Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Программа является организационной основой муниципальной политики в сфере образования, разработана на основе анализа современного состояния образования муниципального образования "Майкопский район" в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, Республики Адыгея. Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере образования, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и в финансово-экономических механизмах.
Мероприятия Программы затрагивают субъекты системы образования, подведомственные Управлению образования Администрации муниципального образования "Майкопский район", которые призваны сформировать единое образовательное и информационное пространство. Программа формируется с учетом необходимости жесткой экономии бюджетных средств и решения в приоритетном порядке задач, непосредственно связанных с реализацией полномочий управления образования. Для проведения анализа сложившейся ситуации в муниципальной системе образования и образовавшихся проблем использовались следующие источники информации: статистические отчеты на начало учебного года ОО-1, ОО-2, СВ-1 (по общеобразовательным учреждениям), 85-К (по дошкольным образовательным учреждениям), РИК-83 (по кадрам), использовалась информация о комплектовании сети образовательных организаций, итоги мониторингов.
Образовательный комплекс, подведомственный Управлению образования Администрации муниципального образования "Майкопский район", далее Управление образования, включает в себя 17 дошкольных образовательных организаций, 21 среднее общеобразовательное учреждение, 3 основных, 3 учреждения дополнительного образования: Центр детского юношеского творчества, Центр детского юношеского туризма и экскурсий "Родник", Детская юношеская спортивная школа "Олимп". В целом в сфере образования района занято около 8500 человек.
Система дошкольного образования является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в дошкольном образовательном учреждении. Дошкольное образование - важный этап жизни человека, его становления и развития. Оно является исходной, неотъемлемой и полноценной ступенью образовательной системы, где закладываются основополагающие качества личности, формируется интеллект, способности.
Стабильная система дошкольного образования района, способная организовать воспитание и обучение на уровне современных требований, представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных организаций (далее ДОО), ориентированную на потребности населения и предоставляющую широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи: детские сады общеразвивающего вида; детские сады комбинированного вида; детские сады с приоритетным направлением; детский сад - Центр развития ребенка. В соответствии с современной научной "Концепцией дошкольного образования" сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности. В ДОО района организована работа по созданию условий для выработки новых умений, развития творческих способностей детей, развивается личностно ориентированное взаимодействие воспитатель - воспитанник.
В дошкольных образовательных учреждениях в 2011 году воспитывались 1716 детей, в 2012 году - 1794, в 2013 году - 1918 воспитанников. Охват детей от года до семи лет дошкольным образованием по итогам мониторинга составляет 53%, потребность в количестве мест в дошкольных образовательных организациях - 67% от количества детей в возрасте 1 - 7 лет. Источниками данной информации служит мониторинг очередности, данные о комплектовании сети и статистический отчет 85-К.
Основной проблемой дошкольного образования в районе является недостаточная обеспеченность населения местами в дошкольных образовательных организациях. На сегодняшний день очередность составляет 1027 мест. Для решения задач ликвидации очередности необходимо строительство и реконструкция детских садов (в п. Тульском, х. Красная Улька, х. Северо-Восточные Сады, ст. Севастопольской, ст. Дагестанской, п. Победа), в 2015 году открыты дополнительные группы в ДОО (п. Удобный, ст. Абадзехская). Для обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе необходимо развивать новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, группы выходного дня, консультационные пункты для родителей и т.п. В ДОУ разработаны и утверждены планы внедрения и реализации Федеральных государственных требований.
Особое внимание уделяется решению проблем охвата качественными дошкольными услугами детей из семей, нуждающихся в социальной защите, почти 611 семей пользуются льготами по родительской плате за содержание ребенка в детском саду. Предоставляется компенсация платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования.
Качественной характеристикой деятельности ДОО становится сегодня использование инновационных образовательных технологий. Основной характеристикой технологического оснащения образовательного процесса является индивидуальный подбор методов воспитания и образования, в зависимости особенностей проводимых мероприятий, индивидуальных познавательных возможностей и способностей воспитанников, квалификации педагогов. Применение информационно-коммуникационных технологий возможно не только в воспитательно-образовательном процессе, но и для учета достижений воспитанников. До настоящего времени дошкольные образовательные организации испытывали трудность в компьютерном оснащении, модернизация дошкольного образования позволит решить эту проблему.
Существующая сеть дошкольных образовательных организаций не в полной мере отвечает потребности в дошкольном образовании и организации предшкольной подготовки в разных формах, обеспечивающей равные стартовые возможности при поступлении в первый класс. В настоящее время группы кратковременного пребывания (далее КП) созданы в ДОО N 2, 3 п. Тульского. В течение ряда лет наблюдается процесс "старения" педагогических кадров. Анализ показывает, что доля пенсионного возраста педагогических работников в 2014 году на сентябрь месяц составляет 24%, от общего количества педагогов, а в 2016 году на сентябрь месяц составляет. Привлечение молодых педагогических кадров на работу в образовательные учреждения, особенно в дошкольных образовательных учреждениях, остается актуальным вопросом.
