Заслушав и обсудив информацию министра экономики Краснодарского края А.А. Руппеля о выполнении государственных программ Краснодарского края (далее также - государственные программы) в 2018 году, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
На сегодняшний день государственные программы представляют собой эффективный инструмент реализации государственной социально-экономической политики, который позволяет в установленные сроки сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей. Переход на программное формирование бюджета позволил повысить прозрачность и результативность государственных расходов, сосредоточить все инструменты, которыми располагает регион для развития экономики, в рамках государственных программ. Подтверждением эффективной бюджетной политики является высокая доля расходов, осуществляемых в рамках государственных программ, в общей структуре расходов краевого бюджета. В 2018 году эта доля составила почти 96 процентов.
На реализацию 27 государственных программ, действующих на территории Краснодарского края в 2018 году, было предусмотрено более 230,9 млрд, рублей средств краевого и федерального бюджетов, что на 8,7 процента больше, чем в 2017 году (в 2017 году - 212,5 млрд. рублей).
Выполнение государственных программ по итогам 2018 года составило 225,9 млрд. рублей, или 97,8 процента выделенных бюджетных ассигнований (в 2017 году выполнение составило 96,8 процента), в том числе за счет средств краевого бюджета - 202,3 млрд. рублей, за счет средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, - 23,6 млрд. рублей.
В 2018 году приоритетными направлениями оставались повышение уровня и качества жизни населения, решение экономических и социальных задач в рамках исполнения принятых бюджетных обязательств.
Бюджет, как и прежде, сохраняет социальную направленность - почти 161,2 млрд. рублей, запланированных на реализацию государственных программ (почти 71 процент средств), были адресованы социальной сфере. При этом на образование направлено 20,8 процента этих средств (48 млрд. рублей), на здравоохранение - более 21,5 процента (49,7 млрд. рублей), на социальную поддержку населения края, в том числе детей и семей, имеющих детей, а также инвалидов и других маломобильных групп населения, - 19,7 процента (45,4 млрд. рублей).
Необходимо отметить, что формирование качественного человеческого потенциала, всей окружающей его социальной и природной среды - ключевая задача долгосрочных планов. Большинство показателей, которые характеризуют динамику социального развития региона, сохранили положительную тенденцию. В 2018 году среди основных итогов реализации программных мероприятий можно выделить следующие.
В целях создания высокого уровня социальной стабильности на основе повышения качества жизни отдельных категорий граждан, обеспечения социальных гарантий жителей края бюджетные средства были направлены:
по государственной программе "Дети Кубани" на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (приобретены 792 жилых помещения). Также по указанной программе в 2018 году различными формами отдыха и оздоровления было охвачено более 144,1 тыс. детей (запланированные программой целевые показатели выполнены);
по подпрограмме "Жилище" государственной программы "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры" органы местного самоуправления 55 муниципальных образований выдали 295 свидетельств о праве на получение социальных выплат (плановый показатель выполнен). В результате жилищные условия улучшили 295 молодых семей;
по подпрограмме "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" предоставлены социальные выплаты 137 семьям в целях улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности. В отчетном году фактически улучшили жилищные условия 70 семей, из которых 49 - молодые семьи и молодые специалисты. Целевой показатель по объему ввода (приобретения) жилья в рамках данной подпрограммы выполнен и составил 6,1 тыс. кв. м, в том числе 4,5 тыс. кв. м жилья - молодым семьям и молодым специалистам;
по подпрограмме "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы "Социальная поддержка граждан", в результате мероприятий которой проведен капитальный ремонт в 31 учреждении социального обслуживания, оснащен технологическим оборудованием и мебелью объект "Краснодарский комплексный центр социального обслуживания населения "Карасунский"; выполнены инженерные изыскания по объекту капитального строительства - "Реконструкция очистных сооружений ГБУ СО КК "Терновский психоневрологический интернат", приобретены 5 автотранспортных средств; 20 единиц технологического оборудования, в том числе 13 единиц прачечного оборудования, 7 единиц оборудования для кондиционирования воздуха. В целях обеспечения пожилых граждан и (или) инвалидов неотложными социальными услугами при комплексных центрах социального обслуживания организована работа 38 мобильных бригад. В 2018 году для оказания неотложных социальных услуг пожилым людям и (или) инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации, осуществлено 1797 выездов, социальные услуги оказаны 12465 нуждающимся.
Для повышения качества жизни пожилых граждан, профилактики социального одиночества в крае установлена форма социального обслуживания граждан пожилого возраста "Приемная семья", представляющая собой совместное проживание и ведение общего хозяйства пожилого человека и гражданина, осуществляющего за ним уход. В 2018 году действовало 260 приемных семей, в которых обслуживалось 276 человек.
