Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской
Думы Краснодара
от 20.02.2018 N 49 п. 6
Отчёт
о деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования город Краснодар за 2017 год
1. Общие положения
Во исполнение статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), статьи 19 Положения о Контрольно-счётной палате на рассмотрение городской Думы Краснодара представляется отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования город Краснодар за 2017 год (далее - отчёт, Контрольно-счётная палата, Палата, МО город Краснодар).
В представленном отчёте отражены основные направления деятельности Контрольно-счётной палаты в 2017 году, информация о количестве проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, их общих результатах, о принятых объектами проверок мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков. При классификации нарушений использован Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего муниципального финансового контроля в Краснодарском крае, утверждённый решением IV Конференции Совета муниципальных контрольно-счётных органов Краснодарского края от 25.03.2016. В отчёте отражены результаты отдельных мероприятий и вытекающие из них рекомендации и предложения.
В отчёте отражены итоги иной деятельности Контрольно-счётной палаты: организационной, информационной, по межмуниципальному сотрудничеству, а также приоритетные направления деятельности Палаты в 2018 году.
2. Основные направления деятельности в отчётном году
В отчётном году планирование и осуществление деятельности Контрольно-счётной палаты строилось с охватом всех полномочий, предусмотренных для органа внешнего муниципального финансового контроля бюджетным законодательством, Федеральным законом N 6-ФЗ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу значительного объёма муниципального долга и кредиторской задолженности, сложившейся по МО город Краснодар на начало 2017 года, Контрольно-счётной палатой особое внимание уделялось реалистичности планирования и исполнения доходов и источников финансирования дефицита бюджета, сбалансированности местного бюджета, обоснованности и эффективности бюджетных расходов.
Приоритетным направлением деятельности являлся предварительный и текущий контроль за исполнением местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), целью и задачами которого являлись разработка рекомендаций по повышению качества бюджетного процесса, по установлению резервов пополнения бюджета, а также по предотвращению неэффективных и безрезультативных расходов.
Палатой принимались меры, направленные на предупреждение и недопущение впредь нарушений бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе, а также причин, приводящих к административным правонарушениям, путём проведения расширенных семинаров-совещаний с участием руководителей и работников финансовых служб, специалистов структурных подразделений администрации города, казённых учреждений, централизованных бухгалтерий, представителей служб внутреннего финансового контроля, Общественной палаты города Краснодара по рассмотрению обобщённых результатов мероприятий муниципального финансового контроля.
Неотъемлемой частью деятельности Палаты являлось предоставление главе муниципального образования город Краснодар, городской Думе Краснодара, населению МО город Краснодар, иным пользователям объективной и независимой информации о качестве и результативности управленческих решений исполнительных органов по решению вопросов местного значения, в том числе по правомерному и эффективному использованию муниципальных ресурсов.
Результатом непрерывного контроля за устранением выявленных Палатой нарушений и недостатков, как в отчётном году, так и в предшествующих периодах, явился высокий уровень таких устранений - 72%. Кроме того, значителен объём (534,1 млн. рублей) устранённых нарушений по ранее проведённым мероприятиям.
Положительной оценки заслуживает деятельность исполнительного и представительного органов МО город Краснодар в решении вопросов по погашению просроченной кредиторской задолженности, допущенной как участниками бюджетного процесса, так и получателями субсидий из местного бюджета на выполнение муниципального задания и на иные цели, по принятию мер по сбалансированности местного бюджета.
В связи с дополнением Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) ответственностью за невыполнение в установленный срок представления органа муниципального финансового контроля значительно возросла заинтересованность объектов контроля по оперативному устранению нарушений и недостатков еще в ходе проведения мероприятий. Однако необходимо отметить, что ряд требований по устранению нарушений, в том числе федерального законодательства и рекомендаций Палаты, остаются неисполненными, что создаёт предпосылки для недостаточного уровня качества муниципального управления, прозрачности и эффективности использования средств и муниципального имущества.
Контрольно-счётная палата продолжает развитие межмуниципального сотрудничества посредством членства в Союзе муниципальных контрольно-счётных органов РФ (далее - Союз МКСО РФ) и его Представительстве в ЮФО, в Совете муниципальных контрольно-счётных органов Краснодарского края (далее - Совет МКСО Краснодарского края), в Комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, Совета контрольно-счётных органов при Счётной палате Российской Федерации.
3. Основные итоги работы в отчётном году
В отчётном периоде практически все плановые мероприятия исполнены. В настоящее время находятся в стадии завершения три мероприятия, начатые в отчётном году. Контрольно-счётной палатой проведено 99 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия в 57 объектах контроля.
Сводная информация о результатах мероприятий и их реализации приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
N |
Выявленные нарушения и недостатки |
Выявлено |
Удельный вес в объёме выявленных, % |
Устранено |
Удельный вес в объёме устранённых, % |
Удельный вес устранённых в объёме выявленных, % |
тыс. рублей |
тыс. рублей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Нарушения в бухгалтерском учёте и отчётности |
12 322 179,3 |
48,9 |
11 942 152,8 |
65,0 |
96,9 |
2 |
Неэффективное использование |
1 510 983,5 |
6,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3 |
Нецелевое использование |
452,3 |
0,002 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4 |
Недополученные доходы |
621 526,2 |
2,4 |
16 790,9 |
0,1 |
2,7 |
5 |
Расходование средств с нарушением БК РФ, ГК РФ, ГрК РФ, законодательства о закупках и др. |
3 472 285,4 |
13,8 |
2 800 941,8 |
15,2 |
80,7 |
6 |
Нарушения порядка управления имуществом |
4 662 716,2 |
18,5 |
1 516 489,4 |
8,3 |
32,5 |
7 |
Нарушения в сфере закупок |
2 595 278,0 |
10,3 |
2 062 659,8 |
11,2 |
79,5 |
8 |
Прочие нарушения |
33 735,2 |
0,1 |
30 478,4 |
0,2 |
|
|
Итого |
25 219 156,1 |
100,0 |
18 369 513,1 |
100,0 |
72,8 |
Как следует из таблицы, наибольший удельный вес в общем объёме (48,9%) занимают нарушения в учёте и отчётности, вместе с тем устранение их также достаточно высокое (96,9%). Основной объём нарушений выявлен при проверке годовой отчётности главных администраторов бюджетных средств (далее - ГАБС) за 2016 год.
Значительную долю имеют нарушения порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом (18,5% в общем объёме нарушений), нарушения бюджетного, гражданского, градостроительного законодательства и прочих нормативно-правовых актов (13,8%), нарушения в сфере закупок (10,3%).
По результатам проведённых мероприятий направлено 26 представлений, из которых исполнено 19, 6 представлений выполнены не в полном объёме и находятся на контроле, срок исполнения одного не наступил.
В отчётном году возбуждено 38 дел об административных правонарушениях, по 32 - судебными органами вынесены постановления с назначением административного наказания 24 должностным и 8 юридическим лицам, в том числе штрафов на общую сумму 337,6 тыс. рублей (оплачено на сумму 105,0 тыс. рублей). Контроль за полной оплатой назначенных штрафов продолжается.
В городскую Думу Краснодара направлены отчёты и заключения по 41 мероприятию, отдельные из них рассматривались на заседаниях профильных комитетов и на планёрных совещаниях.
Глава муниципального образования город Краснодар проинформирован о результатах наиболее значимых мероприятий, часть из них рассмотрены на совещаниях с участием курирующих заместителей, представителей Контрольно-счётной палаты, заинтересованных руководителей структурных подразделений администрации и объектов контроля. Планы мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета за 2016 год и экспертизе проекта решения городской Думы Краснодара о местном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов, утверждены главой муниципального образования город Краснодар.
По результатам контрольных мероприятий направлено 21 информационное письмо объектам контроля, а также по их подведомственности главным распорядителям бюджетных средств. 34 заключения по экспертно-аналитическим мероприятиям направлены курирующим заместителям главы муниципального образования город Краснодар и руководителям структурных подразделений администрации МО город Краснодар.
Во исполнение Соглашения с прокуратурой города и по дополнительным запросам в правоохранительные органы направлено 54 материала проверки с информацией о мерах реагирования объектами контроля на результаты мероприятий.
По 5 материалам прокуратурой представлена информация о непринятии мер прокурорского реагирования в связи с тем, что Контрольно-счётной палатой к виновным лицам приняты меры административного воздействия (МКУ "Информационный центр по обеспечению градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар", МКУ "Горжилхоз", МКУ "Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления города Краснодара", МКУ "Единая служба заказчика" по вопросам достоверности отчётности; департамент транспорта и организации дорожного движения администрации МО город Краснодар по вопросу принятия бюджетных обязательств сверх доведённых лимитов).
