Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
организации и осуществления внутреннего финансового аудита в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
(утв. приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 8 октября 2015 г. N 423)
28 апреля 2016 г., 28 декабря 2017 г.
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 июля 2014 года N 721 "Об утверждении порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств краевого бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов краевого бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита краевого бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" и регламентирует процедуру организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство).
2. Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе функциональной независимости в целях:
оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Пункт 3 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
3. Внутренний финансовый аудит осуществляется ответственной группой, назначаемой приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Деятельность ответственной группы основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министр).
Министр при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
Пункт 4 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
4. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения министерства, подведомственные министерству получатели бюджетных средств (далее - объекты аудита).
Пункт 5 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
5. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым министром (далее - план).
Пункт 6 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
6. Члены ответственной группы при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.
В качестве независимых экспертов могут привлекаться должностные лица структурных подразделений министерства.
Указанные в настоящем пункте запросы могут направляться в форме служебных записок или писем по мере необходимости и должны содержать предельные сроки исполнения запроса. В случае отсутствия в запросе указанного предельного срока его исполнения, запрос подлежит рассмотрению в сроки, установленные для выполнения служебных писем, утвержденные Инструкцией по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2004 года N 1315.
Пункт 7 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
7. Члены ответственной группы обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);
не допускать к проведению аудиторских проверок членов ответственной группы, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры;
представлять в департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
8. План внутреннего финансового аудита составляется и утверждается до начала очередного финансового года (приложение N 1).
Пункт 9 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
9. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указываются тема аудиторской проверки, объект аудита, вид проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
10. При планировании аудиторских проверок учитываются: значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки; наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
Приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 апреля 2016 г. N 129 в пункт 11 настоящего приложения внесены изменения
11. В целях составления плана члены ответственной группы обязаны провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой Краснодарского края и департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
Приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 апреля 2016 г. N 129 в пункт 12 настоящего приложения внесены изменения
12. Аудиторская проверка назначается приказом министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Пункт 13 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
13. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита (приложение N 2).
Пункт 14 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
14. При составлении программы аудиторской проверки распределяются обязанности между членами ответственной группы. Программа аудиторской проверки должна содержать:
тему аудиторской проверки;
наименование объектов аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
Пункт 15 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
15. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
осуществления внутреннего финансового контроля;
законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств краевого бюджета;
применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
бюджетной отчетности;
ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий
Пункт 16 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
16. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета.
17. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
18. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения; акт аудиторской проверки.
Пункт 19 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
19. Предельные сроки проведения аудиторских проверок не могут превышать 120 рабочих дней.
Продление срока проверки возможно на основании мотивированной служебной записки, но не более чем на 30 рабочих дней. Мотивированный запрос о продлении срока проведения проверки представляется руководителем субъекта аудита министру.
Основаниями для продления проверки являются:
1) проведение проверки значимых операций, групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать и (или) оказывают значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;
2) получение в ходе проведения проверки информации от независимых экспертов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии нарушений, требующей дополнительной проверки;
3) наличие обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с внесенными изменениями
5) непредставление объектом аудита в установленные сроки документов, необходимых для проведения проверки;
6) иные обстоятельства.
При этом необходимость и сроки продления проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества операций, по которым назначена проверка, сложности технологических процессов и других обстоятельств.
Основаниями для приостановления проверки являются:
отсутствие или неудовлетворительное состояние учета на объекте финансового аудита;
наличие иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки.
После устранения причин приостановления проверки проведение проверки возобновляется.
Пункт 20 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
20. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (далее - акт) (приложение N 3), который подписывается руководителем ответственной группы и направляется (вручается) им представителю объекта аудита.
Срок подготовки акта не может превышать двадцать рабочих дней со дня следующего за днем завершения контрольного мероприятия.
Акт может направляться через канцелярию министерства либо вручаться под роспись представителю объекта аудита. Объект аудита должен рассмотреть акт в течение семи рабочих дней со дня направления (вручения) акта.
Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в срок, установленный для рассмотрения акта объектом аудита.
Приложение дополнено пунктом 21 с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
21. Проверяемый период может включать:
период текущего года до начала проведения аудиторской проверки и периоды отчетного финансового года;
период текущего года до начала проведения аудиторской проверки;
периоды отчетного финансового года.
Пункт 22 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
22. Аудиторские проверки подразделяются:
на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
23. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки (приложение N 4), содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств краевого бюджета.
Пункт 24 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
24. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется министру.
По результатам рассмотрения указанного отчета министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края вправе принять одно или несколько решений:
о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении в установленном порядке служебных проверок;
о направлении материалов в департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
Пункт 25 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
25. Ответственная группа обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (приложение N 5).
Пункт 26 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
26. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования средств краевого бюджета.
Пункт 27 изменен с 28 декабря 2017 г. - Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 551
27. Отчетность о результатах внутреннего финансового аудита направляется министру направляется в сроки:
годовой отчет представляется до 15 февраля каждого года, следующего за отчетным;
отчет о проведении проверки представляется в течение 20 рабочих дней после вручения (направления) акта объекту аудита.
Начальник отдела ведомственного |
Е.Д. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.