Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
распоряжением главы
администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 20 августа 2018 N 220-р
Прогноз
социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года
Прогноз социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основе прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года с учетом оценки итогов развития экономики Краснодарского края в 2017 году и за истекший период 2018 года, исходя из задач и приоритетов, намеченных в указах и посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в других долгосрочных отраслевых стратегиях, концепциях и доктринах, принятых и утвержденных на федеральном уровне.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Краснодарского края в 2017 году и основные ключевые моменты, характеризующие ситуацию в экономике края в январе - июне 2018 года
Итоги 2017 года свидетельствуют о сохранении стабильной социально-экономической ситуации в крае. Большинство секторов экономики на протяжении всего года демонстрировало устойчивую положительную динамику. При этом промышленность, транспортировка и хранение, сфера платных услуг населению и общественное питание показали ускорение темпов роста к концу года.
За счёт положительной динамики основных отраслей рост валового регионального продукта Краснодарского края (далее - ВРП) по оценке составил 102,3%.
По итогам 2017 года самый высокий рост сложился в транспортировке и хранении, где динамика объёма услуг составила 105,3% (в действующих ценах) за счёт наращивания грузооборота трубопроводного транспорта и морских портов (в связи с увеличением внешнеторговых поставок нефти), железнодорожного и автомобильного транспорта, увеличения пассажиропотока через аэропорты края.
Индекс промышленного производства составил 104,3%. Основное влияние на рост отрасли оказали обрабатывающие производства, занимающие более 80% в структуре промышленности, с индексом производства 104,4%.
В положительной области развития находились все отрасли потребительского рынка. Темпы роста розничной торговли достигли 101,1%, общественного питания - 102,0%, платных услуг населению - 102,7%.
Темпы роста сельскохозяйственного производства составили 100,7%, строительства - 100,8%. При этом к концу года заметно улучшилась ситуация в сфере жилищного строительства - ввод в действие жилых домов возрос на 3,7%.
В 2017 году реальные располагаемые денежные доходы населения оценены Краснодарстатом на уровне 98,5%. В расчёте на душу населения денежные доходы составили 33 479 рублей в месяц.
Среднемесячная заработная плата работников организаций в 2017 году достигла 30 557 рублей. В условиях роста потребительских цен на 4,0% реальная заработная плата составила 100,8%.
Численность постоянного населения края на 1 января 2018 года составляла 5 603,1 тыс. человек.
Остался низким уровень регистрируемой безработицы, он составил 0,6% от численности экономически активного населения Краснодарского края.
Оперативные статистические данные за шесть месяцев 2018 года свидетельствуют о стабилизации экономической ситуации в крае. Большинство отраслей экономики края показало положительную динамику.
Нарастает динамика промышленного производства. Возобновление нормальной работы Абинского металлургического завода обусловило увеличение роста промышленности со 101,2% в первом квартале до 102,4% по итогам полугодия.
Объём промышленного производства составил 482,9 млрд рублей.
В сельскохозяйственном производстве темп роста составил 103,4%, валовый объём производства достиг 109,2 млрд рублей.
В строительстве объёмы выполненных работ составили 116,4 млрд рублей и уменьшились относительно аналогичного периода прошлого года на 5,6%, что в первую очередь обусловлено завершением строительства автомобильной части Крымского моста.
Сокращён ввод в действие жилых домов - на 27,9%, до 1 501 тыс. кв. метров. Снижение объёма ввода многоквартирного жилья (на 35,2%) обусловлено уменьшением в 2,4 раза ввода домов массовой застройки в г. Краснодаре. Это объясняется ужесточением контроля над строительством многоквартирного жилья в соответствии с градостроительными планами и перспективным планированием города (количество выданных разрешений на строительство многоквартирных домов сократилось на треть). Индивидуальное жилищное строительство в крае снижено на 16,9%.
На рынках товаров и услуг все сегменты показали рост. Розничный товарооборот увеличился на 2,6%, до 597,7 млрд рублей. Оборот общественного питания возрос на 2,0%, достигнув 29,4 млрд рублей. Рост объёма платных услуг населению составил 101,1% (до 235 млрд рублей).