По 7 материалам информация о результатах рассмотрения не поступила, по 34 (внешняя проверка отчетности за 2016 год) - меры прокурорского реагирования не принимались.
По рекомендациям Контрольно-счётной палаты утверждены и внесены изменения в 34 муниципальных правовых акта, регулирующих порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, учёт принятых бюджетных и денежных обязательств, отдельные вопросы осуществления полномочий в сфере дошкольного образования, порядок предоставления субсидий, а также в Положение о бюджетном процессе в МО город Краснодар и др.
Контрольно-счётной палатой внесено 6 проектов решений городской Думы Краснодара: о внесении изменений в Положение о бюджетном процессе в МО город Краснодар, в Положение о Контрольно-счётной палате, о назначении на муниципальные должности аудиторов и заместителя председателя палаты.
Руководителями объектов контроля за допущенные нарушения привлечены к дисциплинарной ответственности 16 должностных лиц.
Результаты проведённых мероприятий рассматривались на Коллегии Контрольно-счётной палаты (далее - Коллегия). Проведено 51 заседание Коллегии, в ходе которых рассмотрено 126 вопросов различной тематики. Также результаты значимых мероприятий рассматривались на совещаниях с участием главы муниципального образования город Краснодар и руководителей структурных подразделений, на планёрных совещаниях городской Думы Краснодара.
Всего в 2017 году объектами контроля устранено нарушений и недостатков на сумму 18 903,6 млн. рублей (75% от суммы выявленных нарушений и недостатков). В местный бюджет и на счета бюджетных и автономных учреждений возвращено 52,6 млн. рублей.
Устранение нарушений и недостатков находится на постоянном контроле Палаты, ежеквартально запрашивается информация о дополнительно принятых мерах объектами контроля до полного устранения нарушений.
На контроле находится устранение нарушений, выявленных в отчётном году на сумму 3 251, 2 млн. рублей (нарушения учёта и отчётности - 63, 0 млн. рублей, недополученные доходы - 10,9 млн. рублей, финансовые нарушения - 3, 7 млн. рублей, нарушения порядка пользования и владения имуществом - 3 146, 2 млн. рублей, нарушение прочих НПА - 27, 4 млн. рублей).
Кроме того, на контроле находится реализация мероприятий по устранению нарушений, установленных в предшествующих периодах на сумму 420,0 млн. рублей (по объектам проверок: МКУ "Единая служба заказчика" (2011 - 2016 годы), МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" (2013 год), МУП "Парки инвестиции и туризм" (2014 год), МКУ "Градинформ" (2016 год), департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар (2016 год)).
4. Контрольная деятельность
В отчётном году Палатой проведено 54 контрольных мероприятия, из них 28 - в структурных подразделениях администрации МО город Краснодар (ГРБС), 14 - в муниципальных учреждениях, 1 - в муниципальном унитарном предприятии. Встречные проверки проведены в 11 организациях различной организационно-правовой формы в рамках проверок получателей бюджетных средств. По всем мероприятиям подготовлены соответствующие акты, которые доведены до сведения должностных лиц объектов контроля.
Контрольными мероприятиями охвачены средства местного бюджета в объёме 25 359,9 млн. рублей, в том числе при внешней проверке отчёта об исполнении местного бюджета - 23 878,7 млн. рублей, прочими контрольными мероприятиями - 1 481,2 млн. рублей. Проверено муниципальное имущество общей стоимостью 49 880,4 млн. рублей.
Далее приведена краткая информация о результатах наиболее значимых контрольных мероприятий.
4.1. Внешняя проверка бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств за 2016 год
В рамках внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета за 2016 год проведена внешняя проверка бюджетной отчётности 34 главных администраторов бюджетных средств (далее - ГАБС), в том числе по 24 - органов местной власти, и по 10 - органов власти Краснодарского края. Не представили бюджетную отчётность за 2016 год 5 федеральных администраторов доходов, которыми администрируются доходы местного бюджета на сумму 144, 4 млн. рублей.
В ходе проверок установлено, что данные, представленные в формах отчётности об исполнении консолидированного бюджета, согласуются с данными, отражёнными в годовой отчётности ГАБС, контрольные соотношения между основными показателями форм годовой бюджетной (бухгалтерской) отчётности и требования, установленные действующим законодательством, в основном, соблюдены.
Вместе с тем выявлены нарушения учёта и отчётности на сумму 12 005, 2 млн. рублей, из них повлиявшие на достоверность годовой отчётности - на сумму 227, 6 млн. рублей, не повлиявшие - на сумму 11 777, 6 млн. рублей (5 ГАБС и казённым учреждением не соблюдены требования по проведению перед составлением годовой отчётности инвентаризации имущества и финансовых обязательств на сумму 11 403, 5 млн. рублей).
Также установлено 10 видов нарушений, не имеющих стоимостного измерения, при этом негативно повлиявших на качество составления отчётности: отсутствие порядка сдачи отчётности краевых и федеральных администраторов доходов местного бюджета, нарушения в заполнении отдельных форм отчётности, недостатки в формировании учётной политики и т.д.
Выявлены нарушения Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности на сумму 4 631,3 млн. рублей, в связи с не включением имущества в Реестр муниципального имущества на сумму 198,0 млн. рублей, расхождением по сведениям в Реестре с данными правообладателей по объектам недвижимого имущества на сумму 3 736,1 млн. рублей, не отражением сведений о передаче в безвозмездное пользование 3 земельных участков в составе Казны (площадью 36 297 кв. м.) стоимостью 693,7 млн. рублей, необоснованным списанием имущества стоимостью 0,9 млн. рублей, отсутствием регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество стоимостью 10,5 млн. рублей. Установлено неэффективное использование имущества стоимостью 2, 4 млн. рублей.
Объём дебиторской задолженности по сравнению с предыдущим отчётным периодом снизился на 10% и составил 309,6 млн. рублей.
Объём кредиторской задолженности по принятым обязательствам снизился на 21% и составил 3865,8 млн. рублей, из них просроченной - 2 329, 2 млн. рублей, не обеспеченной лимитами бюджетных обязательств - 1 497,9 млн. рублей. Сформирована задолженность учредителей перед бюджетными и автономными учреждениями по предоставлению субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания и на иные цели на сумму 874,4 млн. рублей из местного бюджета в связи с неисполнением заявок на финансирование.
Допущены неэффективные расходы местного бюджета на сумму 41,9 млн. рублей на оплату штрафов, пеней по решению суда за невыполнение условий муниципальных контрактов. Не использованы длительное время и (или) запланированы к списанию ПИР и ПСД, оплаченные за счёт средств местного бюджета на сумму 1 424,7 млн. рублей из-за дальнейшей необеспеченности бюджетными ассигнованиями строительства объектов, отсутствия необходимости в них, устаревания либо необходимости актуализации и доработки.
Указанные нарушения стали возможными, в том числе, и по причине неисполнения, либо недостаточного исполнения отдельными ГАБС бюджетных полномочий, предусмотренных ст. 160-2.1 БК РФ по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, направленного на совершенствование качества учёта и отчётности как ГАБС, так и подведомственных ему учреждений.
По результатам проведённых контрольных мероприятий оформлены и доведены до сведения руководителей ГАБС 34 акта проверок, направлены 18 представлений и 5 информационных писем.
В ходе проверок составлено 6 протоколов об административных правонарушениях. Кроме того, проведены внеплановые проверки 11 подведомственных учреждений, по которым установлены факты отражения недостоверных показателей в учёте и отчётности за 2016 год, также повлекшие составление протоколов об административных правонарушениях. Основными нарушениями являлись: не отражение в учёте и отчётности на забалансовом счёте стоимости недвижимого имущества, переданного в безвозмездное и возмездное пользование, аренду, полученных в пользование программных продуктов (неисключительных прав), необоснованное отражение в учёте и отчётности стоимости земельных участков, не принадлежащих на праве постоянного бессрочного пользования, не отражение в учёте и отчётности на забалансовом счёте списанного и не утилизированного полностью самортизированного имущества.
По результатам рассмотрения указанных протоколов судами привлечено к административной ответственности:
по 10 протоколам по статье 15.15.6 КоАП РФ "Нарушение порядка представления бюджетной отчётности" 9 должностных лиц с общей суммой штрафов 70,0 тыс. рублей, одному должностному лицу объявлено предупреждение;
по 7 протоколам по статье 15.11 КоАП РФ "Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учёту, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчётности" 5 должностных лиц с общей суммой штрафов 25,0 тыс. рублей, 2 должностным лицам вынесено замечание.
