Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
Приказом департамента
потребительской сферы и
регулирования рынка
алкоголя Краснодарского
края от 29.12.2018 N 160
Региональная программа
"Обеспечение прав потребителей в Краснодарском крае на 2019-2021 годы"
Паспорт
региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Краснодарском крае на 2019 - 2021 годы"
Наименование программы |
"Обеспечение прав потребителей в Краснодарском крае на 2019 - 2021 годы" |
Ответственный исполнитель программы |
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края |
Участники программы |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю; органы исполнительной власти Краснодарского края; муниципальные образования Краснодарского края; общественные объединения Краснодарского края; многофункциональные центры Краснодарского края (ГАУ КК МФЦ КК) |
Цели программы |
Развитие системы обеспечения прав потребителей в Краснодарском крае, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями |
Задачи программы |
Повышение уровня правовой грамотности потребителей и хозяйствующих субъектов в сфере защиты прав потребителей путем регулярного информирования и просвещения; содействие предупреждению и предотвращению нарушений прав всех групп населения на потребительском рынке; создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров и услуг |
Перечень целевых показателей государственной программы |
Удельный вес претензий, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в досудебном порядке от общего количества обращений в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей; уровень правовой грамотности населения, определяемый путем опроса граждан |
Сроки реализации программы |
2019 - 2021 годы, этапы не предусмотрены |
Объемы и источники финансирования региональной программы |
Финансирование за счет средств краевого бюджета не предусмотрено |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации; повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей; снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка |
1. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей
В Краснодарском крае проводится системная работа по обеспечению и защите установленных законодательством прав потребителей. Законодательство о защите прав потребителей составляют нормы, которые устанавливают обязанность и ответственность организаций торговли и сферы оказания услуг перед потребителями. Однако потребителям зачастую пытаются навязать невыгодные для них условия приобретения товаров и услуг, поэтому для каждого потребителя необходима поддержка государства, которая законодательно отстаивает его права. Усиление государственных гарантий защиты прав потребителей и необходимость повышения эффективности защиты прав потребителей является одним из актуальных вопросов торговой отрасли.
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории Краснодарского края необходим переход на качественно новый уровень защиты прав потребителей, для чего требуются новые организационные подходы, в том числе внедрение программно-целевых методов.
С учетом комплексного характера проблематики наиболее эффективным подходом к реализации мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей является программно-целевой подход.
2. Цели, задачи и целевые показатели, сроки реализации региональной программы
Реализация региональной программы направлена на исполнение подпункта "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 года, утвержденного 25 мая 2017 года N Пр-1004ГС, а также на реализацию Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р.
В соответствии с указанными документами определена цель региональной программы - развитие системы обеспечения прав потребителей в Краснодарском крае, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями.
Для достижения цели региональной программы предусматривается решение следующих задач:
повышение уровня правовой грамотности потребителей и хозяйствующих субъектов в сфере защиты прав потребителей путем регулярного информирования и просвещения;
содействие предупреждению и предотвращению нарушений прав всех групп населения на потребительском рынке;
создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров и услуг.
Расшифровка плановых значений целевых показателей программы по годам ее реализации, а также методика расчета целевых показателей региональной программы представлены в Приложении N 1.
Источниками информации, применяемыми при расчете целевых показателей региональной программы, являются данные работы отделов департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (далее - Роспотребнадзор), Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, администраций муниципальных образований Краснодарского края.
К реализации программных мероприятий планируется привлечь Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, органы исполнительной власти Краснодарского края, муниципальные образования Краснодарского края; общественные объединения Краснодарского края; многофункциональные центры Краснодарского края (далее - ГАУ КК МФЦ КК).
Региональная программа рассчитана на период с 2019 по 2021 годы и реализуется в один этап для обеспечения непрерывности решения поставленных задач.
3. Характеристика основных мероприятий региональной программы
Для достижения цели региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Краснодарском крае на 2019 - 2021 годы" предусматривается реализация основных мероприятий региональной программы (Приложение N 2):
3.1. Основное мероприятие "Повышение эффективности механизмов защиты прав потребителей на территории Краснодарского края" направлено на повышение уровня правовой грамотности потребителей и хозяйствующих субъектов в сфере защиты прав потребителей путем регулярного информирования и просвещения:
- обеспечение деятельности выездных информационно-консультационных центров для потребителей в муниципальных образованиях края;
- проведение открытых уроков, лекций, факультативных занятий по основам защиты прав потребителей на территории муниципальных образований Краснодарского края;
- проведение отраслевых семинаров и совещаний по актуальным вопросам деятельности хозяйствующих субъектов;
- обеспечение функционирования "горячей линии" при органах исполнительной власти Краснодарского края, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти.
3.2. Основное мероприятие "Проведение мониторинга качества и безопасности товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке
Краснодарского края" направлено на содействие предупреждению и предотвращению нарушений прав всех групп населения на потребительском рынке.
3.3. Основное мероприятие "Укрепление региональной системы обеспечения прав потребителей" направлено на оказание содействия органам местного самоуправления и общественным объединениям потребителей в решении задач по защите прав потребителей, создание системы оперативного обмена информацией в системе органов в сфере защиты прав потребителей, взаимодействие с органами судебной власти в целях постоянной разработки обобщений по актуальным вопросам судебной практики в данной категории дел, а также обеспечение доступности правовой помощи в сфере защиты прав потребителей для всех категорий граждан:
создание и обеспечение деятельности межведомственного координационно-совещательного органа в сфере защиты прав потребителей, в том числе направленных на повышение правовой грамотности населения;
- организация правовой помощи, в сфере защиты прав потребителей гражданам в органах местного самоуправления, общественных объединения потребителей.
