Вступительное слово
Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2015 год (далее - Доклад) подготовлен в соответствии со статьей 17 Закона Краснодарского края от 4 июля 2000 года N 287-КЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае".
Цель Доклада - дать полный и всесторонний анализ состояния прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, а также привлечь внимание органов государственной власти, местного самоуправления, научного сообщества, средств массовой информации, институтов гражданского общества и широкой общественности к актуальным проблемам защиты прав человека, профилактики и предотвращения их нарушений.
Информационную основу Доклада составили обращения граждан, некоммерческих организаций, официальных ответов, поступивших из государственных и муниципальных органов власти, а также данные мониторинга различных средств массовой информации и коммуникации, сети "Интернет" о состоянии прав и свобод человека и гражданина на территории Краснодарского края, личные наблюдения и выводы.
В Докладе также содержится информация, представленная территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Краснодарского края, местного самоуправления, представителей некоммерческих организаций, приводятся данные социологических исследований, которые показывают динамику изменений общественного мнения по наиболее острым проблемам.
В Докладе рассматривается существующий спектр проблем в сфере соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, приводятся примеры рассмотрения жалоб и мер, предпринятых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, даются рекомендации по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики и административных процедур. Анализ текущей ситуации и выявленные системные проблемы в области прав и свобод человека иллюстрируются характерными примерами.
В тексте Доклада делаются ссылки на источники информации, события и факты. В целях сохранения конфиденциальности, персональные данные лиц, обратившихся к Уполномоченному, указаны в общих чертах, фамилии и имена заменены заглавными буквами.
Доклад содержит информацию о взаимодействии Уполномоченного с органами государственной власти, местного самоуправления, гражданскими институтами и научным сообществом, в том числе, о реакции должностных лиц на его рекомендации, выводы и предложения, а также статистические данные.
Структура Доклада состоит из четырех глав, введения и заключения.
Доклад содержит приложения в виде различных графиков, таблиц и диаграмм.
Доклад традиционно обсуждался на заседании Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае, в который входят представители институтов гражданского общества, средств массовой информации и научного сообщества.
Доклад основывается на собственном опыте Уполномоченного, его наблюдениях и не носит всеобъемлющего характера.
Выражаю искреннюю благодарность органам государственной власти, некоммерческим организациям, Экспертному совету, всем гражданам, оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.
Уполномоченный по правам |
С.В. Мышак |
Введение
Начиная Доклад за 2015 год, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае (далее - Уполномоченный), хотел бы обратить внимание читателей на два важных, принципиальных момента. Первое: Уполномоченный не позиционирует Доклад как истину в последней инстанции. Второе: все факты и события, содержащиеся в Докладе, анализируются через призму личностной оценки Уполномоченного, которая может не совпадать с мнением других граждан.
Прошедший 2015 год был непростым годом и для страны в целом, и для каждой российской семьи. Именно в этот год мы все ощутили влияние мирового экономического кризиса и последствия западных санкций.
По разным оценкам экспертов экономика России потеряла из-за санкций примерно 160 миллиардов долларов потенциальных инвестиций [1]. Безусловно, это значительно ограничило экономическое развитие нашей страны, но в то же время не привело и к разрушению всей экономики. А ведь именно на это и рассчитывали те, кто принимал эти санкции.
Цель санкций очевидна - нанести максимальный ущерб России при минимальных потерях США и их европейских партнеров. В этой стратегии нет ничего нового - все это приемы и методы времен "холодной войны", которая, к сожалению, вновь стала реальностью.
В 2015 году также много говорилось об импортозамещении, о том, что возникшая ситуация может и должна способствовать развитию тех отраслей российской экономики, которым раньше не уделялось должного внимания - это гражданское самолетостроение, судостроение, микроэлектроника и другие.
Что же, это действительно серьезный вызов, ответ на который должно дать все наше общество...
Но при этом мы четко должны понимать, что западные страны решили нас "наказать" за независимую политику, за наш суверенный выбор, за наше незыблемое право быть такими, какие мы есть. "Это расплата за наше желание самосохраниться как нация, как цивилизация, как государство", - сказал Президент России В.В. Путин [2].
Безусловно, санкции оказали заметное воздействие на экономику России. Согласно социологическим исследованиям, проведенным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), россияне обеспокоены подорожанием товаров и обесцениванием сбережений. 53% опрошенных респондентов отметили, что данная проблема их уже затронула или непременно коснется в ближайшем будущем [3]. По информации Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), граждане констатируют рост цен на основные продукты, товары и услуги - 89% [4]. Очень высокой инфляцию считают 61% опрошенных, 28% - умеренной, а 8% - незначительной [5].
Но даже на фоне этих тревожных сигналов наблюдается консолидация общества. Одобряют деятельность Президента России В.В. Путина 85,5% опрошенных [6]. Очевидно, что подавляющее большинство граждан поддерживает проводимую политику, считает, что суверенитет и независимость - это главное.
Вместе с тем, общество тревожат и острые внутренние проблемы. Одной из таких проблем является, бесспорно, коррупция.
Изучение такого явления как коррупция, в современном российском обществе породило широкую дискуссию относительно самого понятия "коррупция", системности ее проявлений, а также неотъемлемых признаков этого явления. При всем многообразии мнений о коррупции, до сих пор не существует какого-либо общепризнанного определения, что же такое коррупция. Такая ситуация не случайна, так как она относится к числу сложных, разных по своей сути явлений.