Объектами контроля приняты меры по устранению нарушений и недостатков на общую сумму 15 878,2 млн. рублей, в том числе на 99,5% устранены нарушения в учёте и отчётности, в учёте муниципального имущества и ведении Реестра муниципального имущества - на сумму 1 516,5 млн. рублей, прочих нарушений - на сумму 2 419,5 млн. рублей.
4.2. Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств по заключённым в 2014 - 2016 годах муниципальным контрактам на выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети города Краснодара проведена по поручению прокуратуры города Краснодара (по обращению депутата Государственной Думы РФ в связи с жалобой жителя города Краснодара)
Проверкой подтвердились факты, изложенные в жалобе о ненадлежащем исполнении администрацией МО город Краснодар полномочий по организации дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения.
При размещении муниципального заказа и исполнении муниципальных контрактов на содержание и ремонт городской улично-дорожной сети выявлен ряд нарушений законодательства о контрактной системе, бюджетного законодательства, федерального законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, отдельных муниципальных правовых актов, отраслевых нормативов и технических регламентов, в том числе отмечавшихся Контрольно-счётной палатой в предыдущих проверках.
МКУ "Единая служба заказчика" продолжается планирование работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в отсутствие результатов диагностики и оценки их технического состояния, разработанных проектов и утверждённых планов дорожных работ (перечней объектов), в связи с чем, в нарушение законодательства о контрактной системе аукционная документация, муниципальные контракты не содержат информацию о месте выполнения работ.
Проверкой установлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 452,32 тыс. рублей в результате оплаты работ по ремонту водопроводных и канализационных колодцев по ул. Уральской, ул. Онежской, не находящихся в оперативном управлении МКУ "Единая служба заказчика". По данным фактам составлено 14 протоколов об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых судами привлечены к административной ответственности должностные лица и учреждение как юридическое лицо по статье 15.14 КоАП РФ с общей суммой штрафов 142,6 тыс. рублей.
По результатам встречной проверки установлено завышение подрядчиком объёмов работ на сумму 2,0 млн. рублей.
С 2012 года МКУ "Единая служба заказчика" не учитываются рекомендации Палаты по необходимости принятия мер по отражению в условиях муниципальных контрактов возвратных сумм от фрезерованного асфальтобетона, получаемых в результате демонтажа дорожного покрытия. Упущенная выгода муниципального образования по проверенным контрактам, заключённым в 2014 - 2016 годах, составила 8,3 млн. рублей.
В адрес руководителя МКУ "Единая служба заказчика" направлено представление о необходимости устранения выявленных нарушений и недостатков.
Департаментом строительства администрации МО город Краснодар разработан план мероприятий по устранению нарушений и замечаний, отражённых в акте проверки со сроками исполнения в 2017 - 2020 годах.
Согласно информации Департамента строительства в связи с отсутствием финансирования подведомственное учреждение не имеет возможности проводить оценку технического состояния автомобильных дорог без проведения их паспортизации. Вместе с тем, в подпрограмму "Формирование нормативно-технической документации в отношении автомобильных дорог местного значения и подготовка документации для включения автомобильных дорог местного значения в Реестр муниципального имущества муниципального образования город Краснодар" включены соответствующие мероприятия на 2018 - 2020 годы с общим объёмом финансирования 114,0 млн. рублей.
По рекомендации Палаты МКУ "Единая служба заказчика" направлена претензия в адрес подрядной организации о взыскании 2,0 млн. рублей, которая была им отклонена. При этом иск в судебные инстанции не направлен.
4.3. Проверка соблюдения администрацией МО город Краснодар установленного порядка распоряжения земельными участками, расположенными по ул. им. Братьев Игнатовых 1/1, ул. им. Братьев Игнатовых 10/А, проведена в связи с жалобой граждан, поступившей в Счётную палату Российской Федерации
В ходе проверки факты, изложенные в жалобе граждан, нашли подтверждение. Администрацией МО город Краснодар были предоставлены в собственность двум юридическим лицам земельные участки, расположенные по ул. им. Братьев Игнатовых, 1/1, ул. им. Братьев Игнатовых, 10/А, в порядке исключительного права без проведения торгов. В то же время результаты осмотра данных земельных участков, проведённого управлением муниципального контроля администрации МО город Краснодар, свидетельствовали об отсутствии у заявителей прав на их выкуп по основаниям, установленным п. 1 ст. 39.20, п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, т.е. без проведения торгов, предусматривающих льготный порядок определения выкупной стоимости этих земельных участков. Недополученные доходы местного бюджета по провизорной оценке составили более 17,0 млн. рублей.
Судебным решением договор купли-продажи земельного участка по ул. им. Братьев Игнатовых, 10/А признан недействительным (ничтожным). В адрес директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар внесено представление.
4.4. Проверка расходования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета НУО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (Региональный оператор) на реализацию краткосрочного плана 2014 года Региональной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов проведена по поручению Управления МВД России по городу Краснодару и прокуратуры города Краснодара
В целях реализации краткосрочного плана по капитальному ремонту многоквартирных домов (129 домов) Региональному оператору в 2014 году выделено за счёт средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ и бюджетов 492,1 млн. рублей, из них средства местного бюджета - 130,4 млн. рублей. Также собственники помещений в многоквартирных домах должны были обеспечить софинансирование в сумме 86, 8 млн. рублей (15%).
Работы по капитальному ремонту домов в 2014 - 2015 годах выполнены на сумму 508,8 млн. рублей, неиспользованные субсидии возвращены в соответствующие бюджеты. По средствам населения перед подрядными организациями образовалась задолженность в сумме 6,8 млн. рублей.
Проверкой установлено, что в нарушение жилищного законодательства, краевого Порядка формирования и утверждения краткосрочных планов протоколы общего собрания собственников помещений имели одинаковые даты и номера, не содержали информацию о сумме утверждённых смет расходов, источниках и объёмах финансирования капитального ремонта, сроках проведения капитального ремонта.
В результате низкого качества сметной документации значительная часть фактически оплаченных объёмов работ была завышена, необходимость в выполнении отдельных видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов отсутствовала.
Региональным оператором допущены нарушения действующего законодательства при привлечении подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту, порядка приёмки работ по капитальному ремонту. В нарушение жилищного законодательства и условий договоров ненадлежащим образом исполнялись обязанности по контролю за качеством и соответствием объёмов выполняемых подрядных (проектных) работ сметной и технической (проектной) документации.
По многоквартирным домам, расположенным по ул. Индустриальная, 82, ул. Уральская, 174, ул. Тургенева, 221, Региональным оператором приняты фактически невыполненные объёмы работ на сумму 103,0 тыс. рублей. При установке прибора учёта тепловой энергии в многоквартирном доме по ул. Тургенева, 221 произведена установка насосов, марка которых не соответствует требованиям проектной документации.
В адрес руководителя НУО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" направлено представление о необходимости возврата в бюджеты 103,0 тыс. рублей в связи с оплатой невыполненных работ.
Во исполнение представления Палаты НУО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в адрес подрядчика направлено требование о возврате 103,0 тыс. рублей, с последующим обращением в суд о взыскании в случае невыполнения требования.
Подрядчиком в добровольном порядке устранены нарушения на сумму 50,1 тыс. рублей и произведена замена вышедшего из строя оборудования.
4.5. Проверка по вопросу использования средств, выделенных в рамках краевой целевой программы "Пастбища для выпаса коров, содержащихся в личных подсобных хозяйствах на территории Краснодарского края" на 2008 - 2010 годы" проведена по поручению городской Думы Краснодара
Проверкой установлено выполнение программных показателей для МО город Краснодар по созданию культурных пастбищ на 92%, в период 2008 - 2010 годов создано три пастбища площадью 55,2 га при плане 60 га. Средства, выделенные на закладку пастбищ, использованы по целевому назначению, при этом допущено не освоение бюджетных средств в сумме 157,8 тыс. рублей, которые были возвращены в краевой бюджет.
Проверкой установлены невыполнение работ по формированию земельных участков и оформлению необходимой земельно-правовой документации в отношении пастбищ на территории Старокорсунского и Берёзовского сельских округов, отсутствие договоров аренды земельного участка, занятого культурным пастбищем, с гражданами, содержащими в личных подсобных хозяйствах домашних животных.
Также установлено, что в настоящее время на территории муниципального образования город Краснодар культурные пастбища отсутствуют.
