Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 26 октября 2018 года N 300-р
Концепция
по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" на 2019 - 2021 годы
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию детского технопарка "Кванториум" в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета с указанием проблематики и предполагаемых результатов, данных по сети организаций дополнительного образования, их количеству, данных о кадровом составе, привлекаемом к реализации проекта
Объективные тенденции развития Российской Федерации определяют приоритетные направления деятельности регионов по развитию инновационной экономики страны в целом. Появление новых востребованных профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости модернизации системы дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей. Сфера дополнительного образования должна стать инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, более привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы.
Основными факторами, замедляющими темпы развития естественнонаучного направления и технического творчества обучающихся, являются следующие:
1) низкий уровень материально-технической базы организаций дополнительного образования технического и естественно-научного профиля;
2) число молодых квалифицированных педагогических работников, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, является недостаточным для удовлетворения потребностей Республики Адыгея;
3) система учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий инновационного характера, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской деятельности, носит эпизодический характер;
4) учебно-методические комплексы к программам по техническому творчеству разработаны без учета современных требований.
Интенсивное развитие новых информационных технологий привело к необходимости создания условий для вовлечения детей в техническую сферу деятельности. В связи с этим стала очевидной необходимость создания детского технопарка "Кванториум" (далее - детский технопарк) на территории Республики Адыгея.
Техническое творчество на новом этапе развития должно стать катализатором подготовки специалистов, способных в рамках современной техносферы самостоятельно планировать и осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность.
Реализация проекта по созданию и функционированию детского технопарка будет способствовать:
1) вовлечению большего количества детей в систему дополнительного образования;
2) развитию современного научно-технического творчества для подготовки инженерно-технических кадров;
3) поддержке талантливых и одаренных детей и молодежи по направлениям деятельности детского технопарка;
4) вовлечению в реализацию дополнительных общеразвивающих программ образовательных организаций разных типов, в том числе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также организаций спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и предприятий-партнеров из реального сектора экономики (далее - предприятия-партнеры), в том числе с использованием механизмов сетевого взаимодействия;
5) формированию эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей;
6) обеспечению доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности;
7) обеспечению развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей;
8) участию предприятий-партнеров и привлечению в систему дополнительного образования детей частных инвестиций, что позволит регулярно обновлять дополнительные общеразвивающие программы, обеспечивая их необходимым содержанием, инфраструктурой, оборудованием и экспертным сопровождением со стороны специалистов-практиков.
Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки Республики Адыгея является дополнительное образование детей и их воспитание.
В ходе реализации государственной политики в сфере дополнительного образования решается задача увеличения охвата детей соответствующими дополнительными программами. В 2017 - 2018 учебном году в системе образования Республики Адыгея функционировало 1667 кружков (секций) по различным направлениям деятельности: естественно-научное, техническое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, гуманитарное, художественно-эстетическое, эколого-биологическое, культурологическое на базе 20 организаций дополнительного образования, из которых 18 муниципальных и 2 подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея.
Количество детей, охваченных дополнительным образованием, за последние два года увеличилось с 37061 до 37338 человек.
В рамках взаимодействия образовательных организаций Республики Адыгея и региональных спортивных федераций реализуется Всероссийский проект "Шахматы в школе" с охватом 1072 обучающихся, что на 614 обучающихся больше в сравнении с 2017 годом.
Содержание дополнительного образования в последнее время меняется, растет популярность кружков и секций, связанных с техникой, технологиями и естественно-научной деятельностью (в сравнении: в 2017 году в 213 кружках обучалось 1904 человека, в 2018 году в 229 кружках - 1956 человек).
Приоритетным направлением деятельности в Республике Адыгея является развитие дополнительных общеобразовательных программ технической и естественно-научной направленностей.
Количество педагогических работников системы дополнительного образования составляет 1305 человек, из них педагоги дополнительного образования - 924, педагоги-организаторы - 16, тренеры-преподаватели -266, методисты - 72, учителя - 1, другие педагогические работники - 26. Из них высшую квалификационную категорию имеют 440 человек, первую - 272. Высшее профессиональное образование имеют 1054 педагога (из них педагогическое - 973), среднее профессиональное - 211 (из них педагогическое - 162), начальное профессиональное - 10, среднее полное общее - 20. Количество внешних совместителей в течение учебного года составляет - 437 человек.
