Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городской Думы Краснодара
от ______________ N _______
Программа
комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар на 2017 - 2027 годы
Паспорт Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар на 2017 - 2027 годы
Наименование программы |
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар на 2017 - 2027 годы (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов", Генеральный план муниципального образования город Краснодар, утверждённый решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 (далее - Генеральный план). |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар, ул. Красная, 122. |
Разработчик Программы |
Департамент транспорта и организации дорожного движения администрации муниципального образования город Краснодар, ул. Северная, 327 / ул. им. Леваневского, 179. |
Цель Программы |
Создание транспортной инфраструктуры, обеспечивающей безопасность участников дорожного движения, доступность её объектов для всех категорий граждан, качество и эффективность транспортного обслуживания населения. |
Задачи Программы |
Развитие дорожного хозяйства в муниципальном образовании город Краснодар. Обеспечение безопасности дорожного движения и функционирования дорожно-транспортной инфраструктуры. Устранение существующих ограничений и барьеров, обеспечение равного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, наравне с другими, к объектам транспортной инфраструктуры. |
Целевые показатели (индикаторы) развития транспортной инфраструктуры |
Доля протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения. Удельный вес улиц, обеспеченных уличным освещением. Доля пешеходных переходов, оборудованных элементами повышения безопасности дорожного движения. Количество светофорных объектов, оборудованных адаптивной системой управления дорожным движением. Обеспечение доступности для маломобильных граждан наземных и подземных пешеходных переходов (обозначенных дорожными знаками и (или) разметкой инженерных сооружений или участок проезжей части для движения пешеходов через дорогу), расположенных на автомобильных дорогах местного значения. Обеспечение доступности для маломобильных граждан остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта, расположенных на автомобильных дорогах местного значения; Оснащение общественного пассажирского транспорта радиоинформаторами транспортными (для ориентирования инвалидов по зрению). Оснащение общественного пассажирского транспорта звуковыми и (или) визуальными (табло, дисплей) информационными системами для обеспечения инвалидов и других маломобильных групп населения, а также других пассажиров сообщениями о маршруте следования и остановках. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется с 2017 по 2027 годы. Этапы не предусмотрены. |
Основные мероприятия Программы |
Проведение работ, направленных на улучшение состояния улично-дорожной сети муниципального образования город Краснодар. Адаптация остановочных пунктов общественного транспорта и подходов к остановочным пунктам для обеспечения доступности инвалидам и другим маломобильным группам населения. Проведение работ, направленных на повышение безопасности дорожного движения. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объём финансирования Программы составляет 24678510,2 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2017 год - 1844648,5 тыс. руб., 2018 год - 449480,5 тыс. руб., 2019 год - 2354808,4 тыс. руб., 2020 год - 4821653,8 тыс. руб., 2021 год - 4864975,0 тыс. руб., 2022 год - 2947295,0 тыс. руб., 2023 год - 3032766,0 тыс. руб., 2024 год - 3111616,0 тыс. руб., 2025 год - 1251267,0 тыс. руб., 2026 год - 0,0 тыс. руб., 2027 год - 0,0 тыс. руб. Из них по источникам финансирования: за счёт средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) (далее - местный бюджет) - 2432308,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2017 год - 631218,2 тыс. руб., 2018 год - 449480,5 тыс. руб., 2019 год - 679799,4 тыс. руб., 2020 год - 80442,8 тыс. руб., 2021 год - 74211,0 тыс. руб., 2022 год - 147368,0 тыс. руб., 2023 год - 151641,0 тыс. руб., 2024 год - 155583,0 тыс. руб., 2025 год - 62565,0 тыс. руб., 2026 год - 0,0 тыс. руб., 2027 год - 0,0 тыс. руб. за счёт средств краевого бюджета - 11377438,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2017 год - 1213430,3 тыс. руб., 2018 год - 0,0 тыс. руб., 2019 год - 820032,0 тыс. руб., 2020 год - 2331382,0 тыс. руб., 2021 год - 2358277,0 тыс. руб., 2022 год - 1326280,0 тыс. руб., 2023 год - 1364743,0 тыс. руб., 2024 год - 1400225,0 тыс. руб., 2025 год - 563069,0 тыс. руб., 2026 год - 0,0 тыс. руб., 2027 год - 0,0 тыс. руб. за счёт средств федерального бюджета: всего - 10868763,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2017 год - 0,0 тыс. руб., 2018 год - 0,0 тыс. руб., 2019 год - 854977,0 тыс. руб., 2020 год - 2409829,0 тыс. руб., 2021 год - 2432487,0 тыс. руб., 2022 год - 1473647,0 тыс. руб., 2023 год - 1516382,0 тыс. руб., 2024 год - 1555808,0 тыс. руб., 2025 год - 625633,0 тыс. руб. 2026 год - 0,0 тыс. руб., 2027 год - 0,0 тыс. руб. |
1. Характеристика существующего состояния транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар
1.1. Анализ положения муниципального образования город Краснодар в структуре пространственной организации Краснодарского края
Административный центр Краснодарского края - муниципальное образование город Краснодар. Город Краснодар получил название в 1920 году, основан в 1793 году, название города - Екатеринодар.
Муниципальное образование город Краснодар является крупным экономическим и культурным центром Северного Кавказа и Южного федерального округа, центром историко-географической области Кубани. Неофициально именуется столицей Кубани, а также южной столицей России.
Расстояние от города Краснодара до Москвы составляет 1539 км.
Муниципальное образование город Краснодар состоит из административно-территориальных единиц: город Краснодар, разделённый на 4 внутригородских округа, которым подчинены 5 сельских округов, включающих 29 сельских населённых пунктов.
Муниципальное образование город Краснодар занимает выгодное экономико-географическое положение в Южном федеральном округе, расположен на важнейших транспортных магистралях, связывающих центр России с портами Черного и Азовского морей, а также курортами черноморского побережья Кавказа. В Юго-восточной части расположено Кубанское водохранилище, построенное в 1973 году для обеспечения выполнения производственных и мелиоративных мероприятий.
1.2. Социально-экономическая характеристика муниципального образования город Краснодар
Муниципальное образование город Краснодар (до 1920 года Екатеринодар) - административный, промышленный, деловой и культурный центр Краснодарского края. Основанный казаками в 1793 году административный центр Краснодарского края - город Краснодар - является крупнейшим промышленным, транспортным, торговым, научным и культурным центром Юга России.
Территория в границах муниципального образования город Краснодар составляет 841,4 квадратных километра, или 1,1% территории Краснодарского края. Численность постоянного населения по расчётным данным органов статистики составляет на 01.01.2017 - 972,9 тысяч человек, или 17,5% населения Краснодарского края, из которых 90,6% относится к городскому населению и 9,4% - к сельскому. По данным переписи населения 2010 года в столице Кубани проживают представители более 120 национальностей. Самыми многочисленными этносами являются русские - 88,2%, армяне - 3,7%, украинцы - 1,4% и другие национальности - 6,7%.