По мнению ряда ученых, коррупция является системой социальных связей, носящей деструктивный характер применительно к общественным установкам, нормам поведения и морали, которая характеризуется злоупотреблением должностными полномочиями для получения выгод как материального, так и нематериального плана [7].
Какое определение коррупции мы бы не брали, очевидно одно - она ведет к утрате эффективного государственного управления, результатом чего становится низкий коэффициент полезного действия проводимой государственной политики, дискредитация публичных органов власти, снижение экономической активности, нарастающее недоверие граждан к властным органам и государству в целом.
Коррупция становится реальной преградой малому и среднему бизнесу, не обладающему экономическими ресурсами, способными удовлетворить аппетиты коррумпированных чиновников.
Громкие коррупционные скандалы федерального уровня значительно обострили эту застарелую болезнь нашего общества. Необходимо признать, что в последние годы коррупция приняла невиданные ранее масштабы.
Граждане все громче говорят о необходимости принятия срочных и действенных мер по противодействию коррупции, при этом, согласно данным социологического исследования, проведенного ВЦИОМ, 40% опрошенных оценили степень распространения коррупции в обществе как высокую, а еще 33% как очень высокую.
По мнению граждан, в современной России в наибольшей степени поражены коррупцией:
- власть на местах (34%);
- ГИБДД (25%);
- судебная система (18%);
- федеральная власть (17%);
- медицина (14%);
- сфера ЖКХ (12%);
- сфера образования (9%).
При этом многие граждане отмечают отсутствие реальных результатов в борьбе с коррупцией. Так считают 33% опрошенных, еще 39% полагают, что результаты есть, но они не слишком значительны. И только 11% считает, что в стране много делается для борьбы с коррупцией [8].
Эти цифры говорят сами за себя. Пришло время объединить усилия власти, некоммерческих организаций, гражданских активистов, всех неравнодушных людей для борьбы с общим злом!
В руках государства находятся все необходимые инструменты для этой борьбы. Но фактически отсутствует системность в противодействии коррупции. Точечные удары наносятся по отдельным коррумпированным чиновникам, в том числе представителям губернаторского корпуса. Однако это не может в целом решить проблему коррупции.
Государству нужно мобилизовать все необходимые ресурсы для противодействия коррупции. Вопрос уже необходимо ставить следующим образом: или коррупция победит и уничтожит общество и государство, или общество все же сможет преодолеть это позорное явление и поставит на место вороватых чиновников. При всем нельзя забывать, что в органах власти, правоохранительной системе, в судейском сообществе, других сферах работает большинство честных, преданных своему делу и своей стране. К сожалению, продолжает нарастать неравенство в доходах, а бизнес зачастую уходит в тень. В то же время официальная статистика выдает здесь вполне приемлемую картину, все более расходящуюся с действительностью.
Малому и среднему бизнесу некомфортно работать в сегодняшних условиях. Стоит ли удивляться, что бизнес, пытаясь компенсировать свои потери, в том числе и коррупционные, предпочитает возмещать их за счет граждан, обманывая их, реализуя им некачественную, а иногда и вовсе фальсифицированную продукцию, либо оказывает услуги, далекие от современных стандартов качества.
Еще одна важная проблема - это развитие гражданского общества, финансирование российских некоммерческих организаций (НКО) различными иностранными организациями и фондами.
Говоря о развитии институтов гражданского общества, Уполномоченный полагает, что необходимо создавать максимально комфортные условия для работы НКО, снимать административные барьеры на пути их деятельности в сфере образования, социального обслуживания, здравоохранения.
Сегодня все больше людей стремятся участвовать в жизни своей станицы, города, страны. Все больше появляется гражданских активистов, которые не зависят от каких-либо властных структур и ориентируются только на решение реальных проблем. Они хотят приносить пользу окружающим, помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Это очень позитивные тенденции в современном обществе, которые имеют глубокие корни в истории России.
Наша страна всегда славилась мощным добровольческим движением, благотворительностью и меценатством, а милосердие, доброта, сопереживание чужой беде всегда были основой существования русского человека во все времена.
Власть и общество в целом должны эти традиции укреплять и развивать. В этом содержится мощный ресурс развития страны, ее консолидации. На этом прочном фундаменте можно строить многонациональное и многоконфессиональное российское общество XXI века.
В то же время общество остро нуждается в социальном партнерстве, позитивном взаимодействии между всеми группами населения, формировании доверия между ними.
Необходимо отметить, что в этом смысле сотрудничество и партнерские отношения НКО и властных органов развиваются достаточно эффективно, особенно в части реализации многочисленных социально ориентированных проектов. Государственное финансирование таких проектов постоянно возрастает.
Достаточно сказать, что в 2015 году финансирование некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, только через систему грантов Президента РФ составило почти 4,3 миллиарда рублей.
Эти ресурсы были выделены на решение проблем, которые более эффективно решаются с помощью НКО. К ним относится: защита прав и свобод человека и гражданина, социальная поддержка ветеранов и пенсионеров, формирование межконфессиональной толерантности, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия России и многие другие направления.
К сожалению, не все некоммерческие организации имеют возможность воспользоваться этими и другими финансовыми средствами. И причин здесь несколько. Это и не до конца прозрачные и понятные условия получения государственной поддержки для некоммерческих организаций на региональном уровне, и достаточно ограниченный круг НКО, ежегодно получающих эту поддержку, и фактическое отсутствие такой поддержки на местном уровне.
