Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 5 июля 2019 г. N 185-р
Описание создаваемого центра цифрового образования детей "IТ-куб"
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра цифрового образования детей "IT-куб", в том числе проблематика и планируемые результаты
Значительным потенциалом для разностороннего развития ребенка обладает система дополнительного образования. В Республике Адыгея в ходе реализации государственной политики в сфере дополнительного образования решается задача увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет соответствующими дополнительными образовательными программами. К 2024 году этот показатель планируется увеличить до 80% от общей численности детей (фактическое значение в 2018 году - 57,9%).
На базе 20 государственных и муниципальных организаций дополнительного образования функционирует 1667 кружков (секций) по различным направлениям: естественно-научное, техническое, социально-педагогическое, художественно-эстетическое, эколого-биологическое, культурологическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, с общим охватом 37338 детей. В рамках взаимодействия образовательных организаций республики и региональной спортивной федерации реализуется Всероссийский проект "Шахматы в школе".
Содержание дополнительного образования в последнее время меняется, растет популярность кружков и секций, связанных с техникой, новыми информационными технологиями.
В последние годы формирование информационных компетенций детей успешно проводится в рамках дополнительного образования на базе государственной образовательной организации дополнительного образования Республики Адыгея "Республиканская естественно-математическая школа" (далее - РЕМШ), в которой обучаются более 3000 школьников республики (в том числе с использованием дистанционных технологий обучения), о чем свидетельствуют некоторые достижения:
1) Всероссийская олимпиада школьников по информатике (IV заключительный этап) - пять призеров за последние пять лет;
2) Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию - трижды сборная команда республики за последние три годы становилась призером;
3) Всероссийская олимпиада школьников по информатике имени Мстислава Келдыша - два призера (Образовательный центр "Сириус", 2019);
4) выпускники РЕМШ успешно поступают в ведущие вузы России на
факультеты и направления, связанные с Computer Science (факультет инноваций и высоких технологий Московского физико-технического института, факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и др.).
Студенческая команда факультета математики и компьютерных наук Адыгейского государственного университета - партнера РЕМШ, 4 раза выходила в полуфинал студенческого чемпионата мира по программированию.
РЕМШ установлены партнерские связи с ведущими научными и образовательными центрами России в области математики и информационных технологий: Физтех-школа прикладной математики и информатики Московского физико-технического института, Образовательный центр "Сириус", Региональный научно-образовательный математический центр Адыгейского государственного университета - "Кавказский математический центр", компания AxxonSoft - российский разработчик программного обеспечения для систем безопасности и видеонаблюдения и др.
Ежегодно РЕМШ совместно с партнерами по образовательным проектам для школьников республики, увлекающихся IT-технологиями и прошедших предварительный конкурсный отбор, проводят Летнюю школу по программированию.
На протяжении уже многих лет Министерство образования и науки Республики Адыгея сотрудничает с ООО "Дневник.ру" (г. Санкт-Петербург) в вопросах цифровизации сферы образования.
В 2018 году в целях повышения уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг создана Цифровая образовательная платформа Республики Адыгея, объединяющая региональные АИС с доступом через Единую систему идентификации и аутентификации, которая активно используется образовательными организациями республики, в том числе:
1. Построение индивидуальной траектории обучения, на основе данных в электронном журнале/дневнике (далее - ЭЖД), рейтинга образовательных организаций и педагогического состава на основе данных из ЭЖД.
2. Реализация:
1) среды коммуникации участников образовательного процесса, системы быстрого обмена сообщениями;
2) интернет-сообщества единомышленников, объединяющего учащихся, педагогов и родителей со всего мира, платформы для публикации собственных научно-исследовательских проектов и для участия в уже опубликованных;
3) тренажера знаний по школьной программе;
4) возможности вести учет одаренных детей, проявивших выдающиеся способности;
5) динамической электронной отчетности для образовательных организаций, формирование аналитических и статистических отчетов;
6) бесшовного перехода между всеми автоматизированными информационными системами через единый механизм аутентификации и идентификации пользователей;
7) сбора, анализа и хранения данных об участниках образовательных отношений;
8) возможности оплаты питания и дополнительных услуг, предоставляемых в образовательной организации, безналичным путем;
9) хранения личных файлов в профиле пользователя;
10) онлайн образования;
11) образовательного контента;
12) школьных и глобальных тестов различной тематики: оценка знаний, самостоятельная проверка, тесты к урокам, образовательные и развлекательные тесты;
13) данных для формирования цифрового профиля в цифровой образовательной среде.
