Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 05.04.2017 N 249
"Приложение
Утвержден
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 15 апреля 2013 года N 367
(в редакции постановления главы
администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 05.04.2017 N 249
План
мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Краснодарского края (2013 - 2018 годы)"
I. Общее описание "дорожной карты" Краснодарского края
1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Краснодарского края (2013 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания, повышение ее уровня, качества и эффективности.
Для решения указанных задач необходимо: дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания; проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и престижа социального работника; выработка единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг, их адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям; обеспечение наиболее полного удовлетворения потребности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в удаленных районах и в сельской местности, в социальных услугах.
В Краснодарском крае проживает 5563,8 тыс. чел. Численность населения в крае ежегодно растёт. Так, в 2013 году численность населения составила 5367,2 тыс. чел., в 2014 году - 5453,3 тыс. чел., в 2015 году - 5513,8 тыс. чел. Численность получателей социальных услуг также увеличилась. Так, в 2013 году - 65264 чел., 2014 году - 68613 чел., 2015 году - 69794 чел., 2016 году 70429 чел., что составило от общего числа граждан в 2013 году - 1,22%, в 2014 году - 1,26%, в 2015 году - 1,27%.
В реестре поставщиков социальных услуг Краснодарского края состоит 154 поставщика социальных услуг, из них:
81 организация, предоставляющая социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания (21 дом-интернат для престарелых и инвалидов на 2861 место; 19 психоневрологических интернатов на 5311 мест; 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 710 мест; 1 социально-оздоровительный центр на 60 мест; 12 социально-реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями на 315 мест; 24 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних на 787 мест; 1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий на 121 место);
12 организаций, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания (12 комплексных центров реабилитации инвалидов, в которых за 9 месяцев 2016 года обслужен 1961 чел.).
50 организаций, предоставляющих социальные услуги на дому (50 комплексных центов социального обслуживания, в которых за 9 месяцев обслужено более 62 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, более 131 тыс. граждан оказаны социальные услуги разового характера).
Кроме того, в структуре комплексных центров социального обслуживания населения действуют 7 отделений временного проживания для пожилых граждан и инвалидов на 131 место (2013 год - 14 отделений на 246 мест, в 2014 году - 7 отделений на 143 места, в 2015 году - 7 отделений на 143 места). Оптимизация (перепрофилирование) отделений временного проживания, проведенная с 2013 года, обусловлена ликвидацией очереди в дома-интернаты для престарелых и инвалидов и не повлекла за собой нарушений прав граждан пожилого возраста на стационарное социальное обслуживание (80% граждан переведены в дома-интернаты, остальные 20% охвачены стационарозамещающими технологиями). В отделении дневного пребывания на 25 мест, на 1 октября 2016 года получили социальные услуги 88 чел. (2013 год - 83 чел., 2014 год - 95 чел., 2015 год - 95 чел.).
Вместе с тем в структуре комплексных центров социального обслуживания для предоставления временного приюта лицам без определенного места жительства функционируют 78 койко-мест.
С целью увеличения охвата обслуживаемых лиц из числа граждан без определенного места жительства в 2016 году открыто отделение стационарного типа в поселке Ольгинка Абинского района Краснодарского края с развёртыванием 30 койко-мест.
В соответствии с проведенной в 2013 - 2015 годах оптимизацией действующая сеть организаций социального обслуживания сократилась с 168 до 154. Проведенная оптимизация не повлекла ухудшения доступности социальных услуг. Организации расположены в каждом муниципальном образовании края и предусматривают 100-процентный охват жителей края, нуждающихся в социальном обслуживании, в том числе в сельской местности. Очередности граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в стационарной форме социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов) и на дому, не имеется. Однако очередность в психоневрологические интернаты сохраняется и на 1 декабря 2016 года составляет 224 чел.
В результате проведенной оптимизации в 2013 - 2015 годах осуществлен ряд мероприятий по реструктуризации сети, оптимизации численности персонала, в том числе административно-управленческого, а также сокращение расходов на содержание организаций социального обслуживания. Были ликвидированы неэффективные организации, которые имели в своей структуре многочисленный административный персонал, при этом качество оказания социальных услуг оставалось на низком уровне.
Экономический эффект от мероприятий по оптимизации неэффективных расходов и других мероприятий по экономии средств бюджета в 2015 году составил 501,5 млн руб., из которых 411,2 млн руб. были направлены на повышение оплаты труда социальных работников (2013 год - 20,1 млн руб., 2014 год -126,2 млн руб.).
