Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 29 октября 2018 года N 305-р
Концепция
по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"
I. Обоснование потребности в реализации мероприятия по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета
В настоящее время в Российской Федерации активно идет процесс гуманизации отношения государства и общества к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), расширяются аспекты их интеграции в разные сферы социальной и экономической жизнедеятельности страны.
Для наиболее эффективного обеспечения самореализации и социализации лиц с ОВЗ наиболее важным является получение общего и профессионального образования, как неотъемлемого условия формирования успешной личности и полноценного участника жизни общества.
Для эффективной профессиональной реабилитации обучающихся с ОВЗ необходима комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся.
В настоящее время существует ряд проблем в области профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, к которым в том числе относятся:
1) слабоэффективная деятельность общеобразовательных организаций по профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ;
2) кадровый дефицит специалистов по профориентационной работе с обучающимися с ОВЗ;
3) слабые связи между социальными партнерами всей системы образования;
4) устаревшая материально-техническая база общеобразовательных организаций в части оснащения кабинетов по реализации предметной области "Технология", "Информатика", "Трудовые мастерские";
5) отсутствие современного оборудования у специалистов службы поддержки (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.);
6) отсутствие современного оборудования, необходимого для дополнительного образования детей с ОВЗ.
На территории Республики Адыгея функционируют государственные и муниципальная образовательные организации, реализующие исключительно адаптированные общеобразовательные программы (далее - коррекционные школы).
В коррекционных школах обучаются дети с нарушениями слуха, зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, ментальными нарушениями, дети, которые в силу своих физиологических и психических особенностей не могут получать качественное образование в рамках инклюзивного образования в массовой общеобразовательной школе. Данная категория детей наиболее остро нуждается в создании современных условий получения образования, в том числе профессионального.
Ежегодно выпускниками коррекционных школ становятся порядка 35-40 обучающихся, из которых большая часть имеет затруднения в продолжении обучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и имеет трудности в освоении профессий по современным направлениям подготовки. Это также связано с отсутствием в организациях оборудования, позволяющего получать профессиональные навыки обучающимся с нарушениями слуха и зрения, с расстройствами аутистического спектра, с умственной отсталостью по современным направлениям подготовки студентов профессиональных образовательных организаций.
1. Статистические данные по сети общеобразовательных организаций, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу:
1) государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея "Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения" (далее - школа-интернат) является образовательной организацией, реализующей исключительно адаптированные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования для детей с ОВЗ, не имеющих интеллектуальных нарушений. Школа-интернат также реализует программы профессионального обучения по профессиям "столяр" и "швея".
2) государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея "Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья). Указанная образовательная организация реализует адаптированные образовательные программы общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3) муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - школа для детей с ОВЗ) реализует исключительно адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сведения о численности и контингенте детей с ОВЗ, обучающихся в коррекционных школах приведены в таблице 1.
Таблица 1
Численность обучающихся в коррекционных школах | ||
Школа-интернат |
Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья |
Школа для детей с ОВЗ |
140 |
140 |
187 |
с нарушениями слуха 68 (49%) |
с умственной отсталостью 138 (98,6) |
с ментальными нарушениями 187 (100%) |
с нарушениями зрения 62 (44%) |
с умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра 2 (1,4%) |
с синдромом Дауна 10 (5,35%) |
с расстройствами аутистического спектра 10 (7%) |
|
с умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра 14 (7,49%) |
Имеют статус "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" | ||
140 |
140 |
187 |
Имеют статус "ребенок-инвалид" | ||
121 |
64 |
167 |
Всего в трех организациях 467 |
Кадровый состав коррекционных школ позволяет реализовывать адаптированные образовательные программы. Сведения о численности кадрового состава приведены в таблице 2.
Таблица 2
Кадровый состав педагогических работников школ для обучающихся с ОВЗ
Образовательная организация, реализующая адаптированные программы |
Школа-интернат |
Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья |
Школа для детей с ОВЗ |
Всего педагогических работников |
85 |
60 |
22 |
Учителя |
39 |
39 |
22 |
Учитель технологии |
2 |
5 |
4 |
Учитель логопед |
2 |
1 |
1 |
Сурдопедагог |
1 |
- |
- |
Тифлопедагог |
1 |
- |
- |
Учитель дефектолог |
1 |
1 |
22 |
Педагог-психолог |
5 |
2 |
2 |
Социальный педагог |
1 |
4 |
1 |
Воспитатель |
17 |
14 |
- |
Педагог дополнительного образования |
5 |
3 (по совместительству) |
1 |
Тьютор |
12 |
2 |
- |
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности |
1 |
- |
- |
Из числа педагогов к реализации мероприятия по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета (далее - мероприятие) будут привлечены учителя начальных классов, учителя труда, учителя технологии, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования.
2. Информация о повышении квалификации педагогических сотрудников, привлекаемых к реализации мероприятия:
В коррекционных школах учителя трудового обучения, технологии, информатики, а также учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования регулярно и своевременно проходят курсы повышения квалификации. При проведении курсов и модулей, посвященных вопросам обучения детей с ОВЗ государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации" использует базу и кадровый потенциал коррекционных школ. Однако, курсы повышения квалификации учителей коррекционных школ предметной области "Технология", направленные на внедрение современных программ трудового и профессионально-трудового обучения, имеют в основном теоретическое наполнение в силу отсутствия в коррекционных школах соответствующей современным требованиям материально-технической базы. Мероприятия данной Концепции призваны создать необходимые в Республике Адыгея условия для реализации системы повышения квалификации учителей предметной области "Технология" с использованием базы технопарка, Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, а также обновленной базы коррекционных школ.
