Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Основные результаты деятельности министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края за 2015 год
Доклад представлен субъектом бюджетного планирования - министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство), который отражает результаты и основные направления деятельности министерства.
Оценка перспектив развития агропромышленного комплекса края на ближайшие три года была проведена исходя из сценарных условий прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на среднесрочную перспективу, с применением индексов-дефляторов, рекомендуемых Минэкономразвития России, а также с учетом целей и задач, поставленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, в соответствии с положением о министерстве, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 года N 741, является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим функции по государственной поддержке и реализации государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности.
В обеспечении устойчивого развития экономики Краснодарского края важнейшее место отводится сельскому хозяйству - отрасли, обеспечивающей не только продовольственную безопасность, но и определяющую социальную атмосферу края.
В 2015 году министерство являлось координатором и государственным заказчиком государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 14 октября 2013 года N 1204 (далее - Госпрограмма), реализующаяся по следующим мероприятиям и подпрограммам:
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 июля 2015 г. N 667 названное постановление признано утратившим силу с 1 января 2016 г.
"Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства";
"Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства";
"Устойчивое развитие сельских территорий";
"Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае";
"Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края";
"Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края";
1. Государственная программа Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
Цели программы:
устойчивое развитие сельских территорий;
развитие животноводства на территории Краснодарского края;
развитие растениеводства на территории Краснодарского края;
повышение финансовой устойчивости предприятий АПК;
научное и кадровое обеспечение АПК Краснодарского края;
повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства;
улучшение и стабилизация эпизоотической ситуации на территории Краснодарского края.
Задачи программы:
содействие улучшению жилищных условий сельского населения;
развитие социальной и инженерной инфраструктуры;
создание условий для сохранения и восстановления почвенного плодородия;
стимулирование увеличения производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
создание условий для строительства объектов и приобретения оборудования животноводства;
содействие улучшению генетического потенциала, количества и качества животноводческой продукции;
повышение уровня душевого потребления продукции растениеводства и животноводства;
поддержка малых форм хозяйствования в АПК;
создание условий для обновления материально-технической базы машинно-тракторного парка;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях развития АПК;
содействие увеличению количества обучающих мероприятий для специалистов АПК;
совершенствование системы информационного обеспечения в сфере АПК;
предупреждение возникновения и распространения заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных животных, птиц, обеспечение эпизоотического благополучия на территории Краснодарского края, в том числе противоэпизоотических мероприятий по предотвращению африканской чумы свиней.
Показатели, характеризующие достижение целей и задач изложены в Приложении N 1 к Докладу "Показатели достижения целей и решения задач государственных программ, результаты реализации ведомственных целевых программ, а также непрограммных направлений деятельности" (далее - приложение N 1).
Причины невыполнения и перевыполнения целевых индикаторов Госпрограммы приведены далее.
1.1. Развитие сельского хозяйства края
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) по итогам 2015 года составил 103,8% при плане 101,5%, показатель выполнен.
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) по итогам 2015 года составил 106% при плане 103,8%), показатель выполнен.
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) по итогам 2015 года составил 102,9% при плане 100,5%), показатель выполнен.
Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) по итогам 2015 года составил 101,5% при плане 101,6%". Плановый показатель, не достигнут в связи со снижением производства масла подсолнечного и колбасных изделий.
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства по итогам 2015 года составил 86,5% при плане 104,2%). Показатель не выполнен в связи с ухудшением общероссийской финансово-экономической ситуации.
Показатель энергообеспеченности сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) по итогам 2015 года составил 192,7 л. с. (выполнение показателя 103,6%) при плане 186 л. с.
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) по итогам 2015 года составила - 37% при плане 14,5%.
Среднемесячная номинальная заработная плата на одного работника в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) по итогам 2015 года составила 22 594 рубля при плане 19 287 рублей.
Среднемесячная номинальная заработная плата на одного работника в производстве пищевых продуктов (включая напитки и табак) по итогам 2015 года составила 24 538 рублей при плане 27 408 рублей.
Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций по итогам 2015 года составил 84,7% при плане 82,8%.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий (в ценах соответствующих лет) по итогам 2015 года составил 333 581,6 млн. рублей при плане 284 814,3 млн. рублей.
Доля посевной площади в общей площади пашни земель сельскохозяйственного назначения по итогам 2015 года составила 97,5% при плане 96,6%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, по крупным и средним предприятиям пищевой (безалкогольной) и табачной промышленности по итогам 2015 года составил 211 831,6 млн. рублей при плане 204 004,4 млн. рублей.
Объем отгруженных товаров по крупным и средним предприятиям рыбохозяйственного комплекса по итогам 2015 года составил 318,3 млн. рублей при плане 240 млн. рублей.
Выполнение плана проведения ветеринарно-профилактических мероприятий и противоэпизоотических мероприятий против особо опасных заболеваний, общих для человека и животных - было запланировано 100%, показатель выполнен.
Расходы консолидированного бюджета Краснодарского края на сельское хозяйство в расчете:
на 1 рубль произведенной продукции по итогам 2015 года составили 0,0243 рублей при плане 0,0225 рублей.
