Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Методические рекомендации
по финансовому обеспечению подготовки и проведения выборов, референдумов, иных предусмотренных федеральными законами, законами Краснодарского края голосований избирательными комиссиями, действующими в Краснодарском крае (далее - Методические рекомендации)
(утв. постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 29 июня 2016 г. N 185/2654-5)
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи избирательным комиссиям, действующим в Краснодарском крае.
Общие положения
При организации финансового обеспечения подготовки и проведения выборов избирательная комиссия Краснодарского края, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые избирательные комиссии руководствуются:
- Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
- Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
- Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";
- Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- Законом Краснодарского края от 4 июня 1999 г. N 186-КЗ "Об избирательной комиссии Краснодарского края";
- Законом Краснодарского края от 8 апреля 2003 г. N 571-КЗ "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае";
- Законом Краснодарского края от 23 июля 2003 г. N 606-КЗ "О референдумах в Краснодарском крае";
- Законом Краснодарского края от 26 декабря 2005 г. N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае";
- Законом Краснодарского края от 21 августа 2007 г. N 1315-КЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края";
- Законом Краснодарского края от 3 июля 2012 г. N 2519-КЗ "О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края";
- Законом Краснодарского края от 11 февраля 2013 г. N 2650-КЗ "О порядке отзыва главы администрации (губернатора) Краснодарского края";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению";
- приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению";
- Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание);
- постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 7/59-7 "Об Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума";
- постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 15 мая 2015 г. N 143/1790-5 "Об Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из краевого бюджета избирательной комиссии Краснодарского края, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума";
Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 30 марта 2017 г. N 9/163-6 названное постановление признано утратившим силу
- постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 4 апреля 2006 г. N 1104-П "Об Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из местного бюджета избирательной комиссии муниципального образования на подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума".
Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 20 апреля 2017 г. N 10/191-6 названное постановление признано утратившим силу
При проведении выборов Президента Российской Федерации, выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации комиссией, организующей выборы, является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
При проведении выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края, депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, осуществления голосования по отзыву главы администрации (губернатора) Краснодарского края, референдума Краснодарского края комиссией, организующей выборы, является избирательная комиссия Краснодарского края.
При проведении муниципальных выборов комиссией, организующей выборы, является избирательная комиссия муниципального образования или территориальная избирательная комиссия, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования.
1. Порядок составления, утверждения и исполнения сметы расходов территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии
Расходование денежных средств, выделенных избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, осуществляется в пределах утвержденной сметы расходов. Показатели сметы формируются в разрезе статей расходов избирательной комиссии, которые предусматривают следующие положения:
- дополнительная оплата труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов в порядке и в размерах, определяемых избирательной комиссией, организующей выборы;
- компенсация за период, в течение которого члены комиссии с правом решающего голоса были освобождены от основной работы, в порядке и размерах, определяемых комиссией, организующей выборы;
- оплата труда привлеченным специалистам за работу в комиссии, исходя из выделенных средств, в порядке и размерах, определяемых комиссией, организующей выборы;
- изготовление печатной продукции;
- транспортные расходы;
- расходы на связь;
- канцелярские расходы;
- командировочные расходы;
- расходы на оборудование и содержание помещений;
- другие расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, голосования по отзыву, референдума.
Сметы расходов на подготовку и проведение выборов окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, территориальной избирательной комиссии утверждаются решениями этих избирательных комиссий. Сметы расходов на подготовку и проведение выборов участковых избирательных комиссий утверждаются территориальными избирательными комиссиями.
При необходимости перераспределения денежных средств между статьями утвержденной сметы расходов окружной избирательной комиссии, территориальной избирательной комиссии и избирательной комиссии муниципального образования вопрос выносится на заседание комиссии, по итогам которого принимается соответствующее решение.
Сметы составляются избирательной комиссией по формам, разработанным и утвержденным постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательной комиссии Краснодарского края в зависимости от уровня выборов.
2. Полномочия председателя территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по финансированию выборов
Председатели территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, несут ответственность за соответствие финансовых документов и решений комиссии по финансовым вопросам, а также за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, установленные законодательством. Таким образом, председатель комиссии обеспечивает расходование денежных средств строго в соответствии с принятыми комиссией решениями по финансовым вопросам.