По состоянию на 01.07.2017 численность постоянного населения в муниципальном образовании город Краснодар составила 983 тыс. человек и сначала года увеличилась на 10 тыс. человек.
Современный Краснодар - индустриальный центр. На 136 крупных и средних, а также малых промышленных предприятиях работает более 49 тыс. человек, или свыше 11% всех занятых в экономике города. Ведущее место в структуре промышленности занимает пищевая, машиностроительная, металлообрабатывающая отрасли промышленности. Промышленность муниципального образования город Краснодар представлена предприятиями электроэнергетики, строительных материалов, химии и нефтехимии и другими.
Пригородный агропромышленный комплекс представлен 15 сельскохозяйственными предприятиями и более 500 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые ежегодно производят порядка 65 тыс. тонн зерновых, 45 тыс. тонн овощей, плодов и ягод, 15 тыс. тонн мяса, 17 тыс. тонн молока, 155 млн. штук яиц.
Муниципальное образование город Краснодар в силу своего геополитического, природно-климатического и экономического потенциала занимает особое место среди муниципальных образований Краснодарского края и является одним из наиболее привлекательных городов в Южном федеральном округе. Краснодар является лидером по привлечению инвестиций, как в Краснодарском крае, так и в Южном федеральном округе. За 2012 - 2016 годы в экономику города привлечено инвестиций в основной капитал свыше 750 млрд. рублей.
Столица Кубани - общепризнанный научный, образовательный и культурный центр. Спектр сельскохозяйственной науки представлен шестью научно-исследовательскими институтами, большая часть которых являются федеральными.
Учитывая особое геополитическое положение Краснодарского края на Юге России, город Краснодар стал одним из наиболее значимых городов Южного федерального округа и ежегодно подтверждает это результатами социально-экономического развития.
Градостроительная деятельность в муниципальном образовании город Краснодар осуществляется в пределах действующей городской черты за счёт рационального использования городских территорий, во взаимосвязи с сельскими округами и их населёнными пунктами. Для дальнейшего перспективного развития муниципального образования город Краснодар предусмотрены:
резервные территории;
сбалансированное планировочное развитие функциональных зон города - жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных и других в составе всех административно - территориальных единиц;
сохранение исторической части города, проведение научной реставрации объектов культурного и природного наследия;
проведение комплекса мероприятий по охране окружающей среды и улучшению экологической ситуации на территории городского округа;
проведение приоритетных мероприятий по развитию транспортного комплекса муниципального образования город Краснодар и модернизации инженерных систем;
реконструкция и модернизация всех функциональных зон города в широком смысле - комплексное благоустройство существующих жилых микрорайонов и кварталов, общественных центров; комплексное освоение районов нового жилищного строительства; реорганизация производственных территорий с целью их эффективного использования и снижения вредного воздействия на окружающую среду; благоустройство парковых и лесопарковых зон, создание новых зон рекреационного назначения.
1.3. Характеристика функционирования и показатели работы транспортной инфраструктуры по видам транспорта, транспортных средств общего пользования, включая анализ пассажиропотока
Муниципальное образование город Краснодар является крупным транспортным узлом, при этом сеть автомобильных дорог в городе Краснодар составляет - 1885,584 км. Сеть муниципальных дорог составляет - 1734,0 км, из которых с асфальтобетонным покрытием - 1367,5 км, с щебёночным покрытием - 352,5 км, тротуаров - 2 320 км, 850 км сети ливневой канализации.
Для организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети муниципального образования город Краснодар построены и функционируют 10 мостов и путепроводов, 19 подземных пешеходных переходов, 376 светофорных объектов из которых оборудованы звуковым сигналом 257,35 тыс. единиц дорожных знаков, 42 км направляющий пешеходных ограждений, препятствующих заезду транспорта на тротуары, 7 км силовых ограждений 1-й группы и 135 000 м2 дорожной разметки.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27.09.2011 N 6993 "Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения муниципального образования город Краснодар" утверждён перечень автомобильных дорог местного значения муниципального образования город Краснодар, согласно которому на территории муниципального образования город Краснодар числится 2117 автомобильных дорог общей протяжённостью 1734,00 км.
На территории муниципального образования город Краснодар расположены следующие мосты и путепроводы:
1. Мост через р. Кубань ул. им. Захарова.
2. Мост через р. Кубань в створе с ул. им. Тургенева.
3. Мост через р. Кубань ул. им. 40-летия Октября (Солнечный остров).
4. Путепровод по ул. Северная через ул. Щорса.
5. Путепровод по ул. Северная через ул. Тихорецкая.
6. Путепровод по ул. Офицерская.
7. Путепровод по ул. им. Суворова.
8. Путепровод по ул. им. Фадеева.
9. Путепровод по ул. Садовой.
10. Путепровод по ул. Тихорецкой.
Кроме того, в границах муниципального образования город Краснодар расположены автомобильные дороги общего пользования регионального значения, а именно:
Наименование |
Протяжённость, км |
Категория |
Год постройки |
Привязка начала, км+ |
Привязка конца, км+ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
г. Краснодар - г. Темрюк - х. Белый |
14,048 |
II |
1954 |
0+000 |
14+048 |
Западный подъезд к г. Краснодар |
24,163 |
II |
1954 |
0+000 |
24+163 |
г. Краснодар - г. Кропоткин - граница Ставропольского края, км 0+630-29+675 |
29,045 |
I |
1954 |
0+630 |
8+563 |
II |
8+563 |
29+675 |
|||
г. Краснодар - г. Ейск |
24,434 |
I |
1957 |
0+012 |
0+797 |
0+822 |
10+195 |
||||
II |
10+195 |
24+471 |
|||
п. Колосистый - х. Копанской - ст-ца Новотитаровская |
34,268 |
IV |
2006 |
0+375 |
34+643 |
п. Северный - п. Колосистый |
6,717 |
IV |
2000 |
0+031 |
2+067 |
V |
2+067 |
2+730 |
|||
IV |
2+730 |
6+748 |
|||
Подъезд к п. Лорис |
0,925 |
IV |
1980 |
0+635 |
1+560 |
Подъезд к п. Дружелюбный |
3,957 |
IV |
1987 |
0+065 |
3+130 |
V |
3+130 |
4+022 |
|||
Подъезд к п. Пригородный |
6,553 |
IV |
1990 |
0+056 |
6+609 |
Подъезд к п. Лазурный |
2,109 |
IV |
2001 |
0+025 |
2+134 |
ст-ца Старокорсунская - с. Первореченское |
9,079 |
IV |
1965 |
0+032 |
9+111 |
Муниципальное образование город Краснодар в транспортном отношении является центром Краснодарского края, территориально-транспортным комплексом стратегических транспортных узлов, обслуживающих транзитные грузопотоки и пассажиропотоки, следующие в направлении южных морских портов России и курортную зону Черноморского побережья.