на одного жителя сельской местности по итогам 2015 года составили 3210,2 рубля при плане 2567,7 рублей.
1.1.1. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, повышение доступности кредитов
Исполнение показателя объема субсидируемых кредитов (займов) на срок до 1 года по итогам 2015 года составило 39 078,8 млн. рублей при плане 29 920,4 млн. рублей.
Исполнение показателя объема субсидируемых инвестиционных кредитов (займов) по итогам 2015 года составило 23 794,7 млн. рублей при плане 22 047,4 млн. рублей.
1.1.2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
Сохранение существующего уровня участия Краснодарского края в реализации Госпрограммы по итогам 2015 года составило 100%.
1.1.3. Развитие консультационных услуг, повышение квалификации
Доля муниципальных органов управления агропромышленным комплексом, использующих государственные информационные ресурсы в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом России - при плане на текущий год 56,8%, по итогам 2015 года исполнение показателя составило 100%.
Количество информационно-консультационных центров по оказанию консультационной помощи субъектам агропромышленного комплекса по итогам 2015 года составило 41 ед., показатель выполнен.
Численность работников АПК и представителей малых форм хозяйствования, прошедших переподготовку или повысивших квалификацию в 2015 году составила 610 человек при плане на год 500 человек, плановый показатель выполнен.
Показатель использования региональным органом управления АПК функциональных возможностей, предоставляемых системой государственного информационного обеспечения сельского хозяйства (далее - СГИО СХ) - был запланирован 100%. Использование региональным органом управления АПК функциональных возможностей, предоставляемых СГИО СХ составило 100%.
Проведение выставок, ярмарок и конкурсов с денежным поощрением - при плане на год 16 единиц, в 2015 году проведено 16 выставок, ярмарок, конкурсов с премированием, показатель выполнен.
1.2. Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"
Цели подпрограммы:
развитие подотрасли растениеводства;
повышение конкурентоспособности отечественной продукции растениеводства и продуктов ее переработки;
развитие садоводства и чаеводства. Задачи подпрограммы:
увеличение объемов производства основных видов продукции растениеводства;
создание условий для сохранения и восстановления почвенного плодородия;
развитие системы страхования и кредитования подотраслей растениеводства, способствующих их устойчивому развитию и снижению рисков;
развитие переработки продукции растениеводства;
увеличение объёмов производства плодово-ягодной продукции;
создание условий для развития садоводства и чаеводства.
По итогам уборки 2015 года зерновых колосовых и зернобобовых культур в первоначально оприходованном весе получено 13 983,1 тыс. тонн, что на 804,1 тыс. тонн превышает уровень 2014 года и на 2 909,6 тыс. тонн больше запланированного на 2015 год целевого показателя. Озимой пшеницы в весе после доработки собрано 8 463,9 тыс. тонн, что на 1 477 тыс. тонн превышает запланированный объем. Валовой сбор кукурузы составил 3 327,3 тыс. тонн, что на 1 418,3 тыс. тонн или на 74,3% больше предусмотренного.
Увеличение валового сбора зерновых и зернобобовых культур обеспечили благоприятные погодные условия и своевременная организация качественного проведения комплекса агротехнических работ.
Валовой сбор картофеля по итогам 2015 года составил 615,4 тыс. тонн при плане 589,9 тыс. тонн, показатель выполнен.
Валовой сбор подсолнечника (в весе после доработки) составил 1 051,9 тыс. тонн при плане 1 012,0 тыс. тонн, что на 39,9 тыс. тонн выше запланированного, показатель выполнен.
Валовой сбор сахарной свеклы составил 7 174,2 тыс. тонн при плане 7 500,0 тыс. тонн. Запланированный показатель, не достигнут в результате снижения урожайности сахарной свеклы и засушливой погодой в период роста свеклокорней. Вместе с тем объем производства, больше на 425,3 тыс. тонн к уровню 2014 года.
Производство овощной продукции по итогам 2015 года составило 869,8 тыс. тонн при плане 736,7 тыс. тонн. Показатель выполнен. Вместе с тем, больше на 102,9 тыс. тонн уровня 2014 года.
Валовой сбор урожая плодов и ягод запланирован в объеме 187 тыс. тонн, фактический объем собранных плодов и ягод составил 359,7 тыс. тонн или 192,4%о от запланированного объема.
Наличие многолетних насаждений на начало года (сады) - при плане 34,4 тыс. га фактически площадь садов в крае составила 34,3 тыс. га.
Площадь закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений на территории Краснодарского края произведена на площади 1,242 тыс. га или 103,5% от запланированного объема закладки садов.
Производство сахара белого свекловичного в твердом состоянии по итогам 2015 года составило 1 126,4 тыс. тонн при плане 1 092, 0 тыс. тонн или 103,2%, показатель выполнен.
Производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур; смеси из них по итогам 2015 года составило 470,7 тыс. тонн при плане 540,0 тыс. тонн. Уменьшение объемов производства муки связано с ростом цен на зерно пшеницы хлебопекарной, и как следствие, снижение конкурентоспособности с мукомольной продукцией регионов России. Также на падение объемов производства повлияло снижение спроса на муку хлебопекарных предприятий.
