Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
приказом министерства
образования науки и молодежной
политики Краснодарского края
30.10.2017 г. N 4514
Стратегия
патриотического образования детей и молодежи Краснодарского края
I. Общие положения
Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.
Такое понимание патриотизма является базовым, а Стратегия выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и родного края дела и поступки.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.
Патриотическое образование, являясь составной частью общего образовательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной и муниципальной власти, образовательных организаций и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Приоритетной задачей в сфере патриотического образования детей и молодежи Краснодарского края является развитие личности, способной любить свою Родину, быть преданной своему Отечеству, иметь стремление служить его интересам и готовность к его защите.
II. Цель, задачи, принципы реализации Стратегии
2.1. Цель Стратегии
Основная цель Стратегии патриотического образования детей и молодежи Краснодарского края - создание условий для высокой социальной активности, духовности, гражданской ответственности, становления молодёжи, способной проявить свои позитивные ценности и качества в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения устойчивого развития родного края.
2.2. Задачи Стратегии
Для реализации поставленной цели Стратегии патриотического образования детей и молодежи Краснодарского края необходимо решение следующих задач:
привить уважение к национальным традициям и обычаям, наследию и культуре России, Краснодарского края;
изучать Конституцию Российской Федерации, основные положения Законов Краснодарского края, обеспечивающих условия для достойного развития личности;
воспитать уважение к воинской службе, вооруженным силам России;
формировать морально-психологическую и физическую готовности к выполнению молодежью конституционной обязанности по защите Родины;
способствовать развитию гражданского самосознания, формированию чувства сопричастности к своей стране, родному краю и их истории, уважения к предкам;
привить чувства гордости и глубокого уважения к символам России, Краснодарского края (Герба, Флага, Гимна) и другой символики;
формировать толерантность и развитие дружеских отношений между народами;
развивать уважительное отношение к природе, формировать стойкую потребность в защите окружающей природной среды.
2.3. Принципы реализации Стратегии
Принципами реализации Стратегии патриотического образования детей и молодежи Краснодарского края являются:
принцип системного и организованного подхода, который предполагает;
постоянную, целенаправленную, скоординированную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию молодёжи;
принцип адресного подхода в формировании чувства патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учётом возрастной, социальной и других групп населения;
принцип универсальности, основанный на использовании социально-ценного опыта прошлых поколений и гордости за своих предков, национальных традициях в быту и внутрисемейных отношениях;
принцип учёта региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, коллективу, семье.
III. Объекты патриотического образования
Основными объектами патриотического образования детей и молодежи Краснодарского края являются следующие.
1. Семья, как основная социальная ячейка общества, в которой закладывается фундамент нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование жизненных ориентиров и ценностей, отношения к себе, к другим людям, к Отечеству, к родному краю. Следовательно, прежде всего родители должны быть образованными в области культуры и традиций страны, владеть знаниями по истории родного края. Работе с родителями необходимо уделять особое внимание. Проведение совместных с детьми и родителями различных мероприятий, тематических собраний позволяет с раннего возраста прививать детям любовь и уважение к истории страны и края.
2. Образовательная организация. Патриотическое воспитание осуществляется как в процессе обучения в рамках образовательной программы каждого детского и молодежного коллектива, так и через систему мероприятий: конкурсов, поисковой и проектной деятельности и других мероприятий.
3. Культура - призвана содействовать развитию творческих способностей обучающихся, стимулировать их познавательную активность, формировать стремление к самосовершенствованию, тем самым воспитывать нравственную и духовную личность на основе ознакомления с историей страны, обычаями и культурой народов Краснодарского края.
4. Патриотическое образование в условиях дополнительного образования детей и молодежи.
5. Молодые граждане (волонтёры), детские и молодёжные общественные организации, объединения. Общественные объединения, организации, движения, инициативы - это особый институт социального воспитания. Любое общественное формирование представляет собой микромодель общества, поскольку обладает всеми его элементами (сводом нормативных правил или законов, атрибутами, органами самоуправления, элементами самоорганизации).
Патриотическое воспитание в общественных формированиях может реализовываться как через содержание программ их деятельности, так и организацию самого образа жизни. Через приобщение к ценностям общественного объединения непроизвольно формируется ценностное отношение к гражданским и государственным ценностям, воспитывается бережное и уважительное отношение к своей Родине.
6. Творческая, педагогическая интеллигенция и представители средств массовой информации (СМИ). Взаимодействие со средствами массовой информации способствует росту социальной активности подрастающего поколения, мотивации их к участию в делах родного края. Благодаря СМИ в Краснодарском крае сформировалась система информирования граждан о проблемах в детской и молодёжной среде. Актуальным стало создание групп в социальных сетях, позволяющих молодежи быть всегда в курсе последних событий, рассказывать сверстникам о своей деятельности и принимать участие в обсуждении любых вопросов.
7. Представители традиционных для Краснодарского края религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций кубанского народа.
