Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 5 июля 2019 года N 177-р
Описание
создаваемого мобильного технопарка "Кванториум"
1. Обоснование потребности в реализации Мероприятия, в том числе проблематика и планируемые результаты
Система дополнительного образования детей в Республике Адыгея в настоящее время, претерпевает значительные изменения. Импульсом к множественным изменениям системы стала реализация приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" и национального проекта "Образование", а также активное участие региона в конкурсных отборах субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". С другой стороны, региональные власти и специалисты отрасли образования на местах выражают готовность воспринимать эти изменения. Под изменениями системы подразумевается новая расстановка приоритетов в дополнительном образовании на техническую и естественнонаучную направленность, ориентация на прикладной характер системы дополнительного образования, интеграцию всех отраслей образования (дошкольного, общего, дополнительного, среднего, высшего) через потенциал дополнительного образования как системы профессиональных проб, введение механизмов рыночной конкуренции программ дополнительного образования и другие.
Республикой Адыгея последовательно реализуются все федеральные инициативы по модернизации системы дополнительного образования детей:
- посредством успешного участия в конкурсных мероприятиях в регионе в 2019 году будут созданы детский технопарк "Кванториум", региональный центр выявления и поддержки одаренных детей "Полярис-Адыгея";
- внедряются современные управленческие и организационно-экономические механизмы в системе дополнительного образования: создан региональный модельный центр, муниципальные опорные центры, внедряется система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, идет наполнение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам.
Адыгея - единственный регион России, расположенный внутри другого региона - в данном случае территория республики со всех сторон окружена территорией Краснодарского края. Площадь Адыгеи 7790 кв. км., протяженность территории республики с севера на юг - 208 м, с запада на восток - 165 км. Столица - г. Майкоп. Республика включает административно-территориальные единицы: 7 районов и 2 города, в составе которых 3 городских поселения и 48 сельских поселений. Численность постоянного населения по муниципальным образованиям и населенным пунктам Республики Адыгея по состоянию на 1 января 2019 года составляет 454,7 тыс. чел. Средняя плотность населения 58,36 чел./км (2019), наиболее плотно заселена северная равнинная часть республики, высокая концентрация сельского населения в крупных поселениях (Яблоновский, Энем, Гиагинская, Ханская, Тульский, Красногвардейское). Доля городского населения 47,2%. В городах Майкоп и Адыгейск население составляет 163,7 и 15,2 тыс. чел. соответственно.
Благодаря реализации проекта стационарного детского технопарка "Кванториум" в городе Майкопе, 34% детей региона в возрасте от 5 до 18 лет получат возможность обучаться и участвовать в деятельности стационарного детского технопарка "Кванториум" и других проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей. При этом других городов с населением свыше 60 тыс. чел. на территории республики нет. В этой связи наиболее эффективным для дальнейшего развития детского технического творчества в регионе видится создание мобильного технопарка "Кванториум". Таким образом, для детей из сельской местности (66% детей региона в возрасте от 5 до 18 лет) в период с 2020 по 2022 год планируется создать один мобильный технопарк "Кванториум".
Главной целью реализации мероприятия по созданию мобильного технопарка "Кванториум" является обеспечение равного доступа обучения по современным дополнительным общеобразовательным программам с использованием высокотехнологичного оборудования для детей из сельской местности.
Вместе с тем запущенные процессы модернизации системы сталкиваются с рядом проблем, требующих решения:
- низкий уровень материально-технической базы организаций дополнительного образования технического и естественнонаучного профиля;
- число молодых квалифицированных педагогических работников, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, является недостаточным для удовлетворения потребностей региона;
система учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий инновационного характера, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской деятельности, носит эпизодический характер;
- учебно-методические комплексы к программам по техническому творчеству разработаны без учета современных требований;
- низкий уровень связей между различными уровнями образования;
- отсутствие современных компетенций работы с детьми у педагогов сельской местности;
- недостаточная развитость механизмов сетевого взаимодействия;
- отсутствие вовлеченности бизнес-сообщества к вопросам сферы образования;
- низкая вовлеченность детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в инженерное творчество на селе.
Таким образом, с учетом решения комплекса указанных проблем разработана настоящая концепция создания и функционирования мобильного детского технопарка "Кванториум" в Республике Адыгея, реализация которой принесет следующие планируемые результаты:
- обеспечение доступа к современным программам инженерной направленности всех категорий детей из сельской местности;
- проведение ранней профориентационной работы, осознанного профессионального выбора;
- поддержка талантливых и одаренных детей и молодежи по направлениям деятельности детского технопарка.
