Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Порядку работы аттестационной
комиссии департамента по регулированию
контрактной системы Краснодарского края
Справочник
профессиональных качеств гражданских служащих департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края
Категории и группы должностей гражданской службы |
Группы профессиональных качеств |
Профессиональные качества, необходимые для замещения должности гражданской службы |
Описание профессионального качества |
Стандарты эффективного профессионального поведения государственных гражданских служащих |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Должности гражданской службы категорий "руководители" и категории "специалисты" высшей и главной группы должностей |
Управленческие профессиональные качества |
Планирование деятельности и ресурсов |
Планирование собственной работы и работы подразделения в соответствии со стратегическими целями и оперативными планами государственного органа. Точность планирования ресурсов (временных, материальных, трудовых), необходимых для достижения целей |
Гражданский служащий: создает реалистичные среднесрочные и долгосрочные планы для себя и подразделения, исходя из стратегии развития государственного органа; составляет планы работы для себя и сотрудников подразделения, детализирует задачи, устанавливает сроки их исполнения; при составлении планов учитывает возможное влияние внешних факторов на их реализацию; заранее разрабатывает альтернативный план действий; в случае необходимости своевременно корректирует планы подразделения; точно определяет ресурсы, необходимые для реализации планов; обеспечивает наличие необходимых ресурсов. В случае прогнозирования нехватки имеющихся ресурсов для выполнения поставленных задач, заранее обосновывает перед руководством необходимость предоставления дополнительных ресурсов; расставляет приоритеты, учитывая важность и срочность задач |
Постановка задач и организация работы подчиненных |
Декомпозиция целей в задачи. Постановка четких и понятных для исполнителей задач, организация их исполнения |
Гражданский служащий: устанавливает для себя и подчиненных (курируемых подразделений, участников проектных групп) ясные и конкретные направления и порядок действий, необходимые для достижения результатов в соответствии с плановыми и оперативными задачами; четко формулирует задачи для подчиненных (курируемых подразделений, участников проектных групп), проверяет точность понимания задачи и порядок ее исполнения; равномерно распределяет рабочую нагрузку среди подчиненных с учетом их способностей, опыта и квалификации, координирует их деятельность; информирует подчиненных о приоритетности задач, организует их работу в соответствии с приоритетами; при необходимости перераспределяет нагрузку, обеспечивая выполнение всех поставленных задач; повышает эффективность работы подчиненных за счет четкой организации труда и исключения непроизводительных потерь времени; избегает дублирования поручений разным исполнителям, рационально использует трудовые ресурсы; эффективно организует свое время и время своих подчиненных в ситуации большой загрузки, не допуская сбоев |
||
|
Контроль и оценка исполнения |
Формирование четких критериев ожидаемого результата (сроки, качество) и контроль достижения поставленных задач в установленные сроки, в требуемом объеме и качестве |
Гражданский служащий: доводит до исполнителей сроки выполнения поручений и критерии желаемого результата; согласовывает с исполнителями контрольные сроки для оценки промежуточных результатов; контролирует своевременность, качество и полноту исполнения задач в процессе ее исполнения, в соответствии с согласованным графиком; запрашивает информацию о ходе исполнения задач; своевременно дает обратную связь, оказывает помощь в случае возникновения затруднений у исполнителя; отслеживает собственный прогресс и прогресс других в работе над заданиями, направленными на общие цели, координирует совместную деятельность и получение общего результата; осуществляет итоговый контроль исполнения планов и сроков поручений по курируемому направлению деятельности; инициирует применение мер поощрения и наказания к исполнителям |
|
|
Принятие управленческих решений |
Своевременное принятие управленческих решений в рамках полномочий должности, с учетом имеющихся альтернатив и возможных последствий, в соответствии с установленным порядком |
Гражданский служащий: оперативно принимает решения на своем уровне ответственности, соблюдая установленную процедуру принятия решений; не перекладывает ответственность за принятие решений, находящихся в его зоне ответственности, на других; решения принимаются взвешено с учетом возможных последствий; рассматривает альтернативы и принимает оптимальные решения, учитывая различные факторы; принимает решения, учитывая мнение коллег, экспертов; в случае необходимости, принимает решение при ограниченной информации; при необходимости, принимает не популярные решения; несет ответственность за свои решения и действия |
|
|
Мотивирование и развитие подчиненных |
Способствование профессиональному и личностному развитию подчиненных. Способность формировать, поддерживать и усиливать вовлеченность сотрудников в работу |