Показатель производства крупы был запланирован в объеме 384,5 тыс. тонн, было произведено 342,1 тыс. тонн. Невыполнение показателя объема производства крупы связано со снижением площади сева риса на 5,7 тыс. га.
Производство масла подсолнечного нерафинированного и его фракций запланировано в объеме 796,3 тыс. тонн, фактически произведено 607,6 тыс. тонн. Показатель не выполнен, по причине высокой стоимости маслосемян подсолнечника, снижения экспортных поставок и низких оптовых цен на сырое подсолнечное масло, что привело к низкой экономической эффективности производства.
Производство хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами запланировано в объеме 4,0 тыс. тонн, произведено 4,1 тыс. тонн. Показатель выполнен.
Производство плодоовощных консервов запланировано в объеме 1 004,6 млн. усл. банок, фактически произведено 1 264,6 млн. усл. банок, что составляет 125,9% от запланированного объема.
Рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве в 2015 году составил 10,6% при плане 0,5%. Государственная погектарная поддержка и популяризация экологизации земледелия способствовали увеличению объемов приобретения и применения биологических средств в растениеводстве в последние годы.
Приобретение сельскохозяйственной техники сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей:
трактора - было запланировано 1 400 шт., приобретено 1 049 шт. или 70,9% от плана;
комбайны зерноуборочные - было запланировано 417 шт., фактически приобретено 343 шт. или 82,3% от плана;
комбайны кормоуборочные - было приобретено 11 шт. комбайнов при плане на 77 шт., что составляет 14,3%.
Выполнение показателей государственной программы по обновлению парка техники сдерживалось недостатком у сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовых средств, вызванным опережающим ростом цен на потребляемые сельским хозяйством ресурсы по сравнению с ценами на реализацию сельскохозяйственной продукции.
Объемы привлеченных кредитов на приобретение сельскохозяйственной техники, подлежащих субсидированию составили более 2 830 млн. рублей. Показатель выполнен.
Удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади - при плане на год 15%, фактически за 2015 год составил 16,6%. Показатель выполнен.
Объем производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в ценах соответствующих лет) по итогам 2015 года составил 242,4 млрд. рублей при плане 194,4 млрд. рублей, показатель выполнен.
Установка противоградовой сетки на садах интенсивного типа по итогам 2015 года произведена на площади 170 га или 106,3% от запланированного объема установки.
Количество приобретённой сельскохозяйственной техники и оборудования для садоводства по итогам 2015 года составило 123 единицы или 102,5%) от запланированного.
Объем обследуемых площадей на землях сельхозназначения по итогам 2015 года составил 859,8 тыс. га или 172%) от плана.
1.3. Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"
Цели подпрограммы:
интенсивное развитие животноводства;
повышение эффективности производства продукции животноводства и продуктов ее переработки. Задачи подпрограммы:
наращивание объемов производства продукции животноводства на основе увеличения поголовья животных и птицы, повышение их продуктивности, реализация инвестиционных проектов и модернизация имеющегося производства;
улучшение генетического потенциала;
принятие и реализация комплекса мер, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в осуществлении строительства объектов и приобретении оборудования для животноводства;
увеличение объемов, повышение качества и расширение ассортимента мясных и молочных продуктов;
на основе строительства новых и модернизации действующих предприятий по первичной и глубокой переработке молока и мяса;
развитие системы страхования и кредитования подотраслей животноводства, способствующих их устойчивому развитию и снижению рисков;
развитие переработки продукции животноводства.
Во всех категориях хозяйств в 2015 году произведено скота и птицы на убой (в живой весе) 489,3 тыс. тонн (при плане 472,5 тыс. тонн или 103,6% от плана, в том числе: цыплят-бройлеров при плане 181,7 тыс. тонн фактически 207,7 тыс. тонн; свиней - при плане 97 тыс. тонн фактически 75 тыс. тонн; овец и коз - при плане 3,5 тыс. тонн фактически 3,5 тыс. тонн. Показатель по производству свиней на убой выполнен на 77,3%. Невыполнение показателя связано с тем, что не все пострадавшие от АЧС предприятия возобновили свою работу.
Показатель прироста производственных мощностей по убою скота и его первичной переработке был запланирован в объеме 5 тыс. тонн. Фактически прирост мощностей по итогам 2015 года не производился по причине низкой загрузки действующих мощностей сырьем.
Общий объем производства молока в хозяйствах всех категорий составил 1 328,2 тыс. тонн при плане 1 430,0 тыс. тонн или 92,9%. Невыполнение связано с сокращением поголовья коров.
Удельный вес племенного скота в общем поголовье составляет:
Крупного рогатого скота - 15,2% при плане 15,0%, свиней - 5,3% при плане 4,3%, показатели выполнены.
Производство цельномолочной продукции было запланировано в объеме 756.8 тыс. тонн, по итогам 2015 года произведено 830,1 тыс. тонн, что составило 109,9% к плану.
