Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 5 июля 2019 г. N 179-р
Описание
создаваемой цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях
Одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед системой образования для достижения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, то есть развитие цифрового образования как основы развития цифровой экономики.
В Республике Адыгея формирование цифровых компетенций наиболее успешно осуществляется в Региональном центре дистанционного образования, созданном на базе Республиканской естественно-математической школы, и оснащенном самым современным оборудованием. Сетевое взаимодействие между образовательными организациями позволяет проводить онлайн-мероприятия различного уровня: уроки, методические совещания, семинары, родительские собрания и др. Деятельность центра направлена на повышение качества учебного процесса и доступность качественного образования для детей из удаленных районов и сельской местности. В дистанционные образовательные проекты вовлечено более 3000 обучающихся республики.
Благодаря партнерским связям с ведущими научно-образовательными центрами России для школьников и педагогов реализуются образовательные программы, олимпиады, конкурсы и другие мероприятия, в том числе с использованием цифровых образовательных технологий:
1) лекции и вебинары совместно с Физтех-школой прикладной математики и информатики и Лабораторией по работе с одаренными школьниками Московского физико-технического института;
2) астрономические фестивали совместно с ведущими научными сотрудниками Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук;
3) онлайн-игры и онлайн-конкурсы совместно с Ярославским центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании;
4) онлайн-лекции по математике и информатике ведущих ученых Регионального научно-образовательного математического центра Адыгейского государственного университета - "Кавказский математический центр";
5) научно-популярные лекции преподавателей Республиканской естественно-математической школы.
Ежегодно РЕМШ совместно с партнерами по образовательным проектам для школьников республики, увлекающихся IT-технологиями и прошедших предварительный конкурсный отбор, проводят Летнюю школу по программированию.
Некоторые достижения:
1) Всероссийская олимпиада школьников по информатике (IV заключительный этап) - пять призеров за последние пять лет;
2) Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию - трижды сборная команда республики за последние три годы становилась призером;
3) Всероссийская олимпиада школьников по информатике имени Мстислава Келдыша - два призера (Образовательный центр "Сириус", 2019);
4) выпускники успешно поступают в ведущие вузы России на факультеты и направления, связанные с Computer Science (факультет инноваций и высоких технологий Московского физико-технического института, факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и др.).
Также обучающиеся и педагоги школ Адыгеи в образовательной деятельности используют различные образовательные онлайн-платформы, изучая учебные предметы в интерактивной форме и участвуя в онлайн-олимпиадах.
В 2018-2019 учебном году школьники и педагоги активно занимались на платформе Учи.ру - более 2 тысяч учеников приступили к выполнению заданий на платформе. В онлайн-олимпиадах по основным школьным предметам: математика, русский язык, английский язык и программирование приняли участие свыше 1500 учеников. В целом, за весь учебный год обучающиеся республики решили более 0,7 млн. заданий на платформе Учи.ру.
В Республике Адыгея развивается инклюзивное образование с использованием дистанционных технологий. В 2010 году в рамках реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" национального проекта "Образование" создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Образование осуществляется с помощью специальной учебной среды, размещенной в сети Интернет (ресурс Центра образования "Технологии обучения", Москва).
Особое внимание в Центре уделяется развитию духовных потребностей, ценностной ориентации личности, вовлечению учащихся в школьную жизнь. Так, по результатам участия в региональном этапе V Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", воспитанники Центра заняли все призовые места в компетенции "WEB-дизайн", а победитель в ноябре 2019 года будет представлять Адыгею в финале чемпионата.
За девять лет работы Центра 65 воспитанников закончили обучение, получили соответствующий документ об образовании, а наиболее успешно освоившие школьную программу продолжили обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования республики.
В новом 2019-2020 учебном году в республике открываются структурные подразделения государственных бюджетных организаций дополнительного образования, созданные в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование": детский технопарк "Кванториум" и региональный центр выявления и поддержки одаренных детей "Полярис-Адыгея". В центре "Полярис-Адыгея" планируется внедрение образовательных программ в области 1Т-технологий, региональных образовательных проектов на платформе "Сириус-Онлайн", проведение сезонных смен, школ по направлению "Наука" и др.
Использование дистанционных образовательных технологий позволяет поднять на новый уровень качество и доступность образования в Адыгее. В настоящее время география проектов выходит за пределы республики и продолжает активно расширяться. Формируется новая информационно-коммуникационная образовательная среда, для школьников и педагогов открываются новые ранее недоступные возможности.