Сформированные структура и штатная численность организаций социального обслуживания обеспечили качественное предоставление социальных услуг при оптимальной нагрузке и эффективном расходовании бюджетных средств, поэтапное повышение уровня оплаты труда социальных работников.
Динамика изменения среднемесячной начисленной заработной платы за период 2013 - 2015 годов представлена в таблице N 1.
Таблица N 1
N |
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1 |
Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. |
12745,5 |
15531,7 |
19014.4 |
19014,4 |
2 |
Темп роста к предыдущему году. % |
- |
121,9 |
122,4 |
100,0 |
3 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников со средней заработной платой в Краснодарском крае, % |
52,6 |
60,3 |
78,8 |
76,6 |
4 |
Финансирование организаций социального обслуживания, млн руб., в т. ч.: |
6674,4 |
7703,2 |
8435,6 |
8920,1 |
4.1 |
на заработную плату, млн руб., из них: |
5329,3 |
6286,3 |
6937,4 |
7261,5 |
4.2 |
на заработную плату социальных работников, млн руб. |
2247,2 |
2697,8 |
3242,4 |
3226,0 |
В 2015 году плановое соотношение средней заработной платы социальных работников со средней заработной платой в Краснодарском крае соответствовало Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы и составляло 68,5% от прогнозного размера средней заработной платы в крае -27700 руб. Фактически сложившееся за 2015 год соотношение средней заработной платы социальных работников со среднемесячным прогнозным доходом от трудовой деятельности в Краснодарском крае (24115,3 руб.) составило 78,8% (2013 год - 52,6%, 2014 год - 60,3%).
Кроме того, в 2013 - 2015 годах реализация мероприятий по оптимизации структуры сети организаций социального обслуживания позволила более адресно распределить финансовые средства, направляя их на проблемы, требующие первоочередного решения, а также обеспечить надлежащее состояние материально-технической базы организаций социального обслуживания. Так, в 2016 году из средств краевого бюджета:
на оснащение организаций социального обслуживания оборудованием, облегчающим уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, повышающим качество социальных услуг, в том числе мебелью, оборудованием для психологической поддержки, медицинским, компьютерным, технологическим, бытовым, пищевым, прачечным, реабилитационным оборудованием, было направлено 5057,4 тыс. руб.;
на проведение капитального ремонта организаций социального обслуживания - 64842,3 тыс. руб.
Кроме того, за счет софинансирования из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2016 году на выполнение мероприятий по укреплению материально-технической базы организаций социального обслуживания было направлено 17765,8 тыс. руб., в том числе на приобретение автомобильного транспорта для мобильных бригад - 10200 тыс, руб.
На 1 декабря 2016 года аварийных, ветхих зданий и зданий 5-й и 4-й степени огнестойкости в сети организаций социального обслуживания для проживания получателей социальных услуг нет.
Для повышения качества предоставления услуг, расширения их спектра в рамках подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы Краснодарского края "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 октября 2013 года N 1173 (далее - Подпрограмма региональной программы), на базе комплексных центров социального обслуживания населения с 2013 года началась работа по внедрению стационарозамещающих форм социального обслуживания.
В целях развития новых форм социального обслуживания без помещения граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные организации на территории края с 2014 года (приказ министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края (далее - министерство) от 18 апреля 2014 года N 193) реализуется институт "Приемная семья". Пожилым гражданам и инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе и желающим проживать в привычных домашних условиях, предлагается устройство в семьи. Условиями приема в семьи являются совместное проживание и ведение общего хозяйства. Лицам, принявшим в семью пожилого гражданина или инвалида, назначается ежемесячная денежная выплата в размере 3000 руб., а период оказания социальных услуг в рамках договора о приемной семье включается в страховой пенсионный стаж. С момента реализации института "Приемная семья" было создано 427 семей, в которых проживало 455 граждан пожилого возраста и инвалидов (в 2013 году - 121 семья/129 чел., в 2014 году - 239 семей/251 чел., в 2015 году - 337 семей/359 чел.). На 1 октября 2016 года действует 268 приемных семей, в которых обслужено 287 чел.
