Заслушав и обсудив информацию исполняющего обязанности министра труда и социального развития Краснодарского края С.В. Белопольского о ходе выполнения подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда" государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения" (далее - подпрограмма) за 2016 год, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что основной задачей подпрограммы является реализация комплексных мер, направленных на улучшение условий и охраны труда на производстве, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Для изучения ситуации с охраной труда в организациях Краснодарского края рабочей группой Законодательного Собрания Краснодарского края было проведено два расширенных совещания с руководителями и специалистами министерства труда и социального развития Краснодарского края, Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Союза "Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов", Ассоциации "Объединение работодателей Краснодарского края". В муниципальных образованиях Тихорецкий район, Усть-Лабинский район и Славянский район проведены проверки по выполнению мероприятий подпрограммы по охране труда в организациях МУП ТГП TP "Водоканал", ООО Главстрой-Усть-Лабинск", ООО "Славянск ЭКО", по результатам которых выработаны дополнительные меры по улучшению условий и охраны труда работников.
Также проведено анкетирование среди 380 работодателей об использовании средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - Фонд) на мероприятия по охране труда. По итогам анкетирования было выявлено, что только 152 работодателя, или 40 процентов от опрошенных, использовали средства Фонда на финансирование превентивных мер по улучшению условий и охраны труда работников. Из остальных работодателей только 16, или 7 процентов, имеют недоимку по уплате страховых взносов, 102 работодателя, или 44,7 процента, ввиду малочисленности работников их организаций не используют возможность финансирования предупредительных мер из-за малого объема финансирования, 58 работодателей, или 25 процентов, не успели подать документы в срок до 1 августа, 34 работодателя, или 14,9 процента, отмечают сложный механизм возврата средств Фонда на предупредительные меры.
В ходе проверки установлено, что на реализацию мероприятий за весь период действия подпрограммы предусмотрено 1689,6 млн. рублей. Данный объем финансирования формируется за счет 20 процентов от страховых взносов, отчисляемых работодателями на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
По состоянию на 1 января 2016 года на учете в региональном отделении Фонда состоит 181368 работодателей. В 2016 году работодателями края перечислено страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на сумму более 2380,0 млн. рублей. Объем средств Фонда на финансирование предупредительных мероприятий по охране труда (в пределах 20 процентов) при участии всех работодателей края мог бы составить более 470 млн. рублей.
Всего на реализацию мероприятий подпрограммы в 2016 году было предусмотрено 250,2 млн. рублей. Фактически израсходовано 231,2 млн. рублей, или 92,4 процента от предусмотренного. Данные средства могли использовать около 12 тысяч работодателей. Фактически заявили о расходовании средств Фонда 3275 работодателей, или 26 процентов (в 2015 году - 3000 работодателей).
Наиболее активно использованы средства Фонда на предупредительные мероприятия по охране труда в городах Краснодар (627 организаций), Армавир (113 организаций), Новороссийск (100 организаций), а также в Лабинском (109 организаций), Ленинградском (107 организаций), Тихорецком (78 организаций), Динском (62 организации) районах, что позволило в 2016 году на 14,7 процента снизить уровень общего производственного травматизма, а в Динском, Каневском, Лабинском и Ленинградском районах не допустить гибели ни одного работника на производстве.
Вместе с тем 8725 работодателей не воспользовались средствами Фонда по различным причинам. Из них 20 крупным предприятиям было отказано в выделении средств Фонда по причине недоимки по уплате страховых взносов. 47241 работодатель временно не ведет деятельность, 3092 работодателя имеют затраты по страхованию от несчастных случаев на производстве и не могут в связи с этим использовать данную возможность, 20422 работодателя - имеют задолженность по уплате страховых взносов, 1205 организаций находятся в стадии ликвидации или банкротства, 97544 работодателя - с численностью работающих до 100 человек, которые могут обратиться за финансированием 1 раз в 3 года.
Одним из важнейших мероприятий подпрограммы является проведение мониторинга состояния условий и охраны труда в организациях края. Эти вопросы регулярно рассматриваются на заседаниях краевой межведомственной комиссии по охране труда, принимаются меры по целевому расходованию средств Фонда на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, активную пропаганду охраны труда. В 2016 году мониторингом было охвачено 1521,7 тыс. человек, или 77,6 процента от общего количества работающих в крае. На основании данных мониторинга на заседания краевой и муниципальных межведомственных комиссий (координационных советов) по охране труда приглашаются работодатели, в организациях которых - высокий уровень производственного травматизма и неудовлетворительное состояние охраны труда. В 2016 году было рассмотрено 673 вопроса по охране труда.