На динамику потребительского рынка непосредственное влияние оказывает рост денежных доходов населения. По оценке Краснодарстата реальные располагаемые денежные доходы населения составили 101,2% к соответствующему периоду 2017 года. В номинальном выражении среднедушевые доходы составили 30,4 тыс. рублей.
Среднемесячная заработная плата одного работника достигла 32,7 тыс. рублей, что на 10,3% превышает уровень оплаты труда в январе - июне прошлого года. В условиях роста потребительских цен на 1,9% реальная заработная плата составила 108,3% на фоне 100,5% роста год назад.
По состоянию на 1 июля 2018 года численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составила 12,6 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,5% от численности населения в трудоспособном возрасте.
2. Определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Краснодарского края. Оценка факторов и ограничений экономического роста на долгосрочный период
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" прогноз основных макроэкономических параметров до 2030 года разработан на вариативной основе.
В качестве утверждаемого выбран базовый вариант, который предполагает осуществление необходимых мер, направленных на преодоление ресурсных ограничений, преимущественную реализацию проектов с низким риском реализации в прогнозируемые сроки в условиях продолжения действия санкций со стороны Соединённых Штатов Америки и Европейского союза, и учитывает национальные цели и стратегические задачи развития страны до 2024 года, поставленные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Основными параметрами сценария являются высокая степень реализации потенциала развития края, закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах, осуществление большинства долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики, существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов.
В этой связи ожидаемый уровень инфляции в Краснодарском крае в 2018 году предположительно составит 102,6% к 2017 году. В 2019 - 2021 годах предполагается удерживать инфляцию на уровне 104,0%, а в последующий период ее уровень будет постепенно снижаться, и в 2030 году индекс потребительских цен (среднегодовой) предположительно составит 103,2% и за прогнозируемый период возрастет в 1,6 раза к 2017 году.
Одним из основных приоритетов прогноза является обеспечение опережающего социально-экономического развития, предполагающего ежегодный прирост экономики края в среднем на 4,0%, прежде всего за счёт инвестиционного развития (среднегодовой накопленный прирост ВРП края за период с 2019 года по 2030 год).
Как результат, в 2030 году объем ВРП края превысит 6,5 трлн рублей и увеличится по сравнению с 2017 годом в 1,6 раза в сопоставимых ценах.
За период 2019 - 2030 годов предполагается привлечь в экономику края инвестиционных ресурсов на сумму, превышающую 12,6 трлн рублей, и относительно 2017 года нарастить объем капитальных вложений прочти в 2 раза.
В первую очередь это проекты в сфере транспортной логистики, агропромышленного комплекса, туризма, промышленности.
Так, в прогнозируемом периоде будут созданы условия для развития глобально конкурентоспособного комплекса государственных и частных субъектов, реализующих транспортные, логистические и экспортные функции, который будет обеспечивать устойчивое движение товарных потоков и сквозную оптимизацию ресурсов от исходных поставщиков до конечных потребителей.
Развитие агропромышленного комплекса будет направлено на углубление кооперации и интеграции между сельскохозяйственными товаропроизводителями и переработчиками, а также на обеспечение реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях создания в Краснодарском крае конкурентоспособного диверсифицированного сельскохозяйственного производства, расширения несырьевой составляющей экспорта и повышения доли продукции с высоким уровнем передела.
Развитие туристско-рекреационного кластера предполагает продвижение туризма как "умной", наукоемкой отрасли экономики на основе использования широкого спектра современных технологий, в том числе интеграцию технологических систем смежных секторов экономики и вовлечение в процесс создания и воспроизводства регионального турпродукта.
Сферу промышленности предполагается направить на отбор и реализацию проектов, ориентированных в первую очередь на быстро развивающийся агропромышленный и санаторно-курортный и туристский комплексы. Потребность растущего агропромышленного комплекса в сельхозмашиностроении, оборудовании по переработке сельхозпродукции, таре и упаковке дают мощный импульс в развитии соответствующих отраслей промышленности края. Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в процессе создания объектов туризма и рекреации и в процессе эксплуатации этих объектов дадут возможность многим предприятиям машиностроения, химической, лесной, легкой промышленности, металлообработки, промышленности строительных материалов принимать участие в поставках материалов, машин, оборудования и продукции на объекты туризма.