Возрастной состав педагогов следующий: моложе 25 лет - 95 человек, 25-35 лет - 264 человека, 35 лет и старше - 946 человек (из них пенсионеров - 308).
По стажу работы: стаж менее 2 лет - 97 человек, от 2 до 5 лет - 131 человек, от 5 до 10 лет - 176 человек, от 10 до 20 лет - 295 человек, 20 и более лет - 606 человек.
Для осуществления образовательной деятельности по дополнительному образованию детей в детском технопарке планируется привлекать педагогические кадры следующих образовательных организаций и интеллектуальных партнеров детского технопарка:
1) государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Адыгея "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея" (естественно-научное и техническое направления);
2) федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Адыгейский государственный университет" (факультет естествознания, инженерно-физический факультет, факультет математики и компьютерных наук; центр компьютерного обучения "Турбо"; научно-исследовательский институт комплексных проблем Адыгейского государственного университета; центр интеллектуальных геоинформационных технологий, ботанический сад, зоологический музей, геолого-минералогический музей);
3) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Майкопский государственный технологический университет" (факультет аграрных технологий, экологический факультет);
4) государственной бюджетной организации дополнительного образования Республики Адыгея "Республиканская естественно-математическая школа";
5) государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Адыгея "Майкопский политехнический техникум";
6) государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Адыгея "Майкопский индустриальный техникум".
2. Опыт Республики Адыгея в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
Республика Адыгея участвует в масштабных программах и проектах в области образования, реализующихся с привлечением средств федерального бюджета:
1) в 2018 - 2019 году в мероприятиях по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
2) в 2016 - 2019 годы в мероприятиях по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
3) в 2017 году по мероприятию 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы;
4) в 2018 году по мероприятию 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" Федеральной целевой программы развитие образования на 2016 - 2020 годы.
3. Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по созданию детского технопарка
Организационно-правовая форма детского технопарка - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Адыгея.
Детский технопарк планируется создать как структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Адыгея "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея" (далее - Учреждение), используя его ресурсную, кадровую, материально-техническую базу. Существующие в Учреждении естественно-научное и техническое направления станут ядром детского технопарка.
В качестве модели детского технопарка в Республике Адыгея определена модель "Стандарт".
4. Описание площадки детского технопарка (общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади, техническое состояние здания, необходимость капитального/косметического ремонта, информация о собственнике, сроки ввода в эксплуатацию (для строящихся), территориальная доступность для населения)
Детский технопарк планируется разместить на территории Учреждения.
Адрес Учреждения: 385020, Республика Адыгея, город Майкоп, улица Крестьянская, 378.
Учреждение реализует образовательную деятельность по следующим направлениям: туристско-краеведческому, техническому, естественно-научному; социально-педагогическому. Учреждение является координатором и организатором методической, организационно-массовой и учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования детей по вышеуказанным направлениям в Республике Адыгея. Учреждение имеет собственную развитую сеть образовательной деятельности по направлениям, реализующуюся через деятельность кружков и творческих объединений. Коллективом активно используются в работе различные формы сетевого взаимодействия, налажены контакты с ведущими образовательными, научными, общественными организациями.
Учреждение является региональным ресурсным центром Республики Адыгея по развитию естественно-научного дополнительного образования детей и технического творчества, региональным оператором
Единого национального портала дополнительного образования, базовым центром, ответственным за реализацию программы ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkllls.
Учреждение имеет большой опыт организации и проведения республиканских и региональных этапов всероссийских мероприятий, конкурсов и акций, в том числе естественно-научной и технической направленностей.
Учреждение расположено в центре города, в шаговой доступности от остановок городского транспорта. Вблизи имеется несколько общеобразовательных организаций. Доступность для других образовательных учреждений - 20-30 минут на общественном транспорте из любой точки города. Учреждение имеет обособленную территорию, на которой расположено три крупных строения (один двухэтажный учебный корпус, два - пятиэтажных учебных здания), здание производственных мастерских и подсобные помещения. В одном из пятиэтажных корпусов расположено общежитие, принадлежащее Учреждению, на 80 мест, что позволяет расселять участников мероприятий. Имеется оборудованный лекционный зал на 60-70 человек, совмещенный с большим холлом и раздевалками для участников мероприятий.
