Заслушав и обсудив информацию исполняющего обязанности министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края К.А. Федоренко об организации трудового обучения и воспитания в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования естественно-научной направленности, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
Трудовое обучение и воспитание является важной частью образовательного процесса в организациях общего и дополнительного образования. Основными формами работы образовательных организаций в данном направлении являются сельскохозяйственный труд и опытническая работа обучающихся на учебно-опытных участках, уроки технического и обслуживающего труда, а также обучение в форме интегрированного курса "Технология".
Учебный предмет "Технология" преподается в школе с 1-го по 8-й класс. В 9-х классах часы, предназначенные для изучения предмета "Технология", переданы для организации предпрофильной подготовки обучающихся в рамках курсов по выбору, а в 10 и 11-х классах учебный предмет преподается на базовом или профильном уровнях по решению общеобразовательной организации.
В целях создания условий для организации трудового воспитания, обучения и профориентации обучающихся общеобразовательных организаций за период 2008 - 2013 годов министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления в Краснодарском крае проведена масштабная работа по укреплению материально-технической базы кабинетов трудового обучения современным учебным оборудованием за счет средств краевой целевой программы "Оснащение кабинетов трудового обучения общеобразовательных учреждений в Краснодарском крае на 2008 - 2010 годы", а также в рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования. В ходе этой работы общеобразовательные организации получили более 9,4 тыс. единиц оборудования, свыше 62 тыс. единиц инструментов, 1397 комплектов учебно-производственного оборудования для мастерских технического труда и кабинетов обслуживающего труда, в том числе 416 конструкторов модульных станков и ресурсные наборы к ним на 150 единиц общей стоимостью 15,6 млн. рублей. Всего на эти цели израсходовано свыше 285 млн. рублей.
С 2014 года оснащение кабинетов трудового обучения осуществляется за счет средств, выделяемых общеобразовательным организациям в рамках нормативов подушевого финансирования.
Из общего количества функционирующих в Краснодарском крае дневных общеобразовательных организаций основного и среднего образования (1172 школы) специализированные мастерские технического труда оборудованы в 834 организациях (71 процент), кабинеты обслуживающего труда имеются в 748 организациях (64 процента).
Учебный предмет "Технология" по образовательным программам основного общего и среднего общего образования преподают 1550 учителей, из них 131 человек - внешние совместители. Из общей численности педагогов 1081 имеют высшее образование (70 процентов), 599 - высшую и первую квалификационные категории (39 процентов).
Доля старшеклассников 10 и 11-х классов, выбравших профильное обучение, в 2017-2018 учебном году составила 66 процентов, это почти 30 тыс. человек (в 2013-2014 учебном году - 45 процентов, 21,3 тыс. человек). В 607 школах (50 процентов) работают 1693 профильных класса и группы (в 2013-2014 учебном году - 1140 классов, 438 школ). По технологическим профилям обучаются 2212 учащихся (4,9 процента от общего числа охваченных профильным обучением), из них по агротехнологическому профилю - 1322 обучающихся.
В рамках реализации комплекса мер по развитию системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2016 - 2020 годы в 18 муниципальных образованиях в целях предпрофильной подготовки обучающихся начальной и основной школ сформированы 107 классов (групп) агротехнологической направленности. На элективных курсах и в рамках внеурочной деятельности школьники изучают практическое растениеводство, виноградарство, основы селекции, экологии, агрохимии и агробизнеса.
В 523 общеобразовательных организациях (45 процентов от их общего числа) выделены пришкольные учебно-опытные участки общей площадью более 11,5 гектара и подсобные хозяйства общей площадью 7,1 гектара, на которых ведется изучение технологии посадки и выращивания растений, наблюдение за их ростом и развитием, а также проводятся сельскохозяйственные опыты в соответствии с программами трудового обучения. Работа на таких участках способствует углублению знаний по биологии и естествознанию, формированию практических умений, развитию интереса к природе, ведению исследовательской работы, экологическому образованию.