Для обеспечения граждан современными средствами и предметами ухода за пожилыми людьми на условиях временного пользования приобретено 230 технических средств. В крае действовали 49 пунктов бесплатного проката технических средств, в которых за 2018 год выдано 4485 технических средств и предметов ухода для 3477 пожилых людей. С целью увеличения периода активного долголетия для граждан пожилого возраста реализуются мероприятия по организации социального туризма, в 2018 году в них приняли участие 1120 граждан пожилого возраста и инвалидов.
В 48 комплексных центрах социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов действовали компьютерные классы (клубы) на 248 учебных мест, в которых в 2018 году обучено основам компьютерной грамотности 2599 человек, в организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность, основам компьютерной грамотности обучено 1105 граждан пожилого возраста и инвалидов.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" министерство труда и социального развития Краснодарского края оказывает финансовую поддержку негосударственным организациям, включенным в Реестр поставщиков социальных услуг Краснодарского края. В 2018 году в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы "Социальная поддержка граждан" социально ориентированными некоммерческими автономными организациями "Центр развития благотворительных программ "Край милосердия" и "Инклюзивный Центр раннего развития "Росток Надежды" было обслужено 79 детей-инвалидов.
В рамках реализации мероприятий указанной подпрограммы проведен капитальный ремонт в государственных автономных учреждениях Краснодарского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением" и "Апшеронский детский оздоровительный лагерь". Выполнены работы по ремонту кровель, замене оконных и дверных блоков, отделке помещений, ремонту санузлов, замене инженерных сетей водоснабжения, электроснабжения, отопления, канализации.
В рамках государственной программы "Развитие образования" обеспечены льготным питанием учащиеся из многодетных семей в муниципальных общеобразовательных организациях (более 78 тыс. учащихся).
Была продолжена работа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в Краснодарском крае. В рамках государственной программы Краснодарского края "Доступная среда" были реализованы мероприятия по обеспечению доступности зданий государственных и муниципальных учреждений сферы социальной защиты населения и занятости, отраслей культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, образования.
Приобретено оборудование и выполнены строительно-монтажные работы (устройство пандусов стационарных, пандусов съемных, ограждений, поручней на лестницах и пандусах, мобильных подъемников, рельефных тактильных напольных полос (обозначений), противоскользящих покрытий, оснащение тактильными табличками, наклейками на ручки и поручни, пиктограммами, информационными знаками и указателями движения, нанесение контрастных обозначений, информационных мнемосхем, приобретение электронных текстовых табло, переустройство входов и путей движения, переоборудование санитарно-гигиенических помещений, приобретение кресел-колясок).
В результате обеспечена доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения в 11 объектов сферы социальной защиты населения, 7 учреждений культуры, 6 государственных учреждений здравоохранения, 7 учреждений спортивной направленности, 10 муниципальных учреждений дошкольного образования.
В рамках обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения транспортной, дорожной и дорожно-транспортной инфраструктурой проведены мероприятия по оснащению 5 единиц общественного пассажирского транспорта радиоинформаторами для ориентирования инвалидов по зрению (город Краснодар), 11 единиц общественного пассажирского транспорта звуковыми и визуальными табло (город Краснодар). На 146 пешеходных переходах проведены работы по обеспечению доступности для инвалидов (в городе Краснодар - 103 перехода, городе Горячий Ключ - 26 переходов, городе Новороссийск - 17 переходов), 37 остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта, расположенных на автомобильных дорогах местного значения, обустроены в соответствии с требованиями доступности для инвалидов (город Краснодар, Абинский район).
На создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов, в 2018 году было направлено 9,4 млн. рублей. За счет данного объема денежных средств в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Краснодарского края "Армавирский индустриально-строительный техникум" приобретены 32 комплекта специализированного оборудования, в том числе 15 комплектов для дистанционного обучения, комплект для проведения видеоконференций, 10 комплектов оборудования для обучения слабослышащих, 2 комплекта оборудования для обучения слабовидящих, 2 комплекта оборудования для обучения лиц с нарушениями опорно-двигательной системы, гусеничный лестничный подъемник, сенсорная комната, оборудована зона отдыха для маломобильных групп населения.
В целях повышения качества жизни инвалидов проведены культурно-массовые мероприятия, направленные на социальную интеграцию инвалидов в общество, обеспечено участие инвалидов во всероссийских фестивалях художественного творчества инвалидов, конкурсах, турнирах, кубках и иных всероссийских культурно-массовых мероприятиях, а также произведена выплата премий инвалидам за успехи в области культурной, спортивной и общественной деятельности (в 2018 году премии получили 15 лауреатов, 3 из которых - дети).
В целях создания новых мест в образовательных организациях в рамках реализации трех государственных программ Краснодарского края осуществлялись строительство и реконструкция 19 муниципальных общеобразовательных организаций и 17 муниципальных дошкольных образовательных организаций, а также были приобретены 6 объектов недвижимости под их размещение.