4.6. Проверка муниципального бюджетного учреждения здравоохранения детская городская поликлиника N 9 по вопросу целевого и эффективного расходования бюджетных средств проведена по обращению департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по рассмотрению жалобы
Проверкой по вопросам в пределах полномочий Палаты установлено, что факты, изложенные в жалобе, не подтвердились. Средства субсидий, выделенные учреждению из краевого и местного бюджетов на выполнение муниципального задания в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и на иные цели, израсходованы согласно плану финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год. Закупки товаров (услуг) произведены в соответствии с информацией, включённой в план-график на 2017 год, который размещён на сайте zakupki.gov.ru.
Все финансово - хозяйственные операции по исполненным контрактам отражены в бухгалтерском учёте МБУЗ ДГП N 9 на основании первичных документов, соответствующих требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте". Приобретённые материальные ценности учтены, их наличие подтверждено проведённой инвентаризацией.
4.7. Проверка соблюдения МКУ "Горжилхоз" бюджетного законодательства при принятии в 2017 году бюджетных обязательств по мероприятию "Ежемесячные взносы на капитальный ремонт помещений, находящихся в муниципальной собственности" муниципальной программы "Комплексное развитие муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения"
В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ в течении 2017 года по расходному обязательству "Ежемесячные взносы на капитальный ремонт помещений, находящихся в муниципальной собственности" допущено принятие бюджетных (денежных) обязательств, не обеспеченных лимитами.
Контрольно-счётной палатой в отношении руководителя предприятия составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.15.10 КоАП РФ, который находится на рассмотрении в судебных органах.
Руководителю МКУ "Горжилхоз" направлено представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, которое исполнено в полном объёме.
4.8. Проверка соблюдения бюджетного законодательства при принятии в 2016 году бюджетных обязательств по отдельным мероприятиям муниципальных программ муниципального образования город Краснодар "Социальная поддержка граждан муниципального образования город Краснодар" и "Развитие транспортной системы муниципального образования город Краснодар и повышение экологической безопасности" проведена по результатам контроля за исполнением местного бюджета
Внеплановой проверкой Департамента транспорта администрации МО город Краснодар установлены факты принятия бюджетных обязательств сверх доведённых лимитов бюджетных обязательств при предоставлении субсидий лицам, осуществляющим пассажирские перевозки граждан на сумму 78,1 млн. рублей, что является нарушением п. 3 ст. 219, ст. 162 Бюджетного кодекса РФ. В отношении должностного лица составлено 4 протокола об административных правонарушениях по ст. 15.15.10 КоАП РФ, по рассмотрению которых мировым судьёй назначены административные штрафы на общую сумму 80,0 тыс. рублей.
В адрес руководителя департамента транспорта направлено представление с требованием устранения выявленных нарушений и замечаний, которое исполнено в полном объёме.
4.9. Проверка МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" муниципального образования город Краснодар по вопросу достоверности отдельных сведений в годовой бухгалтерской отчётности за 2016 год
Контрольно-счётной палатой внеплановой проверкой МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" по вопросу достоверности отдельных сведений в годовой бухгалтерской отчётности за 2016 год выявлены факты не отражения в отчётности просроченной дебиторской и кредиторской задолженности на общую сумму 316, 9 млн. рублей, что привело к искажению отчётности.
По результатам проверки в отношении должностного лица составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.11 КоАП РФ, который находится на рассмотрении у мирового судьи.
5. Экспертно-аналитическая деятельность
В 2017 году проведено 43 экспертно-аналитических мероприятия, из них:
3 - по исполнению местного бюджета за 1 квартал 2017 года, 1 полугодие 2017 года и 9 месяцев 2017 года;
16 экспертиз проектов решений городской Думы Краснодара "О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 22.12.2016 N 30 п. 4 "О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов";
внешняя проверка годового отчёта об исполнении местного бюджета за 2016 год;
экспертиза проекта решения городской Думы Краснодара "О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов";
9 экспертиз проектов постановлений администрации МО город Краснодар в части расходных обязательств;
экспертиза 3 муниципальных программ: "Социальная поддержка граждан муниципального образования город Краснодар", "Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании город Краснодар", "Развитие туризма в муниципальном образовании город Краснодар";
экспертиза 8 проектов решений городской Думы Краснодара:
"О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 22.11.2007 N 32 п. 2 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар";
"О внесении изменений в отдельные решения городской Думы Краснодара";
2 проекта "О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 02.09.2005 N 72 п. 6 "О едином налоге на вменённый доход для отдельных видов деятельности";
2 проекта "О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п. 2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар";
2 проекта "О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 20.11.2014 N 70 п. 3 "О налоге на имущество физических лиц".
Кроме того, проведены 2 тематических мероприятия:
обследование расходования бюджетных средств на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства местного бюджета (бюджета МО город Краснодар), судебных актов по предоставлению благоустроенного жилья и других (в рамках единого общероссийского мероприятия);
анализ финансового состояния муниципального унитарного предприятия "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" в рамках комплексной проверки предприятия по решению городской Думы Краснодара.
Более подробно представлены результаты аналитических мероприятий с учётом принятых мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.
5.1. Внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета за 2016 год (без результатов проверки отчётности ГАБС, которые отражены в разделе о контрольной деятельности)
Важнейший этап бюджетного процесса представляет внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета, проведение которой является одним из основных полномочий Контрольно-счётной палаты. В ходе внешней проверки отчёта об исполнении бюджета за 2016 год Палатой устанавливается полнота и достоверность представленной бюджетной отчётности, соответствие исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным решением представительного органа о местном бюджете, соблюдение ограничений, установленных БК РФ.
Заключение на годовой отчёт об исполнении местного бюджета за 2016 год (далее - Заключение на отчёт) представлено городской Думе Краснодара с одновременным направлением главе муниципального образования город Краснодар в установленные сроки.
В Заключении на отчёт отражены выводы и рекомендации по результатам проверки, отчёт об исполнении местного бюджета утверждён городской Думой Краснодара с поручением администрации МО город Краснодар разработать план мероприятий по выполнению рекомендаций, отражённых в Заключении на отчёт.
Палатой отмечены положительные факты при исполнении местного бюджета, такие как: реализация задач и приоритетов Основных направлений бюджетной и Основных направлений налоговой политики на отчётный год, соблюдение требований и ограничений, установленных бюджетным законодательством РФ, обеспечение увеличения поступлений доходов местного бюджета на 5,6% (+ 1 224, 4 млн. рублей), в том числе за счёт роста налоговых доходов на 6,9% (+ 699,8 млн. рублей), безвозмездных поступлений на 5,3% (+ 495,9 млн. рублей), неналоговых доходов на 1,2% (+ 28,7 млн. рублей), сохранение социальной направленности бюджетных расходов.
Вместе с тем, Палатой был выявлен ряд проблем и недостатков, имеющих системный характер и ранее отражённых в предыдущих заключениях с установлением повлекших их причин:
исполнение местного бюджета с дефицитом в объеме 1 222,0 млн. рублей, что составляет 36,0% от утверждённого значения, обусловлено низким уровнем исполнения расходов местного бюджета (89,8%) и отсутствием источников финансирования дефицита бюджета;
темп роста объёма муниципального долга за трёхлетний период на 17,5% (+ 1 335,0 млн. рублей) свидетельствует об отсутствии предпосылок для его снижения в среднесрочной перспективе;
исполнение местного бюджета, как и в предыдущие годы, характеризуется большим количеством внесённых изменений (12 раз), при этом значительная часть изменений внесена таблицами поправок и не прошла в соответствии с действующим законодательством экспертизу Контрольно-счётной палаты;
нереалистичность первоначальных планов по доходным источникам местного бюджета привела в ходе исполнения бюджета к уточнению объёма практически по всем видам доходов (по 20 из 23);
допущен рост недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет на 20,1% (+ 167,7 млн. рублей) до 998,4 млн. рублей, задолженности по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество - на 16,1% и 30,3%, соответственно и в целом до 682,5 млн. рублей;
в составе источников финансирования дефицита местного бюджета утверждены поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности бюджетов городских округов, в сумме 1 100,0 млн. рублей, приватизация которых не предусмотрена программой приватизации объектов муниципальной собственности на текущий год;
низкий уровень кассового исполнения (89,8%), в основном, связан с неисполнением Департаментом финансов поданных заявок ГРБС в связи с неисполнением доходной части бюджета, а также непринятием своевременных мер по перераспределению избыточно запланированных расходов, экономии, сложившейся в результате проведения конкурсных процедур, и т.п.;
отсутствие стратегических приоритетов в планировании закупок в условиях ограниченности финансовых ресурсов приводит к наращиванию объёмов незавершённого строительства и риску нерезультативных расходов на закупки, и другие.
