Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства финансов
Республики Адыгея
от 15.04.2019 N 50-А
Положение
об осуществлении внутреннего финансового контроля в Министерстве финансов Республики Адыгея
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях организации и осуществления в Министерстве финансов Республики Адыгея (далее - Министерство) внутреннего финансового контроля и определяет организацию, планирование и проведение внутреннего финансового контроля, оформление и рассмотрение его результатов, составления и представления отчетности о результатах.
1.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Министерства, исполняющих бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств республиканского бюджета Республики Адыгея, главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Республики Адыгея, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Адыгея.
1.3. Внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым Министром финансов Республики Адыгея, заместителями Министра финансов Республики Адыгея в соответствии с распределением компетенции, иными должностными лицами Министерства, организующими и выполняющими, а также обеспечивающими соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), направленным:
а) на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения республиканского бюджета Республики Адыгея по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;
б) на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения республиканского бюджета Республики Адыгея по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;
в) на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения республиканского бюджета Республики Адыгея по источникам финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Адыгея, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;
г) на подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.4. Внутренний финансовый контроль основывается на принципах законности, объективности и профессиональной компетентности, системности, надежности (эффективности), ответственности.
1.5. Внутренний финансовый контроль осуществляется ответственными должностными лицами структурных подразделений Министерства, в соответствии с их должностными регламентами, в отношении внутренних бюджетных процедур, установленных пунктом 3 раздела II Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств республиканского бюджета Республики Адыгея, главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Республики Адыгея, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Адыгея внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 4 декабря 2018 года N 262 (далее - Порядок).
1.6. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем проведения контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
1.7. К контрольным действиям относятся:
а) проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Адыгея, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Республики Адыгея, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;
б) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
в) сверка данных;
г) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур.
1.8. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (например, автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическая сверка данных). Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
1.9. К способам осуществления контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции;
б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.
1.10. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля:
а) самоконтроль осуществляется должностным лицом каждого структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств путем проведения проверки выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства, требованиям внутренних стандартов и процедур, должностным регламентам, и (или) сверки данных, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции;
б) контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами;
в) смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций, осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, и (или) путем сверки данных, а также проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;
г) контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств сплошным и (или) выборочным способом этим главным администратором (администратором) бюджетных средств в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства, внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки главным администратором (администратором) бюджетных средств информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств (далее - мониторинг).
1.11. Ответственные должностные лица структурных подразделений Министерства в рамках проведения внутреннего финансового контроля несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения бюджетных процедур и действия по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры.
II. Формирование, утверждение и актуализация карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
2.2. Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждой отражаемой в нем операции данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, способах проведения контрольных действий, а также иные необходимые данные.
Карта внутреннего финансового контроля должна охватывать все внутренние бюджетные процедуры и операции, за результаты которых отвечает соответствующее подразделение.
2.3. Формирование карты внутреннего финансового контроля осуществляется в структурных подразделениях Министерства, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры.
2.4. Процесс формирования (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления;
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) (далее - перечень операций) в части своей компетенции, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 1 к настоящему Положению, с указанием отсутствия необходимости или необходимости проведения контрольных действий и способов их осуществления, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков.
2.5. Оценка бюджетного риска осуществляется по следующим критериям:
а) вероятность - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
б) степень влияния - уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (далее - качество финансового менеджмента), осуществляемых главным администратором бюджетных средств, величине ущерба, причиненного Республике Адыгея, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей государственной программы Республики Адыгея.
Значение каждого из критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Оценка значения критерия "вероятность" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска.
2.6. Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:
а) информации соответствующих структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств о результатах внутреннего финансового контроля и отчетов о результатах аудиторских проверок;
б) информации о выявленных органами государственного финансового контроля нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Адыгея, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Республики Адыгея, а также требований внутренних стандартов и процедур (далее - нарушения), представляемой в установленном ими порядке;
в) информации о возникновении коррупционно опасных операций.
2.7. К коррупционно опасным операциям относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):
а) при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
б) необходимые для выполнения внутренней бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции государственного органа, определенной в качестве коррупционно опасной;
в) в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционном поведении должностных лиц при их выполнении.
2.8. Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как высокое либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как среднее.
2.9. Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется Министром финансов Республики Адыгея либо лицом, его замещающим.
2.10. В карте внутреннего финансового контроля по каждой отражаемой в ней операции внутреннего финансового контроля указываются:
а) данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
б) данные о периодичности выполнения операции;
в) данные о должностных лицах, осуществляющих контрольные действия;
г) данные о методах контроля;
д) данные о периодичности контрольных действий;
е) данные о способах проведения контрольных действий.
2.11. Ознакомление сотрудников соответствующего структурного подразделения Министерства с обязанностью осуществления внутреннего финансового контроля подтверждается их подписью в карте внутреннего финансового контроля.
2.12. При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля составляется (уточняется) перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур (далее - перечень мер), к которым в том числе относятся:
а) меры, направленные на совершенствование способов и уточнение сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
б) меры, направленные на устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
в) меры, направленные на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры;
г) проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов и иных нормативных правовых актов, обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Республики Адыгея.
2.13. Рекомендуемый образец перечня мер приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.