Сведения о повышении квалификации сотрудников коррекционных школ
1. Школа-интернат
Таблица 3
N |
Должность |
Тема (объем часов) |
Год |
Профессиональная переподготовка | |||
1. |
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) |
Сурдопедагогика (1040) |
2013 |
2. |
Педагог-психолог (тифло) |
Тифлопедагогика и тифлопсихология (1040) |
2018 |
3. |
Учитель-логопед |
Логопедия. Клиническая (медицинская) психология (1080) |
2014 |
4. |
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) |
Тифлопедагогика и тифлопсихология (1040) |
2012 |
Наименование курсов повышения квалификации (количество часов) | |||
1. |
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) |
Организация получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях (72) |
2015 |
Основы бережливого производства (16) |
2018 |
||
2. |
Учитель начальных классов |
Инновационные подходы к организации учебного процесса в реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального общего образования (далее - НОО) (72) |
2018 |
Системно-деятельностньй подход в обучении в контексте требований ФГОС (108) |
2017 |
||
3. |
Учитель начальных классов |
Инновационные подходы к организации учебного процесса в реализации ФГОС НОО (72) |
2018 |
4. |
Учитель начальных классов |
Профессиональная компетенция учителя начальных классов в условиях модернизации системы общего образования (108) |
2015 |
5. |
Учитель начальных классов (5 учителей) |
Инновационные подходы к организации учебного процесса в реализации ФГОС НОО (72) |
2018 |
6. |
Учитель-логопед |
Практика индивидуального и группового психологического консультирования (144) |
2017 |
Применение методов прикладного анализа поведения (АВА-терапия) в логопедической работе (36) |
2018 |
||
Логопедический дифференцированный массаж (32) |
2018 |
||
7. |
Учитель трудового обучения |
Профессиональная компетентность учителя ООТ в условиях модернизации системы образования (108) |
2014 |
Основы бережливого производства (16) |
2018 |
||
8. |
Учитель начальных классов |
Инновационные подходы к организации учебного |
2018 |
процесса в реализации ФГОС начального общего образования (72) |
|
||
Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройством аутистического спектра (РАС) (72) |
2017 |
||
Организация воспитательной работы в общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС (72) |
2018 |
||
Применение процедур Прикладного анализа поведения (АВА-терапия) (24) |
2017 |
||
9. |
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) |
Образование и психолого-педагогическая реабилитация детей с кохлеарным имплантом (16) |
2017 |
Основы бережливого производства (16) |
2018 |
||
Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях (72) |
2016 |
||
Организация получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях (72) |
2015 |
||
10. |
Педагог дополнительного образования |
Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях модернизации системы общего образования^ 08) |
2017 |
11. |
Учитель трудового обучения |
Профессиональная компетентность учителя образовательной области "Технология" в условиях модернизации системы общего образования (108) |
2017 |
Основы бережливого производства (16) |
2018 |
||
Совершенствование профессионального мастерства учителя химии в условиях реализации ФГОС (108) |
2017 |
||
12. |
Педагог-психолог (сурдо) |
Содержание деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС (72) |
2017 |
Организация воспитательной работы в образовательной организации (72) |
2017 |
||
13. |
Учитель начальных классов |
Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО (108) |
2015 |
2. Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Таблица 4
N п/п |
Должность |
Тема (объем часов) |
Год |
|
Наименование курсов повышения квалификации (количество часов) |
|
|
1. |
Учитель технологии (швейное дело) |
Системный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Особенности преподавания профессионального трудового обучения) (108) |
2018 |
Совершенствование профессиональной деятельности учителя образовательной области. Технология в условиях реализации ФГОС (108) |
2016 |
||
2. |
Учитель технологии (социально-бытовой ориентировки) |
Системный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Особенности преподавания профессионального трудового обучения) (108) |
2018 |
Совершенствование профессиональной деятельности учителя образовательной области. Технология в условиях реализации ФГОС (108) |
2016 |
||
3. |
Учитель технологии (столярное дело) |
Системный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Особенности преподавания профессионального трудового обучения) (108) |
2018 |
Совершенствование профессиональной деятельности учителя образовательной области. Технология в условиях реализации ФГОС (108) |
2016 |
||
4. |
Учитель дополнительного образования |
Системный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Комплексное сопровождение детей с ОВЗ, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)(108) |
2018 |
5. |
Учитель-дефектолог |
Системный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Комплексное сопровождение детей с ОВЗ, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (108) |
2018 |
6. |
Учитель-логопед |
Системный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (108) |
2017 |
Основы комплексного сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (72) | |||
7. |
Педагог-психолог |
Системный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (108) |
2018 |
Организационно-методическая работа специалистов по опеке и попечительству несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (18). |
2017 |
||
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в новых семьях (72 часа). |
2018 |
3. Школа для детей с ОВЗ
Таблица 5
N п/п |
Должность |
Тема (объем часов) |
Год |
1. |
|
Профессиональная переподготовка |
|
2. |
Учитель технологии (швейное дело) |
Олигофренопедагогика (547) |
2018 |
3. |
Учитель технологии (швейное дело) |
Олигофренопедагогика (547) |
2018 |
4. |
Педагог-психолог |
Олигофренопедагогика (547) |
2018 |
5. |
Педагог-психолог |
Олигофренопедагогика (547) |
2018 |
6. |
Учитель-логопед |
Олигофренопедагогика (547) |
2018 |
Наименование курсов повышения квалификации (количество часов) | |||
1. |
Учитель технологии (швейное дело) |
Профессиональная компетентность учителя образовательной области "Технология" в условиях модернизации системы образования (108) |
2015 |
2. |
Учитель технологии (столярное дело) |
Профессиональная компетентность учителя образовательной области "Технология" в условиях модернизации системы образования (108) |
2015 |
3. |
Педагог-психолог |
Основы комплексного сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (72) Технологии инклюзивного образования в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ (72) |
2017
2016 |
4. |
Педагог-психолог |
Основы комплексного сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (72) |
2016 |
5. |
Учитель-логопед |
Основы комплексного сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (72) |
2016 |
II. Опыт Республики Адыгея в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
Республика Адыгея участвует (участвовала) в следующих масштабных программах и проектах в области образования, реализующихся с привлечением средств федерального бюджета:
1) в 2018 - 2019 годах в мероприятиях по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
2) в 2016 - 2019 годах в мероприятиях по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
3) в 2017 году в мероприятии 5.1. "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы;
4) в 2018 году в мероприятии 2.2. "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" Федеральной целевой программы развитие образования на 2016 - 2020 годы;
5) в 2015 году во Всероссийском исследовании "Портрет учителя истории" - 37 участников из образовательных организаций, отобранных федеральным координатором;
6) в 2016 году - исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики - 282 участника (110 учителей русского языка, 77 учителей литературы и 95 учителей математики);
7) в 2017 году - апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики - 183 участника (86 учителей русского языка и 97 учителей математики);
8) в 2018 году - апробация разработанной модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) для проведения аттестации педагогических работников, замещающих должность "учитель" (17 учителей русского языка и математики);
9) в 2018 году - исследование компетенций учителей, обеспечивающих формирование предметных результатов в ходе освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования по следующим предметам/предметным областям: "История" (65 учителей), "Обществознание" (42 учителя), "Экономика" (2 учителя), "Право" (7 учителей), "Русский язык и литература" (88 учителей), "Математика и информатика" (77 учителей), "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (32 учителя) (всего 313 учителей);
10) в 2018 году - конкурсный отбор региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Республика Адыгея вошла в число регионов, получивших субсидию на 2019 год;
11) в 2018 году - конкурсный отбор региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Республика Адыгея вошла в число регионов - получателей субсидии на 2019 год.
