Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
постановлению администрации
муниципального образования
"Дукмасовское сельское поселение"
от 15.11.2016 г. N 64-п
Муниципальная программа
"Озеленение территории муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" на 2017 - 2019 гг."
Паспорт
муниципальной программы "Озеленение территории муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" на 2017 - 2019 годы"
Полное наименование программы |
Муниципальная программа "Озеленение территории муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" на 2017 - 2019 годы" |
Цель Программы |
Улучшение эстетического вида сельского поселения, создание гармоничной архитектурно-ландшафтной среды, достижение экологического равновесия, повышение качества окружающей природной среды, увеличение объемов зеленых насаждений и повышение уровня благоустройства поселения |
Муниципальный заказчик |
Администрация муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" |
Разработчик программы |
Администрация муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" |
Этапы и сроки реализации программы |
1 этап - апрель - октябрь 2017 года; |
2 этап - апрель - октябрь 2018 года; | |
2 этап - апрель - октябрь 2019 года | |
Объемы финансирования по источникам и срокам |
Всего |
тыс. руб. 2017 2018 2016 | |
| |
60,0 20,0 20,0 20,0 | |
Ожидаемые конечные результаты программы |
увеличение площади зеленых насаждений и улучшение их состояния, частичное восстановление газонов и цветников, улучшение экологической обстановки и оздоровление окружающей среды, повышение уровня благоустройства территорий населенных пунктов |
1. Введение
Муниципальная долгосрочная программа "Озеленение территории муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" на 2017 - 2019 годы" разработана с учетом основных правовых актов, регулирующих отношения в области природопользования, в том числе озеленения сельских населенных пунктов: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Лесной кодекс РФ, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральный закон "О санитарно-гигиеническом благополучии населения", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, "Правил благоустройства территорий населенных пунктов муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение", утвержденных решением Совета народных депутатов муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" от 02.03.2012 г. N 188
Роль зеленых насаждений в создании оптимальных условий для труда и отдыха жителей сельских населенных пунктов трудно переоценить. Листовая поверхность растений является мощным резервом биосферы и всех ее экологических систем. Они участвуют в формировании основных элементов застройки, придавая им особый колорит богатством форм и красок.
Таким образом, озеленение - одно из эффективнейших средств улучшения среды населенного пункта как по результатам, срокам осуществления, так и по стоимости.
Известно, что защитные свойства деревьев находятся в прямой пропорциональной зависимости от их продуктивности. Ухудшение санитарного состояния деревьев снижает их защитные свойства.
Парки, скверы, зеленые зоны населенных пунктов засоряются бытовыми и строительными отходами, что ухудшает экологическую и санитарную обстановку в населенных пунктах, оказывает отрицательное воздействие на здоровье людей, особенно детей и подростков. В результате антропогенного воздействия уменьшаются площади не только искусственно посаженных зеленых насаждений, но и лесов.
Наиболее высокая рекреационная нагрузка наблюдается в лесных массивах, расположенных около озер, рек, в узкой полосе вдоль дорог, около дачных поселков, предприятий и мест отдыха. В выходные дни отдыхающие создают значительное давление на околоводные ландшафты: ухудшается состояние водоохранных зон, вытаптывается трава и подлесок, ломаются деревья и кустарники. Кроме того, в водоохранных зонах ситуация усугубляется растущими темпами строительства жилых домов.
Для успешного решения проблемы сохранения растительного мира, улучшения эстетического вида сельских поселений района, создания гармоничной архитектурно-ландшафтной среды, достижения экологического равновесия, повышения качества окружающей природной среды, увеличения объемов зеленых насаждений и повышения уровня благоустройства сельских поселений назрела необходимость разработки и реализации муниципальной программы "Озеленение территории муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" на 2017 - 2019 годы", предусматривающей мероприятия по сохранению зеленых насаждений, увеличению объемов зеленых насаждений и повышения уровня благоустройства населенных пунктов.