На территории муниципального образования город Краснодар расположены объекты транспортной инфраструктуры по всем видам транспорта: транспорт общего пользования, в том числе горэлектротранспорт, автомобильный, воздушный, железнодорожный, речной.
На территории муниципального образования город Краснодар осуществляет деятельность АФ "Кубаньпассажиравтосервис", в состав которого входят 127 линейных сооружений - автовокзалов, автостанций и автокасс, объединённых в единый технологический процесс по организации и обслуживанию сети автобусных перевозок по всему Северному Кавказу и далеко за его пределами.
АФ "Кубаньпассажиравтосервис" обслуживает 17 млн. человек в год, что в 3,3 раза превышает численность населения края. В настоящее время АФ "Кубаньпассажиравтосервис" имеет самое современное оборудование по кассовым аппаратам, программному обеспечению, связи и сервису для пассажиров. АФ "Кубаньпассажиравтосервис" осуществляет перевозочную деятельность совместно с постоянными партнёрами, владельцами пассажирского автотранспорта в Ростовскую область, в Ставропольский край, Астраханскую область, республики Северного Кавказа и Закавказья, республику Украину, Крым, Германию.
В 12 километрах от центральной части города Краснодара расположен "Международный аэропорт "Краснодар". Сегодня в аэропорту осуществляют перевозки около 40 авиакомпаний по 56 направлениям, в том числе 30 международных направлений. Техническое оснащение аэропорта позволяет принимать самолёты современных типов: Боинг-737-300, А-319, 320. Пропускная способность аэропорта составляет 1000 пассажиров в час на внутренних авиалиниях и 700 на международных.
Существующая инфраструктура железнодорожного транспорта в муниципальном образовании город Краснодар включает в себя железнодорожный вокзал "Краснодар - 1", расчётная вместимость которого составляет 2500 человек, пропускная способность 720 чел./час, железнодорожный вокзал "Краснодар - 2", расчётная вместимость которого составляет 138 человек, пропускная способность 250 чел./час.
Протяжённость железнодорожных путей по станциям составляет: "Краснодар - 1" - 38,5 км, "Краснодар - 2" - 6,7 км, "Краснодар - Сортировочный" - 82,4 км, "Агроном" - 2,7 км, "Лорис" - 2,2 км, "Пашковская" - 3 км, "Стопятый" - 2,5 км.
Предоставление транспортных услуг в сфере пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом осуществляется ОАО "Кубань Экспресс - Пригород", АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания".
Одной из важнейших составных частей транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар является пассажирский транспорт общего пользования.
Маршрутная сеть муниципального образования город Краснодар состоит из 128 муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (далее - муниципальный маршрут), также по территории муниципального образования город Краснодар проходят схемы движения 21 межмуниципального пригородного автобусного маршрута, 41 межмуниципального междугородного автобусного маршрута. Кроме того, ежедневно на территорию муниципального образования город Краснодар въезжают межрегиональные маршруты регулярных перевозок, связывающие город Краснодар с муниципальными образованиями и поселками, расположенными на территории Республики Адыгея.
Перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам осуществляют 23 предприятия, в том числе одно муниципальной формы собственности и 2 индивидуальных предпринимателя без образования юридического лица.
Муниципальное унитарное предприятие "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МУП "КТТУ") является самым крупным предприятием общественного транспорта муниципального образования город Краснодар, в состав которого входят два троллейбусных и два трамвайных депо. МУП "КТТУ" в 2016 году перевезено 58% всех пассажиров, перевезённых по муниципальным маршрутам в городском сообщении. Ежегодно объём пассажироперевозок транспортом, осуществляющим перевозки по муниципальным маршрутам в городском сообщении, снижается в среднем на 5%, это вызвано ростом автомобилизации населения города.
Муниципальный парк подвижного состава муниципального образования город Краснодар составляет 268 трамвайных вагонов, 185 троллейбусов, 204 автобуса, кроме того 918 единиц подвижного состава немуниципальной формы собственности обеспечивают перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам (вид транспорта - автобус).
Для осуществления регулярных пассажирских перевозок используются транспортные средства малого и среднего класса не старше 15 лет, большого класса не старше 20 лет.
Результаты работы общественного транспорта муниципального образования город Краснодар по итогам за 2016 год представлены в таблице:
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Кол-во единиц измерения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Количество муниципальных маршрутов, в том числе по видам транспорта: |
ед. |
128 |
1.1. |
троллейбус |
ед. |
14 |
1.2. |
трамвай |
ед. |
15 |
1.3. |
автобус |
ед. |
99 |
2. |
Общая протяженность маршрутной сети, в том числе по видам транспорта: |
км |
4651,7 |
2.1. |
троллейбус |
км |
332,5 |
2.2. |
трамвай |
км |
362,6 |
2.3 |
автобус |
км |
3956,6 |
3. |
Объем перевозок пассажиров, в том числе по видам транспорта: |
млн. чел. |
207,4 |
3.1. |
троллейбус |
млн. чел. |
24,0 |
3.2. |
автобус |
млн. чел. |
105,4 |
3.3. |
трамвай |
млн. чел. |
78,0 |
На сегодняшний день уровень покрытия территории муниципального образования город Краснодар маршрутной сетью, характеризующий соотношение протяжённости внутригородской маршрутной сети автотранспорта и протяжённости улично-дорожной сети города, не превышает 1,3 (оптимальной считается величина этого показателя свыше 2,0).
Насыщенность улично-дорожной сети муниципального образования город Краснодар муниципальными маршрутами пассажирского транспорта неравномерна, с выраженными центрами концентрации, сформированными спросом на передвижение, и с учётом планировочных особенностей муниципального образования город Краснодар.
В целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности пассажирских перевозок пассажиров, а также в целях осуществления мониторинга за выполнением регулярных пассажирских перевозок транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров в порядке, установленном федеральным законодательством, подвижной состав оснащён аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В муниципальном образовании город Краснодар осуществляет работу транспортно-навигационный центр (далее - ТНЦ), которым непрерывно в режиме реального времени проводится мониторинг работы регулярных пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах посредством фиксации программным комплексом ТНЦ данных, передаваемых контрольным оборудованием, в том числе мониторинг соблюдения действующих схем и расписаний движения муниципальных маршрутов.
В целях обеспечения доступности для жителей муниципального образования город Краснодар всех видов общественного транспорта, создания для них более комфортных условий для оплаты проезда в муниципальном образовании город Краснодар проводится работа по внедрению автоматизированной системы оплаты проезда в транспорте, что позволит обеспечить возможность оплаты проезда различными видами электронных проездных билетов транспортных карт, в том числе и льготными, бесконтактными банковскими картами.