Министерство образования и науки Республики Адыгея является участником ряда проектов "Бережливая школа", "Бережливый детский сад" в рамках пилотного проекта "Бережливое правительство", реализуемого в Республике Адыгея.
III. Описание площадок организаций (в ранжированном в порядке убывания приоритетов), расположенных в Республике Адыгея, в которых планируется реализация мероприятия по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"
1. Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея "Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения", расположенное по адресу: 385000 Республика Адыгея, город Майкоп, улица 2-я Крылова, 2, официальный сайт: www.2wing2.ru.
Учредителем школы-интерната является Республика Адыгея. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Республики Адыгея (385000, Республика Адыгея, город Майкоп, улица Советская, 176, телефон, факс: 8 (8772) 52-26-63, 52-12-01, e-mail: minobr_ra@mail.ru, официальный сайт: www.adygheya.minobr.ru.).
Школа-интернат имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности (регистрационный N 62 серия 01Л01 N 0000535 от 11 ноября 2016 года, приложение N 1 серия 01П01 N 0000534), выданную Министерством образования и науки Республики Адыгея.
В июле 2013 года школа-интернат прошла государственную аккредитацию (свидетельство о государственной аккредитации регистрационный N 5 серия 01А01 0000192 от 11 ноября 2016 года и приложение N 1 серия 01А01 N 0000176, срок действия до 12 июля 2025 года).
Школа-интернат реализует адаптированные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования для детей с нарушениями слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В оперативном управлении находятся 8 объектов недвижимости, из них 2 учебных корпуса общей площадью 10 518,5 м2.
В учреждении имеются все необходимые кабинеты, мастерские, классные комнаты, размещенные в 60 специально оборудованных помещениях;
Для обучения по предмету "Технология" в школе имеются следующие помещения, позволяющие реализовывать программы по предмету "Технология" различной направленности:
1) швейная мастерская;
2) кабинет домоводства;
3) столярная мастерская;
4) слесарная мастерская;
5) деревообрабатывающая мастерская;
6) электромонтажная мастерская.
С целью реализации Концепции в здании отделения для детей с нарушениями слуха и в здании для детей с нарушениями зрения определены части, в которых будут оборудованы зоны, оформленные в современном стиле в соответствии с утвержденным приложением N 1 к настоящей Концепции брендбуком (в настоящее время в школе разработан брендбук на основе существующего логотипа школы-интерната), а именно:
1) IT-зона (компьютерный класс, серверная, 3D лаборатория);
2) зона робототехники (дополнительное образование);
3) зона релаксации (по одной в каждом здании);
4) проектная зона (офис) (по одной в каждом здании);
5) биологическая зона (учебный класс, тепличный комплекс);
6) инженерно-промышленная зона (учебный класс, производственная мастерская, инженерная лаборатория);
7) дизайнерско-производственная зона (учебный класс, швейная мастерская, дизайн-студия);
8) кулинарная зона (учебный класс, кулинария, дегустационная). Школа-интернат активно сотрудничает с профессиональными образовательными организациями.
Начиная с 2017-2018 учебного года совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Майкопский государственный технологический университет" (далее - МГТУ) в школе-интернате реализуется проект "Шаг в профессию". В рамках указанного проекта преподаватели университета реализуют программы дополнительного образования по пяти направлениям: овощеводство, цветоводство, флористика, рукоделие, веб-дизайн. Совместно с Майкопским государственным гуманитарно-техническим колледжем федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Адыгейский государственный университет" реализуется проект по направлениям "Экономика и бухгалтерский учет" и "Сетевое и системное администрирование". Результатами данных образовательных проектов стали призовые места обучающихся школы-интерната на региональном и Национальном чемпионатах профессионального мастерства для лиц с инвалидностью "Абилимпикс" в 2017 году и 2018 году, в том числе на его заключительном этапе - Национальном чемпионате:
1) региональный этап, 2017 год
Компетенция "Экономика и бухгалтерский учет" - 1, 2 и 3 места; Компетенция "Защита информации" (школьники) - 1, 2, 3 места;
2) региональный этап, 2018 год
Компетенция "Экономика и бухгалтерский учет" - 1 и 3 места; Компетенция "Флористика" - 1 и 2 места; Компетенция "Web-дизайн" - 1, 2 и 3 места;
3) национальный чемпионат, 2017 год
Компетенция "Экономика и бухгалтерский учет" - 1 место;
Компетенция "Защита информации" (школьники) - 2 место.
Школа-интернат является участником проекта "Бережливая школа" в рамках регионального пилотного проекта "Бережливое правительство". С целью подготовки выпускников с ОВЗ, способных к самообеспечению, способных конкурировать на современном рынке труда, в программу профессионального обучения по профессии "столяр" был включен модуль "Бережливое производство", создана "Фабрика процессов", обучение на которой ведется в форме деловой игры, позволяющей обучающимся с ОВЗ осваивать философию, принципы и инструменты бережливого производства.
Школа-интернат сотрудничает с государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования Республики Адыгея "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея". В рамках сотрудничества на базе школы проводятся занятия по программе дополнительного образования в направлении "Техническое творчество". После открытия на базе центра дополнительного образования детского технопарка "Кванториум" станет возможной совместная работа по реализации программ дополнительного образования с использованием обновленной базы обеих организаций. Станет возможной совместная работа "Био-квантума" и "Био-зоны", так как появится возможность реализовывать программы предметной области "Технология" в сетевой форме.
На базе школы-интерната созданы 2 структурных подразделения: "Ресурсный центр развития и коррекции детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией" и "Центр развития инклюзивного образования" (далее - ЦРИО).
Целью деятельности указанных структурных подразделений является ресурсная поддержка инклюзивного образовательного пространства Республики Адыгея, накопление, систематизация, обобщение и распространение перспективного педагогического опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Улучшение материально-технической базы школы-интерната позволит в рамках деятельности ЦРИО реализовывать в сетевой форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, образовательные программы предметной области "Технология" и программы дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ, получающих образование в организациях, расположенных на территории Республики Адыгея, позволит улучшить работу по профориентации детей-инвалидов, обучающихся на дому и в рамках инклюзивного образования.
