Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Республики Адыгея
от 6 марта 2018 г. N 28/143-7
Рекомендации
о порядке действий членов участковых избирательных комиссий в случае возникновения нештатных ситуаций при проведении выборов, референдумов на территории Республики Адыгея
1. Общие положения
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса при проведении выборов, референдумов на территории Республики Адыгея главными задачами участковых избирательных комиссий являются немедленное принятие мер по устранению возникшей угрозы; спасению жизни и здоровья людей и принятие всех возможных в сложившейся ситуации мер, направленных на скорейшее восстановление деятельности участковых избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав граждан.
В частности, подобная ситуация может возникнуть в случае:
получения сообщения о заложенном в помещении для голосования, помещении участковой избирательной комиссии (далее - помещения комиссии) или здании, в котором расположены указанные помещения, взрывном устройстве, подрыва такого устройства;
обнаружения в непосредственной близости от помещений комиссии или здания, в котором расположены указанные помещения, бесхозных вещей и подозрительных предметов;
обнаружения пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.);
распыления токсичных веществ;
иных случаях, дающих основание предположить о наличии реальной угрозы жизни, здоровью и безопасности людей.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ответственность за обеспечение пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий, соответствующее обучение и инструктирование обслуживающего персонала в период работы участковых избирательных комиссий (далее - УИК) несут руководители, иные уполномоченные должностные лица этих объектов.
Персональную ответственность за обеспечение пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности, соблюдение и поддержание соответствующего режима в помещениях, где находится УИК (а в день голосования и предшествующий ему день - также в помещении для голосования), выполнение установленных требований членами УИК и лицами, привлеченными к работе в комиссии, несет председатель соответствующей УИК.
Члены УИК и лица, привлеченные к работе в комиссии, обязаны знать и соблюдать установленные требования по обеспечению безопасности, возложенные на них планом эвакуации обязанности.
2. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности
Для предотвращения возникновения угроз, эффективного оперативного реагирования УИК в подобных ситуациях должны быть проведены обязательные мероприятия по обеспечению безопасности:
2.1. На каждом объекте, в котором размещены помещения комиссии, заблаговременно, до дня голосования, должна быть проверена исправность наружного и внутреннего противопожарных водопроводов, осветительной и силовой сети, установок пожарной сигнализации, пожаротушения и противодымной защиты; обеспечено наличие, исправность первичных средств пожаротушения; приведены в надлежащее состояние эвакуационные пути и ограждения.
2.2. Председатель УИК:
проводит инструктаж всех членов комиссии, лиц, привлеченных к работе в комиссии, о мерах пожарной безопасности в помещениях комиссии, о действиях, предпринимаемых ими в случае возникновения нештатных ситуаций, противодействии возникающим угрозам, эвакуации избирательного участка, обеспечивает ознакомление указанных лиц с инструкцией;
инициирует и участвует в проведении осмотров здания и помещений комиссии, прилегающей к ним территории; основных и запасных входов-выходов в день голосования и предшествующий ему день. Проведение осмотров территории и помещений осуществляется в целях: обнаружения бесхозных вещей, подозрительных предметов и лиц; недопущения проникновения посторонних лиц в прилегающие помещения, на территорию, к системам жизнеобеспечения; недопущения несанкционированного въезда автомобильного транспорта на территорию и стоянки автотранспорта вблизи стен зданий. К проведению осмотров привлекаются должностные лица объекта, где размещена УИК, помещение для голосования, сотрудники полиции и лица, обеспечивающие охрану объекта;
контролирует организацию своевременной уборки помещений комиссии, территории, прилегающей к объекту, в которых они размещены. Уборка территории и помещений проводится с целью удаления мусора, бытовых отходов и своевременного обнаружения подозрительных предметов и бесхозных вещей. Урны и мусорные контейнеры могут быть использованы как объекты для закладки взрывных устройств, поэтому особое внимание необходимо обращать на их расстановку и заполненность, особенно в местах массового пребывания людей.
В местах расположения телефонных аппаратов должна быть размещена информация о телефонах вышестоящей избирательной комиссии, дежурных подразделений ФСБ России, МВД России, МЧС России, аварийно-спасательных и неотложных служб (скорой медицинской помощи, пожарной, аварийной газовой службы).
