трех лет) и долгосрочную (свыше трех лет) перспективу;
3) создание условий для стимулирования развития налогового потенциала;
4) мобилизация налоговых и неналоговых доходов;
5) безусловное и полное исполнение действующих расходных обязательств;
6) приемлемость долговой нагрузки;
7) оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных обязательств с учетом стабильности и предсказуемости поступления доходов;
8) оптимальный размер дефицита районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" с учетом привлечения реальных источников его погашения.
Ежегодное составление проекта районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" основывается на Бюджетном послании Президента Российской Федерации, прогнозе социально-экономического развития Республики Адыгея, основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Адыгея, а также прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "Теучежский район" и основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Теучежский район".
Муниципальное образование "Теучежский район" входит в группу дотационных муниципальных образований Республики Адыгея, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального и республиканского бюджетов по отношению к объему собственных доходов консолидированного бюджета муниципального образования в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет составляла более 70%: в 2012 году доля составила 73,3%, в 2013 - 69,36%, в 2014 году - 71,9%.
Ежегодная динамика поступления собственных налоговых и неналоговых доходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" характеризуется незначительным приростом. В 2012 году прирост собственных доходов к 2011 году составил 10,8%, в 2013 году к 2012 году - 19,2%, в 2014 году к 2013 году - 14,8%.
В 2012 году объем дотации составил 86,7 миллионов рублей, в 2013 году - 99,8 миллионов рублей, в 2014 году - 79,0 миллионов рублей.
В муниципальном образовании "Теучежский район" осуществляется комплекс мероприятий, направленный на увеличение наполняемости доходной части районного бюджета муниципального образования "Теучежский район". В целях увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет муниципального образования "Теучежский район" ежегодно распоряжением Главы администрации муниципального образования "Теучежский район" утверждается план мероприятий по повышению поступлений налогов и неналоговых доходов в консолидированный бюджет муниципального образования "Теучежский район".
Недостаточность доходной базы районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" и необходимость обеспечения исполнения принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств приводит к необходимости ежегодного формирования районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" с дефицитом.
Несмотря на проводимую работу в сфере реализации подпрограммы сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, таких как:
1) недостаточная увязка бюджетного планирования со стратегическим;
2) недостаточность собственной доходной базы районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" для обеспечения исполнения в полном объеме принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств.
Сохранение финансовой стабильности в муниципальном образовании "Теучежский район" будет достигаться путем дальнейшего совершенствования бюджетного процесса, увеличения доходной базы, совершенствования механизмов бюджетных расходов, а также повышения эффективности использования существующих ресурсов для обеспечения сбалансированности районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
II. Приоритеты муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) подпрограммы, описание ожидаемых конечных результатов подпрограммы
Приоритетом муниципальной политики реализации подпрограммы является переход муниципального образования к устойчивому социально-экономическому развитию. Основной целью подпрограммы является создание оптимальных условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости районного бюджета муниципального образования "Теучежский район".
Для достижения цели подпрограммы должно быть обеспечено решение следующих задач:
1) обеспечение мониторинга и прогнозирования параметров, определяющих сбалансированность и устойчивость районного бюджета муниципального образования "Теучежский район";
2) обеспечение роста собственных доходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район".
Целевыми показателями (индикаторами) подпрограммы являются:
1) исполнение прогноза налоговых и неналоговых доходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район";
2) отношение дефицита районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" к доходам районного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений;
3) исполнение районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" по расходам;
4) отношение объема просроченной кредиторской задолженности к расходам районного бюджета муниципального образования "Теучежский район".
В результате реализации мероприятий подпрограммы будет обеспечена долгосрочная сбалансированность районного бюджета муниципального образования "Теучежский район", а также обеспечена взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования.
III. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в 2016 - 2018 годах без разделения на этапы.