В целях стимулирования и поддержки деятельности обучающихся на пришкольных учебно-опытных участках министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края на базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Эколого-биологический центр" Краснодарского края организован краевой смотр-конкурс "Щедра Кубанская земля", участниками которого стали 270 обучающихся из 29 муниципальных образований Краснодарского края. В номинации "Практическая исследовательская работа в области сельского хозяйства" отмечены эколого-биологические центры города-курорта Сочи, города Ейска, Туапсинского района, центр дополнительного образования города Славянска-на-Кубани, школа N 7 Новопокровского района, школа N 1 Успенского района и школа N 19
Выселковского района. Призерами в номинации "Лучшее оформление экспозиции" стали школы N 12 и N 2 Калининского района, школа N 11 Ленинградского района, школа N 7 Новопокровского района, эколого-биологическая станция города Армавира, центр дополнительного образования города Славянска-на-Кубани, школа N 24 города Новороссийска, центр компетенций "Ориентир" Усть-Лабинского района.
В образовательных организациях 19 муниципальных образований организована деятельность 138 учебно-производственных бригад, из них 115 действуют на базе школ, 15 - на базе организаций дополнительного образования, 8 - на базе профессиональных образовательных организаций. Более 3400 школьников в таких бригадах занимается цветоводством и озеленением населенных пунктов, выращиванием лекарственных растений, овощеводством, садоводством, полеводством, плодоводством и иными направлениями сельскохозяйственной деятельности.
В краевом конкурсе "На лучшую модель организации трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края" в 2017 году приняли участие 57 школ из 39 муниципальных образований и 15 организаций дополнительного образования из 12 муниципальных образований. Победителями данного конкурса стали школа N 24 города Новороссийска и детский эколого-биологический центр города Крымска, в числе призеров - школа N 71 города Краснодара, школа N 6 Брюховецкого района, школа-интернат Тимашевского района, эколого-биологический центр имени СЮ. Соколова города-курорта Сочи и эколого-биологическая станция города Армавира.
В 2017 году в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии, который состоялся в городе Армавире, Краснодарский край представляли четыре старшеклассника, из них трое стали победителями (учащиеся 10-11-х классов школы N 3 Ленинградского района, гимназии N 69 города Краснодара и школы N 2 города Армавира) и один - призером (учащийся 11-го класса школы N 27 Ейского района).
Трудовая подготовка является одним из важных направлений социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных специальных (коррекционных) организациях Краснодарского края. Кроме традиционных трудовых профилей (швейное, столярное дело), дети обучаются животноводству, растениеводству, цветоводству, декоративному садоводству, каменно-штукатурному и штукатурно-малярному делу, а также по профилю "младший медицинский персонал".
Для детей с различными формами умственной отсталости с 2013 года в 16 профессиональных образовательных организациях ежегодно выделяется не менее 450 бюджетных мест для реализации адаптированных программ профессионального обучения.
Также работа по трудовому обучению и воспитанию детей осуществляется в системе дополнительного образования технической и эколого-биологической направленности. В Краснодарском крае функционируют 252 организации дополнительного образования детей различной направленности, в кружках и объединениях которых занимается около 320 тысяч детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. В 15 организациях технического творчества действуют 650 кружков по различным направлениям (робототехника, авиа-, ракето-, судо-, автомоделирование, радиоконструирование, начальное техническое моделирование, компьютерная грамотность и другие), в которых занимаются 7443 ребенка. Кроме этого, в 51 многопрофильной организации дополнительного образования работают 380 таких кружков, в которых заняты 4388 детей.
В целях создания условий для развития системы технического творчества обучающихся в Краснодарском крае реализуется комплекс мер по открытию на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Краснодарского края "Центр детского и юношеского технического творчества" детского технопарка "Кванториум" для реализации дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности. Комплексом мер предусматривается обновление учебного оборудования, открытие новых курсов технической направленности, развитие системы исследовательских, научно-технических мероприятий в целях повышения мотивации детей к изобретательской и рационализаторской деятельности.