Гражданский служащий: передает подчиненным свой опыт и знания для совершенствования их работы; развивает таланты и компетенции подчиненных, ставит развивающие, но реализуемые задачи, способствует их достижению; поощряет в подчиненных инициативу, самостоятельность и творческий подход к работе; поощряет наиболее эффективных работников, учитывает индивидуальный вклад служащего в работу подразделения; воодушевляет подчиненных и коллег на достижение намеченных целей; мотивирует на выполнение задачи, увязывая интересы сотрудников и госоргана; подробно разбирает ошибки и успехи подчиненных с целью профессионального развития и обучения, способствует развитию недостающих компетенций; побуждает подчиненных к обучению и профессиональному развитию |
|
|
Управление изменениями |
Поддержание и внедрение необходимых изменений на гражданской службе, стремление к постоянному совершенствованию деятельности. Адаптивность к новым условиям |
Гражданский служащий: поддерживает изменения, проводимые на государственной гражданской службе, самостоятельно адаптирует свое поведение и методы работы в соответствии с новыми требованиями; инициирует, и поддерживает инициативы коллег по внедрению новых методов работы, повышающих эффективность работы государственного органа; системно подходит к внедрению изменений, формирует образ желаемого результата и планирует этапы внедрения; заранее определяет зоны риска при внедрении изменений и эффективно применяет различные способы их снижения; способствует внедрению изменений, оценивает их эффективность и соответствие запланированным результатам; использует результаты внедрения нововведений в текущей работе государственного органа/подразделения); оценивает результаты внедрения изменений и обеспечивает мероприятия для повышения эффективности инноваций; поощряет подчиненных и коллег к предложению новых инициатив и поддерживает их внедрение |
|
|
Стратегическое видение |
Понимание места и роли государственного органа в структуре государственного управления, влияния результатов работы подразделения на результаты работы других подразделений и всего государственного органа. Дальновидность, широта кругозора, перспективное планирование |
Гражданский служащий: обладает широким кругозором, анализирует происходящие события, прогнозирует дальнейшие развитие ситуаций, тенденции, их возможные последствия; понимает место государственного органа в системе государственного управления, взаимосвязь и влияние целей и задач государства с целями и задачами государственного органа; понимает стратегические цели госоргана, в соответствии с ними выстраивает долгосрочные и краткосрочные цели для своего структурного подразделения; анализирует результаты текущей работы подразделения / государственного органа, исходя из перспектив развития ситуации, определяет потенциальные возможности и проблемы в работе; разрабатывает новые стратегии, которые отвечают возникающим потребностям и возможностям; информирует подчиненных о стратегических целях и задачах государственного органа и подразделения, о планах их достижения; декомпозирует стратегические цели в задачи, до целей и задач исполнителей; помогает подчиненным понять роль их работы в достижении целей подразделения и госоргана |
|
|
Публичные выступления и коммуникации |
Владение навыками ораторского искусства. Выстраивание эффективных коммуникаций с широкой целевой аудиторией и на разных уровнях взаимодействия |
Гражданский служащий: чувствует аудиторию, устанавливает контакт со слушателями, умеет привлечь их внимание; выбирает оптимальный стиль изложения информации, исходя из особенностей ситуации и аудитории; выступления содержательны, продуманны, логически выстроены, обычно краткие; эффективно использует средства визуализации для повышения качества восприятия информации; выступая публично, управляет своим эмоциональным состоянием, сохраняет контроль над ситуацией, не проявляя очевидного волнения; оказывает влияние на слушателей, с помощью логических рассуждений и эмоционального воздействия, использует различные приемы риторики для удержания интереса аудитории; отвечая на непростые вопросы, сохраняет самообладание, переводит диалог в конструктивное русло; устанавливает и поддерживает эффективные служебные взаимоотношения внутри и вне госоргана, строящиеся на взаимных интересах, и обеспечивающие решение рабочих задач |
|
Все категории и группы должностей гражданской службы |
Общие профессиональные качества |
Укрепление авторитета государственных гражданских служащих |
Соблюдение кодекса этики служебного поведения государственных гражданских служащих, формирование положительного образа государственного служащего в глазах общества. Осознанное отношение к служебной деятельности, как к служению интересам общества и государства. Активная гражданская позиция |