Также Палатой обращено внимание на ряд недостатков формирования и исполнения муниципальных программ, корректировку плановых значений отдельных целевых показателей "под результат" без внесения соответствующих изменений в объём финансирования, свидетельствующих о формальном управлении программами. Целевые показатели в ряде случаев не взаимоувязаны с запланированными мероприятиями и не зависят от их реализации, не всегда достаточны для объективной оценки эффективности реализации программ, что не позволяет провести корректную оценку эффективности и результативности её реализации.
В числе представленных в Заключении на отчёт рекомендаций Палатой отражена необходимость:
снижения долговой нагрузки на местный бюджет и объёма муниципального долга;
повышения эффективности взаимодействия с налоговыми, правоохранительными органами, службой судебных приставов, направленного на полноту поступлений налоговых и неналоговых платежей в местный бюджет, сокращения недоимки по налоговым доходам и задолженности по арендным платежам;
соблюдения принципов достоверности и сбалансированности бюджета, планирование источников финансирования дефицита местного бюджета с учётом реалистичности их исполнения;
обеспечения погашения кредиторской задолженности и недопущения её роста.
Главой муниципального образования город Краснодар утверждён план мероприятий по выполнению рекомендаций Палаты, находящийся на контроле в течение отчётного года.
5.2. Результаты экспертиз проектов решений городской Думы Краснодара "О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 22.12.2016 N 30 п. 4 "О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Контрольно-счётной палатой подготовлено 16 заключений на представленные администрацией проекты решений городской Думы Краснодара об изменении показателей местного бюджета, из которых по одному проекту отсутствовали рекомендации Палаты. Значимыми рекомендациями на вносимые изменения являлись:
принятие незамедлительных мер к обеспечению сбалансированности местного бюджета на 2017 год, учитывая нереалистичность источника финансирования дефицита бюджета на сумму 1 100,0 млн. рублей (средства от продажи акций и иных форм участия в капитале хозяйствующих обществ);
проведение анализа действующих договоров аренды земельных участков, предоставленных для строительства, с целью исключения рисков вынесения судебных решений по их расторжению и взысканию судебных расходов (в том числе ущерба и упущенной выгоды), в случае невозможности ведения строительства на указанных земельных участках;
в целях недопущения неэффективных расходов, связанных с оплатой судебных издержек по заключённым и не расторгнутым в установленном порядке муниципальным контрактам, не обеспеченным лимитами бюджетных обязательств текущего года, принять меры к выполнению требований п. 6 ст. 161 БК РФ в части согласования отдельными муниципальными заказчиками новых условий муниципальных контрактов;
в связи с обременением местного бюджета дополнительными расходами на возмещение ущерба, причинённого транспортным средствам в результате ДТП на муниципальных дорогах, обеспечить принятие мер к выставлению регрессных требований к исполнителям муниципальных контрактов, в связи с невыполнением (выполнением с ненадлежащим качеством) ими работ в соответствии с условиями муниципальных контрактов;
о приведении отдельных расходов в соответствии с Порядком применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету (на общую сумму 85,0 млн. рублей);
о внесении необходимых уточнений в текстовую часть решения о бюджете и в соответствующие приложения к нему.
Практически все рекомендации учтены администрацией города либо незамедлительно, либо при внесении последующих изменений в местный бюджет. Часть рекомендаций, требующих дополнительных материальных и трудовых ресурсов находятся в процессе исполнения (например, по регрессным требованиям, по анализу договоров аренды).
По рекомендации Палаты отклонено предложение о выделении дополнительных ассигнований Управлению по физической культуре для оплаты судебных расходов, подлежащих взысканию с подведомственного МБУ "ДСО" (306,7 тыс. рублей) в результате нарушения им порядка заключения и исполнения контракта.
5.3. Результаты обследований исполнения местного бюджета
Результаты проведенных Палатой мониторингов исполнения местного бюджета за 1 квартал, 2 полугодие и за 9 месяцев отражены в соответствующих заключениях, направленных в городскую Думу Краснодара и главе администрации муниципального образования город Краснодар. Палатой разработано более 40 рекомендаций по улучшению качества исполнения бюджета, дополнительным источникам доходов, оптимизации расходов, исключению рисков неэффективного использования бюджетных средств, большая часть которых учтена администрацией города при принятии последующих управленческих решений.
Результаты таких мероприятий заслушивались на профильном комитете городской Думы Краснодара с участием руководителя финансового органа и председателя Палаты.
5.4. Результаты экспертизы проекта решения городской Думы Краснодара "О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
По результатам проведённой экспертизы отмечено соответствие в целом проекта решения о бюджете установленным требованиям БК РФ и Положения о бюджетном процессе в МО город Краснодар. Вместе с тем, установлен ряд повторяющихся нарушений и недостатков, ранее отражённых в материалах Палаты.
Так, при формировании доходной части отмечены следующие существенные недостатки:
не были утверждены перечни и коды главных администраторов доходов местного бюджета, администраторов доходов - федеральных органов государственной власти (государственных органов) и органов государственной власти Краснодарского края;
допущены отклонения ряда основных показателей социально-экономического развития МО город Краснодар от прогнозируемых значений, что свидетельствует о недостаточной степени реалистичности и надёжности разрабатываемых прогнозов, несущей риски недостоверного прогнозирования отдельных налоговых источников доходов местного бюджета, и, как следствие, недофинансирования запланированных расходов местного бюджета;
планируемые объёмы по ряду доходов бюджета завышены или занижены и не подтверждены информацией ГАБС, в том числе налоговых поступлений, администрируемых УФНС по Краснодарскому краю, чем нарушен принцип достоверности бюджета, основанного, в том числе, на реалистичности расчёта доходов и расходов бюджета;
на низком уровне вовлечены при планировании доходов местного бюджета недоимка и задолженность на начало финансового периода, которые (без учёта нереальной к взысканию задолженности предприятий-банкротов в сумме 393,4 млн. рублей) составляют 1 023,0 млн. рублей.
Палатой указано на риски потерь имущественных налогов в связи с наличием неучтённых объектов налогообложения (с 01.07.2016 по 1 квартал 2017 года налоговыми органами города Краснодара не обработано более 38 тысяч сведений, полученных от регистрирующих органов), использованием земель и имущества не по целевому назначению. Палатой выявлено наличие резервов доходов местного бюджета до 350,0 млн. рублей в случае реализации неиспользуемых земельных участков.
Обращено внимание на крайне негативные результаты взыскания задолженности по арендной плате за землю в принудительном порядке службой судебных приставов, а также падение эффективности их работы. На дату формирования бюджета указанными службами взыскано 4,8 млн. рублей, что составляет менее 2% от объёма задолженности по делам, находящимся в исполнительном производстве.
При формировании расходной части местного бюджета выявлены недостатки, в том числе наиболее существенные:
не в полной мере реализуется программно-целевой метод бюджетирования, призванный обеспечить увязку расходов местного бюджета с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями;
не достигнута интеграция бюджетного планирования и планирования закупок;
бюджет сформирован с недостаточной обеспеченностью расходной части, что приведёт к необходимости изыскания дополнительных бюджетных ассигнований для осуществления указанных расходов в ходе его исполнения:
не обеспечены бюджетными ассигнованиями действующие расходные обязательства на общую сумму 1 690,2 млн. рублей, в том числе:
санитарная уборка города на сумму 1 649,3 млн. рублей;
плата за содержание и текущий ремонт общего имущества нежилых помещений в многоквартирных домах в сумме 14,9 млн. рублей;
обеспечение деятельности Управления здравоохранения и подведомственного ему учреждения на общую сумму 22,5 млн. рублей;
актуализация и корректировка генерального плана МО город Краснодар в сумме 3,4 млн. рублей;
не в полном объёме обеспечены бюджетными ассигнованиями 2018 года расходы на общую сумму 1 169,9 млн. рублей, в том числе:
по заключённым муниципальным контрактам и находящимся в процедуре размещения на сумму 1 135,7 млн. рублей;
по обеспечению инженерными сетями земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, предоставленных гражданам на сумму 34,2 млн. рублей;
не обеспечена финансированием потребность муниципальных учреждений социальной сферы на 2018 год в сумме 1 622,7 млн. рублей (по отраслям: "Образование" - 890,2 млн. рублей, "Культура" - 196,4 млн. рублей, "Здравоохранение" (в части капитального ремонта) - 536,1 млн. рублей).
Недофинансирование указанных отраслей носит системный характер, может привести к риску роста социальной напряжённости, связанному с возможным ухудшением качества муниципальных услуг и росту финансовой нагрузки на их потребителей по расходам, не обеспеченным бюджетным финансированием.