На протяжении уже многих лет Министерство образования и науки Республики Адыгея сотрудничает с ООО "Дневник.ру" (г. Санкт-Петербург) в вопросах цифровизации сферы образования.
В целях повышения прозрачности образовательного, административных и управленческих процессов, информационной открытости сферы образования, взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений с использованием сети Интернет в республике созданы и уже более 7 лет успешно функционируют шесть региональных автоматизированных информационных систем (далее - АИС), позволяющих оказывать услугу через Единый государственный портал (далее - ЕПГУ):
1) для зачисления в образовательные организации: "Комплектование ДОО", "Зачисление в школу", "Зачисление в ПОО";
2) для персонализированного учета обучающихся, их успеваемости и посещаемости: "Дневник 00", "Дневник ОДО", "Дневник ПОО".
Разработка региональных АИС, их внедрение и текущее организационно-методическое, технологическое сопровождение были выполнены на достаточно высоком уровне. В 2016 году Республика Адыгея вошла в Топ-10 субъектов Российской Федерации, в которых информационные системы в сфере общего образования наиболее полно соответствуют единым функционально-техническим требованиям. Рейтинг субъектов Российской Федерации был опубликован на федеральном портале "Российское образование".
В 2018 году в целях повышения уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг создана Цифровая образовательная платформа Республики Адыгея, объединяющая региональные АИС с доступом через Единую систему идентификации и аутентификации, которая активно используется образовательными организациями республики, в том числе:
1. Построение индивидуальной траектории обучения, на основе данных в электронном журнале/дневнике (далее - ЭЖД), рейтинга образовательных организаций и педагогического состава на основе данных из ЭЖД.
2. Реализация:
1) среды коммуникации участников образовательного процесса, системы быстрого обмена сообщениями;
2) интернет-сообщества единомышленников, объединяющего учащихся, педагогов и родителей со всего мира, платформы для публикации собственных научно-исследовательских проектов и для участия в уже опубликованных;
3) тренажера знаний по школьной программе;
4) возможности вести учет одаренных детей, проявивших выдающиеся способности;
5) динамической электронной отчетности для образовательных организаций, формирование аналитических и статистических отчетов;
6) бесшовного перехода между всеми автоматизированными информационными системами через единый механизм аутентификации и идентификации пользователей;
7) сбора, анализа и хранения данных об участниках образовательных отношений;
8) возможности оплаты питания и дополнительных услуг, предоставляемых в образовательной организации, безналичным путем;
9) хранения личных файлов в профиле пользователя;
10) онлайн образования;
11) образовательного контента;
12) школьных и глобальных тестов различной тематики: оценка знаний, самостоятельная проверка, тесты к урокам, образовательные и развлекательные тесты;
13) данных для формирования цифрового профиля в цифровой образовательной среде.
3. Интеграция с государственными информационными системами "Федеральный реестр инвалидов", "Единая государственная информационная система социального обеспечения".
Об эффективности совместной работы свидетельствует статистика. Согласно федеральным рейтингам регионов, составляемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и учитывающим значительное количество показателей, Республике Адыгея в 2018 году удалось значительно улучшить свои позиции, в том числе по:
1) доле граждан, использующих механизм оказания услуг в электронном виде, - 16 место (2017 год - 42 место);
2) количеству услуг, оказанных через ЕПГУ, - 19 место;
3) количеству зарегистрированных на ЕПГУ граждан - 27 место.
В настоящее время только за услугой по предоставлению информации об успеваемости обучающихся в электронном виде ежедневно обращаются в среднем более 10000 жителей Адыгеи.
Вместе с тем, стремительное развитие информационных технологий в
XXI веке требует создания условий для подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих актуальными компетенциями в сфере современных технологий, создания и постоянного обновления цифровой инфраструктуры и образовательных программ, формирующих цифровые компетенции детей и педагогов.
В Республике Адыгея существует ряд проблем, сдерживающих развитие цифровизации сферы образования: отсутствие широкополосного доступа в сеть Интернет во многих населенных пунктах сельской местности, устаревшее оборудование в образовательных организациях, недостаточное владение современными информационно-образовательными технологиями педагогами и др. Для решения указанных проблем необходимы существенные финансовые вложения, средств регионального бюджета недостаточно.
Участие в реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" позволит внедрить в систему образования Республики Адыгея целевую модель цифровой образовательной среды, разработанную на федеральном уровне, консолидировать имеющиеся ресурсы, даст значительный импульс развитию системы образования в целом.