3. Основные требования пожарной, антитеррористической безопасности
3.1. Члены УИК, привлекаемые к работе в комиссии лица, должны соблюдать осторожность, быть внимательными к избирателям и иным лицам, находящимся в помещениях комиссии. Необходимо обращать внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства.
При обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов категорически запрещается:
касаться подозрительного предмета и перемещать его и другие предметы, находящиеся с ним в контакте;
заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами;
пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными устройствами или рацией вблизи обнаруженного предмета;
оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на обнаруженный предмет.
Заметив подозрительный предмет (сверток), члены УИК, привлекаемые к работе в комиссии лица не должны подходить близко к нему. В этом случае следует предупредить стоящих рядом людей о возможной опасности, организовать его ограждение или охрану (исключив возможность случайным людям прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его), немедленно сообщить о находке председателю УИК и сотрудникам полиции.
3.2. В день голосования председатель УИК организует дежурство членов комиссии и постоянное наблюдение за ящиками для голосования.
В целях безопасности избирателей в период голосования все занавески в кабинах для тайного голосования должны быть подняты над полом минимум на 50 сантиметров, чтобы обеспечивался обзор нижней части кабины. В случае заноса и оставления в кабине для тайного голосования подозрительных предметов они сразу же обратят на себя внимание.
В кабине для тайного голосования столы или подставки для отметок в бюллетенях должны быть полностью просматриваемыми, без крючков и выступающих предметов, не должны содержать полостей или мест, где могли быть оставлены какие-либо предметы.
3.3. Запрещается:
устанавливать кабины для голосования, ящики для голосования и столы, устраивать временные торговые точки на путях эвакуации из помещений комиссии и здания, в котором они расположены;
загромождать пути эвакуации, подступы к средствам пожаротушения и связи, устройствам отключения электроэнергии, а также закрывать двери запасных эвакуационных выходов во время проведения мероприятий, связанных с голосованием;
устанавливать в кабинах для голосования или на их внутренних и внешних поверхностях выключатели и розетки;
подвешивать светильники на электропроводах;
устраивать и эксплуатировать временные электросети;
проводить в помещениях комиссии огневые работы (сварочные, газорезательные и др.);
пользоваться нестандартными электронагревательными приборами, а также эксплуатировать электроприборы заводского исполнения, не оборудованные терморегуляторами.
4. Действия в случае угрозы жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса
4.1. В случае угрозы жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса действия членов комиссии, привлекаемых к работе в комиссии лиц, в первую очередь должны быть направлены на спасение жизни и здоровья людей, устранение возникшей угрозы, эвакуацию людей.
4.2. Информация о возникновении угрозы жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса, исходя из характера возникшей угрозы, должна быть немедленно доведена до сведения территориальных органы ФСБ России, МВД России, МЧС России, аварийно-спасательных и неотложных служб (скорая медицинская помощь, пожарная, аварийная газовая служба).
4.3. В случае принятия уполномоченным органом решения об эвакуации УИК безотлагательно должна рассмотреть вопрос о приостановке процедуры голосования в помещении для голосования и проведении эвакуации людей и избирательной документации.
В случае принятия решения о приостановке процедуры голосования и эвакуации указанные мероприятия реализуются незамедлительно.
Выполнение мероприятий по эвакуации обеспечивается совместными действиями членов УИК, привлеченных к работе в комиссии лиц, сотрудников полиции, охраны, должностных лиц и работников объекта, в котором расположена УИК.
Эвакуация должна проводиться с использованием тех эвакуационных путей и выходов, которые в сложившейся ситуации считаются наиболее безопасными.
4.4. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо:
немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную службу;
до прибытия пожарных подразделений принять меры по эвакуации людей, технологического оборудования, избирательной документации и материальных ценностей и тушению пожара.
