В городе Ростове-на-Дону сформирована система поддержки талантливых и одарённых детей и подростков. В рамках этой системы создается творческая среда, обеспечивающая возможность самореализации учащимися муниципальных образовательных учреждений.
Приоритетными направлениями, обеспечивающими условия для развития детей и подростков с высокой мотивацией к обучению и их поддержку являются:
- организация мероприятий по расширению участия талантливых и одаренных детей и подростков во Всероссийской олимпиаде школьников;
- развитие системы дополнительного образования, создание оптимальных условий для удовлетворения потребностей одаренных детей и подростков, интеграция с учреждениями спорта, культуры;
- стимулирование научно-исследовательской деятельности старшеклассников через создание разветвленной системы сотрудничества с вузами Южного федерального округа и других регионов России;
- расширение участия в заочных научных школах, фестивалях и творческих конкурсах.
Более 20 тысяч талантливых и одарённых детей и подростков реализуют свои способности, повышают уровень академических предметных знаний и умений через разнообразный спектр мероприятий в рамках муниципального проекта "Одаренные дети".
На базе 42 стажировочных площадок - предметных лабораторий организуется общеобразовательная внеурочная деятельность на индивидуальной и опережающей основе по программе углубленного обучения в малых группах.
В 2016 - 2017 учебном году в базе данных одаренных детей состоит 1127 человек, которые активно участвуют в еженедельных занятиях школьных предметных лабораторий, слушают лекции известных ученых высшей школы в рамках программ "Мини-университет" и "Университетские субботы" на базе Южного Федерального Университета (ЮФУ), Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), Института управления, бизнеса и права (ИУБИП), Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ), Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), Донского Государственного технического университета (ДГТУ), Донского педагогического колледжа (ДПК).
Каждую неделю, в соответствии с планом-графиком, обучающиеся, посещающие вузы города Ростова-на-Дону, знакомятся со спецификой вузов под руководством опытных преподавателей и студентов-старшекурсников, посещают лекционные занятия, участвуют в практикумах, разрабатывают мини-проекты. Форма проблемного обучения реализуется через деловые игры, тренинги, квесты, мастер-классы, направленные на профориентацию и развитие универсальных компетенций. Активно развивается инженерно-техническое направление - на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону "Дворец творчества детей и молодежи" стартовал проект "Робототехника - в каждую школу".
Главная цель стажировочных площадок - погружение участников в учебную среду вузов и создание эффективных условий для их профессионального самоопределения. Более 1000 обучающихся муниципальных образовательных учреждений являются участниками заочных предметных школ, дистанционных творческих объединений.
Новой формой работы стала организация проектных смен в каникулярное время ("Неделя академической мобильности"), в которых приняли участие более 600 обучающихся. Школьниками были разработаны 114 проектов, прошедшие защиту на базе ЮФУ и РИНХ. Лучшие были отмечены наградами Управления образования города Ростова-на-Дону и ректоратов вузов.
Кроме того, было организовано участие в тренингах по подготовке к олимпиадам различного уровня (422 обучающихся), "Биотурнире" (10 команд, 110 обучающихся), он-лайн олимпиадах "Плюс" (195 человек), "Я - бакалавр" (178 человек), "Инженерная олимпиада Звезда 2016" на базе ДГТУ (72 человека), во Всероссийском географическом диктанте на базе Института наук о Земле (119 обучающихся), проекте "Предпринимательский всеобуч" на обучающей платформе банка Открытое Акционерное Общество "Центр-Инвест", участие в работе сетевых лабораторий Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО) (более 500 школьников), 6 обучающихся школ города участвовали в региональной смене по математике в образовательном центре "Сириус" с 1 по 24 ноября 2016 года. Готовится к изданию сборник, в который войдут 18 лучших проектных работ.
В августе 2017 года Управление образования города Ростова-на-Дону совместно с московским Центром педагогического мастерства "Новые идеи" на базе ЮФУ организует работу летней профильной смены - школа "Надежда". Основная цель летней профильной смены - раскрытие потенциала талантливых и одаренных детей и подростков в различных областях науки на основе использования новых технологий обучения. Участниками лагеря станут 100 талантливых детей и подростков. Отбор участников школы "Надежда" осуществлялся на основании анализа публичных результатов достижении школьников.
В планах Управления образования города Ростова-на-Дону создание детского интеллектуального центра, расширение профильных технических направлений "Опережая время", организация зимней сессии бизнес-проектов и школы дизайн-проектов, повышение квалификации учителей, работающих с талантливыми и одаренными детьми и подростками.
Реализация муниципального проекта "Одаренные дети", позволила: расширить возможности учителей по использованию городской среды как образовательного ресурса; реализовать принципы системно - деятельностного подхода в образовательной и воспитательной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта; повысить уровень социальной активности обучающихся.
Вместе с тем, в целях системного выявления и дальнейшего сопровождения одаренных в инженерных науках детей, необходимо внедрение нового российского формата дополнительного образования детей в сфере инженерных наук. Таким форматом является федеральная сеть детских технопарков "Кванториумы", отличающиеся уникальным технологическим оборудованием и современным подходом к обучению.
Кроме того требует дальнейшего развития образовательная программа "Школьная лига РОСНАНО", целью которой является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь - естественнонаучного. С целью эффективного внедрения технологий программы, необходимо создание ресурсных центров данной программы на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону "Школа N 115", Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону "Лицей N 50 при ДГТУ".
Необходимо создавать опорные площадки на базе школ города Ростова-на-Дону для реализации проекта "Робототехника - в каждую школу".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 21, 39, 41 Устава города Ростова-на-Дону, городская Дума
решила:
1. Информацию "О деятельности Управления образования города Ростова-на-Дону по обеспечению условий для развития детей с высокой мотивацией к обучению, поддержке талантливых и одаренных детей и подростков" принять к сведению.
2. Управлению образования города Ростова-на-Дону (В. А Чернышова):
1) продолжить развитие и совершенствование научной и методической базы, внедрение в образовательную деятельность современных образовательных технологий в сфере организации работы по развитию и поддержке талантливых и одаренных детей и подростков;
2) обеспечить реализацию системных и программно-целевых мероприятий по развитию и поддержке талантливых и одаренных детей и подростков, в том числе на основе социального партнерства;
3) разработать проект детского технопарка "Кванториум" на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону "Дворец творчества детей и молодежи" для привлечения детей и подростков к изучению и практическому применению инновационных технологий;
4) открыть ресурсные центры по реализации Программы "Школьная лига РОСНАНО" на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону "Школа N 115", Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону "Лицей N 50 при ДГТУ";
5) создать опорные площадки на базе школ города Ростова-на-Дону для реализации проекта "Робототехника - в каждую школу".
3. Управлению по информационной политике и взаимодействию со СМИ Администрации города Ростова-на-Дону (М.А. Давыдова) совместно с Управлением образования города Ростова-на-Дону В.А. Чернышова) разработать мероприятия по освещению в СМИ и на официальном Интернет-портале Ростовской-на-Дону городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону информации по освещению деятельности Управления образования по обеспечению условий для развития детей с высокой мотивацией к обучению, поддержке талантливых и одаренных детей и подростков.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по образованию, науке и культуре (И.Н. Нестеренко).
22 августа 2017 г.
Председатель городской Думы - |
З. В. Неярохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 22 августа 2017 г. N 372 "О деятельности Управления образования города Ростова-на-Дону по обеспечению условий для развития детей с высокой мотивацией к обучению, поддержке талантливых и одаренных детей и подростков"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в информационном бюллетене "Ростов-официальный" от 30 августа 2017 г. N 35(1188)
Настоящий документ снят с контроля