Решение Краснодарского краевого суда
от 25 декабря 2015 г. N 3а-291/2015
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи: Бендюк А.К.
при секретаре судебного заседания: Шиловой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в упрощенном письменном производстве дело по административному исковому заявлению ООО "Импульс" к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании нормативного правового акта государственного органа субъекта федерации недействительным в части
Установил:
ООО "Импульс" обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании нормативного правового акта, принятого Министерством природных ресурсов Краснодарского края, недействующим в части.
Просит суд признать недействующим в части содержания юридизмов, а именно словосочетаний "государственные услуги" в тексте НПА утвержденный Приказом <...> от 09 октября 2014 года Министром природных ресурсов Краснодарского края Лукояновым Административный регламент предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов".
Приказ <...> от <...> "О внесении изменений в приказ министерства природных курсов Краснодарского края от<...> N 1547 "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов" утвержденный Министром природных ресурсов Краснодарского края < Ф.И.О. >3.
Признать недействующим в части деклараций, содержащихся в приложений <...> к НПА "Административный регламент предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов" формы заявления для лицензиатов о переоформлении лицензий", а именно форму заявления лицензиата, приложение <...> к приказу министерства природных ресурсов Краснодарского края от <...> об изменении редакции.
В обосновании своих доводов указывая, что ООО "Импульс" осуществляет свою предпринимательскую деятельность, относящуюся к лицензируемому виду деятельности, а именно - прием металлолома (заготовка, переработка, реализация лома черных и цветных металлов).
Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от <...> <...> утвержден административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по лицензированию заготовки, хранению, переработки и реализации лома черных и цветных металлов.
Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от <...> <...> в приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края от <...> <...> об утверждении административного регламента по оказанию государственной услуги по лицензированию заготовки, хранению, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, внесены изменения.
Административный истец считает, что указанные приказы Министерства природных ресурсов Краснодарского края об утверждении административного регламента по оказанию государственной услуги по лицензированию заготовки, хранению, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, недействующие в части, а именно: словосочетание "государственные услуги" в тексте административного регламента утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от <...> <...> и Приказом от <...> <...> об утверждении административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по лицензированию заготовки, хранению, переработки и реализации лома черных и цветных металлов.
Кроме того, заявитель считает недействующими в части указания в приложении <...> к нормативному правовому акту "Административный регламент предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов" формы заявления для лицензиатов о переоформлении лицензий, а именно форму заявления лицензиата приложение <...> к приказу Министерства природных ресурсов Краснодарского края от <...> об изменении редакции.
Представитель административного истца ООО "Импульс", прокурор < Ф.И.О. >4 в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, хотя были уведомлены надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >5, представитель заинтересованного лица Администрации Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >6 в судебное заседание не явились, представив суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса в порядке упрощенного (письменного), поскольку о месте и времени рассмотрения дела стороны были извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования ООО "Импульс" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от <...> <...>, Министерство природных ресурсов Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции участие в реализации государственной политики в сфере регулирования отношений в области недропользования.
Согласно перечню государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, утвержденному приказом управления информатизации и связи Краснодарского края от <...> <...> (в ред. Приказа от <...> <...>) государственная услуга - лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, отнесена к компетенции Министерства природных ресурсов КК.
Таким образом, указанное полномочие Министерства относится к государственной услуге и не может осуществляться без предварительного обращения заявителя.
Согласно п. 5.5 раздела 5 "Организация деятельности министерства" министр издает приказы в пределах установленной компетенции.
В связи с этим обжалуемые приказы приняты министерством природных ресурсов Краснодарского края в пределах установленной компетенции в соответствии с действующим законодательством.
Довод административного истца о том, что министерство природных ресурсов Краснодарского края предоставляет услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов вместо осуществления функций, ошибочен.
Законодательство Российской Федерации связывает деятельность органа исполнительной власти, оказывающего государственную услугу, с совершением действий и (или) принятием решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей.