В практику работы с гражданами пожилого возраста, проживающими в отдаленных сельских населенных пунктах, с 2013 года активно внедряются службы мобильных бригад, главной задачей которых является максимально приблизить жизненно необходимые социальные услуги к месту проживания нуждающихся пожилых людей. С целью оснащения мобильных бригад автотранспортом в 2013 - 2016 годах приобретено 50 единиц автомобильного транспорта (в 2013 году - 10, в 2014 году - 15, в 2015 году - 20, в 2016 году - 5 единиц). В 2013 году услугами мобильных бригад воспользовалось 12270 получателей социальных услуг, в 2014 году - 12458 чел., в 2015 - 9635 чел., в 2016 году планируется охватить 9002 чел.
Для повышения эффективности оказания социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста, в том числе инвалидам, организованы "школы" по уходу за гражданами пожилого возраста (особенно за лежачими больными) для родственников и персонала комплексных центров социального обслуживания. В "школах" по уходу за 9 месяцев 2016 года навыкам по уходу за тяжелобольными родственниками, в том числе лежачими больными, обучено более 6 тыс. чел., из них более 2000 родственников пожилых граждан, более 4000 работников организаций (в 2013 году обучено более 9 тыс. чел., из них 3,2 тыс. родственников, 6,1 тыс. работников организаций; в 2014 году - более 10 тыс. чел., из них 3,8 тыс. родственников, 6,6 тыс. работников; в 2015 году - более 9,6 тыс. чел., из них 3,2 тыс. родственников, 6,1 тыс. работников).
Кроме того, во всех комплексных центрах социального обслуживания населения с 2013 года проводится обучение пожилых людей компьютерной грамотности. На 1 октября 2016 года действует 46 компьютерных классов, за 9 месяцев обучилось около 2 тыс. чел. (в 2013 году - 3,5 тыс. чел., в 2014 году -2,8 тыс. чел., в 2015 году - 3,3 тыс. чел.).
Созданы пункты проката современных средств реабилитации и ухода за пожилыми людьми. В настоящее время действует 50 пунктов проката, за 9 месяцев 2016 года средства реабилитации выданы свыше 2,5 тыс. чел. (в 2013 году - 2,5 тыс. чел., в 2014 году - 2,9 тыс. чел., в 2015 году - 3,2 тыс. чел.).
С целью организации досуга пожилых граждан и инвалидов на базе комплексных центров социального обслуживания с 2013 года созданы и успешно работают клубы по интересам, в которых пожилые граждане знакомятся с историей народного творчества, приобщаются к самодеятельному ремеслу и творчеству, осваивают различные техники рукоделия. Востребованным является социальный туризм (экскурсии по краю, посещение памятных мест, культурных и исторических памятников). За 9 месяцев 2016 года в мероприятиях приняли участие свыше 2 тыс. чел. (в 2013 году - 2,5 тыс. чел., в 2014 году -2,5 тыс. чел, в 2015 году - 3,3 тыс. чел.).
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы региональной программы из средств краевого бюджета в 2014 - 2018 годах составил более 37 млрд руб., в том числе: в 2014 году - 6 млрд 815 тыс. руб., в 2015 году - 7 млрд 443 тыс. руб., в 2016 году - 6 млрд 493 тыс. руб., из средств Пенсионного фонда Российской Федерации - более 38063,7 тыс. руб., в том числе в 2014 году - 23800,4 тыс. руб., в 2015 году - 14263,3 тыс. руб. Срок реализации региональной программы - 5 лет.
Таким образом, в крае в 2013 - 2016 годах были апробированы новые технологии работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами, в том числе, проживающими в сельской местности.
С целью создания единой системы оценки профессиональной квалификации и подготовки кадров в 2013 - 2015 годах проводились следующие мероприятия.
В рамках поэтапного внедрения "эффективных контрактов" в 2013 году были разработаны и утверждены планы по переходу на "эффективный контракт", графики проведения аттестации работников организаций социального обслуживания. На 1 октября 2016 года заключено "эффективных контрактов" с 18255 работниками организаций социального обслуживания, что составило 76,9% от общего числа основного персонала (в 2014 году - 2134 чел., в 2015 году- 12720 чел.).
На основе существующих профстандартов по должностям "социальный работник", "специалист по социальной работе", "психолог в социальной сфере", "специалист по реабилитационной работе", "руководитель организации социального обслуживания" разрабатывались типовые штатные расписания, примерные формы трудовых договоров и должностные инструкции с работниками организаций социального обслуживания.
Ежегодно проводилось повышение квалификации работников, в том числе работников кадровых служб и специалистов, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда. Так, в 2013 году повысили свою квалификацию 32,4% работников, в 2014 году - 34,8%, в 2015 году - 30,2% от общего числа работников организаций социального обслуживания.