С целью улучшения условий получения образования детьми с ОВЗ в школу-интернат было привлечено внебюджетных финансовых средств в 2017 году в размере 150 ООО рублей, а также за счет благотворительности выполнен ремонт актового зала, получено оборудование (кондиционеры, кулеры для воды) на сумму 1 000 000 (один миллион) рублей, в 2018 году - в размере 1 000 000 (одного миллиона) рублей, также привлечены нефинансовые активы в виде оборудования (кондиционеры, кулеры для воды, компьютеры и оргтехника) на сумму около 300 000 (трехсот тысяч) рублей. Большая часть средств была получена в рамках оказания благотворительной помощи филиалом публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" Адыгейских электрических сетей, обществом с ограниченной ответственностью "Эминрекордс", с которыми у школы-интерната налажены постоянные взаимоотношения в рамках работы попечительского совета школы. Привлекаемые благотворительные средства не являются достаточными для реализации мероприятий Концепции, однако за счет них возможно проведение дополнительных мероприятий, способствующих улучшению материально-технической базы школы-интерната.
Средства субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Адыгея на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - субсидия) в размере 7 000 000 (семь миллионов) рублей будут направлены на улучшение материально-технической базы школы-интерната (таблица N 6).
Таблица 6
N |
Направление расходования средств субсидии |
Стоимость оборудования, в тысячах рублей |
1. |
IT-зона (компьютеры, серверное оборудование, мультимедийное оборудование, 3D принтеры и сканеры, оргтехника, программное обеспечение) |
1500 |
2. |
Зона робототехники (роботы для младших школьников, роботы для старшеклассников, ресурсные наборы, компьютеры, мультимедийное оборудование, программное обеспечение) |
1000 |
3. |
Зоны релаксации (тактильное оборудование, светозвуковое оборудование, предметы интерьера и мебели) |
500 |
4. |
Проектные зоны (офисы) (мультимедийное оборудование, компьютеры, демонстрационное оборудование, предметы интерьера и мебели) |
500 |
5. |
Биологическая зона (лабораторное оборудование, компьютеры, оборудование для тепличного комплекса) |
1500 |
6. |
Производственная зона (станки с ЧПУ, модульные станки, мультимедийное оборудование, компьютер, демонстрационное оборудование) |
700 |
7. |
Зона моделирования (демонстрационное оборудование, мультимедийное оборудование, швейные программируемые машины и оверлоки, компьютер, оргтехника) |
500 |
8. |
Кулинарная зона (кухонное оборудование, демонстрационное оборудование, мультимедийное оборудование) |
500 |
9. |
Оборудование для кабинетов учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей-дефектологов (компьютеры, диагностическое оборудование, оргтехника, мультимедийное оборудование) |
300 |
|
Итого |
7000 |
В результате выполнения комплекса мер по улучшению материально-технической базы школы-интерната планируется:
1) повысить качество образования предметной области "Технология";
2) увеличить охват профориентационной работой обучающихся до 100%;
3) повысить квалификацию учителей предметной области "Технология" с использованием новейшего оборудования;
4) обеспечить материально-технические условия для беспрепятственного доступа обучающихся к миру современных профессий;
5) сформировать комплекс условий, необходимых для выбора профессии и получения профессионального образования инвалидами и обучающимися с ОВЗ;
6) создать единую базу данных по вопросам ведения профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ в Республике Адыгея.
2. Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея "Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", расположенное по адресу: 385440 Республика Адыгея, Шовгеновский район, аул Хакуринохабль, улица Краснооктябрьская, 104, официальный сайт: интернат.01.ru.
Учредителем школы-интерната является Республика Адыгея. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Республики Адыгея (385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Советская, 176, телефон, факс: 8 (8772) 52-26-63, 52-12-01, e-mail: minobr_ra@mail.ru, официальный сайт: www.adygheya.minobr.ru.).
Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности (регистрационный N 219 серия 01Л01 N 0000698 от 20 марта 2018 года, приложение N 1 серия 01П01 N 0000747, приложение N 2 серия 01П01 N 0000748 ), выданную Министерством образования и науки Республики Адыгея. Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья реализует адаптированные образовательные программы общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В оперативном управлении школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья находятся 5 объектов недвижимости:
1) здание школы, учебный корпус - типовое трехэтажное здание общей площадью 1541,3 м2.
2) здание спального корпуса - типовое трехэтажное здание общей площадью 1673 м2.
3) здание малого спального корпуса общей площадью 459 м2.
4) здание мастерских и складских помещений общей площадью 512,9 м2.
В учреждении имеются следующие кабинеты, мастерские, классные комнаты:
1) кабинет социально-бытовой ориентировки - 1;
2) кабинет учителя-дефектолога - 1;
3) кабинет логопеда - 1;
4) кабинет лечебной физкультуры - 1;
5) классные комнаты - 15;
6) столярные мастерские - 2;
7) релаксационные кабинеты - 2;
8) актовый зал - 1;
9) спортивный зал - 1;
10) кабинет домоводства - 1.
Современное общество характеризуется стремительными изменениями темпов жизни, технологий, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Основными предметами по привитию трудовых навыков обучающимся с ОВЗ в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья являются: швейное дело, столярное дело, сельскохозяйственный труд. Программы по технологии включают теоретические и практические занятия. Одной из составляющих является овладение практическими трудовыми навыками в мастерских. В настоящее время мастерские оснащены устаревшим оборудованием.
"Швейное дело". Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у детей с умственной отсталостью. Выполнение швейных работ формирует эстетические представления, благотворно сказывается на становлении личности, способствует социальной адаптации и обеспечивает самостоятельность обучающихся в быту.
В начале обучения швейному делу учащиеся знакомятся с устройством швейной машины и учатся работать на ней. К окончанию 9 класса учащиеся должны овладеть промышленной технологией пошива со скоростными приёмами труда на производственных швейных машинах.
Под руководством учителя швейного дела обучающиеся на протяжении нескольких лет участвуют во Всероссийском фестивале детского творчества "Варенье" для воспитанников социальных учреждений (детских домов, приютов и коррекционных школ) в городе Казани и занимают призовые места: 2015 год - 2 место, 2016 год - 1 место, 2017 год - 1 место. Планируется участие и в 2018 году.
Также активное участие обучающиеся школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья принимают в конкурсе "Модный Дебют", который проводится ежегодно в Майкопском государственном гуманитарно-техническом колледже федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Адыгейский государственный университет". В 2017 году обучающиеся заняли 2 место. В 2018 году по нескольким направлениям конкурса обучающиеся также заняли призовые места, выставив коллекции платьев "Мисс Конфетка" (3 платья) - 1 место, "К тёще в гости" (3 платья) - 2 место, "Лиловый сон" -2 место (3 платья), "Южная горожанка" (1 платье) - 2 место. Принимая участие в различных конкурсах и мероприятиях, дети получают практические навыки по пошиву разных моделей платьев. При шитье платьев используются технологии применения орнамента и вышивки, характерные для национальных традиций Республики Адыгея. Находясь в стенах школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся получают практические знания, умения и навыки не только по школьной программе, но и дополнительно.