Палатой также установлено низкое качество расчёта финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий учреждений, подведомственных Департаменту образования. В 2018 году вообще не предусмотрены расходы на приобретение основных средств и материальных запасов, потребность на сумму 18,9 млн. рублей исключена из расчётов. В части финансового обеспечения выполнения муниципального задания общеобразовательными учреждениями установлено, что в условиях роста контингента обучающихся с 98 962 человека в 2015 году до 121 340 человек в 2017 году (или в 1,2 раза) расходы школ на развитие материально-технической базы и на общехозяйственные расходы за тот же период уменьшились более чем в 4,5 раза - с 10,4 млн. рублей до 2,7 млн. рублей.
Аналогично не учтена потребность учреждений культуры на приобретение основных средств и материальных запасов на сумму 36,8 млн. рублей, тогда как в 2017 году расходы учреждений (школ искусств, домов культуры и библиотек) на приобретение основных средств по сравнению с 2015 годом уменьшились в 1,8 раза (- 10,0 млн. рублей), основная доля расходных материалов приобреталась за счёт привлекаемых добровольных пожертвований (4,0 млн. рублей добровольных пожертвований против 2,0 млн. рублей бюджетных средств).
Палатой повторно обращено внимание на не принятые в полном объёме меры по выполнению п. 6 ст. 161 БК РФ в части согласования новых условий контрактов (на сумму 1 770,5 млн. рублей), в том числе предусмотренных в них цены и (или) сроков исполнения и (или) количества, объёма работ, при уменьшении казённому учреждению ранее доведённых лимитов бюджетных обязательств.
При этом имеет место кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств на сумму 983,9 млн. рублей.
Особую озабоченность вызвал рост планируемых расходов на оплату судебных исков (1 871,8 млн. рублей). Кроме того, Палатой отмечены риски дополнительных расходов при возникновении судебных споров по земельным участкам, ранее переданным в аренду или проданным для многоэтажного жилищного строительства, назначение которых не соответствует территориальным зонам, в результате чего строительство многоэтажных жилых объектов становится невозможным, а также в связи с проводимой администрацией МО город Краснодар работой по расторжению договоров аренды земельных участков, вошедших в границы "зелёных зон".
Обращено внимание администрации МО город Краснодар на значительный объём незавершённого строительства (15 093,1 млн. рублей по 779 объектам, из которых 201 объект с объёмом затрат 8 397 923,4 тыс. рублей с высокой степенью готовности (90 - 100%). С 2010 года "без движения" находится 351 объект с затратами в объёме 1 231,4 млн. рублей, из которых в 2017 году планируется списание по 163 объектам на сумму 0,4 млн. рублей. В бюджете не предусмотрены ассигнования на завершение строительства спортивного комплекса с плавательным бассейном в городе Краснодаре по ул. имени 70-летия Октября, 28 (с объёмом вложений на сумму 125,2 млн. рублей), на выполнение строительно-монтажных работ по результатам закупленных ПИР и ПСД в 2015 - 2017 годах на сумму 281,2 млн. рублей, вследствие чего имеется риск их неактуальности.
Палатой отмечены недостатки в части планирования увеличения долговой нагрузки местного бюджета. В 2018 году и плановом периоде 2019 - 2020 годов муниципальный долг будет состоять на 100% из обязательств по коммерческим кредитам. Исполнение долговых обязательств в 2018 - 2020 годах планируется исключительно за счёт привлечения новых муниципальных заимствований, что не будет способствовать снижению объёма муниципального долга. Собственные источники погашения муниципального долга отсутствуют. Анализом формирования источников финансирования дефицита местного бюджета установлено преобладающее использование долговых инструментов в целях рефинансирования муниципального долга, а не развития экономики муниципального образования. Выявлено завышение плановых расходов на обслуживание муниципального долга на общую сумму 868,9 млн. рублей (при плане 1 300,0 млн. рублей).
Кроме того, Палатой выявлен ряд нарушений и недостатков, негативно влияющих на качество исполнения местного бюджета.
По результатам экспертизы Контрольно-счётной палатой разработано 50 рекомендаций по устранению выявленных недостатков и нарушений, во исполнение которых главой администрации муниципального образования город Краснодар утверждён план мероприятий, 7 рекомендаций исполнены до утверждения бюджета городской Думой Краснодара, в том числе увеличены доходы на сумму 187,8 млн. рублей, сокращены расходы на обслуживание муниципального долга на сумму 749,8 млн. рублей, дополнительно обеспечены ассигнованиями первоочередные расходы на сумму 22,0 млн. рублей.
Исполнение других рекомендаций находится на контроле Палаты.
5.5. Результаты экспертиз муниципальных правовых актов в части расходных обязательств муниципального образования, муниципальных программ
В ходе проведённых мероприятий Палатой отмечены нарушения и недостатки по формированию и утверждению муниципальных программ, внесены предложения о необходимости соответствующих изменений с целью возможности оценки исполнения программных мероприятий, достижения целей и задач Программ, о необходимости корректировки показателей с учётом достигнутого уровня прошлых лет, исключения отдельных мероприятий Программ с общим объёмом финансирования на сумму 1,4 млн. рублей. Частично рекомендации Палаты исполнены, остальные находятся на контроле.
При экспертизе муниципальных правовых актов в части расходных обязательств выдана 21 рекомендация, из которых треть администрацией исполнены и приняты в работу. Городской Думой Краснодара при принятии решения об изменении ставок налогов, поступающих в местный бюджет, учтены предложения Палаты по поэтапному увеличению нагрузки на бизнес и население, нецелесообразность изменения ставок по налогу на имущество физических лиц без дополнительного анализа.
5.6. Результаты обследования расходования бюджетных средств на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства местного бюджета, судебных актов по предоставлению благоустроенного жилья и других (в рамках единого общероссийского мероприятия)
По результатам проведённого мероприятия разработан ряд рекомендаций администрации МО город Краснодар по устранению выявленных недостатков и нарушений, из них наиболее существенные:
принять срочные меры по дополнительному правовому регулированию защиты интересов МО город Краснодар в суде по искам об обращении взыскания на средства местного бюджета с целью определения порядка предъявления регрессных требований на основании пункта 3.1 статьи 1081 ГК РФ с учётом опыта администрации Краснодарского края, а также по обязательному использованию права муниципальных заказчиков по предъявлению таких требований к исполнителям муниципальных контрактов, в случае, если невыполнение (некачественное, не в полном объёме) ими условий контрактов привели к ущербу, либо дополнительным расходам местного бюджета;
обеспечить выполнение требований распоряжения администрации МО город Краснодар от 04.04.2016 N 84-Р "О лицах, уполномоченных представлять интересы муниципального образования город Краснодар, главы муниципального образования город Краснодар, администрации муниципального образования город Краснодар в судах Российской Федерации и иных органах государственной власти" (далее - распоряжение от 04.04.2016 N 84-Р), в том числе в части обеспечения отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации МО город Краснодар учёта и контроля исполнительных производств, по которым МО город Краснодар, администрация МО город Краснодар является как взыскателем, так и должником;
обеспечить надлежащее межведомственное взаимодействие структурных подразделений администрации МО город Краснодар. В этих целях разработать и утвердить административный регламент предоставления администрацией МО город Краснодар муниципальной услуги "Предоставление в аренду земельных участков на территории муниципального образования город Краснодар на основании договора аренды" (по результатам торгов);
распоряжение от 04.04.2016 N 84-Р привести в соответствие с нормами, содержащимися в п. 3 ст. 158 БК РФ, а также в п. 4. ст. 242.2 БК РФ. Внести в указанное распоряжение изменения, в части отражения взаимодействия отраслевых, функциональных и территориальных органов администрации МО город Краснодар, департамента финансов и правового управления администрации МО город Краснодар при представлении интересов муниципального образования в судах;
провести служебную проверку по фактам взыскания с администрации МО город Краснодар средств за счёт муниципальной казны неэффективных расходов местного бюджета на оплату госпошлины, судебных издержек, процентов за пользование чужими денежными средствами, причинённого ущерба, упущенной выгоды;
определить круг должностных лиц, чьи действия (бездействие) привели к нанесению ущерба МО город Краснодар и привлечь к ответственности в установленном законом порядке;
с целью минимизации судебных расходов провести работу по урегулированию спорных вопросов с каждым арендатором земельных участков, предоставленных для строительства, назначение которых не соответствует территориальным зонам, в результате чего строительство многоэтажных жилых объектов становится невозможным;
при проведении работы, направленной на расторжение договоров аренды земельных участков, вошедших в границы "зелёных зон", учесть риски вынесения судебных решений по их расторжению и взысканию судебных расходов (в том числе ущерба и упущенной выгоды). При проведении торгов по предоставлению в аренду земельных участков для строительства исключить дальнейшие риски невозможности ведения строительства по причине их несоответствия территориальным зонам, на которых они расположены;
обеспечить меры к выставлению регрессных требований к исполнителям муниципальных контрактов в связи с обременением местного бюджета дополнительными расходами на возмещение ущерба, причинённого транспортным средствам в результате ДТП, на сумму не менее 40,7 млн. рублей.