Выстроенная система мониторинга обеспечивает получение наиболее объективных и достоверных данных о состоянии условий труда, производственного травматизма в крае, что позволяет осуществлять анализ и прогнозирование развития процессов в сфере охраны труда, разрабатывать эффективные мероприятия, направленные на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
В числе подобных мероприятий - специальная оценка условий труда рабочих мест, организация и проведение семинаров, конкурсов, информационно-разъяснительная работа по вопросам охраны труда, координация обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций, обобщение и распространение передового опыта по охране труда и другие мероприятия.
Так, по вопросам охраны труда в 2016 году проведено более 1400 семинаров-совещаний, в средствах массовой информации опубликовано 365 статей и организовано 105 выступлений по телевидению. Министерством труда и социального развития Краснодарского края (далее также - министерство) в 2016 году были подготовлены 4 краевых информационно-аналитических бюллетеня "Охрана труда в Краснодарском крае", которые направлялись в краевые органы исполнительной власти, краевую прокуратуру, главам муниципальных образований, территориальным федеральным надзорным органам, краевым объединениям профсоюзов и объединениям работодателей.
Ежегодно проводится месячник по безопасности труда в организациях края. Один раз в два года проводится краевой конкурс на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций края. Активно работодатели края принимают участие во Всероссийском конкурсе "Успех и безопасность", в 2016 году в нем приняли участие более трех тысяч работодателей.
В рамках подпрограммы большое внимание уделяется обучению по охране труда работников организаций, что особо актуально для малого и среднего бизнеса. В 2016 году в 107 аккредитованных обучающих организациях прошли обучение около 40 тысяч работников. Из числа действующих аккредитованных организаций осуществляют деятельность 8 отраслевых учебных центров по охране труда, программы которых ориентированы на обучение работников предприятий и организаций.
Анализ выполнения подпрограммы показывает, что программно-целевой подход к решению вопросов улучшения условий и охраны труда используется только в пяти муниципальных образованиях края: Выселковский район, Динской район, Северский район, Славянский район и Тихорецкий район, где приняты и реализуются муниципальные программы по охране труда или разделы охраны труда входят в состав муниципальных программ.
Так, в муниципальном образовании Славянский район принята муниципальная программа "Улучшение условий и охраны труда в организациях муниципального образования Славянский район", в которую заложено 30 тыс. рублей на год из муниципального бюджета на финансирование мероприятий по проведению конкурса на лучшую организацию работ в области охраны труда среди организаций муниципального образования.
В остальных муниципальных районах и городских округах разработаны и реализуются планы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях муниципального образования.
В программных мероприятиях придается особое значение организации эффективной реализации Федерального закона "О специальной оценке условий труда", нормы которого могут использоваться для широкого спектра социально-трудовых отношений. На 1 января 2017 года в крае специальная оценка условий труда проведена на 786,5 тыс. рабочих мест, что составляет 65 процентов от общего количества рабочих мест в крае.
Целевые показатели подпрограммы в 2016 году в целом достигнуты. Не выполнен целевой показатель "Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего". Невыполнение указанного показателя обусловлено длительностью временной нетрудоспособности пострадавших, а также увеличением на 51 случай количества легких несчастных случаев с длительным периодом нетрудоспособности.
Главным результатом от реализации мероприятий подпрограммы в 2016 году явилось снижение уровня смертельного производственного травматизма на 44,2 процента по сравнению с 2015 годом.
Анализ общего числа пострадавших от несчастных случаев на производстве за 12 месяцев 2016 года показал снижение производственного травматизма в крае по сравнению с прошлым годом. По данным проводимого министерством мониторинга состояния условий и охраны труда, в 2016 году в крае на производстве пострадали 1010 работников, из них 37 - погибли, 158 - получили тяжелые травмы, установлено 26 групповых несчастных случаев (за 12 месяцев 2015 года травмы получили 1011 работников, из них 82 работника погибли и 166 получили тяжелые травмы, установлено 30 групповых несчастных случаев). В 2016 году среди пострадавших 319 женщин (31,6 процента), из них 1 погибла, 23 женщины получили тяжелые травмы. Зарегистрирован один несчастный случай с легким исходом с несовершеннолетним.
Уровень общего производственного травматизма в расчете на 1000 работающих (коэффициент частоты) в 2016 году снизился на 3,8 процента по сравнению с 2015 годом и составил 0,51. Не установлены случаи производственного травматизма в организациях Крыловского, Староминского и Тбилисского районов. Не допущены случаи смертельного травматизма в организациях 29 муниципальных образований края, таких как: город Горячий Ключ и город-курорт Геленджик, Абинский район, Апшеронский район, Белореченский район, Брюховецкий район, Выселковский район, Гулькевичский район, Динской район, Ейский район, Калининский район, Каневской район, Кореновский район, Крыловский район, Кущевский район, Лабинский район, Ленинградский район, Мостовский район, Новопокровский район, Отрадненский район, Павловский район, Приморско-Ахтарский район, Северский район, Славянский район, Староминский район, Тбилисский район, Темрюкский район, Тимашевский район и Щербиновский район.
