Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Методические указания
по разработке и утверждению программ отчуждения непрофильных активов хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края
(утв. приказом департамента имущественных отношений от 20 декабря 2016 г. N 2698)
1. Общие положения
1.1. Методические указания по разработке и утверждению программ отчуждения непрофильных активов хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края (далее - Методические указания), разработаны в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 22 февраля 2016 года N Пр-348 и Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ИШ-П13-1094 от 29 февраля 2016 года, от 7 июля 2016 года N ИШ-П13-4065.
1.2. Настоящие Методические указания устанавливают порядок выявления и отчуждения непрофильных активов хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края (далее - хозяйственные общества), в том числе алгоритм утверждения хозяйственными обществами программ отчуждения непрофильных активов, мониторинга и контроля за их выполнением.
1.3. Активы хозяйственного общества - основные и оборотные средства хозяйственного общества, включая денежные средства, материальные ценности, нематериальные активы, финансовые вложения и прочее.
Профильность (непрофильность) активов определяется анализом их связи с профильной (основной) либо непрофильной (неосновной) деятельностью хозяйственного общества.
В область анализа попадают внеоборотные активы, принадлежащие хозяйственному обществу на праве собственности, а именно: недвижимое имущество, акции (доли) в уставных капиталах коммерческих организаций, движимое имущество, первоначальной балансовой стоимостью более 100 тысяч рублей, в том числе транспортные средства, машины (оборудование).
1.4. Профильными активами являются активы, необходимые для осуществления основных видов деятельности хозяйственного общества, определенных стратегией развития хозяйственного общества (далее - Стратегия развития), и соответствующие критериям профильности, установленным настоящими Методическими указаниями.
1.5. Непрофильными активами являются активы, не участвующие в осуществлении основного вида деятельности хозяйственного общества и не соответствующие критериям профильности, определенным настоящими Методическими указаниями.
1.6. В целях оптимизации структуры активов и повышения эффективности их использования хозяйственным обществом осуществляется:
проведение анализа всех активов для выявления непрофильных;
формирование реестра имущества общества с разделением на профильные и непрофильные активы;
разработка и утверждение программы отчуждения непрофильных активов;
проведение мероприятий по отчуждению непрофильных активов.
2. Порядок проведения анализа профильности активов и формирование реестра имущества хозяйственного общества
Процесс определения профильности активов хозяйственного общества проводится в 3 этапа.
2.1. Подготовительный этап.
На данном этапе хозяйственным обществом проводится инвентаризация всех имеющихся в наличии активов в целях сопоставления фактического наличия активов с данными регистров бухгалтерского учета.
2.2. Основной этап.
На данном этапе проводится исследование каждого актива, попадающего в область анализа, с точки зрения его использования при достижении целей и задач, определенных Стратегией развития хозяйственного общества, с учетом критериев, определенных в таблице N 1.
Активы общества могут объединятся в комплексы активов с учетом их функционального назначения (по видам деятельности). Единицей учета может быть как отдельный актив, так и комплекс активов.
Таблица N 1
Критерии определения профильных активов
N |
Критерии |
Целевые ответы для определения профильности |
Статус актива, присваиваемый за совпадение с целевым ответом |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Актив, являющийся недвижимым имуществом, расположен на территории хозяйственного общества и используется для осуществления основной его деятельности по направлениям, установленным в Стратегии развития хозяйственного общества, и участвует в создании выручки общества |
да |
относится к профильным активам |
2 |
Актив, являющийся движимым имуществом, используется для осуществления основной деятельности хозяйственного общества по направлениям, установленным в Стратегии развития хозяйственного общества, и участвует в создании выручки общества |
да |
относится к профильным активам |
3 |
Результаты использования актива составляют государственную либо коммерческую тайну |
да |
относится к профильным активам |
4 |
Актив обеспечивает предотвращение чрезвычайных ситуаций, информационную, экономическую и финансовую безопасность общества |
да |
относится к профильным активам |
5 |
Положительный финансовый результат от использования актива, то есть доходы от его использования превышают расходы на содержание и эксплуатацию |
да |
относится к профильным активам |
Анализ профильности активов проводится по каждому критерию, начиная с первого до совпадения полученного результата ответа с целевым ответом.