Все это вынуждает НКО искать другие источники финансирования, в том числе и зарубежные. Получая иностранное финансирование, часть некоммерческих организаций становится "иностранными агентами". В тоже время, очевидно, что Министерство юстиции РФ (и особенно его региональные представительства) что называется "притягивает за уши" деятельность отдельных НКО к статусу "иностранный агент".
Некоторые региональные чиновники этого ведомства пытаются выдать общественную деятельность НКО за политическую, и в этом есть еще одна проблема - отсутствие законодательно закрепленного понятия "политическая деятельность". Думается, что в этом споре окончательную точку должен поставить суд.
Говоря о тенденциях развития гражданского общества в России, необходимо отметить, что в недавнем прошлом оно преодолело противоречивую, но в целом плодотворную стадию становления. Несмотря на разные оценки, есть все основания полагать, что гражданское общество в нашей стране в целом состоялось.
Укоренилось ли гражданское общество в России? Это непростой вопрос, на который, наверное, невозможно дать однозначный ответ. Хотим мы того или нет, но различным гипотезам и предположениям вскоре предстоит пройти своего рода экспериментальную проверку.
Мы являемся свидетелями глобальных изменений в мире, в эпицентре которых находится Россия. Опыт показывает, что в нелегкие времена самоорганизация граждан способна становиться мощным фактором смягчения и преодоления кризиса (как это было, например, в XVII веке, в эпоху Смутного времени), а затем и конструктивной посткризисной реструктуризации экономических и социальных условий. Но возможен и деструктивный вариант развития самоорганизации граждан.
Все зависит, с одной стороны, от того, в каком состоянии гражданское общество входит в подобный период, а с другой - от готовности и умения государства находить взаимопонимание с гражданскими структурами. А это уже вопрос эффективного управления.
С древнейших времен лучшие умы человечества интересовались вопросами эффективности и стабильности государственного управления. Многие выдающиеся мыслители пытались найти оптимальную форму государственного устройства, при которой государство будет стабильно и устойчиво развиваться, предлагали свои модели развития. Однако, как показывает история, проблема эффективности политического управления осталась нерешенной: государственно-властные институты любой из форм государственного устройства, при отсутствии над ними эффективного общественного контроля, утрачивают свою гибкость и способность к инновациям.
Государству свойственна склонность к консервации правовых форм управления и, как следствие, к замедленной реакции на изменение общественно-политических реалий. Как показывает практика и исторические примеры, аппарат органов власти не способен самостоятельно, эффективно противодействовать негативным явлениям и внешним угрозам, используя лишь внутренние властно-аппаратные механизмы.
Опыт проведения российских реформ, начиная с Петра I, "подтвердил общемировую практику - без делегирования части полномочий обществу, которое хотя бы частично структурировано (парламенты, самоуправление, политические партии и т.д.), без цивилизованных форм обратной связи между государством и обществом даже слаженно действующий государственный аппарат обречен на проведение неэффективной политики: стратегические и тактические просчеты с долговременными негативными последствиями, решение проблем таких затрат и потерь, которые полностью или частично обесценивают достигнутые результаты" [9].
Поэтому максимальное привлечение к процессу принятия решений имеющихся в стране гражданских институтов позволит, прежде всего, повысить качество управления за счет притока новых идей и нестандартных предложений.
Гражданское общество, используя свой внутренний потенциал, способно взять на себя контролирующую и координирующую функции в механизме взаимодействия органов власти с гражданами и воздействовать на принятие решений так, чтобы направлять государственную политику на путь наиболее эффективного развития и предотвращать проявление деструктивных тенденций в государстве.
В этой связи, важной вехой в развитии института Уполномоченного в Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека", который был инициирован Президентом РФ В.В. Путиным.
Принятие данного закона не только закрепило институт Уполномоченного в федеральном законодательстве, но и систематизировало работу региональных Уполномоченных.
В ушедшем году события в России проходили на фоне продолжающихся тревожных политических процессов на Украине, которые несут потенциальную опасность для безопасности всего региона. Перед лицом внешних проблем и вызовов нам необходимо найти ту духовную основу, которая станет объединяющей для народов нашей страны. Одной из таких фундаментальных основ, безусловно, является Победа в Великой Отечественной войне.
В 2015 году мы праздновали знаменательную дату - 70 лет Великой Победы. Отмечая этот юбилей, мы осознаем всю грандиозность Победы над опасным и жестоким врагом - гитлеровской Германией.
Отдавая дать уважения и памяти тем, кто сражался с нацистами, мы гордимся, что именно наши деды и отцы уничтожили коричневую чуму XX века. Что именно они совершили бессмертный подвиг и спасли наше Отечество, освободили народы Европы. Их подвиг - это пример несгибаемой воли, подлинного благородства и истинного патриотизма, который является примером для всех россиян.
Победа в Великой Отечественной войне является, наверное, самой высокой вершиной в истории России.
В 2015 году миллионы граждан России и других стран приняли участие в Международной общественной историко-патриотической акции "Бессмертный полк", цель которой - сохранение семейной памяти о воинах-фронтовиках, связь поколений, увековечивание народного подвига в Великой Отечественной войне. Участники акции 9 мая ежегодно проводят шествие с портретами родственников - участников войны.