Результатом позитивного развития экономики станет поступательный рост прибыли прибыльных предприятий и фонда заработной платы.
Прибыль прибыльных предприятий в 2018 году оценивается в сумме 320,3 млрд рублей с ростом к 2017 году на 7,4%, а к концу прогнозируемого периода возрастет почти до 689 млрд рублей и превысит уровень 2017 года в 2,3 раза.
Предполагается, что в 2018 году фонд оплаты труда составит почти 549 млрд рублей, что на 6,3% больше, чем в 2017 году, а в 2030 году - более 1 061 млрд рублей, что в 2,1 раза превысит значение 2017 года.
Динамика фонда оплаты труда отразится на формировании среднемесячной заработной платы. По итогам 2018 года она оценивается на уровне 33,2 тыс. рублей с приростом к 2017 году на 9,6% в номинальном выражении, а по прогнозным расчетам в 2030 году может превысить 62 тыс. рублей с приростом к 2017 году более чем в 2 раза.
Определенное давление на динамику заработной платы будет оказывать рост оплаты труда работников базовых отраслей экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, где планируется создание высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
В прогнозируемой перспективе тенденция увеличения населения Краснодарского края сохранится, и в 2030 году среднегодовая численность постоянного населения составит 6 201 тыс. человек, что на 11% больше, чем в 2017 году.
В прогнозном периоде изменение численности населения по отдельным возрастным группам будет находиться под влиянием прошлых и будущих тенденций рождаемости и смертности. Предполагается систематическое сокращение численности лиц в трудоспособном возрасте (за счет превышения числа выбывающих за пределы трудоспособного возраста над числом вступающих в трудоспособный возраст) и возрастание группы населения в возрасте старше трудоспособного. Неблагоприятная динамика численности женского контингента активного репродуктивного возраста может обусловить сокращение рождаемости.
Для закрепления достигнутых положительных результатов демографического развития в Краснодарском крае продолжится реализация мероприятий Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и государственной программы Краснодарского края "Развитие здравоохранения".
В прогнозном периоде в результате роста инвестиционной привлекательности региона, создания новых мощностей по производству импортозамещающих товаров, необходимых для обеспечения населения и бесперебойной работы предприятий, создания новых и поддержки существующих малых инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты, обеспечения оперативного контроля ситуации на рынке труда численность занятых в экономике возрастет с 2 563,7 тыс. человек в 2017 году до 2 938 тыс. человек в 2030 году, или на 15%.
Сохранению стабильности на регистрируемом рынке труда будет способствовать реализация мероприятий государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения", предполагающей решение таких основных задач, как улучшение условий и охраны труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, пропаганда охраны труда, содействие добровольному переселению квалифицированных кадров из числа соотечественников, проживающих за рубежом.
В результате закрепления позитивных тенденций, увеличения спроса на рабочую силу уровень регистрируемой безработицы не превысит 0,7% - 0,5% от численности экономически активного населения на протяжении всего прогнозного периода.
3. Направления социально-экономического развития Краснодарского края и основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности
3.1. Промышленное производство
В 2018 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 103,1% с доведением отгрузки продукции до объемов, превышающих 1 трлн рублей.
В долгосрочной перспективе ожидается устойчивая динамика в пределах 4,0% среднегодового прироста, что позволит уже к 2030 году нарастить промышленное производство до 2,4 трлн рублей, или в 1,7 раза к 2017 году.
Этому будет способствовать реализация государственной программы Краснодарского края "Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности". Ее основными задачами являются;
стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности к обновлению производственных фондов и внедрению новых технологий;
создание условий в сфере промышленности для размещения новых производств и создания новых высокопроизводительных рабочих мест;
стимулирование субъектов промышленной деятельности к обеспечению повышения производительности труда;
обеспечение промышленности квалифицированными кадрами, повышение престижа рабочих и инженерных специальностей;
стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности, созданных общественными объединениями инвалидов, к сохранению рабочих мест, а также предоставление финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности.