Для полноценного осуществления усвоения требований по данному предмету, для развития индивидуальных данных детей в швейном деле требуется оснащение кабинета швейного дела следующим необходимым оборудованием:
- 2 швейные машины с микропроцессорным управлением;
- 10 электромеханических швейных машин;
- 1 гладильная доска с утюгом и отпаривателем;
- 2 платяных шкафа;
- 2 шкафа для хранения сувениров, мягких игрушек;
- стол для кройки;
- примерочная;
- манекены - 3 штуки;
- рабочее место швеи (стол со стулом) - 8 штук;
- стол для учителя - 1 штука;
- стул для учителя - 1 штука;
- 2-х местные парты - 4 штука;
- стулья ученические - 8 штук.
"Столярное дело". На уроках столярного дела обучающиеся приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, учатся работать на сверлильном, токарном станках, составлять и читать чертежи, планировать последовательность трудовых операций, овладевают художественной отделкой столярного изделия - все это способствует физическому, интеллектуальному развитию подростков с интеллектуальными нарушениями.
Работы обучающихся, выполненные с учетом национальных традиций и особенностей Республики Адыгея, выставляются на конкурсы и выставки республиканского и муниципального уровня.
Ежегодно обучающиеся школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в республиканском конкурсе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ "Шаг навстречу!", а также в республиканских и всероссийских конкурсах по прикладному искусству.
В 2018 году коллекция работ учащихся по швейному и столярному делу была выставлена в Музее Востока города Майкопа.
Для успешного обучения, развития практических навыков школе необходимо иметь хорошо оснащенную столярную мастерскую. В современной столярной мастерской обучающиеся научатся пользоваться различными столярными станками и инструментами, будут иметь представление, как должна выглядеть современная мастерская столяра.
Приобретенный опыт по производству поделок и продукции (столы, стулья, тумбочки, подставки и т.д.) позволит выпускникам получить навыки работы по профессии "столяр" и реализовать себя в дальнейшей трудовой жизни.
Для успешного обучения по данной программе школе необходимо иметь хорошо оснащенную столярную мастерскую:
- деревообрабатывающий токарный станок - 1 штука;
- станок рейсмусовый - 1 штука;
- выжигатель детский - 5 штук;
- 2 шкафа для хранения инструментов и сувениров;
- интерактивная доска в комплекте с ноутбуком;
- электрорубанок - 1 штука;
- электродрель - 1 штука;
- рубанок ручной ученический - 8 штук;
- рабочее место столяра - 8 штук;
- стол для учителя - 1 штука;
- стул для учителя - 1 штука;
- 2-х местные парты - 4 штуки;
- стулья ученические - 8 штук.
Сельскохозяйственный труд: тепличный комплекс "Зеленый дом". С момента изучения предмета "сельскохозяйственный труд" много занятий отводится изучению растениеводства, где обучающихся знакомят с основами овощеводства и полеводства. Республика Адыгея является сельскохозяйственным регионом и в связи с этим подготовка квалифицированных рабочих кадров, которые могли бы работать в современных тепличных комплексах, имеет большое значение. В связи с этим, необходимо иметь современную оборудованную теплицу для круглогодичного использования. Полученный урожай можно поставлять в школьную столовую. Для этого необходимо следующее оборудование:
- пластиковая, каркасная теплица пл. 1 Ом х 20 м;
- оборудование для капельного полива овощей;
- специальные светильники дополнительного освещения;
- электрические обогреватели;
- минитрактор с комплектом подвесного оборудования для полевых работ.
"Гончарное дело": "Мастерская "Глинка". Работа в мастерской направлена на развитие творческого потенциала личности ребенка, созданию условий для проявления инициативы и самостоятельности, что является неотъемлемой частью социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. "Гончарное дело" развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ОВЗ. Кроме того, выполнение указанных работ формирует у детей с ОВЗ эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.
В процессе занятий осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Планируется создание гончарной мастерской, где обучающиеся научатся производить различные предметы - кувшины, блюдца, кружки, сувениры, используя национальную тематику (узоры, орнаменты, символику Республики Адыгея и т.п.), в дальнейшем смогут применить полученные навыки при трудоустройстве: будут создавать продукцию, пользующуюся спросом.
Для этого необходимо следующее оборудование:
- гончарный круг - 3 штуки;
- муфельная печь для обжига керамики, 27 литров - 2 штуки;
- гончарные инструменты (набор из семи предметов) - 12 штук;
- формы для литья из глины - 30 штук;
- акриловые краски (12 цветов);
- набор кистей художественных (6 штук в наборе) - 12 штук;
- грунтовка акриловая;
- интерактивная доска в комплекте с ноутбуком;
- 2 шкафа для хранения инструментов и сувениров.
"Домоводство (кройка, шитье и кулинария)". Занятия по "Домоводству" способствуют формированию у обучающихся знаний о самостоятельной жизни, их практическому обучению жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. У каждого воспитанника формируются навыки ведения семейного хозяйства, практические умения, связанные с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи. Воспитываются личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. Прививаются навыки трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. На уроках воспитывается желание и стремление к приготовлению доброкачественной пищи. Дети знакомятся с особенностями национальной адыгейской кухни и кухни народов России, у них формируется творческое отношение к домашнему труду. Развиваются индивидуальные качества: ловкость, внимание, наблюдательность, память, находчивость, смекалка, воображение, фантазия, а также интерес к национальным традициям.
Для этого необходимо следующее оборудование:
- стиральная машина - 1 штука;
- кулер;
- электрочайник;
- холодильник - 1 штука;
- телевизор - 1 штука;
- микроволновая печь - 1 штука;
- вытяжка - 1 штука;
- электроплита - 1 штука;
- посудомоечная машина - 1 штука;
- пылесос - 1 штука;
- гладильная доска - 1 штука;
- утюг - 1 штука;
- кухонный гарнитур - 1 штука;
- обеденные столы - 3 штуки;
- стулья - 12 штук;
- электромеханические швейные машины - 5 штук;
- интерактивная доска в комплекте с ноутбуком;
- стол для кройки - 1 штука;
- примерочная;
- манекены - 3 штуки;
- рабочее место швеи (стол со стулом) - 5 штук.
Так как обучающиеся школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения общего и речевого развития, трудности в поведении, а также недоразвитость интеллектуально-познавательной сферы, то с целью оказания квалифицированной комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся существует необходимость в оснащении современным оборудованием кабинетов таких специалистов как педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель дефектолог.