В Краснодарском крае также состоялась эта акция. В 2015 году акция "Бессмертный полк" стала самой многочисленной за последние годы. Всего в ней приняли участие 360 тысяч кубанцев [10]. И это не случайно, ведь в годы Великой Отечественной войны полмиллиона жителей Кубани отдали свои жизни ради Великой Победы.
Эта акция стала действительно всенародной, когда, откликаясь на зов сердца, подчиняясь внутреннему порыву, люди отдают дань памяти павшим героям самой страшной войны в истории человечества.
Переходя к анализу ситуации в Краснодарском крае, необходимо отметить, что Кубань динамично развивается. На протяжении длительного времени её отличает социальная, экономическая и политическая стабильность.
Главным политическим событием 2015 года, бесспорно, стали выборы главы администрации (губернатора) Краснодарского края. Можно без преувеличения сказать, что прошедшие выборы во многом определили вектор развития нашего региона на ближайшие годы, а победа на них В.И. Кондратьева стала закономерной.
Важно также отметить, что состоявшиеся выборы были прозрачными и прошли без существенных нарушений. Это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству избирательной комиссии Краснодарского края, Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и институтов гражданского общества, а также большому количеству наблюдателей. Всего за проведением выборов следило свыше 16 тысяч наблюдателей.
В ходе подготовки и проведения выборов была проведена большая работа по общественному мониторингу выборов, в которой активное участие приняли Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, краевая Общественная палата, различные общественные организации.
Отдельно следует отметить эффективную работу, проведенную членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, сопредседателем Ассоциации "Гражданский контроль" А.С. Бродом, который в ходе подготовки и проведения выборов неоднократно бывал в Краснодарском крае и многое сделал для организации общественного мониторинга.
Именно НКО оказали серьезную помощь в мониторинге выборов, главной целью которого являлось выявление и пресечение возможных правонарушений.
Все это помогло минимизировать нарушения и обеспечить надежную защиту избирательных прав граждан.
Тема общественного мониторинга и обеспечения прав граждан на выборах будет, безусловно, актуальна в 2016 году во время парламентских выборов.
Именно об этом шла речь на прошедшем в декабре 2015 года совместном совещании российских уполномоченных по правам человека с участием федеральных министров, первого заместителя руководителя администрации Президента РФ В.В. Володина, который призвал уполномоченных к большей вовлеченности в контроль за соблюдением прав человека на выборах. "Очень многое зависит от вас в плане подготовки к выборам. Все должны понимать, что уполномоченные по правам человека стоят на страже прав граждан. Нам нужно сделать всё, чтобы выборы прошли легитимно и выбор каждого человека был защищен", - отметил он [11].
Это, безусловно, придаст новый импульс сотрудничеству и взаимодействию между Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае, краевой Общественной палатой, избирательной комиссией Краснодарского края и гражданским обществом.
Несмотря на то, что существенных нарушений в ходе выборов зафиксировано не было, жалобы все же имели место. Однако их количество несоизмеримо меньше, чем, например, в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ, состоявшихся в 2011 году.
Уполномоченный полагает, что судебные органы примут справедливое решение по каждой жалобе.
Повышение активности институтов гражданского общества, в том числе в ходе избирательной кампании, было обусловлено и визитом в Краснодарский край Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, о котором много говорилось.
Важно отметить, что члены Совета отмечают позитивные изменения, произошедшие в крае в 2015 году [12]. Власти региона выполнили рекомендации президентского Совета, которые были даны еще в 2014 году, и на регулярной основе стали работать с различными общественными организациями, в том числе и с теми, кто критикует власть. К власти постепенно приходит понимание, что критика - это не попытка ущемить власть или усомниться в ее дееспособности, наоборот - это желание помочь, найти другие, наиболее оптимальные варианты решения различных проблем.
А проблемы есть. Согласно социологическим исследованиям, проведенным Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии", самыми тревожными, злободневными для кубанцев являются следующие проблемы: коррупция (23%), низкая заработная плата (17%), рост цен на продукты и непродовольственные товары (16%), высокие тарифы ЖКХ (14%), проблемы экологии (11%), наркомания и алкоголизм (7%), рост цен на горючее (6%).
Анализ данных показывает, что проблема коррупции является общероссийским трендом, характерным, в том числе, и для Кубани. По мнению некоторых региональных экспертов, "из сравнения опросов просматривается явное усиление недовольства кубанцев злоупотреблениями чиновников различного уровня. Это объясняется возросшим национальным самосознанием и добавившимися социально-экономическими трудностями. Коррупция из экономической проблемы на Кубани перешла в политическую" [13]. Это и не удивительно, учитывая громкие коррупционные скандалы, произошедшие на Кубани в 2015 году [14].
Отдельно необходимо остановится на острых социальных проблемах в ряде муниципальных образований Краснодарского края.
Наиболее вопиющие случаи произошли в Кавказском районе. В течение нескольких лет жильцы одного из многоквартирных домов, расположенного в г. Кропоткине, не могли добиться от властей справедливости.
Этот дом, в котором проживают 170 человек, в том числе 23 ребёнка и 9 инвалидов, 22.04.2012 года в судебном порядке был признан аварийным и подлежащим сносу. Однако местные власти не потрудились его включить в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Обеспокоенные сложившейся ситуацией жители аварийного дома обратились к Уполномоченному. Для решения этой проблемы были предприняты необходимые меры. В апреле 2015 г. по инициативе Уполномоченного в администрации муниципального образования Кавказский район было проведено совещание, в котором приняли участие представители правоохранительных органов, депутатского корпуса, различных контрольных и надзорных ведомств, жители аварийного дома. Был выработан план дальнейших действий.
