Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 18 октября 2018 года N 289-р
Прогноз
социально-экономического развития Республики Адыгея на долгосрочный период до 2030 года
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Республики Адыгея
Итоги 2017 года свидетельствуют о сохранении макроэкономической стабильности в Республике Адыгея. Большинство секторов экономики на протяжении всего года демонстрировало устойчивую положительную динамику.
По основному показателю экономической деятельности Республики Адыгея, характеризующему конечный результат производственной деятельности, - валовому региональному продукту (далее - ВРП) в 2018 году ожидается рост на 2,4% (107,8 миллиарда рублей). В структуре ВРП наблюдается тенденция преобладания реального сектора (промышленности, потребительского рынка и сельского хозяйства).
Оборот, отражающий коммерческую деятельность организаций по всем видам деятельности, за 2017 год составил 217,0 миллиарда рублей, что на 3,4% больше уровня прошлого года. Наибольший вклад в рост оборота организаций внесли обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, удельный вес которых составляет в общем обороте организаций более 70%.
Индекс промышленного производства составил 103,5%. Основное влияние на рост отрасли оказали обрабатывающие производства, занимающие более 80% в структуре промышленности, с индексом производства 104,7%.
В положительной области развития находились все отрасли потребительского рынка. Темпы роста розничной торговли достигли 103,8%, общественного питания - 122,3%, платных услуг населению - 101,1%.
Сельское хозяйство, которое последние полтора года показывает отрицательную динамику (в диапазоне 90%), завершило год со значением 98,1%.
Объемы ввода жилья увеличились на 3,9% по сравнению с 2016 годом.
За 2017 год объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу) в Республике Адыгея составил 22,86 миллиарда рублей, или 107,4% к уровню 2016 года.
Показатели, характеризующие уровень жизни, улучшились.
Реальные денежные доходы населения в 2017 году оценены на уровне 104,4%. В расчёте на душу населения денежные доходы составили 25 647 рублей в месяц.
Среднемесячная заработная плата работников организаций в 2017 году достигла 24 489,6 рубля, увеличившись на 6% относительно прошлого года. В условиях роста потребительских цен на 104,2% (январь - декабрь 2017 года к январю - декабрю 2016 года) реальная заработная плата составила 100,7%.
Численность постоянного населения Республики Адыгея на 1 января 2018 года составляла 453,4 тысячи человек.
Остался низким уровень регистрируемой безработицы, он составил 1% от численности экономически активного населения Республики Адыгея.
2. Определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Республики Адыгея на долгосрочный период, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26; 2016, N 26, 27; 2017, N 45; 2018, N 1) прогноз основных макроэкономических параметров до 2030 года разработан на вариативной основе.
В качестве утверждаемого выбран базовый вариант, который предполагает осуществление необходимых мер, направленных на преодоление ресурсных ограничений, преимущественную реализацию проектов с низким риском реализации в прогнозируемые сроки в условиях продолжения действия санкций со стороны Соединённых Штатов Америки и Европейского союза, и учитывает национальные цели и стратегические задачи развития страны до 2024 года, поставленные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, 30). Долгосрочные цели и целевые параметры развития Республики Адыгея определены Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, утвержденной Законом Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года N 300 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 11; 2011, N 8; 2012, N 4, 6; 2014, N 12; 2017, N 11; 2018, N 7).
Основными параметрами сценария являются высокая степень реализации потенциала развития Республики Адыгея, закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах, осуществление большинства долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики, улучшение инвестиционного климата.
Как результат, в 2030 году объем ВРП Республики Адыгея превысит 284 миллиарда рублей и увеличится по сравнению с 2017 годом в 1,7 раза в сопоставимых ценах.
За 2019 - 2030 годы предполагается привлечь в экономику Республики Адыгея инвестиционных ресурсов на сумму, превышающую 538 миллиардов рублей.
Так, в прогнозируемом периоде будут созданы условия для развития глобально конкурентоспособного комплекса государственных и частных субъектов, реализующих транспортные, логистические и экспортные функции, который будет обеспечивать устойчивое движение товарных потоков и сквозную оптимизацию ресурсов от исходных поставщиков до конечных потребителей.
Развитие агропромышленного комплекса будет направлено на углубление кооперации и интеграции между сельскохозяйственными товаропроизводителями и переработчиками, а также на обеспечение реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях создания в Республике Адыгея конкурентоспособного диверсифицированного сельскохозяйственного производства, расширения несырьевой составляющей экспорта и повышения доли продукции с высоким уровнем передела продукции.
Развитие туристско-рекреационного кластера предполагает продвижение туризма как "умной", наукоемкой отрасли экономики на основе использования широкого спектра современных технологий, в том числе интеграцию технологических систем смежных секторов экономики и вовлечение в процесс создания и воспроизводства регионального турпродукта.
Результатом позитивного развития экономики станет поступательный рост среднемесячной заработной платы. По итогам 2018 года среднемесячная заработная плата оценочно составит 26769 рублей, что на 9,3% выше, чем в 2017 году. Такой рост связан с увеличением минимального размера оплаты труда с 7800 рублей до 9489 рублей с 1 января 2018 года и до размера прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации (11163 рублей) с 1 мая 2018 года; исполнением Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части доведения заработных плат отдельных категорий работников до средних значений по региону; с индексацией заработной платы прочих работников бюджетных учреждений на 4%. В 2019 году ожидается замедление темпов роста среднемесячной заработной платы (до 104,5%) в первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году. В дальнейшем ожидается восстановление темпов роста среднемесячной заработной платы. К концу 2030 года прогнозируется, что среднемесячная заработная плата достигнет 51,8 тысячи рублей, что в 1,9 раза больше, чем в 2018 году.
В прогнозируемой перспективе тенденция увеличения населения Республики Адыгея сохранится, и в 2030 году среднегодовая численность постоянного населения составит 503,3 тысячи человек, что на 11% больше, чем в 2018 году.
В прогнозируемый период на уровень безработицы будут влиять демографические ограничения, а именно сокращение численности населения трудоспособного возраста и рост численности населения в возрасте старше трудоспособного, что будет способствовать снижению числа безработных. По оценке в 2018 году уровень общей безработицы сохранится на уровне 2017 года и составит 8,8%. В течение всего прогнозного периода будет сохраняться тенденция на снижение уровня безработицы. До 2030 года прогнозируется снижение общей безработицы до 5%. Прогноз учитывает сохранение рабочих мест на предприятиях и в организациях, создание новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов.