2. Основные понятия и термины
Архитектурно-ландшафтная среда - природный территориальный комплекс, участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами, в пределах которого природные компоненты (рельеф, почва, растительность, водоемы, климат, животный мир), а также искусственные, т.е. антропогенные (застройка, дороги, сельхозугодья и т.д.), находятся во взаимодействии и приспособлены друг к другу.
Озелененные территории общего пользования - территории предназначенные для различных форм отдыха. К озелененной территории общего пользования относятся лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, леса.
Территория ограниченного пользования - территория лечебных, детских, учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, спортивных комплексов, жилых кварталов.
Территория специального назначения - санитарно-защитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зон, кладбищ, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, ботанические, зоологические и плодовые сады, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства.
Газоны - площадка, покрытая плотным почвозащитным ковром из многолетних травяных растений. По своему назначению, способам создания и содержания газоны разделяются на: партерные, обыкновенные, луговые, спортивные, цветущие и специальные.
- партерные газоны - создаются в наиболее важных композициях парков, садов, скверов, перед административными и общественными зданиями, около памятников, скульптур и т.д. из одного вида многолетних низкорослых злаковых трав;
- обыкновенные садово-парковые газоны - занимают наибольший удельный вес в озеленении города, должны быть устойчивыми к вытаптыванию и поэтому для их создания применяют различные травосмеси из злаковых трав с разными типами кущения;
- цветущие газоны - создаются на полянах и лужайках больших парков и лесопарков, в насаждениях жилых районов и др. они бывают однолетними и многолетними;
- специальные газоны - на откосах создаются для укрепления откосов, предотвращения водной эрозии и выветривания почв.
Деревья и кустарники - одиночные (солитеры), группы, куртины, рядовые посадки, рощи, массивы, боскеты.
- одиночные деревья размещаются на открытых, хорошо обозреваемых участках газона;
- группы включают от 2 до 10 деревьев и кустарников;
- куртины - до нескольких десятков из одного или более видов деревьев и кустарников;
- рядовые посадки - аллеи и живые изгороди создаются однорядной или двухрядной посадкой деревьев и кустарников;
- рощи - однородные крупные виды деревьев;
- массивы - деревья местных пород, занимающие значительную территорию парка;
- боскет - небольшой массив деревьев, ограниченный со всех сторон живой изгородью, широко применяется при создании парков.
Живые изгороди - посадки из формируемых или свободно растущих деревьев или кустарников (или их сочетание) с целью получения сомкнутых непроницаемых насаждений. Обычно стрижкой им придается форма зеленой стены. Исходя из назначения, живые изгороди бывают одно-, двух-, трехрядные и различной высоты. Используя растения, хорошо поддающиеся стрижке, вьющиеся растения.
Озеленение - элемент комплексного благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивает формирование окружающей среды с активным использованием растительных компонентов, а также - поддержание ранее созданной, или изначально существующей природной среды на территории сельской местности.
Цветник - декоративный, красочный элемент зеленых насаждений.
Клумбы - являются частью садово-парковых композиций, имеют различную форму (квадрат, овал, треугольник и т.д.) на клумбах используются однолетние, двулетние и многолетние цветочные растения с простым или сложным рисунком.
3. Анализ состояния озелененных территорий Задонского сельского поселения, содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения
Увеличение количества зеленых насаждений на территории поселения является важной составляющей улучшения экологической обстановки в целях создания благоприятных условий для проживания населения и сохранения биологического разнообразия. Зеленые насаждения выполняют самые различные функции, главнейшими из которых являются оздоровление воздушного бассейна поселения и улучшение микроклимата. Создание посредством озеленения воздушных течений, идущих от лесов и водоемов, поглощение углекислого газа и выделение кислорода, понижение температуры окружающего воздуха в жаркую погоду, за счет испарения влаги, снижение уровня шума, запыленности и загазованности воздуха, защита от ветров, выделение растениями фитонцидов - особых летучих веществ, способных убивать болезнетворные микробы, - и, наконец, исключительно благотворное влияние, на нервную систему человека - вот далеко не полный перечень основных качеств зеленых насаждений.