Обеспечение реализации приоритетных проектов развития региона необходимой инфраструктурой, сырьем, материалами, энергией и топливом, координация и синхронизация сбытовой логистики и маркетинговых затрат, реализация инвестиционных проектов по модернизации существующего и создания нового производства, кооперационного взаимодействия, интеграции между товаропроизводителями и активное развитие основных приоритетных научно-технических направлений в области высоких технологий сформируют предпосылки для создания кластера умной промышленности.
3.2. Сельское хозяйство
В 2018 году стоимость валовой продукции сельского хозяйства по оценке превысит 450 млрд рублей (101,8% в сопоставимых ценах к 2017 году).
Главными приоритетами развития на прогнозируемый период определены следующие направления: в животноводстве - наращивание поголовья крупного рогатого скота мясного и молочного направлений; широкое внедрение прогрессивных отечественных и мировых технологии промышленного производства свиней мясных пород, которое приведет к увеличению поголовья животных; рост объемов производства в мясном и яичном птицеводстве; в растениеводстве - развитие овощеводства и плодоводства с целью импортозамещения и максимального обеспечения населения отечественной продукцией. Особое внимание по-прежнему планируется уделять развитию малых форм хозяйствования.
Развитию и повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса Краснодарского края, увеличению производства основных видов сельскохозяйственной продукции будет способствовать реализация государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Важным инструментом развития аграрного комплекса Краснодарского края является реализация инвестиционных проектов, создание благоприятного инвестиционного климата. Продолжится работа по оказанию государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности на территории края путем субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займов, полученных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
Реализация приоритетных инвестиционных проектов обеспечит поступательное развитие сельского хозяйства с доведением объемов валовой продукции в 2030 году почти до 720 млрд рублей с темпом роста 122,3% в сопоставимых ценах к 2017 году.
3.3. Розничная торговля
Ожидаемый итог 2018 года по обороту розничной торговли предположительно составит почти 1,4 трлн рублей с приростом к 2017 году на 2,4%.
Далее за счет наращивания покупательского спроса на товары и услуги, связанного с ростом доходов населения и объемов потребительского кредитования, скорость прироста розничных продаж увеличится до 4,2% в 2030 году. В результате в 2030 году оборот розничной торговли предположительно может достичь 3,3 трлн рублей, что в 1,6 раза превысит уровень 2017 года.
Для эффективного развития торговой деятельности в долгосрочной перспективе будут решаться следующие задачи: развитие инфраструктуры торговли; стимулирование развития торговли и услуг в малых и отдаленных населенных пунктах; обеспечение необходимого уровня конкуренции; поддержка развития малого и среднего бизнеса; снижение кадрового дефицита в отрасли; стимулирование потребительского спроса; участие в краевых, российских и международных мероприятиях, направленных на развитие и совершенствование торговой деятельности на территории Краснодарского края.
3.4. Строительство
В 2018 году объем работ по виду деятельности "строительство" оценивается в 291 млрд рублей.
Динамика объема строительных работ на протяжении планового периода будет положительной. В результате в 2030 году в строительстве объем работ может составить порядка 510 млрд рублей.
Значительное влияние на прогнозируемый рост объема строительных работ будет оказывать формирование рынка доступного жилья - одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Краснодарского края.
Увеличение среднегодовых объемов ввода жилья к 2030 году до 5,4 млн кв. метров, или в 1,2 раза по сравнению с 2017 годом, позволит обеспечить растущее население и гостей края современным и качественным жильём, создаст прочную основу для реализации человеческого потенциала. Этому будет способствовать реализация подпрограммы "Жилище" государственной программы Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры".
4. Транспортная и энергетическая инфраструктура
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием к 2030 по отношению к 2017 году возрастет на 4%. Основные изменения произойдут за счет обеспечения функционирования и развития сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, развития сети автомобильных дорог местного значения на территории Краснодарского края.
Дальнейшее развитие современной и эффективной железнодорожной инфраструктуры в Краснодарском крае направлено на увеличение перевозок грузов и пассажиров.
Наиболее значимыми крупномасштабными проектами развития и модернизации железных дорог в Краснодарского крае являются реконструкция железнодорожного участка Котельниково - Тихорецкая - Крымская и создание сухогрузного района морского порта Тамань, реализация которых позволит увеличить к 2030 году плотность железнодорожных путей в крае до 307 километров на 1000 кв. километров. Это в свою очередь будет способствовать росту объемов перевозимых грузов и пассажиров, а также беспрепятственному пропуску экспортных грузов в морские порты и Республику Крым.