Председателю УИК или другому уполномоченному им лицу на месте пожара следует:
на основании принятого решения организовать совместно с сотрудниками полиции, охраны, должностных лиц и работников объекта, в котором расположена УИК, эвакуацию людей, технологического оборудования, избирательной документации и материальных ценностей, а также встречу прибывающих подразделений пожарной службы;
проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
при необходимости отключить электроэнергию;
прекратить все работы в здании, кроме работ, связанных с ликвидацией пожара;
удалить за пределы опасной зоны всех присутствующих людей, а также обслуживающий персонал, не участвующий в тушении пожара;
осуществлять общее руководство по тушению пожара до прибытия подразделений пожарной службы, обеспечить соблюдение требований безопасности персоналом, принимающим участие в тушении пожара.
4.5. В случае аварии коммунальных сетей и порчи избирательных бюллетеней членам УИК следует незамедлительно поставить в известность ТИК, главу местной администрации, предоставившей помещение для голосования, провести пересчет испорченных бюллетеней, их погашение, упаковку и организовать их отдельное хранение, составить соответствующий акт и предпринять меры для продолжения голосования.
В случае отключения освещения членам УИК следует обеспечить сохранность избирательной документации, ящиков для голосования, включить фонари, которые рекомендуется иметь в помещении для голосования. Председателю УИК следует незамедлительно оповестить ТИК, главу местной администрации и принять все меры по включению аварийного освещения в помещении для голосования.
4.6. В случае поступления в УИК информации о заложенном взрывном устройстве необходимо исходить из того, что подавляющее большинство таких угроз являются ложными, однако их нельзя игнорировать. Любое сообщение об обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов или о минировании должно рассматриваться как реальная угроза жизни людей, находящихся на избирательном участке.
4.7. Члены УИК, привлекаемые к работе в комиссии лица должны быть проинструктированы, чтобы в случае предупреждения о заложенном взрывном устройстве сохраняли спокойствие и самообладание. Важно задать лицу, сообщившему об опасности, вопросы о месте расположения, внешнем виде, типе взрывного устройства, а также о мотивах диверсии. Можно задать простые вопросы: Кто звонит? Кто это сделал? Когда произойдет взрыв? Где спрятано взрывное устройство? Какое оно, сколько в нем взрывчатки? Как оно выглядит? Зачем его подложили? Каковы требования? В последующем расследовании инцидента будет иметь значение любая информация. Важно, чтобы лицо, принявшее сообщение об угрозе взрыва, впоследствии могло внятно ответить на вопросы о поле, возрасте, акценте звонившего.
После того, как звонок был принят, трубку нельзя класть на телефон или каким-либо образом отключать телефон от линии или соединения (для целей последующего определения места, откуда был произведен звонок).
В том случае если оповещают о взрыве письменным сообщением - почтовым или подброшенным, тот, к кому оно попадет в руки, должен помнить о том, что это - вещественная улика. Необходимо принять меры, направленные на сохранение возможных отпечатков пальцев и других следов (например, поместить письменное сообщение в чистый полиэтиленовый пакет до передачи его представителям правоохранительных органов).
Член УИК, принявший сообщение, незамедлительно доводит соответствующую информацию до сведения председателя УИК и сотрудников полиции, обеспечивающих охрану помещения для голосования. В целях предотвращения паники член УИК должен воздержаться от оглашения либо передачи иным лицам информации о поступившем сообщении.
4.8. В том случае если угроза жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса признана реальной и принято решение о приостановке процедуры голосования и проведении эвакуации:
4.8.1. Председатель УИК:
оповещает присутствующих в помещении для голосования (в день голосования) и помещении УИК лиц об эвакуации. Например: "Голосование приостановлено. Проводится эвакуация. Прошу всех экстренно покинуть здание. Прошу соблюдать порядок";
организует эвакуацию людей, технологического оборудования, избирательной документации, материальных ценностей;
организует оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
предпринимает меры по предотвращению паники;
организует локализацию опасных явлений - тушение пожара (при его возникновении) до прибытия подразделений пожарной охраны с соблюдением необходимых мер безопасности, отключение подачи газа, электричества, организацию оцепления и т.п.;
организует встречу и информирование прибывающих подразделений органов внутренних дел, пожарной службы, иных аварийно-спасательных и специальных служб;
контролирует выполнение обязанностей со стороны членов УИК, привлеченных к работе в комиссии лиц.