Производство масла сливочного и пасты масляной было запланировано в объеме 11,9 тыс. тонн, по итогам 2015 года произведено 10,1 тыс. тонн или 84,9% к плану. Снижение производства масла сливочного связано с дефицитом молока сырого в Краснодарском крае. Кроме того, произошел ассортиментный сдвиг в структуре производства молочной продукции в сторону увеличения выработки цельномолочной продукции. На невыполнение показателя повлияло также повышение цен на сырое молоко высшего сорта, в связи с недостатком его производства в животноводческих хозяйствах края, что влияет на объем производства и цену конечного продукта, снижая его конкурентноспособность. Влияние на снижение производства масла сливочного также оказали поставки продукции из регионов России, импорт из стран ближнего зарубежья.
Производство сыров и сырных продуктов было запланировано в объеме 22,5 тыс. тонн, по итогам 2015 года произведено 25,4 тыс. тонн.
Мяса и субпродуктов пищевых убойных животных на 2015 год запланировано произвести 65,5 тыс. тонн продукции, по итогам 2015 года произведено 33,7 тыс. тонн.
Мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы на 2015 год запланировано произвести 72,5 тыс. тонн продукции, по итогам 2015 года произведено 112.9 тыс. тонн или 155,7%.
Колбасных изделий было запланировано произвести 87,3 тыс. тонн продукции, по итогам 2015 года произведено 69,5 тыс. тонн. Невыполнение показателя по итогам года связано с дефицитом мясосырья и скотосырья необходимого качества, а также высокими ценами реализации краевых мясоресурсов, что препятствует обеспечению ценовой конкуренции готовой продукции краевых производителей в сравнении с колбасными изделиями, поставляемыми из регионов России.
Поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей было запланировано 45,2 тыс. голов, фактически по итогам 2015 года получено 28 тыс. голов. Показатель выполнен на 61,9%. Невыполнение показателя связано с низкой рентабельностью мясного скотоводства и отсутствием необходимых мер государственной поддержки.
Маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей по итогам 2015 года составило 25,5 тыс. голов при плане 24,5 тыс. голов, показатель выполнен.
Численность поголовья суточных цыплят-бройлеров на откорм по итогам 2015 года составила 118,1 млн. голов при плане 118,1 млн. голов, показатель выполнен.
Среднесуточный прирост живой массы цыплят-бройлеров по итогам 2015 года составил 50,0 грамм при плане 50,0 грамм, показатель выполнен.
Расход кормов на 1 кг прироста живой массы цыплят-бройлеров по итогам 2015 года составил 1,9 кг при плане 1,9 кг, показатель выполнен.
Численность поголовья свиней по итогам 2015 года составила 437,4 тыс. голов при плане 315 тыс. голов, показатель выполнен.
Объем производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в ценах соответствующих лет) запланирован на уровне 90,4 млрд. рублей, исполнение показателя по итогам 2015 года составило 91,1 млрд. рублей, показатель выполнен.
1.4. Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий"
Цели подпрограммы:
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;
формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Задачи подпрограммы:
удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере ЛПХ;
грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.
Объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, в том числе объем ввода (приобретения) жилья молодыми семьями и молодыми специалистами при плане 10 545 кв. м, по итогам 2015 года введено 10 629 кв. м.
Количество молодых семей и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия по итогам 2015 года составило 102 семьи при плане 101 семья.
Ввод в действие сети плоскостных спортивных сооружений - на 2015 год запланировано 3 000 кв. м, показатель выполнен.
Ввод в действие распределительных газовых сетей - план 48,4 км, введено 60,5 км.
Показатель уровня газификации жилых домов (квартир) сетевым газом в сельской местности был запланирован на 76,2%, выполнение показателя по итогам 2015 года - 100%.
Показатель ввода в действие локальных водопроводов по итогам 2015 года составил 42,6 км при плане 32,3 км, показатель выполнен.
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой выполнен по итогам 2015 года на 100% при плане 69,2%.
1.5. Подпрограмма "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае"
Цели подпрограммы:
повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий;
повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов.
Задачи подпрограммы:
предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения;
увеличение объема производства основных видов продукции растениеводства за счет гарантированного обеспечения урожайности сельскохозяйственных культур вне зависимости от природных условий;
повышение водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения;
предотвращение процессов подтопления, затопления и опустынивания территорий для гарантированного обеспечения продуктивности сельскохозяйственных угодий;
достижение экономии водных ресурсов за счет повышения коэффициента полезного действия мелиоративных систем, внедрения микроорошения и водосберегающих аграрных технологий, а также использования на орошение животноводческих стоков и сточных вод с учетом их очистки и последующей утилизации отходов.
Прирост объема производства продукции растениеводства на землях сельскохозяйственного назначения за счет реализации мероприятий подпрограммы (нарастающим итогом "с" и "до") по итогам 2015 года составил 28% при плане - 26%, показатель выполнен.
Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования выполнен и составил 5,15%.
Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления произведена на площади 0,08 тыс. га при плане 0,08 тыс. га, показатель выполнен.
Сохранение существующих и создание новых высокотехнологичных рабочих мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий - было запланировано 95 рабочих мест, показатель выполнен на 110,5%).
