Решение Краснодарского краевого суда
от 22 июля 2015 г. N 3-141/2015
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи: - Пегушина В. Г.,
при секретаре: - Лесных Е. А.,
с участием прокурора: - Лоза О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению < Ф.И.О. >1 о признании недействующими и не подлежащими применению изменения и дополнения части 1 и части 4 статьи 4.1 Закона Краснодарского края от <...> N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков",
установил:
Закон Краснодарского края от <...> N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков" принят <...> Законодательным Собранием (ЗС) Краснодарского края четвертого созыва, подписан главой администрации (губернатором) Краснодарского края <...>, опубликован в Информационном бюллетене ЗС Краснодарского края от <...>, N 55, и в газете "Кубанские новости"<...> от <...>. Вступил в силу с <...>, за исключением статьи 5, вступившей в силу с <...>.
Часть 1 статьи 4.1 этого же Закона Краснодарского края (в действующей редакции) была введена Законом Краснодарского края от <...> N 2980-КЗ "О внесении изменения в Закон Краснодарского края "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков". Указанный Закон вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования. Текст Закона опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края (http://admkrai.krasnodar.ru/ndocs/) <...>, в Информационном бюллетене ЗС Краснодарского края от <...> <...> (208).
Часть 4 статьи 4.1 вышеуказанного Закона Краснодарского края (в действующей редакции) введена Законом Краснодарского края от <...> N 3158-КЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Закона Краснодарского края "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков". Указанный Закон Краснодарского края вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования. Текст Закона опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края (http://admkrai.krasnodar.ru/ndocs/) <...>, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) <...>.
< Ф.И.О. >1 обратился в Краснодарский краевой суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению изменения и дополнения к статье 4.1 Закона Краснодарского края от <...> N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков". В обоснование требований заявитель ссылается на то, что, поскольку принятыми нормативными правовыми актами Краснодарского края вводятся дополнительные ограничения и условия в области оборота алкогольной продукции, не предусмотренные федеральным законодательством, а именно: - статьёй 1 Закона Краснодарского края от <...> N 2980-КЗ, "при розничной продаже алкогольной продукции не допускается ее розлив в потребительскую тару"; - статьёй 1 Закона Краснодарского края от <...> N 3158-КЗ, "не допускается розничная продажа алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки), осуществляемая организациями, при оказании этими организациями услуг общественного питания", то установленные ограничения затрагивают права неопределенного круга лиц, в том числе и его права, не соответствуют действующему законодательству, поэтому он обратился в суд с данными требованиями.
В судебном заседании представитель < Ф.И.О. >1, по доверенности < Ф.И.О. >4, заявленные требования поддержала в полном объеме и уточнила их, настаивая на признании недействующими и не подлежащими применению изменения и дополнения в части 1 и части 4 к статье 4.1 Закона Краснодарского края от <...> N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков", принятые статьёй 1 Закона Краснодарского края от <...> N 2980-КЗ и статьёй 1 Закона Краснодарского края от <...> N 3158-KЗ.
Представитель администрации Краснодарского края, по доверенности < Ф.И.О. >5, в судебное заседание предоставил письменный отзыв на заявленные требования и считает, что в заявленных требованиях следует отказать в полном объеме.
Представитель Законодательного собрания Краснодарского края, по доверенности < Ф.И.О. >6, требования заявителя не признала, предоставила письменный отзыв и указала, что оспариваемые нормы приняты в рамках и в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением нормотворчества субъекта Российской Федерации, прав и свобод граждан и заявителя не нарушают, поэтому в удовлетворении заявления следует отказать.
Суд, выслушав участников процесса, проверив и оценив имеющиеся в деле материалы после их исследования, заключение прокурора, полагающего, что оспариваемые нормы приняты в рамках действующего законодательства, поэтому в удовлетворении заявления < Ф.И.О. >1, следует отказать, пришел к выводу, что заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от <...> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от <...> N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Федеральный закон от <...> N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 вышеназванного Федерального закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В подпункте 7 статьи 2 Федерального закона от <...> N 171-ФЗ алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Статья 16 Федерального закона N 171-ФЗ, определяет права организаций и индивидуальных предпринимателей в области розничной продажи алкогольной продукции (пункт 1), перечисляет места, в которых не допускается розничная продажа, а также устанавливает перечень документов, необходимых для такой продажи (пункт 2), устанавливает запреты в потреблении (распитии) алкогольной продукции (пункт 3), предусматривает ограничения розничной продажи алкогольной продукции по времени, требования к субъектам такой торговли (пункт 6), свидетельствует о том, что федеральный законодатель к розничной торговли алкогольной продукции предъявляет особые требования, предоставляя широкие полномочия в этой сфере органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 16 названного Федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (абзац второй пункта 5 статьи 16 Федерального закона от <...> N 171-ФЗ), то есть содержится прямое предписание о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные условия розничной продажи алкогольной продукции, в том числе и полный запрет на розничную продажу.