О сложившейся проблеме был проинформирован глава администрации (губернатор) Краснодарского края В.И. Кондратьев, и только после его вмешательства дело сдвинулось с мертвой точки.
В сентябре 2015 г. администрация Кропоткинского городского поселения заключила контракт со строительной организацией о возведении двух многоквартирных домов, которые буду выкуплены для переселения граждан после ввода их в эксплуатацию. Планируется, что жильцы аварийного дома переедут в новые квартиры весной-летом 2016 года.
Конечно, хорошо, что граждане наконец-то смогут реализовать свое конституционное право на жилище. Конечно, хорошо, что справедливость восторжествовала. Но напрашивается вопрос, почему местные власти столько лет упорно не хотели слышать людей, не желали выполнять решение суда? Почему они не предприняли всех необходимых мер для решения проблем граждан? И почему потребовалось личное вмешательство губернатора, чтобы проблема была решена? Что это: неумение управлять или нежелание прислушиваться к нуждам и чаяниям людей, выполнять российские законы?
Недоумение вызывает также и другой случай, связанный с приобретением жилья для детей-сирот в станице Кавказской Кавказского района. К Уполномоченному по правам человека обратились молодые люди, которые проживают по улице 60-лет СССР и сообщили, что многоквартирный дом, в котором они проживают, построенный в 2014 году, имеет множество строительных дефектов - это неправильно подведенное отопление, неработающая вентиляция, сырость, плесень, трещины на фасаде и фундаменте здания.
В ноябре 2015 г. по инициативе Уполномоченного был организован выезд сотрудников аппарата, которые встретились с жильцами дома N 7 "б" по улице 60-лет СССР в ст. Кавказская. Факты, указанные жильцами, нашли свое подтверждение.
В этой ситуации следует отметить пассивное участие администрации муниципального образования Кавказский район, несмотря на то, что именно она является собственником этого многоквартирного дома.
О сложившейся ситуации был проинформирован прокурор Краснодарского края Л.Г. Коржинек.
Состоялась выездная проверка технического состояния этого дома, в которой приняли участие представители краевой и районной прокуратуры, Роспотребнадзора, Госстройнадзора, краевого БТИ и жилищной инспекции. Специалисты подтвердили существующие проблемы. Более того, у них возникли вопросы и к состоянию фундамента дома.
По итогам проверки прокурор Кавказского района Н.Н. Борозенец обратился в Кропоткинский городской суд с исковым заявлением о возложении обязанности устранить нарушения жилищных прав граждан на администрацию муниципального образования Кавказский район и ООО "Стройсервис".
Конечно, все это обнадеживает, особенно оперативная реакция краевой прокуратуры и лично Л.Г. Коржинека. Теперь дело за судом. Справедливость должна восторжествовать!
Но очень обидно за жильцов этого дома, которые еще вчера были детьми, а сегодня уже столкнулись с таким презрительным, бездушным отношением местных чиновников к их судьбе. Думается, что люди, которые и так обделены судьбой, должны чувствовать надежную защиту со стороны государства.
И снова возникают вопросы к местным властям...
Потрясла также ситуация с дольщиками жилищного комплекса "Армада" в г. Краснодаре. В декабре доведенные до отчаяния люди разбили палатки у незаконченной новостройки и объявили голодовку.
По информации администрации муниципального образования город Краснодар, первоначальный срок ввода в эксплуатацию этого дома - декабрь 2014 года, а срок передачи квартир дольщикам - первый квартал 2015 года. Но на этапе строительства между застройщиком ЗАО "Кубанькапстрой", генподрядчиком ООО "Стройстиль" и инвестором ООО "АрмадаГрад" возникла спорная ситуация в части расходования денежных средств.
Можно понять людей, которые купили жилье и заплатили свои деньги. Кто-то взял кредит, который нужно исправно платить. Ведь банку все равно - вселился ты уже или нет, и кто в этом виноват. И при этом людям еще самим нужно постоянно держать ситуацию под контролем? Спасение утопающих - дело рук самих утопающих? Где же здесь справедливость? Так не должно быть!
Конечно, людей вынудили начать голодовку. И им все равно, какие проблемы у застройщика с генподрядчиком и инвестором. Заплачены деньги, все сроки прошли. Что нужно еще сделать, как людям привлечь внимание к своей проблеме?
Тревожна история с невыплатой задолженности по заработной плате перед 575 работниками ЗАО "Краснодарский станкостроительный завод "Седин". Общая сумма задолженности составила почти 34 миллиона рублей.
Совершенно логично, что это привело к публичным мероприятиям протестного характера. Люди были вынуждены выйти на улицы, чтобы отстоять свои права. Хорошо, что в итоге проблема была разрешена, и 30 декабря 2015 года долг был погашен. Однако действия руководства завода, которые позволили ситуации дойти до крайней точки кипения, были не просто не профессиональными, а противозаконными.
Не платить гражданам честно заработанные ими деньги нельзя, а с учетом непростых экономических реалий сегодняшнего дня - недопустимо категорически!
Удивительная история произошла и в Крымском районе. По информации краевых СМИ, там выделили 65 млн. рублей на содержание футбольный команды "Витязь".
В то же время в Крымском районе у ряда бюджетных учреждений имеется просроченная кредиторская задолженность, так в центральной районной больнице она составляет 31 млн. рублей [15].
