Решение Верховного Суда Республики Адыгея
от 8 июня 2017 г. по делу N 3а-21/2017
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Мейстер В.М.
при секретаре - Беспаловой А.П.
прокурора - Аутлева A.M.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ОАО "Автоколонна N 1491" к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об оспаривании в части нормативного правового акта, установил:
ОАО "Автоколонна N 1491" обратилось с административным иском к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об оспаривании в части нормативного правового акта.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям приказом от 27.12.2016 года N 296 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость" утвердил перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Республики Адыгея, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В указанный Перечень под пунктом 222 включен объект с кадастровым номером 01:08:0000000:1146 в г. Майкопе и адресным ориентиром ОАО "Автоколонна N 1491", однако объект с указанным кадастровым номером не принадлежит ОАО "Автоколонна N 1491".
Полагая, что имела место техническая ошибка, административный истец просил признать недействующим перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость с 01.01.2017 года, в части включения в него пункта N 222 со дня его принятия, указав, что сведения о включенном в названный пункт Перечня об объекте недвижимости являются недостоверными, а результаты недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости и внесение их в Перечень затрагивает права и обязанности Общества, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. ОАО "Автоколонна N 1491" применяет упрощенную систему налогообложения, применение которой предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ). То есть включение указанного объекта в Перечень влечет наложение на Общество дополнительных затрат.
Представитель административного истца ОАО "Автоколонна N 1491" Трепалин И.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал и полагал, что нормативно-правовой акт, в оспариваемой части, принят без фактического осмотра объекта, что привело к необоснованному внесению сведений о несуществующем объекте, подпадающем под положения ст. 378.2 НК РФ.
Представитель Комитета имущественных отношений Республики Адыгея в суд не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В письменном отзыве Комитета сообщается, что административный ответчик при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в судебное заседание также не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве на административный иск заинтересованное лицо указало, что объект капитального строительства с кадастровым номером 01:08:0000000:1146, с наименованием "мойка автомашин", назначением "нежилое здание", месторасположение - Республика Адыгея, г. Майкоп, автоколонна 1491, с инвентарным номером N 2/2054 внесен в ЕГР недвижимости в электронном виде в рамках реализации государственного контракта от 30.09.2010 года на выполнение работ по теме "Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений объектов незавершенного строительства к 2013 году (1 этап) по сведениям, представленным ФГБУ "ФКП Росреестра" по РА. Материалы по техническому и кадастровому учету в Управлении Росреестра по РА и в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея отсутствуют.
Прокурор в судебном заседании полагал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку внесение спорного объекта в Перечень не соответствует требованиям закона. В данном случае имела место техническая ошибка.
Суд, выслушав представителя истца, прокурора, полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (пункт 2 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и, отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным Налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Республики Адыгея от 22.11.2003 N 183 (ред. от 03.11.2016) "О налоге на имущество организаций" установлен на территории Республики Адыгея налог на имущество организации.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ, Закона Республики Адыгея от 22 ноября 2003 года N 183 "О налоге на имущество организаций" Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям издан приказ N 296 от 27.12.2016 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с п. З Приказа он вступает в силу со дня официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2017 года. Приказ N 296 опубликован на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея 28.12.2016.
Пунктом 222 Перечня внесен объект с кадастровым номером 01:08:0000000:1146, местом нахождения которого указан г. Майкоп, автоколонна 1491.
Как установлено судом, данный объект включен в Перечень на основании информации, полученной от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея.
В части уточнения данных по объекту недвижимости комитет сообщил административному истцу письмом от 24.05.2017 года о том, что объект капитального строительства - здание, расположенное по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, г. Майкоп, автоколонна 1491 (мойка автомашин; литер Л) с кадастровым номером - 01:08:00000001146, с площадью 714,2 кв. м, был внесен на основании технического паспорта N 2-21054 от 03.11.2003 года, выданного Майкопским городским бюро технической инвентаризации.
Также в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об объекте недвижимости, расположенном по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, г. Майкоп.^л. Хакурате / Красногвардейская, д. 541/9 (мойка автомашин, литер Л) с кадастровым номером 01:08:0506056:201, с площадью 796,7 кв. м, с зарегистрированными правами на ОАО "Автоколонна N 1491", внесенный на основании того же технического паспорта.
При этом комитетом сделан вывод, что в результате в государственном кадастре недвижимости образовалось два объекта капитального строительства с идентичными характеристиками - дубли.
В соответствии с представленным административным истцом свидетельством о государственной регистрации права от 31.01.2006 года ОАО "Автоколонна N 1491" является собственником здания мойки машин общей площадью 796,7 кв. м по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Хакурате / ул. Красногвардейская, д. 541/ д. 9, литер Л.
Суд полагает, что представленными доказательствами нашло свое подтверждение наличие технической ошибки при постановке на учет объекта с кадастровым номером 01:08:0000000:1146.
С учетом выявленного наличия технической ошибки при постановке на учет объекта с кадастровым номером 01:08:0000000:1146 суд полагает заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что включенный в Перечень объект недвижимости не принадлежит административному истцу, не существует как объект недвижимости, что исключает возможность его включения в оспариваемый нормативно-правовой акт.
Таким образом, в рамках рассмотрения дела не представлено доказательств того, что имелись основания для включения объекта с кадастровым номером 01:08:0000000:1146 в оспариваемый Перечень, поскольку данный объект является дублирующим, ввиду чего подлежит исключению из государственного кадастра недвижимости, а требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании не действующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение в том числе об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия - или с иной определенной судом даты.
В данном случае включение спорного объекта в Перечень произведено в целях налогообложения на 2017 год.
Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 2 ст. 393 НК РФ, ст. 2 Закона РА N 183, в соответствии с отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Оплата налога производится поквартально. Авансовые платежи уплачиваются в текущем налоговом периоде не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября.
В то же время определено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт (п. 222 Перечня) нарушает имущественные права Общества с момента его издания.
Поскольку оспариваемый нормативный акт действует с 01.01.2017 года, признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьей 215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ОАО "Автоколонна N 1491" удовлетворить.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год", утвержденный приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27.12.2016 года N 296 в части включения в него под пунктом 222 объекта недвижимости в г. Майкопе с адресным ориентиром ОАО "Автоколонна N 1491", с кадастровым номером 01:08:0000000:1146, со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РФ через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 09.06.2017 года.
Судья Верховного суда Республики Адыгея |
В. Мейстер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 8 июня 2017 г. по делу N 3а-21/2017
Текст решения опубликован в газете "Советская Адыгея" от 25 июля 2017 г. N 140