Еще одним важным положительным эффектом от реализации подпрограммы явилось увеличение работодателями на 4,6 процента затрат по охране труда на одного работающего. Наилучшие показатели достигнуты в городе Сочи (с 1465 руб. до 4406 руб.), городе Новороссийске (с 6379 руб. до 8103 руб.), Выселковском районе (с 2648 руб. до 5686 руб.), Каневском районе (с 3607 руб. до 4612 руб.), Туапсинском районе (с 5092 руб. до 7872 руб.).
Вместе с тем выше среднекраевого показателя (0,51) коэффициент производственного травматизма отмечен на предприятиях городов Горячий Ключ (0,64), Краснодар (0,61), Щербиновского района (1,00), Выселковского района (0,91), Темрюкского района (0,86), Павловского и Приморско-Ахтарского районов (по 0,82), Ленинградского района (0,63), Красноармейского района (0,60), Каневского района (0,59), Новокубанского района (0,54), Туапсинского района (0,52).
Допущено снижение расходов по охране труда на одного работающего в организациях города Анапа (с 5388 руб. до 4769 руб.), Гулькевичского района (с 6501 руб. до 3470 руб.), Тимашевского района (с 4904 руб. до 3259 руб.), Щербиновского района (с 2161 руб. до 1794 руб.).
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию исполняющего обязанности министра труда и социального развития Краснодарского края С.В. Белопольского о ходе выполнения подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда" государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения" за 2016 год принять к сведению.
2. Признать работу министерства труда и социального развития Краснодарского края по реализации мероприятий подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда" государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения" за 2016 год удовлетворительной.
3. Отметить положительную работу органов местного самоуправления муниципальных образований Динской район, Славянский район, Тихорецкий район, Северский район по организации выполнения подпрограммы за 2016 год.
4. Обратить внимание органов местного самоуправления муниципальных образований Гулькевичский район, Тимашевский район, Щербиновский район на снижение работодателями расходов на охрану труда, а муниципальных образований Выселковский район, Темрюкский район, Красноармейский район - на высокий уровень производственного травматизма на предприятиях.
5. Рекомендовать министерству труда и социального развития Краснодарского края:
1) продолжить работу по выполнению мероприятий подпрограммы и принять меры по достижению целевых показателей и выполнению задач подпрограммы;
2) совместно с исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, Союзом "Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов", Ассоциацией "Объединение работодателей Краснодарского края" активизировать информационно-разъяснительную работу в муниципальных образованиях о возможности использования работодателями в 2017 году средств Фонда социального страхования Российской Федерации на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
3) продолжить работу по оказанию методической и консультативной помощи по вопросам, связанным с реализацией федерального законодательства о специальной оценке условий труда, содействовать повышению уровня проведения специальной оценки условий труда у работодателей края;
4) с целью совершенствования системы мониторинга внести изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2012 года N 1591 "О формах и сроках представления информации о состоянии условий и охраны труда в организациях Краснодарского края" в части дополнения отчетности информацией об использовании работодателем средств в пределах 20 процентов суммы страховых взносов Фонда социального страхования на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) предусматривать разработку и реализацию муниципальных программ (подпрограмм, разделов в составе программ) по улучшению условий и охраны труда в организациях муниципальных образований и их финансирование;
2) рассматривать случаи производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом на проводимых планерных совещаниях, заседаниях муниципальной межведомственной комиссии (координационного совета) по охране труда с проведением анализа причин возникновения таких случаев и последующего контроля выполнения работодателем мероприятий по их устранению, а также выполнения норм охраны труда в организациях;
3) совместно с работодателями во исполнение статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации принять меры по соблюдению нормы в части наличия освобожденного специалиста по охране труда в организациях с численностью работающих более 50 человек, а также о необходимости возложения обязанностей специалиста по охране труда на работника организации или заключения договоров на оказание услуг по осуществлению этой функции у работодателей с численностью работающих менее 50 человек;
4) во взаимодействии со всеми сторонами социального партнерства организовать активное участие организаций муниципальных образований во всероссийских конкурсах "Успех и безопасность", "Российская организация высокой социальной эффективности", краевом конкурсе на лучшую организацию работ в области улучшения условий и охраны труда, ежегодных месячниках по охране труда.
7. Рекомендовать министерству финансов Краснодарского края совместно с министерством труда и социального развития Краснодарского края предусмотреть в краевом бюджете на 2018 год средства в объеме 6,0 млн. рублей для финансирования мероприятий подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда" государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения".
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
24 мая 2017 года
N 3179-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 мая 2017 г. N 3179-П "О ходе выполнения подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда" государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения" за 2016 год"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 5 июня 2017 г.