В перечень решений избирательной комиссии по финансовой деятельности в период подготовки и проведения выборов могут быть включены:
- решение об утверждении сметы расходов избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов в пределах выделенных средств (с приложением утвержденных смет);
- решение о распределении бюджетных средств для нижестоящих избирательных комиссий;
- решение об утверждении смет расходов участковых избирательных комиссий (с приложением утвержденных смет);
- решение о централизованной смете расходов;
- решение об утверждении графика дежурств членов комиссии на период подготовки и проведения выборов;
- решение о размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов в порядке и размерах, определяемых избирательной комиссией, организующей выборы;
- решение о выплате компенсации за период, в течение которого члены комиссии с правом решающего голоса были освобождены от основной работы в порядке и размерах, определяемых избирательной комиссией, организующей выборы;
- решение о привлечении специалистов и оплате их труда за работу в комиссии, исходя из выделенных средств, в порядке и размерах, определяемых избирательной комиссией, организующей выборы;
- решение о дополнительной оплате труда (вознаграждении) председателей участковых избирательных комиссий;
- решение о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов председателям участковых избирательных комиссий;
- решение о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов членам территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса;
- решение об утверждении графика приема финансовых отчетов участковых избирательных комиссий;
- решение о проведении семинара-совещания с членами участковых избирательных комиссий (с приложением программы семинара);
- решение о создании комиссии по списанию материальных запасов;
- решение об утверждении финансового отчета участковых избирательных комиссий;
- решение об утверждении финансового отчета территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии;
- другие решения по финансовым вопросам.
3. Распределение денежных средств, выделенных на обеспечение деятельности участковых избирательных комиссий
Денежные средства на обеспечение деятельности участковых избирательных комиссий распределяются на основании решения территориальной избирательной комиссии, при этом учитывается число избирателей, количество членов участковой избирательной комиссии, особенности расположении избирательных участков, количество специалистов, привлеченных для работы в участковой избирательной комиссии.
Участковые избирательные комиссии разрабатывают проекты смет расходов и в установленный избирательной комиссией срок представляют на утверждение в территориальную избирательную комиссию. На заседании территориальной избирательной комиссии принимается решение об утверждении смет расходов каждой участковой избирательной комиссии. Утвержденные сметы доводятся до сведения участковых избирательных комиссий. Перераспределение денежных средств между статьями утвержденной сметы расходов участковой избирательной комиссии допускается в исключительных случаях только по согласованию с территориальной избирательной комиссией и на основании письменного обращения. Затем принимается решение территориальной избирательной комиссии о внесении изменений в смету расходов участковой избирательной комиссии.
Наличные деньги для обеспечения финансовой деятельности участковой избирательной комиссии выдаются подотчет председателям участковой избирательной комиссии в соответствии с письменными заявлениями и указанием целей расходов.
До выдачи денежных средств подотчет с председателями участковых комиссий заключается договор о материальной ответственности, по которому председатель распоряжается денежными средствами и несет ответственность за их целевое использование в соответствии с решениями избирательной комиссии по финансовым вопросам.
Отчет о расходовании указанных средств представляется в форме авансового отчета с приложением первичных финансовых документов.
Авансовый отчет утверждается председателем территориальной избирательной комиссии после его проверки и подписания бухгалтером территориальной избирательной комиссии.
Неизрасходованные денежные средства, полученные председателем участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, возвращаются им в вышестоящую избирательную комиссию.
С бухгалтером, кассиром, а также с лицами, ответственными за хранение денежных средств и товарно-материальных ценностей, избирательной комиссией на период подготовки и проведения выборов заключается письменный договор о материальной ответственности. Лицо, исполняющее обязанности кассира расписывается об ознакомлении с Указанием.
Вышестоящая избирательная комиссия может оплачивать расходы нижестоящих избирательных комиссий в централизованном порядке. В составе централизованных расходов могут предусматриваться: дополнительная оплата труда (вознаграждение) за активную работу по подготовке и проведению выборов председателям нижестоящим избирательным комиссиям, расходы на приобретение канцелярских товаров, оплата транспортных услуг, других расходов УИК, связанные с подготовкой и проведением выборов.
Территориальная избирательная комиссия может принять решение о перечислении компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам участковых избирательных комиссий, оплаты труда лиц, привлеченных к выполнению работ (оказанию услуг) по договорам гражданско-правового характера, на банковские карты членов избирательных комиссий и привлеченным по договорам гражданско-правового характера лицам. Вышеуказанные выплаты на банковскую карту возможны только в том случае, если конкретный банковский счет указан членом избирательной комиссии и лицом, привлеченным по договору гражданско-правового характера. Перечисления на банковскую карту производятся на основании заявления о перечислении на банковскую карту с указанием реквизитов счета.