3.4. Основное мероприятие "Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей" направлено на обеспечения формирования у населения области навыков рационального потребительского поведения:
- разработка, тиражирование и распространение методических материалов, брошюр, плакатов, учебных пособий по вопросам защиты прав потребителей для граждан;
- проведение тематических информационных акций, направленных на популяризацию органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей;
- пропаганда основ защиты прав потребителей через средства массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети посредством ведения специальных просветительских передач и постоянных рубрик, тематических публикаций о правах потребителя, механизмах их защиты, о типичных нарушениях на потребительском рынке.
3.5. Основное мероприятие "Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей" направлено на создание в регионе благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения:
- проведение работы с недобросовестными изготовителями в форме совещаний и круглых столов, на которых будут доводиться до представителей хозяйствующих субъектов результаты проведенных лабораторных исследований продукции, разъяснение гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности за нарушение требований нормативных документов, заслушивание представителей хозяйствующих субъектов о мероприятиях, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушения;
проведение мероприятий, направленных на стимулирование приобретения потребителями услуг добросовестных участников потребительского рынка, в том числе, посредством создания системы добровольного подтверждения соответствия услуг в Краснодарском крае.
3.6. Основное мероприятие "Мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей" направлено на проведение систематического анализа нарушений прав потребителей в регионе, в целях выявления наиболее массовых или системных недобросовестных практик:
- оценка уровня правовой грамотности населения и хозяйствующих субъектов в сфере защиты прав потребителей (анкетирование, опросы, тестирование).
4. Обоснование ресурсного обеспечения региональной программы
Реализация мероприятий региональной программы не предусматривает финансирования за счет средств краевого, федерального бюджетов и внебюджетных источников.
5. Меры государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей региональной программы
Меры налогового, тарифного, кредитного и иного государственного регулирования в сфере реализации региональной программы не предусмотрены.
Анализ рисков, снижающих вероятность полной реализации региональной программы и достижения поставленных целей и решения задач, позволяет выделить административный риск, связанный с неэффективным управлением региональной программой, может привести к невыполнению цели и задач региональной программы.
Способами ограничения административного риска являются:
контроль за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией региональной программы;
формирование ежегодных планов реализации региональной программы; непрерывный мониторинг выполнения целевых показателей региональной программы;
информирование населения и открытая публикация данных о ходе реализации региональной программы.
Эффективное управление рисками и принятие мер по управлению ими входит в сферу ответственности координатора региональной программы на основе мониторинга ее реализации и оценки ее эффективности и результативности.
6. Меры правового регулирования в сфере реализации региональной программы
Меры правового регулирования в сфере реализации региональной программы для достижения целей и решения задач предусмотрены в рамках деятельности межведомственного координационно-совещательного органа в сфере защиты прав потребителей.
7. Методика оценки эффективности реализации региональной программы
Оценка эффективности реализации региональной программы осуществляется ответственным исполнителем по итогам ее исполнения за отчетный период и в целом после завершения ее реализации по следующим критериям:
степень достижения за отчетный период запланированных значений целевых индикаторов и показателей;
степень достижения результатов планируется измерять на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями.
Сопоставление значений целевых индикаторов производится по каждому показателю.
Оценка эффективности реализации показателей определяется на основе расчетов по следующей формуле:
, где:
- оценка достижения запланированных результатов по i-му показателю;
- фактическое значение i-гo целевого индикатора;
- плановое значение i-гo целевого индикатора.
7.1. По интегральному показателю эффективности реализации региональной программы.
Интегральный показатель эффективности реализации региональной программы рассчитывается по следующей формуле:
где n - количество показателей.
7.2. На основе проведенной оценки эффективности по интегральному показателю реализации региональной программы могут быть сделаны следующие выводы:
100% - 80% - реализация региональной программы признается эффективной;
80% - 70% - реализация региональной программы признается недостаточно эффективной;
менее 70% - эффективность реализации региональной программы признается низкой.
8. Механизм реализации региональной программы и контроль за ее выполнением
Текущее управление региональной программой осуществляет ее ответственный исполнитель, который:
обеспечивает разработку региональной программы; организует реализацию региональной программы;
принимает решение о необходимости внесения в установленном порядке изменений в региональную программу;
организует работу по достижению целевых показателей;
несет ответственность за достижение целевых показателей региональной программы;
разрабатывает формы отчетности региональной программы, необходимые для осуществления контроля за выполнением региональной программы;
проводит мониторинг реализации региональной программы;
ежегодно проводит оценку эффективности реализации региональной программы;
готовит ежегодный доклад о ходе реализации региональной программы и оценке эффективности ее реализации;
обеспечивает достоверность данных, представляемых в рамках мониторинга реализации региональной программы;
организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение цели и задач региональной программы в печатных средствах массовой информации, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
размещает информацию о ходе реализации и достигнутых результатах региональной программы на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
осуществляет иные полномочия, установленные региональной программой.
Заместитель руководителя департамента |
A.M. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.