Сохранению стабильности на регистрируемом рынке труда будет способствовать реализация мероприятий государственной программы Республики Адыгея "Содействие занятости населения" на 2014 - 2021 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 7 ноября 2013 года N 255 "О государственной программе Республики Адыгея "Содействие занятости населения" на 2014 - 2021 годы" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2013, N 11; 2014, N 6, 11; 2015, N 1, 3, 5, 10, 12; 2016, N 4, 12; 2017, N 12; 2018, N 5, 7), предполагающей решение таких основных задач, как снижение напряженности на рынке труда, обеспечение государственных гарантий в сфере занятости населения и недопущение роста безработицы.
Для достижения прогнозных показателей и стимулирования инновационного развития Республики Адыгея на период до 2030 года планируется реализация следующих мероприятий в рамках государственной программы Республики Адыгея "Развитие экономики" на 2017 - 2021 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 17 ноября 2016 года N 211 "О государственной программе Республики Адыгея "Развитие экономики" на 2017 - 2021 годы" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2016, N 11, 12; 2017, N 1, 4, 8, 12; 2018, N 9):
1) обеспечение комплексного, сбалансированного и устойчивого социально-экономического и инновационного развития Республики Адыгея;
2) формирование и продвижение экономической и инвестиционной привлекательности Республики Адыгея за ее пределами;
3) развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности в Республике Адыгея;
4) повышение производительности труда в организациях Республики Адыгея на основе применения технологий бережливого производства.
Реализация данных мероприятий позволит обеспечить развитие и эффективное использование инновационного потенциала в экономике Республики Адыгея, содействие развитию рынка технологий, внедрению результатов научно-технической деятельности, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции (работ, услуг, технологий) и импортозамещению важнейших товаров, обеспечению опережающего развития экономики Республики Адыгея, повышению уровня и качества жизни населения.
Реализация на долгосрочную перспективу мероприятий государственной программы Республики Адыгея "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" на 2014 - 2021 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 5 декабря 2013 года N 288 "О государственной программе Республики Адыгея "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" на 2014 - 2021 годы" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2013, N 12; 2014, N 8, 12; 2015, N 5, 12; 2016, N 4, 7, 8, 12; 2017, N 9, 12; 2018, N 3, 7), направленных на развитие водохозяйственного комплекса в части устранения негативных процессов, влияющих на состояние водных объектов, позволит сократить сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты Республики Адыгея с 27,0 миллиона кубических метров в 2017 году до 33,0 миллиона кубических метров в 2030 году.
На эти цели прогнозом предполагается нарастить объем инвестиций в 2030 году до 53,6 миллиона рублей, или 2,4 раза относительно 2017 года.
3. Оценка факторов и ограничений экономического роста Республики Адыгея на долгосрочный период
Оценка социально-экономического развития Республики Адыгея на долгосрочную перспективу связана с высокими рисками неопределенности, обусловленными тем, что за длительный период могут произойти события, кардинально меняющие ситуацию на мировом рынке, в том числе вследствие циклической динамики мировой экономики.
Развитие экономики Республики Адыгея в среднесрочной перспективе будет проходить в условиях продолжающейся геополитической нестабильности, сохранения международных санкций и будет базироваться на реализации и расширении накопленного в предшествующие годы потенциала.
С улучшением внешнеэкономической конъюнктуры произойдет переход от временного ограничения конкуренции в рамках импортозамещения к устойчивому развитию и производству конкурентной продукции в условиях открытого рынка. При этом возрастает роль кластеров, ускоренной модернизации экономики и развития инноваций как ведущего фактора экономического роста. Результатом должно стать ускорение роста высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики, создание новых экспортоориентированных производств.
Необходимо выделить основные конкурентные преимущества и ограничения, которые окажут влияние на долгосрочное развитие Республики Адыгея.
3.1. Факторы экономического роста
Факторы экономического роста включают:
1) умеренно высокий инвестиционный потенциал Республики Адыгея;
2) богатую сырьевую базу, в том числе полезных ископаемых, не относящихся к группе топливно-энергетических и являющихся сырьевой базой для развития обрабатывающих производств: песка, глины, гравийно-песчаных смесей и т.д.;
3) благоприятные для ведения сельского хозяйства агроклиматические условия и почвенный состав;
4) известность ряда региональных брендов за пределами республики ("адыгейский сыр", "адыгейская соль");
5) обеспеченность ряда производств собственным сырьём (химическая, лесная промышленность, промышленность строительных материалов);
6) обеспеченность производств относительно недорогой квалифицированной рабочей силой;
7) сосредоточение уникальных рекреационных ресурсов: мягкий климат, уникальные природные объекты, большое видовое разнообразие растительного и животного мира, значительная относительная площадь особо охраняемых природных территорий, уникальные объекты культурного наследия; относительно компактное расположение основных достопримечательностей и объектов туристской инфраструктуры;
8) доступность отдыха в Республике Адыгея (невысокая стоимость отдыха).
3.2. Факторы ограничений экономического роста
Факторы ограничений экономического роста включают:
1) возрастную структуру населения, сокращение числа населения трудоспособного возраста;
2) несбалансированный рынок труда, низкий уровень квалификации рабочей силы;
3) недостаточный уровень развития кооперации, интеграционных связей в ключевых секторах экономики;
4) высокую энергодефицитность территории, недостаточность генерирующих мощностей и высокую стоимость энергоресурсов;
5) высокий уровень теневой экономики, оказывающий отрицательное влияние на инвестирование в развитие предприятий из-за ограничения доступа к кредитным ресурсам;
6) низкий уровень инновационного развития;
7) недостаточно развитую транспортную инфраструктуру (отсутствие прямого авиа- и железнодорожного сообщения с крупными городами и транспортными узлами России);
8) недостаточно развитую туристскую и сервисную инфраструктуру, отставание темпов роста инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса от темпов роста спроса на туристские услуги.
4. Направления социально-экономического развития Республики Адыгея и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза социально-экономического развития Республики Адыгея на долгосрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития
4.1. Промышленное производство
В 2018 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 100,3% с доведением отгрузки продукции до объемов, превышающих 57,6 миллиарда рублей.
В долгосрочной перспективе ожидается устойчивая динамика в пределах 4,9% среднегодового прироста, что позволит уже к 2030 году нарастить промышленное производство до 95,3 миллиарда рублей, или в 1,8 раза к 2017 году.