По государственной программе "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края":
завершено строительство одного детского сада в станице Брюховецкая на 140 мест, в том числе для размещения детей в возрасте от двух месяцев до трех лет - 40 мест, и приобретено четыре объекта недвижимости под размещение детских садов общей вместимостью 730 мест, в том числе для размещения детей в возрасте от двух месяцев до трех лет - 65 мест (город Краснодар (два объекта), город Новороссийск, Гулькевичский район), также завершено строительство трех школ общей вместимостью 1795 мест (город Армавир, город Краснодар, Северский район) и приобретено два объекта под размещение общеобразовательной организации в Краснодаре (на 1550 мест каждый);
велось строительство шести школ общей вместимостью 3050 мест (город-курорт Анапа, город-курорт Сочи (два объекта), Динской район, Кавказский район, Приморско-Ахтарский район) и семи детских садов общей вместимостью 1280 мест (город-курорт Анапа, город-курорт Сочи, город Новороссийск (два объекта), Динской район, Крымский район, Тбилисский район).
По государственной программе "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры":
завершено строительство одного детского сада в Краснодаре на 170 мест и двух общеобразовательных школ общей вместимостью 1500 мест (город-курорт Сочи, город Новороссийск);
велось строительство семи школ общей вместимостью 6475 мест (город Краснодар (шесть объектов), Славянский район) и двух детских садов общей вместимостью 530 мест в Краснодаре.
По государственной программе "Развитие образования":
построено шесть пристроек к детским садам общей вместимостью 260 новых мест, в том числе для размещения детей в возрасте от двух месяцев до трех лет - 230 мест (Кавказский район (60 мест), Абинский район (60 мест), Красноармейский район (40 мест), Лабинский район (30 мест), Павловский район (20 мест), Северский район (50 мест);
за счет проведения капитального ремонта 18 муниципальных общеобразовательных организаций в 11 муниципальных образованиях и строительства пристройки в Ленинградском районе создано 1654 новых места. Дополнительно за счет средств бюджета муниципального образования город-курорт Геленджик введено еще 238 мест.
В рамках государственной программы "Развитие образования" было также реализовано следующее:
движимым имуществом оснащено 6555 новых мест в 27 муниципальных общеобразовательных организациях из 15 муниципальных образований края, приобретено 233 школьных автобуса для 37 муниципальных образований Краснодарского края;
выполнен капитальный ремонт 36 спортивных залов в 23 муниципальных образованиях, из них 26 залов расположены в сельской местности;
завершено строительство восьми универсальных школьных спортивных залов в восьми муниципальных образованиях Краснодарского края (город-курорт Анапа, город-курорт Сочи, город Армавир, город Новороссийск, Белореченский, Крымский, Ленинградский, Северский районы). Согласно срокам выполнения строительно-монтажных работ, предусмотренных муниципальными контрактами, в первом полугодии 2019 года планируется завершение строительства еще трех таких спортивных залов в Красноармейском, Темрюкском и Тихорецком районах;
в 2018 году начата реализация мероприятия по предоставлению субсидий краевого бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края на проведение капитального ремонта зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и благоустройство прилегающих к ним территорий. В семи муниципальных общеобразовательных организациях из пяти муниципальных образований Краснодарского края осуществлены работы по замене оконных блоков, укладке тротуарной плитки и асфальтового покрытия, благоустройству школьных территорий.
Развитие и совершенствование здравоохранения входят в число важнейших направлений социальной политики региона.
В 2018 году на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения" направлено 49,7 млрд. рублей, за счет которых продолжены оказание медицинской помощи жителям Кубани, профилактика заболеваний и формирование у населения края здорового образа жизни, укрепление материально-технической базы лечебных учреждений.
В рамках реализации мероприятий указанной государственной программы в 16 объектах здравоохранения проведен капитальный ремонт (план - 6 учреждений). В том числе - в 11 учреждениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь (психиатрические, наркологические, кожно-венерологические, противотуберкулезные диспансеры, инфекционные больницы), в 3 учреждениях министерства здравоохранения Краснодарского края, оказывающих специализированную помощь детям (ГБУЗ "Специализированная клиническая детская инфекционная больница", ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница", ГКУЗ "Детский санаторий для лечения туберкулеза
всех форм "Ласточка"), в двух государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Краснодарского края, - "Ейский медицинский колледж" и "Кропоткинский медицинский колледж".
Приобретены 84 единицы медицинского оборудования, в том числе компьютерные томографы, лапароскопические стойки, аппарат для проведения диализа, кабинет маммографический цифровой передвижной, электродерматомы.
Приобретены 1052 единицы медицинских изделий и лекарственных средств для оказания населению в муниципальных образованиях края паллиативной медицинской помощи, 480 медицинских изделий для развития материально-технической базы детских поликлинических отделений в муниципальных образованиях.
