Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 29 октября 2018 года N 306-р
Концепт
создания аккредитационного центра системы образования и центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию аккредитационного центра системы образования и центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования при софинансировании из средств федерального бюджета с указанием проблематики и предполагаемых результатов, статистической информации о педагогических работниках организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам, информации о прохождении педагогическими работниками организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам, повышения квалификации в разрезе по годам начиная с 2015 года (% от общего числа)
За последние годы система подготовки педагогических работников претерпевает кардинальные изменения. В рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" перед системой дополнительного профессионального образования ставится задача формирования условий для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок.
В Российской Федерации в целом и Республике Адыгея в частности актуальным является формирование национальной системы учительского роста, направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций.
В том числе актуален вопрос внедрения профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", который конкретизирует требования к личности и профессиональной компетентности педагогов, детально прописывает знания и умения, которыми они должны обладать, а также трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т.д.).
Вышеперечисленные требования актуализируют потребность создания аккредитационного центра системы образования и центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования (далее соответственно - центр аккредитации, центр профмастерства) на территории Республики Адыгея.
В Республике Адыгея повышение квалификации педагогических работников осуществляет государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации" (далее - АРИГГК). Прием слушателей на курсы повышения квалификации осуществляется на основании договоров между АРИПК и органами местного самоуправления, образовательными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Республики Адыгея, и образовательными организациями, находящимися на территории Республики Адыгея.
Реализуются следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации ДПП (повышения квалификации и профессиональной переподготовки). Программы составлены по принципу модульно-блочной системы. При реализации ДПП применяется форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
В АРИПК устанавливаются следующие виды учебных (аудиторных) занятий: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, семинары по обмену опытом, выездные занятия, стажировка, консультации, аттестационные работы и др.
Государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея "Государственная аттестационная служба системы образования" (далее - ГАС) обеспечивает функционирование системы оценки качества образования в Республике Адыгея, организационно-технологическое и информационно-методическое сопровождение процедур оценки качества образования.
Потребность создания центра аккредитации и центра профмастерства определяется необходимостью:
1) внедрения сетевых форм реализации программ дополнительного профессионального образования;
2) разработки и внедрения современных образовательных технологий;
3) разработки и реализации новой политики мониторинга востребованности программ дополнительного профессионального образования на региональном рынке образовательных услуг;
4) создания механизмов для реализации индивидуального маршрута слушателей в условиях модульно-накопительной системы;
5) расширения участия в реализации федеральных и региональных программах (проектах);
6) систематизации форм участия в деятельности профессиональных педагогических сообществ;
7) внедрение современных технологий управления;
8) повышения доступа к интеллектуальному и информационному ресурсам для педагогических работников;
9) выявления дефицитов компетенций педагогов, обратившихся в центр аккредитации;
10) выстраивания индивидуального маршрута формирования компетенций для педагогов;
11) измерения в формате добровольной "сертификации" по итогам прохождения педагогами образовательных модулей, восполненных навыков;
12) обновления и замены материально-технической базы государственных учреждений Республики Адыгея.
Предполагаемыми результатами реализации мероприятий по созданию центра аккредитации и центров профмастерства являются:
1) внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций Республики Адыгея;
2) повышение уровня профессионального мастерства в форматах непрерывного образования не менее 50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования;
3) внедрение новой системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций;
4) реализация комплекса мер для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному и профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок;
5) внедрение процедуры добровольной независимой оценки профессиональной квалификации педагогических работников систем общего и дополнительного образования детей.
В Республике Адыгея имеется опыт реализации федеральных проектов. В 2017 году в рамках реализации мероприятия 5.1. "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы" в Республике Адыгея обучено 532 педагогических работника. Из них 56 учителей русского языка, математики и общественных дисциплин из школ со стабильно низкими образовательными результатами.
В 2018 году при проведении мероприятий 2.2. "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы" были разработаны региональная и муниципальные программы повышения качества образования для данной категории школ, модели учительского роста, проведена идентификация школ, нуждающихся в поддержке, обучающие мероприятия для руководителей и педагогов и т.д.
По результатам конкурсного отбора региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" Республика Адыгея вошла в число регионов, получивших субсидию на 2019 год.
В Республике Адыгея имеется опыт реализации федеральных проектов по исследованию компетенций учителей:
2015 г. - Всероссийское исследование "Портрет учителя истории" - 37 участников из образовательных организаций, отобранных федеральных координатором;
2016 г. - исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики - 282 участника (ПО учителей русского языка, 77 учителей литературы и 95 учителей математики);
2017 г. - апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики - 183 участника (86 учителей русского языка и 97 учителей математики);
2018 г. - апробация разработанной модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) для проведения аттестации педагогических работников, замещающих должность "учитель" (17 учителей русского языка и математики);
2018 г. - исследование компетенций учителей, обеспечивающих формирование предметных результатов в ходе освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования по следующим предметам/предметным областям: "История" (65 учителей), "Обществознание" (42 учителя), "Экономика" (2 учителя), "Право" (7 учителей), "Русский язык и литература" (88 учителей), "Математика и информатика" (77 учителей), "Основы духовно-нравственной культуры народов России"(32 учителя) (всего 313 учителей).
Министерство образования и науки Республики Адыгея является участником ряда проектов "Бережливая школа", "Бережливый детский сад", реализуемых в рамках пилотного проекта "Бережливое правительство" в Республике Адыгея.