5.7. Результаты анализа финансового состояния муниципального унитарного предприятия "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление"
По распоряжению администрации МО город Краснодар от 02.08.2017 N 266-р комиссией под руководством заместителя главы муниципального образования город Краснодар Е.В. Зименко в составе представителей городской Думы Краснодара, Контрольно-счётной палаты, структурных подразделений администрации (департамента транспорта и организации дорожного движения, департамента муниципальной собственности и городских земель, департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей, департамента финансов и департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса) проведён анализ финансового состояния муниципального унитарного предприятия "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МУП "КТТУ") за период: 2014 год - истёкший период 2017 года.
При анализе вопросов, закреплённых за работниками Палаты, участвующими в мероприятии, установлены факты ненадлежащего осуществления полномочий собственника имущества унитарного предприятия, в том числе влекущие убыточную деятельность, в связи с чем предприятием недополучено выручки на сумму 536,4 млн. рублей.
В ходе анализа установлено неэффективное использование средств предприятием на сумму 22,4 млн. рублей, грубые нарушения порядка составления отчётности, повлекшие за собой составление протокола на должностное лицо по административному правонарушению по статье 15.11 КоАП РФ. Также выявлены иные нарушения и недостатки, негативно влияющие на деятельность предприятия и увеличивающие отрицательный результат.
По поручению председателя комиссии Палатой подготовлено сводное заключение на основании промежуточных справок, представленных членами комиссии, а также проект отчёта для предоставления главе муниципального образования и в городскую Думу Краснодара.
В сводном заключении разработано 18 рекомендаций по устранению нарушений и недостатков, в том числе 4 - с целью улучшения качества управления муниципальными унитарными предприятиями МО город Краснодар, 10 - с целью устранения факторов, негативно влияющих на деятельность МУП "КТТУ".
Также выдано 19 рекомендаций непосредственно МУП "КТТУ", направленных на улучшение его деятельности, устранение выявленных нарушений и недостатков, а также недопущение их впредь.
Сводное заключение и проект отчёта по мероприятию направлены председателю комиссии для дальнейшей реализации материалов.
Всего по результатам экспертно-аналитических мероприятий Палатой подготовлено 172 предложения, из них 4 - по дополнительным доходам на 2 746,3 млн. рублей, 3 - по оптимизации расходов на сумму 1194,0 млн. рублей, 5 - по совершенствованию бюджетного процесса, 3 - по предотвращению незаконного и неэффективного расходования средств на сумму 47,5 млн. рублей, прочих - 157 на сумму 1 127,6 млн. рублей (в том числе по снижению объёма источников финансирования дефицита бюджета на сумму 1 100,0 млн. рублей).
Администрацией МО город Краснодар учтены и приняты к исполнению 103 предложения, в том числе:
увеличены доходы на сумму 654,7 млн. рублей;
проведена оптимизация расходов на сумму 911,4 млн. рублей;
предотвращено незаконное расходование средств на сумму 0,3 млн. рублей;
приняты иные предложения на сумму 1 124,5 млн. рублей, в том числе снижен объём источников финансирования дефицита бюджета на сумму 1 099,5 млн. рублей, что позволило сделать бюджет сбалансированным и предотвратить необеспеченную денежными средствами кредиторскую задолженность распорядителей и получателей бюджетных средств.
Устранено прочих нарушений и недостатков на сумму 118,5 млн. рублей.
6. Аудит в сфере закупок
В отчётном году проведено три самостоятельных мероприятия по аудиту в сфере закупок, в том числе одно контрольное, два экспертно-аналитических.
6.1. Обследование результатов закупок, достижения целей осуществления закупок в МО город Краснодар в 2016 году
Целью данного ежегодного мероприятия является установление причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок в МО город Краснодар, систематизация информации о реализации указанных предложений и размещение в единой информационной системе обобщённой информации о таких результатах.
В ходе мероприятия установлено, что плановый совокупный годовой объём закупок 392 заказчиков МО город Краснодар (участников и не участников бюджетного процесса) за счёт бюджетных и внебюджетных источников на основании Федеральных законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ на 2016 год составил 13 908,5 млн. рублей, что на 16 процентов меньше объёма предшествующего периода (в 2015 году - 16 559,9 млн. рублей).
Совокупный годовой объём закупок на средства бюджета составил 10 222,2 млн. рублей или 41,7% от всех расходов бюджета. В отчётном году сохранилась негативная тенденция снижения доли конкурентных способов закупки в совокупном годовом объёме закупок: общая сумма контрактов, заключённых по результатам конкурентных процедур составила 6 857,3 млн. рублей, или 67,2% от суммы всех заключённых контрактов (в 2015 году - 66,6%, в 2014 году - 77,9%). Соответственно, общая сумма контрактов на закупки, осуществлённые неконкурентными способами, составила в 2016 году 3 343,7 млн. рублей или 32,8% от суммы всех заключённых контрактов (в 2015 году - 33,4%, в 2014 году - 22,1% соответственно).
Палатой отмечено, что процессы бюджетного планирования и осуществления закупок в городе не всегда взаимосвязаны с программно-целевым планированием. Заданные цели осуществления закупок достигнуты в 2016 году не в полной мере.
Отмечена текучесть кадров среди работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок, получивших дополнительное образование в сфере закупок - из них на конец отчётного периода уволились либо перешли на другую работу 147 человек.
Выявлены нарушения на общую сумму 2 549,0 млн. рублей, в том числе:
при планировании закупок - 18 нарушений без стоимостного выражения: заключение контракта по результатам определения поставщика с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, отсутствие размещения плана-графика на сайте zakupki.gov.ru, размещение 12 планов-графиков на сайте zakupki.gov.ru позднее установленного срока; 3 нарушения обоснования НМЦК, включая её завышение на сумму 8,2 млн. рублей, в результате чего неэффективное использование средств на оплату завышенной стоимости работ составило 3, 9 млн. рублей;
при заключении контрактов нарушены сроки заключения в одном случае;
при исполнении контрактов - 29 нарушений на сумму 2 545,3 млн. рублей: отсутствие размещения информации об исполнении контрактов, нерезультативность расходов, нарушение сроков оплаты по контрактам.
Также как и в предшествующие периоды, заказчиками были допущены искусственное дробление закупок, нарушение требований к определению поставщика, осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства в размере менее 15%, изменения существенных условий контрактов и расторжения контрактов с нарушением законодательства о закупках.
Отмечено низкое качество планирования расходов на закупки за счёт отсутствия приоритетов в условиях ограниченности финансовых ресурсов местного бюджета. Продолжалась практика распыления средств бюджета на строительно-монтажные работы по нескольким объектам с недостаточным запланированным объёмом финансирования, что с большой вероятностью может привести к нерезультативным закупкам. При этом отдельными заказчиками осуществлялись закупки без соблюдения утвержденных статьей 6 Закона N 44-ФЗ принципов ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок.
Палатой проанализирована организационная структура закупок в МО город Краснодар, сложившееся взаимодействие органов, обладающими полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок, подготовлены рекомендации по улучшению результативности такого взаимодействия.
6.2. Результаты иных мероприятий по аудиту в сфере закупок
В ходе мероприятия обследованы расходы на закупки управления по физической культуре и 13 подведомственных ему учреждений, а также МКУ МО город Краснодар "Краснодарский центр по озеленению, цветоводству и ландшафтному дизайну", общий объём закупок которых составил 758,5 млн. рублей.
Проверками установлено 95 нарушений на общую сумму 46,0 млн. рублей, в том числе:
при планировании закупок - 40 нарушений на сумму 6,2 млн. рублей;
при заключении контрактов - 35 нарушений на сумму 37,9 млн. рублей;
при исполнении контрактов - 14 нарушений на сумму 1,9 млн. рублей.
При осуществлении закупок объектами контроля допущены характерные недостатки и нарушения, такие как искусственное дробление закупок, не соблюдение принципов, установленных законодательством о закупках, нарушения в определении НМЦК, в том числе её завышение и прочие.
