Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 25 апреля 2018 года N 75
Программа
по обеспечению прав потребителей в Республике Адыгея на 2018 - 2022 годы
Паспорт Программы по обеспечению прав потребителей в Республике Адыгея на 2018 - 2022 годы
Ответственный исполнитель Программы по обеспечению прав потребителей в Республике Адыгея на 2018 - 2022 годы (далее - Программа) |
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея |
|
|
Участники Программы |
1) Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея; 2) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (Адыгея); 3) федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея"; 4) органы местного самоуправления; 5) региональное отделение Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России" в Республике Адыгея; 6) Адыгейское региональное отделение Межрегиональной общественной организации Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль в действии" |
|
|
Цель Программы |
развитие региональной системы защиты прав потребителей |
|
|
Задачи Программы |
1) повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения; 2) повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий; 3) создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, услуг (работ); 4) повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке; 5) содействие органам местного самоуправления, общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей; 6) создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг; 7) развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей |
|
|
Целевые показатели Программы |
1) количество органов и организаций, входящих в региональную систему защиты прав потребителей; 2) количество муниципальных образований, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей; 3) количество консультаций в сфере защиты прав потребителей; 4) количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности; 5) количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности; 6) количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей; 7) удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящие в региональную систему защиты прав потребителей |
|
|
Сроки реализации Программы |
2018 - 2022 годы |
|
|
Ресурсное обеспечение Программы |
мероприятия Программы реализуются без привлечения средств республиканского бюджета Республики Адыгея |
|
|
Ожидаемые результаты |
1) развитие сети консультационных пунктов реализации Программы по вопросам защиты прав потребителей для оказания населению бесплатной консультационной помощи; 2) обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей; 3) повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных федеральным законодательством; 4) повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей; 5) повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей; 6) повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления по защите прав потребителей; 7) увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями) |
I. Характеристика текущего состояния сферы обеспечения прав потребителей
Программа направлена на создание условий для эффективной защиты установленных федеральным законодательством прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке, что является неотъемлемой частью социальной политики государства.
Для проведения эффективной работы по защите прав потребителей необходимо учитывать изменения на рынке товаров (работ, услуг). Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных федеральным законодательством.
Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
Право потребителя на выбор товаров и услуг признается главным из всех известных прав потребителей, и такой выбор невозможен без рынка, который порождается множественностью поставщиков и конкуренцией между ними.
Анализ ситуации на потребительском рынке показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей не снижается.
Так, в 2010 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (Адыгея) было рассмотрено более 170 письменных обращений граждан и 330 дел об административных правонарушениях, а в 2017 году - 1145 обращений, связанных с нарушением требований Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15; 1993, N 29; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3; 1999, N 51, 2002, N 1; 2004, N 35, 45, 52; 2006, N 31, 43, 48; 2007, N 44; 2008, N 30; 2009, N 23, 48; 2011, N 27, 30; 2012, N 26, 31; 2013, N 27, 51; 2014, N 19; 2015, N 29; 2016, N 27; 2017, N 18) (далее - Закон).
На территории Республики Адыгея зарегистрированы и действуют общественные объединения потребителей: региональное отделение Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России" в Республике Адыгея, Адыгейское региональное отделение Межрегиональной общественной организации Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль в действии". Вместе с тем их полномочия и потенциал реализованы не в полной мере.
В соответствии со статьей 44 Закона органы местного самоуправления осуществляют полномочия по защите прав потребителей на территории муниципальных образований. За последние годы количество специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей на территории муниципального образования, сократилось, и в настоящее время данная работа проводится только в 3 муниципальных образованиях из 9.
Работа по защите прав потребителей приобретает особую актуальность потому, что в настоящее время маркетинговые стратегии направлены на управление поведением потребителя, которое не всегда является рациональным.
В настоящее время производители товаров, исполнители услуг (работ) в основном пытаются достигнуть рыночного преимущества не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (работ, услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.
Таким образом, с учетом снижения административных барьеров риск реализации на потребительском рынке товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям, по-прежнему остается высоким.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке, выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо организовать работу по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров (работ, услуг).
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей Республики Адыгея.
II. Цель, задачи и целевые показатели, ожидаемые результаты реализации Программы, сроки и этапы реализации Программы
Целью Программы является развитие региональной системы защиты прав потребителей, направленной на минимизацию рисков для участников гражданского оборота с учетом динамики развития потребительского рынка товаров (работ, услуг) и обеспечение необходимых условий для максимальной реализации потребителем своих законных прав и интересов.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
1) повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
2) повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий;
3) создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, услуг (работ);
4) повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке;
5) содействие органам местного самоуправления, общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей;
6) создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг;
7) развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей.
