Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния сферы благоустройства на территории Ростовской области
1.1. Благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований Ростовской области, в том числе общественных и дворовых территорий - одна из актуальных проблем современного градостроительства в муниципальных образованиях. Именно в этой сфере создаются условия для здоровой, комфортной и удобной жизни населения.
Благоустройство территории - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территорий муниципального образования мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Выполнение комплекса мероприятий по повышению качества и комфорта городской среды на территории области направлено на улучшение экологического состояния и внешнего облика, создание более комфортных микроклиматических, санитарно-гигиенических и эстетических условий на улицах, парках, набережных, скверах, площадях и т.д.
Благодаря благоустройству и озеленению территорий создаются условия для здоровой, комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, квартала, микрорайона.
Проблема благоустройства территории является одной из насущных, требующей каждодневного внимания и эффективного решения.
Повышение уровня благоустройства территории стимулирует позитивные тенденции в социально-экономическом развитии территории и, как следствие, повышение качества жизни населения.
Содержание жилищного фонда многоквартирных домов с придомовыми территориями, инженерными коммуникациями, направленное на поддержание экологически и эстетически организованной городской среды, требует значительных трудовых, материальных, финансовых средств.
1.2. По данным муниципальных образований по состоянию на 1 января 2016 г., площадь территорий муниципальных образований Ростовской области составляет 100,8 тыс. кв. километров. Численность населения более 4,2 млн человек. На территории области общее количество объектов благоустройства - 21 667, из них: 762 - скверы, площади, аллеи, пляжи; парков - 421; дворовых территорий - 20 484. Протяженность улиц - 21,3 тыс. километров, пешеходных тротуаров - 6,9 тыс. километров, установлено 3 783 игровых и 1 194 спортивных площадок.
По состоянию на 1 июля 2017 г. на территории Ростовской области расположено 265 городских и сельских поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения более 1 000 человек. Населенных пунктов с численностью населения более 1 000 человек - 327. Численность населения, проживающего на территориях данных населенных пунктов, более 1 300 тыс. человек.
Территория Ростовской области, в том числе территории населенных пунктов с численностью населения более 1 000 человек, характеризуется низким уровнем благоустроенности, включая дворовые территории многоквартирных домов, общественные территории (площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы и иные территории) и места массового отдыха населения (парки малых городов), что ухудшает условия проживания населения Ростовской области и не отвечает современным требованиям жителей области.
1.3. Современные приоритеты ведут к необходимости качественной перестройки городской среды. Современный горожанин воспринимает всю территорию как общественное пространство и ожидает от него безопасности, комфорта, функциональности и эстетики. Рационально выстроенная городская среда позволяет снизить градус социальной напряженности.
В комфортных, современных и безопасных районах городов формируются творческие и интеллектуальные кластеры, создаются новые точки притяжения талантливых людей, растет востребованность недвижимости, способствующей новому качеству жизни.
Анализ современного состояния сферы благоустройства показывает следующее:
вопросы благоустройства занимают значительное место в перечне требований к качеству жизни граждан России;
сфера благоустройства, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стала инвестиционно-привлекательным для частного бизнеса сектором экономики;
внимание вопросам благоустройства территорий всегда уделялось в последнюю очередь.
Без принятия срочных мер правового и институционального характера на государственном, в том числе региональном уровне, переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения удовлетворенности населения муниципальных образований Ростовской области уровнем благоустроенности дворовых территорий, общественных территорий и мест массового отдыха населения не представляется возможным.
1.4. В целях продолжения ранее начатой работы по созданию благоприятных условий проживания граждан в рамках Стратегического направления России "ЖКХ и городская среда" для решения задач приведения в надлежащее состояние дворовых территорий и общественных пространств Ростовской области необходима реализация мероприятий государственной программы.
В целях настоящей государственной программы под общественной территорией понимаются территории муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки, иные территории) (далее - общественные территории).
Под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирному дому (или нескольким), с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам (далее - дворовая территория).
Под местом массового отдыха населения (городским парком) понимается озелененная территория многофункционального или специализированного направления рекреационной деятельности, предназначенная для периодического массового отдыха населения, расположенная в городах с численностью населения до 250 тыс. человек.
В период 2018 - 2022 годов мероприятия по благоустройству территорий будут проведены в населенных пунктах с численностью населения свыше 1 000 человек.
1.5. Одно из главных условий проекта - вовлечение в его реализацию широких масс населения, проведение общественных обсуждений. Именно участие граждан позволит разработать программные мероприятия по формированию комфортной городской среды, выработать системный подход повышения качества и комфорта жизни населения Ростовской области, создать позитивную социальную атмосферу.
При организации общественного участия граждан, организаций и иных лиц в обсуждении проекта муниципальной программы, проектов по благоустройству дворовых и общественных территорий, мест массового отдыха населения (городских парков) рекомендуется задействовать специальные механизмы и социальные технологии.
Также при реализации проектов по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий и мест массового отдыха населения (городских парков) рекомендуется обеспечить информирование граждан, организаций и иных лиц о планирующихся изменениях и возможности участия в этом процессе.