Оперативный контроль над целевым использованием денежных средств, выделенных избирательной комиссии и соответствующим участковым избирательным комиссиям, осуществляют председатель и бухгалтер избирательной комиссии.
4. Финансовая документация
Финансовая документация избирательной комиссии всех уровней определяется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом "О бухгалтерском учете", а также соответствующими федеральными законами и законами Краснодарского края о выборах, референдумах.
В перечень финансовых документов избирательной комиссии входит: договор о полной материальной ответственности, график работы членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, сведения о фактически отработанном времени членами избирательной комиссии, договоры с привлеченными работниками и акты выполненных работ, расчетно-платежные ведомости по выдаче компенсации и дополнительной оплате труда (вознаграждения), кассовые документы, авансовые отчеты и др.
Выплата компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за фактически отработанное в комиссии время производится в соответствии с графиком работы членов избирательной комиссии и сведениями о фактически отработанном времени членами избирательной комиссии.
Дополнительная оплата труда (вознаграждение) за активную работу по подготовке и проведению выборов председателям территориальных избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выплачивается на основании постановления избирательной комиссии Краснодарского края.
В части краевых и муниципальных выборов дополнительная оплата труда (вознаграждение) за активную работу по подготовке и проведению выборов председателям избирательных комиссий муниципальных образований, территориальных избирательных комиссий выплачивается на основании решения комиссии, организующей выборы.
Дополнительная оплата труда (вознаграждение) за активную работу по подготовке и проведению выборов председателям участковых избирательных комиссий выплачивается на основании решения территориальных избирательных комиссий.
Дополнительная оплата труда (вознаграждение) за активную работу по подготовке и проведению выборов иным членам территориальных и участковых избирательных комиссий выплачивается на основании решения соответствующей избирательной комиссии.
Начисление и выплата компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательной комиссии с правом решающего голоса производится по расчетно-платежной ведомости (формы расчетно-платежных ведомостей приведены в приложениях N 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям).
Избирательные комиссии, действующие в Краснодарском крае, имеют право привлекать к работе в комиссии работников по договорам гражданско-правового характера. В условиях гражданско-правового договора должны быть определены вид и объем поручаемой работы, сроки ее выполнения, размер и расценки, сроки и порядок оплаты (поэтапно либо после выполнения всего объема работы) (приложения N 3, 6).
При заключении договора гражданско-правового характера необходимо предусмотреть наличие паспорта, а по договору на оказание транспортных услуг наличие соответствующих документов на право управления данным видом транспорта (водительское удостоверение), о страховании транспортного средства, а также документа, подтверждающего право пользования конкретным транспортным средством. Договор на оказание транспортных услуг заключается с собственником транспортного средства, к договору прилагаются все копии вышеуказанных документов.
Выплаты по указанному договору производятся на основании подписанного гражданином и председателем избирательной комиссии акта выполненных работ (оказанных услуг) (приложения N 4, 7), в котором указываются вид и объем фактически выполненных работ, оказанных услуг, срок и качество их исполнения.
По договорам, заключенным территориальной избирательной комиссией, окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, выплаты производятся по платежным ведомостям или по расходным кассовым ордерам, также выплаты могут производиться на банковскую карту при наличии заявления от лица, привлеченного по гражданско-правовому договору.
К договорам гражданско-правового характера в обязательном порядке прикладывается согласие на обработку персональных данных (приложение N 9).
По договорам, заключенным участковой избирательной комиссией, в случае наличного расчета средствами, выданными в подотчет председателю участковой избирательной комиссии, выплаты могут производиться на основании акта выполненных работ (оказанных услуг), подписанного гражданином и председателем участковой избирательной комиссии, в котором гражданин собственноручно вносит свои паспортные данные, сумму полученных денежных средств (прописью), ставит подпись и дату (приложение N 5, 8).
Для выполнения работ и оказания услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов, могут привлекаться юридические лица, с которыми заключаются договоры на проведение работ, оказание услуг. В договорах обязательно указываются сведения об объеме поручаемой работы (услуги), ее стоимости, расценках по видам работ (калькуляция, смета), порядке оплаты, сроках выполнения работ, а также реквизиты, подписи и печати сторон.
Подтверждением исполнения договора является акт выполненных работ (оказанных услуг).