IV. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия:
1) нормативное правовое регулирование и методическое обеспечение в вопросах долгосрочного бюджетного планирования, реализуемое путем совершенствования законодательства муниципального образования "Теучежский район" в части бюджетного планирования с переходом на новые методы бюджетного планирования, ориентированные на конечные общественно значимые результаты, и разработки нормативных правовых актов муниципального образования "Теучежский район", способствующих увеличению налоговых и неналоговых доходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район";
2) формирование бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Теучежский район", реализуемое путем определения основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Теучежский район" на среднесрочную перспективу и формирование долгосрочной бюджетной стратегии муниципального образования;
3) прогнозирование основных бюджетных параметров районного бюджета муниципального образования "Теучежский район", осуществляемое путем формирования и сбалансированности параметров районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" исходя из приоритетов и планируемых результатов муниципальной политики с соблюдением установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничений;
4) мониторинг поступления налоговых и неналоговых доходов в районный бюджет муниципального образования "Теучежский район" и бюджеты поселений, осуществляемый путем анализа динамики поступлений в районный бюджет муниципального образования "Теучежский район" и бюджеты поселений налоговых и неналоговых доходов и состояния налоговой задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;
5) разработка направлений увеличения поступлений в консолидированный бюджет муниципального образования "Теучежский район", реализуемая путем ежегодного формирования (уточнения) с последующим утверждением Главой администрации муниципального образования "Теучежский район" плана мероприятий по увеличению поступлений налогов и неналоговых доходов в консолидированный бюджет муниципального образования "Теучежский район", проведением оценки обоснованности и эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.
V. Основные меры правового регулирования в сфере реализации подпрограммы
В рамках подпрограммы осуществляется работа по внесению изменений нормативные правовые акты муниципального образования "Теучежский район" в сфере бюджетного планирования.
Необходимость разработки указанных нормативных правовых актов муниципального образования "Теучежский район" будет определяться в процессе реализации подпрограммы в соответствии с изменениями федерального, республиканского законодательства и законодательства муниципального образования.
VI. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы не потребуется.
VII. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
Наибольшие риски связаны с риском ухудшения макроэкономической ситуации в экономике муниципального образования, Республики Адыгея, Российской Федерации и в мировой экономике.
Подпрограмма
"Управление муниципальным долгом муниципального образования "Теучежский район"
Паспорт подпрограммы
"Управление муниципальным долгом муниципального образования "Теучежский район"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Финансовое управление администрации муниципального образования "Теучежский район" |
Участники подпрограммы |
отсутствуют |
Программно-целевые инструменты |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
обеспечение соответствия объема муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" и его структуры финансовым возможностям муниципального образования "Теучежский район" |
Задачи подпрограммы |
1) соблюдение ограничений по объему муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" и расходам на его обслуживание, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации; 2) обслуживание муниципального долга муниципального образования "Теучежский район"; 3) осуществление заимствований для финансирования дефицита районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
1) отношение объема муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" к доходам районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" без учета объема безвозмездных поступлений; 2) доля расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" в общем объеме расходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район"; 3) наличие просроченной задолженности по долговым обязательствам муниципального образования "Теучежский район" |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
подпрограмма реализуется в один этап, срок реализации подпрограммы 2016 - 2018 годы |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств районного бюджета составит 5007,8 тысяч рублей, в том числе: в 2016 году - 1669,4 тысячи рублей; в 2017 году - 1669,2 тысячи рублей; в 2018 году - 1669,2 тысячи рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
1) сохранение объема муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" в пределах не выше утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений; 2) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам муниципального образования "Теучежский район"; 3) создание долгосрочного источника финансирования дефицита районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" |
I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В соответствии с Решением от 9 октября 2013 года N 166 "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Теучежский район"" управление муниципальным долгом муниципального образования "Теучежский район" осуществляет Финансовое управление администрации муниципального образования "Теучежский район". Финансовым управлением администрации муниципального образования "Теучежский район" в рамках возложенных полномочий проводится работа, направленная на эффективное управление муниципальным долгом муниципального образования "Теучежский район", оптимизацию его структуры, минимизацию расходов на его обслуживание, обеспечение отсутствия просроченной задолженности по долговым обязательствам, раскрытие информации о долговых обязательствах, принятие нормативных правовых актов по управлению муниципальным долгом муниципального образования "Теучежский район".
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Финансовое управление осуществляет учет и исполнение долговых обязательств муниципального образования "Теучежский район" в рамках установленных федеральным законодательством ограничений по размеру муниципального долга и расходам на его обслуживание. Также за Финансовым управлением закреплены полномочия по ведению Муниципальной долговой книги муниципального образования "Теучежский район".