В целом в Краснодарском крае принимаются меры, направленные на улучшение условий для трудового обучения и воспитания детей и подростков, содействие в их профессиональной ориентации.
Вместе с тем в организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников отмечается ряд проблем организационного, методического и управленческого характера, в том числе выявленных в ходе изучения данного вопроса на примере муниципальных общеобразовательных организаций Кореновского, Крыловского, Крымского, Павловского, Мостовского, Северского и Темрюкского районов, в том числе:
в содержании и организации образовательного процесса:
требуется обновление технического оборудования, доукомплектование мастерских технического труда и кабинетов обслуживающего труда инструментами и расходными материалами в соответствии с установленными нормативами в целях создания условий для формирования практических трудовых навыков;
отсутствуют специализированные мастерские технического труда и (или) кабинеты обслуживающего труда более чем в 29 процентах общеобразовательных организаций, при этом не регламентированы механизмы сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями и организациями дополнительного образования в части использования в учебном процессе материально-технической базы таких организаций;
недостаточно используются дополнительные возможности для привлечения ресурсов производственных предприятий в процессе трудового обучения, воспитания и профориентации школьников;
допускается преподавание учебного предмета "Технология" без деления классов на подгруппы ввиду низкой наполняемости классов либо отсутствия педагогов, при этом зачастую не используется возможность разработки образовательных программ с дифференцированием тем и заданий для технического и обслуживающего труда, не практикуется модель проведения уроков в параллельных или смежных классах для организации раздельного обучения детей по предметам;
требует совершенствования организация исследовательской работы на пришкольных учебно-опытных участках в рамках образовательного процесса и внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях, имеющих такую возможность, а также требует увеличения охват обучающихся этой работой;
наблюдается недостаточная организация кружковой деятельности в общеобразовательных организациях (в том числе в рамках федеральных государственных образовательных стандартов) в части реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности;
сохраняется низкий уровень охвата детей техническим творчеством и программами естественно-научного направления в системе дополнительного образования (занимается около 4 процентов школьников);
в кадровом обеспечении образовательного процесса:
не хватает квалифицированных учителей технологии, в том числе ввиду их малой педагогической нагрузки;
отмечается потребность в совершенствовании механизмов подготовки учителей технологии, в том числе по договорам о целевом обучении (до 50 процентов выпускников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Армавирский государственный педагогический университет", обучавшихся по направлению "Технология", в дальнейшем не трудоустраивается);
имеются сдерживающие факторы для привлечения педагогических работников на условиях внешнего совместительства;
используется не в полной мере потенциал педагогических вузов в решении вопросов методического обеспечения трудового обучения и воспитания школьников, развития технического творчества детей и реализации мероприятий по переподготовке и повышению квалификации учителей технологии.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять к сведению информацию исполняющего обязанности министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края К.А. Федоренко об организации трудового обучения и воспитания в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования естественно-научной направленности.
2. Рекомендовать министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края:
1) разработать региональную концепцию развития трудового обучения и воспитания детей, предусматривающую комплекс мер по оснащению в общеобразовательных организациях мастерских технического труда и кабинетов обслуживающего труда, а также по развитию организаций дополнительного образования;
2) обобщать и распространять лучший опыт организации трудового обучения, воспитания и профориентации в общеобразовательных организациях и опыт организации работы на пришкольных учебно-опытных участках (в том числе в теплицах (парниках);
3) осуществлять методическое сопровождение работы общеобразовательных организаций в части развития учебно-производственной деятельности;
4) способствовать развитию технического творчества, исследовательской работы естественно-научной направленности в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования;
5) проводить ежегодно краевой конкурс "На лучшую модель организации трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края", стимулировать участие в нем образовательных организаций;
6) осуществлять взаимодействие с педагогическими вузами в части подготовки, переподготовки, повышения квалификации учителей технологии, в том числе целевого обучения, а также в части методического обеспечения трудового обучения и воспитания детей, развития технического творчества.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) укреплять материально-техническую базу муниципальных общеобразовательных организаций, необходимую для качественной организации трудового обучения и воспитания детей, содействовать обеспечению общеобразовательных организаций расходными материалами для проведения уроков технологии в рамках сотрудничества с производственными предприятиями и организациями, профессиональными образовательными организациями;
2) осуществлять целевую подготовку учителей технологии для муниципальных общеобразовательных организаций;
3) способствовать развитию кружков технической и эколого-биологической направленности в муниципальных общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования;
4) рассматривать на заседаниях муниципальных координационных советов по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда вопросы межведомственного взаимодействия в организации трудового обучения, воспитания и профориентации обучающихся;
5) создавать условия для открытия в школах классов агротехнологического и инженерно-математического профилей.