3. Интеграция с государственными информационными системами "Федеральный реестр инвалидов", "Единая государственная информационная система социального обеспечения".
В новом 2019-2020 учебном году в республике открываются структурные подразделения государственных бюджетных организаций дополнительного образования, созданные в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование": детский технопарк "Кванториум" и региональный центр выявления и поддержки одаренных детей "Полярис-Адыгея". В центре "Полярис-Адыгея" планируется внедрение образовательных программ в области IТ-технологий, региональных образовательных проектов на платформе "Сириус-Онлайн", проведение сезонных смен, школ по направлению "Наука" и др.
С 2019 года начата реализация регионального проекта "Цифровая образовательная среда Республики Адыгея" в рамках национального проекта "Образование".
Тем не менее, в настоящее время потребности в образовательных программах, формирующих цифровые компетенции детей, существенно возросли, и будут расти в ближайшие годы. Стремительное развитие информационных технологий в XXI веке требует создания условий для подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих актуальными компетенциями в сфере современных технологий, создания и постоянного обновления цифровой инфраструктуры и образовательных программ. Необходимы существенные финансовые вложения, средств регионального бюджета недостаточно.
Существует тенденция к снижению возраста детей, вовлеченных в освоение IT-компетенций, однако современных образовательных программ для младших школьников пока очень мало.
Создание в республике центра цифрового образования детей "IТ-куб" позволит добавить важные недостающие элементы в систему дополнительного образования, а также повысить доступность современных технологий для школьников.
Будет выстроена модель, которая обеспечит систему непрерывного образования, начиная от младшего школьного возраста и заканчивая стажировками и трудоустройством выпускников вузов в ведущих IT-компаниях. Эта система будет включать в себя общеобразовательные организации - опорные школы, организации дополнительного образования (Республиканскую естественно-математическую школу, Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея, Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей "Полярис-Адыгея", Центр цифрового образования детей "IT-куб" и др.), ведущие научно-образовательные центры республики (Адыгейский государственный университет, Региональный научно-образовательный математический центр Адыгейского государственного университета - "Кавказский математический центр", Майкопский государственный технологический университет). Отдельные элементы этой модели функционируют в Республике Адыгея уже сегодня.
2. Опыт Республики Адыгея в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года
В Республике Адыгея имеется опыт по реализации различных образовательных проектов, установлены прочные рабочие контакты с ведущими российскими центрами математической науки, включая Московский физико-технический институт, Математический институт им. В. А. Стеклова Российской академии наук, Специальную астрофизическую обсерваторию Российской академии наук, Московский центр непрерывного математического образования, Образовательный центр "Сириус", Всероссийский детский центр "Орленок", а также с научными региональными центрами России, прежде всего Южного и Северо-Кавказских федеральных округов.
Из федеральных проектов можно отметить следующие:
1) руководство математическими образовательными программами и сменами для одаренных детей России в Образовательном центре "Сириус" (с 2015 года);
2) лидерство среди субъектов Российской Федерации по доле присутствия школьников по программам направления "Наука" в Образовательном центре "Сириус" (отчет центра "Сириус", 2016);
3) руководство проектами "Всероссийская смена "Юный математик" " (с 2005 года) и "Южный математический турнир" (с 2006 года) во Всероссийском детском центре "Орленок";
4) создание по итогам конкурсного отбора Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Адыгейского государственного университета Регионального научно-образовательного математического центра - "Кавказский математический центр" в партнерстве с Московским физико-техническим институтом, одна из задач которого - содействие развитию системы поиска и поддержки математически одаренных детей и популяризация математики среди детей и взрослых (2017);
5) Всероссийская научно-практическая конференция "Университеты в системе поиска и поддержки математически одаренных детей и молодежи" (Майкоп, 2015);
6) Всероссийская научная конференция "Математический талант и математическое образование" (Майкоп, 2018).
В соответствии с соглашением с Образовательным Фондом "Талант и успех" в 2018-2019 учебном году обучающиеся 5-11 классов школ республики приняли участие в региональном этапе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы", в том числе по направлениям, связанным с IT-технологиями: "Беспилотный транспорт и логистические системы", "Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность", "Умный город".