Динамика численности социальных работников Краснодарского края представлена в таблице N 2.
Таблица N 2
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Число социальных работников, из них: |
|
|
|
|
|
1.1 |
штат |
ед. |
11108 |
12726 |
12359 |
12617 |
1.2 |
факт |
чел. |
8112 |
8646 |
8210 |
8372 |
1.3 |
вакансия |
ед. |
46 |
38,25 |
25 |
9,25 |
1.4 |
работают в селе |
чел. |
7058 |
7523 |
7143 |
7284 |
1.5 |
работают в городе |
чел. |
1054 |
1123 |
1067 |
1088 |
1.6 |
число мужчин |
чел. |
1217 |
1297 |
1232 |
1256 |
1.7 |
число женщин |
чел. |
6895 |
7349 |
6978 |
7116 |
|
возраст: |
|
|
|
|
|
1.8 |
до 30 лет |
чел. |
2433 |
2593 |
2463 |
2511 |
1.9 |
от 30 до 55 лет |
чел. |
5112 |
5448 |
5173 |
5275 |
1.10 |
от 55 и старше |
чел. |
567 |
605 |
574 |
586 |
В целях организации работы по реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации" в 2014 году разработана нормативная правовая база для реализации государственных полномочий в сфере социальной защиты населения. Так, утверждены и реализуются стандарты социального обслуживания Краснодарского края, утверждена методика расчета стоимости государственных социальных услуг и расчетных показателей, произведен расчет государственных социальных услуг (стоимость услуги одинакова как для государственных учреждений, так и для негосударственных организаций).
В целях организации процесса предоставления населению социальных услуг приняты законы Краснодарского края от 5 ноября 2014 года N 3051-КЗ "О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края" и от 26 декабря 2014 года N 3087-КЗ "Об утверждении Перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории Краснодарского края", а также:
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 декабря 2014 года N 1622 "Об определении уполномоченного органа Краснодарского края на осуществление предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" полномочий в сфере социального обслуживания, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 года N 743 "О министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края";
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 декабря 2014 года N 1509 "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Краснодарского края в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания";
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 декабря 2014 года N 1508 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения";
приказ министерства от 30 декабря 2014 года N 1100 "О порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг";
приказ министерства от 24 декабря 2014 года N 1046 "Об утверждении порядка формирования и ведения Реестра поставщиков социальных услуг Краснодарского края";
приказ министерства от 24 декабря 2014 года N 1047 "Об утверждении порядка формирования и ведения Регистра получателей социальных услуг Краснодарского края";
приказ министерства от 22 декабря 2014 года N 1042 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Краснодарском крае";
приказ министерства от 17 октября 2014 года N 776 "Об обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги на территории Краснодарского края";
приказ министерства от 31 октября 2014 года N 835 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания на территории Краснодарского края";
приказ министерства от 9 октября 2014 года N 751 "О Порядке расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг организациями социального обслуживания Краснодарского края";
приказ министерства от 18 ноября 2014 года N 937 "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Краснодарского края - реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексных центров реабилитации инвалидов, кризисных центров помощи женщинам, профессиональных училищ-интернатов для инвалидов";
приказ министерства от 25 ноября 2014 года N 956 "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Краснодарского края, осуществляющих стационарное социальное обслуживание";
приказ министерства от 14 ноября 2014 года N 925 "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Краснодарского края: социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, а также других организаций - поставщиков услуг для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации";
приказ министерства от 5 декабря 2014 года N 976 "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Краснодарского края, осуществляющих социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание";
приказ министерства от 18 ноября 2014 года N 939 "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Краснодарского края - комплексных центрах социального обслуживания населения";
приказ министерства от 18 ноября 2014 года N 940 "Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем, площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг в организациях социального обслуживания Краснодарского края - комплексных центрах социального обслуживания населения";
приказ министерства от 18 ноября 2014 года N 936 "Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг в организациях социального обслуживания Краснодарского края - реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексных центрах реабилитации инвалидов, кризисных центрах помощи женщинам, профессиональных училищах-интернатах для инвалидов";
приказ министерства от 25 ноября 2014 года N 958 "Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений в организациях социального обслуживания Краснодарского края - домах-интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов, домах милосердия, специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов, геронтологических центрах, реабилитационных центрах для лиц с умственной отсталостью, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, комплексных центрах социального обслуживания населения, центрах социальной адаптации для лиц без определенного места жительства, социально-оздоровительных центрах и иных организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание";