1.4. Характеристика сети дорог, параметры дорожного движения, оценка качества содержания дорог
Действующая сеть автомобильных дорог муниципального образования город Краснодар сформирована в 70 - 80-е годы XX века, в связи с этим технические параметры значительной части магистральных улиц (ширина в красных линиях, габарит проезжей части) не соответствуют действующим нормативам и размерам движения автотранспорта.
Наибольшая концентрация автомобилей наблюдается на магистральных улицах города. Коэффициент загрузки по основным магистралям и пересечениям магистральных дорог превышает предельный нормативный коэффициент загрузки, необходимый для беспрепятственного и непрерывного движения транспорта, в 2 - 2,5 раза.
Значительная часть автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Краснодар имеет высокую степень износа и низкую пропускную способность.
Для планомерного и своевременного устранения образовывающихся дефектов на покрытиях проезжей части улично-дорожной сети города необходимо предусматривать ремонт как минимум на 10% от площади всех асфальтобетонных дорог. Так, для улично-дорожной сети города Краснодара необходимо ежегодно предусматривать ремонт 1 915 000 м2 дорог с асфальтобетонном покрытием.
В рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" в Краснодарском крае разрабатывается программа развития транспортной инфраструктуры Краснодарской городской агломерации.
Основной целью программы развития транспортной инфраструктуры Краснодарской городской агломерации является увеличение доли протяжённости дорожной сети городской агломерации, соответствующей нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию. По итогам 2016 года этот показатель составлял 39,79%. До конца 2018 года необходимо достичь уровня в 50%, а по итогам 2025 года - 85% дорожной сети должно соответствовать нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию.
Объём финансирования, предусмотренный на эти цели составляет 2,0 млрд. рублей ежегодно на период с 2017 по 2025 годы.
В соответствии с соглашением от 20.03.2017, заключённым между администрацией муниципального образования город Краснодар и министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, о предоставлении субсидий в рамках мероприятия "Предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществляющиеся в рамках Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Краснодарской городской агломерации" государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" в 2017 году, определён перечень из 48 участков автомобильных дорог, на которых запланировано проведение работ в 2017 году.
При условии дальнейшей интенсивной автомобилизации, в перспективе необходимо принятие кардинальных мер по качественному изменению состояния сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, чтобы обеспечить её ускоренное развитие в соответствии с потребностями экономики, населения и государства.
В целях обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности маломобильных групп населения в рамках муниципальной программы муниципального образования город Краснодар "Доступная среда", утверждённой постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 09.09.2014 N 6474, согласно доведённым денежным средствам реализуются мероприятия, направленные на обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных граждан остановочных пунктов городского пассажирского транспорта, тротуаров, наземных и подземных пешеходных переходов.
За период 2014 - 2016 годов в рамках муниципальной программы муниципального образования город Краснодар "Доступная среда" выполнены работы по обеспечению доступности для маломобильных групп населения более 300 наземных пешеходных переходов, более 130 остановочных пунктов, а также выполнены работы по установке 559 речевых информаторов на светофорных объектах.
В 2017 году планируется выполнение работ по обеспечению доступности для маломобильных групп населения наземных пешеходных переходов по ул. Октябрьской от ул. им. Будённого до ул. им. Красина, а также остановочных пунктов по ул. им. Василия Мачуги, ул. им. Фадеева, ул. им. Красина.
1.5. Анализ состава парка транспортных средств и уровня автомобилизации, обеспеченность парковками (парковочными местами)
На территории муниципального образования город Краснодар зарегистрировано порядка 450 тысяч транспортных средств. Кроме того, в город с основных направлений въезжают порядка 140 - 150 тысяч автомобилей ежедневно. Ежегодный прирост количества легкового личного транспорта жителей города составляет 20 - 25%.
В настоящее время количество легковых автомобилей на основных магистральных улицах муниципального образования город Краснодар приближается к 90% от общего объёма транспортных средств. Поэтому именно этот вид транспорта и в большей степени его резко возросшее в последнее время количество определяют скорость движения всего потока в пиковое время.
В перспективе, когда количество зарегистрированных транспортных средств в муниципальном образовании город Краснодар превысит пол миллиона, необходимо будет ограничивать использование личных автомобилей (как правило, все более жёсткое по мере приближения к центральной части города), так как полная компенсация между ростом парка автомобилей и развитием улично-дорожной сети невозможна.
Важной задачей является подготовка населения к возможному применению комплекса административных и экономических мер по ограничению использования легковых автомобилей как средства регулирования транспортного поведения. Это ограничение права владения и распоряжения автомобилем (введение запретов на регистрацию в городе отдельных категорий автотранспортных средств и "второго" автомобиля, на въезд определённых категорий АТС на установленные городские территории, на парковку АТС вне установленных парковочных зон) и введение платы за использование автомобиля (установление платности въезда на отдельные городские территории, увеличение транспортного налога).
Особенностью муниципального образования город Краснодар является высокий уровень взаимной интегрированности с Краснодарским краем и Республикой Адыгея. Как следствие, в город Краснодар с основных 7 направлений въезжают около 150 тысяч автомобилей ежедневно. Наибольшая концентрация автомобилей наблюдается на магистральных улицах города ввиду того, что жителями и гостями краевого центра из общей протяжённости 1734 км автомобильных дорог общего пользования местного значения, активно используется около 350 км, которые расположены в центральной части города и соединяют его со спальными микрорайонами города.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 218-р "О принятии мер к организации на платной основе парковок (парковочных мест) в муниципальных образованиях Краснодарского края" главам городских округов и сельских поселений Краснодарского края рекомендовано обеспечить проведение инвентаризации земель в границах территорий соответствующих муниципальных образований Краснодарского края с целью выявления земельных участков, расположенных вблизи социальных, торговых, развлекательных и иных объектов и фактически используемых для размещения транспортных средств, и принять меры к предоставлению таких земельных участков для создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест).
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 01.10.2013 N 7550 "О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования город Краснодар" в качестве платных муниципальных парковок определено - 262 участка улично-дорожной сети вместимостью 8000 машиномест.
Создание платных автомобильных парковок на территории муниципального образования город Краснодар необходимо для реализации эффективного механизма управления спросом на дефицитный ресурс свободных парковочных мест и увеличения пропускной способности городских улиц. В соответствии с ним приоритеты транспортной политики, в настоящее время, расставляются следующим образом:
на первом месте - удобство пешехода;
на втором месте - приоритет общественного транспорта;
на третьем месте - движущийся автомобиль;
и в последнюю очередь - припаркованный автомобиль.
