Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Анализ обращений, поступивших к уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае в 2016 году
Компетенция Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае определена Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законом Краснодарского края от 04.07.2000 г. N 287-КЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае".
Согласно указанным законам, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Краснодарского края, их объединений на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также организаций федерального подчинения, государственных органов, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, нарушающих основные права и свободы человека и гражданина.
Все обращения граждан приняты и рассмотрены в установленные сроки в соответствии с требованиями законодательства. Информация о месте приема граждан, установленном дне и часах приема размещена на Интернет-сайте Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае https://kubanombudsman.org/. Уполномоченный и сотрудники аппарата ведут ежедневный приём. В сложных случаях жалоба рассматривается с выездом на место. В постоянном режиме проводятся телефонные консультации по наиболее актуальным вопросам, также через Интернет-сайт Уполномоченного в разделе онлайн-приемная любой гражданин может подать жалобу.
Общая статистика обращений.
В 2016 году продолжился рост числа обращений граждан к Уполномоченному. Количество поступивших за 2016 год обращений граждан составило 2732, что на 11% больше, чем в 2015 году (2452 обращение).
Из них:
- 1051 письменных обращений, в том числе через онлайн-приемную 414;
- 1215 граждан обратились по телефону;
- 466 гражданин обратились на личном приеме.
Следует отметить, что за истекший год увеличилось количество обращений по сравнению с прошлыми годами и составило 11% (в 2015 и 2014 году рост составлял 8%), что свидетельствует о возрастающей информированности населения о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, о совершенствовании форм и методов его работы с гражданами, государственными органами, общественными правозащитными организациями, научным сообществом.
Классификация 1051 письменных обращений по группам конституционных прав (в абсолютном и процентном выражении) выглядит следующим образом:
- касающиеся личных прав (права на жизнь, достоинство личности, личную и семейную тайну, гражданство, право на судебную защиту и др.) - 515 (49,1%);
- касающиеся экономических прав (право на частную собственность, свобода предпринимательства, право на труд, права потребителей и др.) - 274 (26,07%);
- касающиеся социальных прав (защита семьи, права на социальное обеспечение, на жилище, охрану здоровья, медицинскую помощь и др.) - 251 (23,88%);
- касающиеся культурных прав (право на образование, участие в культурной жизни и др.) - 5 (0,48%);
- касающиеся политических прав (избирательные права; проведение публичных мероприятий и др.) - 6 (0,57%).(См.: диаграмма 2).
Следует отметить, что третий год подряд жалобы на справедливое уголовное и административное расследование не только вышли на первое место, но и далеко оторвались от других тем жалоб -159 (15,3% - от общего числа жалоб).
Как и предыдущие годы из всего спектра вопросов главными для жителей края оставались жилищные 111 (10,56%) и вопросы коммунально-бытового обслуживания 64 (6,1%). Особенно это проявлялось в письмах пенсионеров, многодетных и одиноких матерей, граждан с низким доходом.
Не менее значимыми были вопросы социального обеспечения. Обращения этой темы касались трудностей повседневной жизни, низких размеров пенсий, финансирования предусмотренных действующим законодательством льгот, несоответствия получаемых доходов уровню жизни. Некоторые обращения содержали просьбу оказать материальную помощь, в том числе на погашение кредитной задолженности. От граждан поступали сигналы о неблагополучии одиноких пожилых граждан. Также были жалобы на организацию работы стационарных учреждений социального обслуживания.
В 2016 году существенный рост произошел по жалобам, связанным с нарушением прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания на условия содержания 38% (в 2016 г. - 49, в 2015 г. - 19).
В 2,5 раза больше поступило жалоб на нарушение прав по вопросам исполнения судебных решений (в 2016 г. - 64, в 2015 г. - 29), и почти в 1,5 раза больше жалоб на нарушение прав граждан на охрану здоровья и медицинское обеспечение (в 2016 г. - 80, в 2015 г. - 51),
Незначительно увеличилось число обращений по вопросам пенсионного обеспечения (в 2016 г. - 52, в 2015 г. - 43). Практически не изменилось число жалоб в сфере образования (включая устройство детей в дошкольные учреждения).