Устойчивому росту выпуска промышленной продукции во всех отраслях в прогнозном периоде будет способствовать оказание мер финансовой поддержки промышленным предприятиям в рамках государственной программы Республики Адыгея "Развитие экономики" на 2017 - 2021 годы и государственной программы Республики Адыгея "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2013 - 2021 годы. В рамках стимулирующих мер для глубокой переработки сырья - предоставление льготных совместных займов федерального и регионального Фондов развития промышленности на реализацию инвестиционных проектов стоимостью от 40 миллионов рублей.
Положительное влияние на динамику промышленного производства окажет завершение ряда крупных инвестиционных проектов.
4.2. Сельское хозяйство
В 2018 году продукция сельского хозяйства по оценке составит 19,8 миллиарда рублей (93,9% в сопоставимых ценах к 2017 году).
Основными задачами в сфере агропромышленного комплекса являются:
1) в области растениеводства - эффективное использование пашни, обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, закладка многолетних насаждений (в особенности садов интенсивного типа), наращивание производства плодово-ягодной продукции и овощей;
2) в области животноводства - увеличение численности поголовья крупного рогатого скота мясного и молочного направлений, овец, птицы, наращивание производства основных видов продукции животноводства, в том числе молока и мяса;
3) в области развития малых форм хозяйствования - реализация мероприятий по грантовой поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, стимулирование создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
К 2030 году росту объемов производства продукции сельского хозяйства до 42,0 миллиарда рублей (123% в сопоставимых ценах к 2017 году) будут способствовать меры государственной поддержки, соблюдение агротехнических требований возделывания сельскохозяйственных культур, использование ресурсосберегающих технологий, отсутствие неблагоприятных погодных условий, благополучная эпизоотическая ситуация.
4.3. Розничная торговля
В 2018 году ожидаемый объем розничного товарооборота составит 90,6 миллиарда рублей с приростом 103,1% к 2017 году.
К концу 2030 года оборот розничной торговли предположительно может достичь 180,6-182,2 миллиарда рублей, что в 2,1 раза превысит уровень 2017 года.
За прогнозируемый период объем розничного товарооборота увеличится на 85,5 миллиарда рублей по первому варианту, на 85,6 миллиарда рублей по второму варианту и на 86,1 миллиарда рублей по третьему варианту. При этом среднегодовой темп роста составит 2,2% по первому варианту, 2,5% по второму и 2,9% по третьему.
Рост оборота ожидается за счет наращивания покупательского спроса на товары и услуги, связанного с ростом доходов населения и объемов потребительского кредитования, увеличения сети торговых предприятий новых форматов, совершенствования методов и форм обслуживания.
Для эффективного развития торговой деятельности в долгосрочной перспективе будут решаться следующие задачи: развитие инфраструктуры торговли; обеспечение необходимого уровня конкуренции; поддержка развития малого и среднего бизнеса; снижение кадрового дефицита в отрасли; стимулирование потребительского спроса.
4.4. Строительство
В 2018 году объем работ по виду деятельности "Строительство" оценивается в 13,1 миллиарда рублей.
Динамика объема строительных работ на протяжении планового периода будет положительной. В результате в 2030 году в строительстве объем работ может составить 23,9 миллиарда рублей.
Значительное влияние на прогнозируемый рост объема строительных работ будет оказывать формирование рынка доступного жилья - одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Адыгея.
4.5. Транспортная и энергетическая инфраструктура
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием к 2030 году по отношению к 2017 году возрастет на 4%. Основные изменения произойдут за счет обеспечения функционирования и развития сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, развития сети автомобильных дорог местного значения на территории Республики Адыгея.
В долгосрочной перспективе ожидается увеличение выработки электроэнергии в Республике Адыгея к 2025 году до 633,5 миллиона кВт/ч, или в 3,8 раза к 2017 году, а к 2030 году этот показатель достигнет почти 1,5 миллиарда кВт/ч за счет ввода мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.
К 2030 году потребление электроэнергии прогнозируется на уровне 1,8 миллиарда кВт/ч с ростом к 2017 году в 1,2 раза.
4.6. Целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза социально-экономического развития Республики Адыгея на долгосрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития
Целевые показатели, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития представлены по базовому варианту, в который заложены достижение национальных целей и стратегических задач развития экономического роста и улучшение демографической ситуации.
Количественные показатели социально-экономического развития приведены по базовому варианту в таблице N 1.
Таблица N 1
Показатели |
Единица измерения |
оценка |
прогноз |
||||||
2018 год |
2024 год |
2030 год |
|||||||
Основные макроэкономические показатели | |||||||||
Валовый региональный продукт |
млрд. руб. |
107,8 |
167,7 |
284,1 |
|||||
Среднегодовая численность населения |
тыс. чел. |
453,6 |
472,7 |
503,3 |
|||||
Ожидаемая продолжительность жизни |
лет |
74,1 |
78,0 |
82,3 |
|||||
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
% |
8,8 |
6,9 |
5,0 |
|||||
Среднемесячная заработная плата |
тыс. руб. |
26,8 |
38,4 |
51,8 |
|||||
Инвестиции в основной капитал |
млрд. руб. |
24,0 |
41,6 |
71,0 |
|||||
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
100,2 |
105,7 |
105,7 |
|||||
Показатели по видам экономической деятельности | |||||||||
Объем отгрузки промышленной продукции |
млн. руб. |
57621,8 |
76746,1 |
95318,2 |
|||||
Индекс промышленного производства |
% |
100,3 |
104,6 |
107,1 |
|||||
Объем продукции сельского хозяйства |
млн. руб. |
19798,7 |
30728,7 |
41998,7 |
|||||
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
93,9 |
102,0 |
102,0 |
|||||
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
90571,3 |
126201,6 |
181398,2 |
|||||
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
103,1 |
102,5 |
103,7 |
|||||
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
млн. руб. |
13065,1 |
17614,2 |
23875,8 |
|||||
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
100,0 |
100,3 |
100,3 |
|||||
Научно-техническое развитие | |||||||||
Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации |
млн. руб. |
44962,7 |
48958,4 |
52954,1 |
|||||
Окружающая среда и природные ресурсы | |||||||||
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов |
млн. руб. |
22,8 |
34,8 |
53,6 |
|||||
Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты |
млн. куб |
27,5 |
30,2 |
33,0 |
|||||
Транспортная и энергетическая инфраструктура | |||||||||
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (федерального, регионального и межмуниципального, местного значения) |
км |
4731,8 |
4757,1 |
4763,1 |
|||||
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием |
км путей |
564,8 |
568,1 |
568,8 |
|||||
Выработка электроэнергии |
млн. кВт/ч |
177,8 |
558,9 |
1478,5 |
|||||
Потребление электроэнергии |
млн. кВт/ч |
1524,0 |
1715,8 |
1821,4 |
Качественной характеристикой достижения долгосрочного прогноза на период до 2030 года по базовому варианту является валовый региональный продукт на душу населения, который составит в 2030 году 564 тысячи рублей, что в 2,3 раза выше уровня 2018 года.