К 2018 году выполнено 758 операций по пересадке донорских органов, в 2018 году - 55 операций. По количеству проведенных трансплантаций органов Краснодарский край входит в тройку лидеров Российской Федерации и опережает остальные регионы России почти в 2,5 раза.
В целях повышения доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" в 22 муниципальных образованиях завершено строительство 25 зданий офисов врачей общей практики (план - ввод 28 объектов), по трем из этих зданий строительно-монтажные работы будут завершены в 2019 году. В четырех муниципальных образованиях завершено строительство пяти зданий врачей общей практики в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (план - четыре объекта), кроме того, завершено лицензирование и введены в эксплуатацию два здания врачей общей практики, построенных в прошлом году.
Приобретены три передвижных медицинских комплекса для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с численностью населения до 100 человек (Кущевский, Приморско-Ахтарский, Белореченский районы). На эти цели направлено 18030 тыс. рублей.
Приобретено 11 модульных конструкций врачебных амбулаторий, фельдшерских пунктов и фельдшерско-акушерских пунктов для населенных пунктов с численностью населения от 101 до 2000 человек, на эти цели направлено 22066,0 тыс. рублей.
В 2018 году завершалась реализация государственной программы "Обеспечение участия Краснодарского края в подготовке и проведении Кубка конфедераций в 2017 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации". В целях подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации в рамках указанной государственной программы введены в эксплуатацию четыре тренировочные площадки для подготовки к проведению матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Анапе и Геленджике. На данное мероприятие за 2018 год направлено около 298,0 млн. рублей средств федерального и краевого бюджетов. Кроме того, для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа в периоды проведения вышеуказанных спортивных мероприятий осуществлены лизинговые платежи по 60 автобусам вместимостью свыше 66 мест. А также в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации обеспечена антитеррористическая защищенность и безопасность спортивных объектов, обеспечена организация пропускного и внутриобъектового режимов Центрального стадиона города Сочи, выполнены иные требования Международной федерации футбольных ассоциаций к проведению Кубка конфедераций в 2017 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации.
В рамках государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" в целях обеспечения условий для занятий физической культурой и массовым спортом:
завершено строительство восьми многофункциональных спортивно-игровых площадок с зоной уличных тренажеров и воркаута в муниципальных образованиях Ленинградский район, Приморско-Ахтарский район (две площадки),
Тбилисский район, Славянский район, Белоглинский район, Туапсинский район и Красноармейский район; выделены средства на строительство трех многофункциональных спортивно-игровых площадок, завершение строительства которых запланировано на 2019 год (Крымский район, Тихорецкий район и Темрюкский район);
начаты работы по капитальному ремонту двух муниципальных спортивных учреждений в Гулькевичском районе, Новоминском сельском поселении Каневского района, завершение которых будет осуществлено в 2019 году;
начаты работы по строительству крытого плавательного бассейна в БОУ СОШ N 1 муниципального образования Динской район Краснодарского края, завершение строительства запланировано на 2019 год;
построено шесть малобюджетных спортивных залов шаговой доступности (Новокубанский район, Успенский район, Абинский район, Тбилисский район, Курганинский район, Ейский район), а также начато строительство девяти малобюджетных спортивных залов, завершение строительства которых запланировано на 2019 год. Четыре из этих малобюджетных спортивных залов должны были построить в 2018 году, но строительство не завершено в срок.
В целях развития сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" построено шесть многофункциональных спортивных игровых площадок в сельской местности (Брюховецкий район, Выселковский район, Динской район, Калининский район, Ленинградский район), из которых были введены в эксплуатацию две площадки. Кроме того, были введены еще три площадки, финансируемые в 2017 году, в Кущевском, Новопокровском и Усть-Лабинском районах.
В рамках подпрограммы "Развитие общественной инфраструктуры" государственной программы "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края" приобретен объект недвижимости для размещения Дворца спорта "Кубань" в станице Стародеревянковская Каневского района.
В рамках государственной программы "Развитие культуры" осуществлен ремонт зданий 34 муниципальных учреждений культуры (в том числе 30 клубных учреждений и 4 детские школы искусств); укреплена материально-техническая база в 48 муниципальных учреждениях культуры (в том числе в 39 клубных учреждениях, 1 кинотеатре, 1 библиотеке, 7 детских школах искусств) и муниципальных театрах (Армавирский театр драмы и комедии, Туапсинский театр юного зрителя, Театр юного зрителя и Новый театр кукол муниципального автономного театрально-концертного учреждения муниципального образования город Краснодар "Краснодарское творческое объединение "Премьера").
В сфере развития инженерной инфраструктуры построено более 201 км газопроводов и распределительных газовых сетей в рамках государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса" и государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия". Субсидии были распределены 41 муниципальному образованию на реализацию 50 инвестиционных проектов (27 проектов в рамках развития сельских территорий).
Введено 34,94 МВт новых тепловых мощностей за счет реконструкции и технического перевооружения 16 объектов теплоснабжения на территории Краснодарского края в рамках государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса".