Причиной возникновения и нарастания муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" является рост дефицита районного бюджета муниципального образования вследствие сокращения и неравномерности поступления доходов и увеличения объема расходных обязательств. При недостаточности доходов и источников покрытия дефицита районного бюджета муниципального образования, а также для исполнения принятых обязательств возникает необходимость привлечения таких источников финансирования дефицита бюджета, как кредиты кредитных организаций и бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Динамика объема муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" за последние 5 лет характеризуется его значительным увеличением: если на 1 января 2010 года объем составлял 17,3 миллиона рублей, то по состоянию на 1 января 2015 года объем муниципального долга составил 65,5 миллионов рублей. Увеличение объема муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" повлекло увеличение расходов районного бюджета на его обслуживание: если в 2009 году данные расходы составили 0,5 миллионов рублей, то в 2014 году на обслуживание муниципального долга ушло уже 2,9 миллионов рублей. При этом исполнение всех долговых обязательств муниципального образования "Теучежский район" осуществлялось в установленные сроки и в полном объеме.
Несмотря на то, что указанные объемы муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" и расходы на его обслуживание не превышают ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, становится актуальным и объективно необходимым принятие всех возможных мер для недопущения необоснованного роста объема вновь принимаемых расходных обязательств и сохранение умеренной долговой нагрузки на районный бюджет муниципального образования "Теучежский район".
Залогом успешного достижения цели и решения задач подпрограммы является сохранение экономически обоснованного объема муниципального долга муниципального образования и его поддержание, в том числе и объема расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования, на уровнях, устанавливаемых ежегодно Решением о районном бюджете муниципального образования "Теучежский район" на очередной финансовый год и на плановый период, а также обеспечение безусловного исполнения принятых муниципальным образованием "Теучежский район" долговых обязательств и отсутствие просроченной задолженности по ним.
II. Приоритеты муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) подпрограммы, описание ожидаемых конечных результатов подпрограммы
Приоритетом муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы является обеспечение долговой устойчивости путем проведения взвешенной долговой политики и поддержания оптимального объема муниципальных внутренних заимствований муниципального образования "Теучежский район".
Целью подпрограммы является обеспечение соответствия объема муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" и его структуры финансовым возможностям муниципального образования.
Достижение указанной цели характеризуется решением следующих задач:
1) соблюдение ограничений по объему муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" и расходам на его обслуживание, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
2) обслуживание муниципального долга муниципального образования "Теучежский район";
3) осуществление заимствований для финансирования дефицита районного бюджета муниципального образования "Теучежский район".
Эффективность подпрограммы измеряется следующими целевыми показателями:
1) отношение объема муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" к доходам районного бюджета муниципального образования без учета объема безвозмездных поступлений;
2) доля расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" в общем объеме расходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район";
3) наличие просроченной задолженности по долговым обязательствам муниципального образования "Теучежский район".
По итогам реализации мероприятий подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
1) сохранение объема муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" в пределах не выше утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;
2) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам муниципального образования "Теучежский район";
3) создание долгосрочного источника финансирования дефицита районного бюджета муниципального образования "Теучежский район".
III. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в 2016 - 2018 годах без разделения на этапы.
IV. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы реализуются четыре основных мероприятия.
1. Нормативное правовое регулирование в сфере управления муниципальным долгом муниципального образования "Теучежский район", предусматривающее нормативное правовое регулирование в сфере муниципальных заимствований, предоставления муниципальных гарантий, погашения и обслуживания муниципального долга.
2. Планирование объема и структуры муниципального долга муниципального образования "Теучежский район".
Планирование объемов вновь принимаемых долговых обязательств, расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" осуществляется в соответствии с Решением о районном бюджете муниципального образования "Теучежский район" на очередной финансовый год и плановый период с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Обслуживание муниципального долга муниципального образования "Теучежский район".
В связи с необходимостью обеспечения финансирования дефицита районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" через осуществление муниципальных заимствований муниципального образования и ростом муниципального долга муниципального образования "Теучежский район" возрастают соответственно расходы на его обслуживание.
Данное основное мероприятие предполагает планирование расходов районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" в объеме, необходимом для полного и своевременного исполнения обязательств муниципального образования по выплате процентных платежей по муниципальному долгу муниципального образования "Теучежский район".
Расходные обязательства муниципального образования "Теучежский район" по обслуживанию муниципального долга определяются на основании заключенных договоров.
Также в рамках данного мероприятия привлечение кредитных ресурсов в кредитных организациях осуществляется в виде кредитных линий, что позволяет осуществлять выборку кредитов по мере необходимости при отсутствии средств на едином счете районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" с целью минимизации расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования "Теучежский район", подготовки и погашения кредитных ресурсов ранее сроков, установленных кредитными договорами.