В рамках инвестиционного соглашения от 07.05.2014 N 1 по оборудованию и эксплуатации на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования город Краснодар, заключенного между департаментом транспорта и организации дорожного движения администрации муниципального образования город Краснодар и ООО "Городские Парковки", на улично-дорожной сети города Краснодара обустроено 199 платных муниципальных парковок, вместимостью 6610 машиномест, на которых не менее 660 машиномест выделено для парковки транспортных средств маломобильных групп населения. С целью предоставления возможности бесплатного использования данных мест инвалидами I и II групп, родителями детей-инвалидов, а также лицами, перевозящих инвалидов выдано более 4400 парковочных разрешения. В рамках вышеуказанного инвестиционного соглашения без вложения бюджетных средств на территории муниципального образования город Краснодар организуется работа платных муниципальных парковок и от полученной выручки часть средств поступает в дорожный фонд муниципального образования город Краснодар.
Кроме того, организована работа диспетчерского центра, в который поступает оперативная информация с мест расположения платных муниципальных парковок, также в целях фиксирования нарушения правил парковки организована работа автомобилей оборудованных мобильными комплексами фото- и видеорегистрации.
В результате внедрения на территории муниципального образования город Краснодар платных муниципальных парковок достигнуты определённые положительные результаты:
увеличение оборачиваемости парковок (по данным информационной системы оператора единого парковочного пространства, в настоящее время до 83% пользователей платных парковок осуществляют стоянку транспортных средств в период от 30 минут до 1 часа, таким образом, оборачиваемость парковочных мест, то есть возможность большего числа водителей воспользоваться услугами платных парковок в течение дня, увеличилась в среднем в 6 раз);
упорядочивание движения транспортных средств, снижение числа заторовых ситуаций, сокращение транспортного трафика и, как следствие, - увеличение средней скорости движения транспортного потока;
снижение количества нарушений правил остановки (стоянки) транспортных средств;
переориентация жителей и гостей города Краснодар на использование для поездок по городу многочисленных маршрутов городского общественного пассажирского транспорта.
1.6. Характеристика условий пешеходного и велосипедного передвижения
Учитывая рост автомобилизации, особое внимание должно уделяться разработке системных решений по обеспечению безопасности движения с учётом особенностей движения транспорта и пешеходов в городской среде. Строительство транспортных пересечений и пешеходных переходов в разных уровнях, исключение доступа пешеходов на скоростные городские автомагистрали, устройство пешеходных и велосипедных дорожек вдоль автомобильных дорог, проходящих через город.
Одним их современных направлений снижения общего количества автомобилей на улично-дорожной сети является развитие велосипедного движения и соответственно обустройство на территории муниципального образования город Краснодар велосипедных дорожек и маршрутов.
Размещение пешеходных и велосипедных дорожек в границах полосы отвода автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории.
В настоящее время при проектировании реконструкции участков улично-дорожной сети в обязательном порядке учитывается строительство пешеходных и велосипедных дорожек.
Вместе с тем за последние несколько лет в городе Краснодаре организован велосипедный маршрут протяжённостью 5 километров: по тротуарной части ул. Постовой от ул. им. Захарова, по территории парка им. 30-летия Победы и далее по набережной реки Кубань до Тургеневского моста.
При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов дорожного хозяйства, строительстве новых районов городской застройки в обязательном порядке решается вопрос обустройства велосипедных дорожек. В результате данные мероприятия реализованы в жилом микрорайоне "Немецкая деревня" (2,5 км), при реконструкции автомобильной дороги Краснодарского края "г. Краснодар - г. Ейск" на участке от ул. 3-я Трудовая до п. Берёзовый (6,5 км). Строительство велосипедных дорожек протяжённостью более 8 км также предусмотрено в рамках мероприятий по реконструкции Елизаветинского шоссе.
Выданы технические условия застройщику микрорайона "Московский" на строительство велосипедных дорожек по ул. им. Байбакова, ул. им. Котлярова и по ул. Зиповская от ул. им. Байбакова до ул. Российской. Запланировано обустройство велосипедных дорожек при реконструкции ул. Восточно-Кругликовской, общей протяжённостью около 5 км (оба направления).
Издано постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 09.06.2014 N 3748 "О мерах по развитию велосипедного движения и веломаршрутов в муниципальном образовании город Краснодар", которым определены текущие и перспективные задачи структурных подразделений администрации муниципального образования город Краснодар для работы в данном направлении.
В целях упорядочения движения велосипедистов и пешеходов по ул. Красной администрацией муниципального образования город Краснодар реализованы в два этапа мероприятия по организации велосипедных дорожек по ул. Красная. На первом этапе организованы велосипедные полосы на участке от ул. Советской до ул. Длинной протяжённостью около 2 км, действующие в нерабочие праздничные и выходные дни. В рамках второго этапа в июле 2014 года реализованы мероприятия по организации выделенной велосипедной дорожки по тротуарам ул. Красная на участке от ул. им. Будённого до Чистяковской Рощи.
В соответствии с указанным постановлением администрацией муниципального образования город Краснодар совместно с активистами общественного движения "ВелоКраснодар" и руководителями городских парков в июле 2014 года проведены обследования территорий парков "Солнечный остров", "им. 30-летия Победы", "Городской сад" и "Чистяковская Роща".
По итогам данных обследований разработаны предложения по организации движения велосипедистов на территории данных парков, которые направлены в адрес Федерального агентства по туризму направлены данные предложения для включения в мероприятия федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)".
В I квартале 2015 года администрацией муниципального образования город Краснодар разработана и реализована схема организации велосипедных дорожек, соединяющих существующую велодорожку в районе Тургеневского моста с парком "Ботанический сад", протяжённостью - 5,0 км.
Администрацией муниципального образования город Краснодар разработаны и реализованы схемы обустройства кольцевых велосипедных маршрутов ул. им. Благоева - ул. Трудовой Славы - ул. им. Мачуги - ул. им. Игнатова и ул. им. Гагарина - ул. им. Герцена - ул. им. Атарбекова - ул. им. Ковалёва до ул. им. Яна Полуяна.
В рамках ремонта ул. им. Яна Полуяна обустроена велосипедная дорожка, совмещённая с тротуаром на участке от ул. им. Ковалёва до ул. им. Тургенева протяжённостью - 1,0 км. Реализована новая велопешеходная дорожка от Юбилейного микрорайона до Ботанического сада.
В плане развития велосипедного движения стоит задача довести протяжённость полос для велодорожек до 40 км, и приступить к созданию замкнутых веломаршрутов, соединяющих отдельные микрорайоны города.
В настоящее время анализируются возможные маршруты велосипедистов, которые будут соединять спальные микрорайоны с центральной частью города Краснодара. Данные проектные решения планируется разработать в 2018 году.
1.7. Характеристика движения грузовых транспортных средств, оценка работы коммунальных и дорожных служб, состояния инфраструктуры для данных транспортных средств
В настоящее время въезд на территорию муниципального образования город Краснодар транспортных средств, в том числе и грузовых, осуществляется через 7 автомобильных дорог регионального и федерального значения.