В 12 муниципальных образованиях выполнены строительно-монтажные и ремонтные работы на 17 объектах водоснабжения и водоотведения муниципальной собственности в рамках государственной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" и государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
В результате реализации федерального приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" в 2018 году в рамках государственной программы "Формирование современной городской среды" в 41 муниципальном образовании обеспечено благоустройством 86 дворовых и общественных территорий, 2 городского парка в городах Тихорецк и Кореновск.
В 2018 году в рамках государственной программы "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" за счет средств дорожного фонда:
построено (реконструировано) 29,36 км дорог регионального значения. Введено в эксплуатацию 9 объектов общей протяженностью 29,36 км, из них 4 мостовых сооружения протяженностью 380,575 погонных метра;
введено в эксплуатацию после ремонта и капитального ремонта 742,4 км автодорог регионального значения (план - 720 км);
выполнены работы по содержанию 8896,6 км дорог регионального значения;
построено (реконструировано) 6,12 км дорог местного значения (город Краснодар, город-курорт Сочи, Гулькевичское городское поселение);
отремонтировано 758,54 км дорог местного значения (план - 724,86 км), в том числе по Краснодарской городской агломерации - 89,4 км дорог (100 процентов от плана);
выполнялись работы по содержанию дорог местного значения муниципального образования город-курорт Сочи общей площадью 357,58 тыс. кв. м и муниципального образования город Краснодар общей площадью 16883,83 тыс. кв. м.
Также выполнялись работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах регионального значения в Апшеронском, Белореченском, Туапсинском районах, городе Сочи, дорогах местного значения в городе Сочи и Псебайском городском поселении Мостовского района.
Продолжена реализация мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды, в рамках государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства". Так, в рамках указанной программы в 2018 году подготовлены материалы для утверждения границ, режима особой охраны, функционального зонирования, создания охранных зон и снятия статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения; проведено комплексное экологическое обследование государственного природного заказника "Агрийский" в целях уточнения его границ; проведены 55 мероприятий в рамках лабораторного обеспечения государственного экологического надзора, 2 экологических семинара-совещания; подготовлен доклад о состоянии природопользования и об охране окружающей среды; в рамках информирования населения Краснодарского края о состоянии атмосферного воздуха подготовлен фильм "Состояние атмосферного воздуха в Краснодарском крае" и размещена информация в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Большое внимание органами государственной власти Краснодарского края всегда уделяется реализации мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Данные меры определены государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" и направлены на увеличение объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Кубани, модернизацию агропромышленного комплекса и ускоренное развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В рамках реализации мероприятий данной государственной программы особое внимание было уделено поддержке малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса Краснодарского края.
В 2018 году была оказана грантовая поддержка сельскохозяйственным потребительским кооперативам в объеме 316,4 млн. рублей, выдано 10 грантов на развитие материально-технической базы.
Кроме того, оказывалась грантовая поддержка 40 крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее также - КФХ) в сумме 89,3 млн. рублей в рамках поддержки начинающим фермерам. На развитие семейных животноводческих ферм гранты в сумме 258,7 млн. рублей выданы 14 КФХ.
34 главы КФХ, осуществляющие свою деятельность не менее 12 месяцев с даты регистрации, получили фантовую поддержку на закладку садов интенсивного типа.
Организована и проведена агропромышленная выставка "Кубанская ярмарка".
В 2018 году оказывалась государственная поддержка субъектам малых форм хозяйствования на возмещение части затрат на производство реализованной сельскохозяйственной продукции (мясо, молоко), строительство теплиц, приобретение сельскохозяйственных животных, систем капельного орошения в объеме 462,9 млн. рублей.
В 2018 году предоставлялись субсидии на гидромелиоративные мероприятия (строительство, реконструкция и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих на праве собственности (аренды) сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг), за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов), в результате было введено в эксплуатацию 3,544 тыс. га мелиорируемых земель, проведены мероприятия по защите от водной эрозии, затопления и подтопления 17,9 тыс. га земель.
В 2018 году особое внимание было уделено государственной поддержке промышленности. На реализацию мероприятий государственной программы "Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности" направлено 594,5 млн. рублей.
По различным направлениям поддержки предоставлены субсидии 33 промышленным предприятиям на общую сумму 83,7 млн. рублей. Оказана дополнительная поддержка промышленным предприятиям, обеспечивающим занятость инвалидов, в виде субсидирования затрат на заработную плату инвалидов, в результате сохранено 139 рабочих мест.
Предоставлена субсидия 500 млн. рублей унитарной некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Краснодарского края" (далее - Фонд) на обеспечение ее уставной деятельности в целях оказания финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности.