Реализация модели профиля "цифровых компетенций" существенно изменит систему повышения квалификации педагогов и административно-управленческого персонала, создаст новые сетевые возможности повышения качества образования для детей, в особенности малочисленных и отдаленных школ. Автоматизация административных, управленческих и вспомогательных процессов образовательной организации позволит существенно повысить уровень контроля организации учебного процесса, эффективность финансово-хозяйственной деятельности, безопасность учащихся и педагогических кадров. Создание внутренней системы оценки качества образования через цифровую образовательную среду повлияет на объективность результатов образовательной деятельности, уровень вовлеченности родителей в процессы обучения и воспитания детей.
2. Статистические данные по сети общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу
В 146 общеобразовательных организациях республики обучается 52697 школьников, работают 4083 педагогов.
Из общего числа общеобразовательных организаций 112 школ (76,7%) расположены в сельской местности, в них обучается 24879 школьников (47,2%). Во вторую смену обучаются 7523 школьника в 45 школах.
В 7 профессиональных образовательных организациях обучаются по образовательным программам среднего профессионального образования 6694 студента, работают 574 педагога.
В 2 федеральных государственных бюджетных образовательных организациях высшего образования, реализующих, в том числе программы среднего профессионального образования, обучаются 7649 студентов, профессорско-преподавательский состав - 2155 чел., из них: докторов наук - 101 чел., кандидатов наук - 485 чел.
Последипломное образование в республике реализуют Адыгейский республиканский институт повышения квалификации и Адыгейский государственный университет (7 советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по 11 направлениям).
3. Информация о повышении квалификации в области цифровых технологий сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, участвующих в реализации Мероприятия
Формирование цифровой образовательной среды невозможно без современных специалистов. В Республике Адыгея повышение квалификации педагогических работников осуществляют Адыгейский республиканский институт повышения квалификации, Адыгейский государственный университет и Майкопский государственный технологический университет по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки с обязательным модулем, направленным на повышение информационной грамотности.
Для обеспечения роста профессиональной компетентности и повышения информационной культуры участников образовательного процесса также ведется системная работа по подготовке специалистов сферы образования к эффективному использованию Интернет-ресурсов, применению компьютерных технологий в профессиональной деятельности.
По данным 2018 года, 83% работников административно-управленческого аппарата и 79% педагогических работников образовательных организаций всех типов владеют ИКТ-компетенциями.
Министерство образования и науки Республики Адыгея совместно с Адыгейским республиканским институтом повышения квалификации ведут постоянный мониторинг ИКТ-грамотности педагогических работников, а также проводят работу по популяризации новых информационных технологий, повышению информационно-коммуникативной компетентности педагогов. Ежегодно проводятся районные/городские и республиканские олимпиады по информатике, республиканские смотры-конкурсы блогов школьных учителей, педагогических и образовательных сообществ, "Лучший Интернет-сайт", "Лучший ИКТ-урок", "Интернет без угроз для детей".
Кроме этого, педагоги региона активно используют собственное обучение (повышение квалификации, переподготовка), в том числе с применением дистанционных и онлайн-технологий.
4. Информация о цифровой трансформации региональной системы образования, в том числе ожидаемые результаты реализации Мероприятия
Цель федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование": создание условий для внедрения в 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
Внедрение в 2019 - 2024 годах во всех муниципальных образованиях Республики Адыгея целевой модели цифровой образовательной среды приведет к значительным качественным изменениям в системе образования Республики Адыгея. Повысится, образовательная мобильность населения, доступность качественного образования во всех формах. Изменятся методы преподавания, увеличится интерактивность образовательного процесса, скорость доступа к необходимой информации и знаниям, повысится уровень контроля организации учебного процесса, эффективность финансово-хозяйственной деятельности, безопасность учащихся и педагогических кадров.
Цифровая трансформация региональной системы образования в соответствии с реализуемым региональным проектом "Цифровая образовательная среда Республики Адыгея" позволит достичь следующих целевых показателей:
1) доступ в сеть Интернет со скоростью не менее 100 мб/сек для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 мб/сек для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа;
2) в 85% образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования Республики Адыгея, внедрена целевая модель цифровой образовательной среды;
3) для 90% обучающихся по программам общего образования, дополнительного образования для детей и среднего профессионального образования, сформирован цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды;
4) для 70% обучающихся по программам общего образования, дополнительного образования для детей и среднего профессионального образования, на ЕПГУ дос
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.