Заслушав и обсудив информацию министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края A.M. Волошина о ходе исполнения Закона Краснодарского края от 3 марта 2010 года N 1912-КЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае" (далее также - Закон), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что в целях реализации Закона министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в крае, бюджетными учреждениями и ресурсоснабжающими организациями принимаются меры по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Краснодарском крае.
Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края был проведен анализ 27 государственных программ Краснодарского края, который показал, что в настоящее время показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности включены только в 7 государственных программ Краснодарского края: "Развитие топливно-энергетического комплекса", "Развитие жилищно-коммунального хозяйства", "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края", "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", "Формирование современной городской среды", "Развитие здравоохранения", "Социальная поддержка граждан".
При этом средства краевого бюджета на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на общую сумму 298489 тыс. рублей выделялись только на подпрограмму "Модернизация систем теплоснабжения в Краснодарском крае" государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N 961.
В 2016 - 2017 годах в рамках вышеназванной подпрограммы были реализованы мероприятия по предоставлению субсидий муниципальным образованиям Краснодарского края на организацию теплоснабжения населения с использованием инновационного и энергосберегающего оборудования, а также построены объекты государственной собственности Краснодарского края (котельные социально значимых учреждений).
Так, в станице Темижбекской Кавказского района построена центральная модульная котельная, которая обслуживает социально значимые объекты - школу, детский сад, больницу, дворец культуры и жилой микрорайон. В результате реализации данного проекта снижение потребления природного газа составило 1,52 млн. рублей (28,57 процента), потребления электроэнергии - 0,27 млн. рублей (20 процентов). Автоматизация котельной также привела к снижению затрат по заработной плате на сумму 1,44 млн. рублей в год. Общая экономия средств составила более 3,23 млн. рублей в год. Кроме того, котельная расположена непосредственно на территории жилого поселка, что позволило сократить протяженность теплотрассы на один километр и, следовательно, теплопотери.
Установка блочно-модульной котельной в станице Выселки Выселковского района позволила снизить потребление природного газа на 1,68 млн. рублей в год (32,4 процента), электроэнергии - на 0,45 млн. рублей в год (20 процентов). Автоматизация котельной привела к снижению затрат по заработной плате на сумму 1,12 млн. рублей в год. В итоге общая экономия средств составила более 4,06 млн. рублей.
Строительство блочно-модульной транспортабельной котельной взамен котельной N 14 в городе Белореченске позволило снизить потребление природного газа на 0,57 млн. рублей (10 процентов). Автоматизация котельной привела к снижению затрат по заработной плате на сумму 0,44 млн. рублей в год. Общая экономия средств составила более 1 млн. рублей.
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществлялись при проведении капитального ремонта подведомственных учреждений Краснодарского края и финансировались в рамках государственных программ Краснодарского края, координаторами которых являются министерство здравоохранения Краснодарского края, министерство культуры Краснодарского края, министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, министерство физической культуры и спорта Краснодарского края.
В частности, в рамках проводимого капитального ремонта были утеплены фасады государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 2" министерства здравоохранения Краснодарского края и государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клинический онкологический диспансер N 1" министерства здравоохранения Краснодарского края, что способствовало снижению потребления электроэнергии на 4 и 10 процентов соответственно.
В государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Краснодарского края "Каневской аграрно-технологический колледж" в результате замены отопительной системы во всех зданиях, а также полной замены котлов расход тепловой энергии сократился на 47 процентов. В этом же учебном учреждении благодаря капитальным работам по замене электропроводки, замене ламп на энергосберегающие (светодиодные) количество потребляемой электроэнергии уменьшилось в 2015 - 2016 годах на 10 процентов, в 2016 - 2017 годах на 5 процентов.
В 2016 году в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Краснодарского края "Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова" проведен капитальный ремонт центральной системы отопления, установлен узел ввода и учета тепловой энергии на сумму 418655 рублей. Потребление тепловой энергии уменьшилось в 2015 - 2016 годах на 44 процента, в 2016 - 2017 годах на 18 процентов.
В государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Краснодарского края "Краснодарское хореографическое училище" в 2016 году произведена замена ламп накаливания на энергосберегающие (светодиодные) на сумму 56700 рублей, в 2017 году на сумму 43500 рублей, количество потребляемой электроэнергии уменьшилось в 2015 - 2016 годах на 10 процентов, в 2016 - 2017 годах на 50 процентов.
Также в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования и культуры Краснодарского края "Краевой учебно-методический центр" в 2016 году проведено технологическое исследование системы отопления, осуществлены работы по проектированию установки котла в теплогенераторной, а также пусконаладочные работы технологического оборудования теплогенераторной на сумму 46571,5 рубля. В 2017 году потребление природного газа снизилось на 34 процента.
Необходимо отметить, что подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса" не финансируется из краевого бюджета с 2015 года. В связи с этим становится невозможным исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, касающихся активизации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в регионах, и выполнение рекомендаций Минэнерго России. Все мероприятия подпрограммы реализуются за счет внебюджетных источников.