Не в полном объёме устранены нарушения и недостатки в обеспечении результативности расходов на закупки управлением по физической культуре, выявленные ранее Палатой при проверке целевого и эффективного использования средств местного бюджета, направленных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт учреждений, подведомственных управления по физической культуре за 2011 - 2013 годы. Так, не обеспечены бюджетными ассигнованиями работы по завершению строительства Спортивного комплекса с плавательным бассейном и другие объекты на общую сумму провизорно 62,3 млн. рублей.
По результатам проверок направлены представления в адрес руководителей объектов контроля с требованием устранения допущенных нарушений и устранения недостатков, а также по привлечению к ответственности лиц, их допустивших.
В Контрольно-счётной палате в октябре 2017 года состоялся семинар-совещание, на котором рассмотрены результаты экспертно-аналитического мероприятия "Обследование результатов закупок, достижения целей осуществления закупок в муниципальном образовании город Краснодар в 2016 году".
В мероприятии приняли участие представители заказчиков, органов администрации МО город Краснодар, уполномоченных на контроль в сфере закупок и на определение поставщика, а также Общественной палаты Краснодара. Обсуждены наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о закупках, меры по повышению качества закупаемой продукции, наиболее сложные вопросы законодательства. Также был рассмотрен опыт регионов по повышению прозрачности закупок малого объёма и качества поставляемой продукции.
7. Информационная деятельность
Реализуя принцип гласности, Контрольно-счётная палата в отчётном году непрерывно проводила работу по информированию общественности о результатах своей деятельности через средства массовой информации и интернет ресурсы.
На сайте Палаты (kspkrasnodar.ru) размещено 143 информации о проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о событиях, конференциях, семинарах и рабочих встречах, в которых принимала участие председатель палаты, а также размещались новости, планы, отчёты, фото- и видеоматериалы и иные документы, касающиеся деятельности Палаты. В отчётном году на сайте Палаты зарегистрировано более 36000 посещений.
Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты за предшествующий год рассмотрен и принят городской Думой Краснодара (решение городской Думы Краснодара от 17.02.2017 N 32 п. 4), размещён в Вестнике органов местного самоуправления МО город Краснодар (N 3 (часть 1) от 17.02.2017) и на сайте Палаты.
8. Межмуниципальное сотрудничество
Как и в предыдущие годы Контрольно-счётная палата принимала участие в деятельности Союза МКСО РФ и Совета МКСО Краснодарского края. Председатель Контрольно-счётной палаты Л.И. Балашева является членом комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне Совета контрольно-счётных органов при Счётной палате Российской Федерации, председателем Комиссии Союза МКСО РФ по перспективному планированию деятельности и формированию муниципальных контрольно-счётных органов, членом Совета Представительства Союза МКСО РФ в ЮФО, членом Президиума Совета КСО Краснодарского края.
В 2017 году Контрольно-счётная палата участвовала в краевых конкурсах "Лучший муниципальный контрольно-счётный орган Краснодарского края" и "Лучший муниципальный финансовый контролёр Краснодарского края", по результатам первого признана победителем конкурса и награждена дипломом II степени, по результатам второго - аудитор Палаты награждена дипломом III степени.
9. Прочая деятельность
Фактическая численность работников Контрольно-счётной палаты составляла 31 человек, из них имеющих высшее образование - 30. За три года 20 работников прошли повышение квалификации, в том числе в отчётном году - 5.
Контрольно-счётная палата выполняла полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством. Фактические затраты на содержание Контрольно-счётного органа в отчётном периоде составили 33,8 млн. рублей. Основными статьями расходов (93%) являются расходы по оплате труда (с начислениями) и арендная плата. В отчётном году приняты меры по оптимизации расходов на собственное содержание на сумму 2,0 млн. рублей.
Исходя из достигнутых результатов, экономическая эффективность деятельности Контрольно-счётной палаты характеризуется следующими показателями:
на одного работника приходится устранённых нарушений и учтённых рекомендаций по увеличению доходов и оптимизации расходов местного бюджета на сумму 696 598,2 тыс. рублей;
на 1,0 тыс. рублей, затраченной на содержание Контрольно-счётной палаты приходится устранённых нарушений и учтённых рекомендаций по увеличению доходов и оптимизации расходов местного бюджета на сумму 638,7 тыс. рублей.
В отчётном году в Контрольно-счётной палате действовало 12 стандартов организации деятельности и стандартов внешнего муниципального финансового контроля. В целях повышения качества организации деятельности органа внешнего финансового контроля были актуализированы стандарты СФК 2 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" и СФК 3 "Проведение экспертно-аналитического мероприятия".
Регулярно осуществлялись мероприятия по противодействию коррупции. Информация о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также их супругов и несовершеннолетних детей в установленный срок подготовлена и размещена на сайте Палаты. Положение Контрольно-счётной палаты приведено в соответствие с изменениями федерального законодательства, в том числе в части противодействия коррупции.
12 октября 2017 года аудитор Контрольно-счётной палаты Краснодара Д.Ю. Новожилов и начальник отдела аудита закупок Ю.В. Томилко приняли участие в Антикоррупционном форуме Общероссийского народного фронта, который состоялся в Ростове-на-Дону, основной задачей которого было привлечение внимания к теме борьбы с коррупцией и гражданскому контролю в государственных и муниципальных закупках.
Рабочие места работников Контрольно-счётной палаты автоматизированы. В целях повышения производительности труда и совершенствования методов работы используются следующие информационные системы: УРМ АС "Бюджет", СПС "Консультант Плюс", ПК "Гранд Смета", ИПС "Норма", Интерфакс "Спарк".
Также осуществляется развитие, поддержка и ведение информационных систем Палаты:
системы электронного документооборота;
электронного хранилища данных о формировании и исполнении бюджета на текущий период;
электронной информационной базы (мониторинг) показателей бюджета: доходов, расходов по разделам, подразделам функциональной классификации, главным распорядителям бюджетных средств, целевым статьям; источникам финансирования дефицита бюджета; целевым программам.
10. Основные направления деятельности в 2018 году
План работы на 2018 год утверждён решением Коллегии и размещён на официальном сайте Контрольно-счётной палаты. Планирование и осуществление деятельности Палаты строится на необходимости охвата всех полномочий, определённых бюджетным законодательством и Федеральным законом N 6-ФЗ.
Всего запланировано 14 контрольных мероприятий, в том числе по поручению городской Думы Краснодара - 2, по поручению главы муниципального образования город Краснодар - 5, по поручению прокуратуры - 4.
В рамках экспертно-аналитической деятельности будет осуществлен предварительный, текущий и последующий контроль за составлением и исполнением местного бюджета, предусмотрено проведение экспертизы проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, муниципальных программ.
План содержит 4 мероприятия по проведению аудита в сфере закупок, в том числе ежегодное обследование результатов закупок, достижения целей осуществления закупок в МО город Краснодар.
Как и в предшествующие периоды, особое внимание будет уделяться повышению качества бюджетного процесса, повышению доходного потенциала местного бюджета, результативности (эффективности и экономности) и законности управления муниципальными ресурсами, проведению профилактических мер по предотвращению нецелевого расходования бюджетных средств и административных правонарушений в сфере бюджетного законодательства.
Важнейшим направлением деятельности остаётся совершенствование организации и осуществления внешнего финансового контроля путем разработки стратегии развития палаты на среднесрочную перспективу, повышения результативности контрольной и экспертно-аналитической деятельности, дальнейшее плодотворное взаимодействие с городской Думой Краснодара, главой муниципального образования город Краснодар и администрацией города по реализации рекомендаций Палаты, принятию мер по устранению и профилактике нарушений и недостатков.
Контрольно-счётная палата продолжит участвовать в деятельности Союза МКСО РФ, представительства Союза МКСО РФ в Южном федеральном округе, Совете МКСО Краснодарского края, а также взаимодействие с органами внутреннего контроля муниципального образования и Краснодарского края, прокуратурой города Краснодара в рамках заключённого соглашения.
В 2018 году осуществление деятельности будет основано на соблюдении принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. Ориентация на диалог с гражданским обществом, с общественными палатами города Краснодара и Краснодарского края по наиболее значимым вопросам для экономики города будет способствовать прозрачности распределения и использования муниципальных ресурсов, результатом которых должно быть повышение качества решений вопросов местного значения и жизни населения.
<< Назад |
||
Содержание Решение городской Думы Краснодара от 20 февраля 2018 г. N 49 п. 6 "Об отчёте Контрольно-счётной палаты муниципального образования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.