Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
приказом администрации
Краснодарского края
от 25 мая 2018 г. N 128-кн
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения "Краснодарский Дом книги", 1974 г., Краснодарский край, г. Краснодар, угол ул. Красной, 41-43-45 и ул. им. Гоголя, 64, лит. A, A1, А2, А3
1. Градостроительные характеристики
1.1. Местоположение:
1.1.1. Расположение со значительным отступом к западу от линии застройки улицы Красной.
1.1.2. Композиционное и объемно-пространственное единство с интегрированными в западную часть объема тремя симметрично расположенными девятиэтажными жилыми домами.
1.1.3. Примыкание к восточной торцевой стене здания-памятника "Дом жилой купцов Аведовых. 1900 - 1908 годы", Краснодар, ул. Гимназическая, 61, литер Г, Г1.
1.1.4. Прямая визуальная связь с мозаичным панно, расположенным на восточной стене здания-памятника "Дом жилой купцов Аведовых. 1900 - 1908 годы", Краснодар, ул. Гимназическая, 61, литер Г, Г1.
1.1.5. Свободное визуальное восприятие главного (восточного) фасада с улицы Красной на отрезке от ул. им. Ленина на юге до ул. им. Гоголя на севере.
1.1.6. Пространственное единство площади перед главным (восточным) фасадом с расположенной к югу от ул. Гимназической площадью перед зданием по ул. Красной, 35.
1.1.7. Южная перспектива площади перед главным (восточным) фасадом, переходящая в площадь перед зданием по ул. Красной, 35.
1.1.8. Северная перспектива площади перед главным (восточным) фасадом, замкнутая главным (южным) фасадом здания-памятника "Театр драматический (Зимний театр), 1908 г., арх. А.А. Козлов, Ф.О. Шехтель, 1954 г. (реконструкция), арх. А.В. Титов", Краснодар, угол ул. Красной, 55 и ул. Гоголя, 65.
1.1.9. Прямая визуальная взаимосвязь со зданием-памятником "Дом жилой купцов Аведовых. 1900 - 1908 годы", Краснодар, ул. Гимназическая, 61, литер Г, Г1.
1.1.10. Прямая визуальная взаимосвязь со зданием-памятником "Театр драматический (Зимний театр), 1908 г., арх. А.А. Козлов, Ф.О. Шехтель, 1954 г. (реконструкция), арх. А.В. Титов", Краснодар, угол ул. Красной, 55 и ул. Гоголя, 65.
1.1.11. Прямая визуальная взаимосвязь со зданием по ул. Красной, 35 (здание администрации Краснодарского края).
1.1.12. Опосредованная визуальная взаимосвязь со зданием-памятником "Коммунальный доходный дом, 1926 г., архитектор М.Н. Ишунин", Краснодар, угол ул. им. Гоголя, 66 и ул. Красной, 64, лит. А.
1.1.13. Опосредованная визуальная взаимосвязь со зданием-памятником Гостиница "Централь" братьев Х.П. и К.П. Богарсуковых, 1870-е годы, 1910 г., архитектор А.А. Козлов угол ул. Гимназической, 65 и ул. Красной, 58, лит. А, А1.
1.1.14. Фрагментарное визуальное восприятие главного (восточного) и торцевого южного фасада из северо-западной части сквера им. Г.К. Жукова.
1.1.15. Фрагментарное визуальное восприятие главного (восточного) и торцевого южного фасада с улицы Гимназической к востоку от улицы Красной.
1.2. Роль объекта в застройке местности.
1.2.1. Роль акцентного элемента застройки центральной части г. Краснодара.
1.2.2. Роль доминирующего объекта в пространстве квартала, ограниченного улицами Красной, Гимназической, Рашпилевской и им. Гоголя.
2. Архитектурные и конструктивные характеристики
2.1. Объемно-пространственная композиция:
2.1.1. Фронтальный характер композиции.
2.1.2. Сочетание протяженного по оси "север - юг" (вдоль улицы Красной) двухэтажного объема с тремя доминирующими в пространстве симметрично расположенными под прямоугольного плана девятиэтажными объемами, частично интегрированными с западной стороны в двухэтажный объем.
2.1.3. "Ш" - образный, с небольшими выступами по торцевым северной и южной оконечностям, план комплекса.
2.1.4. Сочетание симметричной части двухэтажного объема с примыкающим к основному объемом южной оконечности, с внешней многомаршевой лестницей по южному торцевому фасаду, огибающей по периметру отдельно стоящую несущую стенку.
2.1.5. Южная оконечность двухэтажного объема с обращенными к востоку и югу открытыми, решенными в виде пастады в уровне первого этажа и в виде веранды - в уровне второго этажа пространствами, отделенными по линии главного фасада гремя стоящими в ряд пилонами.
2.1.6. Примыкающая к южному торцевому фасаду многомаршевая лестница, огибающая по периметру несущую ее стоящую отдельно от двухэтажного объема стенку, возвышающаяся над двухэтажным объемом и обеспечивающая высотное акцентирование южной оконечности двухэтажного объема.
2.1.7. Навесы-козырьки на крыше двухэтажного объема в просветах между девятиэтажными объемами.
2.1.8. Плоская, предназначенная для эксплуатации, крыша двухэтажного объема.
2.1.9. Перголы, венчающие девятиэтажные объемы.
2.2. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:
2.2.1. Главный (восточный) фасад с центральной симметричной частью в виде ленточного витража, над которым вынесен волнообразный широкий фриз, составленный фигурными бетонными плитами, служащий парапетом пространства крыши.