В частности, установлены современные приборы учета энергетических ресурсов в организациях, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения, модернизированы системы освещения зданий и уличного освещения населенных пунктов, проводятся научно-исследовательские работы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности при производстве и (или) транспортировке тепловой энергии, горячей и холодной воды. Всего на данные мероприятия за период 2016 - 2017 годов израсходовано 52,9 млн. рублей.
В числе ключевых направлений государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности можно отметить пропаганду и популяризацию энергосбережения среди граждан путем проведения фестивалей, конкурсов. На территории Краснодарского края уже на протяжении 12 лет министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края совместно с государственным казенным учреждением Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса" проводится конкурс детских рисунков "Дети Кубани берегут энергию". Целью этого конкурса является формирование в сознании подрастающего поколения ответственности за рациональное использование энергетических и природных ресурсов, стимулирование творческого самовыражения. В 2017 году награждение победителей состоялось в рамках проведения Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче. За всю историю конкурса было принято более 5000 работ (финансирование данного мероприятия также осуществлялось за счет средств внебюджетных источников).
В целях реализации Закона в 43 муниципальных образованиях Краснодарского края утверждены муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее также - муниципальные программы). В Усть-Лабинском районе проект муниципальной программы находится на стадии согласования.
Муниципальными программами предусмотрены мероприятия в жилищном фонде, системах коммунальной инфраструктуры, муниципальном секторе. Все мероприятия направлены на возможность снижения потребления топливно-энергетических ресурсов и воды.
Общий заявленный объем финансирования муниципальных программ в 2018 году составляет 2 млрд. 616 млн. рублей, в том числе из муниципальных бюджетов 180,0 млн. рублей, из внебюджетных источников 2 млрд. 372 млн. рублей (средства ресурсоснабжающих организаций).
Основные средства из внебюджетных источников предусмотрены в муниципальных образованиях город Армавир (463 млн. 231 тыс. рублей), город Краснодар (245 млн. 882 тыс. рублей), город-курорт Сочи (1 млрд. 365 млн. 788 тыс. 66 рублей).
В рамках заявленного финансирования определены следующие мероприятия в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проводимые в муниципальных образованиях Краснодарского края:
в энергетике - замена ламп и светильников на энергосберегающие (светодиодные), реконструкция высоковольтных линий, реконструкция линий электропередачи, установка и замена приборов учета, ремонт и модернизация сетей электроснабжения;
в теплоэнергетике - ремонт и модернизация котельных, строительство котельных, ремонт теплосетей, замена оконных и дверных блоков, установка и замена приборов учета;
в газовой отрасли - реконструкция участков газопроводов, установка и замена приборов учета.
Наибольшее количество мероприятий по энергосбережению разработано в муниципальных образованиях Апшеронский район, Выселковский район, Каневской район, город Краснодар, Темрюкский район.
В целях получения информации о реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Краснодарского края за период 2015 - 2017 годов рабочей группой Законодательного Собрания Краснодарского края совместно с министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края были проанализированы показатели энергетической эффективности на территориях муниципальных образований, в том числе с выездом в муниципальные образования Крымский район, Лабинский район, Мостовский район, Ейский район, Кущевский район, Темрюкский район, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Новороссийск.
В целом по муниципальным образованиям за период 2015 - 2017 годов в муниципальном секторе потребление электроэнергии снизилось на 1,7 процента, теплоснабжения - на 1,4 процента, газоснабжения - на 0,8 процента, потребление горячего водоснабжения увеличилось на 0,2 процента и водоснабжения - на 0,1 процента.
Однако приведенные показатели энергетической эффективности не соответствуют нормам Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), в соответствии со статьей 24 которого начиная с 1 января 2010 года все государственные и муниципальные учреждения обязаны обеспечивать снижение в сопоставимых условиях объемов потребленных ими воды и топливно-энергетических ресурсов не менее чем на 3 процента ежегодно.
В системах коммунальной инфраструктуры показатели потребленных топливно-энергетических ресурсов и воды также не достигли ежегодного трехпроцентного снижения. По электроэнергии в системах тепло-, водоснабжения и водоотведения средний показатель снижения составил всего 0,5 процента. За счет снижения потерь в системах теплоснабжения при их передаче экономия составила 2 процента, снижение по потребляемому объему топлива на выработку тепловой энергии на котельных (природного газа) составило 0,4 процента, снижение уровня потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды не произошло (рост составил 11,4 процента).
Кроме того, в муниципальных программах выявлено отсутствие целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде в 9 муниципальных образованиях, в системах коммунальной инфраструктуры - в 12 муниципальных образованиях, в транспортном комплексе - в 21 муниципальном образовании.