5. Основные параметры государственных программ Республики Адыгея
При разработке показателей прогноза социально-экономического развития Республики Адыгея на долгосрочный период до 2030 года учитывались основные параметры государственных программ Республики Адыгея. В настоящее время реализуется 19 государственных программ Республики Адыгея в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 13 августа 2013 года N 202-р "О перечне государственных программ Республики Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2013, N 8; 2014, N 4, 8; 2015, N 4, 7; 2016, N 5, 8, 9; 2017, N 5, 10; 2018, N 5).
Государственные программы Республики Адыгея охватывают все сферы жизнедеятельности региона. В социальной сфере это государственные программы Республики Адыгея "Развитие здравоохранения" на 2014 - 2021 годы, "Развитие образования" на 2014 - 2025 годы, "Развитие культуры" на 2014 - 2021 годы, "Развитие физической культуры и спорта" на 2014 - 2021 годы, "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2021 годы, "Содействие занятости населения" на 2014 - 2021 годы. В экономике - государственные программы Республики Адыгея "Развитие экономики" на 2014 - 2021 годы, "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2021 годы, "Развитие туризма" на 2014 - 2021 годы.
Основная цель реализации государственных программ Республики Адыгея - повышение качества жизни и благосостояния жителей Республики Адыгея
Наименование государственной программы Республики Адыгея |
Основные параметры государственной программы Республики Адыгея |
1. Государственная программа Республики Адыгея "Развитие здравоохранения" на 2014 - 2021 годы |
Цель государственной программы: обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг. Задачи государственной программы: 1) обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья граждан и развития первичной медико-санитарной помощи; 2) повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи; 3) повышение эффективности службы родовспоможения и детства; 4) повышение качества и уровня доступности медицинской реабилитации; 5) обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных; 6) обеспечение системности организации охраны здоровья. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) смертность от всех причин; 2) ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) снижение смертности от всех причин до 12,0 случая на 1000 населения; 2) увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 75,3 лет. Общий объем ассигнований на реализацию государственной программы составляет 48737549,37 тысячи рублей |
2. Государственная программа Республики Адыгея "Развитие образования" на 2014 - 2025 годы |
Цель государственной программы: повышение эффективности и качества услуг (работ) в сфере образования и науки в Республике Адыгея Задачи государственной программы: 1) обеспечение высокого качества услуг общего и дополнительного образования; 2) реализация функций Министерства образования и науки Республики Адыгея. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере образования в Республике Адыгея; 2) количество публикаций в средствах массовой информации (далее - СМИ), освещающих деятельность Министерства образования и науки Республики Адыгея. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) повышение удовлетворенности населения качеством услуг, предоставляемых в сфере образования; 2) повышение качества подготовки учащихся; 3) улучшение результатов единого государственного экзамена у выпускников общеобразовательных организаций, в первую очередь тех общеобразовательных организаций, выпускники которых показывали низкие результаты единого государственного экзамена; 4) обеспечение к 2018 году обучения всех учащихся 1-8 классов по федеральным государственным образовательным стандартам; 5) увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 73%; 6) увеличение количества публикаций в СМИ о деятельности Министерства образования и науки Республики Адыгея; 7) сокращение очереди в дошкольные образовательные организации, в том числе для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет; 8) повышение доступности дошкольного образования для детей дошкольного возраста, в том числе в возрасте от двух месяцев до трех лет в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Общий объем ассигнований на реализацию государственной программы составляет 44311590,62 тысячи рублей |
3. Государственная программа Республики Адыгея "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2021 годы |
Цель государственной программы: реализация государственной политики в сфере труда и социального развития. Задачи государственной программы: 1) обеспечение потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; 2) создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; 3) реализация мер, направленных на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; 4) выполнение обязательств по обеспечению мерами социальной поддержки отдельных категорий граждан; 5) улучшение качества и доступности оказания государственных услуг многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг; 6) создание условий для реализации государственной программы; 7) повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) доля граждан, получивших социальные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания населения Республики Адыгея, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в государственные учреждения социального обслуживания населения Республики Адыгея; 2) доля граждан и семей с детьми, получивших социальную поддержку, в общем количестве обратившихся граждан из числа имеющих право на ее получение; 3) удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников; 4) доля государственных услуг, предоставляемых в государственном бюджетном учреждении Республики Адыгея "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", от общего числа государственных услуг, предоставляемых на территории Республики Адыгея исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея; 5) количество социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений, получивших государственную поддержку; 6) доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) удовлетворение потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании на дому и стационарном обслуживании; 2) обеспечение повышения к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753; 3) сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве до 70 человек; 4) снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления; 5) создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; 6) повышение качества и доступности государственных услуг; 7) снижение уровня заболеваемости населения наркоманией. Общий объем ассигнований на реализацию государственной программы составляет 20269384,98 тысячи рублей |
4. Государственная программа Республики Адыгея "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы |
Цель государственной программы: повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации). Задачи государственной программы: 1) формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров; 2) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; 3) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Адыгея; 2) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Адыгея; 3) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Республике Адыгея; 4) доля приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея; 5) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Республике Адыгея; 6) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Республике Адыгея; 7) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, троллейбусного) в Республике Адыгея; 8) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Республике Адыгея; 9) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Республике Адыгея; 10) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Республике Адыгея; 11) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея; 12) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Адыгея; 13) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея; 14) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Республике Адыгея; 15) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Адыгея; 16) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Республике Адыгея; 17) доля профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Республике Адыгея; 18) доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году); 19) доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости; 20) доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Республике Адыгея; 21) доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Адыгея; 2) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Адыгея; 3) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Республике Адыгея; 4) увеличение доли приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея; 5) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Республике Адыгея; 6) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Республике Адыгея; 7) увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, троллейбусного) в Республике Адыгея; 8) увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Республике Адыгея; 9) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Республике Адыгея; 10) увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Республике Адыгея; 11) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея; 12) увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Адыгея; 13) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея; 14) увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Республике Адыгея; 15) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Адыгея; 16) увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Республике Адыгея; 17) увеличение доли профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Республике Адыгея; 18) увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году); 19) уменьшение доли студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости; 20) увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Республике Адыгея; 21) увеличение доли выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов. Общий объем финансирования реализации государственной программы составляет 107065,27 тысячи рублей |