Конечно, поддержка массового спорта может только радовать. Но она не должна ущемлять права граждан, в частности на медицинское обеспечение. Направлять такую сумму на содержание районной футбольной команды при целом комплексе не решенных проблем в социальной, жилищно-коммунальной, иных сферах не только не целесообразно, но в некоторой степени даже цинично!
Еще одна острая проблема - это работа переправы через Керченский пролив, который соединяет Крым с Краснодарским краем.
Если в 2014 году она вызывала много нареканий граждан, то в 2015 году ситуация изменилась в положительную сторону. Власти обратили на эту проблему самое пристальное внимание.
Для обеспечения бесперебойной работы переправы были приложены максимальные усилия, как со стороны Краснодарского края, так и со стороны Республики Крым. Количество паромов было увеличено до 12, еще три парома было в резерве. Это позволило во время пиковых нагрузок в июле 2015 года за сутки перевезти 35,6 тысячи пассажиров и 11,5 тысячи легковых автомобилей [16].
Кроме того, на случай экстренных ситуаций были подготовлены службы, которые могли оперативно обеспечить горячим питанием и медицинской помощью всех желающих.
Все это позволило переправе работать практически без сбоев. В этом лично убедился и Уполномоченный. Необходимо отметить, что ни одной жалобы или обращения по этой проблеме в адрес Уполномоченного не поступало.
Еще одна проблема, получившая широкий общественный резонанс, - это внедрение системы "Платон" (взимание платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн).
По мнению инициаторов этого новшества, имеющихся денежных средств недостаточно для того, чтобы поддерживать дорожную инфраструктуру в надлежащем состоянии в существующих условиях эксплуатации. Поэтому и было принято решение о сборе дополнительного налога.
Мысль Правительства РФ вполне понятна и логична. Нелогично, как это часто бывает, ее претворение в жизнь. Решение было принято без широкого общественного обсуждения, что справедливо вызвало волну негодования и протеста, в том числе и на территории Краснодарского края.
Очевидно, что для реализации этой системы необходим конструктивный диалог всех заинтересованных сторон.
В фокусе общественного внимания в 2015 году были и стихийные бедствия, которые, к сожалению, не обошли стороной наш край. От паводка пострадали жители города Армавира и Сочи, а также Лабинского, Мостовского, Отрадненского районов.
Пострадавшими от стихийного бедствия признаны 4,5 тысячи человек. В зоне затопления оказались 2 тысячи домовладений. Ущерб от затопления был оценен в 1,45 млрд. рублей, из которых возмещение по утраченному имуществу жителям составляет более 900 млн. рублей [17].
Однако в результате слаженных действий спасателей, органов местного самоуправления, быстро и хорошо организованных аварийно-спасательных работ, удалось избежать самого главного - человеческих жертв.
Говоря о проблемах, нельзя не сказать и об успехах и достижениях нашего края в 2015 году.
Прежде всего, это успехи наших аграриев. В 2015 году был побит рекорд 2014 года по уборке зерна. На конец июля валовой сбор составил более 9,4 миллиона тонн, что почти на 1 миллион тонн больше прошлогоднего показателя на этот же период.
Урожайность на 3,2 ц/га оказалась выше уровня 2014 года и составила 58,5 ц/га. В половине районов Кубани урожайность превысила 60 ц/га, а в Тимашевской районе - собрали более 70 ц/га.
Объем производства зерновых колосовых и зернобобовых культур - 9,5 миллионов тонн, и это на 300 тысяч тонн выше 2014 года [18].
Хотелось бы также отметить достижения в курортной сфере. По информации Министерства курортов и туризма Краснодарского края, по сравнению с 2014 годом количество отдыхающих увеличилось на 103%. В крае почти 1000 коллективных средств размещения и более 2,5 тысяч мини-отелей. Возросло и количество так называемых "неорганизованных" туристов, экскурсантов и однодневных посетителей. В "высокий сезон" на курортах края отдохнуло 6,5 млн. человек.
Однако курортная отрасль не стоит на месте. Разрабатывается дорожная карта по обустройству пляжей, включая ежегодное увеличение их площади на 10%. Уже определены территории, требующие принятия неотложных мер по улучшению их санитарного состояния. Также сформирован перечень мероприятий по сохранению и комплексному развитию Азово-Черноморского побережья.
Кроме того, проводится работа с собственниками средств размещения о необходимости классификации. К июлю 2016 года "звезды" должны получить более чем 3,6 тысяч гостиниц.
В Сочи, Анапе, Геленджике, Новороссийске, Туапсинском, Темрюкском, Ейском и Приморско-Ахтарском районе утверждены схемы мест размещения нестационарных торговых объектов, их количество и единообразие внешнего вида [19].
Безусловно, успехи в этой отрасли заметны! Но нам еще есть, куда расти, особенно в части сервиса. Думается, мы могли бы поставить задачу достижения уровня обслуживания и сервиса гостей края на уровне ведущих мировых туристических центров.
Заключение
Вызовы, с которыми России пришлось столкнуться в 2015 году, привели к существенному пересмотру целого ряда государственных приоритетных задач. Сегодня можно с уверенностью сказать, что минувший год стал отправной точкой для перезагрузки всей системы общественных отношений. Это касается не только пересмотра стратегии экономического развития страны, но и изменения характера взаимоотношений государства с бизнесом и обществом в целом.
Опора на собственные силы - это актуальный тренд, который получил свое выражение в программах развития импортозамещения.