Отсутствие целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе обусловлено низким процентом перевода общественного автотранспорта на природный газ в качестве моторного топлива, в том числе из-за неразвитой инфраструктуры газовых заправок на всей территории Краснодарского края. Так, за период 2015 - 2017 годов количество общественного транспорта в муниципальных образованиях, использующих природный газ в качестве моторного топлива, составило всего 989 единиц (17,5 процента от общего количества). В частности, такую технику используют в муниципальных образованиях город Краснодар, город Армавир, город Ейск, Белореченский район, Крымский район, Усть-Лабинский район.
Наличие всех целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отмечается только в 10 муниципальных образованиях: Апшеронский район, Белореченский район, Кореновский район, Гулькевичский район, Каневской район, Курганинский район, Ленинградский район, Выселковский район, Павловский район и город Горячий Ключ.
В целом проведенный анализ муниципальных программ выявил следующее:
отсутствие единого подхода к формату муниципальных программ, предусматривающего соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, в том числе в части выполнения расчетов плановых целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отношении конкретных мероприятий и источников их финансирования, а также осуществления должного контроля за выполнением таких мероприятий во всех муниципальных образованиях Краснодарского края;
несоответствие установленным статьей 24 Федерального закона требованиям в части обеспечения в муниципальном секторе ежегодного снижения объема потребленных энергоресурсов и воды не менее чем на 3 процента;
недостаточность или полное отсутствие проведения плановой и системной работы по выбору мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и обеспечению их финансирования в муниципальном секторе в 2018 году. В бюджете 14 муниципальных образований отсутствуют финансовые средства, в 8 муниципальных образованиях предусмотрены средства в объеме до 0,1 млн. рублей, в 13 муниципальных образованиях - до 1 млн. рублей, в 9 муниципальных образованиях - свыше 1 млн. рублей.
В 2018 году в муниципальных программах не предусмотрено финансирование из средств муниципального бюджета мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в следующих муниципальных образованиях: город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Апшеронский район, Абинский район, Ейский район, Курганинский район, Ленинградский район, Лабинский район, Отрадненский район, Приморско-Ахтарский район, Павловский район, Северский район, Тихорецкий район, Усть-Лабинский район.
Вместе с тем законодательство Российской Федерации предусматривает механизм финансирования мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном секторе путем заключения энергосервисного договора (контракта), цена которого и расчеты по которому будут определяться исходя из величины достигнутой экономии энергоресурсов в результате реализации энергосервисного договора (контракта).
В целях ускорения процесса внедрения энергосервисного договора министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края совместно с государственным казенным учреждением Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса" с учетом рекомендаций Минэнерго России разработан и проходит согласование и антикоррупционную экспертизу проект "дорожной карты" по реализации энергосервисных договоров (контрактов) для муниципальных образований по переводу уличного освещения на энергосберегающее (светодиодное).
В настоящее время энергосервисные контракты заключены только в трех муниципальных образованиях: в Белореченском районе (на сумму 41387,0 тыс. рублей), в Староминском районе (на сумму 30928,0 тыс. рублей), в городе Армавире (на сумму 298328,7 тыс. рублей).
Также заключен энергосервисный договор (контракт) по внутреннему освещению в Приморско-Ахтарском районе с федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю" на обитую сумму 13685, 8 тыс. рублей.
Наиболее активно энергосервисные договоры (контракты) заключаются сетевыми компаниями.
Так, за период 2015 - 2017 годов публичное акционерное общество "Кубаньэнерго" заключило 24 энергосервисных контракта, суммарный объем инвестиций по которым составил 3,9 млрд. рублей. Контракты охватывают более 132 тыс. точек учета на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.
Установлено и автоматизировано более 108 тыс. точек учета электроэнергии, фактический эффект энергосбережения составил 394,5 млн. киловатт-часов (в том числе снижение потерь - 222,3 млн. киловатт-часов и рост полезного отпуска - 172,2 млн. киловатт-часов), в стоимостном выражении - 1116,6 млн. рублей.
Учитывая вышеизложенное, а также в целях обеспечения эффективного исполнения Закона Краснодарского края от 3 марта 2010 года N 1912-КЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае" Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять к сведению информацию министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края A.M. Волошина о ходе исполнения Закона Краснодарского края от 3 марта 2010 года N 1912-КЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае".
2. Рекомендовать министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в целях организации плановой работы органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
1) разработать и утвердить рекомендуемую единую форму программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) организовать проведение мероприятий по оказанию методической помощи органам исполнительной власти Краснодарского края, органам местного самоуправления в Краснодарском крае в части выполнения расчетов плановых целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отношении конкретных мероприятий и источников их финансирования, а также осуществления контроля за выполнением таких мероприятий.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти Краснодарского края, определенным в качестве координаторов государственных программ Краснодарского края, а также подведомственным им государственным учреждениям Краснодарского края подготовить предложения о внесении изменений в государственные программы Краснодарского края и программы государственных учреждений в части включения в них целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края внести изменения в муниципальные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательной Собрания |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
20 июня 2018 года
N 542-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 20 июня 2018 г. N 542-П "О ходе исполнения Закона Краснодарского края "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае"
Настоящее постановление вступает в силу с 20 июня 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 3 июля 2018 г.