Экспертным советом Фонда одобрены к предоставлению займы 20 промышленным предприятиям на общую сумму более 382,9 млн. рублей, фактически предоставлены в 2018 году займы 16 промышленным предприятиям по программам Фонда "Проекты развития", "Бизнес оборот", "Чрезвычайная ситуация".
Вместе с тем результаты проведенного анализа выполнения государственных программ в 2018 году свидетельствуют о наличии определенных недостатков.
Основными причинами неполного освоения бюджетных средств в рамках государственных программ явились несоблюдение обязательств поставщиками и подрядными организациями, несвоевременная корректировка проектно-сметной документации, отсутствие необходимых экспертиз по объектам капитального строительства, позднее внесение изменений в государственные программы и иные нормативные правовые акты, необходимые для их реализации, незавершенное оформление земельных участков, отсутствие заявителей для получения субсидии на поддержку при заявительном характере реализации мероприятий государственных программ, позднее выделение средств краевого и федерального бюджетов, несвоевременное проведение конкурсных процедур для заключения контрактов.
На результативность государственных программы в силу их комплексности в большой степени влияет нарушение любого из их элементов. Срыв сроков, невыполнение предусмотренных программных действий в ряде случаев приводят к ситуации, при которой в итоге не только не достигается главная цель программы, но и уже затраченные средства не дают нужной отдачи.
В отчетном периоде по государственной программе "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" неосвоение средств краевого бюджета составило 1933 млн. рублей. При этом экономия, сложившаяся по результатам проведенных торгов и в результате снижения стоимости по некоторым контрактам, составила более 300 млн. рублей. Неполное выполнение объема финансирования произошло в том числе из-за сложившегося резерва средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (368,4 млн. рублей), незавершения процедур межевания, подготовки землеустроительных дел, выкупа и аренды земельных участков (121,6 млн. рублей), а самая существенная часть - это невыполнение подрядными организациями контрактных обязательств в сумме 928 млн. рублей.
По мероприятиям, направленным на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, из 19 объектов, запланированных к вводу в 2018 году, введено в эксплуатацию только 9 объектов. По 10 объектам протяженностью 11,986 км работы не завершены в связи с невыполнением некоторыми подрядными организациями контрактных обязательств, в том числе вследствие неблагоприятных погодных условий и низких темпов производства работ, а также из-за нерешенных вопросов по выкупу земельных участков, необходимых для размещения объектов.
В рамках мероприятий, направленных на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, субсидии, предоставленные Апшеронскому городскому поселению из средств краевого бюджета на указанные цели, не освоены более чем на 22 млн. рублей в связи с необходимостью изменения проектных решений и корректировки проектной документации.
В рамках мероприятий, направленных на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения, субсидия, предоставленная из средств краевого бюджета муниципальному образованию город-курорт Геленджик на реконструкцию улицы в с. Дивноморское, в сумме 84,3 млн. рублей так и не была освоена в связи с обнаружением на всем протяжении участка строительства подземных и надземных коммуникаций, не учтенных проектом, а также в связи с тем, что участок попадает в зону археологических исследований.
В 2018 году по государственной программе "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" неосвоение средств краевого бюджета составило более 380 млн. рублей. При этом около 120 млн. рублей не освоены по объектам капитального строительства государственной собственности Краснодарского края ("Водовод от ВНС 3 подъема до ПК 120 Троицкого группового водопровода", "Водовод от ВНС 2 подъема до ВНС 3 подъема Троицкого группового водопровода", "13 скважин на водозаборе Троицкого группового водопровода", "Строительство второй нитки водоводов от РЧВ на горе Чиркова до РЧВ в районе станицы Тамань и резервуаров чистой воды Таманского группового водопровода", "Вторая нитка Ейского группового водопровода от ПК 113", "Очистные сооружения канализации "Бзугу", "Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе") из-за доработки проектно-сметной документации в связи с низким ее качеством, наличия отрицательных заключений государственной экспертизы, устранения выявленных замечаний, повторного прохождения государственной экспертизы, длительных конкурсных процедур по определению подрядных организаций, несостоявшихся торгов.
Муниципальными образованиями не освоено более 90 млн. рублей, выделенных из средств краевого бюджета на водоснабжение и водоотведение.
Так, по мероприятиям указанной государственной программы, направленным на водоснабжение с. Ахштырь Адлерского района города Сочи, не освоено более 10 млн. рублей, на прокладку магистрального трубопровода в Темрюкском районе не освоено более 53 млн. рублей, на ремонт очистных сооружений канализации в ст-це Нижнебаканская Крымского района не освоено более 13 млн. рублей, на ремонт канализационной сети в городе Кропоткин не освоено более 5 млн. рублей. Такая ситуация сложилась в связи с отсутствием необходимых согласований, нарушением подрядной организацией графика проведения работ, отклонением строительных работ от технического задания и аукционной документации.