Выполнение указанного мероприятия направлено на осуществление всех платежей, связанных с обслуживанием и погашением долговых обязательств муниципального образования "Теучежский район", строго в соответствии с принятыми обязательствами и графиками погашения долговых обязательств муниципального образования, составленных в соответствии с условиями договоров.
4. Мониторинг состояния муниципального долга муниципального образования "Теучежский район".
В рамках данного мероприятия осуществляется:
1) учет и регистрация долговых обязательств муниципального образования в Муниципальной долговой книге муниципального образования "Теучежский район";
2) ежемесячный сбор, анализ и предоставление в Министерство финансов Республики Адыгея информации о долговых обязательствах, отраженных в Муниципальной долговой книге муниципального образования "Теучежский район".
V. Основные меры правового регулирования в сфере реализации подпрограммы
В рамках подпрограммы осуществляется работа по внесению изменений в нормативные правовые акты муниципального образования "Теучежский район" в сфере регулирования бюджетных правоотношений на территории муниципального образования "Теучежский район".
Необходимость разработки указанных нормативных правовых актов муниципального образования будет определяться в процессе реализации подпрограммы в соответствии с изменениями федерального и республиканского законодательства и законодательства муниципального образования "Теучежский район".
VI. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств районного за весь период ее реализации составляет 5007,8 тысяч рублей, в том числе по годам:
2016 год - 1669,4 тысячи рублей;
2017 год - 1669,2 тысячи рублей;
2018 год - 1669,2 тысячи рублей.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" на очередной финансовый год и плановый период.
VII. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
При реализации подпрограммы возможно возникновение следующих рисков, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов:
1) принятие решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, что повлечет увеличение дефицита районного бюджета муниципального образования "Теучежский район";
2) снижение долговой устойчивости муниципального образования "Теучежский район";
3) увеличение стоимости заимствований муниципального образования "Теучежский район";
4) увеличение объема расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования "Теучежский район".
Управление рисками реализации подпрограммы будет осуществляться на основе федерального законодательства, законодательства Республики Адыгея и законодательства муниципального образования "Теучежский район" в сфере деятельности Финансового управления администрации муниципального образования "Теучежский район".
Подпрограмма
"Совершенствование системы межбюджетных отношений и содействие повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований поселений"
Паспорт подпрограммы
"Совершенствование системы межбюджетных отношений и содействие повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований поселений"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Финансовое управление администрации муниципального образования "Теучежский район" |
Участники подпрограммы |
отсутствуют |
Программно-целевые инструменты |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
создание условий для повышения финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований поселений |
Задачи подпрограммы |
1) совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений; 2) сокращение различий муниципальных образований поселений по уровню бюджетной обеспеченности; 3) обеспечение устойчивого исполнения местных бюджетов поселений; 4) содействие повышению качества управления муниципальными финансами |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
1) количество поселений, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Адыгея и районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" (за исключением субвенций) превышает 70%; 2) доля просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджетов поселений; 3) количество поселений, в которых выявлены нарушения бюджетного законодательства |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
подпрограмма реализуется в один этап, срок реализации подпрограммы 2016 - 2018 годы |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств районного бюджета составит 11522,1 тысяча рублей, в том числе: в 2016 году - 3871,9 тысяч рублей; в 2017 году - 3825,1 тысяча рублей; в 2018 году - 3825,1 тысяча рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
1) сокращение различий муниципальных образований поселений по уровню расчетной бюджетной обеспеченности; 2) обеспечение сбалансированности бюджетов поселений; 3) создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами и предпосылок для соблюдения поселениями требований бюджетного законодательства Российской Федерации |
I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В условиях сохраняющихся различий социально-экономического развития муниципальных образований поселений, неравномерного размещения налоговой базы отмечается значительная роль республиканского бюджета Республики Адыгея и районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" по выравниванию условий социально-экономического развития муниципальных образований поселений за счет межбюджетных трансфертов из республиканского и районного бюджетов.
В настоящее время на территории муниципального образования "Теучежский район" 7 муниципальных образований поселений, в том числе 6 сельских поселений и 1 городское поселение.