Учитывая изложенное, следует сделать вывод, что вопросы указанной сферы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовое регулирование осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Такое правовое регулирование определяется, в том числе и Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от<...> N 2128-р, которая направлена на снижение объёмов потребления населением алкогольной продукции и предусматривает в качестве принципа государственного регулирования в названной сфере обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка, а также определяет снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени как одну из мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.
Закон Краснодарского края от <...> N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков", которым установлены дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции на территории Краснодарского края, принят в целях реализации полномочий субъекта РФ, установленных федеральным законодательством.
Оспариваемыми нормами Законов Краснодарского края установлены дополнительные ограничения и условия в области оборота алкогольной продукции, не предусмотренные федеральным законодательством, а именно:
- статьёй 1 Закона Краснодарского края от <...> N 2980-КЗ, "при розничной продаже алкогольной продукции не допускается ее розлив в потребительскую тару" (часть 1 статьи 4.1 Закона);
- статьёй 1 Закона Краснодарского края от <...> N 3158-КЗ, "не допускается розничная продажа алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки), осуществляемая организациями, при оказании этими организациями услуг общественного питания" (часть 4 статьи 4.1 Закона).
Не усматривая оснований для признания оспариваемых норм противоречащими федеральному законодательству, суд исходит из того, что они основаны на пункте 5 статьи 16 Федерального закона от <...> N 171-ФЗ, предоставляющем субъекту Российской Федерации право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу названной продукции и при оказании услуг общественного питания, поэтому отсутствуют превышения нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации, а доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм материального права.
Суд считает, что в данном случае речь идет об ограничении условий розничной продажи алкогольной продукции, об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, которые осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от <...> N 77-АПГ14-1; от <...> N 31-АПГ14-2; от <...> N 25-АПГ14-1; от <...> N 59-АПГ14-6.
Доводы заявителя о превышении полномочий субъектом РФ, в части выделения в оспариваемых нормах Закона Краснодарского "обособленной, нормативной категории (вида) алкогольной продукции, "самостоятельного формирования объекта регулирования", которого нет в статье 2 Федерального закона от <...> N 171-ФЗ, являются надуманными, не соответствующими обстоятельствам дела, в связи с чем суд считает их несостоятельными. В статье 2 указанного Федерального закона содержится раскрытое понятие "алкогольная продукция", условия продажи которой ограничиваются оспариваемыми нормами краевого закона.
Также нельзя согласиться с доводами заявителя о нарушении пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от<...> "О защите конкуренции" и подпункта "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от <...> N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Поскольку специальным Федеральным законом N 171-ФЗ предусмотрены случаи, когда органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения в сфере розничной продажи алкогольной продукции, Законодательное Собрание Краснодарского края, установив ограничения условий продажи алкогольной продукции, действовало в рамках своей компетенции, а, следовательно, оспариваемые заявителем нормы Закона Краснодарского края не противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и подпункту "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона N 381-ФЗ.
С учетом всего вышеуказанного суд приходит к выводу о том, что части 1 и части 4 статьи 4.1 Закона Краснодарского края от <...> N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков" приняты в пределах полномочий Законодательного Собрания Краснодарского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядка принятия и введения его в действие, не противоречат федеральному законодательству Российской Федерации и не нарушают прав потребителей алкогольной продукции и прав самого < Ф.И.О. >1, поэтому заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 26, 194 - 199, 245 - 248 ГПК РФ, суд
Решил:
в удовлетворении заявления < Ф.И.О. >1 о признании недействующими и не подлежащими применению изменения и дополнения части 1 и части 4 статьи 4.1 Закона Краснодарского края от <...> N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков", принятые статьёй 1 Закона Краснодарского края от <...> N 2980-КЗ "О внесении изменения в Закон Краснодарского края "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков" и статьёй 1 Закона Краснодарского края от <...> N 3158-КЗ"О внесении изменений в статью 4.1 Закона Краснодарского края "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков" - отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца со дня принятия судом данного решения в окончательной форме.
Судья краевого суда |
Пегушин В.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Краснодарского краевого суда от 22 июля 2015 г. N 3-141/2015
Текст решения официально опубликован не был