приказ министерства от 14 ноября 2014 года N 926 "Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг в организациях социального обслуживания Краснодарского края: социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах для детей и подростков, а также других организациях - поставщиках услуг для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации";
приказ министерства от 18 ноября 2014 года N 938 "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Краснодарского края - реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, краевых комплексных центрах реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексных центрах реабилитации инвалидов, кризисных центрах помощи женщинам";
приказ министерства от 25 ноября 2014 года N 957 "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Краснодарского края - домах-интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов, домах милосердия, специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов, геронтологических центрах, реабилитационных центрах для лиц с умственной отсталостью, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, комплексных центрах социального обслуживания населения, центрах социальной адаптации для лиц без определенного места жительства, социально-оздоровительных центрах и иных организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание";
приказ министерства от 14 ноября 2014 года N 927 "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Краснодарского края: социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах для детей и подростков, а также других организациях - поставщиках услуг для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации";
приказ министерства от 19 июля 2013 года N 825 "Об Общественном совете по формированию независимой системы оценки качества работы государственных учреждений, подведомственных министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, оказывающих социальные услуги" (приказом министерства от 24 марта 2016 года N 410 "Об Общественном совете при министерстве труда и социального развития Краснодарского края" признан утратившим силу);
приказ министерства от 5 декабря 2014 года N 981 "Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг на территории Краснодарского края и порядка ее взимания";
приказ министерства от 8 декабря 2014 года N 984 "Об утверждении Перечня иных обстоятельств, признанных ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан, для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании";
приказ министерства от 8 декабря 2014 года N 985 "Об утверждении Методических рекомендаций по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Краснодарского края";
приказ министерства от 8 декабря 2014 года N 986 "Об утверждении Методических рекомендаций по составлению и заполнению индивидуальной программы предоставления социальных услуг на территории Краснодарского края".
Таким образом, в 2014 - 2015 годах были разработаны необходимые документы для обеспечения доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги. Указанная выше нормативная база размещена на официальных сайтах министерства труда и социального развития Краснодарского края и поставщиков социальных услуг в сети "Интернет".
Кроме того, разработана информационная система, обеспечивающая ведение персонифицированного учета, в рамках которой поставщик социальных услуг отчитывается об объеме оказанных услуг, а также вносит факты их оказания в единую информационную аналитическую систему в разрезе получателей. Ежемесячно каждая социальная служба отчитывается об объеме оказанных услуг, а также вносит данные в единую информационную аналитическую систему в разрезе получателей социальных услуг с указанием даты получения каждой услуги. Внедрение персонифицированного учета социальных услуг позволило осуществлять оплату поставщику социальных услуг за каждого конкретного получателя услуг по факту их оказания, а также определять реальную потребность и нуждаемость получателей услуг и эффективно расходовать бюджетные средства.
Региональная нормативная правовая база постоянно актуализируется и совершенствуется.
Для создания конкурентной среды в сфере социальных услуг путем привлечения негосударственных поставщиков к оказанию социальных услуг в 2013 - 2015 годах сформирована нормативная правовая база, а именно:
Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 627-КЗ "О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края и общественных объединений";
Закон Краснодарского края от 7 июня 2011 года N 2264-КЗ "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Краснодарском крае".
В соответствии с Федеральным законом на территории края сформирован реестр поставщиков социальных услуг, определен размер компенсации, выплачиваемой поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг и не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), а также порядок ее выплаты (постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 декабря 2014 года N 1503).
Вместе с тем в Краснодарском крае в 2013 - 2016 годах сложились партнерские отношения с некоммерческими организациями. Представители общественных организаций являются членами общественного совета при министерстве, а также со разработчиками и соисполнителями государственных программ, непосредственными участниками разработки нормативных правовых актов министерства, участвуют в проведении независимой оценки качества работы организаций социального обслуживания Краснодарского края.
Независимая оценка качества работы организаций социального обслуживания (далее - независимая оценка) с 2014 года в крае проводится ежегодно в отношении организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания, и составляет 100-процентный их охват. '
В 2016 году общественным советом, созданным при министерстве труда и социального развития Краснодарского края, независимая оценка проведена в отношении 154 организаций социального обслуживания согласно общим критериям, а также дополнительным критериям оценки качества, утвержденным общественным советом (в 2014 - 2015 годах в отношении 150 организаций).
