Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
приказом министерства
образования, науки и
молодежной политики
Краснодарского края
от 24.08. 2018 года N 3063
Концепция
развития школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров образовательных организаций Краснодарского края
I. Общие положения
Настоящая Концепция развития школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров образовательных организаций (далее - Концепция) определяет цели, задачи и направления модернизации библиотек общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2018 - 2021 гг. и направлена на совершенствование информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного процесса.
Концепция соотносится с анализом проблемной ситуации системы школьных библиотек Краснодарского края и учитывает социально-культурные и информационно-технические изменения и их влияние на условия деятельности библиотек образовательных организаций региона.
Концепция основана на следующих документах:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2016 N 715 "Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров".
На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в декабре 2015 года Президентом Российской Федерации были обозначены целевые ориентиры развития общего образования страны, в том числе создание новой инфраструктуры образовательных организаций, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания, обновление учебного оборудования, школьных библиотек.
II. Значение школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров в системе образования Краснодарского края
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для осуществления обучения, ориентированного на самоопределение и комплексное системное удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося.
Современная школьная библиотека формирует информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям.
В рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в том числе гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-методическую, культурно-просветительскую и досуговую функции.
Школьная библиотека - это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков.
В образовательных организациях Краснодарского края актуализируется проблема формирования информационного пространства для развития педагогических работников на базе школьных библиотек, в которых сообществом педагогических работников создается авторский информационно-образовательный контент различных типов: электронные образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы, интерактивные образовательные модули и другие.
III. Анализ современной проблемной ситуации в деятельности школьных библиотек Краснодарского края
В 2018 году в муниципальных и государственных общеобразовательных организациях края функционирует 1193 школьных библиотеки, 9 информационно-библиотечных центров.
По итогам мониторинга (август 2018 г.) в школьных библиотеках работает 1243 библиотечных работников, из них заведующих школьной библиотекой -19%, библиотекарей 74%, педагогов-библиотекарей - 7%.
Анализ результатов мониторинга подтверждает проблему острого дефицита профессиональных кадров, связанную, в первую очередь, с сокращением штатного расписания специалистов школьных библиотек края.
Вместе с тем в соответствии с требованиями ФГОС значительно расширен перечень предоставляемых школьными библиотеками услуг, что обуславливает необходимость повышения уровня профессиональных компетенций сотрудников, участвующих в реализации основной образовательной программы, организующих работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, осуществляющим дополнительное образование обучающихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. Однако результаты мониторинга демонстрируют, что современное состояние кадрового состава библиотек образовательных организаций Краснодарского края не позволяет в полной мере обеспечить качественное информационно-библиотечное обслуживание участников образовательного процесса.
Региональная система научно-методического обеспечения деятельности библиотек образовательных организаций также требует модернизации, связанной с необходимостью создания регионального информационно-методического центра поддержки школьных информационно-библиотечных центров и организации системного сетевого взаимодействия школьных библиотек.
В настоящее время школьные библиотеки Краснодарского края активно взаимодействуют с различными профессиональными общественными организациями, в том числе с Русской школьной библиотечной ассоциацией, Российской библиотечной ассоциацией.
Необходимо отметить заметный разрыв между значительной ролью школьных библиотек в условиях введения новых ФГОС и имеющейся в них материально-технической базой: острый дефицит площадей, наличие читального зала, соответствующих стандартам зон библиотеки, наблюдается заметное отставание темпов информатизации школьных библиотек края. В практике работы школьных библиотек недостаточно используются современные информационно-коммуникационные технологии, необходимо повсеместное внедрение высокотехнологичной автоматизированной информационно-библиотечной системы. В целях координации такого рода деятельности актуально создание единой региональной автоматизированной информационно-библиотечной системы школьных библиотек (далее - АИБС).
Современная школьная библиотека должна стать центром общественной жизни, чтения и непрерывного образования, точкой доступа к новым технологиям работы с информацией, что требует качественного оснащения и организации библиотечного пространства, повышения профессиональной квалификации и компетентности библиотечных и педагогических работников. Библиотеки должны становиться основной частью информационного образовательного пространства и цифровой (электронной) инфраструктуры школы.
Актуализация проблем реорганизации школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр обусловлена также тем, что Краснодарский край с 2016 года является стажировочной площадкой по развитию кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка.
Школьные библиотеки края нуждаются в обновлении фондов классической литературы, произведений современных авторов, словарей русского языка, произведений гражданско-патриотической направленности, используемые при освоении основных общеобразовательных программ, с учетом возрастных, этнокультурных особенностей школьников, в том числе мультимедийной продукции.
Безусловно, качественное преподавание русского языка с использованием ресурсов школьной библиотеки, продвижение чтения находится в прямой зависимости от уровня оснащения и организации библиотечного пространства, повышения профессиональной квалификации и компетентности библиотечных и педагогических работников.
В части материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения наблюдается несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, мультимедийной и компьютерной техники.
Основные проблемы школьных библиотек:
комплектование фондов школьных библиотек, их соответствие образовательному и социальному заказу;
несоответствие технического оснащения и уровня информатизации школьных библиотек требованиям современного образования;
проблемы кадрового обеспечения школьных библиотек, образовательный и профессиональный уровень библиотечных специалистов.
IV. Приоритетные цели, задачи и основные принципы Концепции развития школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров образовательных организаций Краснодарского края
Цель настоящей Концепции - создание условий для формирования современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания
Основные задачи развития школьных библиотек:
расширение функций школьных библиотек для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе, активное участие во внеурочной деятельности, реализации программ и проектов в сфере воспитания;
организация открытого доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования различных видов информационных ресурсов для всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей (иных законных представителей);
создание сети школьных информационно-библиотечных центров, реализующих различные модели: школьный, межшкольный, муниципальный, региональный информационно-методический библиотечный центр;
создание условий для дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей.
Основные принципы развития школьных информационно-библиотечных центров:
1. принцип открытости информационно-образовательной среды, который моделирует информационно-библиотечную деятельность в инновационном развитии, обеспечивающим комфортные условия для досуговой деятельности, отдыха, свободного выхода в Интернет (Wi-Fi);
2. принцип интеграции образовательной, информационной и культурной среды;
3. принцип вариативности предусматривает удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и запросов обучающихся, повышение познавательной мотивации, развитие навыков самостоятельного мышления;
4. принцип сетевого взаимодействия предполагает организацию обмена опытом, коллективного обсуждения текущих задач; взаимную поддержку.
Социальная роль школьных библиотек определяется следующими направлениями их деятельности:
концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе на сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;
совершенствованием читательской и речевой культуры, приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников;
формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе;
развитием и совершенствованием коммуникативной культуры за счет расширения социокультурных практик в разных формах образовательной деятельности;
развитием библиотеки как ресурса межкультурной коммуникации, эффективного межнационального диалога в условиях многонационального состава населения.
V. Основные направления Концепции развития школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров образовательных организаций Краснодарского края
Настоящая Концепция определяет создание условий для развития региональной сети информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций, что будет способствовать созданию единого инфор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.