Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены приказом
департамента потребительской
сферы и регулирования
рынка алкоголя
Краснодарского края
от от 19 апреля 2018 г. N 42
Методические рекомендации
по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания и предоставляемых услуг в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также оказания им при этом необходимой помощи
Введение
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.
Актуальность решения проблем инвалидов обусловлена их масштабностью. В Краснодарском крае проживают около 450 тысяч инвалидов или около 8% от общей численности населения края. Общая численность инвалидов по зрению в Краснодарском крае составляет 15 тысяч человек (3,3% от общей численности инвалидов в крае), инвалидов по слуху - 7 тысяч человек (1,6% от общей численности инвалидов в крае), инвалидов, передвигающихся с использованием кресел-колясок - 5 тысяч человек (1,2% от общей численности инвалидов в крае).
Однако число людей, для которых затруднено использование элементов существующей среды жизнедеятельности, гораздо больше, чем зарегистрированное статистикой число инвалидов.
Вопросам формирования безбарьерной среды на Кубани уделяется особое внимание. Подготовка к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи стала одним из основных "ускорителей" в этой работе.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 27 апреля 2007 года N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" органы социальной защиты населения осуществляют согласование заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры. Этот механизм позволяет уже на стадии проектирования обеспечить в обязательном порядке соблюдение требований доступности на проектируемом объекте.
Планирование поэтапного повышения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Краснодарского края, в том числе потребительской сферы, наряду с решением задач по формированию доступной среды позволит реализовать принципы доступности и равенства возможностей, закрепленные в ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году Конвенции Организации Объединённых Наций о правах инвалидов, в которой определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности.
Первый определен как принцип "универсального дизайна", который предусматривает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей.
В полной мере исполнить требования универсального дизайна возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. Универсальный дизайн не исключает использование ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо. То есть универсальность и безбарьерность могут быть обеспечены и путем применения вспомогательных устройств и технологий (помощников).
Второй принцип трактуется Конвенцией ООН, как "разумное приспособление" - "адаптированная" среда, или внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и корректив, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод, приспособлении окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом, с одной стороны, его потребностей и, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения.
1. Термины и определения
В настоящих методических рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями:
инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
маломобильные граждане - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления);
средства визуального и звукового информирования - носители информации в виде зрительно различимых текстов, бегущей строки, знаков, символов, световых сигналов, доступных, в том числе для инвалидов по слуху, а также речевых сообщений и звуковых сигналов, доступных, в том числе для инвалидов по зрению.
2. Оснащение объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания приспособлениями для доступа и пользования инвалидами и другими маломобильными гражданами
2.1. Состояние объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания должно соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, и обеспечивать свободный доступ к ним и к предоставляемым в них услугам инвалидам и другим маломобильным гражданам. Также должны удовлетворяться потребности инвалидов и других маломобильных граждан в беспрепятственном самостоятельном передвижении по территории, на которой расположены объекты розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, свободном входе в такие объекты и выходе из них, безопасной посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
2.2. В случаях, когда существующие объекты розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов и других маломобильных граждан, собственниками этих объектов должны применяться меры по согласованию с полномочными представителями общественных объединений инвалидов, представляющих интересы основных нозологических групп инвалидов и осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории, имеющими компетенцию в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения:
по обеспечению доступа инвалидов и других маломобильных граждан к месту предоставления услуги;
по оказанию им необходимой помощи в преодолении барьеров и препятствий, затрудняющих доступ и пользование объектами розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания наравне с другими лицами;
по обеспечению предоставления необходимых услуг по месту жительства или в дистанционном режиме.
2.3. Информация об объекте розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания должна быть доступна для всех граждан, в том числе для инвалидов по зрению.
2.4. Объекты розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:
специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов и других маломобильных граждан;
санитарно-гигиеническими помещениями (для объектов общественного питания и соответствующих объектов бытового обслуживания);
пандусами, подъемными устройствами и поручнями на лестницах и пандусах;
предупреждающими тактильно-контрастными указателями;
информационными табличками, выполненными с использованием шрифта Брайля, с названием объекта и указанием режима его работы;
унифицированными техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации, формирующими визуальную, звуковую радио и тактильную информацию, обеспечивающую всем посетителям объекта, в том числе инвалидам по зрению и инвалидам по слуху, возможность однозначной идентификации объекта и мест посещений, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, о рекомендуемых направлениях движения, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях и путях эвакуации.
3. Оснащение помещений объектов розничной торговли приспособлениями и оборудованием для пользования инвалидами и другими маломобильными гражданами
3.1. Комплектация и расстановка оборудования в торговых залах, доступных инвалидам и другим маломобильным гражданам, должна быть рассчитана на обслуживание лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно и с сопровождающими, инвалидов на костылях, а также инвалидов по зрению.
3.2. Прилавки и расчетные плоскости кассовых кабин должны иметь участки, располагаемые на высоте от 0,7 до 0,8 метра от уровня пола для обслуживания инвалидов на кресле-коляске и людей маленького роста.
3.3. Максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 метра. В торговых залах, где для покупателей предусмотрены полки высотой более 0,9 метра, рекомендуется обеспечить дополнительные полки или часть основного прилавка пониженной высоты от 0,7 до 0 8 метра от уровня пола.
3.4. Все размеры проходов (кроме одностороннего) должны обеспечивать возможность полного разворота, а также фронтального обслуживания инвалидов на кресле-коляске вместе с сопровождающими. Ширина прохода для универсамов и супермаркетов (торговая площадь свыше 650 квадратных метров) - не менее 2 метров.