Статистическая информация о педагогических работниках организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам (по состоянию на 1 октября 2018 г.) представлена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателей |
Всего работников |
Из них (из гр. 3) имеют образование: |
|||
высшее |
из них (из гр. 3) педагогическое |
среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена |
из них (из гр. 5) педагогическое |
||
Численность педагогических работников - всего |
6032 |
5134 |
4236 |
898 |
760 |
из них педагогов образовательных организаций, реализующих программы начального, основного общего и среднего общего образования |
3971 |
3998 |
3162 |
260 |
269 |
из них педагогов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования |
1433 |
623 |
587 |
523 |
408 |
из них педагогов образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей |
628 |
513 |
487 |
115 |
83 |
Информация о прохождении педагогическими работниками организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам повышения квалификации в разрезе по годам начиная с 2015 года (% от общего числа) представлена в таблице 2.
Таблица 2
Но мер п/п |
|
Год |
|||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||||||
Общее число |
% от общего числа |
Общее число |
% от общего числа |
Общее число |
% от общего числа |
Общее число |
% от общего числа |
||
1. |
Руководители и заместители руководителей |
165 |
6 |
143 |
4 |
384 |
12 |
162 |
5 |
2. |
Учителя-предметники |
1408 |
48 |
1658 |
51 |
1786 |
54 |
1575 |
44 |
3. |
Педагоги-психологи, социальные педагоги |
90 |
3 |
153 |
5 |
224 |
7 |
107 |
3 |
4. |
Учителя начальных классов |
221 |
8 |
557 |
17 |
303 |
9 |
311 |
9 |
5. |
Педагоги дополнительного образования |
155 |
5 |
89 |
3 |
125 |
3 |
179 |
5 |
6. |
Дошкольные работники |
803 |
27 |
530 |
16 |
444 |
13 |
425 |
12 |
7. |
Другие |
86 |
3 |
115 |
4 |
60 |
2 |
803 |
22 |
8. |
Количество педагогических работников, прошедших повышение квалификации |
2928 |
3245 |
3326 |
3570 |
2. Описание площадки центра аккредитации и центров профмастерства (адрес, общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади, организационно-правовая форма)
Центр аккредитации планируется создать как новое юридическое лицо и разместить на территории государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Адыгея "Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения".
Организационно-правовая форма - государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея.
Адрес: Республика Адыгея, город Майкоп, 2-я Крылова, дом 2.
Для размещения центра аккредитации планируется задействовать часть здания. Общая площадь помещений, отводимых под центр аккредитации - 806,1 кв. м. Здание требует косметического ремонта, и обладает достаточными площадями и большим потенциалом, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В данном помещении будут организованы все необходимые функциональные зоны:
1) коворкинг - 186 кв. м.;
2) лекторий - 286 кв. м.;
3) медиазона - 71,9 кв. м.;
4) проектная зона - 100 кв. м.;
5) компьютерный класс - 36 кв. м., 36,2 кв. м.;
6) аудитории - трансформеры - 23,7 кв. м.; 29,2 кв. м.; 37,1 кв. м. Территориальное расположение центра аккредитации отличается
транспортной доступностью для населения: развитая инфраструктура общественного транспорта, современная зона парковки и подъезда к зданию.
Центр профмастерства будет создан путем реорганизации АРИПК и функционировать как самостоятельное юридическое лицо.
Организационно-правовая форма - государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея.
Модернизация системы непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников обусловлена динамичностью изменения условий информационного общества. В результате реорганизации Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Адыгея "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации" будет создано государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" (организационно-правовая форма - государственное бюджетное учреждение) (далее - Центр профмастерства) и государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Адыгея" (организационно-правовая форма - бюджетная) (далее - ИРО). ИРО будет определять стратегию развития профессионального мастерства педагогических работников в республике, в том числе повышения квалификации, а также координировать деятельность Центра профмастерства. За ИРО закрепляются отдельные функции АРИПК: повышение квалификации руководящих работников, специалистов органов управления образованием муниципальных районов и городских округов республики, педагогических работников дошкольного, среднего профессионального и дополнительного образования. В том числе организация и проведение всероссийских, общероссийских, межрегиональных, республиканских мероприятий (совещаний, научно-практических конференций; выставок; семинаров по актуальным вопросам развития образования и пр.), организация и проведение республиканских этапов Всероссийской олимпиады школьников, образовательных конкурсов, ярмарок и т.д., олимпиад и конкурсов среди педагогов; редакционно-издательская деятельность, участие в процедурах оценки качества образования.
В состав Центра профмастерства войдут: один центр по модели "стандарт" и два обособленных структурных подразделения - филиалы - 2 Центра профмастерства по модели "мини" в муниципальных районах. Организационно-правовая форма: бюджетная. Центр профмастерства по модели "Стандарт" и его филиалы - центры-мини будут осуществлять свою деятельность на основе лицензий на дополнительное профессиональное образование и дополнительное образование взрослых.
Все центры будут работать на основе аренды помещений у государственных и муниципальных организаций.
Центр профмастерства по модели "стандарт" будет располагаться по адресу г. Майкоп, ул. Ленина, 15. ИРО и Центр профессионального мастерства планируется размещать в зданиях Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Адыгея "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации"). Общая площадь: 2587,5 кв. м.
Функциональные зоны с указанием их площади:
- учебные аудитории (15) площадью от 31,1 кв. м. до 95,6 кв. м. (ауд. 11, 12, 13, 21, 22, 31, 32, 33, 34 учебного корпуса; актовый зал, библиотека, ком. 15, 51, 52, 52 ч. здания общежития), обеспеченные оборудованием для проведения лекционных и семинарских заданий; в рамках сетевого сотрудничества будут использоваться учебные аудитории (8) ГБОУ РА "Адыгейская республиканская гимназия", адрес: г. Майкоп, ул. Советская, д. 241, площадью от 31 кв. м. до 56 кв. м. (ауд. 4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.