Способность зеленых насаждений оздоровлять окружающую среду, характеризуют следующие данные:
- Один гектар леса за год очищает от пыли и многих вредных примесей более 18 млн. куб. метров воздуха;
- Деревья и кустарники, произрастающие на площади 1 га, улавливают за сезон около 60 т пыли;
- Один гектар зеленых насаждений поглощает из воздуха до 8 кг углекислоты в час, что соответствует ее выделению за такое же время при дыхании 200 человек.
На территории муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" защитные и озеленительные насаждения имеют бедный ассортимент древесных и кустарниковых пород, не создаются новые зеленые зоны, парки, скверы, другие насаждения общего пользования.
В плане увеличения зеленых насаждений на территории поселения должны проводится работы по обустройству газонов, цветочных клумб, посадки деревьев, кустарников, живых изгородей и других объектов озеленения на улицах населенных пунктов района. Работы должны выполняться в рамках организуемых месячников весенних и осенних посадок зеленых насаждений. К участию в этой работе нужно привлекать предприятия, организации, учреждения, учащихся, население, которые должны благоустраивать свои прилегающие территории, включая цветочное оформление фасадов и входов в здания, жилые дома.
Недостаточно создано защитных насаждений вдоль автомобильных дорог, полезащитных и пастбище защитных насаждений.
Отсутствие ухода за этими лесонасаждениями (несвоевременное проведение рубок ухода и санитарных рубок, сокращение объема работ по уходу за почвой) привело к гибели лесных культур на значительной площади, а сохранившиеся имеют неухоженный вид. В силу этого они мало привлекательны для отдыха населения и не соответствуют своему рекреационному значению.
Муниципальная программа "Озеленение территории муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" на 2017 - 2019 годы".
4. Цели и задачи программы
Основной целью муниципальной программы "Озеленение территории муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" на 2017 - 2019 годы" является реконструкция зеленых насаждений, их учет, повышение уровня благоустройства парков, скверов, улиц поселения, а также упорядочение деятельности по содержанию зеленых насаждений, выполняющих экологические и санитарные работы их оздоровлению и расширению зеленых зон сельского поселения.
Реализация Программы предполагает решить следующие задачи:
1. Обеспечить ликвидацию больных и старых деревьев и не допускать по возможности выпил деревьев вновь за счет своевременного кронирования и ухода за ними.
2. Обеспечить баланс между ликвидированными и посаженными деревьями. Количество вновь посаженных деревьев должно преобладать над количеством удаленных примерно на 20%. Эти 20% будут компенсировать деревья, удаленные другими лицами.
3. Обеспечить нормативные показатели озеленения на площадях ограниченного пользования:
3.1. Территории дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Для озеленения территорий детских садов породы деревьев и кустов должны быть разнообразны в эстетическом плане. Но одновременно с этим необходимо высаживать только те породы, которые не вызывают аллергическую реакцию организма, не являются ядовитыми (плоды, листья; кора, цветы), не травмоопасны (иглы, шипы, наросты и т.п.). Нормативным показателем озеленения является 140 - 160 деревьев, 1400 - 1600 кустов на 1 га занимаемой площади.
3.2. Территории учебных заведений. На территориях школ требования по озеленению те же, что и для ДОУ. Можно только добавить, чтобы породы деревьев были не очень высокими и раскидистыми, т.е. не затеняли окна классных комнат, не заслоняли выход из помещений на случай пожара и других непредвиденных обстоятельств. Нормативным показателем озеленения является 80 - 110 деревьев, 800 - 1100 кустов на 1 га занимаемой площади.
3.3. Озеленение населенных пунктов. На территориях населенных пунктов требуется упорядочить подбор кустарников и деревьев, чтобы породы имели разные периоды цветения. Это создает постоянную палитру красок в разные месяцы. Также не использовать раскидистые породы деревьев, чтобы не затенялись окна квартир. Нормативным показателем озеленения является 100 - 120 деревьев, 900 - 1080 кустов на 1 га занимаемой площади.
4. Обеспечить нормативные показатели озеленения на площадях специального пользования.
5. Обеспечить формирование системы устойчивых, эстетически привлекательных, благоустроенных ландшафтных комплексов, обладающих санитарно-защитными свойствами.