- вовлечение в реализацию дополнительных общеразвивающих программ образовательных организаций разных типов, в том числе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также организаций спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики, в том числе с использованием механизмов сетевого взаимодействия;
- формирование эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей;
- обеспечение развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей;
- участие организаций реального сектора экономики и привлечение в систему дополнительного образования детей частных инвестиций позволит регулярно обновлять дополнительные общеразвивающие программы, обеспечивая их необходимым содержанием, инфраструктурой, оборудованием и экспертным сопровождением со стороны специалистов-практиков;
- обеспечение к 2024 году 80% охвата детей дополнительным образованием.
Техническое творчество на новом этапе развития должно стать катализатором подготовки специалистов, способных в рамках современной техносферы самостоятельно планировать и осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность.
2. Опыт Республики Адыгея в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года
Республика Адыгея участвует в масштабных программах и проектах в области образования, реализующихся с привлечением средств федерального бюджета:
- в 2018 - 2019 году в мероприятиях по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- в 2016 - 2019 годы в мероприятиях по содействию создания в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- в 2017 году по мероприятию "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы;
- в 2018 году по мероприятию "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" Федеральной целевой программы развитие образования на 2016 - 2020 годы.
В 2018 году Республика Адыгея приняла участие в конкурсных отборах субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". Таким образом в 2019 году регион приступил к реализации следующих мероприятий: "Создание детских технопарков "Кванториум", "Создание региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех", "Внедрение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей", "Обновление материально-технической базы для занятий спортом для детей из сельской местности".
3. Организационно-правовая форма организации, реализующей Мероприятие
Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по созданию стационарного детского технопарка "Кванториум", мобильного технопарка "Кванториум" - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Адыгея.
Мобильный технопарк "Кванториум" планируется создать в качестве структурного подразделения стационарного детского технопарка "Кванториум", функционирующего как структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Адыгея "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея".
4. Описание мобильного технопарка "Кванториум" (тип/модель транспортного средства, вместимость и другие характеристики)
В рамках реализации проекта планируется создание одного мобильного технопарка "Кванториум" (далее - мобильный кванториум) в Республике Адыгея в период с 2020 по 2022 год. Мобильный технопарк "Кванториум" является структурным подразделением стационарного детского технопарка "Кванториум" и создается на базе перевозной автомобильной станции, с помощью которой реализуется обучение детей по программам инженерной направленности, а также осуществляет дополнительную подготовку и практико-ориентированное обучение педагогов школ и организаций дополнительного образования технической направленности.
Мобильный кванториум будет располагаться на базе современного автомобиля отечественного производства Газель NEXT (автобус малого класса до 14 мест). Мощность двигателя автомобиля будет подобрана с учетом возможности транспортировки данного оборудованного прицепа. Автомобиль также будет использоваться для перевозки педагогических работников к агломерации, а также для осуществления подвоза детей на занятия внутри агломерации. Прицеп-фургон для мобильного кванториума предполагается оборудовать на базе прицепа BUSINESS VAN (производство Россия). Длина прицепа 5,8 метра, ширина 2,4 метра, высота по центру - 2,1 метра.
В фургоне мобильного технопарка "Кванториум" будут размещаться:
- функциональные зоны:
1) VR/Промдизайн
2) Гео/Аэро
3) РобоIТ
4) Хайтек
- специализированный отсек высокотехнологичного оборудования.
- переносное компьютерное оборудование;
- складная мебель для обустройства рабочих мест;
- отсек для размещения образовательных комплектов (по 14 шт.) для проведения занятий по выбранным направлениям;
- учебные места для работы на высокотехнологичном оборудовании;
- отсек для хранения расходных материалов;
- отсек для хранения приборов и инструментов.
Мобильный технопарк:
- осуществляет обучение по предметной области "Технология";
- осуществляет обучение по дополнительным общеразвивающим программам естественнонаучной и технической направленностей;
- имеет подготовленный состав педагогических, инженерных и иных работников;
- осуществляет дистанционное сопровождение реализации детских проектов.