По мероприятию, направленному на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, муниципальным образованием город-курорт Сочи не освоено более 130 млн. рублей на приобретение 117 квартир в строящемся 18-этажном доме в связи с нарушением подрядной организацией сроков исполнения муниципального контракта.
В отчетном периоде по подпрограмме "Жилище" государственной программы "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры":
по мероприятиям по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, субсидии также не были освоены в полном объеме. Так, на обеспечение земельного участка объектами инженерной инфраструктуры в с. Джигинка Анапского район не освоено более 17 млн. рублей в связи с длительными конкурсными процедурами по определению подрядных организаций, а также нарушением подрядной организацией сроков исполнения муниципального контракта;
по мероприятиям по строительству (реконструкции) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения) не освоено 146,4 млн. рублей. Из запланированных к завершению строительством восьми объектов завершено только три. При этом не завершено строительством два детских сада и три школы (детский сад в пос. Индустриальный по ул. Фанагорийской, детский сад в городе Краснодар
по ул. Красных Партизан 1/4, пристройка к гимназии N 23 в городе Краснодар, школа в пос. Пригородный муниципального образования город Краснодар по ул. Сербской, 7, школа в городе Славянск-на-Кубани) из-за нарушения подрядчиками сроков проведения работ, установленных муниципальными контрактами, и несвоевременного (в длительные поздние сроки) получения заказчиком положительного заключения государственной экспертизы на проект;
по мероприятиям, направленным на строительство очистных сооружений канализации производительностью от 3000 м3/сутки, в Павловском районе не освоено 47,3 млн. рублей из-за длительного проведения конкурсных процедур по определению подрядчика, а также из-за неблагоприятных погодных условий.
По государственной программе "Развитие физической культуры и спорта" не достигнуты в полном объеме запланированные результаты реализации мероприятия по строительству объектов спортивной инфраструктуры - малобюджетных спортивных комплексов шаговой доступности. Из 10 малобюджетных спортивных комплексов, запланированных к окончанию строительства в 2018 году, фактически завершено строительством 6 объектов. Строительство 4 объектов не завершено в 2018 году (Апшеронский район, Усть-Лабинский район, Белоглинский район, Кущевский район). Причинами отставания от графика выполнения работ стали необходимость корректировки проектно-сметной документации, а также нарушение подрядными организациями условий муниципального контракта по срокам завершения работ. При этом необходимо отметить, что министерством физической культуры и спорта Краснодарского края указанным муниципальным образованиям средства краевого бюджета были распределены в ноябре 2017 года постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2017 года N 875.
Общий объем неосвоения бюджетных средств составил чуть более
5 млрд. рублей. Из них экономия, сложившаяся при реализации программных мероприятий, составила около 1,3 млрд. рублей, или почти 26 процентов от общего объема неосвоения, в 2017 году экономия на таком же уровне, в том числе в результате оптимизации цены контрактов по итогам проведения конкурентных процедур определения поставщиков, - 329 млн. рублей.
Кроме того, почти 395 млн. рублей не израсходованы в связи с отсутствием потребности в указанных средствах при реализации программных мероприятий (7,8 процента от общего объема неосвоения). Так, например, осталось в резерве более 368 млн. рублей, выделенных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах общего пользования регионального и местного значения.
Из-за позднего заключения государственных и муниципальных контрактов не освоено почти 279 млн. рублей (5,5 процента от общего объема неосвоения), в том числе на муниципальном уровне - 95 млн. рублей. Однако в 2017 году объем такого неосвоения был значительно выше - 750 млн. рублей.
Среди объективных факторов неосвоения бюджетных средств по государственным программам можно назвать:
неисполнение (ненадлежащее) исполнение поставщиками (подрядчиками) условий государственных и муниципальных контрактов (в том числе отставание от графика выполнения работ, обусловленное неблагоприятными погодными условиями). Данный фактор имел место при реализации 11 программ, в результате не освоено почти 1,3 млрд. рублей (более 25 процентов от общего уровня неосвоения, в 2017 году - 1,1 млрд. рублей), в том числе на муниципальном уровне - почти 379 млн. рублей;
заявительный характер реализации программных мероприятий в сфере государственной поддержки отраслей экономики и социальной поддержки населения. Не освоено более 403 млн. рублей (7,7 процента от общей суммы неосвоения, в 2017 году - 259 млн. рублей);
несоблюдение получателями господдержки условий субсидирования (неполный пакет документов). Не освоено 96 млн. рублей (1,9 процента от общей суммы неосвоения, в 2017 году - 36,2 млн. рублей);
невозможность выполнения муниципальных контрактов (чрезвычайные ситуации, технические условия), не освоено почти 133 млн. рублей (2,6 процента от общей суммы неосвоения).
В целом реализация государственных программ в 2018 году позволила добиться значительной концентрации бюджетных средств на решение важных неотложных социальных проблем и достичь существенных результатов во многих отраслях экономики Краснодарского края.