2.14. Актуализация карт внутреннего финансового контроля, перечня операций, перечня мер проводится не реже одного раза в год:
а) до начала очередного финансового года;
б) при принятии решения Министром (иным уполномоченным лицом) о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
в) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющие необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
2.15. Изменения при смене должностных лиц, ответственных за выполнение контрольных действий, а также связанные с увольнением (приемом на работу) лиц, участвующих в осуществлении внутреннего финансового контроля, вносятся в перечень операций и карту внутреннего финансового контроля по мере необходимости, но не позднее десяти рабочих дней после принятия соответствующего решения.
2.16. Перечень операций, перечень мер, карта внутреннего финансового контроля составляются на бумажных носителях или, при наличии технических возможностей, на машинных носителях в форме электронного документа с использованием электронной подписи и с обязательным изготовлением копий электронных документов на бумажных носителях.
2.17. Рекомендуемый образец карты внутреннего финансового контроля приведен в приложении N 3 к настоящему Положению.
III. Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля
3.1. Выявленные в ходе внутреннего финансового контроля недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля (далее - регистры (журналы).
Рекомендуемый образец регистра (журнала) приведен в приложении N 4 к настоящему Положению.
3.2. Ведение, учет и хранение регистров (журналов) осуществляется в каждом структурном подразделении Министерства, осуществляющем внутренние бюджетные процедуры.
Регистры (журналы) формируются и брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество прошнурованных и пронумерованных листов в регистре (журнале) заверяется подписью руководителя структурного подразделения Министерства, осуществляющего внутренние бюджетные процедуры.
3.3. В случае выявления недостатков и (или) нарушений в ходе самоконтроля должностное лицо вносит запись в регистр (журнал) о выявленных недостатках и (или) нарушениях, принимает меры по их устранению, после чего вносит запись об устранении выявленных недостатков и (или) нарушений.
3.4. В случае выявления недостатков и (или) нарушений в ходе контроля по уровню подчиненности должностное лицо, выполнявшее операцию, вносит запись в регистр (журнал) о выявленных недостатках и (или) нарушениях, принимает меры по их устранению, после чего вносит запись об устранении выявленных недостатков и (или) нарушений.
3.5. Результаты проверок по уровню подведомственности оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью руководителей управлений и отделов, организующих и выполняющих внутренние бюджетные процедуры, на представленном документе.
3.6. В случае выявления недостатков и (или) нарушений в ходе смежного контроля должностные лица структурных подразделений, допустивших недостатки и (или) нарушения, вносят запись в регистр (журнал) о выявленных недостатках и (или) нарушениях и принимают меры по их устранению, после чего вносят запись об устранении выявленных недостатков и (или) нарушений.
3.7. Записи в регистры (журналы) внутреннего финансового контроля производятся по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.
Каждая запись, внесенная в регистр (журнал) внутреннего финансового контроля, рассматривается руководителем структурного подразделения, что подтверждается подписями в журнале.
3.8. Регистры (журналы) составляются на бумажных или машинных носителях в форме электронного документа (при наличии технических возможностей) с обязательным изготовлением копий электронных документов на бумажных носителях.
3.9. Хранение регистров (журналов) осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов. Соблюдение требований к хранению регистров (журналов) осуществляется лицом, ответственным за их ведение и учет, до момента их сдачи в архив.
Срок хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля устанавливается в соответствии с номенклатурой дел Министерства финансов Республики Адыгея.
3.10. Перечни должностных лиц, ответственных за ведение, учет и хранение регистров (журналов), утверждаются приказом Министерства.
IV. Формирование и направление информации о результатах внутреннего финансового контроля
4.1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения Министерства, осуществляющие внутренние бюджетные процедуры, формируют информацию о результатах внутреннего финансового контроля (далее - информация).
4.2. Информация формируется на основе данных регистров (журналов), подписывается начальником структурного подразделения Министерства, осуществляющего внутренние бюджетные процедуры, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
4.3. Информация представляется начальнику управления бюджетного учета и отчетности исполнения бюджетов Министерства, осуществляющему полномочия по организации предоставления сводного отчета о результатах внутреннего финансового контроля, до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
4.4. Информация о результатах внутреннего финансового контроля должна содержать следующую информацию:
а) сведения об актуализации карт внутреннего финансового контроля;
б) сведения о наличии значимых бюджетных рисков;
в) сведения о количестве лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль;
г) описание предлагаемых и принятых мер по устранению недостатков и (или) нарушений, причин их возникновения в отчетном периоде;
д) сведения о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в выявленных недостатках и (или) нарушениях;
е) иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую организацию и осуществление внутреннего финансового контроля.
4.5. На основании представленной информации о результатах внутреннего финансового контроля начальник управления бюджетного учета и отчетности исполнения бюджетов Министерства, формирует и представляет информацию о результатах внутреннего финансового контроля Министру финансов Республики Адыгея ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Рекомендуемый образец информации о результатах внутреннего финансового контроля приведен в приложении N 5 к настоящему Положению.
4.6. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля Министром финансов Республики Адыгея принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
а) обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
в) актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Министерства;
г) уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) изменение внутренних стандартов и процедур;
е) уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
ж) устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
з) проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
и) ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства.
4.7. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются поступившая в Министерство информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.