Остро стоит вопрос об обеспечении дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в дошкольных образовательных организациях воспитываются только два таких ребенка. На базе ДОО N 2, п. Тульского, ДОО N 21 ст. Абадзехской, ДОО N 44 п. Каменномостского работают логопедические пункты. Необходимо отметить, что в настоящее время дошкольные образовательные организации испытывают трудность в компьютерном оснащении учреждения, модернизация дошкольного образования позволит решить эту проблему.
Развитие системы общего образования муниципального образования "Майкопский район" осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной политики в области общего образования. Программно-целевой подход к развитию системы общего образования позволил практически по всем направлениям активизировать процессы, направленные на улучшение не только количественных показателей, но и качественных изменений в общем образовании. Один из вопросов, поднятых в последнее время, - оптимизация сети. Качество образования и социализация школьников, обучающихся в малокомплектных школах (5 учреждений), как правило остаются низкими и ограничивают возможности получения дальнейшего профессионального образования, что делает их неконкурентоспособными на рынке труда. В связи с чем Управлением образования проводится системная работа по оптимизации сети образовательных учреждений. За последние три года численность обучающихся и воспитанников согласно ежегодному статистическому отчету ОШ-1 выросла незначительно: в общеобразовательных учреждениях в 2011 году обучались 6066 человек, в 2012 году - 6156, в 2013 году - 6196 человек, в 2014 году - 5845, в 2015 году - 6126, в 2016 году - 6307. В целях оптимизации и реструктуризации сети образовательных учреждений, повышения качества образовательного процесса, экономии бюджетных средств с 2011 года реорганизованы путем присоединения к соответствующим образовательным учреждениям средняя общеобразовательная школа N 27 с. Новопрохладное, детский сад N 46 п. Усть-Сахрай, N 26 ст. Дагестанская, N 42 ст. Севастопольская. Средняя общеобразовательная школа N 23 п. Трехречный преобразована в основную школу, закрыт филиал в х. Грозном, организован подвоз детей в школу N 20 х. Пролетарского; в 2015 году реорганизовано 5 дошкольных образовательных учреждений: МКДОУ N 11 "Зайчик" п. Победа, МБДОУ N 27 "Соколенок" х. Хамышки, МБДОУ N 35 "Ромашка" ст. Новосвободная, МБДОУ N 38 "Дружба" х. Шевченко, МБДОУ N 54 "Дюймовочка п. Совхозный". Согласно плану мероприятий по оптимизации сети общеобразовательных учреждений РА, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 16.07.2012, в 2018 - 2020 годы будет организована работа по реорганизации образовательных учреждений в форме присоединения МБОУ ООШ N 26 ст. Дагестанской к МБОУ СОШ N 6 ст. Курджипской, присоединение в форме филиала МБОУ СОШ N 10 ст. Новосвободной к МБОУ СОШ N 28 ст. Севастопольской.
В целях создания условий для профессионального самоопределения обучающихся на более ранней ступени обучения, осознанного выбора профиля образовательной программы в 25 школах района реализуется предпрофильная подготовка для обучающихся 11 классов. До этого учебного года обучающиеся 21 школы не имели выбора программ профильного обучения. В 2013 году все ученики 10-х классов охвачены профильным обучением. К 2018 году в общеобразовательных учреждениях района все учащиеся среднего уровня образования будут обучаться по профильным предметам.
Одним из направлений модернизации общего образования является оценка его качества. В рамках формирования новой модели качества образования осуществляется работа по внедрению ЕГЭ и ГИА в 9-х классах. Анализ результатов Единого Государственного Экзамена - 2013 г. показал, что процент выпускников общеобразовательных учреждений Майкопского района, усвоивших обязательный уровень подготовки по русскому языку, математике, обществознанию, физике, информатике, химии и биологии несколько ниже данного показателя по Республике Адыгея, по географии, литературе, немецкому языку - выше республиканского. Факторами, сдерживающими дальнейшее развитие муниципальной системы оценки качества образования являются низкие оценки академической успеваемости обучающихся (отчет по окончании учебного года муниципальное задание). Необходимо осуществлять оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую, вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества образования. С целью независимой оценки качества образования согласно распоряжению главы МО "Майкопский район" от 11.06.2013 создан общественный совет по формированию независимой системы оценки качества работы организаций образования, оказывающих социальные услуги. На объективность принятия управленческих решений оказывает влияние недостаточный объем мониторинговых исследований и учет их результатов, что препятствует переходу деятельности общеобразовательных организаций в режим развития. Насущной остается и проблема освоения программно-целевых методов управления в системе образования.