С целью освещения деятельности общественного совета министерством труда и социального развития Краснодарского края на официальном сайте создан специальный раздел "Независимая оценка качества работы", где осуществляется информационное сопровождение проведения независимой оценки, в том числе размещение информации о деятельности общественного совета, его состав, протоколы заседаний, критерии оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания и показатели, характеризующие дополнительные критерии, а также результаты проведения независимой оценки.
Рейтинги организаций социального обслуживания и предложения по улучшению качества работы организаций социального обслуживания за 2014 - 2016 годы размещены на официальном сайте министерства в сети "Интернет" и на официальном сайте www.bus.gov.ru.
Анализ результатов независимой оценки показал, что общая удовлетворенность получателей услуг деятельностью организаций социального обслуживания Краснодарского края составила в 2016 году 99,9% (в 2014 году - 96%, в 2015 году-99,9%).
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Краснодарского края, обусловлены следующими обстоятельствами:
2.1. Недостаточно развита сеть психоневрологических интернатов для размещения всех нуждающихся пожилых граждан-инвалидов.
В целях ликвидации очереди в психоневрологические интернаты, которая на 1 декабря 2016 года составила 224 чел., в 2017 году планируется увеличить коечную сеть в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Краснодарского края "Армавирский психоневрологический интернат" до 250 мест и открыть в 2017 году государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Отрадненский психоневрологический интернат" на 100 мест.
Таким образом, потребность в стационарном социальном обслуживании в крае будет решена полностью.
2.2. Отсутствует рынок социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, отсутствует негосударственный сектор предоставления социальных услуг, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации.
Несмотря на созданные условия для негосударственных организаций, заявки для включения в реестр поставщиков социальных услуг на 1 декабря 2016 года не поступали,
С целью привлечения негосударственных организаций планируется продолжить мониторинг их деятельности и других социально ориентированных некоммерческих организаций, проводить изучение рынка социальных услуг. К 2017 году удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, в общем количестве организаций всех форм собственности планируется довести до 1,2%, в 2018 году - до 2,6%.
2.3. Материально-техническая база действующих организаций социального обслуживания требует модернизации в части приведения в соответствие с нормами безопасности организаций социального обслуживания, проведения капитального ремонта зданий и закупки необходимого оборудования.
Несмотря на проведенную реорганизацию сети организаций социального обслуживания и реализацию региональной программы по приведению объектов социальной инфраструктуры в соответствии с требованиями законодательства, остается потребность в улучшении материальной базы организаций социального обслуживания.
В период с 2017 по 2018 годы потребность организаций социального обслуживания Краснодарского края (8 объектов) в проведении капитального ремонта составляет более 191175,3 тыс. руб., на приобретение 38 единиц оборудования - 14692 тыс. руб. Однако фактические расходы на выполнение указанных мероприятий и перечень организаций социального обслуживания Краснодарского края будут ежегодно корректироваться и утверждаться министерством после принятия краевого бюджета на очередной финансовый год.
2.4. Недостаточный уровень оплаты труда работников организаций социального обслуживания.
Повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников организаций социального обслуживания до 100% от средней заработной платы в Краснодарском крае (среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Краснодарскому краю) за счет увеличения фондов оплаты труда, оптимизации численности социальных работников и применения систем нормирования труда.
Динамика изменения среднемесячной заработной платы в 2017 - 2018 годах представлена в таблице N 3.
Таблица N 3
N |
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
1 |
Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. |
20400,0 |
27080,0 |
2 |
Темп роста к предыдущему году, % |
107,3 |
132,7 |
3 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников со средней заработной платой в Краснодарском крае, % |
80 |
100 |
4 |
Финансирование организаций социального обслуживания, млн руб., в т. ч.: |
9119,1 |
9119,1 |
4.1 |
на заработную плату, млн руб., из них: |
7668,2 |
7668,2 |
4.2 |
на заработную плату социальных работников, млн руб. |
3461,1 |
4594,4 |
2.5. Невысокий уровень доступности социального обслуживания для граждан края, проживающих в сельской местности.