Сокращение доли государственной собственности Российской Федерации в общем объеме мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (убывающим итогом "с" "до") был выполнен в полном объеме.
Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы представлена в разрезе следующих показателей на 2015 год:
плановая общая площадь орошения овощных культур - 44,85 тыс. га, фактически было достигнуто в 2015 году - 46,47 тыс. га или 103,6% к плану;
валовой сбор овощных культур - 736,7 тыс. тонн, фактически валовый сбор составил за 2015 год по итогам уборки овощных культур 869,8 тыс. тонн.
1.6. Подпрограмма "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края"
Цель подпрограммы - создание условий для развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и улучшения материального положения жителей сельской местности, а также повышения занятости и жизненного уровня сельского населения
Задачи подпрограммы:
развитие производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования в АПК;
организация системы сбыта, транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования в АПК;
организация системы переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования в АПК;
организация системы учета производства и реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования в АПК.
Прирост численности семейных животноводческих ферм за счёт грантов, предоставленных из федерального и краевого бюджетов по итогам 2015 года составил 11 ед. при плане 3 ед., показатель выполнен.
Показатель прироста численности крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров за счёт грантов и единовременной помощи предоставленных из федерального и краевого бюджетов при плане 7 ед. перевыполнен и составил 24 ед.
Прирост численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различной специализации на 2015 год запланировано 5 ед., показатель не выполнен и составил 4 ед., невыполнение связано с низким объемом финансирования программы.
Прирост численности членов кооперативов на 2015 год было запланировано 50 ед., показатель не выполнен, в связи с низким объемом финансирования программы.
Количество построенных жилых домов в сельских усадьбах на текущий год запланировано 3 ед., показатель выполнен.
Объем субсидируемых кредитов (займов), привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами при плане 1 774,02 млн. руб., показатель выполнен на 38,2% (4 640,0 млн. рублей), показатель не выполнен по причине высоких процентных ставок по кредитам малым формам хозяйствования.
По итогам 2015 года в кооперативах создано 8 рабочих мест, что выше планового показателя на 33,3%).
1.7. Подпрограмма "Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края"
Цель подпрограммы - создание условий для устойчивого функционирования и развития рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края.
Задачи подпрограммы:
развитие производства рыбы;
удовлетворение растущего спроса населения Краснодарского края на рыбную продукцию.
Показатель производства товарной рыбы выполнен на 122,6% при плане 14 800 тонн.
Показатель добычи мелкосельдевых видов водных биоресурсов выполнен на 183,4% при плане 17 000 тонн.
Производство товарно-пищевой рыбной продукции из водных биоресурсов запланировано в объеме 22 000 тонн, показатель выполнен на 168,3% (факт 37 015,2 тонн).
1.8. Подпрограмма "Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Краснодарском крае и развитие государственной ветеринарной службы Краснодарского края"
Цель подпрограммы - совершенствование ветеринарно-санитарного благополучия в Краснодарском крае, направленного на предупреждение и ликвидацию болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Задачи подпрограммы:
охрана территории Краснодарского края от заноса заразных болезней животных из прилегающих регионов Российской Федерации и иностранных государств;
проведение диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории Краснодарского края;
выявление пунктов особо опасных и карантинных заболеваний, регулируемых вакцинопрофилактикой;
осуществление контроля соблюдения требований законодательства в области ветеринарии на территории Краснодарского края;
проведение мероприятий по обеспечению безопасности продукции животного происхождения в ветеринарно-санитарном отношении;
развитие материально-технической базы государственных учреждений ветеринарии Краснодарского края и государственного управления ветеринарии Краснодарского края;
проведение семинаров и повышение квалификации работников государственной ветеринарной службы Краснодарского края;
изучение возможных путей заноса возбудителя африканской чумы свиней на территорию Краснодарского края;
совершенствование методов профилактики заболевания;
принятие мер, направленных на обеспечение работы хозяйств, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению свиней, осуществляющих убой свиней, осуществляющих переработку продукции свиноводства в режиме, соответствующем IV степени защищенности (компартменту);
принятие мер, направленных на недопущение использования в отрасли свиноводства кормов, произведенных без проведения термической обработки, уничтожающей возбудителя африканской чумы свиней;
принятие мер, направленных на проведение идентификации поголовья свиней на территории Краснодарского края;
принятие мер, направленных на снижение поголовья свиней в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах за счет альтернативных видов животных;
обеспечение экологической безопасности и мер по ветеринарной защите при строительстве и эксплуатации мощностей по производству и убою свиней;
обеспечение информационной политики, направленной на систематическое доведение через электронные и печатные средства массовой информации информационных материалов, отражающих аспекты, связанные с опасностью африканской чумы свиней.
За 2015 год госветучреждениями Краснодарского края проведена работа по обеспечению ветеринарно-санитарной безопасности продукции и сырья животного и растительного происхождения на потребительском рынке Краснодарского края, осуществлялась плановая и внеплановая работа по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний.