С учётом существующих объездных маршрутов (Западный, Восточный и Южный Обходы) и действующего запрета для движения грузового транспорта в центральной части города, в том числе по ул. Северной, ул. Ставропольской, ул. им. Митрофана Седина, ул. Красной, со стороны ул. Кубанской Набережной движение транзитного грузового транспорта непосредственно через город Краснодар фактически отсутствует. Основная масса грузового транспорта, въезжающего в город Краснодар осуществляет либо подвозку строительных материалов к объектам строительства, либо товаров и продуктов к крупным предприятиям оптовой и розничной торговли.
Предприятия оптовой торговли, которые обеспечивают не только жителей Краснодара, но и жителей Краснодарского края продовольственными и непродовольственными товарами, в основном располагаются в промышленных зонах или на въездах в город, в том числе в районе улиц Новороссийской, Уральской, Круговой, Красных Партизан, Ростовского Шоссе.
Учитывая высокий темп роста объектов строительства, в том числе объектов жилой недвижимости, в муниципальном образовании город Краснодар, и как следствие, рост спроса на поставку строительной техники и материалов на строящиеся объекты, в настоящее время имеют место многочисленные факты нарушения правил перевозки грузов водителями транспортных средств. Данные нарушения влекут за собой причинение ущерба в результате повреждения дорог, дорожных сооружений, грузов, а также возникновение аварийных ситуаций.
Для введения ограничений на движение грузового транспорта, обеспечения непрерывного технологического цикла предприятий и жизнедеятельности города необходимо упорядочить движение по дням недели, разрешив осуществлять въезд в зоны с ограниченным движением по субботним, воскресным и праздничным дням.
В дальнейшем возможно рассмотрение вопроса о введении сезонного ограничения на движение, с целью предотвращения преждевременного разрушения дорожного покрытия в весенний период (запрет движения транспортных средств с большими осевыми нагрузками и с двумя и более осями, на которых установлены односкатные колеса).
В настоящее время администрацией муниципального образования город Краснодар прорабатываются организационные, экономические и правовые основы по изменению режима работы транспортных и торговых предприятий для введения разумных ограничений на движение грузового транспорта.
Интенсивность движения грузового транспорта на обходных магистралях города Краснодара существенно превышает показатели, характерные для внутренних улиц города. В составе всего потока грузовых автомобилей преобладают автомобили с разрешённой максимальной массой более 3,5 т.
Работы по санитарному содержанию территорий общего пользования, в том числе элементов улично-дорожной сети (механическое подметание и мойка прибордюрной части асфальтированных дорог общего пользования, механическое подметание, мойка и сдвигание снега с тротуара, санитарное содержание подземных пешеходных переходов) осуществляются подрядной организацией ОАО "Мусороуборочная компания" в соответствии с муниципальными контрактами от 09.01.2017 N 1А "На оказание услуг по санитарному содержанию территории Центрального и Карасунского внутригородских округов муниципального образования город Краснодар в 2017 году" от 09.01.2017 N 2А "На оказание услуг по санитарному содержанию территории Западного и Прикубанского внутригородских округов муниципального образования город Краснодар в 2017 году". Данная подрядная организация обеспечена необходимой уборочной техникой (18 единиц подметательно-уборочной техники, 62 единицы техники для перевозки подсобных рабочих).
Содержание дорог в зимний период на территории муниципального образования город Краснодар осуществляется в рамках заключённых муниципальных контрактов между МКУ "Единая служба заказчика" и подрядной организацией. Ежегодно проводятся открытые аукционы на определение подрядной организации по содержанию дорог в зимний период.
На территории муниципального образования город Краснодар проводятся работы по зимнему содержанию улично-дорожной сети с учётом выполнения работ по удалению снежного вала погрузчиком с погрузкой снега в автомобили-самосвалы, очистке дорог от снега плужным оборудованием на базе комбинированной дорожной машины, очистке дорог от снега средними автогрейдерами, распределению пескосоляной смеси, жидких противогололёдных материалов, распределению твёрдых хлоридов на базе комбинированных дорожных машин.
На сегодняшний день автомобильные дороги общего пользования местного значения оборудованы сетями уличного освещения на 80% от общего числа автомобильных дорог.
При этом для достижения 100% освещённости автомобильных дорог общего пользования местного значения необходимо ежегодное увеличение проведения строительных работ (на 1,43% по отношению к предыдущему году), с обеспечением ежегодного финансирования в размере порядка 42,0 млн. рублей.
1.8. Анализ уровня безопасности дорожного движения
Анализ уровня безопасности дорожного движения показывает, что одной из основных причин совершения дорожно-транспортных происшествий остаётся культура поведения и уровень подготовки водителей транспортных средств, и в незначительном количестве - отсутствие необходимых дорожных знаков и разметки, недостаточное искусственное освещение, недостаточная видимость дорожных знаков и светофоров, отсутствие пешеходных ограждений на наиболее опасных участках дорог.
Городская светофорная сеть состоит из 376 перекрёстков со светофорным регулированием, 347 (92,2% от общего количества) из которых на данный момент находятся в составе Автоматизированной Системе Управления Дорожным Движением (АСУДД), 24 (6,0% от общего количества) объекта оснащены 80 детекторами транспорта различного типа: инфракрасные, видео и радарные, с помощью которых производится сбор и анализ статистики транспортных потоков.
В режиме координированного управления работают светофорные объекты по улицам: Ставропольская, Северная, Красная, им. Митрофана Седина, Уральская, Красных Партизан, им. Тургенева, им. Дзержинского, им. Будённого, Кузнечная, Чекистов, Российская.
В последние годы особое внимание уделяется внедрению эффективных АСУДД в масштабах целого города. Существующие методы и технологии позволяют осуществлять управление движением с помощью средств светофорной сигнализации и информирования участников движения. Эффективное управление дорожным движением должно обеспечивать равномерную загрузку транспортной сети на грани её пропускной способности, не допуская перегрузки уязвимых зон, а также прогнозировать развитие транспортной обстановки, иметь возможность изменять интенсивность потоков в местах, не имеющих стратегического значения для состояния дорожного движения в городе. При этом выработка управленческих решений и контроль за движением должны быть сосредоточены в едином центре организации дорожного движения (ЦОДД).
В связи с невозможностью проведения полной реконструкции основных магистралей города, в настоящее время остро стоит вопрос повышения эффективности использования существующей улично-дорожной сети.
Одной из основных составляющих решения данной проблемы является применение АСУДД - комплекса программно-технических средств и мероприятий, позволяющих повысить уровень организации и управления дорожным движением, снизить транспортные задержки.
В дальнейшем в течение 2 лет планируется разработать интеллектуальную транспортную систему Краснодара с использованием АСУДД как её основного составного элемента.
При реализации мероприятий по организации дорожного движения особая роль принадлежит внедрению технических средств: дорожных знаков и дорожной разметки, средств светофорного регулирования, дорожных ограждений и направляющих устройств.