В случае если полученные результаты ответов не совпадают с целевыми ответами, актив признается непрофильным и подлежит отчуждению в установленном порядке в соответствии с программой отчуждения непрофильных активов хозяйственного общества.
2.3. Завершающий этап.
На завершающем этапе по результатам анализа профильности все активы распределяются по перечням профильных либо непрофильных активов, которые составляют реестр имущества хозяйственного общества (далее - реестр). Недопустимо включать в перечень профильных активов актив, не отвечающий критериям профильного.
Активы в перечнях профильных (непрофильных) указываются в соответствии с классификатором единиц учета, указанных в таблице N 2, исходя из местонахождения объектов.
Таблица N 2
Классификатор единиц учета
N |
Наименование |
1 |
Производственный (сервисный) комплекс |
2 |
Недвижимость (земельные участки и находящиеся на них здания, помещения, сооружения) |
3 |
Недвижимость (земельные участки и находящиеся на них здания, помещения, сооружения), сдаваемая в аренду |
4 |
Земельные участки, свободные от застройки |
5 |
Линейные и иные сооружения |
6 |
Прочие объекты недвижимости |
7 |
Права и иные нематериальные активы |
8 |
Прочие единицы учета |
9 |
Ценные бумаги (акции и доли коммерческих организаций) |
2.4. Реестр.
Реестр содержит следующие данные о каждом активе: наименование актива;
состав единицы учета (при объединении комплекса активов в одну единицу учета);
индивидуализирующие характеристики актива;
первоначальная и остаточная (балансовая) стоимость актива по состоянию на последнюю отчетную дату;
сведения о правоустанавливающих документах и обременениях (залог, аренда, сервитут, иное).
2.5. Формирование и ведение реестра.
Реестр имущества с разделением на профильные и непрофильные активы формируется хозяйственным обществом до 30 января 2017 года и направляется в орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий координацию и регулирование деятельности хозяйственного общества (далее - отраслевой орган) и департамент имущественных отношений Краснодарского края. Актуализация сведений реестра проводится хозяйственным обществом ежегодно до 1 декабря. Актуализированные данные реестра также направляются в отраслевой орган и департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Хозяйственное общество обеспечивает постоянное ведение реестра.
Каждая принятая на баланс хозяйственного общества единица учета вносится в реестр в перечень профильных либо непрофильных активов.
Реестр с разделением на профильные и непрофильные активы является неотъемлемым приложением Стратегии развития хозяйственного общества.
Перечень непрофильных активов является основой для разработки программы отчуждения непрофильных активов хозяйственного общества.
3. Требования к программам отчуждения непрофильных активов хозяйственного общества и порядок их утверждения
3.1. Программа отчуждения непрофильных активов (далее - Программа) формируется хозяйственным обществом на период действия Стратегии развития хозяйственного общества и утверждается советом директоров с учетом заключения органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего права акционера (участника) хозяйственного общества, до 1 марта 2017 года.
При утверждении Стратегии развития хозяйственного общества на очередной плановый период на аналогичный период утверждается и Программа.
Ежегодно до 1 декабря хозяйственное общество актуализирует Программу в порядке, предусмотренном для ее утверждения. Дополнительная актуализация Программы возможна в любое время в случае необходимости.
3.2. В случае отсутствия у хозяйственного общества непрофильных активов советом директоров принимается решение о нецелесообразности разработки Программы, которое направляется в отраслевой орган и в департамент имущественных отношений Краснодарского края.