Проблема несбалансированности местных бюджетов поселений диктует необходимость постоянно совершенствовать межбюджетные отношения, разрабатывать, развивать эффективные и прозрачные механизмы распределения финансовой помощи бюджетам поселений. Межбюджетные отношения должны обеспечивать оптимальный баланс между выравнивающей и стимулирующей функциями и содержать стимулы к развитию экономического потенциала органов местного самоуправления поселений, заинтересованность к снижению уровня дотационности бюджетов поселений, повышению качества управления муниципальными финансами.
Основная проблема - сохраняющийся низкий уровень собственных доходов бюджетов большинства поселений, необеспеченность бюджетов этих поселений собственными доходными источниками для полноценного решения всех возложенных на них вопросов местного значения. Сформировать местный бюджет исключительно за счет собственных источников доходов большинство муниципальных образований поселений не в состоянии. Различия между муниципальными образованиями поселений очень велики, и уровни доходов, которыми они также сильно различаются.
Все это подтверждает необходимость перераспределения финансовых ресурсов, которое осуществляется с помощью механизма межбюджетных отношений.
В муниципальном образовании "Теучежский район" межбюджетные отношения регулируются следующими нормативными правовыми актами:
1) Решением от 11 февраля 2010 года N 260 "О межбюджетных отношениях в муниципальном образовании "Теучежский район"" урегулированы отношения между органами власти муниципального образования "Теучежский район" и органами местного самоуправления поселений по вопросам межбюджетных отношений;
2) Решением от 9 октября 2013 года N 166 "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Теучежский район"" установлены налоговые и неналоговые доходы и их нормативы, а также нормативы распределения отдельно федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
Межбюджетные трансферты предоставляются в формах дотаций и субсидий.
Ежегодно Решением о районном бюджете муниципального образования "Теучежский район" на очередной финансовый год и плановый период утверждается доля районного фонда финансовой поддержки поселений, распределяемая в целях пропорционального сокращения разрыва в бюджетной обеспеченности поселений.
В целях выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов поселений в 2011 году перечислено дотаций в сумме 3,8 миллионов рублей, в 2012 году - 2,7 миллионов рублей, в 2013 году предоставлено дотаций в сумме 2,7 миллионов рублей, в 2014 году предоставлено дотаций в сумме 1,5 миллионов рублей. Снижение объема дотаций обусловлено перераспределением полномочий между уровнями бюджетов и направлением межбюджетных трансфертов в виде субвенций.
Принцип сбалансированности реализуется на уровне местных бюджетов поселений путем предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов поселений.
В 2011 году местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов перечислено 1,4 миллиона рублей. В 2012 году из районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" местным бюджетам поселений перечислено дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 3,7 миллионов рублей. В 2013 году объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов поселений составил 2,5 миллионов рублей. В 2014 году объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов поселений составил 1,9 миллионов рублей.
Полученная из республиканского бюджета Республики Адыгея и районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" дополнительная финансовая помощь и собственные поступления по налоговым и неналоговым доходам позволили большинству местных бюджетов поселений сбалансировать свои бюджеты и выполнить принятые бюджетные обязательства.
В условиях перехода к долгосрочному планированию, во-первых, должна быть обеспечена прозрачность межбюджетных отношений, то есть критерии перераспределения ресурсов будут равно применимыми ко всем муниципальным образованиям поселений. Во-вторых, межбюджетные отношения должны быть прогнозируемыми или предсказуемыми. То есть каждое муниципальное образование должно четко представлять, на какое количество межбюджетных трансфертов республиканского бюджета Республики Адыгея и районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" оно может рассчитывать в очередном финансовом году.
Таким образом, для дальнейшего развития и совершенствования межбюджетных отношений в муниципальном образовании "Теучежский район" следует продолжить работу по созданию необходимых условий для сокращения чрезмерных различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований поселений и обеспечению возможности формирования исполнительными органами муниципального образования "Теучежский район" и органами местного самоуправления поселений сбалансированных бюджетов, не лишая муниципальные образования поселений заинтересованности и ответственности по наращиванию налогового потенциала территорий муниципальных образований поселений, рациональному и эффективному расходованию бюджетных средств.
Современная система межбюджетных отношений должна не только обеспечивать оптимальный баланс между выравнивающей и стимулирующей функциями, но и содержать стимулы к повышению качества управления муниципальными финансами.
Настоящая подпрограмма направлена на совершенствование межбюджетных отношений, дальнейшее укрепление финансовой самостоятельности местных бюджетов поселений, выравнивание диспропорций по уровню экономического развития муниципальных образований поселений, повышение заинтересованности в развитии собственного налогового потенциала для обеспечения эффективного исполнения полномочий по решению вопросов местного значения и будет способствовать становлению дееспособной системы управления общественными финансами на муниципальном уровне.