Обеспечение быстрого и безопасного движения требует применения и комплекса мероприятий архитектурно-планировочного и организационного характера.
К числу архитектурно-планировочных мероприятий относится строительство новых и реконструкция существующих улиц, к организационным - введение одностороннего движения и кругового движения на перекрёстках, устройство пешеходных переходов и пешеходных зон, автомобильных стоянок, остановок общественного транспорта.
В то время как реализация мероприятий архитектурно-планировочного характера требует, помимо значительных капиталовложений, довольно большого периода времени, организационные мероприятия способны привести к сравнительно быстрому эффекту.
В существующих условиях ограниченности финансовых ресурсов, направляемых на дорожное хозяйство города Краснодара, целесообразно осуществлять мероприятия по повышению безопасности движения на наиболее опасных участках, ликвидируя очаги концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорожной сети города Краснодара, и проводить организационные мероприятия для решения транспортной проблемы.
1.9. Оценка уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения муниципального образования город Краснодар
Ежегодное увеличение автотранспорта на городских дорогах негативным образом влияет на экологическую ситуацию в городе, особенно в зоне жилой застройки, расположенной вблизи улиц с наиболее интенсивным движением. Муниципальное образование город Краснодар включено в единую территориальную систему экологического мониторинга Краснодарского края с 2009 года. На сегодняшний день в систему экологического мониторинга города входят четыре стационарных поста контроля уровня загрязнения атмосферного воздуха (ПКЗ) и одна передвижная экологическая лаборатория для измерения уровня загрязнения атмосферного воздуха (ПЭЛ).
За 2016 год на территории муниципального образования город Краснодар с помощью ПКЗ было проведено 614618 сессий измерений состояния атмосферного воздуха, из них зарегистрировано 618 (0,11% от общего числа) превышений предельно допустимой концентрации наблюдаемых веществ, из них по веществам, входящим в состав выбросов от автотранспорта: 5 (0.81%) - оксида азота, 2 (0,33%) - диоксида азота, 28 (4,54%) - оксида углерода.
За истёкший период в 2017 году, с 01.01.2017 по 31.07.2017, на территории муниципального образования город Краснодар с помощью ПКЗ было проведено 520986 сессий измерений состояния атмосферного воздуха, из них зарегистрировано 297 (0,05% от общего числа) превышений предельно допустимой концентрации наблюдаемых веществ, из них по веществам, входящим в состав выбросов от автотранспорта: 9 (3,03%) - оксида азота, 14 (4,72%) - оксида углерода.
По информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю мониторинг физических факторов на территории муниципального образования город Краснодар в 2016 году проводился в 5-и точках лабораторией ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае", из них шумового загрязнения - в 4-х точках, расположенных в селитебной зоне - в зоне влияния автотранспорта. В течение 2017 года в мониторинговых точках произведено 32 замера уровня шума. В 32-х случаях выявлены превышения предельно-допустимых уровней (ПДУ) шума. Превышение ПДУ шума отмечается от транспортного потока по основным автомагистралям города (ул. Красная, Ставропольская, Северная, Красных Партизан).
1.10. Характеристика существующих условий и перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры
Развитие и размещение основных объектов транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар осуществляется в соответствии с Генеральным планом, на котором указано перспективное размещение транспортных искусственных сооружений, в том числе мостов, путепроводов, развязок в разных уровнях, а также вокзалов - железнодорожных, автобусных, речных.
1.11. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития транспортной инфраструктуры
Функционирование и развитие транспортной инфраструктуры осуществляется в соответствии с:
Градостроительным кодексом Российской Федерации;
Градостроительным кодексом Краснодарского края;
Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утверждёнными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6;
государственной программой Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры", утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 N 1038;
муниципальной программой муниципального образования город Краснодар "Комплексное развитие муниципального образования в сфере строительства, архитектуры, развития объектов инженерной, социальной инфраструктуры, дорожного хозяйства", утверждённой постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 13.11.2014 N 8252.
1.12. Оценка финансирования транспортной инфраструктуры
Финансирование мероприятий по содержанию и развитию транспортной инфраструктуры осуществляется за счёт средств местного бюджета, субсидий в форме межбюджетных трансфертов, предоставляемых местному бюджету из федерального и краевого бюджетов. Объём финансирования вышеуказанных мероприятий недостаточен и определяется ограниченными возможностями местного бюджета.
Принятие на федеральном и краевом уровне нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление бюджету муниципального образования город Краснодар субсидий в форме межбюджетных трансфертов, позволяет привлечь дополнительные средства на выполнение мероприятий по содержанию и развитию транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар.
2. Прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории муниципального образования город Краснодар
2.1. Прогноз социально-экономического и градостроительного развития
На потребительском рынке Краснодара активно функционируют не только крупнейшие международные сетевые компании, но и сетевые ритейлеры федерального уровня. В городе представлены такие крупные отечественные и зарубежные торговые сети, как: "X5RITAIL", "О'Кей", "Auchan", "Леруа Мерлен", "Касторама", "Лента", "М-видео", "Медиа-Маркт", "Техносила", "DOMO", "METRO Cash & Carry", "Пятёрочка", "Бауцентр", "Перекрёсток", "Евросеть", "OBI", "KIKA", "Магнит", "Декатлон", "Эльдорадо", "Поиск", "Техносклад", "Спортмастер", "Hoff".
В 2017 году оборот розничной торговли согласно оценке составит 506,1 млрд. рублей, что выше уровня 2016 года на 17,6 млрд. рублей, или на 0,5% в сопоставимых ценах. Незначительный рост данного показателя к уровню предшествующего года связан со снижением платёжеспособности населения. В 2018 году увеличение розничного товарооборота по сравнению с оценочным значением 2016 года прогнозируется на 28,1 млрд. рублей, или на 1,4% в сопоставимых ценах. К концу прогнозируемого периода (2020 год) оборот розничной торговли достигнет 620,7 млрд. рублей и возрастёт против ожидаемой оценки 2017 года в сопоставимых ценах на 8,3%.
Привлечение инвестиций в основной капитал создаёт необходимые и благоприятные условия для ускорения экономического роста и, как следствие, обеспечивает повышение качества жизни и занятости населения.
В 2017 году объём инвестиций в основной капитал согласно оценке составит 99,9 млрд. рублей, против 94,6 млрд. рублей в 2016 году, с ростом на 5,3 млрд. рублей, или на 0,3% в сопоставимых ценах. К концу прогнозируемого периода по сравнению с оценочным 2017 годом данный показатель возрастёт на 19,4 млрд. рублей.
В создании и модернизации производственных и непроизводственных основных фондов, удовлетворении потребности в жилье особая роль отводится строительной отрасли.