5. Государственная программа Республики Адыгея "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами" на 2014 - 2021 годы |
Цель государственной программы: повышение доступности жилья, качества жилищного обеспечения и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. Задачи государственной программы: 1) развитие жилищного строительства; 2) повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения; 3) обеспечение жильем категорий граждан, в том числе установленных федеральным законодательством; 4) ликвидация аварийного жилищного фонда; 5) создание условий для увеличения объема капитального ремонта жилищного фонда для повышения его комфортности и энергетической эффективности и формирования конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами, их содержания и ремонта; 6) повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) обеспечение объема ввода жилья к 2016 году - 205 тысяч квадратных метров, к 2021 году - 210 тысяч квадратных метров; 2) доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, в 2016 году - 23 процента, в 2021 году - 30 процентов; 3) обеспеченность общей площадью жилья в 201 б году - 23 квадратных метра на человека, в 2021 году - 27,5 квадратных метров; 4) снижение к 2018 году стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию стандартного жилья; 5) количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов - 790 кредитов в 2016 году, 830 кредитов в 2018 году, 790 кредитов в 2021 году; 6) улучшение жилищных условий граждан путем проведения капитального ремонта многоквартирных домов; 7) увеличение доли населения, охваченного централизованным водоснабжением, - 81 процент к 2018 году; 8) предоставление социальных выплат гражданам, перед которыми государство имеет обязательство по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством; 9) создание для граждан возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет; 10) увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения; 11) предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам семей, желающих улучшить свои жилищные условия, в 2016 году - 30 процентов, в 2018 году - 45 процентов, в 2021 году - 60 процентов; 12) увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2016 году - до 30 процентов. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) достижение средней обеспеченности общей площадью жилья на уровне 25 квадратных метров на человека в 2015 году и 27,5 квадратного метра к 2021 году; 2) увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье в 2021 году до 30%. Общий объем финансирования государственной программы составляет 10517721,72 тысячи рублей |
6. Государственная программа Республики Адыгея "Содействие занятости населения" на 2014 - 2021 годы |
Цель государственной программы: создание условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Задача государственной программы: предотвращение роста напряженности на рынке труда. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) уровень безработицы (по методологии Международной организации труда); 2) уровень регистрируемой безработицы; 3) коэффициент напряженности на рынке труда. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы; 2) трудоустройство 96 инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; 3) поддержание социальной стабильности в обществе; 4) доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста, имеющих показания к труду, - 29%. Общий объем финансирования государственной программы с учетом прогнозной оценки привлечения средств федерального бюджета составляет 1631785,95 тысячи рублей |
7. Государственная программа Республики Адыгея "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" на 2014 - 2021 годы |
Цель государственной программы: улучшение состояния окружающей природной среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов. Задачи государственной программы: 1) обеспечение защищенности населения Республики Адыгея и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; 2) формирование комплексной системы обращения с отходами, в том числе вторичными материальными ресурсами; 3) сохранение экологического потенциала региона, его уникальных комплексов и объектов; 4) реализация государственной политики в области охраны окружающей среды, природопользования, водных ресурсов; 5) создание условий для рационального и интенсивного использования лесов. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) доля населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях (%); 2) доля твердых коммунальных отходов, отправленных на утилизацию (%); 3) количество видов растений, грибов и животных, подвергнутых мониторингу, из числа включенных в Красную книгу Республики Адыгея (единиц); 4) количество хозяйствующих субъектов, охваченных региональным государственным экологическим надзором; 5) лесистость территории Республики Адыгея. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) предотвращение вероятного ущерба от наводнений и иного негативного воздействия вод в размере 1191 миллиона рублей; 2) устойчивое функционирование системы особо охраняемых природных территорий республиканского значения; 3) увеличение до 20% доли твердых коммунальных отходов, направляемых на утилизацию; 4) поддержание лесистости территории Республики Адыгея на уровне 36,8% к 2021 году. Общий объем финансирования составляет 921692,93 тысячи рублей |
8. Государственная программа Республики Адыгея "Профилактика правонарушений и предупреждение чрезвычайных ситуаций" на 2014 - 2021 годы |
Цель государственной программы: минимизация ущерба, причиненного населению Республики Адыгея при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах, при совершении террористических актов, нарушении общественной безопасности и общественного порядка. Задачи государственной программы: 1) обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах; 2) обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств систем гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; 3) организация и проведение работ по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения; 4) обеспечение эффективной деятельности и управления в системе гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; 5) обеспечение общественной безопасности, общественного порядка и безопасности среды обитания. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) уровень готовности сил и средств территориальной подсистемы Республики Адыгея единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и террористических проявлений; 2) количество муниципальных районов и городских округов, в которых создана система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; 3) количество объектов, повысивших сейсмическую безопасность; 4) снижение количества зарегистрированных правонарушений. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) повышение уровня защищенности населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций до 100%; 2) обеспечение развития системы информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях до 100%; 3) повышение эффективности деятельности органов управления и сил гражданской обороны; 4) снижение рисков пожаров и смягчение их возможных последствий; 5) повышение сейсмоустойчивости двух объектов здравоохранения; 6) повышение оперативности служб экстренного реагирования до 11,5 минуты; 7) снижение количества правонарушений. Общий объем финансирования государственной программы составит 1074445,42 тысячи рублей |
9. Государственная программа Республики Адыгея "Развитие культуры" на 2014 - 2021 годы |