Эта идея стала одной из ключевых в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ в 2015 году: "Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже и не быть. Конечно, власть должна слышать людей, объяснять суть возникающих проблем и логику своих действий, видеть в гражданском обществе и в бизнесе равных партнеров" [24].
Сказанное выше имеет самое непосредственное отношение к Кубани. Знаковым событием 2015 года стали выборы главы администрации (губернатора) Краснодарского края, которые, без сомнения, определили развитие Кубани на ближайшие годы.
Знаковость прошедших выборов заключается в том, что это первые с 2004 года всенародные выборы главы исполнительной власти нашего края. С другой стороны, они открыли собой новый большой избирательный цикл: 2016 год - выборы депутатов Государственной Думы РФ, 2017 - депутатов Законодательного Собрания края, и, наконец, 2018 - выборы Президента Российской Федерации.
В связи с этим, особенную важность приобретает тема обеспечения прав граждан на выборах. Все возрастающую роль в этом процессе может и должен играть общественный контроль. Это не только усилит их прозрачность, но и, главное, обеспечит их легитимность. Ведь не высокий процент набранных голосов, а именно честные и конкурентные выборы повышают доверие граждан к власти.
Участие уполномоченных по правам человека в мониторинге соблюдения прав граждан на выборах, без сомнения, будет играть важную роль. Это было особо отмечено на совместном совещании российских уполномоченных по правам человека с участием первого заместителя руководителя администрации Президента РФ В.В. Володина.
Общественный контроль - это действенный инструмент, который можно эффективно использовать не только в ходе выборов, но и в рамках проведения мониторинга различных общественно значимых проблем для их решения. Именно поэтому хотелось бы выразить благодарность Законодательному Собранию Краснодарского края за содействие в реализации идеи института общественных помощников Уполномоченного в муниципальных образованиях края. Деятельность общественных помощников позволит оперативно решать вопросы, связанные с нарушением прав человека.
Анализ состояния прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае в 2015 году позволяет сделать вывод о том, что гарантии реализации прав и свобод человека в целом обеспечивались, а имевшиеся факты их нарушений не носили системного характера.
Вместе с тем, в 2015 году отмечено некоторое увеличение количества обращений к Уполномоченному - на 10% по сравнению с 2014 годом. Сам факт обращения к Уполномоченному говорит о возрастающей информированности населения о деятельности государственного правозащитного института, о совершенствовании форм и методов его работы с гражданами, государственными органами, общественными правозащитными организациями, научным сообществом.
Граждане должны обладать необходимыми знаниями в области права, чтобы уметь отстаивать свои права. Именно поэтому правовое просвещение граждан - одна из важных задач деятельности Уполномоченного по правам человека.
В этом направлении Уполномоченный отмечает позитивные перемены. В минувшем году продолжилось взаимодействие с ведущими вузами края, научным и экспертным сообществом, средствами массовой информации. Развитию правового просвещения граждан способствовали бы разработка и реализация краевой программы "Правовое просвещение населения Краснодарского края", которая позволит обучать представителей правозащитных организаций, сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, граждан основам защиты прав человека.
В Докладе за 2014 год Уполномоченный уже говорил о необходимости такой программы. К сожалению, эта идея не получила своего развития, а между тем, ее актуальность все больше подтверждается реалиями сегодняшнего дня.
Еще одна проблема, которая обращает на себя внимание и не может не вызывать озабоченности, - это сокращение числа правозащитных НКО в крае. Следует отметить, что, несмотря на все увеличивающийся объем финансирования региональных НКО, правозащитные организации находятся вне поля государственной поддержки, и их потенциал не используется органами власти в должной мере.
Уполномоченный полагает, что не использовать энергию тех общественных сил, которые готовы и хотят участвовать в решении существующих социальных проблем, было бы неверным. Наоборот, необходимо поощрять и поддерживать инициативы, реализация которых принесет общественную пользу и сохранит государственную стабильность.
Для этого следует определить и внедрить эффективно работающие механизмы, способные трансформировать государственные финансовые ресурсы в совокупную общественную пользу, производимую российскими НКО. Дело в достаточности этих механизмов, их адекватности требованиям времени.
В свою очередь, Уполномоченный для решения существующих проблем полагает необходимым:
Во-первых, обеспечить доступность государственных субсидий для всех без исключения региональных НКО. Многие НКО не могут привлечь финансовые ресурсы для реализации своих социально значимых проектов, что возможно говорит о недостаточной прозрачности существующего порядка.
Во-вторых, организовывать и проводить конкурсы грантов для поддержки общественно полезных программ некоммерческих организаций по основным направлениям деятельности органов государственной власти края. По каждому направлению можно определить независимого НКО-оператора, пользующегося доверием в гражданском обществе. Главной задачей этого НКО-оператора должна стать оценка эффективности представляемых на конкурс программ.
В-третьих, оказать содействие или выступить с инициативой создания общественного экспертно-методического центра, который бы занимался организационной помощью НКО, подготовкой грантовых программ, а также экспертных заключений. Это способствовало бы повышению качества их программ, а также их конкурентных преимуществ.
В-четвертых, предоставить органам исполнительной власти Краснодарского края возможность выделения бюджетных средств для финансирования общественно полезных программ НКО в рамках своей компетенции.