В истекшем году поступило 61 коллективное обращение, что на 30% больше, чем в 2015 году (тогда поступило 43 коллективных обращений), в которых говориться о нарушении прав и свобод более 10.000 жителей Кубани. В основном, это жалобы, касающиеся долевого строительства, сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг (приостановление подачи электроэнергии, тепловой энергии и другие), градостроительства и архитектуры (законность строительства).
Если рассматривать жалобы по категориям лиц, то наибольшее количество - жалобы, поступившие от лиц, находящихся в местах принудительного содержания (ИВС, учреждения системы исполнения наказаний) - 231 (21,9%). От пенсионеров и инвалидов поступило - 125 (11,89%), защитников (адвокатов) - 26 (2,47%), иностранных граждан и лиц без гражданства - 11 (1,05%), детей-сирот - 12 (1,14%), многодетных семей - 8 (0,76%), ветеранов Великой Отечественной войны - 6 (0,57%), общественных организаций - 9 (0,86%) и др. граждан (См.: таблица 3).
Классификация обращений по субъектам (органам) власти показывает, что из 1051 письменных обращений (жалоб) на федеральные органы власти приходится 487 обращения (46,3%), на органы государственной власти Краснодарского края - 73 обращения (7%), на органы местного самоуправления - 302 обращения (28,7%), другие организации - 189 обращений (18%). (См. диаграмма 3).
География поступивших жалоб к Уполномоченному обширна.
Подавляющее большинство жалоб - 924 (87%) поступило из муниципальных образований Краснодарского края. Следует отметить, что среди муниципальных образований края по количеству жалоб на 10 000 человек населения лидировал Усть-Лабинский район (3,8) - в основном это жалобы от осужденных, что объясняется расположением на территории района 7 исправительных учреждений УФСИН России по Краснодарскому краю, г. Краснодар (3,35), Приморско-Ахтарский район (3,19), г. Сочи (1,8). Не было жалоб только из Белоглинского района.
Из 42 субъектов Российской Федерации поступило 127(13%) обращений, но больше всего - 31, пришло из столичного региона - Москвы и Московской области, из Республики Адыгея - 9, из г. Санкт-Петербурга и Ростовской области по 7, Ставропольского края и Пермского края по 6, КЧР - 3 и др.
Из-за рубежа (Германия, Украина) - 4(0,3%).
Все, поступившие к Уполномоченному жалобы внимательно рассматривались. В установленный законом срок заявителям направлялись аргументированные ответы. Для разрешения обращений граждан зачастую приходится взаимодействовать с органами власти.
Необходимо отметить хорошо поставленную работу по рассмотрению обращений граждан в министерстве труда и семейной политики Краснодарского края, отделении пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю.
К сожалению, имелись случаи необоснованных задержек ответов и формального рассмотрения. В ряде случаев Уполномоченному приходилось напоминать должностным лицам об этом, а иногда и об административной ответственности за воспрепятствование его законной деятельности. Формальный подход к рассмотрению обращений граждан наиболее часто наблюдался в администрации муниципального образования г. Сочи. Возникали трудности с получением ответа о результатах рассмотрения от правоохранительных органов и службы судебных приставов.
Проведенный анализ показывает, что поступившие к Уполномоченному обращения касались практически всех сфер жизнедеятельности человека.
В 2016 году Уполномоченным рассмотрено 1051 письменное обращение. С результатом "заявителю разъяснены средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод" - 305 (29,1% от общего количества рассмотренных), по 638 (60%) были проведены действия по восстановлению прав граждан, из них удалось добиться полного восстановления прав заявителей более чем в 70% случаев.
Работа с обращениями и жалобами, приём граждан, а также консультации по телефону позволяют не только оказывать индивидуальную правовую помощь конкретным людям, но и разрешать различные проблемы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.