3.3. Программа включает в себя следующие разделы:
основные термины и определения;
принципы отчуждения непрофильных активов;
порядок выявления, оценки непрофильных активов и формирование реестра имущества хозяйственного общества;
перечень непрофильных активов, подлежащих отчуждению;
способы отчуждения (распоряжения) непрофильных активов;
информационное обеспечение реализации непрофильных активов;
подготовка и представление отчетности о ходе исполнения Программы;
ответственность руководителя хозяйственного общества.
3.4. Непрофильные активы, включаемые в Программу, должны содержать данные, установленные пунктом 2.4 настоящих Методических указаний, а также способ отчуждения (распоряжения) каждым непрофильным активом и планируемый срок отчуждения (распоряжения).
При этом планируются поэтапные (с разбивкой по полугодиям) сроки отчуждения (распоряжения) непрофильных активов, а максимальные сроки ограничиваются сроком действия Стратегии развития хозяйственного общества.
3.5. Проект Программы разрабатывается хозяйственным обществом в соответствии с Примерной формой согласно приложению N 2 к настоящему приказу и направляется в отраслевой орган с приложением информации генерального директора хозяйственного общества, содержащей:
расчетные данные об ожидаемом экономическом эффекте от реализации каждого непрофильного актива;
обоснование способа и срока отчуждения (распоряжения) каждого непрофильного актива;
выгоды для хозяйственного общества от использования предлагаемого способа отчуждения (распоряжения) каждого непрофильного актива;
фотоматериал по каждому непрофильному активу;
перечень возможных рисков и факторов, минимизирующих риски, возникающих в результате использования предлагаемого способа отчуждения (распоряжения) непрофильных активов;
цели и направления использования средств от отчуждения (распоряжения) непрофильных активов.
При необходимости отраслевым органом у хозяйственного общества могут быть запрошены дополнительные документы, необходимые для формирования своей позиции об утверждении Программы, а также любые из представленных документов могут быть возвращены на доработку.
Программа должна быть подписана генеральным директором, прошита, пронумерована и скреплена печатью общества.
При наличии полного пакета документов отраслевой орган рассматривает Программу с представленными материалами на предмет соответствия требованиям, установленным настоящим Порядком, а также видам деятельности хозяйственного общества, предусмотренным его уставом, проводит анализ бухгалтерской отчетности, параметров, условий и последствий реализации Программы.
3.6. По результатам рассмотрения проекта Программы, информации генерального директора, а также соответствующего заключения органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего права акционера (участника) хозяйственного общества, отраслевой орган готовит отраслевое мнение для голосования представителей Краснодарского края на заседании совета директоров по вопросу утверждения Программы.
В отношении хозяйственных обществ, имеющих особое значение для Краснодарского края, отраслевое мнение не требуется.
3.7. Программа подлежит официальной публикации на сайте хозяйственного общества в срок не позднее 3 рабочих дней с даты ее утверждения (актуализации) советом директоров.
4. Порядок отчуждения (распоряжения) непрофильных активов
4.1. Приоритетными способами отчуждения (распоряжения) непрофильных активов являются:
продажа актива;
обособление актива (реорганизация хозяйственного общества путем выделения из его состава общества на базе непрофильного актива);
вовлечение актива в оборот путем его перепрофилирования, в том числе путем реконструкции, с целью получения положительного финансового результата от использования актива (то есть доходы от его использования превысят расходы на содержание и эксплуатацию) и отнесения его к профильным активам;
безвозмездная передача непрофильного актива в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в случае обоснованности и востребованности такой передачи.
В случае если приоритетные способы не применимы, рассматриваются следующие способы отчуждения (распоряжения) непрофильных активов:
передача актива в аренду через процедуру торгов;
списание актива (в том числе с возможностью последующей продажи отдельных его составляющих), если актив непригоден для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца.
В Программе в отношении каждого непрофильного актива указываются соответствующий способ его отчуждения (распоряжения).