Так, отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным Законом от <...> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Ст. 2 указанного Закона N 210-ФЗ установлено, что государственная услуга, предоставляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (государственная услуга) - это деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Таким образом, государственная услуга носит заявительный характер и не предоставляется без поступления в орган власти соответствующего заявления физического или юридического лица.
В связи с тем, что полномочия министерства природных ресурсов Краснодарского края по осуществлению лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов не может осуществляться министерством природных ресурсов Краснодарского края без обращения заявителя, то это полномочие относится к государственной услуге.
Данное утверждение согласуется с приказом управления информации и связи Краснодарского края от <...> <...> "Об утверждении Перечня государственных услуг Краснодарского края", которым предусмотрена государственная услуга, предоставляемая министерством природных ресурсов Краснодарского края - лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Наименование названного приказа следует читать как "Об утверждении Перечня государственных услуг (функций) Краснодарского края"
Приказом департамента информатизации и связи Краснодарского края от 20 февраля 2016 г. N 29 названный приказ признан утратившим силу
Статьей 12 Закона N 210-ФЗ установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент устанавливает стандарт и порядок предоставления Министерством государственной услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов. Регламент определяет сроки и последовательность действий должностных лиц, уполномоченных осуществлять
Разработка и утверждение административных регламентов предоставления государственных услуг осуществляется органами исполнительной власти Краснодарского края, предоставляющими государственные услуги в соответствии с п. 1.3. и 1.5 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от <...> <...>.
Во исполнение указанной нормы закона министерством природных ресурсов Краснодарского края был разработан Административный регламент предоставления министерством природных ресурсов КК государственной услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденных приказом министерства природных ресурсов КК от <...> <...>.
Административный регламент проверялся прокуратурой Краснодарского края на соответствие действующему законодательству, на наличие коррупциогенных факторов в соответствии с требованиями Федерального закона от <...> "О противодействии коррупции", Постановления Правительства РФ от <...> <...> "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
При таких обстоятельствах, несостоятелен довод административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта вышестоящему нормативному правовому акту в части указания в нем словосочетания "государственная услуга".
Довод истца о том, что министерство природных ресурсов Краснодарского края с целью проведения необоснованного лицензионного контроля неверно интерпретирует нормы Федерального Закона от <...> N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в связи с чем подлежит признанию недействующим в части указания в приложении <...> к нормативному правовому акту "Административный регламент предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов" формы заявления для лицензиатов о переоформлении лицензий, а именно форму заявления лицензиата приложение <...> к приказу Министерства природных ресурсов КК от <...> об изменении редакции, не может быть предметом рассмотрения настоящего дела, поскольку анализ деятельности органа государственной власти субъекта РФ по отношению к конкретному субъекту предпринимательской деятельности, производится в ином судебном порядке. В связи с чем, в удовлетворении данного требования необходимо отказать.
На основании ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административных исковых требований ООО "Импульс" к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании нормативного правового акта государственного органа субъекта федерации недействительным в части содержания юридизмов, а именно словосочетаний "государственные услуги" в тексте НПА утвержденный Приказом <...> от <...> Министром природных ресурсов Краснодарского края Лукояновым Административный регламент предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов", отказать.
В удовлетворении административных исковых требований о признании недействительным Приказа <...> от <...> "О внесении изменений в приказ министерства природных курсов Краснодарского края от <...> N 9 1547 "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов" утвержденный Министром природных ресурсов Краснодарского края <Ф.И.О.>3, отказать.
В удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим в части деклараций, содержащихся в приложений <...> к НПА "Административный регламент предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов" формы заявления для лицензиатов о переоформлении лицензий", а именно форму заявления лицензиата, приложение <...> к приказу министерства природных ресурсов Краснодарского края от <...> об изменении редакции, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Краснодарского |
А.К. Бендюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Краснодарского краевого суда от 25 декабря 2015 г. N 3а-291/2015
Текст решения официально опубликован не был