Цель государственной программы: реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и приобщения граждан к мировому и национальному культурному наследию. Задачи государственной программы: 1) сохранение культурного наследия и обеспечение доступа граждан к культурным ценностям; 2) создание благоприятных условий для развития творческого потенциала; 3) создание благоприятных условий для сохранности документов государственного архива Республики Адыгея; 4) обеспечение возможности получения информации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащейся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) увеличение количества посещений организаций культуры; 2) увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем количестве детей; 3) доля архивных документов, находящихся в государственном казенном учреждении Республики Адыгея "Национальный архив Республики Адыгея" в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов; 4) количество объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Республики Адыгея. Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 3894329,72 тысячи рублей |
10. Государственная программа Республики Адыгея "Развитие туризма" на 2014 - 2021 годы |
Цель государственной программы: повышение конкурентоспособности туристского продукта Республики Адыгея. Задачи государственной программы: 1) развитие туристской инфраструктуры; 2) повышение качества туристских услуг; 3) продвижение туристского продукта Республики Адыгея на внутреннем туристском рынке Российской Федерации и мировом туристском рынке. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) объем налоговых поступлений; 2) объем оказанных туристских услуг; 3) количество туристов и экскурсантов. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) количество туристов и экскурсантов к 2021 году вырастет на 50% к уровню 2014 года; 2) объем оказываемых туристских услуг к 2021 году составит около 50% к уровню 2014 года; 3) объем налоговых поступлений в 2021 году по отношению к 2014 году возрастет до 50%. Общий объем финансирования государственной программы составляет 4498251,53 тысячи рублей |
11. Государственная программа Республики "Развитие физической культуры и спорта" на 2014 - 2021 годы |
Цель государственной программы: создание оптимальных условий для возможности систематических занятий физической культурой и спортом населения Республики Адыгея, повышение конкурентоспособности спортсменов Республики Адыгея на всероссийской и международной аренах, а также проведение спортивно-массовых мероприятий. Задачи государственной программы: 1) повышение мотивации населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни; 2) совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса; 3) развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в Республике Адыгея; 4) создание условий для реализации государственной программы Республики Адыгея "Развитие физической культуры и спорта" на 2014 - 2021 годы. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) доля населения Республики Адыгея, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Республики Адыгея; 2) доля спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, имеющих разряды и звания (от I разряда до "Заслуженного мастера спорта"). Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом, приобщение к здоровому образу жизни широких масс населения; 2) повышение конкурентоспособности спортсменов Республики Адыгея на всероссийской и международной аренах; 3) обеспечение развития инфраструктуры физической культуры и спорта в Республике Адыгея. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 4086127,43 тысячи рублей |
12. Государственная программа Республики Адыгея "Развитие экономики" на 2017 - 2021 годы |
Цель государственной программы: создание условий для устойчивого роста экономики Республики Адыгея. Задачи государственной программы: 1) создание условий для обеспечения развития экономики Республики Адыгея; 2) формирование инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) объем инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств; 2) увеличение доли вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: содействие устойчивому социально-экономическому развитию Республики Адыгея и повышению ее конкурентоспособности. Общий объем финансирования государственной программы с учетом прогнозной оценки привлечения средств федерального бюджета составляет 1367490,46 тысячи рублей |
13. Государственная программа Республики Адыгея "Развитие информатизации" на 2014 - 2021 годы |
Цель государственной программы: обеспечение взаимодействия информационных систем исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках инфраструктуры электронного правительства. Задачи государственной программы: 1) создание в Республике Адыгея государственных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея; 2) повышение устойчивости работы информационных систем Управления информатизации Республики Адыгея. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме; 2) количество исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, участвующих в межведомственном электронном взаимодействии. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: высокое качество предоставления государственных услуг (функций) в электронной форме, в том числе через государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг и муниципальных услуг", с сокращением времени ожидания в очереди при обращении заявителя. Общий объем финансирования государственной программы составляет 157108,90 тысячи рублей |
14. Государственная программа Республики Адыгея "Развитие транспортной системы" на 2014 - 2021 годы |
Цель государственной программы: создание условий для развития транспортной системы Республики Адыгея. Задачи государственной программы: 1) увеличение пропускной способности и улучшение параметров транспортной инфраструктуры; 2) создание условий для развития и устойчивого функционирования в сфере дорожно-транспортного комплекса; 3) повышение безопасности дорожного движения. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) протяженность автомобильных дорог, на которых произведен ремонт; 2) протяженность автомобильных дорог, на которых произведен капитальный ремонт и ремонт; 3) количество пассажиров, перевозимых транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения; 4) количество транспортных средств, включенных в республиканскую систему мониторинга транспорта; 5) транспортный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 10 тысяч транспортных средств). Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) повышение уровня транспортного обслуживания населения; 2) обеспечение безопасности использования транспортной инфраструктуры; 3) создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры Республики Адыгея. Общий объем финансирования государственной программы составляет 11513977,66 тысячи рублей |
15. Государственная программа Республики Адыгея "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2013 - 2021 годы |
Цель государственной программы: обеспечение продовольственной безопасности Республики Адыгея, устойчивое развитие сельских территорий. Задачи государственной программы: 1) увеличение производства основных видов сельскохозяйственной продукции; 2) стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе Республики Адыгея; 3) стимулирование инновационного развития сельского хозяйства; 4) повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства; 5) повышение качества жизни сельского населения; 6) обеспечение деятельности в сфере агропромышленного комплекса. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах); 2) индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах); 3) индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах); 4) индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимых ценах); 5) индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства; 6) рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий); 7) среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве; 8) среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства); 9) индекс производительности труда к предыдущему году; 10) количество высокопроизводительных рабочих мест; 11) индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах); 12) индекс производства напитков (в сопоставимых ценах); 13) располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в месяц) в сельской местности. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2021 году на 13,3%; 2) повышение уровня рентабельности организаций АПК в 2021 году до 20,1%; 3) повышение среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2021 году до 28736 рублей; 4) обеспечение индекса производительности труда на уровне от 96,1% до 97,2% ежегодно; 5) увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест в 2021 году до 1,189 тысячи единиц. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 7228195,6 тысячи рублей |
16. Государственная программа Республики Адыгея "Управление государственными финансами" на 2014 - 2021 годы |