И, наконец, в-пятых, создать на территории муниципальных образований эффективный механизм финансовой поддержки некоммерческих организаций. Уполномоченный полагает, что таким механизмом могло бы стать выделение средств местным НКО со стороны органов государственной власти и местного самоуправления на основе софинансирования.
В 2015 году особой остротой отличались проблемы реализации конституционного права граждан на жилище. Анализ обращений граждан показал, что в настоящее время к числу наиболее актуальных проблем относятся: реализация права на жилище; переселение из аварийного жилья; сбор средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Хотелось бы напомнить, что Указом Президента РФ N 600 от 7 мая 2012 г. "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в числе других мер была определена оптимизация проведения мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда.
Однако до сих пор эта проблема на местном уровне решается с большим трудом. Постоянно возникают различные преграды, которые не дают возможность гражданам реализовать право на жилище, благоприятные условия проживания. Зачастую они не располагают достоверной информацией об использовании государственных средств, выделяемых на ликвидацию аварийного жилья.
Уполномоченный держит на контроле факты нарушения жилищного законодательства со стороны органов местного самоуправления. Часто в результате их бездействия нарушаются гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина.
Если говорить в цифрах, то на начало 2015 г. в 23-х муниципалитетах края насчитывалось 156 домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г. В этих домах 1 400 помещений, где проживает 3 219 человек. Для их расселения краю требуется примерно 2,5 млрд. рублей.
Для края - это деньги немаленькие, но граждане рассчитывают на скорейшее переселение, ждут активных действий от органов власти и, конечно, они не должны стать заложниками неэффективной работы чиновников на местах. А это, к сожалению, имеет место.
Еще одна тема, которая вызывает много вопросов и бурю негодования у граждан - это сбор средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Тема непростая и крайне противоречивая. Сам вопрос - платить или не платить - не вызывает сомнений: согласно закону, вносить взносы на оплату капитального ремонта - это обязанность граждан. Однако у них нет понимания того, на что будут потрачены их деньги, кто, как и когда будет проводить капитальный ремонт? Фактически, граждане дезориентированы. И пока на эти вопросы нет четких, ясных и компетентных ответов, стоит ли удивляться, почему многие в этой ситуации просто не платят.
Создается впечатление, что региональный оператор - некоммерческая организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" - не заинтересован во взаимодействии с управляющими компаниями и ТСЖ по проведению разъяснительной работы среди населения, а также в прозрачности информации для граждан.
Уполномоченный полагает, что целесообразным было бы совместное с управляющими компаниями и ТСЖ создание полного реестра домов, требующих капитального ремонта, с указанием конкретных сроков и затрат. Жильцы должны знать, в каком году их дом будет отремонтирован. Информация должна быть доступной и размещена на сайтах администраций муниципальных образований, опубликована в местной прессе.
Кроме того, жильцам нескольких домов надо дать возможность объединиться и создать один расчетный счет для оплаты ремонта домов по очереди. Это позволит четко понимать какой дом и когда будет отремонтирован.
Завершая Доклад, хотелось бы обратить внимание на то, насколько динамично сегодня развивается наше общество. Граждане не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, понимая, что от личной инициативы зависит многое. Все это представляет собой большую ценность. Каждый, кто готов брать на себя ответственность, должен быть вовлечен в реализацию планов развития страны, конкретных регионов и муниципалитетов.
Ведь если государство и общество действуют в одной связке, в атмосфере сотрудничества и доверия, готовы нести ответственность - это и есть залог успеха в любом значимом, подлинно важном деле.
Примечания
1. http://www.tvc.ru/news/show/id/67129
2. http://www.1tv.ru/news/world/274363
3. http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115358
4. http://fom.ru/Ekonomika/11554
5. http://wciom.ru/news/ratings/vospriyatie_inflyacii/
6. http://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_gosudarstvennyx_insti tutov/
7. См., напр.: Гевелинг Л.В. Клептократия. Социально-политическое измерение коррупции и негативной экономики. М., 2001. С.10.
8. http://infographics.wciom.ru/theme-archive/politics/internal-policy/corru ption/article/borba-s-korrupciei-missija-vypolnima.html
9. Данилов А.Г. Россия: на перекрестках истории XIV-XIX вв. Ростов-на-Дону, 2010. С. 213.
10. http://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/280064/
11. http://izvestia.ru/news/598636
12. См., напр.: http://president-sovet.ru/members/blogs/post/1522/
13. http://krasnodar.rusplt.ru/index/Gennadiy-Podlesnyi-o-novom-sotsioigiches kom-issledovanii-16731.html
14. См., напр.: http://www.yuga.ru/articles/society/7109.html
15. http://golos-kubani.ru/v-byudzhete-krymskogo-rajo1na-na-2015-god-nashli-o shibku-v-65-mln-rublej
16. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/265883/
17. http://izvestia.ru/news/588859
18. http://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/287166/
19. http://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/286816/
20. http://grants.oprf.ru/news/portal/p470
21. http://vz.ru/news/2015/11/5/776291.html
22. www.facebook.com/Уполномоченный-по-правам-человека-в-Краснодарском-крае-4 13148215540660
23. http://ria.ru/world/20151022/1306183105.html
24. http://kremlin.ru/events/president/news/50864
Приложения
Диаграмма 1
Классификация обращений, поступивших в адрес Уполномоченного в 2015 году
Диаграмма 2
Классификация жалоб по категориям
Диаграмма 3
Классификация жалоб по субъектам органов власти
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2015 год
Текст доклада официально опубликован не был