4.8.2. Заместитель председателя УИК (иное член УИК по поручению председателя УИК):
в присутствии наблюдателей заклеивает (заранее приготовленными наклейками со своей подписью и печатью УИК) приемные щели ящиков для голосования, обеспечивает целостность пломб на них при эвакуации;
вместе с другими членами УИК под охраной сотрудников полиции эвакуирует технологическое оборудование (ящики для голосования, комплексы обработки избирательных бюллетеней, комплексы электронного голосования, кабины для голосования и др.), избирательную документацию (избирательные бюллетени, реестр заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, список избирателей, ведомость выдачи членам УИК с правом решающего голоса избирательных бюллетеней, информационные материалы и др.), материальные ценности из помещений комиссии и с прилегающей к нему территории на безопасное расстояние;
в месте сбора организует охрану эвакуированного имущества и докладывает о выполнении эвакуации председателю УИК и далее выполняет его указания.
4.8.3. Секретарь УИК (иное член УИК по поручению председателя УИК):
вместе с другими членами УИК под охраной сотрудников полиции эвакуирует документацию, в том числе бухгалтерскую, печать УИК, ключи от несгораемых шкафов (сейфов), в которых хранятся избирательные документы, из помещений комиссии и с прилегающей к нему территории на безопасное расстояние;
в месте сбора организует охрану эвакуированной документации и докладывает о выполнении эвакуации председателю избирательной комиссии и далее выполняет его указания.
4.8.4. Председатель, заместитель, секретарь УИК, иные уполномоченные члены УИК, осуществляющие контроль процедуры эвакуации, покидают помещения комиссии последними, убедившись, что из указанных помещений эвакуированы все люди и все необходимое для бесперебойной работы комиссии технологическое оборудование, избирательная документация и материальные ценности.
4.8.5. Члены УИК, привлеченные к работе в УИК лица, не участвующие в эвакуационных мероприятиях, при получении сообщения об эвакуации немедленно прекращают работу, передают сообщение в соседние помещения, отключают от электросети все электрооборудование, закрывают форточки, закрывают и опечатывают, при необходимости, помещение и убывают в установленное место сбора.
5. Возобновление процедуры голосования избирателей
5.1. После проведения эвакуации людей и имущества, принятия мер по спасению жизни и здоровья людей, устранению или локализации возникшей угрозы главной задачей УИК является принятие всех возможных в сложившейся ситуации мер, направленных на скорейшее возобновление процедуры голосования избирателей для восстановления избирательных прав граждан.
5.2. Для реализации вышеуказанных целей УИК необходимо рассмотреть вопрос об использовании резервного помещения для голосования, в том числе передвижного на базе автобуса. Использование резервного помещения для голосования целесообразно в случае, если характер возникшей угрозы и меры, принятые к ее локализации, носят длительный характер и будут преодолены в срок, значительно превышающий расчетное время организации голосования в резервном помещения для голосования.
Предоставление УИК резервного помещения для голосования осуществляется его собственником (владельцем) по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии, принятому на основании обращения УИК.
Используемое резервное помещение для голосования должно соответствовать всем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Голосование в резервном помещении должно проходить в строгом соответствии с установленным порядком голосования, соблюдением свободы волеизъявления граждан, тайны голосования, гласности, прав кандидатов и других лиц, находящихся на избирательном участке.
5.3. До возобновления процесса голосования председатель УИК с участием членов УИК с правом совещательного голоса и наблюдателей проверяют целостность печатей на стационарных и переносных ящиках для голосования. Ящики для голосования, избирательная документация вносятся в резервное помещение для голосования, у дверей которого размещается вывеска с номером избирательного участка.
После выполнения вышеуказанных мероприятий председатель УИК объявляет о продолжении голосования на избирательном участке и приглашает избирателей.
5.4. Председателем УИК принимаются меры по направлению избирателей в резервное помещение для голосования.
5.5. В том случае если возникшая угроза жизни, здоровью и безопасности людей ликвидирована, после обследования помещений (здания или территории) и подтверждения их безопасности УИК рекомендуется рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения голосования в резервном помещении для голосования либо проведения мероприятий по возобновлению голосования в помещении для голосования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея от 6 марта 2018 г. N 28/144-7 "О Рекомендациях о порядке... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.