С 2017 года Республика Адыгея принимает активное участие в движении "Молодые профессионалы" (Worldskills Russia). Ежегодно в республике проводятся региональные чемпионаты по компетенциям блока "Информационные и коммуникационные технологии": сетевое и системное администрирование, программные решения для бизнеса, Web-разработка; интернет-маркетинг (компетенция с 2019 года).
Также школьники Адыгеи активно участвуют в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс". В чемпионате "Абилим-пикс-2017" школьник Адыгеи занял 2 место по компетенции "Информационная безопасность". По результатам участия в региональном этапе чемпионата "Абилимпикс-2019" воспитанники республиканского Центра дистанционного образования детей-инвалидов заняли все призовые места в компетенции "WEB-дизайн", а победитель - в ноябре 2019 года будет представлять Адыгею в финале чемпионата.
Республика Адыгея активно участвует в реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы:
1) 2016 - 2019 годы - содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях;
2) 2018 - 2019 годы - создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
3) 2017 году - развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества;
4) 2018 год - повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов.
С 2019 года реализуется региональный проект "Цифровая образовательная среда Республики Адыгея" в рамках национального проекта "Образование".
В 2019 году по итогам отбора субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета Республика Адыгея получила субсидии на реализацию 6 мероприятий в рамках федеральных проектов национального проекта "Образование":
1) "Успех каждого ребенка": создание центра поддержки и выявления детей; создание новых мест дополнительного образования детей; создание детских технопарков "Кванториум";
2) "Учитель будущего": создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и аккредитационных центров системы образования;
3) "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования): создание центров опережающей профессиональной подготовки СПО. Поддержка МТБ в учреждениях СПО;
4) "Современная школа": поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из международных проектов можно отметить следующие:
1) подготовка докладов и участие в экспертных дискуссиях по опыту Адыгеи в создании и развитии системы работы с юными талантами на международных конференциях и съездах (с 2004 года);
2) участие в конгрессах по математическому образованию (Копенгаген, 2004; Монтеррей, 2008; Сеул, 2012; Гамбург, 2016);
3) участие в конференции "Mathematical Creativity and Giftedness (Математическое творчество и одаренность)" (Рига, 2010; Пуссан, Южная Корея, 2012) и соответствующей международной научно-исследовательской команде;
4) участие в проведении Летних конференций международного математического Турнира городов (Республика Адыгея, Майкопский район, ст. Даховская, с 2015 года);
5) проведение Международной олимпиады школьников "Кавказская математическая олимпиада" (Образовательный центр "Сириус", Сочи, 2015; Майкоп, 2017, 2018, 2019). Участники - школьники из всех регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также из 10 зарубежных стран.
3. Организационно-правовая форма создаваемого центра цифрового образования детей "IT-куб"
Центр цифрового образования детей "IT-куб" создается как структурное подразделение государственной бюджетной организации дополнительного образования Республики Адыгея "Республиканская естественно-научная школа" (Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Советская, 180). Учредитель - Министерство образования и науки Республики Адыгея. Площадка детского центра будет размещаться на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Адыгейский государственный университет" (Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208).
4. Описание площадки центра цифрового образования детей "IT-куб"
Площадка центра цифрового образования детей "IT-куб" будет располагаться по адресу: г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 208, в здании федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Адыгейский государственный университет".
Организационная модель центра - "Стандарт".
Общая площадь площадки - 899,1 кв. м.
Обязательные направления:
1) программирование на Python;
2) мобильная разработка;
3) разработка VR/AR-приложений. Направления по выбору:
4) системное администрирование;
5) основы программирования на Java;
6) цифровая гигиена и работа с большими данными. Функциональные зоны:
1) Net-Cube-82,8 кв. м;
2) Python-Cube - 53,4 кв. м;
3) Java-Cube - 64,4 кв. м;
4) VR-Cube-133,5 кв. м;
5) Data-Cube - 62,8 кв. м;
6) Mob-Cube - 52,8 кв. м;
7) коворкинг - 40,4 кв. м;
8) шахматная гостиная - 20,3 кв. м;
9) медиатека - 20,0 кв. м;
10) серверная - 17,2 кв. м.
Помещения находятся в хорошем техническом состоянии, капитального ремонта не требуется. Здание находится в собственности Российской Федерации в оперативном управлении Адыгейского государственного университета.
Площадка центра находится в самом центре города Майкопа, имеет хорошую транспортную доступность, включая регулярные маршруты общественного транспорта (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси), а также удобные подъездные пути для легкового и грузового транспорта, парковочные места.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.