На основании вышеизложенного и в целях повышения эффективности результатов дальнейшей реализации государственных программ Краснодарского края Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Признать результаты выполнения государственных программ Краснодарского края в 2018 году удовлетворительными.
2. Отметить недостаточную работу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, департамента строительства Краснодарского края в части использования предусмотренных объемов финансирования и достижения плановых целевых показателей, определенных государственными программами.
3. Рекомендовать министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и департаменту строительства Краснодарского края в ходе реализации мероприятий государственных программ Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса", "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" и "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры":
1) принять меры по недопущению в 2019 году недостатков, выявленных при выполнении мероприятий государственных программ Краснодарского края в 2018 году;
2) своевременно осуществлять распределение выделенных средств краевого бюджета муниципальным образованиям;
3) обеспечить ввод объектов государственной собственности Краснодарского края в сфере водоснабжения в эксплуатацию в срок, установленный в государственной программе Краснодарского края;
4) обеспечить системный контроль за соблюдением календарно-сетевых графиков реализации объектов капитального строительства.
4. Рекомендовать министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края:
1) усилить контроль за реализацией мероприятий, направленных на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, обеспечить реализацию проектов со сроком завершения в 2019 году до конца текущего года;
2) обеспечить контроль сроков выполнения муниципальными образованиями Краснодарского края работ, установленных региональным проектом "Программа дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, объектов улично-дорожной сети на 2019 - 2024 годы" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
5. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Краснодарского края, ответственным за реализацию государственных программ:
1) принять меры по устранению выявленных при реализации мероприятий государственных программ в 2018 году недостатков;
2) повысить уровень контроля за выполнением государственных программ;
3) обеспечить соблюдение сроков утверждения порядков предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам, утверждения распределения (дополнительного распределения) субсидий между муниципальными образованиями Краснодарского края и заключения соглашений в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 марта 2019 года N 42-р "О мерах по реализации Закона Краснодарского края от 21 декабря 2018 года N 3939-КЗ "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов";
4) обеспечить полное освоение выделенных средств федерального, краевого и местных бюджетов и достижение плановых значений установленных целевых показателей в 2019 году;
5) обеспечить качество планирования мероприятий государственных программ и взаимодействие с органами местного самоуправления в Краснодарском крае, исключающие расходование средств местных бюджетов на разработку проектов незапланированных объектов;
6) обеспечить постоянный контроль за своевременным выполнением программных мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края;
7) по итогам каждого квартала 2019 года обеспечить представление в Законодательное Собрание Краснодарского края в установленном порядке отчетов о ходе выполнения государственных программ;
8) обеспечить ежемесячный мониторинг выполнения государственных программ и представление информации в Законодательное Собрание Краснодарского края;
9) усилить взаимодействие с профильными постоянными комитетами Законодательного Собрания Краснодарского края при разработке проектов государственных программ и подготовке предложений о внесении изменений в действующие государственные программы.
6. Рекомендовать министерству финансов Краснодарского края обеспечить финансирование государственных программ в утвержденных объемах и в сроки, позволяющие своевременно провести необходимые закупки конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и реализовать мероприятия государственных программ.
7. Рекомендовать министерству экономики Краснодарского края обеспечить повышение качества мониторинга, анализа выполнения и оценки результативности реализации государственных программ.
8. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
1) принять меры по устранению выявленных при реализации мероприятий государственных программ в 2018 году недостатков;
2) предусматривать в бюджетах муниципальных образований Краснодарского края в полном объеме средства на исполнение расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из краевого бюджета в рамках мероприятий государственных программ;
3) обеспечить полное и своевременное освоение средств федерального и краевого бюджетов, выделенных органам местного самоуправления на решение вопросов местного значения на условиях софинансирования.
9. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края взять под личный контроль организацию своевременного выполнения программных мероприятий и эффективного использования бюджетных средств.
10. Рекомендовать представительным органам муниципальных образований Краснодарского края рассмотреть настоящее постановление на ближайших сессиях и принять меры по обеспечению полного и своевременного освоения бюджетных средств и выполнения мероприятий в рамках государственных программ.
11. Рекомендовать постоянным комитетам Законодательного Собрания Краснодарского края ежемесячно осуществлять мониторинг выполнения государственных программ и ежеквартально подводить итоги реализации государственных программ на заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания Краснодарского края с участием представителей органов исполнительной власти Краснодарского края (координаторов программ) и представителей муниципальных образований Краснодарского края.
12. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике совместно с профильными постоянными комитетами Законодательного Собрания Краснодарского края осуществлять ежемесячный текущий контроль и ежеквартальный контроль за ходом реализации государственных программ.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
22 апреля 2019 года
N 1087-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 апреля 2019 г. N 1087-П "О выполнении государственных программ Краснодарского края в 2018 году"
Настоящее постановление вступает в силу с 22 апреля 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 29 апреля 2019 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 30 апреля 2019 г.