В долгосрочной перспективе ожидается увеличение выработки электроэнергии в Краснодарском крае к 2025 году до 12 млрд кВт-ч, или на 1,0% к 2017 году, а к 2030 году этот показатель достигнет почти 17 млрд кВт-ч, в том числе и за счет ввода мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, на территории Краснодарского края.
К 2030 году потребление электроэнергии прогнозируется на уровне 35 млрд кВт-ч с ростом к 2017 году в 1,5 раза.
В целях повышения энергетической эффективности и конкурентоспособности за счет технологической и технической модернизации, пропаганды и популяризации энергосбережения в Краснодарском крае реализуется подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса".
5. Научно-техническое развитие
Для достижения прогнозных показателей и стимулирования инновационного развития Краснодарского края на период до 2030 года планируется реализация следующих мероприятий в рамках государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края":
обеспечение комплексного, сбалансированного и устойчивого социально-экономического и инновационного развития Краснодарского края;
формирование и продвижение экономической и инвестиционной привлекательности Краснодарского края за его пределами;
развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности в Краснодарском крае;
повышение производительности труда в организациях Краснодарского края на основе применения технологий бережливого производства;
обеспечение эффективного исполнения государственных функций органов исполнительной власти Краснодарского края, участвующих в реализации государственной программы;
улучшение качества обслуживания потребностей населения в безопасных и качественных перевозках железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Краснодарского края;
развитие сферы торговли путем повышения качества обслуживания и уровня сервиса на территории Краснодарского края;
обеспечение разработки и корректировки, мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования Краснодарского края;
улучшение качества обслуживания потребностей населения в безопасных и качественных перевозках воздушным транспортом на внутрирегиональных маршрутах межмуниципального сообщения на территории Краснодарского края;
улучшение качества обслуживания населения в части обеспечения безопасными и качественными перевозками общественным транспортом на муниципальных автобусных маршрутах;
создание условий для финансового просвещения населения Краснодарского края.
Реализация данных мер позволит обеспечить развитие и эффективное использование инновационного потенциала в экономике Краснодарского края, содействие развитию рынка технологий, внедрению результатов научно-технической деятельности, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции (работ, услуг, технологии) и импортозамещению важнейших товаров, обеспечению опережающего развития экономики Краснодарского края, повышению уровня и качества жизни населения.
Краснодарский край готов быть пилотным регионом развития "умной экономики": кластерной активации в приоритетных направлениях и стимулировании развития высокотехнологических бизнесов, создании модели государственного управления третьего поколения на базе региональной информационной платформы.
6. Окружающая среда и природные ресурсы
Реализация на долгосрочную перспективу мероприятий государственной программы Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", направленных на развитие водохозяйственного комплекса в части устранения негативных процессов, влияющих на состояние водных объектов, позволит сократить сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты Краснодарского края с 840,9 млн куб. метров в 2017 году до 558,1 млн куб. метров в 2030 году.
На эти цели прогнозом предполагается нарастить объем инвестиций в 2030 году до 1823,3 млн рублей, или 2,3 раза относительно 2017 года.
7. Основные параметры государственных программ Краснодарского края
При разработке показателей прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года учитывались основные параметры государственных программ, реализуемых с 2016 года.
В Краснодарском крае реализуется 27 государственных программ, направленных на улучшение качества жизни населения Кубани, повышение его благосостояния, на социально-экономическое развитие территорий Краснодарского края в области социальной сферы, таких как "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Социальная поддержка граждан".
Главными целями указанных государственных программ Краснодарского края являются:
обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки;
обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения Краснодарского края и перспективными задачами развития общества и экономики, а также успешная интеграция молодежи в общественную жизнь Краснодарского края;
создание условий для роста благосостояния отдельных категорий граждан и повышение доступности социального обслуживания населения.
Целевые показатели прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года приведены в приложении к настоящему Прогнозу.
Министр экономики |
А.А. Руппель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.