4. Рекомендовать руководителям общеобразовательных организаций, расположенных на территории Краснодарского края:
1) совершенствовать работу по трудовому обучению, воспитанию и профориентации обучающихся;
2) рассмотреть вопрос о включении в содержание рабочих программ по учебному предмету "Технология" разделов по обучению сельскохозяйственному труду, а также изучению экономических основ агробизнеса и предпринимательской деятельности;
3) укомплектовать штат организаций учителями технологии, рассмотреть возможность увеличения их педагогической нагрузки за счет кружковой и иной работы, стимулировать профессиональный рост педагогов;
4) организовать работу на пришкольных учебно-опытных участках (в том числе в теплицах (парниках) в рамках образовательного процесса и внеурочной деятельности;
5) рассмотреть вопрос о реализации в 9-х классах профориентационных образовательных программ технологической направленности;
6) создавать условия для организации деятельности учебно-производственных структурных подразделений в целях овладения обучающимися экономическими основами предпринимательской деятельности и бизнеса, а также использования продукции таких подразделений для нужд организации.
5. Рекомендовать руководителям общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, расположенных на территории Краснодарского края:
1) расширять спектр реализуемых дополнительных общеразвивающих программ технической и эколого-биологической направленности, в том числе в рамках федеральных государственных образовательных стандартов;
2) совершенствовать формы и методы организации исследовательской работы на учебно-опытных участках (в том числе в теплицах (парниках) в целях обучения детей современным технологиям сельскохозяйственного производства, овощеводства и садоводства, ухода за декоративными культурами;
3) привлекать ресурсы производственных предприятий и организаций в целях трудового обучения и воспитания детей, в том числе их обучения современным технологиям сельскохозяйственного производства.
6. Рекомендовать федеральным государственным бюджетным образовательным учреждениям высшего образования "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина" и "Кубанский государственный технологический университет" содействовать общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования в реализации соответствующих образовательных программ профильного и предпрофильного обучения, дополнительных общеразвивающих программ в целях профориентации школьников, а также в совершенствовании деятельности Малой академии наук учащихся Кубани.
7. Рекомендовать министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, департаменту промышленной политики Краснодарского края содействовать развитию сотрудничества производственных предприятий и организаций с общеобразовательными организациями и организациями дополнительного образования в организации трудового обучения, воспитания и профориентации обучающихся, в том числе в части обеспечения расходными материалами для проведения уроков технологии, осуществления проектной и исследовательской деятельности, проведения учебной практики, организации профильных смен для обучающихся и их временного трудоустройства.
8. Рекомендовать органам исполнительной власти Краснодарского края оказывать образовательным организациям организационно-методическое содействие в совершенствовании форм профориентации, организации профильной, предпрофильной подготовки обучающихся, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
21 декабря 2017 года
N 202-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 21 декабря 2017 г. N 202-П "Об организации трудового обучения и воспитания в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования естественно-научной направленности"
Настоящее постановление вступает в силу с 21 декабря 2017 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 22 декабря 2017 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 25 декабря 2017 г.