4.2. В случае возникновения обстоятельств, в результате которых необходимо изменить способ отчуждения (распоряжения), установленный Программой, отчуждение актива или распоряжение им осуществляется иным способом, предусмотренным настоящими Методическими указаниями, только после актуализации Программы.
4.3. Проведение мероприятий, связанных с отчуждением (распоряжением) непрофильного актива, осуществляется в установленном порядке и с соблюдением требований и ограничений, установленных действующим законодательством.
4.4. В целях обеспечения конкурентного характера возмездного отчуждения непрофильных активов продажа непрофильных активов осуществляется путем проведения торгов, а именно путем проведения аукциона в электронной форме, являющегося открытым по составу участников и форме подачи предложений о цене имущества, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
4.5. Информационное сопровождение продажи непрофильных активов осуществляется в срок не менее 30 дней до дня планируемой продажи путем размещения полной информации о продаже (время, место, способ и порядок продажи, сведения об обременениях отчуждаемого имущества, о порядке определения лица, получающего право на заключение договора купли-продажи, сведения о цене отчуждаемого имущества, иная информация).
Информация размещается на официальном сайте специализированной организации, уполномоченной хозяйственным обществом на продажу его непрофильных активов (если такая организация привлекается для организации торгов), а также на официальном сайте хозяйственного общества.
Размещение информационного сообщения о проведении торгов должно быть осуществлено после принятия решения органами управления хозяйственного общества о продаже непрофильного актива.
Информационное сопровождение мероприятий по передаче актива в аренду проводится в аналогичном порядке, что и при продаже актива.
5. Мониторинг и контроль за выполнением Программ
5.1. Мониторинг и контроль за выполнением хозяйственным обществом Программ осуществляется отраслевыми органами.
Отраслевой орган в отношении каждого подведомственного хозяйственного общества в установленном порядке обеспечивает проведение мероприятий по определению профильности активов, формированию Реестра и утверждение советами директоров Программ в установленные сроки.
5.2. С учетом планируемых Программой сроков отчуждения непрофильных активов генеральный директор хозяйственного общества ежегодно до 1 декабря утверждает пошаговый план мероприятий (с указанием этапов и сроков) на очередной финансовый год по выполнению Программы (далее - план мероприятий).
В план мероприятий могут включаться действия хозяйственного общества, направленные на выполнение Программы, такие как проведение оценки актива, получение одобрения органов управления хозяйственного общества, организация конкурентных процедур, публикация объявлений о продаже, иное.
План мероприятий до его утверждения подлежит согласованию с советом директоров.
5.3. В рамках проведения хозяйственным обществом работы по подготовке к годовому собранию акционеров (участников) генеральный директор отчитывается перед советом директоров о выполнении плана мероприятий в отчетном году.
В случае отклонения от сроков, установленных Программой и планом мероприятий, или невыполнения мероприятий, в отчете генерального директора хозяйственного общества приводится описание и анализ причин, повлекших указанные отклонения.
Сведения об утверждении Программы, о выполнении плана мероприятий в отчетном году включаются в годовой отчет хозяйственного общества.
Ревизионной комиссией (ревизором) хозяйственного общества при проведении проверки достоверности данных годового отчета в числе прочих вопросов осуществляется проверка выполнения хозяйственным обществом мероприятий, предусмотренных Программой и планом мероприятий, что указывается в ревизионном заключении, в том числе факты проведения хозяйственным обществом конкурентных процедур при продаже активов либо сдаче в аренду, проведенных работ по перепрофилированию активов, соблюдение запланированных сроков мероприятий, направлений использования полученных от выполнения мероприятий средств, иное.
5.4. Генеральный директор хозяйственного общества несет ответственность за формирование и ведение Реестра, выполнение хозяйственным обществом мероприятий по выявлению непрофильных активов, за выполнение плана мероприятий в установленные сроки, за представление органам управления и контроля хозяйственного общества своевременной, качественной, достоверной и полной информации об отчуждении непрофильных активов.
Заместитель руководителя |
Е.В. Галенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.