Региональный оператор мобильного технопарка "Кванториум" - региональный ведомственный проектный офис, осуществляющий сопровождение функционирования мобильного технопарка (сети детских технопарков) "Кванториум" на территории Республики Адыгея.
Имущественный комплекс мобильного технопарка "Кванториум" - средства обучения, в том числе высокотехнологичное оборудование, учебно-производственное оборудование, лабораторное оборудование, транспортное средство, программное обеспечение, мебель, учебная литература и другое оборудование - находится на балансе у регионального оператора мобильного технопарка "Кванториум".
Обязательными функциональными зонами мобильного технопарка "Кванториум" являются хайтек и кванту мы.
Хайтек - специализированный учебно-производственный цех общего пользования. Проектируется с учетом оптимизации используемого оборудования всеми образовательными направлениями, входящими в состав мобильного технопарка.
Квантумы - лаборатории, соответствующие естественнонаучным и техническим направлениям, реализуемым детским технопарком "Кванториум".
Квантумы мобильного технопарка:
1) VR/Промдизайн;
2) Гео/Аэро;
3) РобоIТ;
4) Хайтек.
Требования к формату образовательного процесса регулируются Методическими рекомендациями по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" и иными методическими материалами.
Основная образовательная деятельность осуществляется в сферах дополнительного образования детей и предметной области "Технология" в сельских школах, школах, расположенных в труднодоступных местностях, на основе сетевого взаимодействия. Базовым форматом образовательного процесса является проектная деятельность.
Реализация программ осуществляется в очной и заочной форме. Очная форма составляет 50% академических часов, заочная форма составляет 50% академических часов от общего количества часов. Длительность учебного занятия составляет не менее 3 академических часов в рамках проекта "Урок технологии".
В ходе работы над проектом должны быть реализованы проекты в формате законченных научных исследований или инженерных разработок в виде выполненного продукта. Для инженерных проектов обязательным является реализация полного жизненного цикла изделия, применение при проектировании основ системной инженерии, анализа потенциального рынка, решение задач с внутренним и внешним заказчиком.
Один мобильный технопарк "Кванториум" ежегодно в период с сентября по май осуществляет работу на базе 6 агломераций, объединяющих образовательные организации. В период с июня по август мобильный технопарк участвует в реализации инженерных и профильных смен в регионе.
Мобильный технопарк осуществляет работу на базе одной агломерации на протяжении 12 дней, с понедельника по субботу включительно. В первую половину дня на базе мобильного кванториума реализуется проект "Урок технологии", во вторую - дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной и технической направленностей. Дети, обучающиеся в рамках проекта "Урок технологии" ученики 6-8 классов. Дети, обучающиеся по дополнительным общеразвивающим программам - ученики 5, 9-11 классов. Время переезда к следующей агломерации не может превышать 24 часа.
Регион берет на себя обязательства по перевозке и размещению педагогических работников, а также доставке расходных материалов.
Также республика берет на себя обязательство обеспечить учащихся, проходящих обучение предметной области "Технология" и реализацию программ дополнительного образования детей в рамках проекта мобильный технопарк "Кванториум", ноутбуками, из расчета 1 ноутбук для каждой школы, входящей в агломерацию, но не менее 3 ноутбуков на агломерацию, и не менее 1 ноутбука на каждые 45 человек.
Оформление мобильного технопарка "Кванториум" выполняется с использованием утвержденного фирменного стиля "Кванториум".
Таблица индикаторов в приложении N 1 к Описанию.
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование мобильного технопарка "Кванториум" в приложении N 2 к Описанию.
Зонирование и дизайн-проект мобильного технопарка "Кванториум" приведен в приложении N 3 к Описанию.
Штатное расписание в приложении N 4 к Описанию.
Предполагаемая сеть мобильного технопарка "Кванториум" в приложении N 5 к Описанию.
5. Иная дополнительная информация
Расчет
затрат на реализацию мер по созданию и функционированию мобильного технопарка "Кванториум" в Республике Адыгея на 2020 - 2022 годы (млн. руб.)
Направление расходов |
Федеральный бюджет |
Бюджет Республики Адыгея |
Внебюджетные источники |
Всего в год получения субсидии |
Приобретение средств обучения, в том числе современного высокотехнологического оборудования |
15,84 |
0,16 |
3,2 |
19,2 |
Операционные расходы |
- |
5,31 |
- |
5,31 |
Итого: |
15,84 |
5,47 |
3,2 |
24,51 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.