Гражданский служащий: проявляет корректность и внимательность в общении с гражданами и должностными лицами; проявляет терпимость и уважение к традициям народов России и историческому наследию; избегает конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации и авторитету государственного органа, сформировать негативный образ государственного служащего; не допускает ситуаций, которые могут его скомпрометировать (личная заинтересованность, получение вознаграждений от физических или юридических лиц и т.д.); принимает меры к тому, чтобы подчиненные государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения; ответственно и добросовестно относится к своей работе, занимает активную позицию, способствует повышению эффективности собственной работы и работы подразделения; не допускает публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в должностные обязанности; соблюдает установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации |
|
|
Ориентация на достижение результата |
Активность в достижении поставленных задач, целеустремленность, самостоятельность, высокая самоорганизация, стрессоустойчивость, требовательность к себе и результатам работы. Способность сохранять высокую работоспособность в ситуациях высокой нагрузки, временных ограничений |
Гражданский служащий: всегда соблюдает сроки исполнения поручений и выполняет их в полном объеме и с максимально возможным качеством; принимая на себя обязательства, выполняет их независимо от возникающих сложностей. При необходимости привлекает (запрашивает) дополнительные ресурсы, для достижения поставленной цели в установленные сроки, действует самостоятельно в рамках поставленной задачи и имеющихся полномочий. сохраняет обычную работоспособность, при работе под давлением (в условиях временных ограничений, большого объема работы), сталкиваясь с препятствиями, и в конфликтных ситуациях - мобилизуется работает в условиях многозадачности, одновременно выполняя пять и более задач; сталкиваясь с препятствиями, проявляет настойчивость в достижении результата; доводит начатые дела до конца, соблюдая качество и сроки; находит новые способы достижения цели, если используемые методы не приводят к желаемому результату |
|
|
Межличностное понимание, стиль общения, соответствующий ситуации |
Внимательное отношения к чувствам и потребностям других людей. Использование разных стилей общения с учетом особенностей собеседника. Контроль своего поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях |
Гражданский служащий: общается в дружелюбной манере, создает позитивную рабочую атмосферу в коллективе; внимательно слушает собеседника, чтобы понять его точку зрения; находит общий язык с другими людьми, даже в сложных ситуациях; использует разные стили общения с учетом индивидуальных особенностей собеседника и ситуации; не провоцирует и не вступает в личностные конфликты на работе, в случае разногласий занимает конструктивную позицию; спокойно общается, обсуждая проблемные вопросы; корректен и выдержан в общении, даже в конфликтных ситуациях; при возникновении конфликтных ситуаций переводит ситуацию в конструктивное русло |
Все категории и группы должностей гражданской службы. Необязательны для должностей руководителя и заместителей руководителя департамента |
Прикладные профессиональные качества |
Сбор и анализ информации |
Выделение ключевых факторов и причинно-следственных связей, структурирование и систематизация информации, сопоставление различных факторов, нахождение системных решений. Определение недостающей информации и умение ее находить |
Гражданский служащий: выделяет ключевую информацию и суть проблемы; для решения задач, собирает и учитывает информацию из разных компетентных источников; при недостатке информации находит дополнительные источники достоверной информации, формулирует точные запросы для ее получения; рассматривает ситуацию в широком контексте, анализируя всю имеющуюся информацию по теме; на основе имеющейся информации делает обоснованные выводы; устанавливает причинно-следственные связи и отношения, видит взаимосвязь отдельных частей; рассматривая альтернативы, прогнозирует последствия, предлагает лучшие решения задач; выделяет причины повторяющихся проблем и находит их системные решения |
|
|
Качественная подготовка документов в соответствии с требованиями |
Обеспечение достоверности, точности и качества используемой в документах информации. Тщательная проработка документов, исключение формального подхода |
Гражданский служащий: своевременно и качественно готовит (редактирует) проекты документов и материалы; при подготовке (редактировании) проектов документов и материалов опирается на полную, достоверную и точную информацию, нормативную базу (при необходимости судебную практику), проверяет информацию представленную другими; подготовленные проекты документов хорошо проработаны, структурированы и содержательны; по подготовленному проекту документа, материалам отвечает на вопросы, аргументирует содержание; проекты документов, представленные на согласование руководителю, возвращаются на доработку не более двух раз; соблюдает правила оформления и согласования документов, принятых в департаменте; документы не содержат орфографических, стилистических, смысловых ошибок; подготовленные документы, отвечают формальным требованиям и задачам |
|
|
Ориентация на обеспечение защиты законных интересов граждан |
Стремление обеспечить качественное и своевременное предоставление государственных услуг, решение сложных вопросов по защите законных интересов граждан |
