Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Порядок рассмотрения административной комиссией дел об административных правонарушениях
12. Основания для рассмотрения дела об административном правонарушении
12.1. Основанием для рассмотрения дела об административном правонарушении является протокол (постановление прокурора), составленный должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
12.2. Содержание протокола (постановления прокурора) должно соответствовать законодательству, иметь необходимые реквизиты. Протокол (постановление прокурора) и необходимые документы представляются в административную комиссию указанными в пункте 12.1. настоящего регламента должностными лицами.
13. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Секретарь административной комиссии либо уполномоченный на то член административной комиссии при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению разрешают следующие вопросы:
1) относится ли к компетенции административной комиссии рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела членом административной комиссии;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.
14. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении членом административной комиссии
Член административной комиссии, на рассмотрение которой передано дело об административном правонарушении, не может рассматривать данное дело в случае, если это лицо:
1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно, заинтересовано в разрешении дела.
15. Самоотвод и отвод члена административной комиссии
15.1. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 14 настоящего Регламента, член административной комиссии обязан заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю административной комиссии.
15.2. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 14 настоящего Регламента, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод члену административной комиссии.
15.3. Заявление об отводе рассматривается председателем административной комиссии, в производстве которой находится дело об административном правонарушении.
15.4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе члена административной комиссии, рассматривающей дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
16. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действие лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
9) иные предусмотренные законодательством обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
17. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
17.1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, участвующих в деле, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции административной комиссии либо вынесено определение об отводе состава административной комиссии.
17.2. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 16 настоящего Регламента, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
18. Место и сроки рассмотрения дела
18.1. Административной комиссией дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту их совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
18.2. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня поступления в административную комиссию протокола об административном правонарушении и других материалов. В иные сроки административными комиссиями рассматриваются дела об административных правонарушениях, если это прямо предусмотрено Законом.
19. Участие лица, привлекаемого к административной ответственности, в рассмотрении дела
19.1. Дело рассматривается административной комиссией при участии лица, привлекаемого к административной ответственности.
19.2. Дело может быть рассмотрено в отсутствие правонарушителя, если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, или ввиду его неявки без уважительной причины при наличии данных о надлежащем извещении привлекаемого к ответственности о времени и месте заседания комиссии.
20. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении административной комиссией
20.1. Заседание административной комиссии считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины состава комиссии.
20.2. Рассмотрение дела начинается с объявления состава административной комиссии.
При рассмотрении дела об административном правонарушении:
20.2.1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
20.2.2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных законом;
20.2.3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
20.2.4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
20.2.5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
20.2.6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
20.2.7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
20.2.8) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
20.3. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
20.4. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
21. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении
21.1. При рассмотрении дела об административном правонарушении выясняются следующие обстоятельства:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Законом Республики Адыгея предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
5) смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
21.2. При рассмотрении дела также выясняются иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
22. Протокол заседания административной комиссии
22.1. При рассмотрении административной комиссией дела об административном правонарушении составляется протокол.
22.2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:
1) дата и место рассмотрения дела;
2) наименование и состав административной комиссии;
3) событие рассматриваемого административного правонарушения;
4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
7) документы, исследованные при рассмотрении дела.
22.3. В протокол заносятся сведения о принятом комиссией решении и разъяснении порядка и сроков его обжалования.
22.4. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании административной комиссии и секретарем административной комиссии.
23. Виды постановлений и определений административной комиссии
23.1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
23.2. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия обстоятельств, предусмотренных пунктом 16 настоящего Регламента, либо объявления устного замечания в соответствии с пунктом 30.3 настоящего Регламента.
23.3. В случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления, выносится постановление о прекращении производства по делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или орган дознания.
23.4. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшей его административной комиссии.
24. Постановление по делу об административном правонарушении
24.1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) наименование и состав административной комиссии, вынесшей постановление;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья Закона Республики Адыгея, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
24.2. Постановление принимается простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов административной комиссии.
24.3. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании административной комиссии.
24.4. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в пункте 24.1 настоящего Регламента сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, а также информация о сумме административного штрафа.
25. Объявление постановления и вручение постановления лицу, подвергнутому наказанию
25.1. Принятое административной комиссией постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
25.2. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
26. Определение по делу об административном правонарушении
26.1. В определении по делу об административном правонарушении указываются:
1) наименование и состав административной комиссии, вынесшей определение;
2) дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;
3) сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;
4) содержание заявления, ходатайства;
5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;
6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.
26.2. Определение по делу об административном правонарушении, вынесенное административной комиссией, принимается простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии.
26.3. Определение по делу об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании административной комиссии.
26.4. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок осуществляется в порядке установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
27. Профилактика правонарушений
27.1. В целях предупреждения правонарушений административные комиссии координируют свою деятельность с правоохранительными органами и общественными организациями.
27.2. Административная комиссия, рассматривающая дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
27.3. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах административной комиссии, внесшей представление.
28. Прокурорский надзор за рассмотрением и разрешением дел об административных правонарушениях
В соответствии с законодательством Российской Федерации надзор за соблюдением законности в деятельности административных комиссий при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях осуществляют органы прокуратуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.