Перечень целевых показателей Программы с расшифровкой плановых значений по годам реализации Программы приведен в таблице.
Таблица
Наименование целевого показателя Программы |
Единицы измерения |
2017 год факт |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
1. Количество органов и организаций, входящих в региональную систему защиты прав потребителей |
единиц |
11 |
14 |
17 |
17 |
17 |
17 |
2. Количество муниципальных образований, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей |
единиц |
3 |
6 |
9 |
9 |
9 |
9 |
3. Количество консультаций в сфере защиты прав потребителей |
единиц |
1921 |
1950 |
1980 |
2010 |
2030 |
2050 |
4. Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности |
единиц |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
5. Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности |
единиц |
142 |
150 |
155 |
160 |
165 |
170 |
6. Количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей |
единиц |
6812 |
6900 |
7000 |
7100 |
7200 |
7300 |
7. Удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей |
процентов |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
1) развитие сети консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей для оказания населению бесплатной консультационной помощи;
2) обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;
3) повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных федеральным законодательством;
4) повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;
5) повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей;
6) повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления по защите прав потребителей;
7) увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями).
Программа реализуется в один этап, срок реализации Программы - 2018 - 2022 годы.
III. Характеристика основных мероприятий Программы
Основными мероприятиями Программы являются:
1) развитие и укрепление региональной системы защиты прав потребителей;
2) информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей;
3) профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей;
4) мониторинг состояния потребительского рынка и региональной системы защиты прав потребителей;
5) кадровое обеспечение защиты прав потребителей;
6) совершенствование механизмов защиты прав потребителей. Перечень мероприятий, реализующихся в рамках основных мероприятий Программы, приведен в приложении к Программе.
IV. Информация по ресурсному обеспечению Программы
Мероприятия Программы реализуются без привлечения средств республиканского бюджета Республики Адыгея, поскольку носят организационные, консультационные и образовательные формы.
V. Методика оценки эффективности Программы
Эффективность Программы определяется ответственным исполнителем Программы на основании степени достижения целевых показателей (индикаторов) Программы.
Степень достижения целевых показателей Программы осуществляется по нижеприведенным формулам.
В отношении целевого показателя (индикатора) Программы, большее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
,
где
- эффективность хода реализации целевого показателя (индикатора) Программы;
- фактическое значение целевого показателя (индикатора) Программы, достигнутого в ходе реализации Программы;
- целевое значение целевого показателя (индикатора) Программы, утвержденного Программой.
Если эффективность целевого показателя (индикатора) Программы составляет более 1 при расчете суммарной эффективности, эффективность по данному показателю принимается за 1.
В отношении целевого показателя (индикатора) Программы, меньшее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
,
где
- эффективность хода реализации целевого показателя (индикатора) Программы;
- целевое значение целевого показателя (индикатора) Программы, утвержденного Программой;
- фактическое значение целевого показателя (индикатора) Программы, достигнутого в ходе реализации Программы.
Если эффективность целевого показателя (индикатора) Программы составляет более 1 при расчете суммарной эффективности, эффективность по данному показателю принимается за 1.
В отношении целевого показателя (индикатора) Программы, исполнение которого оценивается как наступление или ненаступление события, за 1 принимается наступление события, за 0 ненаступление события.
Суммарная оценка степени достижения целевых показателей (индикаторов) Программы определяется по формуле:
,
где
- суммарная оценка степени достижения целевых показателей (индикаторов) Программы;
- эффективность хода реализации целевых показателей (индикаторов) Программы;
- номер целевого показателя (индикатора) Программы;
- количество целевых показателей (индикаторов) Программы.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей (индикаторов) Программы составляет 0,85 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей (индикаторов) Программы.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей (индикаторов) Программы составляет от 0,65 до 0,85, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей (индикаторов) Программы.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей (индикаторов) Программы составляет менее 0,65, это характеризует низкий уровень эффективности реализации программы по степени достижения целевых показателей (индикаторов) Программы.
VI. Порядок взаимодействия ответственного исполнителя и участников Программы
Взаимодействие ответственного исполнителя и участников реализуется путем проведения совместных совещаний, рабочих встреч.
Участники представляют ответственному исполнителю отчеты об исполнении мероприятий в срок до 31 июля (за первое полугодие) и 31 января (за год), достижении целевых показателей (индикаторов) Программы по форме, установленной ответственным исполнителем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.