В сельскохозяйственных организациях серологическим методом исследовано 512,5 тыс. голов крупного рогатого скота, из числа которых выявлено серопозитивных животных 25,9 тыс. голов или 5,1% (за 2014 год выявлено инфицированных животных 4,4%), в том числе по возрастным группам: исследовано коров - 254,1 тыс. голов, выявлено серопозитивных - 13,8 тыс. голов или 5,4% (в 2014 году - 2,6%), исследовано нетелей - 49,0 тыс. голов, выявлено -2,0 тыс. голов или 4,1% (в 2014 году - 4,3%), исследовано телок старше года -108,0 тыс. голов, выявлено - 4,1 тыс. голов или 5,1% (в 2014 году - 5,7%), исследовано телок до года - 92,3 тыс. голов, выявлено - 5,6 тыс. голов или 6,1% (в 2014 году - 7,4%).
Гематологическим методом исследовано 105,1 тыс. голов крупного рогатого скота, из них выявлено 407 голов больных лейкозом животных или 0,4% (в 2014 году также 0,4%).
В племенных хозяйствах исследовано серологическим методом 157,8 тыс. голов крупного рогатого скота, из которых выявлено реагирующих 4,3 тыс. голов или 2,9%о (за 2014 год вновь выявленных было 2,2%), в том числе по возрастным группам: исследовано коров - 85,3 тыс. голов, выявлено - 2,4 тыс. голов или 2,9% (в 2014 году - 1,5%), исследовано нетелей - 15,4 тыс. голов, выявлено положительно реагирующих - 0,3 тыс. голов или 2,0%" (в 2014 году - 1,7%), исследовано телок старше года - 29,8 тыс. голов, выявлено - 0,64 тыс. голов или 2,1%о (в 2014 году - 2,7%), исследовано телок до года - 23,3 тыс. голов, выявлено - 0,8 тыс. голов или 3,2% (в 2014 году - 4,1%).
Исследовано гематологическим методом 14,4 тыс. голов, из них выявлено больных 0,064 тыс. голов или 0,5% (в 2014 году - 0,8%).
В результате проведения плановых и оздоровительных противолейкозных мероприятий, свободными от вируса лейкоза являются 4 племенных хозяйства, содержащие крупный рогатый скот молочных пород: СПК ПЗ к-з "Наша Родина" Гулькевичского района, СПК к-з "Дружба" Калининского района, ООО "Марьинское" Успенского района и ООО "Васюринский МПК" г. Краснодара.
В личных подсобных хозяйствах граждан исследовано на лейкоз серологическим методом 132,1 тыс. голов скота, из них выявлено 12,5 тыс. голов серопозитивных животных или 9,5% (2014 год - 10,7%), в том числе по возрастным группам: исследовано коров - 75,0 тыс. голов, выявлено - 8,7 тыс. голов или - 11,6% (в 2014 году - 12,7%), исследовано нетелей - 5,3 тыс. голов, выявлено - 0,4 тыс. голов или 7,8%) (в 2014 году - 10,7%), исследовано телок старше года - 22,9 тыс. голов, выявлено - 1,7 тыс. голов или 7,3% (в 2014 году - 9,6%), исследовано телок до года - 19,2 тыс. голов, выявлено - 1,3 тыс. голов или 6,5% (в 2014 году - 6,0%).
Исследовано гематологическим методом 43,1 тыс. голов скота, из них выявлено больных лейкозом - 0,026 тыс. голов или 0,06% (в 2014 году - 0,14%). На территории Краснодарского края осуществляют работу 34 свиноводческих организации, в состав которых входит 53 свинотоварных фермы, работающая в режиме "закрытого типа", 1 подсобное хозяйство при Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации. Уровень зоосанитарной защиты имеют: 21 свиноводческая ферма - III компартмент, 32 свиноводческих ферм - IV компартмент.
На 1 января 2016 года наличие птицы в сельскохозяйственных организациях и птицефабриках составляет 13 440 тыс. голов. Наличие птицы в частном секторе (куры, гуси, утки и др.) - 6 287 тыс. голов.
Оборот птицы в организациях за 2015 год составил 98,3 млн. голов, что аналогично 2014 году.
В настоящее время в крае функционируют 37 птицефабрик (57 площадок) и 41 птицеферма по разведению и выращиванию птицы разных видов (куры, утки, гуси, перепёлки, голуби мясных пород, страусы, цесарки). В 2015 году открылись площадки по выращиванию птицы ОСП "Холмская" ООО "Русь-СВС" Абинского района (цыплята бройлеры) и ООО "ААА-Агро" Анапского района (куры яично-товарного направления), ПФ "Краснодарская" АО фирмы "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева".
Падёж птицы за 2015 год составил 4 370 тыс. голов, что в 1,1 раз меньше по сравнению с 2014 годом. Сохранность поголовья в среднем по краю составила 95,7%.
В 2015 году превышены нормы падежа птицы (при норме не более 5%) по причине незаразных заболеваний, в процентном соотношении к обороту стада на птицеводческих хозяйствах:
На птицеводческих предприятиях и частном секторе массовых заболеваний и падежа по причине инфекционных заболеваний не зарегистрировано. Всего с начала 2015 года выявлено 6 неблагополучных пунктов, в которых заболело 55 и пало 26 голов.