II. Приоритеты муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) подпрограммы, описание ожидаемых конечных результатов подпрограммы
Приоритетом муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы является совершенствование системы межбюджетных отношений, направленное на повышение качества организации и осуществления бюджетного процесса, выравнивание финансовых возможностей муниципальных образований поселений и создание условий для устойчивого исполнения местных бюджетов.
Целью подпрограммы является создание условий для повышения финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований поселений.
Достижение указанной цели характеризуется решением следующих задач:
1) совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений;
2) сокращение дифференциации муниципальных образований поселений по уровню бюджетной обеспеченности;
3) обеспечение устойчивого исполнения местных бюджетов поселений;
4) содействие повышению качества управления муниципальными финансами.
Эффективность подпрограммы измеряется следующими целевыми показателями:
1) количество поселений, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Адыгея и районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" (за исключением субвенций) превышает 70 процентов;
2) доля просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджетов муниципальных образований поселений;
3) количество поселений, в которых выявлены нарушения бюджетного законодательства.
В результате реализации мероприятий подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
1) сокращение дифференциации муниципальных образований поселений по уровню расчетной бюджетной обеспеченности;
2) обеспечение сбалансированности бюджетов поселений;
3) создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами и предпосылок для соблюдения муниципальными образованиями поселений требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
III. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в 2016 - 2018 годах без разделения на этапы.
IV. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы реализуются три основных мероприятия:
1) нормативное правовое регулирование по вопросам межбюджетных отношений, осуществляемое путем проведения мониторинга изменений в федеральном и республиканском законодательстве, затрагивающих вопросы межбюджетных отношений, подготовки соответствующих изменений Решения от 11 февраля 2010 года N 260 "О межбюджетных отношениях в муниципальном образовании "Теучежский район"", Решения от 9 октября 2013 года N 166 "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Теучежский район"", других нормативных правовых актов муниципального образования "Теучежский район", регулирующих вопросы оказания финансовой помощи бюджетам поселений;
2) выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований поселений;
3) поддержка мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов поселений, осуществляемое путем подготовки к утверждению распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов между муниципальными образованиями поселений и их перечисления в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом, а также с учетом возникающих потребностей в процессе исполнения местных бюджетов поселений и при условии соблюдения органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Адыгея и районного бюджета муниципального образования "Теучежский район".
V. Основные меры правового регулирования в сфере реализации подпрограммы
В рамках подпрограммы осуществляется работа по внесению изменений в нормативные правовые акты муниципального образования "Теучежский район" в сфере регулирования межбюджетных правоотношений на территории муниципального образования "Теучежский район".
Необходимость разработки указанных нормативных правовых актов будет определяться в процессе реализации подпрограммы в соответствии с изменениями федерального законодательства, законодательства Республики Адыгея и законодательства муниципального образования "Теучежский район".
VI. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств районного бюджета за весь период ее реализации составляет 11522,1 тысяча рублей, в том числе по годам:
2016 год - 3871,9 тысяч рублей;
2017 год - 3825,1 тысяча рублей;
2018 год - 3825,1 тысяча рублей.
VII. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
При реализации подпрограммы возможно возникновение следующих рисков, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов:
1) изменение налогового и бюджетного законодательства;
2) изменение законодательства муниципального образования "Теучежский район" в части регулирования предоставления межбюджетных трансфертов из районного бюджета муниципального образования "Теучежский район";
3) перераспределение расходных полномочий между органами власти муниципального образования "Теучежский район" и органами местного самоуправления поселений;
4) сокращение доходной базы районного бюджета муниципального образования "Теучежский район" и местных бюджетов поселений;
5) несоблюдение органами местного самоуправления поселений условий предоставления межбюджетных трансфертов.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации подпрограммы предусматривается:
1) разработка и принятие нормативных правовых актов муниципального образования "Теучежский район", регулирующих межбюджетные отношения в муниципальном образовании "Теучежский район";
2) контроль соблюдения органами местного самоуправления поселений установленных бюджетным законодательством Российской Федерации ограничений на осуществление бюджетного процесса;
3) оказания консультационной и методологической помощи органам местного самоуправления поселений по разработке и проведению мероприятий, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.