2.2.2. Объемная, состоящая из отдельных букв, надпись "Краснодарский Дом книги" па фризе главного фасада.
2.2.3. Ленточное по металлическому каркасу остекление главного фасада (ленточный витраж).
2.2.4. Симметричное размещение трех входов по оконечностям и по центру главного фасада.
Горизонтальное членение главного фасада: цоколь, проявленный фрагментами - по оконечностям фасада и над тремя входами - междуэтажный пояс и горизонтальные элементы витражного переплета.
2.2.5. Помещенные на линии междуэтажного пояса главного фасада, энергично вынесенные навесы-козырьки над входами.
2.2.6. Элементы вертикального членения главного фасада - фланкирующие входы лопатки и стойки каркаса витража.
2.2.7. Декоративные детали витража - ритмично размещенные по линии междуэтажного пояса по обеим сторонам от центрального входа, на пересечениях с линиями вертикальных фрамуг двенадцать вертикальных скульптурных (чеканных) панно.
2.2.8. Декоративно-пластическое решение южной оконечности главного фасада:
2.2.8.1. Три стоящих в ряд и отделяющих изначально открытые пространства обоих этажей пилона.
2.2.8.2. Междуэтажный пояс, переходящий в парапет веранды.
2.2.8.3. Квадратный со скругленными углами проем по линии "север - юг" в верхней, возвышающейся части, несущей внешнюю лестницу стены.
2.2.9. Ленточное остекление участков западного фасада двухэтажного объема в промежутках между девятиэтажными объемами.
2.3. Колористическое решение экстерьера:
2.3.1. Подлинный бежевый цвет всех элементов экстерьера, исключая ленточное остекление главного фасада.
2.3.2. Черный цвет каркаса ленточного остекления (витража) главного фасада.
2.3.3. Бесцветное остекление главного фасада.
2.4. Пространственно-планировочная структура интерьеров:
2.4.1. Симметричное разделение внутреннего пространства основной части двухэтажного объема на три связанных помещения - срединную часть и два зеркально расположенных двухуровневых торговых зала.
2.4.2. Организация пространств торговых залов как двусветных помещений, ритмично структурированных четырьмя рядами массивных пилонов.
2.4.3. Расположение пилонов в пространствах торговых залов в четыре ряда с равными интервалами по линии "север - юг" с крайними рядами вдоль восточной и западной стен.
2.4.4. Междуэтажное перекрытие, образующее в пространствах торговых залов обращенную к восточной витражной стене антресоль.
2.4.5. Обращенные к восточной витражной стене парные консоли, выходящие из междуэтажного перекрытия и перекрещивающиеся с пилонами третьего от западной стены ряда.
2.4.6. Деление пространств торговых залов на секции, обусловленное ритмом поперечных рядов пилонов (по оси "запад - восток").
2.4.7. Отсутствие капитальных перегородок между рядами пилонов.
2.4.8. Свободное визуальное восприятие скульптурных композиций на стенах второго этажа из пространств торговых залов и антресолей.
2.4.9. Двухмаршевые прямые, с небольшой промежуточной площадкой, лестницы, помещающиеся в оконечностях торговых залов, параллельные восточной витражной стене, примыкающие к ней и выходящие на боковые части антресолей.
2.5. Архитектурно-художественное оформление интерьеров:
2.5.1. Облицовка пилонов и консолей плитами из полированного черного базальта.
2.5.2. Облицовка стен первого этажа серо-белой мраморной плиткой, исключая восточную витражную стену.
2.5.3. Покрытие пола первого этажа в виде мозаичного терраццо с набором из осколков мраморной плитки и цветного бетона, сформированное в виде геометрического рисунка, соответствующего разделению пространств торговых залов рядами пилонов.
2.5.4. Облицовка лестниц плитами из белого мрамора.
2.5.5. Ленточные, составленные полированными панелями, покрытыми шпоном дерева светлых тонов ограждения лестниц и антресолей.
2.5.6. Простое паркетное покрытие пола второго этажа.
2.5.7. Матовый, составленный из небольших пористых плит светло-серых плит, потолок.
2.6. Элементы монументально-декоративного искусства в оформлении интерьеров:
2.6.1. Скульптурные композиции из белого и цветного гипса на степах второго этажа:
2.6.1.1. Ленточная, на высоту и ширину северной стены рельефная композиция из одиннадцати панно с аллегорическими и символическими изображениями на тему мировой истории письменности.
2.6.1.2. Ленточная, на высоту и ширину имеющей уступ южной стены рельефная композиция из тринадцати панно с аллегорическими и символическими изображениями на тему мировой истории письменности.
2.6.1.3. Фронтально-центрическая рельефная композиция на высоту и ширину северной внешней, закругляющейся по краям, стены центрального помещения, с аллегорическими и символическими изображениями на тему мировой истории письменности.
2.6.1.4. Фронтально-центрическая рельефная композиция на высоту и ширину южной внешней, закругляющейся по краям, стены центрального помещения, с аллегорическими и символическими изображениями на тему мировой истории письменности.
2.6.2. Движимые элементы оформления интерьера второго этажа:
2.6.2.1. Три скульптурных композиции из белого гипса - женские статуэтки на пьедесталах в виде каннелированных колонн без капителей.
2.6.2.2. Тринадцать керамических чаш, помещающихся на пьедесталах в виде разновысотных каннелированных колонн без капителей.
Предмет охраны может быть уточнен па основании комплексных научных исследований в процессе подготовки научно-проектной документации для сохранения объекта культурного наследия.
Ведущий специалист 2 разряда отдела |
З.А. Джиоева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.