К участию в мероприятиях по благоустройству дворовых и общественных территорий в муниципальных образованиях области рекомендуется привлекать студенческие отряды, добровольцев, волонтеров, граждан и иных лиц на безвозмездной основе, в рамках организации ежегодных мероприятий, как правило, в весенне-осенний период в виде субботников, а также в рамках выполнения отдельных видов работ по благоустройству территорий общего пользования муниципальных образований, в том числе по озеленению, уборке случайного мусора, покраске бордюров и т.д.
1.6. Одним из важных направлений деятельности по созданию благоприятной окружающей среды является избавление территорий муниципальных образований области от "визуального мусора" и создание привлекательного облика поселений.
Данная работа предполагает проведение комплекса мероприятий, имеющих целью упорядочивание использования вывесок, способствующее сохранению архитектурного облика зданий и улиц, ревизию использующихся рекламных конструкций, создание системы городской навигации, под которой понимается комплекс знаков, указателей, схем, обеспечивающих удобство ориентирования в городской среде для местных жителей и посетителей муниципального образования.
1.7. К благоустройству дворовых и общественных территорий необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, участникам, а также организацию процесса управления и контроля.
Имеющиеся объекты благоустройства, расположенные на территории муниципальных образований Ростовской области, не обеспечивают растущие потребности и не удовлетворяют современным требованиям, предъявляемым к качеству среды проживания, а уровень их износа продолжает увеличиваться.
1.8. Один из основных критериев качества и комфорта условий проживания в населенных пунктах - адаптация окружающей среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Планировка и застройка муниципальных образований, формирование жилых и рекреационных зон проводились, как правило, без учета требований доступности для маломобильных граждан. Состояние объектов благоустройства городских территорий в большинстве случаев не обеспечивает свободное передвижение людей с ограниченными возможностями.
1.9. Для проведения мероприятий по благоустройству дворовых территорий, мест общественного пребывания жителей Ростовской области требуются значительные финансовые затраты.
В сложившейся ситуации решить проблему финансирования полного переустройства дворовых территорий и общественных пространств без государственной поддержки практически невозможно.
С целью приведения дворовых и общественных территорий к современным нормам комфортности существует необходимость принятия и реализации программы, где предусматриваются мероприятия, направленные на комплексное благоустройство дворовых и общественных территорий.
Необходимость разработки отдельной государственной программы области, направленной на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) и дворовых территорий, обусловлена также постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды".
Реализация государственной программы позволит осуществить комплексный подход к организации и выполнению работ по благоустройству, снизить затраты и получить положительный градостроительный эффект, следовательно, качественно повысить уровень благоустройства территорий поселений и городских округов Ростовской области.
Решение проблемы создания современной городской среды проживания на территории Ростовской области путем качественного повышения уровня благоустройства территорий муниципальных образований будет способствовать обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона, повышению его туристической привлекательности, привлечению дополнительных инвестиций.
В результате выполнения мероприятий программы появятся обновленные парки и скверы, благоустроенные центральные площади населенных пунктов, набережные и другие объекты, будут приведены в надлежащее состояние современные малые архитектурные формы. Все это в комплексе создаст гармоничную комфортную среду для населения Ростовской области.
Окончательный результат реализации государственной программы заключается в повышении удовлетворенности населения Ростовской области уровнем благоустройства территории проживания.
1.10. В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, которые могут привести к изменению сроков и (или) ожидаемых конечных результатов реализации государственной программы не менее чем на 10 процентов от планового уровня и на которые ответственный исполнитель и участники государственной программы не могут оказать непосредственного влияния.
Среди рисков реализации государственной программы необходимо выделить следующие:
1.10.1. Институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных государственной программой, что может затруднить реализацию государственной программы. Данный риск можно оценить как умеренный, поскольку формирование новых институтов в рамках государственной программы в большинстве случаев требует не только законодательного регулирования на федеральном уровне, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения.
1.10.2. Бюджетный риск, который связан с дефицитом региональных и местных бюджетов и возможностью выполнения своих обязательств по софинансированию мероприятий региональной (муниципальной) программы. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджетирования в части обеспечения реализации государственной программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные государственной программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации государственной программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
1.11. Реализации государственной программы также угрожают риски, связанные с изменением внешней среды, которыми невозможно управлять в рамках реализации государственной программы:
1.11.1. Риск ухудшения состояния экономики, который может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе к повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Учитывая опыт последнего финансово-экономического кризиса, оказавшего существенное негативное влияние на динамику основных экономических показателей, такой риск для реализации государственной программы может быть качественно оценен как умеренный.
1.11.2. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, который может привести к ухудшению состояния благоустроенности в отдельных муниципальных образованиях, а также потребовать концентрации средств бюджетов на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для государственной программы можно оценить как умеренный.
1.11.3. Отсутствие вовлеченности граждан в реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий.
Решение данной проблемы возможно путем вовлечения граждан и общественных организаций, используя механизмы и методы, отраженные в приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 N 691/пр "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы".
Из всех вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию государственной программы могут оказать институционально-правовой риск и риск ухудшения состояния экономики, которые содержат угрозу срыва реализации государственной программы.
Управление рисками реализации государственной программы будет осуществляться путем координации деятельности всех участников государственной программы и проведения информационно-разъяснительной работы с населением Ростовской области.
1.11.4. Меры правового регулирования в сфере благоустройства, относящиеся к компетенции органов исполнительной власти Ростовской области, носят вспомогательный характер и предусмотрены в приложении N 1 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.