Планируемыми результатами в результате улучшения материальной базы и повышения квалификации педагогов являются:
1) увеличение количества обучающихся школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, прошедших обучение и получивших трудовые навыки и навыки социализации для успешного самостоятельного проживания;
2) повышение профессиональных компетенций педагогических работников;
3) увеличение количества обучающихся (детей-сирот, детей с ОВЗ), прошедших профессионально-трудовую подготовку;
4) увеличение количества трудоустроенных выпускников. Направления расходования средств субсидии отражены в таблицах 7 - 9.
Оборудование для трудовых мастерских для реализации предметной области "Технология"
Таблица 7
Номер |
Направления расходования средств субсидии |
Стоимость оборудования, в тысячах рублей |
1. |
Швейное дело |
500 |
2. |
Столярное дело |
1000 |
3. |
Сельскохозяйственный труд |
500 |
4. |
Сельскохозяйственный труд, тепличный комплекс "Зеленый дом" |
2000 |
|
Итого |
4000 |
Оборудование для дополнительного образования детей с ОВЗ
Таблица 8
Номер |
Направления расходования средств субсидии |
Стоимость оборудования, в тысячах рублей |
1. |
Домоводство (кройка, шитье и кулинария) |
800 |
2. |
Гончарное дело |
700 |
|
Итого |
1500 |
Оборудование для кабинетов службы поддержки
Таблица 9
Номер |
Направления расходования средств субсидии |
Стоимость оборудования, в тысячах рублей |
1. |
Учитель-дефектолог Необходимое оборудование: - EKUD 0811 STEM-образование. Стартовый комплект - стеллаж - 2 штуки - стол дидактический (4-х местный) - стул ученический - 6 штук - доска - 1 штука - интерактивная доска в комплекте с ноутбуком - 1 штука - цветной принтер - 1 штука |
500 |
2. |
Педагог-психолог Необходимое оборудование: - стеллаж - 2 штуки - стол дидактический (4-х местный) - стул ученический - 6 штук - доска - 1 штука - интерактивная доска в комплекте с ноутбуком - 1 штука - цветной принтер - 1 штука |
300 |
3. |
Учитель-логопед Необходимое оборудование: - логопедический программный комплекс - 1 штука - зеркало говорящее для логопедических занятий - 1 штука - комплект постановочных зондов - 10 штук - комплект массажных зондов - 10 штук - комплект для тренировки кончика языка - 10 штук - кварцевый стерилизатор - 1 штука - стол логопедический - 1 штука - стеллаж - 2 штуки - стол дидактический (4-х местный) - стул ученический - 6 штук - доска - 1 штука - интерактивная доска в комплекте с ноутбуком - 1 штука - цветной принтер - 1 штука |
500 |
4. |
Социальный педагог Необходимое оборудование: - компьютер |
200 |
|
- принтер - стол для педагога - 1 штука - стул для педагога - 1 штука - стеллаж - 3 штуки - стол ученический - 3 штуки - стул ученический - 6 штук |
|
|
Итого |
1500 |
Всего расходов по направлениям 7 000 000 (семь миллионов) рублей.
3. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья", расположенное по адресу: город Майкоп, улица 12 Марта, д. 65, официальный сайт: skosh8.ru.
Учредителем школы является администрация муниципального образования "Город Майкоп". Место нахождения: город Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21. Официальный сайт: www.maykop.ru Электронная почта: priemn@admins.maykop.ru.
Школа для детей с ОВЗ имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности (регистрационный N 69 серия N 01Л01 от 25 ноября 2016 года, приложение N 1 серия 01ПО1 N 0000538 от 25 ноября 2016 года), выданную Министерством образования и науки Республики Адыгея.
Школа для детей с ОВЗ реализует адаптированные образовательные программы общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), расстройствами аутистического спектра.
Здание школы построено по типовому проекту школы. Общая площадь здания - 3383,1 кв. м. Число этажей - 2.
В школе имеются кабинеты, мастерские, классные комнаты необходимые для реализации образовательных программ, размещенные в 35 помещениях.
Школа для детей с ОВЗ осуществляет свою деятельность с 1959 года. Обучение ведется только по адаптированным общеобразовательным программам. 1 - 3 классы обучаются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2), также в школе реализуются адаптированные образовательные программы начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (варианты 8.3, 8.4), 4 - 9 классы обучаются в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".
В ходе реализации адаптированных образовательных программ общая задача школы для детей с ОВЗ состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду, то есть социальной адаптации. На развитие трудовых возможностей учащихся школы для детей с ОВЗ влияет вся система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на уроках труда в учебных мастерских. Трудовое обучение в школе решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приёмов работы, развития профессиональных навыков и профориентации учащихся. Число учебных часов, отведённых на трудовую подготовку в рамках пятидневной недели: 4 класс - 4 часа, 5 класс - 6 часов, 6 класс - 7 часов, 7 класс - 8 часов, 8 класс - 9 часов, 9 класс - 11 часов, 10 класс - 18 часов.
В школе сложилась система образовательной деятельности по развитию технологической грамотности и культуры школьников, которая включает:
1) реализацию программ профессионального обучения (специальности "Столярное дело", "Швейное дело"),
2) преподавание учебных предметов: "Трудовое обучение" в 3-4 классах, "Профессиональное трудовое обучение" в 5-10 классах, "Ручной труд" в 1-3 классах, "Профильный труд" в 5-9 классах;
3) оценку уровня владения трудовыми навыками. Доля обучающихся, успешно овладевших трудовыми навыками, по результатам экзаменов в школе: в 2016-2017 учебном году - 30%; в 2017-2018 учебном году - 60%; в 2018-2019 учебном году значение показателя планируется не менее 80%;
4) систему профориентационной работы на всех ступенях обучения;
5) реализацию программ психолого-педагогического сопровождения. Реализация совместного с МГТУ проекта "Открывая мир" позволила создать программу, цель которой создание системы действенной профессиональной ориентации учащихся, способствующей формированию профессионального самоопределения школьников в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурных и экономических условий в городе Майкопе. В результате этой программы доля выпускников, продолживших обучение в профессиональных учебных заведениях составила: в 2016 - 2017 учебном году - 30%, 2017 - 2018 учебном году - 50%, 2018 - 2019 учебном году запланировано не менее 80%.
В 2018 году обучающаяся 8 класса Комарова Алена приняла участие в региональном этапе национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" и заняла 3 место в компетенции "Флористика".