В частном секторе ветеринарной службой проведена работа по выявлению особо опасных инфекционных заболеваний птиц. За 2015 год выявлено: орнитоз - в Ейском, Щербиновском районах, г. Новороссийске, г. Краснодаре; туберкулёз - г. Краснодар; сальмонеллёз - в Каневском районе.
Благодаря иммунизации, строгому проведению ветеринарно-санитарных мероприятий в птицеводческих хозяйствах на протяжении ряда лет не регистрируются болезнь Ньюкасла, инфекционный ларинготрахеит, вирусный гепатит, вирусный энтерит, пастереллез.
Государственным управлением ветеринарии Краснодарского края ведётся анализ соблюдения птицеводческими хозяйствами правил и инструкций по проведению профилактических мероприятий, анализ составления и выполнения схем профилактических иммунизации.
Государственным управлением ветеринарии Краснодарского края (далее - госветуправление края) проводятся проверки свиноводческих и боенских организаций, в том числе совместно с прокуратурой Краснодарского края.
В 2015 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 4 вспышки АЧС, а также 45 среди домашних и 39 среди диких свиней.
В том числе в крае был выявлен очаг заболевания среди домашних свиней и 5 инфицированных вирусом объекта.
В связи с неблагоприятной эпизоотической ситуацией, вызванной вспышками африканской чумы свиней в субъектах Российской Федерации и на территории Краснодарского края, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 января 2013 года N 28 "Об отмене карантина на территории Краснодарского края" утвержден План мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней на территории Краснодарского края (далее - План).
В соответствии с пунктом 1.1 Плана предъявляется требование ко всем владельцам, осуществляющим содержание свиней в хозяйствах всех форм собственности, имеющих уровень биологической защиты I и II компартмента, о запрете содержания свиней на территории Краснодарского края до стабилизации эпизоотической обстановки на территории Российской Федерации.
В соответствии с разделом IV протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по предупреждению распространения и ликвидации африканской чумы свиней на территории Российской Федерации (оперативного штаба) под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 7 апреля 2014 года N 2, до 2015 года на территории Российской Федерации должен быть завершен перевод хозяйств всех форм собственности, занимающихся содержанием и разведением свиней и имеющих I и II уровень зоосанитарного статуса (компартмента), на альтернативные виды животноводства.
В соответствии со статьей 6.1 Закона Краснодарского края от 4 марта 1998 года N 120-КЗ "О государственном ветеринарном надзоре в Краснодарском крае" один раз в квартал специалистами государственных бюджетных учреждений, подведомственных государственному управлению ветеринарии Краснодарского края, совместно с должностными лицами органов местного самоуправления сельских (городских) поселений и с участковыми уполномоченными территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне проводится ветеринарно-санитарный мониторинг личных подсобных хозяйств граждан и иных хозяйств граждан, предназначенных для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных и (или) птицы.
Поголовье свиней в хозяйствах всех форм собственности на 1 января 2016 года составило 437,4 тыс. голов, что по сравнению с прошлым годом увеличилось на 104 тыс. голов (на 1 января 2015 года составляло 333,4 тыс. голов).
По учетным данным, представленным министерством природных ресурсов Краснодарского края в охотничьих угодьях края на зарегистрировано 1315 особей дикого кабана.
Деятельность по содержанию и разведению свиней осуществляют 34 организации, в состав которых входят 54 свинотоварные фермы, работающие в режиме "закрытого типа", из которых третий компартмент имеет 21 свиноводческая ферма, 4 компартмент - 33 свиноводческие фермы.
Для контроля эпизоотической ситуации по АЧС ведутся мониторинговые исследования патологического и биологического материала, за 2015 год от домашних свиней исследовано 65,1 тыс. проб, 179 проб от дикого кабана и 427 проб клещей.
Проведена широкомасштабная разъяснительная работа с владельцами свиноводческих организаций и гражданами, занимающимися содержанием и разведением свиней, по вопросам предупреждения и ликвидации АЧС. За отчетный период на территории края проведено 1605 сходов граждан, опубликовано 102 статьи, роздано 57,9 тыс. экземпляров листовок, проведено 56 телерепортажей.
Показатель количества выявленных неблагополучных пунктов особо опасных и карантинных заболеваний, регулируемых вакцинопрофилактикой - на 2015 год запланирован в объеме 43 шт., исполнение показателя составило 43 шт., показатель выполнен, так как количество выявленных неблагополучных пунктов не превысило утвержденного на 2015 год значения.
Выполнение утвержденного прокуратурой Краснодарского края плана проверок соблюдения требований законодательства в области ветеринарии на территории Краснодарского края и внеплановых проверок, составило 88% - (на 2015 год запланирован показатель 95%). Не достижение показателя, связано с прекращением деятельности и ликвидацией ряда объектов, запланированных к проверке в 2015 году.
Показатель количества проведенных исследований для диагностики АЧС с использованием приобретенных диагностических средств и других материальных запасов - на 2015 год запланирован в объеме не менее 1 000 шт., исполнение показателя по итогам 2015 года составляет 65 147 шт.