В 2017 году в связи с ужесточением требований к объектам жилищной застройки сократилось число выданных разрешений на строительство жилья, в связи с чем ожидается снижение объёмов работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", по сравнению с предшествующим годом на 1,3 млрд. рублей, или на 9,3%. К концу 2020 года прогнозное значение данного показателя составит 89,6 млрд. рублей.
Динамика численности постоянного населения муниципального образования город Краснодар за ряд последних лет характеризуется ежегодным приростом. Определяющими факторами увеличения численности населения муниципального образования город Краснодар являются: естественный прирост населения, сохраняющий с 2009 года устойчивый характер, а также рост миграционного притока населения.
По состоянию на 01.01.2018 численность постоянного населения города составит 998,2 тыс. человек и возрастёт по сравнению с уровнем 2016 года на 25,3 тыс. человек, или на 2,6%. К концу 2018 года численность постоянного населения муниципального образования город Краснодар превысит 1026,9 тыс. человек. По состоянию на 01.01.2021 численность постоянного населения муниципального образования город Краснодар увеличится по отношению к базовому 2016 году на 11,6% и составит 1085,8 тыс. человек.
В 2017 году объём отгруженных товаров собственного производства, а также выполненных работ и услуг составит по оценке 322,35 млрд. рублей, что ниже уровня 2016 года на 73,1 млрд. рублей. Корректировка в сторону снижения объёмов отгруженной продукции связана с прекращением деятельности одного предприятия по группе "Производство кокса и нефтепродуктов". Кроме этого, колебания индекса промышленного производства в 2017 и 2019 годах в сторону снижения, а в 2018 и 2020 годах - роста, связаны с ремонтом технологических установок и дальнейшим увеличением мощности предприятий, занятых производством кокса и нефтепродуктов.
Увеличение темпов роста позволяют прогнозировать показатели предприятий занятых производством машин и оборудования, металлургическим производством, производством пищевых продуктов, включая напитки и табак, обеспечением электрической энергии, газом и паром и работающих по гособоронзаказам.
Положительная динамика развития промышленного потенциала муниципального образования город Краснодар станет возможной при условии мобилизации внутренних резервов, а также модернизации и обновления оборудования предприятиями за счёт собственных и привлечённых средств.
Ряд предприятий города планирует увеличение коэффициента использования производственных мощностей. На большинстве предприятий в полной мере работают рыночные механизмы хозяйствования, которые стимулируют производство конкурентоспособной продукции в объёмах, востребованных рынком.
По прогнозу в 2020 году объём промышленного производства в городе Краснодаре составит, около 469,0 млрд. рублей и увеличится на 18,6% относительно 2016 года.
Градостроительная деятельность в муниципальном образовании город Краснодар осуществляется в соответствии с Генеральным планом. Основой градостроительной деятельности является функциональное зонирование территории муниципального образования город Краснодар с целью устранения или уменьшения неблагоприятного влияния окружающей среды на население.
Прогноз основных показателей социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2027 установлен согласно приложению N 1 к настоящей Программе.
2.2. Прогноз транспортного спроса, изменения объёмов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории муниципального образования город Краснодар
Учитывая тенденции роста парка легковых автомобилей, к 2027 году возможно снижение уровня перевозок пассажиров транспортом общего пользования. Однако ряд мероприятий, проводимых в городе, в части организации платного парковочного пространства, оптимизации сети маршрутов транспорта общего пользования будет способствовать привлечению пассажиров в транспорт общего пользования и отказу граждан от поездок в центр города на личном автомобильном транспорте.
Избыточная концентрация рабочих мест в центре муниципального образования город Краснодар приводит к ежедневным утренним транспортным потокам из пограничных районов города к его центру и обратно в вечернее время. Только 7 - 9% жителей города Краснодара работают в районах проживания. При ухудшении положения на рынке труда люди начинают меньше обращать внимание на удалённость рабочего места, а руководствуются, прежде всего, надёжностью найденной работы.
В связи с вышеизложенным предполагается, что до 2027 года не произойдёт значительных изменений в направлениях движения пассажирских транспортных потоков и транспортного спроса населения.
Планируется проведение работ по оптимизации маршрутов грузового транспорта. Разработаны различные варианты сети маршрутов.
Они предполагают запрещение въезда в город грузового автотранспорта в период с 6.00 до 22.00. Данное предложение основывается на опыте города Москвы, когда запретом проезда крупнотоннажных грузовиков по МКАД с 06.00 до 22.00 добились положительной динамики практически всех показателей эффективности движения на МКАД.
Комплекс предлагаемых мероприятий позволит ограничить проезд грузового автотранспорта по центральным (основным) участкам улично-дорожной сети города.
Оптимизация маршрутов движения грузового автотранспорта в муниципальном образовании город Краснодар позволит снизить разрушение дорог центральной части города, снизить уровень дорожно-транспортных происшествий, уменьшить заторы, а также снизить степень шумового воздействия на организм человека и улучшить экологическую обстановку во всем городе.
2.3. Прогноз развития транспортной инфраструктуры по видам транспорта
Развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар является одной из первоочередных социальных, градостроительных и инженерных задач. При этом разрешение транспортных проблем возможно только при комплексном подходе к реконструкции и развитию всех элементов транспортной инфраструктуры, как муниципальной формы собственности, так и субъектов естественных монополий.
Развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар определено Генеральным планом, действующими государственными и муниципальными программами. По результатам реализации запланированных мероприятий будет обеспечена доступность объектов транспортной инфраструктуры для маломобильных граждан. Увеличится количество обустроенных в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения пешеходных переходов и тротуаров, улично-дорожная сеть города будет полностью обеспечена уличным освещением.
Вместе с тем одной из важнейших составных частей транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар является пассажирский транспорт общего пользования. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъёма и структурной перестройки экономики, улучшения условий и уровня жизни населения.
В связи с чем, первостепенными мероприятиями в области пассажирских перевозок, с учётом увеличения количества населения, прибывающих в муниципальное образование город Краснодар из других регионов Российской Федерации, а также увеличения подвижности населения муниципального образования город Краснодар являются:
формирование эффективного правового механизма рыночного и государственного регулирования пассажирских перевозок, регламентирующего деятельность субъектов отрасли;
приведение фактического количества транспортных средств, задействованных в перевозке пассажиров, в соответствие с экономически обоснованной необходимостью и потребностями населения в перевозках;
повышение качества, эффективности и безопасности транспортного обслуживания населения, оптимизация городской маршрутной сети путём максимального исключения дублирования маршрутов;
увеличение пропускной способности автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования город Краснодар за счёт снижения интенсивности движения транспортных средств на одних направлениях по муниципальным маршрутам регулярных перевозок;
открытие новых муниципальных маршрутов.
Эффективность функционирования системы транспортного обслуживания населения возможна, в том числе, за счёт обеспечения связи между различными видами транспорта, приобретения подвижного состава большой вместимости, а также подвижног
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.