В рамках финансирования подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы Краснодарского края "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года N 938, предусмотрено дальнейшее развитие и финансирование стационарозамещающих технологий оказания социальных услуг населению, в том числе пожилым гражданам и инвалидам, проживающим в отдаленных районах и сельской местности, а именно:
приобретение 3 единиц автомобильного транспорта для мобильных бригад (охват в 2017 году - 11007 чел., в 2018 году - 12465 чел.);
развитие стационарозамещающих технологий, в том числе:
ежегодная поддержка 270 чел. в приемных семьях;
обеспечение современными средствами и предметами ухода за пожилыми людьми на условиях временного пользования (ежегодно 200 технических средств);
организация "школ" по уходу за гражданами пожилого возраста (ежегодный охват более 6000 чел., из них более 2000 родственников пожилых граждан, более 4000 работников организаций);
предоставление реабилитационного оборудования, средств индивидуальной реабилитации для проведения занятий в домашних условиях (обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации) (ежегодный охват более 6000 чел.).
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы Краснодарского края "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года N 938, Подпрограммы из средств краевого бюджета в 2016 - 2021 годах составил более 47 млрд руб., в том числе: в 2016 году -7 млрд 689 тыс. руб., в 2017 году - 8 млрд 045 тыс. руб., в 2018 году - 7 млрд 986 тыс. руб., из средств Пенсионного фонда Российской Федерации -17765,8 тыс. руб., в том числе в 2016 году - 17765,8 тыс. руб. Срок реализации региональной программы - 6 лет.
2.6. Невысокое отношение охваченных независимой оценкой организаций социального обслуживания (далее - независимая оценка) к общему числу государственных и муниципальных организаций, учитываемых Росстатом.
Для активизации работы по проведению независимой оценки министерством утвержден план по организации её проведения на период 2016 - 2018 годов, согласно которому одним из целевых показателей функционирования независимой оценки является ежегодный 100-процентный охват организаций, предоставляющих социальные услуги.
Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю 32 государственных учреждения медико-социальной экспертизы и 18 муниципальных организаций, деятельность которых осуществляется в соответствии с основным кодом общероссийского классификатора вида экономической деятельности (ОКВЭД - 85.31), относятся к организациям, оказывающим социальные услуги в сфере социального обслуживания.
С целью выполнения целевых показателей функционирования независимой оценки планируется продолжить проведение анализа статистической отчетности по наличию социальных работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по Краснодарскому краю и направить в их адреса письма об уточнении основного вида их деятельности, что позволит скорректировать показатель.
3. Целью "дорожной карты" является создание к 2018 году в крае системы социального обслуживания граждан, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребности граждан, состоящих на социальном обслуживании, в социальных услугах.
4. Задачами "дорожной карты" являются:
4.1. Формирование эффективной структуры и штатной численности организаций социального обслуживания путем внедрения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника.
4.2. Модернизация материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, проведение мероприятий по капитальному ремонту стационарных организаций социального обслуживания, в том числе с увеличением коечной сети психоневрологических интернатов, организаций для лиц без определенного места жительства и занятий, инвалидов.
4.3. Развитие рынка социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, стационарной и полустационарной формах социального обслуживания путем привлечения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности.
4.4. Внедрение в практику работы организаций социального обслуживания методик и технологий, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, социальных услуг на дому.
4.5. Повышение доступности предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в удаленных районах и в сельской местности.
4.6. Повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников организаций социального обслуживания до 100% от средней заработной платы в Краснодарском крае (среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Краснодарскому краю). Актуализация к 2018 году типовых отраслевых норм труда организаций социального обслуживания.
4.7. Формирование единой системы оценки профессиональной квалификации и подготовки рабочих кадров, включая механизм независимой оценки профессионального уровня квалификации работников и внедрения профессиональных стандартов среди работников организаций социального обслуживания Краснодарского края. Ежегодное обучение не менее 30% работников организаций социального обслуживания.
4.8. Проведение независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания. Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг на основании исследования мнений получателей социальных услуг, рейтингов организаций социального обслуживания населения, а также предложений об улучшении качества работы организаций социального обслуживания, предоставляемых организацией-оператором, и общественного контроля.
4.9. Обеспечение перевода 100% основного персонала организаций социального обслуживания на "эффективный контракт" к 2018 году.
4.10. Обеспечение оптимизации нагрузки (числа обслуживаемых граждан) на одного социального работника в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда России от 15 октября 2015 года N 725.
5. Ожидаемыми результатами реализации "дорожной карты" являются:
5.1. Создание эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания.
5.2. Обеспечение надлежащего состояния материально-технической базы организаций социального обслуживания.
5.3. Увеличение количества негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.
5.4. Повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников в организациях социального обслуживания до 100% от средней заработной платы в Краснодарском крае.