Транспортные услуги оформляются договором с автотранспортным предприятием. В договоре должны быть оговорены: марка автомобиля, стоимость одного часа эксплуатации с приложением расчета затрат и условия предоставления транспорта (аренда, аренда с экипажем и др.). К счетам за пользование автотранспортом прилагаются реестры, акты выполненных работ или другие документы, подтверждающие предоставление автотранспортных услуг.
Услуги связи оформляются договором. Расходы на услуги связи списываются на основании акта приемки выполненных работ, к счетам за междугородные переговоры прилагаются реестры с указанием даты, продолжительности, номеров телефонов и стоимости.
К счетам за телеграфные услуги прилагается реестр с перечнем телеграмм и указанием их количества, даты и стоимости.
К канцелярским расходам относятся расходы избирательной комиссии на приобретение писчей бумаги, карандашей, ручек, стержней, клея, кнопок, скрепок, скоросшивателей, ножниц, резинок, линеек, точилок и др. Приобретаются эти предметы в торговых предприятиях путем безналичного перечисления денежных средств, а в исключительных случаях - за наличный расчет.
В первом случае с торговым предприятием заключается договор купли-продажи, выписывается счет, в котором перечисляются необходимые товары, их цена, количество, общая стоимость, и передается покупателю для оплаты через банк безналичным путем. После перечисления торговому предприятию денежных средств выписывается доверенность, по которой председатель избирательной комиссии, с которым заключен договор о полной материальной ответственности, по накладной получает товар. В счете-фактуре или накладной перечисляется полученный товар с указанием его цены и количества.
Во втором случае должен быть выписан кассовый и товарный чек, где отмечается наименование товара, его количество, цена и общая стоимость. На товарном и кассовом чеке должен быть проставлен штамп торгового предприятия, указаны фамилия и подпись продавца, а также дата отпуска товара. Товарный и кассовый чеки прикладываются к авансовому отчету.
Канцелярские товары выдаются по ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения, утвержденной председателем избирательной комиссии. Использованные в ходе подготовки и проведения выборов канцелярские товары подлежат списанию в установленном порядке.
Оплата по договорам производится по факту поставки товара, выполненной работы (оказанной услуги), или путем 30% предоплаты.
Другое имущество (основные средства, срок службы которых превышает 12 месяцев), приобретенное или изготовленное территориальной избирательной комиссией, комиссией муниципального образования в ходе подготовки и проведения муниципальных выборов, передается актом на ответственное хранение соответствующей администрации города или района для использования его при проведении последующих выборов.
Хозяйственные материалы и канцелярские товары, иное оборудование, приобретенные после дня голосования, считаются нецелевыми расходами и к зачету не принимаются. При этом денежные средства, израсходованные в нарушение этого правила, подлежат возврату в бюджет.
5. Отчетность избирательной комиссии
Избирательные комиссии осуществляют внутренний раздельный учет расходов для участковых избирательных комиссий и для территориальной избирательной комиссии, комиссии муниципального образования по статьям затрат. Списание денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов избирательным комиссиям, производится до сдачи отчета о фактическом расходовании указанных средств. Остаток денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, возвращается в соответствующий бюджет. Избирательные комиссии ведут бухгалтерский учет и отчетность об исполнении смет расходов, а также кассовые книги.
Избирательные комиссии представляют отчет о расходовании бюджетных средств в порядке, сроки и по форме, установленные законодательством.
Как правило, форма финансового отчета содержит следующие разделы:
а) исходные данные, где отражаются данные о количестве комиссий, членов комиссий, в том числе работающих на постоянной основе, привлеченных работников;
б) фактические расходы на обеспечение деятельности избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов (данный раздел выстроен в соответствии со статьями сметы расходов).
Финансовый отчет избирательной комиссии предусматривает расходы избирательной комиссии, в том числе централизованные, и расходы соответствующих участковых избирательных комиссий.
В финансовый отчет избирательной комиссии включаются все расходы, связанные непосредственно с подготовкой и проведением выборов, фактически оплаченные на день его подписания.
6. Контроль над целевым расходованием бюджетных средств
Для осуществления контроля над целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также над источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, фондами референдума при избирательных комиссиях создаются контрольно-ревизионные службы по контролю над расходованием денежных средств (далее - КРС) с привлечением специалистов финансовых, контрольных и правоохранительных органов.
КРС осуществляет свои полномочия на основании положений, утвержденных соответственно постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии Краснодарского края и решениями соответствующих территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований.
Приложения N 1 - 2 не приводятся
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.