3.5. Оборудование примерочных крючки, вешалки для одежды должны быть доступно для всех граждан, в том числе для инвалидов различных нозологических групп.
3.6. Как минимум, один из контрольно-кассовых постов в зале должен быть оборудован в соответствии с требованиями доступности для инвалидов и других маломобильных граждан. В расчетно-кассовой зоне должно быть приспособлено не менее одного контрольно-кассового аппарата. Ширина прохода около контрольно-кассового аппарата должна быть не менее 1,1 метра.
Информационный знак доступности кассы должен располагаться на высоте, видной для покупателя на кресле-коляске.
3.7. Для акцентирования внимания покупателей с недостатками зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные, световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера. Пиктограммам и указателям для выделения отдельных товарных групп в торговом зале рекомендуется присваивать различные лидирующие цвета. Не следует одновременно использовать красный, зелёный, синий и фиолетовый цвета.
3.8. Инвалидам и другим маломобильным гражданам по их просьбе должно обеспечиваться сопровождение на объектах розничной торговли и оказание работниками организаций, осуществляющих торговую деятельность, необходимой помощи в беспрепятственном пользовании объектами и получении услуг.
3.9. При планировании и реализации технических и организационных мер по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных посетителей должны выполняться требования Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года N 798/пр, введенного в действие с 15 мая 2017 года, а также рекомендации Свода правил СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения" с изменением N 1, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 сентября 2016 года N 626/пр, введенным в действие с 10 марта 2017 года.
3.10. В ситуациях, когда мероприятия, предусмотренные настоящими методическими рекомендациями, по объективным причинам не могут быть реализованы в соответствии с требованиями и рекомендациями сводов правил СП 59.13330.2016 и СП 136.13330.2012 с изменением N 1 все проектные, организационные и технические решения по приспособлению объекта для оказания услуг инвалидам должны быть согласованы с полномочными представителями общественных объединений инвалидов, представляющих интересы основных нозологических групп инвалидов, имеющими компетенцию в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
4. Оснащение помещений объектов общественного питания и бытового обслуживания приспособлениями и оборудованием для пользования инвалидами и другими маломобильными гражданами
4.1. В помещениях объектов общественного питания расстановка мебели и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов. Ширина прохода около прилавков для сервирования блюд должна быть не менее 0,9 метра. Для обеспечения свободного огибания при проходе кресла-коляски ширину прохода рекомендуется увеличивать до 1,1 метра.
4.2. В помещениях объектов общественного питания рекомендуется отводить до 5% мест, но не менее одного, для лиц, передвигающихся на креслах-колясках, с площадью не менее 3 квадратных метров на каждое место.
4.3. В помещениях объектов общественного питания должно быть 5% столов, но не менее одного обеденного стола высотой 0,65 - 0,8 метра. Такие столы должны иметь необходимую ширину между ножками и необходимую глубину столешницы с опорой посередине в соответствии с требованиями нормативных документов Российской Федерации.
4.4. Оборудование гардеробных, примерочных комнат, раздевальных (крючки, вешалки, полки для одежды) должно быть доступно для всех граждан, в том числе для инвалидов различных нозологии. В помещениях объектов бытового обслуживания в предусмотренных по проекту гардеробных, примерочных комнатах, раздевальных и т.п. не менее 5% их числа должно быть доступно для инвалидов на креслах-колясках.
4.5. Стойки баров и кафетериев должны иметь пониженную часть высотой от пола не более 0,8 метра и шириной 0,8 - 1,0 метр для обслуживания инвалидов на кресле-коляске и людей маленького роста.
4.6. В помещениях объектов общественного питания, связанных с длительным пребыванием посетителей (рестораны, столовые), гардеробные стоики в местах обслуживания инвалидов и других маломобильных граждан следует устраивать в соответствии с рекомендациями Свода правил 136.13330.2012 с изменением N 1.
4.7. Вестибюли, холлы, аванзалы, уборные, умывальные и другие вспомогательные помещения, доступные для инвалидов и других маломобильных граждан, следует проектировать с учетом сводов правил СП 59.13330.2016 и СП 136.13330.2012 с изменением N 1.
4.8. Меню должно быть доступно для инвалидов по зрению быть выполнено контрастным шрифтом, а также шрифтом Брайля. В качестве альтернативы можно использовать автоматическое речевое озвучивание меню Специализированные средства информации для инвалидов и других маломобильных граждан должны решаться в соподчинении с основной дизайнерской концепцией интерьера.
4.9. Инвалидам и другим маломобильным гражданам по их просьбе обеспечиваются сопровождение на объектах общественного питания и бытового обслуживания и оказание работниками организаций, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания и бытового обслуживания, необходимой помощи в беспрепятственном пользовании объектами и получении услуг.
5. Планировка и оснащение парковок объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания приспособлениями для доступа и пользования инвалидами
5.1. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств около объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки автотранспортных средств управляемых инвалидами I. II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и транспортных средств перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид".
5.2. Места парковки оснащаются специальными указателями. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
5.3. Места для парковки автотранспортных средств инвалидов рекомендуется организовывать не далее 50 м от входов, доступных для инвалидов и других маломобильных граждан. При многоуровневой автостоянке, встроенной или пристроенной к основному зданию, места для автомашин инвалидов на кресле-коляске рекомендуется предусматривать на уровне основного входа в здание.
Заместитель руководителя департамента |
Е.П. Павловец |
<< Назад |
||
Содержание Приказ департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя от 19 апреля 2018 г. N 42 "Об утверждении Методических... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.