Для размещения детского технопарка планируется задействовать три первых этажа обособленного пятиэтажного здания учебного корпуса общей площадью под застройкой 676 м2. Площадь каждого из этажей по внутреннему обмеру составляет: 1-й этаж - 508,3 м2, 2-й этаж - 501,5 м2, 3-й этаж - 499,1 м2. Общая площадь помещений, отводимых под детский технопарк, - 1508,9 м2. Верхних два этажа в дальнейшем планируется задействовать под нужды детского технопарка. Здание требует косметического ремонта и обладает достаточными площадями и большим потенциалом, имеется два отдельных входа: один с улицы (Карла Маркса), перед которым есть небольшая зеленая зона, и второй - со двора, одна общая лестница.
Здание, в котором располагается Учреждение, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", и Сводам Правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012).
Год постройки здания - 1975 год, собственник здания - Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, балансодержатель - Учреждение.
Согласно выбранной модели детского технопарка "Стандарт", с учетом имеющегося в Республике Адыгея кадрового, педагогического и инженерного потенциала, учитывая имеющийся опыт и компетенции, заручившись поддержкой интеллектуальных партнеров, опираясь на опыт существующего сетевого взаимодействия, Министерством образования и науки Республики Адыгея были определены наиболее перспективные для региона квантумы, которые предполагается разместить в смежных помещениях с арочными проходами без дверей со следующей общей площадью:
1) ГГ-квантум - 71,2 м2;
2) Аэроквантум - 66,8 м2;
3) Биоквантум - 67,7 м2;
4) Геоквантум - 66,0 м2;
5) Робоквантум - 66,1 м2;
6) Хайтек - 135,6 м2.
Кроме того, каждому из квантумов отведена собственная лаборантская (12-13 м2), площадь которой не учитывалась в общей площади квантумов.
Изучив характеристики базы для размещения детского технопарка, учитывая особенности выбранных направлений деятельности, определены основные функциональные зоны, которые предполагается разместить в помещениях со следующей площадью:
1) лекторий с холлом - общей площадью 159,7 м2 (83,4 м2 и 76,3 м2 соответственно);
2) шахматная гостиная - 21,6 м2;
3) зона проектной деятельности - 69,3 м2;
4) коворкинг - 85,1 м2;
5) зона отдыха - 41,8 м2;
6) зона ресепшен - 51,6 м2;
7) интерактивная научно-познавательная зона (интерактивный музей науки) - 44,9 м2;
8) медиатека - 21,3 м2.
"Дорожная карта" по созданию и открытию детского технопарка в 2019 году приведена в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Перечень целевых индикаторов и ожидаемых результатов мероприятий по созданию и обеспечению функционирования детского технопарка приведен в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Проект зонирования помещений детского технопарка приведен в приложении N 3 к настоящей Концепции.
Дизайн-проект детского технопарка приведен в приложении N 4 к настоящей Концепции.
5. Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование детского технопарка
Статья расходов |
2019 год (тысяч рублей) |
2020 год (тысяч рублей) |
2021 год (тысяч рублей) |
211- заработная плата |
12000,0 |
12600,0 |
13200,0 |
212 - суточные |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
213 - налоги |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
222 - проезд детей на соревнования |
900,0 |
900,0 |
900,0 |
222 - проезд педагогов на обучение |
700,0 |
700,0 |
700,0 |
216 - проживание детей на соревнованиях |
1500,0 |
1500,0 |
1500,0 |
216 - проживание педагогов на обучении |
1500,0 |
1500,0 |
1500,0 |
310 - основные (расходники) |
4300,0 |
4300,0 |
4300,0 |
Иные расходы (коммунальные платежи и т.д.) |
6700,0 |
7100,0 |
7400,0 |
Итого |
28200,0 |
29200,0 |
30100,0 |
Всего |
87500,0 |
Структура, штатная численность и фонд заработной платы детского технопарка приведены в приложении N 5 к настоящей Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.