Гражданский служащий: понимает потребности граждан, внимателен, вникает в суть вопроса; в случае затруднений, объясняет обратившемуся лицу порядок действий, необходимый для получения услуги/решения вопроса; информирует граждан об их правах и обязанностях, ведет разъяснительную работу; своевременно предоставляет государственные услуги/отвечает на обращения; обеспечивает качественную проработку обращений граждан, не формально подходит к решению проблемных вопросов; выявляет проблемные зоны (повторяющиеся проблемы), и предлагает решения для совершенствования имеющихся механизмов защиты законных интересов граждан; предпринимает все возможные законные действия для решения вопроса обратившегося гражданина; при общении с гражданами корректен и доброжелателен |
|
|
Саморазвитие |
Открытость новым знаниям и опыту. Оценка своих сильных и слабых сторон. Постоянное развитие профессиональных знаний и навыков, профессиональных и личностных качеств |
Гражданский служащий: адекватно оценивает свои сильные и слабые стороны, недостающие знания и навыки; использует конструктивную критику для определения зон для своего развития; ставит себе конкретные цели для саморазвития, в том числе с учетом задач департамента; занимается саморазвитием (читает специальную литературу, изучает нормативно-правовые акты, посещает семинары, учится у коллег и т.д.) отслеживает изменения нормативной правовой базы, включая разработку и вступление в силу проектов нормативных правовых актов в области соответствующей профессиональной деятельности; приобретает знания в смежных областях; применяет полученные знания и навыки на практике; по инициативе руководителя или по своей инициативе берет на себя выполнение более сложных задач с целью своего профессионального развития |
|
|
Передача знаний и опыта (наставничество) |
Заинтересованность в профессиональном и личностном развитии сотрудников и коллег, способность и готовность передавать накопленные знания и опыт |
Гражданский служащий: передает свой опыт и знания коллегам для совершенствования их работы; реализует различные способы и формы передачи знаний и развития навыков других сотрудников: доклады, разработка методических рекомендаций, проведение мини-семинаров, лекций и др.; активно участвует в коллективном решении сложных задач; осуществляет наставничество; просто и доходчиво объясняет сложные темы; при необходимости неоднократно разъяснять сложные вопросы менее опытным сотрудникам; создает атмосферу способствующую обмену знаниями и навыками; лица, в отношении которых осуществлялось наставничество успешно проходят периода обучения |
|
|
Убедительность коммуникаций |
Ясное и структурированное изложение своих мыслей, умение находить обоснованную аргументацию, отстаивать свою позицию |
Гражданский служащий: ясно, четко и структурировано излагает информацию; предоставляет информацию в необходимом для собеседника объеме и форме; проверяет, насколько верно информация воспринята собеседником; приводит обоснованные аргументы в поддержку своей позиции; сталкиваясь с возражениями, аргументировано и грамотно отстаивает свою точку зрения; уверенно излагает информацию при общении как с коллегами и подчиненными, так и с руководителям и; умеет доносить свои идеи, заинтересовать собеседника, показывая преимущества их реализации; использует различные способы влияния в зависимости от особенностей собеседника. |
|
|
Работа в команде |
Готовность работать на общий результат, содействовать эффективной работе группы, подразделения, государственного органа |
Гражданский служащий: включен в работу коллектива, настроен на достижение общей цели; вносит существенный вклад в работу команды; своевременно запрашивает мнение коллег и информацию, необходимую для решения совместных задач; своевременно и в полном объеме предоставляет коллегам информацию, необходимую для решения совместных задач; при решении совместных задач согласовывает и координирует свою работу с коллегами; поддерживает доброжелательную атмосферу и позитивные деловые отношения внутри команды, содействует разрешению конфликтов; при необходимости перераспределения нагрузки и задач между членами команды проявляет понимание и готовность к изменению своих задач и объема работ; в случае необходимости помогает коллегам в выполнении поставленных перед ними срочных задач |
|
|
Творческий подход, инновационность |
Предложение идей и новых способов решения задач, внедрение современных методов работы, направленных на повышение эффективности работы. Мотивированность на решение сложных вопросов |
Гражданский служащий: берет на себя (инициирует) решение сложных и нестандартных задач; проявляет гибкость и изобретательность в поиске решения нестандартных задач; предлагает нестандартные способы решения задач, если оценивает их как более эффективные, чем принятые способы; выявляет возможности для совершенствования работы (своей, подразделения, госоргана) предлагает решения, повышающие качество и эффективность работы (своей, подразделения, госоргана); имеет реализованные идеи / предложения; поддерживает и принимает нововведения и транслирует их другим, рассматривает их как возможность собственного развития и развития команды; активно участвует во внедрении / реализации инноваций. |
Заместитель руководителя департамента |
В.Н. Семенюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.