Для достижения указанных целей необходимо широкое вовлечение населения, организаций, учреждений, школьников в осуществление мероприятий по увеличению количества зеленых насаждений, озеленению населенных пунктов поселения.
Зеленые насаждения, являясь главным "санитаром", в то же время испытывают на себе в огромной степени все неблагоприятные факторы окружающей среды. Большая рекреационная нагрузка, вытаптывание газонов, массовая, торговля прямо под деревьями, стоянки автотранспорта на газонах - все это крайне неблагоприятно отражается на физиологическом состоянии деревьев. К этому следует прибавить большую засоленность почвы на газонах, куда сбрасывается в период зимней уборки песчано-соляная смесь. Воздействие перечисленных непатогенных факторов создает благоприятные условия для размножения насекомых и развития болезней, которые, в свою очередь, приводят к дальнейшему ослаблению деревьев и ускорению деградации зеленых насаждений.
Изменение экологических условий существования зеленых насаждений за последнее время привело к увеличению численности вредителей, распространению болезней, значительному ухудшению состояния древесной растительности поселения. Активизировались обычные вредители и болезни: листовертки, тли, тополевая моль и т.д. Даже при относительно благополучных условиях роста срок жизни деревьев значительно сокращается.
Большой проблемой для населенных пунктов стали тополя, посаженные сразу после войны более 50 лет назад. Срок их жизни истекает, они часто представляют угрозу для населения и транспорта. Анализ состояния тополей подтверждают необходимость замены старовозрастных тополей с развитой стволовой гнилью и усыханием крон на 30% и более.
Анализ современного состояния проблемы озеленения района свидетельствует о сложности данной проблемы, необходимости ее решения.
Проблема недостаточности озеленения является следствием следующих факторов:
- недостаточное финансирование работ по озеленению;
- отсутствие четких приоритетных направлений работ;
- отсутствие квалифицированных специалистов в области озеленения и благоустройства.
Исполнителями конкретных мероприятий, включенных в Программу, являются предприятия, организации, учреждения поселения.
Создание защитных насаждений вдоль транспортных и других линейных сооружений и уход за ними осуществляется за счет средств организаций, во владении или управлении которых находятся автомобильные дороги и другие линейные сооружения, их специализированными подразделениями.
Кроме того, распространение должны получить такие природоохранные акции как "Мое именное дерево", когда каждым учеником производятся посадка индивидуального дерева и уход за ним до окончания школы с последующей передачей дерева первокласснику. Для организации ухода за деревьями парки и скверы в населенных пунктах поселения должны быть закреплены за учебными заведениями, бюджетными, общественными и другими организациями.
Реализацию Программы предлагается осуществлять следующими этапами:
1 этап - проведение санитарной чистки и рубки зеленых насаждений в парках, в дворовых территориях, на территориях учреждений бюджетной сферы, на территориях предприятий и улицах поселения.
2 этап - восстановление ухода и содержания зеленых насаждений общего пользования.
3 этап - восстановление ухода и содержания зеленных насаждений ограниченного и специального назначения.
4 этап - проектирование и строительство новых объектов озеленения с передачей их на баланс организациям, ответственным за их дальнейшее содержание и уход.
В целях распределения финансовых средств, для решения вышеназванных задач реализацию этапов Программы необходимо осуществлять последовательно, за исключением 3 и 4 этапов, работу по которым можно вести параллельно.
Необходимость последовательной реализации Программы также обусловлена внедрением системы учета и контроля за насаждениями, без чего средства могут быть израсходованы неэффективно.
5. Финансирование программы
Источниками финансового обеспечения муниципальной программы "Озеленение территории муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" на 2017 - 2019 годы" являются средства местного бюджета поселения.
Объем средств, необходимых на реализацию Программы, указан ниже:
N |
Наименование мероприятий |
Объем финансирования, тыс. руб. |
в том числе по годам: |
||
2017 |
2018 |
2019 |
|||
1 |
Приобретение саженцев, разбивка цветников |
60,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" Шовгеновского района Республики Адыгея... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.