Цель государственной программы: обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы в Республике Адыгея. Задачи государственной программы: 1) обеспечение сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Республики Адыгея; 2) эффективное управление государственным долгом Республики Адыгея; 3) совершенствование системы межбюджетных отношений и содействие повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований; 4) создание условий для повышения качества и эффективности управления государственными финансами; 5) организация и осуществление бюджетного процесса в Республике Адыгея. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея (к предыдущему году); 2) объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея на 1 жителя; 3) расходы консолидированного бюджета Республики Адыгея на 1 жителя; 4) государственный долг Республики Адыгея в расчете на 1 жителя; 5) доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых Республике Адыгея из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) из федерального бюджета в объеме собственных доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея; 6) доля дотации, предоставляемой из федерального бюджета, в объеме собственных доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в Республике Адыгея; 2) усиление взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования; 3) повышение качества и объективности бюджетного планирования; 4) увеличение собираемости налогов и сборов; 5) рост собственных доходов республиканского бюджета Республики Адыгея; 6) формирование бюджетных расходов Республики Адыгея исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики; 7) обеспечение долговой устойчивости путем проведения взвешенной долговой политики; 8) повышение эффективности расходов республиканского бюджета Республики Адыгея; 9) совершенствование системы межбюджетных отношений; 10) создание стимулов по расширению налоговой базы местных бюджетов и повышению финансовой дисциплины органов местного самоуправления; 11) повышение уровня бюджетной дисциплины исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и органов местного самоуправления; 12) обеспечение прозрачности и открытости республиканского бюджета Республики Адыгея и бюджетного процесса для общества. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 10635153,90 тысячи рублей |
17. Государственная программа Республики Адыгея "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Республике Адыгея" на 2019 - 2023 годы |
Цель государственной программы: содействие формированию у населения Республики Адыгея разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, а также повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. Задачи государственной программы: 1) создание в Республике Адыгея устойчивых институциональных механизмов и кадрового потенциала, способствующего реализации программ повышения финансовой грамотности населения Республики Адыгея; 2) разработка и реализация образовательных программ и проведение информационных кампаний по повышению уровня финансовой грамотности населения Республики Адыгея; 3) содействие развитию системы защиты прав потребителей финансовых услуг; 4) мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения Республики Адыгея и защиты прав потребителей финансовых услуг. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) количество подготовленных педагогических работников общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в Республике Адыгея, осуществляющих доведение до потребителя образовательных программ и инструментов повышения финансовой грамотности; 2) доля общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в Республике Адыгея, осуществляющих доведение до потребителя образовательных программ и инструментов повышения финансовой грамотности; 3) наличие раздела "Повышение финансовой грамотности населения" на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея; 4) количество учащихся и волонтеров, прошедших обучение основам финансовой грамотности за отчетный период; 5) количество проведенных мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности за отчетный период; 6) количество выпущенных брошюр, буклетов, постеров, видеосюжетов по вопросам финансовой грамотности; 7) доля взрослого населения Республики Адыгея, осведомленного об организациях, занимающихся защитой прав потребителей финансовых услуг; 8) количество проведенных опросов, исследований в сфере повышения финансовой грамотности, защиты прав потребителей финансовых услуг и финансового образования; 9) доля достигнутых целевых показателей (индикаторов) государственной программы к общему количеству целевых показателей (индикаторов). Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) создание институциональной основы для осуществления мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Республики Адыгея; 2) создание устойчивой системы финансового образования и повышения финансовой грамотности населения Республики Адыгея; 3) формирование у населения Республики Адыгея разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам с помощью проведения информационных кампаний; 4) расширение возможности более эффективного использования населением Республики Адыгея финансовых услуг в целях повышения собственного благосостояния и роста сбережений; 5) снижение рисков излишней задолженности граждан (персонального банкротства), связанных с отсутствием финансового планирования и (или) неэффективным использованием финансовых инструментов; 6) развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 10000,00 тысяч рублей |
18. Государственная программа Республики Адыгея "Укрепление межнациональных отношений и патриотическое воспитание" на 2014 - 2020 годы |
Цель государственной программы: реализация задач государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Адыгея. Задачи государственной программы: 1) укрепление единства многонационального народа Республики Адыгея и этнокультурное развитие народов Республики Адыгея; 2) патриотическое воспитание жителей Республики Адыгея; 3) развитие и укрепление связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, содействие социально-культурной адаптации соотечественников, прибывших на постоянное место жительства в Республику Адыгея; 4) поддержка и развитие средств массовой информации и книгоиздания; 5) обеспечение реализации государственной программы. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) количество тематических материалов в средствах массовой информации, направленных на сохранение межнационального согласия; 2) число граждан, вовлеченных в военно-спортивные мероприятия; 3) доля положительных отзывов о проведенной работе с соотечественниками, проживающими за рубежом, в общем количестве отзывов; 4) объем теле- и радиопрограмм тематической направленности; 5) число граждан, вовлеченных в мероприятия по сохранению и развитию культуры народов, проживающих на территории Республики Адыгея; 6) уровень достижения целевых показателей (индикаторов) государственной программы. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) сохранение этнополитической стабильности в Республике Адыгея; 2) повышение духовно-нравственного воспитания молодежи; 3) укрепление связей с соотечественниками, проживающими за рубежом; 4) сохранение и развитие информационного пространства Республики Адыгея. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 595647,48 тысячи рублей |
19. Государственная программа Республики Адыгея "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2022 годы |
Цель государственной программы: повышение качества и комфорта городской среды на территории Республики Адыгея. Задачи государственной программы: 1) обеспечение формирования единых подходов и ключевых приоритетов комфортной городской среды; 2) создание универсальных механизмов вовлеченности граждан, заинтересованных организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований; 3) обеспечение проведения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований. Целевые показатели (индикаторы) государственной программы: 1) доля реализованных проектов благоустройства дворовых территорий (полностью освещенных, оборудованных местами для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки и так далее), малыми архитектурными формами) в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий; 2) доля реализованных комплексных проектов благоустройства территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства общественных территорий; 3) доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций в соответствующих мероприятиях, в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий; 4) доля реализованных проектов по обустройству городских парков. Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) повышение уровня комплексного благоустройства территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения; 2) увеличение количества благоустроенных дворовых территорий до 80% от их общего количества; 3) увеличение количества благоустроенных территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения до 50% от их общего количества; 4) достижение 100% уровня благоустройства городских парков; 5) повышение уровня вовлеченности граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований. Общий объем финансирования государственной программы составляет 695615,50 тысячи рублей |
6. Основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктур на долгосрочный период с учетом проведения мероприятий, предусмотренных государственными программами Республики Адыгея
Основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктур на долгосрочный период с учетом проведения мероприятий, предусмотренных государственными программами Республики Адыгея, в консервативном варианте приведены в приложении N 1.
Основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктур на долгосрочный период с учетом проведения мероприятий, предусмотренных государственными программами Республики Адыгея, в базовом варианте приведены в приложении N 2.
Основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктур на долгосрочный период с учетом проведения мероприятий, предусмотренных государственными программами Республики Адыгея, в целевом варианте приведены в приложении N 3.
7. Параметры вариантов долгосрочного прогноза
Прогноз социально-экономического развития Республики Адыгея на долгосрочный период до 2030 года разработан в трех вариантах (сценариях) - консервативном, базовом и целевом.
1) консервативный вариант предусматривает развитие экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов при сохранении консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства. Вариант характеризуется умеренными темпами роста экономики на основе модернизации ее традиционных секторов. Основные факторы экономического роста в данном сценарии - отрасли, динамика которых зависит от роста доходов населения (торговля и др.), а также отрасли социальной сферы.
Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания;
2) в базовый вариант заложены предпосылки полной реализации разработанного Правительством Российской Федерации комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации.
Темп роста ВВП Российской Федерации в 2018 году, по оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, составит 1,9%. В разрезе компонентов использования продолжится расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса темпами, сопоставимыми с предыдущим годом. При этом 2019 год, как ожидается, будет достаточно сложным с точки зрения адаптации к принятым решениям в области бюджетно-налоговой политики.
Запланированное повышение ставки НДС с 18% до 20% приведет к временному ускорению инфляции. Доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине составляет 76%. Соответственно, "счетный" вклад в инфляцию от увеличения базовой ставки НДС с 18% до 20% оценивается в 1,3 процентных пункта.
В 2019 году ожидается замедление темпов роста реальной заработной платы в первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году (в результате доведения до целевого уровня оплаты труда работников социальной сферы, а также доведения размера МРОТ до прожиточного минимума). Кроме того, в 2019 году индексация прочим категориям работников бюджетной сферы будет проведена с 1 октября (а не с 1 января, как в текущем году). В результате в течение всего прогнозного периода будет сохраняться тенденция на снижение уровня безработицы. Уровень безработицы может снизиться с 5,2% в 2017 году до 4,6% в 2023 - 2024 годах.
Основными параметрами сценария являются высокая степень реализации потенциала развития Республики Адыгея, закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах, осуществление большинства долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики, улучшение инвестиционного климата.
Таким образом, реализация последовательной и согласованной макроэкономической политики будет обеспечивать стабильность основных макроэкономических параметров.
Базовый вариант прогноза используется в качестве основного для разработки проекта республиканского бюджета Республики Адыгея на очередной финансовый год и на плановый период;
3) целевой вариант характеризуется ускоренными темпами роста экономики на фоне роста ее конкурентоспособности, повышением инвестиционной активности частного бизнеса, развитием высокотехнологичных отраслей.
Эффективно используется собственная сырьевая база, происходит интенсификация сельскохозяйственного производства за счет улучшения качественных характеристик продукции, активно развивается транспортная инфраструктура.
Институционные преобразования, формирование эффективных моделей взаимодействия власти и бизнеса повышают инвестиционную привлекательность Республики Адыгея.
8. Обоснование сформированных прогнозных параметров социально-экономического развития Республики Адыгея и отражение основных тенденций социально-экономического развития
Тенденции экономического развития Республики Адыгея в течение последних лет в целом соответствовали общероссийским параметрам и основным параметрам развития Южного федерального округа. На протяжении этого периода общая ситуация в реальном секторе экономики и социальной сфере Республики Адыгея оставалась стабильной, влияние негативных внешних факторов на экономику не носило критического характера.
Оперативные статистические данные за январь - июнь 2018 года свидетельствуют о стабилизации экономической ситуации в Республике Адыгея. Большинство отраслей экономики Республики Адыгея показало положительную динамику.
В сельскохозяйственном производстве темп роста составил 112,7%, валовый объём производства достиг 4,9 миллиарда рублей.
Один из показателей, наиболее объективно отражающий благосостояние населения, - розничный товарооборот за первое полугодие текущего года сложился в размере 43,8 миллиарда рублей и увеличился на 9,1% к аналогичному периоду прошлого года.
В сфере строительства за отчетный период выполнено работ на сумму 4,2 миллиарда рублей, рост к соответствующему периоду прошлого года - 138,6%.
В январе - июне 2018 года организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками введено в эксплуатацию 1375 квартир общей площадью 93,5 тысячи квадратных метров (265,6% к январю - июню 2017 года).
В положительную динамику развития отрасли вносит позитивный вклад поддержка со стороны государства. В рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в 2018 году выдано 7 государственных жилищных сертификатов на общую сумму 14,8 миллиона рублей.
Индекс промышленного производства в марте - июне 2018 года находился в отрицательной зоне и за январь - июнь 2018 года показал значение 92,4%. Снижение связано с падением по обрабатывающим производствам (91,2%), которые вносят наибольший вклад в промышленную отрасль, в частности производство пищевых продуктов (83,9%), бумаги и бумажных изделий (90,3%), резиновых и пластмассовых изделий (96,2%).
Инвестиции в основной капитал в первом полугодии 2018 года составили 7,1 миллиарда рублей, или 87,8% к соответствующему периоду прошлого года.
Потребительская инфляция продолжает показывать низкие значения, что является положительным моментом, и в июне 2018 года находится на уровне 101,6% (к декабрю прошлого года).
На динамику потребительского рынка непосредственное влияние оказывает рост денежных доходов населения. Реальные денежные доходы населения за январь - июнь 2018 года составили 105,2% к соответствующему периоду 2017 года. В номинальном выражении среднедушевые доходы за период с января по июнь 2018 года составили 25,1 тысячи рублей.
Среднемесячная заработная плата одного работника по итогам периода с января по июнь 2018 года достигла 26,3 тысячи рублей, что на 9,9% превышает уровень оплаты труда в январе - июне 2017 года. В условиях роста потребительских цен на 1,1% реальная заработная плата в январе - июне 2018 года составила 108,7%.
По состоянию на 1 июля 2018 года численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составила 2,2 тысячи человек, уровень регистрируемой безработицы - 1% от численности населения в трудоспособном возрасте.
По оценке 2018 года прирост ВРП составит 2,4% к 2017 году. Сохранение положительной динамики экономического роста прогнозируется и на 2019 - 2030 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.