В 2013 - 2014 учебном году все классы начальной школы и пятые - седьмые классы в 24 общеобразовательных учреждениях района обучаются по Федеральным государственным образовательным стандартам. К 2018 году по Федеральным Государственным Стандартам (далее ФГОС) будут обучаться все ученики начальной школы и 1 - 8 классов. Реализация ФГОС обеспечивается современным уровнем материально-технического оснащения образовательного процесса. Модернизация общего образования позволила оснастить общеобразовательные учреждения компьютерным и учебно-лабораторным оборудованием, однако, оснащение составляет порядка 60%. Ежегодное увеличение количества школьников, обучающихся по ФГОС, требует дальнейшей планомерной работы, направленной на формирование в школах современной учебно-материальной базы.
Внедрение новых информационных технологий в систему образования реализовывалось в рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Образование". Развитие данного направления деятельности позволило организовать в системе общего образования модели электронного управления учебно-воспитательным процессом, в 24 школах введен электронный дневник и 2 электронный журнал. Достигнуты хорошие результаты в оснащении образовательных учреждений компьютерным и интерактивным оборудованием. Препятствующим фактором дальнейшего развития процессов информатизации общего образования является высокая стоимость и, в связи с этим, низкая скорость доступа к сети Интернет, применение дистанционных образовательных технологий невозможно в отдаленных школах из-за технических сложностей.
Осуществление прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и качественного образования осуществляется сетью муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений. В школах обучаются 97 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, 34 инвалида, в МБОУ СОШ N 12, 16 организовано 4 коррекционных классах. Дальнейшее расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях затруднено: архитектурная недоступность школ (пандусы, подъемники, расширенные входные подъемы оборудованные туалетные помещения), невозможность участия в программе "Доступная среда" из-за отсутствия софинансирования.
Управлением образования и образовательными организациями ведется планомерная работа по оформлению правоустанавливающих документов на землю и здания, но проблемой остается финансирование данных мероприятий.
Общей проблемой можно считать несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений требованиям нового содержания образования и воспитания: замена кровли, оконных и дверных блоков, ремонт и замена электропроводки и систем отопления, строительство теплых туалетов в 13 школах, установлено видеонаблюдение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Несмотря на освоения средств модернизации общего образования, остается проблемой оснащение школ района компьютерной техникой, спортивным оборудованием, учебно-лабораторным оборудованием, методическими пособиями, необходимыми для ведения электронного документооборота.
Актуальной является задача развития, как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, развитие творческого потенциала детей, являются учреждения дополнительного образования. В районе принимаются целенаправленные меры по расширению доступности услуг дополнительного образования детей, вовлечению учащихся в содержательный досуг и занятость в свободное от учебы время, а также оздоровлению и физическому развитию подрастающего поколения. Образовательный комплекс района включает 3 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимается около 4000 тысяч детей, что составляет 60% от общего количества обучающихся. Учреждения дополнительного образования детей осуществляют комплекс мер, направленных на физическое, интеллектуальное личностное развитие детей, формирование у них общечеловеческих ценностей, развитие воображения, творческих способностей, на сохранение и укрепление здоровья в процессе образовательной, досуговой и культурно-развивающей деятельности. Деятельность учреждений дополнительного образования детей, организуется с учетом запросов детей, потребности семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений, особенностей социально-экономического развития и национально культурных традиций.
Месторасположение учреждений дополнительного образования в муниципальном образовании "Майкопский район" не позволяет в равной степени удовлетворить образовательные потребности детей и подростков, проживающих в разных населенных пунктах муниципального образования "Майкопский район". С этой целью в общеобразовательных организациях введены ставки педагогов дополнительного образования. В условиях новой системы финансирования общеобразовательных организаций в основном удалось сохранить кружки и объединения.
Проблемным остается вопрос финансирование участия воспитанников организаций дополнительного образования в мероприятиях республиканского и Российского масштабов. Реализация мероприятий Программы позволит повысить охват детей дополнительным образованием до 70 процентов, позволит расширить спектр участия в соревнованиях, конкурсах республиканского и российского уровня.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.
В рамках выполнения Федерального Закона N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ежегодно проводится работа по организации летнего отдыха и занятости несовершеннолетних. В течение последних лет в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей отдыхает в пределах 9% несовершеннолетних в возрасте от 7 до 15 лет.
Препятствующими факторами дальнейшего совершенствования и развития дополнительного образования и системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2019 годы являются:
- зависимость развития системы поддержки одаренных детей от уровня финансирования;
- недостаточность инструктивно-методического обеспечения эффективной работы по поддержке талантов (слабо разработаны принципы и методы учета, фиксации достижений учащихся);
- недостаточность нормативного оформления и закрепления экономических механизмов обеспечения работы с талантливыми детьми.