Капитальный ремонт зданий, сооружений для создания условий диагностики АЧС - на 2015 год запланирован показатель в объеме 2 шт., исполнение показателя по итогам 2015 года составляет 2 шт., показатель выполнен.
Строительство объекта "Ветеринарная лаборатория", расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Сакко и Ванцетти, 17 - на 2015 год запланирован показатель - 1 шт., показатель выполнен.
Приобретение материальных запасов для профилактики и ликвидации АЧС - на 2015 год запланирован показатель в объеме не менее 2,641 тонн, по итогам года показатель выполнен.
Приобретение специализированного автотранспорта, дезинфекционной техники и оборудования за счет средств, выделенных для предупреждения риска заноса, распространения и ликвидации очагов АЧС - на 2015 год запланирован показатель в объеме 1 штука, выполнен показатель, приобретено 1 единица дезинфекционной техники.
Организация проведения обучающих семинаров со специалистами в области ветеринарии по вопросам профилактики, диагностики и ликвидации АЧС на 2015 год запланирован показатель - проведение 2 семинаров, выполнен показатель на 100%.
Количество проведенных исследований для диагностики лейкоза крупного рогатого скота - на 2015 год запланирован показатель в объеме не менее 500 тыс. штук, исполнение показателя по итогам 2015 года составляет 793 тыс. штук, показатель выполнен.
Поголовье КРС в малых формах хозяйствования в АПК запланировано 192,5 тыс. голов, показатель выполнен на 96,3% (185,4 тыс. голов). Показатель не выполнен в связи со снижением численности КРС в ЛПХ.
Поголовье овец и коз в малых формах хозяйствования в АПК запланировано 152,6 тыс. голов, показатель выполнен на 126,5% (193,0 тыс. голов.).
Поголовье птицы в малых формах хозяйствования в АПК запланировано 10,6 млн. голов, показатель выполнен на 101,0%.
Поголовье кроликов в малых формах хозяйствования в АПК запланировано 208,8 тыс. голов, показатель выполнен на 103,9% (216,9 тыс. голов).
Численность отловленных безнадзорных животных и подобранных павших животных запланировано 25,8 тыс. голов, численность отловленных безнадзорных животных в 2015 году составила 18,5 тыс. голов. Причиной не выполнения целевого показателя явилось, отсутствуют предложения от поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Закупки признавались не состоявшимися.
Выполнение комплекса запланированных мероприятий по профилактике и ликвидации заболеваний сельскохозяйственных животных на территории Краснодарского края запланировано 100%, показатель выполнен на 100%.
Количество обустраиваемых площадок под специальные печи (крематоры) по итогам 2015 года составило 15 шт., показатель выполнен.
1.9. Подпрограмма "Развитие подотрасли виноградарства и виноделия"
Целью подпрограммы (далее также - подпрограмма) является развитие виноградарства и виноделия.
Задачи подпрограммы:
увеличение объемов производства винограда;
увеличение объемов производства винодельческой продукции, оказание содействия организациям в проведении технической и технологической модернизации.
Целевые показатели подпрограммы:
площадь закладки виноградников;
производство вина столового.
По итогам 2015 года площадь закладки виноградников составила 0,915 тыс. га, показатель не выполнен по причине недостаточного посадочного материала.
Общая площадь виноградников составила 26,9 тыс. га, что ниже планового показателя на 1,5% или на 0,4 тыс. га, основной причиной невыполнения является раскорчёвка нерентабельных виноградников.
При этом валовый сбор винограда в 2015 году составил 180,5 тыс. тонн, что на 6,2% выше планового показателя.
Благодаря чему объем производства вина виноградного составил 14 304,9 тыс. дкл. или 121,2% к плановому значению. По итогам 2015 года производство шампанского составило 3 489,0, что выше планового показателя на 5,7% или на 189 тыс. дкл.
Ежегодный прирост объемов налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края составил 3 млн. рублей, показатель выполнен.
Рост среднемесячной заработной платы по направлению виноградарство составил 18,9 тыс. рублей, показатель выполнен.
2. Непрограммная деятельность
Основными задачами министерства при осуществлении мер по реализации аграрной политики являются:
разработка и реализация на основании федерального законодательства и законодательства Краснодарского края мер по государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, продовольственного рынка, обеспечению качества сельскохозяйственной продукции, обеспечению сельскохозяйственной отрасли материально-техническими ресурсами, а также по развитию инвестиционной деятельности, производственной, социальной и инженерной инфраструктуры агропромышленного комплекса края, обеспечению социальной защиты и охраны труда его работников;
выработка предложений по формированию рыночных отношений, развитию сельскохозяйственного предпринимательства, кооперации, агропромышленной интеграции, организации рынка сельскохозяйственной продукции;
проведение аграрных преобразований и участие в установленном законодательством Российской Федерации порядке в осуществлении земельной реформы в сельской местности;
формирование и обеспечение реализации единой научно-технической и инновационной политики, содействие развитию науки и формированию механизмов государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности в сельском хозяйстве, интеграции науки и образования, организации подготовки кадров;
разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства в пределах установленной компетенции;
осуществление государственного надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и других наземных безрельсовых механических транспортных средств с независимым приводом и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.