8. Герои труда, войны, участники вооруженных конфликтов, способные личным примером и совершенными подвигами оказать позитивное влияние на формирование гражданской позиции у детей и молодежи.
Будучи включёнными в систему патриотического воспитания, перечисленные социальные группы, в тоже время могут выступать и как субъекты патриотического воспитания.
IV. Основные направления патриотического образования детей и молодежи
1. Организация военно-патриотического образование детей и молодежи Краснодарского края в процессе их повседневного обучения, использование опыта работы с кадетскими классами:
организация, структура и планирование работы по военно-патриотическому воспитанию;
работа с молодежью по подготовке к службе в армии;
вовлечение детей и молодежи в поисково-исследовательскую деятельность;
организация и проведение "Уроков мужества";
развитие музейной деятельности;
присвоение образовательным организациям имен Героев Отечества, выдающихся государственных деятелей и заслуженных земляков;
организация работы тимуровского движения с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных войн;
создание юнармейский отрядов в образовательных организациях;
организация и проведение туристских походов, экскурсий по местам боевой славы и памятным местам Кубани;
организация работы по курированию объектов военной истории, закрепленных за образовательными организациями, согласно постановлению Законодательного Собранию Краснодарского края от 16 ноября 2011 года N 2890-П "О закреплении объектов военной истории за общеобразовательными учреждениями, расположенными в муниципальных образованиях Краснодарского края", уход за памятниками.
2. Развитие молодежного патриотические движения: формирование политической грамотности молодежных движений; использование социальной рекламы по патриотическому воспитанию; содействие в проведении патриотических акций для подростков и молодежи.
3. Развитие центров патриотического образования с координирующими и методическими функциями по вопросам патриотического образования и по психологическому сопровождению, использующие в своей деятельности современные методы патриотического воспитания.
4. Социальное проектирование как форма территориального взаимодействия по созданию образа "малой Родины":
совершенствование методов развития потенциала эффективного гражданского участия;
использование технологии вовлечения подростков в решение местных и региональных проблем;
социальное проектирование для учащихся начального, старшего школьного возрастов (примеры наиболее удачных проектов).
использование методики взаимного воспитания ровесников (деловая игра "Я - местный житель").
5. Потенциал социального партнерства в воспитании социально-активной молодежи в системе патриотического образования:
усиление взаимодействия школы и социально-педагогической среды;
развитие регионального компонента в содержании процесса патриотического воспитания;
апробирование условий, факторов повышения эффективности патриотического воспитания на уровне школы, муниципалитета, региона;
внедрение современных технологий реализации принципов поликультурности в региональной системе патриотического воспитания;
обобщение и распространение передового опыта работы по патриотическому воспитанию.
6. Сохранение исторического наследия патриотического образования, традиций воспитания патриотизма в семье:
использование воспитательного потенциала современной семьи в вопросах патриотического образования (актуальность, пути формирования, опыт работы);
использование ресурсов общественных объединений патриотической направленности, деятельности активистов - патриотов по сбору и систематизации информации исторического наследия родного края.
V. Механизмы реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии патриотического образования детей и молодежи Краснодарского края применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, финансово-экономические и информационные механизмы.
Правовые механизмы включают:
разработку нормативно-правовой базы реализации Стратегии;
нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового) обеспечения реализации задач и направлений, предусмотренных Стратегией. Организационно-управленческие механизмы включают: консолидацию усилий воспитательных и образовательных институтов на муниципальном и региональном уровне;
эффективную организацию межведомственного взаимодействия по патриотическому воспитанию;
укрепление сотрудничества семьи, образовательных, общественных и иных организаций по патриотическому воспитанию;
системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующий в патриотическом воспитании детей и молодежи, продвижение лучших проектов и программ в области патриотического воспитания;
формирование показателей, отражающих эффективность системы патриотического воспитания, реализации Стратегии.
Кадровые механизмы включают:
развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетенции педагогических и других работников по патриотическому воспитанию;
модернизацию содержания и организации педагогического образования в области патриотического воспитания;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми и молодежью в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетенции задачам Стратегии.
Финансово-экономические механизмы включают:
создание необходимых финансово-экономических условий реализации задач Стратегии.
Информационные механизмы:
использование современных информационно-методических ресурсов достижения цели и результатов реализации Стратегии;
организация информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.
VI. Ожидаемые результаты
Оценка результативности патриотического образования осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Конечным результатом функционирования системы патриотического образования детей и молодежи Краснодарского края должны стать их духовный и культурный подъем.
Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи Краснодарского края будут в огромной степени определять будущее России.
Таким образом, патриотическое образование обучающихся - это процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, в целом на личность молодого человека с целью развития у него разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных, эстетических, общественно-культурных ценностей.
Начальник отдела воспитания |
Е.И. Аршинник |
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 30 октября 2017 г. N 4514 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.