Устойчивая тенденция снижения числа здоровых детей определяет необходимость создания школьной среды, обеспечивающей организацию школьного питания. Обновления требуют существующие проблемы организации сбалансированного горячего питания школьников, внедрения и трансляции на образовательные организации передового опыта использования технологий здоровьесбережения. В Майкопском районе с 2012 года организовано бесплатное питание школьников, которые воспитываются в социально незащищенных семьях, организация бесплатного питания учащихся остается актуальной. В настоящее время все общеобразовательные организации района укомплектованы медицинским оборудованием в помещениях медицинского назначения, но создание условий для медицинского обеспечения воспитанников ДОО остается актуальной проблемой.
Один из главных приоритетов в Республике Адыгеи и Майкопском районе - социально-правовая защита детства. В ходе его реализации большое значение придается развитию семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день в районе 259 человек детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они охвачены различными формами семейного устройства: функционирует 20 приемных семей, в которых воспитывается 50 детей, 220 детей воспитываются в семьях опекунов (попечителей).
Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 07.06.2013 N 131 "О порядке и условиях обеспечения благоустроенными жилыми помещениями для временного проживания детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О внесении изменений в порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения, принадлежащего на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 11.06.2013 N 135, "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", долгосрочной целевой программы Республики Адыгея "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013 - 2016 годы" органом опеки и попечительства будет организована работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, достигающими совершеннолетия по обеспечению их жилыми помещениями, работа органа опеки будет направлена на включение детей, достигших возраста 14 лет, в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время на жилищном учете стоят 155 человек, из них 87 достигнут совершеннолетия с 2014 по 2018 год, соответственно у этих граждан возникнет право на получение социального жилья. 44 человека из категории дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей. Будет продолжена работа по обеспечению единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению приоритетных форм устройства. Мероприятия Программы направлены на повышение охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейными формами устройства, обеспечение своевременного включения граждан данной категории в списки лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Важным направлением развития системы образования района является комплексное обеспечение безопасности обучающихся о воспитанников. Условиями, способствующими обеспечению безопасности и комфортности образовательных организаций, являются: ввод новых объектов дошкольного образования, проведение капитальных ремонтных и противоаварийных мероприятий, повышение уровня противопожарной, антитеррористической безопасности, внедрение технологий энергосбережения в образовательных учреждениях района. В результате ранее реализованных районных целевых программ достигнуты следующие результаты: кнопками тревожного сигнала оборудованы восемь общеобразовательных учреждений, семь дошкольных учреждений, остальные оснащены кнопками автодозвона, системами видеонаблюдения оснащены тринадцать общеобразовательных, три дошкольных учреждения, пожарная сигнализация установлена во всех образовательных учреждениях. Все учреждения дошкольного образования имеют ограждения, но частично требуют ремонта и замены секций, ограждения имеют 22 школы из 24 и частично требуется ремонт с заменой секций.
Необходимо продолжить эту работу с целью реализации современных технологий безопасного развития образовательных учреждений, которые обеспечат снижение риска и уменьшение последствий чрезвычайных ситуаций создадут системы профилактики, жизнеобеспечения и защиты человека в каждом образовательном учреждении. Это позволит в дальнейшем сократить непредвиденные расходы районного бюджета на восстановление нанесенного ущерба. Задача обеспечения безопасных условий образовательной деятельности, в том числе пожарной и антитеррористической безопасности, должна решаться поэтапно и комплексно. В целях обеспечения доступности общего образования для детей, проживающих на значительном расстоянии от школы, создана достаточная сеть школьных маршрутов, на которых эксплуатируется 15 единиц транспорта, это является в настоящее время достаточным для 100% охвата подвоза детей.
Важнейшим инструментом муниципальной политики являются субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных полномочий в сфере образования. Внедрение и дальнейшее совершенствование механизмов бюджетного финансирования обусловлено необходимостью обеспечения прозрачности и открытости процедуры распределения бюджетных финансовых средств и повышением экономической самостоятельности образовательных учреждений. Обеспечение деятельности муниципальных казенных и бюджетных учреждений по-прежнему является актуальной задачей, как и компенсационные выплаты по жилищно-коммунальным услугам специалистам села.
Предлагаемая программа позволит в условиях ограниченности бюджетных средств обеспечить достижение поставленных целей путем повышения эффективности использования ресурсов, внедрения новых организационно-экономических и управленческих механизмов в образовании.
Актуальные задачи общего образования по обеспечению доступного, качественного образования, созданию современной школьной инфраструктуры, внедрению в практику образовательной деятельности информационных технологий, профилизации и профориентации, обновлению содержания и структуры общего образования в соответствии с современными требованиями, расширению общественного участия в управлении образованием, внедрению новых экономических механизмов, повышению воспитательного потенциала образовательных учреждений, росту квалификации педагогических кадров, повышению престижа педагогической профессии, выявлению и поддержке одаренных детей, социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно решать только комплексно, посредством реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.