Мониторинг трудоустройства выпускников школы для детей с ОВЗ, диагностика трудностей обучения на этапе старшей школы в условиях сложившейся модели профильного обучения свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования образовательного процесса в направлении технологизации. В настоящее время для реализации задач технологического образования и для реализации Концепции предметной области "Технология" требуется улучшение материально-технической базы, кадрового обеспечения, расширение информационно-образовательного пространства школы, деятельностно-образовательной среды, пересмотра модели профильного обучения.
Возникла необходимость в переоборудовании кабинетов по предметной области "Технология" для обучения девочек, которые необходимо разделить на несколько зон, каждая из которых имеет свое оснащение, рассчитанное на двенадцать обучающихся.
1. Зона для теоретической подготовки девочек представляет собой обычный учебный класс с партами, доской и столом учителя, а также необходимыми стеллажами для хранения наглядных пособий.
2. В кухне-лаборатории организуются места для первичной обработки продуктов со столами и раковинами, зоны для тепловой обработки и рабочие места для учениц. Кухонный блок оснащают лабораторно-технологическим оборудованием: варочной поверхностью, духовкой, холодильником, микроволновкой, вытяжкой, мелкой бытовой техникой. Наличие кухонной утвари в кабинете обязательно.
3. Мастерская обработки ткани. В зоне кройки и шитья должны быть установлены швейные машины и универсальные рабочие столы по количеству учениц, выделяется зона для примерочной с зеркалом и манекеном. Для сбора обрезков устанавливают специальные емкости. Также необходимы специализированная мебель и системы хранения для выкроек и швейного оборудования, места для влажно-тепловой обработки текстильных изделий. Также требуется переоборудование кабинетов технологии труда для мальчиков. Кабинеты технологии труда для мальчиков должны иметь несколько специализированных зон с индивидуальным оснащением на двенадцать учеников.
4. Зона для теоретической подготовки мальчиков предусматривает такие же требования, как зона для теоретической подготовки для девочек. При наличии электронных средств обучения используют мультимедийные пособия и слайд-альбомы.
5. Столярное дело. В классе устанавливаются столярные верстаки. Кабинет оснащают полным комплектом столярного оборудования и инструментов: сверлами, ножовками, выжигателями, измерительными приборами.
6. Слесарное дело. Главная часть каждого учебного места - слесарный верстак. Дополнительно в классе можно установить фрезерные, токарные станки, муфельную печь, пресс для штамповки, приспособления для прокатки и гибки металла и проволоки.
7. Ведение дома. Для изучения технологии ведения дома нет необходимости в создании отдельной учебной зоны, но нужны инструменты для сантехнических, отделочных и ремонтных работ, бытовые приборы для ухода за домом, обувью и техникой.
Технологическая деятельность подразделяется на производственную и экономическую, что обеспечивает овладение практико-ориентированными умениями в сфере материального производства и формирует умения и качества личности, необходимые для ее социализации в условиях рыночных отношений. Ученикам представится возможность научиться пользоваться компьютерными программами, тестировать свои знания на компьютере, овладеть навыками проектной деятельности. Все это поможет учащимся постепенно включиться в посильный труд на благо общества.
Задачи и мероприятия по программам профессионально-трудового обучения в школе для детей с ОВЗ
Таблица 10
Задачи |
Мероприятия |
|||
1 - 4 классы |
5 - 7 классы |
8 - 9 классы |
10 класс |
|
1. Системная интеграция через отражение в содержании всех общеобразовательных предметов прикладных аспектов изучения законов, правил, условий, форм, средств, результатов современного технологического преобразования объектов природной, искусственной и социальной среды, методов и средств обработки информации |
"Естествознание в начальной школе", "Проектная деятельность" |
"Основы графических знаний", "Проектная деятельность" |
"Основы графических знаний", "3 D моделирование и дизайн" |
"3 D моделирование и дизайн", "Технический дизайн", "Основы электрохимии", "Технология и региональный рынок" |
Реализация дополнительных общеразвивающих программ и программ профессионального обучения: | ||||
Занимательные игры, "Введение в мир профессий" |
Часы общения, "Введение в профессию" |
Дополнительные общеразвивающие программы: - столяр, - токарь, - повар, - овощевод, - художник-оформитель |
Комплектование профильного класса или профильной группы технологической направленности с реализацией программ профессионального обучения "Технология деревообработки", "Технология металлообработки" |
|
Создание объединений, кружков технологической направленности: | ||||
юный конструктор |
конструирование и моделирование |
моделирование и конструирование |
лаборатория конструктора |
|
2. Системная интеграция через отражение в содержании всех общеобразовательных предметов вопросов профориентации и профессиональной адаптации |
Реализация программы профессиональной ориентации учащихся "Дорога в будущее" |
|||
3. Формирование технологической культуры через освоение фундаментальных и теоретических основ технологий при сохранении направленности на развитие творческих способностей учащихся на основе применения адаптированных методов обучения и проектной деятельности |
1. Введение в учебный план курса "Технология исследований и проектной деятельности. 2. Введение в содержание рабочих программ учебных предметов и курсов раздела "Проект". 3. Проведение проектной недели. 4. Внедрение в образовательный процесс проблемно-диалогической технологии обучения. 5. Организация учебно-производственных практик |
|||
4. Развитие коммуникативных компетенций, через создание условий для работы в команде |
1. Организация и проведение тренинговых занятий. 2. Создание школьного центра инициативы и творчества на базе детского общественного объединения. 3. Участие в национальных чемпионатах "Абилимпикс" |
|||
5. Реализация технологии социального партнерства на основе взаимовыгодного сотрудничества |
1. Заключение договоров и соглашений с учреждениями профессионального образования о постшкольном сопровождении обучающихся с нарушениями интеллекта. 2. Совместная разработка исследовательских, проектных работ. 3. Участие в профессиональных городских, республиканских конкурсах |
Для выполнения мероприятий по реализации дополнительных общеразвивающих программ и программ профессионального обучения необходимо оснащение материально-технической базы школы для детей с ОВЗ по таким направлениям как "Овощеводство" и "Художник-оформитель".
Для решения поставленных задач и реализации намеченных мероприятий необходимо психолого-педагогическое и дефектологическое сопровождение, которое также требует улучшения материальной базы. Оно направлено на расширение возможностей обучающихся: по развитию сенсорных и психических процессов, формированию навыков партнерского общения, коррекции социального поведения и развития эмоционально-волевой сферы ребенка. Необходимо создание сенсорных комнат (одна комната для обучающихся младших классов, другая - для обучающихся старших классов), что позволит регулярно проводить занятия узкими специалистами. Также существует потребность в расширении базы диагностических комплексов, коррекционно-развивающих и дидактических средств. Психолого-педагогическое сопровождение играет важную роль в профориентации обучающихся с первых классов и реализации профориентационной программы "Дорога в будущее".