5.5. Обеспечение адресного подхода к предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, во всех формах социального обслуживания.
5.6. Создание единой системы оценки профессиональных квалификаций и подготовки рабочих кадров и внедрение профессиональных стандартов в деятельность организаций социального обслуживания.
5.7. Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг.
6. Контрольными показателями успешной реализации "дорожной карты" являются:
N |
Наименование контрольного показателя |
Ед. изм. |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания населения, в общей численности граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организациях социального обслуживания |
% |
100 |
100 |
99,8 |
100 |
100 |
100 |
2 |
Удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий) |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Очередность в организациях социального обслуживания, осуществляющих социальное обслуживание на дому |
тыс. чел. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Очередность в организациях социального обслуживания, осуществляющих стационарное обслуживание |
тыс. чел. |
0,167 |
0,205 |
0,258 |
0,224 |
0 |
0 |
5 |
Доля детей-инвалидов, направленных после достижения возраста 18 лет из психоневрологических интернатов для детей в психоневрологические интернаты для взрослых, в общем числе детей-инвалидов, выбывших из указанных организаций в связи с достижением возраста 18 лет |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
6 |
Число граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий (служба мобильных бригад) |
тыс. чел. |
12,270 |
12,458 |
9,635 |
9,002 |
11,007 |
12,465 |
7 |
Доля получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего числа получателей социальных услуг в Краснодарском крае |
% |
82,3 |
80,0 |
81,1 |
82,2 |
82,5 |
83,2 |
8 |
Удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего числа получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности |
% |
30 |
27 |
20 |
28 |
30 |
32 |
9 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, со средней заработной платой в Краснодарском крае* |
% |
52,6 |
60,3 |
78,8 |
76,6 |
80,0 |
100,0 |
10 |
Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей организаций социального обслуживания и средней заработной платы работников организаций социального обслуживания за отчетный период |
раз |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
11 |
Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания (с учетом типа организаций социального обслуживания) |
|
1:0,7 |
1:0,7 |
1:0,7 |
1:0,7 |
1:0,7 |
1:0,7 |
12 |
Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания |
% |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
13 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
5 |
14 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности |
% |
0 |
0 |
0 |
0,6 |
1,2 |
2,6 |
15 |
Доля граждан, удовлетворенных качеством и доступностью получаемых социальных услуг на дому |
% |
95 |
95,2 |
96 |
97 |
98 |
99 |
* Начиная с итогов 2015 года в качестве средней заработной платы в субъектах Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 года N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".
II. План мероприятий
Приложение
к Плану мероприятий
("дорожной карте") "Повышение
эффективности и качества услуг
в сфере социального
обслуживания населения
Краснодарского края
(2013 - 2018 годы)"
Показатели
нормативов Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Краснодарского края (2013 - 2018 годы)" по социальным работникам Краснодарского края
N |
Наименование показателей |
2013 г. факт |
2014 г. факт |
2015 г. факт |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
1 |
Норматив числа получателей услуг на 1 работника отдельной категории |
5,8 |
6,2 |
6,4 |
6,5 |
6,6 |
6,7 |
2 |
Число получателей услуг, чел. |
65264 |
68613 |
69794 |
70429 |
71256 |
72664 |
3 |
Среднесписочная численность социальных работников, чел. |
11285 |
11117,5 |
10914,1 |
10859 |
10859 |
10859 |
4 |
Численность населения Краснодарского края, чел. |
5367227 |
5453329 |
5513804 |
5563804 |
5603800 |
5629647 |
5 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников со средней заработной платой в Краснодарском крае |
52,6 |
60,3 |
78,8 |
76,6 |
80,0 |
100,0 |
6 |
Доля от средств от приносящей доход деятельности в фонде заработной платы по отдельной категории работников, % |
3,7 |
3,2 |
1,2 |
2,2 |
3,2 |
3,2 |
7 |
Средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации, млн руб. |
20,1 |
126,2 |
411,2 |
427,6 |
501,8 |
781,6 |
8 |
Соотношение объема средств от оптимизации к сумме объема средств, предусмотренного на повышение оплаты труда, %. |
5,8 |
28,0 |
41,3 |
43,7 |
41,3 |
33,3 |
* Начиная с итогов 2015 года в качестве средней заработной платы в субъектах Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 года N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официально статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности"."
Заместитель министра |
С.П. Гаркуша |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 апреля 2017 г. N 249 "О внесении изменения в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.