Кабинеты школы для детей с ОВЗ нуждаются не только в улучшении материально-технической базы, но и в ремонте.
Для успешной работы педагогических кадров необходимы финансовые затраты на повышение квалификации педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ, в том числе по предмету "Технология".
Таким образом, предоставленная в сумме 7000000 рублей субсидия позволит исключить проблемные зоны в деятельности школы и достигнуть следующих результатов:
1) укрепить материально-техническую базу школы для детей с ОВЗ;
2) оснастить учебные кабинеты предметной области "Технология";
3) увеличить количество обучающихся, охваченных технологическим образованием;
4) повысить уровень технологической грамотности и культуры обучающихся;
5) увеличить количество мероприятий по формированию технологической грамотности и культуры школьников;
6) увеличить количество обучающихся, освоивших дополнительные общеразвивающие программы (8-9 классы);
7) улучшить работу по преемственности между школой и профессиональной образовательной организацией, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования (далее - СПО), в рамках проведения адресной профессиональной подготовки обучающихся для поступления в СПО;
8) увеличения количества договоров и соглашений по реализации сетевого взаимодействия;
9) повышения уровня профессиональных компетентностей учителей технологии, логопедов, психологов в соответствии с национальной системой учительского роста педагогических работников;
10) увеличения процента педагогических работников, соответствующих профессиональному стандарту.
Направления расходования средств субсидии представлены в таблицах 11 - 13.
Оборудование для трудовых мастерских для реализации предметной области "Технология"
Таблица 11
Номер |
Кабинет технологии по направлениям подготовки |
Стоимость оборудования, в тысячах рублей |
1. |
Домоводство (кройка и шитье) |
600 |
2. |
Домоводство (кулинария) |
700 |
3. |
Слесарное дело |
500 |
4. |
Столярное дело |
500 |
5. |
Универсальная мастерская технологии работы с деревом, металлом и выполнения проектных работ школьников |
700 |
6. |
Ремонт помещений |
380 |
|
Итого |
3380 |
Оборудование для дополнительного образования детей с ОВЗ
Таблица 12
Номер |
Направление |
Стоимость оборудования, в тысячах рублей |
1. |
Овощеводство |
720 |
2. |
Художник-оформитель |
450 |
3. |
Ремонт помещений |
200 |
|
Итого |
1370 |
Оборудование для кабинетов службы поддержки
Таблица 13
Номер |
Кабинет специалиста |
Стоимость оборудования, в тысячах рублей |
1. |
Учитель-логопед |
400 |
2. |
Учитель-логопед |
400 |
3. |
Педагог-психолог |
350 |
4. |
Комната сенсорной разгрузки |
400 |
5. |
Комната сенсорной разгрузки |
500 |
6. |
Ремонт помещений |
200 |
|
Итого |
2250 |
"Дорожная карта" по обновлению материально-технической базы на 2019 год указана в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Перечень целевых индикаторов и ожидаемых результатов мероприятий по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" приведен в приложении N 3 к настоящей Концепции.
IV. Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование школ
1. Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея "Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения"
Таблица 14
Статья |
2019 год (в тысячах рублей) |
2020 год (в тысячах рублей) |
2021 год (в тысячах рублей) |
211 - заработная плата |
27955,00 |
27955,00 |
27955,00 |
212 - суточные |
37,4 |
37,4 |
37,4 |
213 - налоги |
8442,6 |
8442,6 |
8442,6 |
222 - проезд (педагоги на обучение) |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
216 - проживание (педагоги на обучение) |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
221 - услуги связи |
123,2 |
123,2 |
123,2 |
223 - коммунальные платежи |
4821,5 |
4821,5 |
4821,5 |
225 - работы, услуги по содержанию имущества |
721,6 |
721,6 |
721,6 |
226 - прочие работы, услуги, обучение |
5527,9 |
5527,9 |
5527,9 |
290 - налоги |
3252,6 |
3252,6 |
3252,6 |
310 - основные (расходники) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
340 - иные расходы |
491,6 |
491,6 |
491,6 |
Итого |
51563,4 |
51563,4 |
51563,4 |
Всего |
154690,2 |
2. Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея "Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Таблица 15
Статья |
2019 год (в тысячах рублей) |
2020 год (в тысячах рублей) |
2021 год (в тысячах рублей) |
211 - заработная плата |
25682,6 |
25682,6 |
25682,6 |
212 - прочие выплаты |
189,5 |
189,5 |
189,5 |
213 - начисления на заработную плату |
7768,2 |
7768,2 |
7768,2 |
222 - проезд |
17,2 |
17,2 |
17,2 |
216 - проживание (педагоги на обучение) |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
221 - услуги связи |
125,6 |
125,6 |
125,6 |
223 - коммунальные платежи |
4521,6 |
4521,6 |
4521,6 |
225 - работы, услуги по содержанию имущества |
514,8 |
514,8 |
514,8 |
226 - прочие работы, услуги, обучение |
6701,2 |
6701,2 |
6701,2 |
262 - пособия по социальной помощи населению |
1038,3 |
1038,3 |
1038,3 |
266 - социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
291 - налоги |
197,8 |
197,8 |
197,8 |
296 - иные расходы |
109,6 |
109,6 |
109,6 |
340 - увеличение стоимости материальных запасов |
2601,2 |
2601,2 |
2601,2 |
Итого |
49547,6 |
49547,6 |
49547,6 |
Всего |
148642,80 |
3. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Таблица 16
Статья |
2019 год (в тысячах рублей) |
2020 год (в тысячах рублей) |
2021 год (в тысячах рублей) |
211 - заработная плата |
27955,00 |
27955,00 |
27955,00 |
212 - суточные |
37,4 |
37,4 |
37,4 |
213 - налоги |
8442,6 |
8442,6 |
8442,6 |
222 - проезд (педагоги на обучение) |
20 |
20 |
20 |
216 - проживание (педагоги на обучение) |
20 |
20 |
20 |
221 - услуги связи |
123,2 |
123,2 |
123,2 |
223 - коммунальные платежи |
4821,5 |
4821,5 |
4821,5 |
225 - работы, услуги по содержанию имущества |
721,6 |
721,6 |
721,6 |
226 - прочие работы, услуги |
5527,9 |
5527,9 |
5527,9 |
290 - налоги |
3252,6 |
3252,6 |
3252,6 |
310 - основные (расходники) |
100 |
100 |
100 |
340 - иные расходы |
491,6 |
491,6 |
491,6 |
Итого |
51513,4 |
51513,4 |
51513,4 |
Всего |
154540,20 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.